ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ И ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ. ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ И ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ. ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Для выполнения обязательств перед центральным банком, банки осуществляющие валютный контроль, как правило, проверяют договор на ошибки, касающиеся валютного контроля (банк не указывает на орфографические ошибки или на невыгодные условия сделки).

Как применяется упрощенный контроль?

Пройти проверку по упрощенной процедуре можно при условии, что сумма платежей не превышает 200 тыс. рублей. Если общая сумма больше, для прохождения упрощенного контроля в рамках одной поставки можно заключить несколько сделок на сумму до 200 тыс. руб. каждая (с заключением отдельного договора на каждую из них). По каждой из таких сделок банку предоставляют следующую информацию:

  • данные о контрагенте, с которым заключается контракт (название, страна);
  • дата заключения контракта и его номер;
  • сведения о платежах: валюта и общая сумма сделки, реквизиты счета и способ оплаты (оплата после поставки или предоплата);
  • тип сделки (оказание услуг, импорт, экспорт, заем).

Документы для валютного контроля и сроки подачи СПД

Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.

Сумма

Экспорт

Импорт или кредитование

до 200 тыс. руб. документы предоставлять не нужно, достаточно сообщить банку код операции
от 200 тыс. руб. до 3 млн руб. любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п. любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.
от 3 млн руб. до 6 млн руб. контракт для регистрации
свыше 6 млн руб. контракт для регистрации

В 2021 году продолжат действовать штрафы за нерепатриацию валютной выручки

В октябре 2020 года Правительством РФ был принят Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (далее – План по восстановлению экономики). Документ принят в целях поддержки российского бизнеса в период кризисной ситуации и содержит ряд мер по поддержке различных направлений бизнеса. Одно из таких направлений – увеличение экспорта и поддержка импортозамещения. В рамках данного направления указано различное количество мер, в том числе направленных на изменение правил валютного контроля в сторону его ослабления.

Эти меры включают:

  • поэтапную отмену репатриации валютной выручки для участника ВЭД;
  • освобождение участника ВЭД от обязанности по репатриации в случае получения банковской гарантии от российского банка;
  • увеличение оснований для зачета встречных требований или новации обязательств по внешнеторговым контрактам;
  • внедрение риск-ориентированного подхода к контролю за «сомнительными валютными операциями» участников ВЭД.

К 2024 году планируется полная отмена репатриации для сырьевых контрактов в рублях

Еще одна инициатива, которая обсуждается участниками ВЭД уже более 10 лет – это отмена требования о репатриации валютной выручки по внешнеторговым контрактам. Напомним, что репатриация валютной выручки представляет собой обязанность резидента по зачислению валютной выручки или возврату авансов за непоставленные товары или неоказанные услуги на свои счета в российских банках. Основная задача данной меры – защита российской экономики от оттока капиталов.

Позиция профильных ведомств в последние годы сводилась к тому, что репатриация — это пережиток советского прошлого, и в реальности российский бизнес уже давно эффективно использует зарубежные торговые структуры, которые выступают закупщиками или торговыми агентами, и на которых оседает большая часть прибыли.

В августе 2019 года в 173-ФЗ были внесены изменения, по которым полностью отменены требования о репатриации по экспортным несырьевым контрактам, сумма обязательств и оплата по которым предусмотрена в рублях. Для аналогичных рублевых сырьевых контрактов была введена поэтапная отмена репатриации:

  • начиная с 1 января 2020 года – только в отношении не более 10% от суммы контракта;
  • с 1 января 2021 года – не более 30%;
  • далее, поэтапно, заканчивая 2024 годом, планируется полная отмена репатриации.

Законопроект о поэтапной отмене требования о репатриации валютной выручки будет внесен в ноябре 2021 года

В августе 2020 года ЦБ РФ поддержал Минфин в инициативе по дальнейшей либерализации валютного законодательства в части требований о репатриации валютной выручки, и в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, который предлагает поэтапную отмену обязательной репатриации иностранной валюты по аналогии с репатриацией в рублях для сырьевых экспортеров. Статус рассмотрения данного законопроекта до настоящего момента не изменился. Тем не менее, в качестве одной из мер, предложенных в Плане по восстановлению экономики, указана поэтапная отмена требования о репатриации валютной выручки. Срок внесения законопроекта – июнь 2021 года, принятия федерального закона – ноябрь 2021 года.

Одна из основных инициатив участников ВЭД в последние годы, наряду с полной отменой требований репатриации выручки по внешнеэкономическим контрактам, было создание более гибкого правового регулирования с применением механизмов зачета встречных требований и новации обязательств. Планом по восстановлению экономики предлагается добавить случаи, в которых зачет встречных требований и новация обязательств могу быть признаны в целях исполнения обязанности по репатриации выручки.

Предложенные изменения, в целом, являются позитивными шагами в сторону полной отмены валютного контроля в РФ. Либерализация будет проходить поэтапно и займет продолжительное время. На 2021 год намечено множество изменений режима внешнеторговой деятельности. Мы рассчитываем, что такие изменения увеличат доступ российских участников ВЭД к внешним рынкам и позитивно скажутся на увеличении объемов российского экспорта.

Читайте также:  Надзорная жалоба - порядок и сроки подачи

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ О ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ.

Основные цели валютного контроля в том, чтобы не допустить утечки капитала за рубеж и не допускать незаконных операций. Банк проверяет каждую операцию на предмет соблюдения законодательства и может запросить необходимые документы или информацию.

Сразу уточню, у банка нет цели «вставить палки в колеса», скорее наоборот, банк заинтересован в развитии бизнеса для своих клиентов и оказывает всестороннюю поддержку на всех этапах.

Давайте рассмотрим одно из самых важных требований валютного законодательства — репатриацию валютной выручки.

«Репатриация» означает возвращение на родину. То есть, экспортер обязан получить на свои счета в банке валютную выручку за экспортированный товар, а импортер – обеспечить возврат денежных средств, перечисленных за товар в виде авансовых платежей, если товар так и не был поставлен. Банк следит за тем, чтобы деньги всегда возвращались на родину в установленные сроки, в том или ином виде.

Что это за сроки, и как на них влиять, рассмотрим далее.

КАК ПРАВИЛЬНО УКАЗЫВАТЬ СРОКИ РЕПАТРИАЦИИ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ ИЛИ СРОК ВОЗВРАТА АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Импорт

При переводе валюты в качестве предоплаты за товар по импортным договорам, поставленным на учет, банк должен указать срок репатриации. В этом случае сроком репатриации будет срок возврата аванса в случае непоставки товара. Срок возврата аванса будет являться крайним сроком, когда можно получить товар или получить назад предоплату без нарушений.

Срок может быть четко прописан в условиях договора. Например: «срок возврата аванса 180 дней с момента платежа». В этом случае банк поставит эту дату, если вы сами не предоставите расчет срока в банк. Как говорил ранее, рассчитать срок вы всегда можете самостоятельно, но опираясь на условия договора. Поэтому в указанном примере, можно добавить срок банковского перевода, особенно если платеж идет через несколько банков-корреспондентов, рассчитав срок репатриации как 190 дней.

Срок может быть четко не определен. Например: «в случае непоставки товара в срок, поставщик возвращает авансовый платеж в течение 10 дней с момента получения требования о возврате». В этом случае вы можете сами рассчитать срок возврата аванса и сообщить об этом в банк при проведении платежа. При этом вы можете указать любой срок, ограничиваясь сроком действия договора.

Экспорт

Срок репатриации при экспорте указывается в СПД (справка о подтверждающих документах).

Если вы отправляете товар и еще не получили полную оплату за него, то есть, вам заплатят после поставки, или вам внесли частичную предоплату и часть денег вы ждете после поставки товара, в этих случаях вы подаете справку о подтверждающих документах и в ней указываете ожидаемый срок. Этот срок и будет крайним сроком, не позднее которого вы должны получить указанную в справке сумму (либо получить обратно свой товар).

Обратите внимание, СПД на таможенные декларации подается только если не было полной предоплаты за отгружаемый товар (при экспорте), и если была предоплата за ввозимый товар (при импорте).

То есть:

Экспорт – вы получили полную предоплату за товар. СПД на таможенную декларацию делать не нужно. Если предоплата неполная или ее не было, то нужно сделать СПД.

Импорт – вы не перечисляли предоплату, оплачивать товар будете после поставки. СПД на таможенные декларации делать не нужно. Если вносили хотя бы часть предоплаты, нужно сделать СПД.

Это относится только поставкам за пределы таможенной территории ЕАЭС. По поставкам в пределах ЕАЭС (Казахстан, Беларусь, Армения и Киргизия) без оформления таможенных деклараций, СПД подается во всех случаях.

Регистрация контракта в банке

Вне зависимости от типа валюты, используемой в контрактах, связанных с импортом товаров или услуг, все расчеты проводятся через российские банки. При этом договоры на сумму более 3 миллионов рублей подлежат обязательной регистрации. Эквивалент в рублях рассчитывается исходя из официального курса Центробанка на день подачи документов.

Процедура занимает 1 рабочий день – и еще один день предусмотрен законом для того, чтобы банк известил импортера об уникальном номере, присвоенном контракту.

На учет ставятся следующие виды договоров:

  • любые внешнеторговые контракты, связанные с импортом товаров;
  • контракты на выполнение работ или оказание услуг, включая передачу информации, плодов интеллектуального труда;
  • договора на получение или выдачу кредитов, займов;
  • продажа (или оказание услуг по продаже) за рубеж ГСМ, продуктов питания и иных товаров (кроме оборудования и запасных частей к нему) для обеспечения работоспособности любых транспортных средств и их экипажей;
  • передача в аренду имущества.

Важно, чтобы в контракте была четко прописана сумма обязательств, а также сроки их погашения. Для отдельных видов контрактов сумма обязательств может указываться с учетом агентских и комиссионных вознаграждений, возмещаемых расходов, а также услуг сторонних компаний (например, оплата клининговой службе в рамках строительного контракта).

С чего начинается организация ВЭД на предприятии

Попытаемся перечислить базовые знания/умения, необходимые для организации ВЭД.

В первую очередь, это обстоятельные знания финансово-экономического характера: от технологий и нормативов ведения хозяйственных операций до аудита и эконометрического анализа.

Следующей площадью опоры при организации ВЭД является глубокое знание законодательства по вопросам, которые могут возникнуть при разрешении внешнеторговых ситуаций. Причем законодательства не только своей страны, но и стран-партнеров.

Особую роль играет психологическая подготовка специалиста по ВЭД: умение разбираться в людях, готовность к стрессовым ситуациям, использование современных техник нейролингвистического программирования (НЛП).

НЛП – это не только совокупность приемов для манипуляции, но и средство повышения эффективности коммуникации (как вести переговоры, заключать сделки и т. д.), обеспечения долгосрочных отношений с партнерами. Эффективная техника НЛП, используемая для того, чтобы убедить покупателя совершить сделку, – техника рефрейминга.

В последнее время в бизнесе интенсивно используется методы, в которых моделируются психологические аспекты поведения людей: рефлексивные методы, алгебра совести В. Лефевра, методы управленческой борьбы.

Читайте также:  Фиксированные взносы ИП с 2023 года

Особое внимание в подготовке специалиста по ВЭД должно уделяться вопросам принятия решений в условиях риска. Кроме серьезной математической теории принятия решений при многих критериях предпочтения и замещения, существуют практические рецепты диагностики и минимизации рисков, которые подробно рассматриваются в конце статьи.

В любом случае основой успеха специалиста по ВЭД являются опыт и практические навыки.

Начнем с вопросов, связанных с последовательностью этапов становления организаций, занимающихся ВЭД.

Что нужно для получения статуса участника ВЭД: пошаговая инструкция

Для упрощения таможенных процедур субъекту предпринимательской деятельности надо оформить учетную карточку (УК ВЭД). Карточка действительна в течение года. Регистрация обычно проводится на том посту таможни, через который будет перенаправляться продукция. При этом таможенный пункт можно выбрать и произвольно. Но нужно учитывать, что некоторые виды грузов разрешено транспортировать только через специализированные посты таможни.

Рассмотрим, как стать участником ВЭД пошагово:

  1. Собрать пакет документов и подать на пост таможни.
  2. Заключить договор со складом.
  3. Получить на руки учетную карту ВЭД.

Как получить статус участника ВЭД

Любое юридическое или физическое лицо, согласно Законодательству РФ, имеет право ввозить и вывозить товары на территорию страны. Для упрощения процедуры прохождения таможенной очистки организации необходимо зарегистрироваться в качестве участника внешнеэкономической деятельности и оформить учетную карточку (УК ВЭД).

Если вы уже продумали логистику и грузоперевозку товара, то вы наверняка знаете, через какую таможню пойдет товар. Необходимо зарегистрироваться в этом таможенном органе. Для регистрации и получения статуса участника внешнеэкономической деятельности необходимо:

  1. Собрать необходимые документы и передать их в таможенный орган.
  2. Заключить договор об услугах временного хранения на складе, где будет происходить таможенное оформление.

После того как документы одобрены и регистрация прошла успешна, на таможне вам заводят учетную карточку, что позволяет стать полноценным участником ВЭД. Если не позаботиться о регистрации в таможенном органе заблаговременно, можно потерять много времени в момент, когда товары находятся на таможне и проходят оформление. Могут возникнуть дополнительные сложности ввиду того, что не хватает сопроводительных документов. Все это приведет к затянувшейся процедуре таможенного оформления, что экономически нецелесообразно для любой организации.

Понятие валютного контроля

Валютный контроль — это комплекс мер государственного регулирования и контроля в сфере операций с валютами и ценными бумагами. Основные направления валютного контроля в РФ установлены Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Приведём выдержки из ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле, которые раскрывают ключевые положения валютного законодательства России:

  • 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности органов агентов валютного контроля (ст. 2);
  • объектами валютного контроля являются права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и российскими ценными бумагами за пределами РФ, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории РФ, валютой РФ и российскими ценными бумагами (ст. 2);
  • валютный контроль в РФ осуществляется для защиты экономических интересов участников операций с валютой и ценными бумагами (п. 5 ст. 3);
  • органы валютного регулирования – Банк России и Правительство РФ, они издают нормативные акты в сфере валютного регулирования (ч. 1,2 ст. 5);
  • органы валютного контроля – Банк России, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 22);
  • агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и другие органы (ч. 3 ст. 22, об этом далее).

Кто осуществляет валютный контроль в Российской Федерации

Согласно положениям ч. 1 ст. 22 173-РФ валютный контроль осуществляют:

  • Правительство РФ;
  • органы валютного контроля;
  • агенты валютного контроля.

Органами валютного контроля в РФ являются (ч. 2 ст. 22):

  • Банк России;
  • подразделения валютного контроля таможни;
  • подразделения валютного контроля налоговой службы.

Ч. 3 ст. 22 определяет уполномоченные банки как агенты валютного контроля, также в их число включены профессиональные участники рынка ценных бумаг и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

В соответствии с положениями ч. 6 ст. 22:

  • Правительство РФ координирует деятельность органов налогового контроля таможни и налоговой службы, а также их взаимодействие с Банком России (ч. 6 ст. 22);
  • Банк России взаимодействует с другими органами валютного контроля, координирует взаимодействие агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией.

Функции органов валютного контроля:

  • в функции Банка России при осуществлении валютного контроля входит контроль за осуществлением валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями (ч. 4 ст. 22);
  • органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за валютными операциями других субъектов, резидентов и нерезидентов РФ (ч. 5 ст. 22).

Направления таможенных органов в этой сфере

Таможенный орган ведет свою деятельность в следующих направлениях:

  1. проверка законности выполненных денежных операций, а также оформление необходимых разрешений и лицензий;
  2. контроль за тем, как выполняют перед государством собственные обязательства резиденты;
  3. соблюдение обязательств, которые связаны с продажей валюты других государств на валютном внутреннем рынке России;
  4. контроль за обоснованностью денежных платежей, проведенных в иностранных валютах;
  5. контроль за ведением отчетности по операциям нерезидентов, а также финансовым операциям, проведенным в государственной валюте.

Когда речь идет о пассажирских и грузовых перевозках, то в этом случае полномочия таможенных органов ограничиваются проверкой законности валютного законодательства.

Валютный контроль в Таможенном союзе

 Главная — Статьи

В связи с наличием определенных особенностей при оформлении сделок между компаниями — резидентами государств Таможенного союза часто возникает вопрос, как правильно оформить документы валютного контроля и предусмотрены ли льготы или послабления в валютном законодательстве для таких сделок. В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (в ред. Протокола от 16.04.2010) единую таможенную территорию Таможенного союза (далее — таможенная территория Таможенного союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Таможенное регулирование в Таможенном союзе — правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами. В соответствии со ст. 6 Таможенного кодекса Таможенного союза к основным задачам таможенных органов относится осуществление таможенного контроля. Но таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств — членов ТС. Как известно, подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых она заполнена. Подпунктом 13 п. 1 ст. 183 Таможенного кодекса установлено, что таможенный орган вправе потребовать документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств — членов Таможенного союза. А это значит, что при оформлении сделок между компаниями государств — членов Таможенного союза необходимо руководствоваться положениями Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ с изм., внесенными Федеральным законом от 21.11.2011 N 327-ФЗ). Первоочередным документом, который необходимо оформить для осуществления операций между компаниями государств — членов Таможенного союза, является паспорт сделки. Паспорт сделки оформляется при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами, а именно при осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте, в том числе за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности (в том числе исключительные права на них), по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом. Несоблюдение установленных правил оформления паспорта сделки либо нарушение установленных сроков его представления на основании ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб.; на юридических лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. руб. Таким образом, представить документы для оформления паспорта сделки необходимо не позднее осуществления первой валютной операции по контракту или иного исполнения обязательств по контракту. Для оформления паспорта сделки необходимо представить в банк два экземпляра паспорта сделки, заполненного в соответствии с Приложением 4 к Инструкции N 117-И, и контракт (договор), являющийся основанием для проведения валютных операций по контракту. Оформлять паспорт сделки не нужно, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долл. США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта. Банк ПС в день подписания (оформления или переоформления) им паспорта сделки по контракту в порядке, изложенном в Приложении 3 к Положению о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, открывает и ведет в электронном виде ведомость на основании информации, содержащейся в: — паспорте сделки; — справках об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на счет (списываемых со счета) резидента при осуществлении валютной операции по контракту, представляемых резидентом в банк ПС в порядке, установленном нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок; — расчетных документах, оформляемых и представляемых резидентом в банк ПС при осуществлении расчетов с нерезидентами в валюте Российской Федерации по контракту в порядке, установленном нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок; — справке о подтверждающих документах, справке о расчетах через счета за рубежом, справке о поступлении валюты Российской Федерации. Ни Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», ни Положением о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций не предусмотрены какие-либо послабления при оформлении между компаниями государств — членов Таможенного союза. Таким образом, своевременное оформление и представление документов валютного контроля обеспечит беспрепятственное прохождение платежей между счетами контрагентов и исполнение обязательств по поставкам.

Читайте также:  Таджикистанцы стали лидерами по программе переселения соотечественников в РФ

Август 2012 г.

Как только вы заключили контракт с нерезидентом, первое, что вам нужно сделать в рамках банковского валютного контроля, — определить, надо оформлять паспорт сделки или нет.

Если сумма вашего контракта с нерезидентом равна в эквиваленте 50 тыс. долл. США по курсу, установленному Банком России на дату заключения контракта, или превышает эту величину, вам необходимо оформить паспорт сделки в уполномоченном банке, через который будут проходить расчеты по контракту . А в ситуации, когда все расчеты пойдут через счета в зарубежных банках, оформлять паспорт сделки вам придется в территориальном отделении Банка России по вашему юридическому адресу . Забегая вперед, скажем, что в последующем туда же необходимо будет подавать и справки валютного контроля . Если же расчеты лишь частично пойдут через зарубежные счета, то паспорт сделки нужно открывать в уполномоченном банке и отчитываться перед ним же .

Случается, что на дату заключения контракта паспорт сделки не требуется, поскольку сумма обязательств меньше 50 тыс. долл. США в эквиваленте. Однако в дальнейшем обязательства увеличиваются (их общая сумма становится равна 50 тыс. долл. в эквиваленте или больше). И вам уже нужно оформить паспорт сделки. Сделать это необходимо не позднее даты, когда сумма обязательств по контракту превысит указанную выше сумму . Поэтому если вы предполагаете такое развитие событий, то можете подать в банк документы, необходимые для оформления паспорта сделки, заранее .

К сведению

Подробнее об оформлении, переоформлении и закрытии паспортов сделок написано: журнал «Главная книга», 2013, N 1, с. 80.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *