Бывший госслужащий: как принять на работу и не попасть на штрафы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бывший госслужащий: как принять на работу и не попасть на штрафы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Соискатель может оказаться забывчивым или намеренно не сообщить об имеющихся в его послужном списке государственных должностях. Работодателю стоит быть внимательнее к записям в трудовых книжках потенциальных работников.

О каких госслужащих можно не сообщать

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017г. №46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определено, в частности, что антикоррупционное законодательство, а именно требования ст. 12 Закона № 273-ФЗ новый работодатель бывшего госслужащего обязан выполнять независимо от суммы месячного вознаграждения, назначенного этому госслужащему.

Если должность бывшего государственного служащего на момент заключения с ним трудового договора отсутствует в перечне, утвержденном указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557, то сообщение можно не отправлять.

При переводе работника на другую должность или приеме его в порядке внутреннего совместительства в рамках одной и той же компании направлять сообщение по месту прежней госслужбы работника также не требуется.

При заключении договора ГПХ с бывшим госслужащим, сообщение по месту его прежней службы направляется только в случае, когда стоимость работ (услуг) превышает 100 000 рублей.

Уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего

Основные правила о подготовке официального уведомления о приеме на работу бывшего государственного служащего были установлены на законодательном уровне. Такой документ может быть составлен на фирменном бланке организации, в котором и происходит его формирование.

Обязательной формы для такого документа предусмотрено не было. Однако ответственному за составление лицу необходимо будет проследить за тем, чтобы в уведомление были включены следующие основные сведения:

  1. Информация о самом сотруднике, который является бывшим государственным служащим. Если какие-либо сведения, например, фамилия гражданина подлежали изменениям – в документе обязательно нужно указать начальные данные.
  2. Дата рождения бывшего госслужащего.
  3. Полное наименование должности, которую ранее занимал служащий во время работы в соответствующей государственной организации. Название такой должности должно быть подтверждено в документальной форме. Для этого все сведения ответственному лицу необходимо брать из трудовой книжки, которая предоставляется подчиненным своему работодателю.
  4. Информация об организации, в которой работал государственный служащий. Здесь нужно указать полное, а также сокращенное наименование такого учреждения и адрес его расположения.
  5. Сведения о том, на основании какого именно документа бывший государственный служащий, на данный момент времени, осуществляет свою профессиональную деятельность. В большинстве случаев таким документом будет являться официальное трудовое соглашение либо договор гражданско-правового характера. В уведомлении обязательно нужно указать номер данного документа, а также дату его подписания сторонами.
  6. Информация о сроке действия ранее заключенного с бывшим государственным служащим договора. Как известно, действующие нормы допускают заключение с сотрудником как бессрочных официальных соглашений, так и договоров со строго ограниченным периодом действия. В случае первого варианта, в уведомлении нужно указать слово «бессрочный».

Образец уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего

Составление данного уведомления необходимо осуществлять по следующей схеме:

  1. В правом верхнем углу всегда указываются реквизиты адресата, на имя которого и составляется этот документ, например:
    «Руководителю
    ФССП по г. Москве
    Морозову В.Ю.»
  2. Далее указывается наименование уведомления: «О направлении сведений относительно заключения трудового договора с бывшим государственным работником».
  3. Следующим этапом становится указание основных сведений, которые разъясняют, для чего именно ответственным лицом было создано данное уведомление. Примерный текст основной части может выглядеть следующим образом:
    «В соответствии с положениями трудового законодательства РФ, сообщаю Вам о факте заключения трудового договора с гражданином Маркиным Р.В., который ранее замещал должность федерального служащего в Управлении Федеральных судебных приставов по г. Москве».

  4. Далее идет указание всех необходимых сведений, которые обязательно должны содержаться в уведомлении, это:
    • ФИО сотрудника – Маркин Руслан Васильевич;
    • дата рождения гражданина – 20.06.1973 года;
    • наименование должности, которая замещалась во время государственной службы гражданина – заместитель руководителя отдела информационной безопасности;
    • наименование организации, в которую гражданин был трудоустроен на данный момент времени: Общество с ограниченной ответственностью «Контур»;
    • дата заключения договора – 16.07.2019 года. Срок действия соглашения: на неопределенный период;
    • наименование должности, которую сотрудник занимает после своего трудоустройства в организацию: сотрудник отдела информационной безопасности».
Читайте также:  Договор купли-продажи автомобиля

Пленум предусмотрел и возможные лазейки. Так, при уклонении работодателя от оформления с бывшим госслужащим трудового договора или его ненадлежащем оформлении он может быть привлечен к административной ответственности за нарушение трудового законодательства (ч. 4 или 5 ст. 5.27 КоАП РФ). А при доказанности продолжительности фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя (в течение 10 и более дней) — не исключает возможности привлечения работодателя к ответственности также по ст. 19.29 КоАП РФ.

Сообщать о приеме на работу нужно и при заключении с бывшим чиновником трудового договора о выполнении им в свободное от основной работы время у другого работодателя.

Если государственный или муниципальный орган, в котором ранее служил чиновник, упразднен или реорганизован (например, ФМС или ФСКН — прим. ТАСС) уведомление должно быть направлено в государственный орган, которому были переданы функции, а если они были распределены между несколькими структурами, допустимо сообщить в любой из них.

Что должен сделать работодатель?

Итак, согласно ст. 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, после увольнения с государственной или муниципальной службы в течение двух лет обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

Работодатель, в свою очередь, при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

Обратите внимание! О приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего работодатель должен известить представителя нанимателя в десятидневный срок (ст. 64.1 ТК РФ).

Здесь возникает вопрос — что это за перечни должностей? В настоящее время перечни должностей, с замещением которых в прошлом связываются ограничения на будущую трудовую деятельность, не разработаны и не утверждены. Указами Президента РФ от 21.07.2010 N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и от 18.05.2009 N 557 лишь установлено, что сообщать о заключенном трудовом договоре представителю нанимателя необходимо, если гражданин замещал должности:

— федеральной государственной гражданской службы, отнесенные Реестром должностей к высшей группе должностей такой службы;

— руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

— федеральной государственной гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляет Правительство РФ;

— военной службы и федеральной государственной службы иных видов.

Ответственность за несообщение сведений

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение порядка сообщения о заключении трудового договора с гражданином, ранее замещавшим должность государственной или муниципальной службы. В соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ за это может быть наложен штраф:

— на должностных лиц — в размере от 20 000 до 50 000 руб.;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей), — от 20 000 до 50 000 руб.;

— на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 руб.

Но не только на работодателя возложена ответственность. Гражданин, трудоустраивающийся в коммерческую организацию после замещения должностей государственной гражданской или муниципальной службы, не сообщивший работодателю сведения о последнем месте службы, может быть уволен с новой работы. Так, ст. 84 ТК РФ для данной ситуации называет следующую причину расторжения трудового договора — заключение трудового договора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы.

Читайте также:  Взаимодействие страхователей с ФСС: новые правила назначения пособий

Обязанности бывшего госслужащего

Для бывшего государственного и муниципального служащего установлены специфические условия заключения договора о трудоустройстве. Например, граждане, которые замещали установленные нормативными правовыми актами РФ должности, после увольнения с государственной службы на протяжении двух лет обязаны информировать работодателя о последнем месте своей службы. Так как на законодательном уровне не установлена точная форма данного уведомления, он вправе сделать это устно. Хотя гораздо лучше всё же предъявить подобные сведения письменно, сохранив копию зарегистрированного документа, чтобы избежать элементарного человеческого фактора, когда работодатель просто может забыть о поданных устно данных, и перед сотрудником встанет проблема поиска доказательств правильности своих действий. Вообще информацию подобного рода специалист по кадрам на новом месте работы обычно может добыть без труда и сам, просто проанализировав пометки в трудовой книжке работника.

Формирование широкой судебной практики по делам о приёме на работу бывших госслужащих, в сущности, началось только с конца 2010 года. Если раньше многие процессы просто разваливались из-за несовершенного законодательства в данной области и отсутствия единообразия предоставления сведений предыдущему работодателю, то сейчас, когда прошло более пяти лет, можно отметить некоторые тенденции в этой сфере.

С простыми случаями, когда госслужащие, уличённые в нарушении закона, не отрицают своей вины, всё ясно. А вот с работодателями дела обстоят несколько сложнее, что обусловлено высокими размерами штрафов. Многие нарушители стремятся всеми путями избежать ответственности, подтасовывают даты, искажают факты, и в итоге добавляются всё новые и новые отступления от закона, а значит, и новые наказания. Поскольку схема правосудия уже отработана, а в соответствующих органах имеется доступ практически к любым данным, то шутить с этим не стоит. Так что перед тем, как заключить трудовой договор с бывшим госслужащим, нужно все хорошо обдумать.

Проверяет соблюдения всех законодательных требований в сфере борьбы с коррупцией прокуратура. Когда она получает данные об увольнении какого-либо госслужащего с государственной службы, то наблюдает за его последующей карьерой ещё два года. После того как поступает информация об устройстве данного гражданина на новое место, нынешний работодатель становится объектом пристального внимания. Если в течение десяти дней он не направил требующееся уведомление, то прокуратура запускает проверку: посылает запросы и повестки, открывает дела, которые могут оказаться как простыми, так и сложными, если говорить условно. Образец уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего представлен ниже.

Правовая регламентация

Статья 64.1 ТК РФ, в известной степени, является производной от статьи 12 Закона №273 от 25.12.2008 года «О противодействии коррупции».

Так, в соответствии с ФЗ-273, любой уволившийся с государственной службы гражданин обязан в течение двух лет после увольнения извещать государственные или муниципальные службы о своем новом трудоустройстве.

Во исполнение Закона и с целью введения контроля за его исполнением в Трудовой кодекс РФ была введена часть 3 ст.64.1, устанавливающая обязанность работодателя направить в соответствующие органы уведомление в случае, если этим работодателем будет трудоустроен бывший государственный служащий.

Разумеется, перечень должностей госслужащих, в отношении которых требуется уведомление о трудоустройстве, также регламентирован. Соответствующие списки должностей госслужащих установлены:

  • Указом №557 Президента РФ от 18 мая 2009 года;
  • Приказом №38 Федеральной службы судебных приставов от 26 января 2018 года;
  • перечнями, установленными региональными органами власти во исполнение Закона «О противодействии коррупции».

Процедура найма бывшего госслужащего

Документооборот при найме работника по трудовому договору требуется соблюсти в соответствии с ТК РФ.

Пошаговая процедура приема на работу Описание
Обращение соискателя к руководителю предприятия При собеседовании достигается договоренность об условиях труда
Предоставление документов Работник должен подтвердить личность, квалификацию, соответствующую должности
Выявление наличия предыдущей должности в перечне, необходимом для уведомления Работодатель должен сразу по получении трудовой книжки определить необходимость уведомления бывшего нанимателя лица
Ознакомление будущего работника с документами предприятия Лицу предоставляются локальные акты, регулирующие внутренний распорядок, систему оплаты
Заключение трудового договора Документ подписывается обеими сторонами с последующим получением на руки экземпляра
Издание приказа О назначении сотрудника работодатель обязан издать приказ в течение 3 дней
Направление уведомления предыдущему нанимателю лица Информацию о госструктуре можно получить из трудовой книжки, предоставленных справок
Прохождение первичного инструктажа по охране труда Работник должен приступать к исполнению обязанностей после прохождения инструктажа
Внесение записи в трудовую книжку Документ предоставляется работодателю для внесения записей и хранения
Оформление личной карточки По данным работника открывается карточка Т-2
Читайте также:  Сколько расчетных счетов может иметь ООО в одном или разных банках

Когда можно не уведомлять

Обязанность по направлению уведомления прекращается после двух лет с момента увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы. При этом важно правильно определить момент, с которого начинается отсчет двух лет:

  • если должность из перечня была последней перед увольнением с госслужбы, течение 2-летнего срока начинается с даты увольнения;
  • если по прежнему месту работы в госоргане сотрудник был переведен с должности, требующей уведомления, на другую не включенную в списки должность, 2-летний срок отсчитывается с даты перевода (т.е. с того момента, когда госслужащий или муниципальный служащий фактически перестал занимать должность из списка).

Уведомление при трудоустройстве по совместительству

Обязанность уведомить о трудоустройстве бывшего госслужащего распространяется как на основное место работы, так и на работу по совместительству. В соответствии со ст. 60.1 ТК РФ совместительство представляет собой трудоустройство в свободное от выполнения основной работы время у того же (внутреннее) или у другого работодателя (внешнее совместительство).

Совместительство представляет собой самостоятельное место трудоустройства. Работая на нем, сотрудник может столкнуться с конфликтом интересов так же, как и в случае с основным местом работы. Поэтому для трудоустройства по совместительству нет каких-либо исключений из общих правил, и уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего направлять нужно.

Единственным исключением является внутреннее совместительство. Так как оно представляет собой трудоустройство у того же работодателя, направлять повторное уведомление о нем не нужно. Соответствующие разъяснения дал Верховный суд РФ в Постановлении Пленума от 28 ноября 2021 года № 46 (пункт 6).

Аналогичным образом решается вопрос об уведомлении при переводе сотрудника с одной должности на другую в той же организации. Поскольку смены работодателя не происходит, повторное уведомление направлять не надо.

Уведомление о работе бывшего государственного или муниципального служащего по совместительству оформляется по общим правилам без каких-либо особенностей. Однако в нем рекомендуется указать, что трудоустройство осуществлялось по совместительству.

Вопросы уведомления бывшего нанимателя и административной ответственности

Верховный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 28.11.2017 № 46, Обзоре судебной практики за четвертый квартал 2012 года, Обзоре судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 КоАП РФ, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016 обобщили наиболее часто встречающие спорные моменты при уведомлении бывшего нанимателя:

  • если работник не сообщил будущему работодателю о несении им ранее государственной или муниципальной службы, при этом указанные сведения отсутствовали в трудовой книжке, документах воинского учета, анкете, заполняемой гражданином при трудоустройстве, работодатель освобождается от административной ответственности;
  • обязанность направлять уведомления сохраняется в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы независимо от его последнего места работы и количества заключенных им за этот период трудовых договоров. Данная обязанность сохраняется в том числе при заключении трудового договора по совместительству;
  • если на момент заключения трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим государственный (муниципальный) орган, в котором данное лицо проходило службу, реорганизован или упразднен, сообщение следует направлять в орган, который осуществляет функции реорганизованного (упраздненного);
  • предусмотренный десятидневный срок для направления сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим нужно исчислять со дня, следующего за днем заключения договора с указанным лицом либо его фактического допущения к работе;
  • не является нарушением несообщение о переводе бывшего служащего на другую должность или на другую работу в пределах одной организации, а также о заключении с ним трудового договора о внутреннем совместительстве.

Бывший государственный служащий может оказаться отличным специалистом в какой-либо области, обладать знаниями, необходимыми для организации, поэтому несколько усложненный (по сравнению с «обычным») порядок приема на работу бывшего госслужащего не должен стать непреодолимым препятствием при получении высококвалифицированных кадров.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *