Нелегальная миграция в России и методы борьбы с ней

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нелегальная миграция в России и методы борьбы с ней». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как и любое другое нарушение закона, незаконная миграция имеет негативные последствия для всех сторон. Нелегалы в Европе, США и других благополучных странах мира в первую очередь сталкиваются с проблемами с полицией, службой миграции, приносят некоторые неудобства местным жителям. В то же время им предстоит решить множество вопросов: жилье, работа, покупка товаров первой необходимости. Иногда все это сопровождается риском для жизни или здоровья.

Какие проблемы влечет нелегальная миграция

Работодатели тоже не стесняются нарушать закон, а заодно и права нелегалов, принимая их на предприятия с вредными и опасными условиями труда. В итоге новоприбывшие оказываются в тяжелой ситуации, не имея доступа к медицинскому обслуживанию и не получая социальной поддержки.

Таким образом, государства, которые являются популярными у нелегалов, рискуют столкнуться со следующими явлениями:

  • увеличение количества рабочих мест в опасных условиях. Например, в России этот показатель за последнее десятилетие увеличился с 18 до 32%;
  • перенаселение некоторых регионов. На окраинах мегаполисов во всех развитых странах мира существуют квартиры, где проживает по 10 человек, а то и больше;
  • рост недовольства коренного населения;
  • увеличение вероятности эпидемий.

Распространенным стало мнение, что нелегальные мигранты – в большинстве своем преступники. И если говорить так обо всех без исключения переселенцах нельзя, то сложно отрицать, что преступность в городе, перенаселенном чужестранцами, неустанно увеличивается. Сам по себе факт незаконного пребывания в стране – это уже правонарушение.

Самыми распространенными среди нелегалов действиями, которые выходят за рамки закона, являются:

  • изготовление фиктивных документов;
  • взяточничество;
  • подделка денег;
  • воровство;
  • разбой;
  • домогательства.

Такое поведение не способствует толерантности местных жителей по отношению ко всем иностранцам, независимо от того, в каком статусе они находятся в их стране.

1. Бахур, О. И. Незаконная миграция в современной Беларуси: проблемы уголовной ответственности / О. И. Бахур, Л. А. Васильева // Журн. междунар. права и междунар. отношений. 2005. № 1. С. 13—17.
2. Ивахнюк, И. В. Международная трудовая миграция: учеб. пособие / И. В. Ивахнюк. М.: Экон. фак. МГУ; ТЕИС, 2005.
3. Ионцев, В. А. Международная миграция населения: теория и история изучения / В. А. Ионцев. М.: Диалог-МГУ, 1999.
4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 21 апр. 2003 г., № 194-З: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г.: текст по состоянию на 1 нояб. 2009 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2009.
5. Конвенция против транснациональной организованной преступности [Электронный ресурс] // Там же.
6. О Государственной миграционной программе на 2006—2010 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 8 дек. 2005 г., № 1403 [Электронный ресурс] // Там же.
7. О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 3 июня 1993 г., № 2339-ХII [Электронный ресурс] // Там же.
8. Основы управления миграцией: пособие для руководящих должностных лиц и практиков / МОМ. Женева, 2006.
9. Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2009.
10. Руководство по разработке эффективной политики в области трудовой миграции в странах происхождения и назначения /МОМ, МОТ, ОБСЕ. Вена, 2006.
11. Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2009.
12. Текущий архив Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь.
13. Уголовный кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г., № 275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: текст по состоянию на 1 нояб. 2009 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2009.
14. Шахотько, Л. П. Нелегальная миграция: факторы роста и пути решения / Л. П. Шахотько // Международная миграция населения: Россия и современный мир. Вып. 9 / гл. ред. В. А. Ионцев. М.: МАКС-Пресс, 2002. С. 65—77.

Последствия нелегальной миграции

Незаконная миграция – прямой путь к развитию негативных процессов и нарушению безопасности страны. Негативные стороны данного явления состоят в следующем:

  • Утечка из госбюджета финансов за счёт ухода от уплаты налогов;
  • Усложнение ситуации на рынке труда. У отечественных предпринимателей повышен спрос на дешёвую рабочую силу мигрантов, поскольку это даёт возможность занижать зарплаты, угнетать права незаконно работающих иностранцев. Предпочитая дешёвый труд мигрантов, работодатели тормозят развитие производства, способствуют росту уровня безработицы среди коренного населения;
  • Риск развития эпидемий. Тяжёлый труд и проживание в плохих условиях подрывает здоровье мигрантов, и они могут стать источником распространения инфекционных заболеваний. Особую опасность для населения России представляет туберкулёз;
  • Образование внутри страны закрытых сообществ и криминальных структур, построенных по нацпризнаку. В них люди живут по особенным законам и обычаям. Подобные национальные анклавы приводят к выселению с некоторых территорий местного населения. А это может негативно сказаться на политической и культурной целостности государства;
  • Перенаселение некоторых регионов. В мегаполисах увеличивается количество квартир, где живёт 15-30 человек одновременно.

Особенности трудовой миграции

Современный мир столкнулся с неизбежностью формирования огромных потоков мигрантов. Это связано с самыми разными причинами. Кроме нестабильности экономической ситуации в странах проживания иностранцев, проблемы создают и пробелы в законодательствах государств, принимающих лиц из-за рубежа.

В России, к примеру, отсутствует эффективный механизм квотирования рабочей силы. Существуют также недостатки и в системе прогнозирования потребностей нанимателей в рабочей силе. Существующая практика создания официальных заявок работодателей ориентирована на крупные предприятия. Мелкие и средние предприниматели, в свою очередь, в основном используют нелегальных мигрантов. Недобросовестных нанимателей привлекает возможность сэкономить на оплате труда иностранцев, скрыть случаи производственного травматизма.

Читайте также:  Регистрация НКО — пошаговая инструкция

Миграционная политика России и Азербайджана и организационно-правовые механизмы ее реализации

Миграционная политика как составляющая государственной политики характеризуется системой общепринятых на уровне властных структур определенных идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего государство, а также другие общественные институты, соблюдая определенные принципы, предполагает достижение поставленных целей. Она включает: концепцию, т.е. систему взглядов, определяющих границы, правового, этического и идеологического пространства, в рамках которого могут формироваться программные документы по миграции населения; деятельность государственных органов, полномочных регулировать миграционные процессы.

«Основными механизмами реализации такой политики должны быть:

— комплексное и универсальное миграционное законодательство;

— единая классификация категорий мигрантов;

— разграничение федеральной и региональной ответственности, а также ответственности предприятий различных форм собственности за решение возникающих проблем;

— система экономических и административных мер государственного регулирования миграционных потоков;

— система гарантированных форм государственной поддержки вынужденных категорий мигрантов;

— концентрация федеральных и региональных бюджетных средств, выделяемых на решение проблем отдельных категорий мигрантов, с целью их более эффективного использования; применение рыночных механизмов привлечения внебюджетных источников финансирования»70.

По мнению О.Д. Воробьевой, «отчетливая и эффективная миграционная политика начала проводиться в конце XVII в., когда Россия, не имея мигра ционного потенциала на своей территории, начала активно привлекать иностранцев для заселения и освоения огромных территорий»71.

В 1762 г. Екатерина II издает Манифест «О свободном поселении иностранцев в России», а в 1763 г. — Указ «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, селиться, где пожелают»72. Иностранцы получали невиданные права и льготы: российское подданство, а прожившие в стране не менее десяти лет — право беспрепятственного вывоза всего нажитого имущества.

Новоторговым уставом 1667 г. впервые был определен общеправовой статус иностранного купца, при этом объем их прав был существенно ограничен73. Политика Петра I вначале исходила из режима наибольшего благоприятствования, но затем в связи с введением протекционизма74 в торговле -появился ряд его указов «об иноземцах», которыми их права были значительно урезаны75.

По Указу от 11 октября 1755 г. таможне вменялось в обязанность делать отметки в паспортах о пересечении границы и получать расписки о возвращении купца вместе с работниками в Россию. Самовольно выехавшие за границу отдавались в солдаты, а негодные к службе отправлялись на крепостные работы; дворяне предавались суду, а их имения конфисковывались76.

К началу XX в. в России стала формироваться организационно-правовая система управления миграционными процессами. Была создана Особая канцелярия Министерства полиции и Министерства внутренних дел (25 июня 1811 г.), в полномочия которой в том числе входило наблюдение за иностранцами, получившими российское подданство. Впоследствии ее функции были переданы III отделению Собственной его императорского величества канцелярии (3 июля 1826 г.)77.

Был принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих: ста потуе документа, удостоверяющего личность ; передвижения и выбор места жительства; регистрационный учет населения; выезд из Российской империи и въезд на ее территорию; правовое положение иностранных граждан; российское подданство.

Таким образом, уже в первой половине XIX в. в России сформировалось законодательство, ставшее основой системы миграционного контроля7 . Были созданы и организационные структуры, ведавшие различными направлениями указанной деятельности: Хозяйственный департамент МВД (1819-1904 гг.)80; Статистический совет (1863-1917 гг.)81; Центральный статистиче-ский комитет (1863-1918 гг.) «; переселенческое управление (1896-1905 гг.)83.

«К характерным чертам миграционной политики дореволюционного периода можно отнести: главенствующую роль в определении миграционной политики главы государства — монарха; сословно-представительный характер; целенаправленное государственное регулирование миграции; поселение жителей России и иностранцев в малонаселенные районы; государственное обеспечение мигрантов; установление паспортного контроля; установление системы учета миграции; становление иерархической структуры органов, осуществляющих миграционную политику, и ее развитие в процессе решения важнейших государственных задач; распределение государственных функций в сфере миграции между Переселенческим управлением (управление миграцией), Особенной канцелярией — III отделением Собственной е.и.в. канцелярии (правовая деятельность, контроль), Статистическим отделением, Статистическим советом и Центральным статистическим комитетом (сбор, обработка и и предоставление данных, обработка статистических сведений) и Хозяйственным департаментом Министерства внутренних дел (материальное и иное обеспечение миграции)» .

Криминологическое противодействие нелегальной миграции и ее общественно опасным последствиям

Как было показано, нелегальная миграция и ее последствия представляют собой сложные, многоплановые явления. Это обусловливает значительный объем, разнообразие и разновекторность необходимых мер противодействия.

В теории криминологии различаются две разновидности профилактической деятельности . Первая — общесоциальное предупреждение. Преступность отражает неудовлетворительное состояние как общества в целом, так и отдельных социальных группах, она — «барометр… нравственного здоровья общества» ; своим существованием, изменением или особенностями определяет наличие проблем, требующих решения в рамках общегосударственной внутренней политики.

Вторая разновидность предупредительной деятельности — специально-криминологическая, она рассматривается «как сложная многоплановая деятельность различных звеньев социального механизма, непосредственно направленная на устранение как общих причин и условий преступности, так и причин и условий различных видов преступлений» . Основная цель специально-криминологической профилактики предполагает закрепление положительных тенденций преступности.

В литературе высказана и иная точка зрения. Некоторые авторы выделяют, например, следующие уровни профилактики:

1) общесоциальный, полагая, что на этом уровне происходит процесс управления общесоциальными причинами и условиями преступности;

2) личностно-микросредовый, предполагающий нейтрализацию и компенсацию сети причинного механизма преступного поведения и его типов22 .

На наш взгляд, этот подход значительно уже, нежели необходим для эффективного противодействия преступности. Отдельная личность или группа ведут антисоциальный образ жизни в силу сложившейся обстановки, которая обусловливает не конкретно преступное поведение, а в целом желание противопоставить себя обществу или отклониться от норм, регулирующих общественные отношения. Данное обстоятельство следует учитывать при определении стратегии борьбы с преступностью.

Кроме того, выделение общесоциального и специально-криминологического предупреждения преступлений основывается на субъекте такой деятельности. Общесоциальная предупредительная деятельность представляет собой многоплановую и комплексную задачу, поэтому может решаться совокупными усилиями всего общества, всех звеньев его социального организма, тогда как специально-криминологическое — субъектами, у которых предупреждение преступлений является одной из основных задач222.

Как уже говорилось, современная миграция имеет значительное влияние на состояние общества, особенно на фоне мировой глобализации223. В связи с этим решение о полном закрытии границ для мигрантов имело бы негативные последствия для любой страны, ухудшило бы криминальную ситуацию с миграцией, повлекло бы увеличение ее нелегальных форм. Поэтому в рамках общесоциального предупреждения миграционной преступности необходимо, чтобы миграция синхронно и органично вписывалась в процессы, происхо дящие в обществе, не вызывая отторжения у местного населения и официального негативного реагирования органов власти страны.

Предупреждение преступлений требует широкомасштабных и глубоких изменений во всех звеньях социального устройства224, значительных затрат225. Для реализации его целей необходимо решение следующих основных задач: 1) выработка долгосрочной и краткосрочной национальной миграционной политики; 2) повышение эффективности деятельности системы контроля за миграционными процессами; 3) понимание и поддержка местным населением государственной миграционной политики; 4) совершенствование и гармонизация законодательства, регламентирующего процессы миграции, его унификация в первую очередь с законодательством сопредельных государств.

Читайте также:  Как поставить дом и землю на кадастровый учет. Инструкция

Государственная Дума РФ, подчеркивая особое значение противодействия незаконной миграции и упорядочения миграционных процессов, приняла специальное постановление по этому вопросу, в котором, в частности, отмечается, что в последнее время является «крайне актуальным принятие комплекса мер, в том числе законодательного характера, по борьбе с незаконной миграцией, упорядочению миграционных процессов на территории Российской Федерации, совершенствованию правовых норм, касающихся порядка въезда в Российскую Федерацию и пребывания на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства»22 . Большинство предложений Государственной Думы РФ в настоящее время реализовано, в том числе установлена уголовная ответственность за организацию незаконной миграции (ст. 322 УК РФ) и принят ряд основополагающих федеральных законов (например, «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. и др.).

Россия инициировала международную конференцию «Нелегальная миграция как угроза международной стабильности и безопасности государств», которая состоялась 27-28 ноября 2003 г. в г. Минске. В ней приняли участие депутаты национальных парламентов и международных парламентских объединений, представители специализированных международных организаций, в том числе системы ООН, сотрудники заинтересованных министерств и ведомств, научных центров и общественных организаций Беларуси и России.

Меры наказания для нелегальных мигрантов

Последняя пятилетка была отмечена не просто ростом потока мигрантов в страны Европы, США, Канаду и другие регионы планеты, которые отличаются более-менее стабильной экономикой и благополучием, а настоящим миграционным кризисом, который чуть было не привел к распаду Шенгенской зоны и существенно отразился на политических отношениях многих стран.

Тем, кто планирует обосноваться на чужбине в обход миграционных норм, неважно, будет он представителем Сирии, Афганистана или одной из республик СНГ, следует помнить, что власти мировых держав проводят активную политику по борьбе с незаконным пересечением границ. Отвечать перед законом придется не только тому, кто прибыл в обход его норм, но и тому, кто оказал в этом содействие, приютил мигранта на своей жилплощади или принял на работу: этим лицам грозит штраф за нелегала в довольно большом объеме.

Куда и как жаловаться на нелегальных мигрантов

Сообщить о факте нахождения мигрантов может любой гражданин, но к сожалению, сделать это можно только путём подачи соответствующей жалобы. Анонимные письма не подлежат рассмотрению.

Подать жалобу можно в ГУМВД МВД.

Как правило, жалоба составляется в свободной форме и должна соответствовать следующим требованиям:

  1. Отсутствие ненормативной лексики и нецензурных выражений;
  2. Документ составлен в деловом стиле и не содержит в себе орфографических и стилистических ошибок;
  3. В тексте бумаги указаны персональные данные её подателя.

По результатам рассмотрения заявления будет принято решение и произведены действия. Ответ заявителю о принятых мерах будет направлен любым удобным ему способом.

Обратиться с жалобой можно по следующим адресам:

Регион Адрес Официальный сайт
г. Москва 115035, г. Москва, ул. Б. Ордынка, д. 16/4, стр. 4 https://гумв.мвд.рф/
Московская область 140053, Московская область, Люберецкий район, г. Котельники, Новорязанское шоссе, д. 4 https://50.мвд.рф/
г. Санкт-Петербург 191028, г. Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 4 литер А https://78.мвд.рф/

На заметку! Все другие адреса и контактные данные миграционных служб в субъектах РФ можно узнать на сайте https://мвд.рф/.

Проблема с незаконной миграцией на территорию РФ является одной из актуальных на сегодняшний день. Указанные деяния попадают под категорию преступления, ответственность на совершение которого предусмотрена действующим УК РФ.

Недокументированная трудовая миграция в РФ

Зачастую фразой «нелегальная миграция в РФ» заменяют фразу «недокументированная трудовая миграция в РФ», что является ошибкой. У России нет визового режима с республиками бывшего СССР (кроме Туркменистана и стран Балтии), откуда в основном идёт в Россию трудовая миграция, поэтому нелегальной миграции из этих республик быть не может. Когда у трудовых мигрантов из стран безвизового въезда бывают не в порядке документы (нет разрешения на работу или нет регистрации, или эти документы просрочены), их следует называть «трудовые мигранты с не урегулированным статусом» или «недокументированные трудовые мигранты».

По ориентировочным экспертным подсчётам (2002 г.) из России ежегодно мигрантами вывозится от 2,3 млрд до 6,54 млрд долларов

По данным органов власти России (2006 г.): «Экономический ущерб, причиненный России нелегальной миграцией в виде неуплаты налогов, составляет более 8 млрд долл. США … ежегодно мигранты из стран СНГ вывозят из России свыше 10 млрд долл» — заявил глава Федеральной миграционной службы России Константин Ромодановский.

Если, согласно официальным данным, доля иностранных работников составляла в 2009 году 3,1 % от общей численности занятых в СНГ, то реальная доля, учитывая нерегулируемую составляющую миграции составит 8-9 %. Этот показатель близок к соответствующей пропорции во многих принимающих странах Европы, таких как Италия, Великобритания или Германия.

РФ в 2013 году официально приняла более 17 млн мигрантов. По данным НИУ ВШЭ, в 2013 году количество легальных и нелегальных иностранных трудовых мигрантов в России составляло около 7 млн. человек, по оценкам ФМС России — 4,5 млн., свыше 83% которых — это граждане из стран СНГ с безвизовым порядком въезда в Россию[12]. По данным на июль 2014 года в России находились более 11 млн иностранных граждан и лиц без гражданства. Из них на законных основаниях трудились лишь 1,5 млн.

По сведениям «ФМС России», в январе 2015 г. в России единовременно находилось 10,9 млн. иностранных мигрантов, патентов на работу за весь 2015 год было куплено ими только 1,8 млн.

Способы зарубежных стран

Опыт таких государств, как Испания, показывает положительные результаты. Регулярная амнистия для трудовых нелегалов, проживших три года в стране, позволила вывести из «тени» зарплаты. Это хороший повод наполнения казны.

Нелегальная эмиграция является острой проблемой для Европы. Так, в 2010 году столкновение румынских цыган с французской полицией в долине Луары привело к массовым беспорядкам и депортации. Вознаграждение при депортации — 400-500 евро за сбор биометрических данных. Поддержка от местного населения по данным соцопросов составила 70-80 %.

Дополнительная информация! Самой совершенной системой по борьбе с мигрантами в мире является японская. Биометрический контроль над любым, попадающим в страну человеком, дает возможность отслеживать статистику пребывания и передвижения. Незаконное пребывание в стране свыше указанного срока влечет за собой ответственность по статье, депортацию или большой штраф (2,5 тыс. долл.). В то же время, работодатель японец платит за незаконного работника штраф в размере 37,5 тыс. долларов или отбывает 3-х летний тюремный срок.

Интерес представляет опыт Израиля в этом вопросе. Каждый депортированный африканец получал на руки на границе 1 тысячу долларов в 2012 году.

Читайте также:  Чиновники делят тысячу рублей: Сумма новых пенсий названа

Особы жесткие меры борьбы у правительства Соединенных Штатов. По закону, каждому мексиканцу, нарушившему государственную границу, можно предъявить обвинение. Действие кодекса не распространяется на несовершеннолетних. Указанное государство попросту отбирает детей у нелегалов на границе и отдает в органы опеки США. Так, за апрель 2018 года 1995 детей были отняты у своих родителей, как эффективная мера пресечения переселения.

Последствия нелегальной миграции

Незаконная миграция – прямой путь к развитию негативных процессов и нарушению безопасности страны. Негативные стороны данного явления состоят в следующем:

  • Утечка из госбюджета финансов за счёт ухода от уплаты налогов;
  • Усложнение ситуации на рынке труда. У отечественных предпринимателей повышен спрос на дешёвую рабочую силу мигрантов, поскольку это даёт возможность занижать зарплаты, угнетать права незаконно работающих иностранцев. Предпочитая дешёвый труд мигрантов, работодатели тормозят развитие производства, способствуют росту уровня безработицы среди коренного населения;
  • Риск развития эпидемий. Тяжёлый труд и проживание в плохих условиях подрывает здоровье мигрантов, и они могут стать источником распространения инфекционных заболеваний. Особую опасность для населения России представляет туберкулёз;
  • Образование внутри страны закрытых сообществ и криминальных структур, построенных по нацпризнаку. В них люди живут по особенным законам и обычаям. Подобные национальные анклавы приводят к выселению с некоторых территорий местного населения. А это может негативно сказаться на политической и культурной целостности государства;
  • Перенаселение некоторых регионов. В мегаполисах увеличивается количество квартир, где живёт 15-30 человек одновременно.

Обязанности и права мигрантов

Политическими правами на территории РФ обладают только граждане страны. Мигранты не могут участвовать в выборах, быть членами политических партий или принимать участие в референдумах.

Среди прав, которыми наделены мигранты на территории РФ, можно выделить:

  1. Личные – право на жизнь, защиту достоинства, на личную неприкосновенность и защиту имущества, неприкосновенность имущества и жилища, на свободу передвижения и выбора места жительства, свободу вероисповедания и свободу слова, вступления в брак, на информацию и на объединение, а также право на получение гражданства РФ.
  2. Экономические – свободное использование своего имущества и способностей для предпринимательской деятельности и разрешенных законодательством видов экономической деятельности, право обладания и распоряжения имуществом, наследования, выбора рода деятельности.
  3. Культурные – право на участие в культурной жизни и пользование услугами культурных учреждений, посещение культурных мероприятий и право на собственное творчество.
  4. Социальные – право на социальные пособия, образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, образование.

К числу обязанностей мигрантов на территории Российской Федерации относятся:

  • конституционные;
  • общие обязанности всех лиц, находящихся на территории страны;
  • специальные обязанности мигрантов.

К числу специальных обязанностей мигрантов на территории России относятся:

  • оформление миграционной карты;
  • соблюдение сроков пребывания на территории РФ;
  • оформление полиса медицинского страхования;
  • наличие средств для проживания на территории РФ и последующего выезда с территории страны;
  • сдача миграционной карты при выезде с территории РФ должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска;
  • выезд с территории РФ в случае сокращения изначального срока проживания / временного пребывания или аннулирования разрешения на временное проживание / вида на жительство.

Проблемы от нелегальной миграции

Незаконная миграция вызывает ряд негативных процессов для страны и нарушает её безопасность. Среди них развитие теневого рынка труда, неуплата налогов в государственную казну, рост преступности и незаконных организованных группировок.

Обратите внимание! Тяжелые условия труда, на которые соглашаются такие люди, подрывают их здоровье и становятся причиной различных эпидемий. Особую угрозу представляет туберкулез и другие инфекционные заболевания. Плохая санитарная ситуация будет создавать угрозу для коренного населения.

Как видно, легализация может принести достаточную пользу для местной экономики. Специальные государственные службы борются с этим явлением. Уполномоченным органом по борьбе с нелегальной миграцией и её причинами является ГУВМ МВД, в частности, специалисты из отдела иммиграционного контроля. В экстренных случаях, нужно обращаться в местное отделение полиции и проблема будет решена.

Типы нелегальных мигрантов

Нелегалы, то есть иностранные граждане, незаконно пребывающие на территории РФ, делятся на три группы:

  • кто незаконно ;
  • кто после законного пересечения границы остался на территории страны, уже не имея на то законных оснований;
  • лица, ведущие на территории страны нелегальную деятельность.

Незаконное пересечение границы может быть осуществлено следующими способами:

  • в ненадлежащих местах и при отсутствии необходимых разрешительных документов;
  • по поддельным документам;
  • с иной целью, чем та, что указана в документах и при ответе на вопрос сотрудника КПП.

Закон также определяет, кто такие нелегалы, находящиеся на территории страны незаконно после санкционированного пересечения границы:

  • лица, не прошедшие процедуру постановки на миграционный учет;
  • не получившие статус временно пребывающего, беженца или ;
  • нарушающие правила транзита при пересечении территории РФ по пути в третью страну;
  • находящиеся в стране дольше срока, установленного разрешительными документами.

Государством за подобные действия предусмотрен ряд санкций. Каждый нелегал это знает, а потому заинтересован найти оправдания своему нарушению. Но ни отсутствие денежных средств, ни потеря документов таковыми не являются, и такому гражданину придется покинуть территорию страны.

Обязанности и права мигрантов

Политическими правами на территории РФ обладают только граждане страны. Мигранты не могут участвовать в выборах, быть членами политических партий или принимать участие в референдумах.

Среди прав, которыми наделены мигранты на территории РФ, можно выделить:

  1. Личные – право на жизнь, защиту достоинства, на личную неприкосновенность и защиту имущества, неприкосновенность имущества и жилища, на свободу передвижения и выбора места жительства, свободу вероисповедания и свободу слова, , на информацию и на объединение, а также право на получение гражданства РФ.
  2. Экономические – свободное использование своего имущества и способностей для и разрешенных законодательством видов экономической деятельности, право обладания и распоряжения имуществом, наследования, выбора рода деятельности.
  3. Культурные – право на участие в культурной жизни и пользование услугами культурных учреждений, посещение культурных мероприятий и право на собственное творчество.
  4. Социальные – право на социальные пособия, образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, образование.

К числу обязанностей мигрантов на территории Российской Федерации относятся:

  • конституционные;
  • общие обязанности всех лиц, находящихся на территории страны;
  • специальные обязанности мигрантов.

К числу специальных обязанностей мигрантов на территории России относятся:

  • оформление ;
  • соблюдение сроков пребывания на территории РФ;
  • оформление полиса медицинского страхования;
  • наличие средств для проживания на территории РФ и последующего выезда с территории страны;
  • сдача миграционной карты при выезде с территории РФ должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска;
  • выезд с территории РФ в случае сокращения изначального срока проживания / временного пребывания или аннулирования / .


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *