Трудовые отношения и их регулирование

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Трудовые отношения и их регулирование». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Коллективное регулирование трудовых отношений осуществляется посредством заключения коллективных договоров и соглашений. Применительно к источникам трудового права такое регулирование получило наименование «нормативное регулирование», а сами источники получили название «нормативные соглашения». Вместе с тем и но данному поводу (считать либо нет нормативные соглашения источником трудового права) в теории трудового права также нет единого мнения.

Комментарий к ст. 9 ТК РФ

1. Комментируемая статья формулирует одно из основных положений трудового права: помимо законодательства, трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются в договорном порядке; договорное регулирование осуществляется трудовым коллективом в лице его представителя и работодателем в форме соглашения между работниками и работодателями, заключенного на уровне Российской Федерации, ее субъекта, территории, отрасли, организации, а также путем заключения, изменения и прекращения трудового договора. Статья 9 подчеркивает, что договорное регулирование трудовых отношений осуществляется в соответствии с законодательством. Это означает, что исходные положения, фиксирующие минимальный уровень трудовых прав и гарантий работников, устанавливаются законодательством, а их конкретизация применительно к регионам, отраслям, территориям, отдельным организациям, конкретным работникам устанавливается в договорном порядке. Во всех случаях, когда законодательные акты содержат диспозитивные нормы, конкретное решение того или иного вопроса осуществляется договорным путем. Ссылка на трудовой договор как регулятор установления условий труда содержится во всех главах Кодекса, посвященных конкретным правовым институтам трудового права.

Действующий ТК предусматривает дальнейшее расширение договорного регулирования. По ряду вопросов, решаемых в императивных правовых нормах, в настоящее время возможно соглашение сторон. Так, в соответствии со ст. 179 ТК конкретный перечень работников, которым предоставляется преимущественное право для оставления их на работе при расторжении трудового договора по сокращению численности или штата работников, может быть предусмотрен соглашениями и коллективными договорами. Раньше круг таких лиц определялся только в законодательстве. Договорное регулирование трудовых отношений расширяет и ст. 180 ТК. В этой статье указано, что работодатель с письменного согласия работника вправе расторгнуть с ним трудовой договор в связи с ликвидацией организации (сокращением штата) до истечения двухмесячного срока предупреждения, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

2. Часть 2 ст. 9 предусматривает механизм, гарантирующий работникам, что их права и гарантии, установленные в договорном порядке, не будут ограничены или снижены. Во-первых, запрещено включать в коллективный договор, соглашение, трудовой договор условия, ограничивающие права и снижающие гарантии работникам, предусмотренные в трудовом законодательстве и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права. Во-вторых, установлено, что если такие условия включены в коллективный договор, соглашение, трудовой договор, то они не подлежат применению, и действует трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Применяя ст. 9, следует учитывать и нормотворчество субъектов РФ, которые принимают в пределах своей компетенции законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.

Субъекты трудового права

В отношениях, урегулированных нормами трудового права, участвуют несколько групп субъектов. Граждане. Это, во-первых, граждане, участвующие в отношениях по трудоустройству и профессиональной подготовке по направлению органов службы занятости (отношениях, предшествующих трудовым) либо в процессуальных отношениях по поводу увольнения с работы (отношения, вытекающие из трудовых), во-вторых, граждане, являющиеся работниками, в-третьих, граждане, выступающие в роли нанимателей для других граждан, заключивших с ними трудовой договор.

В соответствии со ст. 63 ТК РФ допускается заключение трудового договора с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. В случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения допускается прием на работу подростков, достигших возраста 15 лет. С 14 лет разрешается прием на работу учащихся образовательных учреждений для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения в свободное от учебы время и только с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства. Лица, не достигшие возраста 14 лет, могут быть приняты в творческие организации для участия в создании и (или) исполнении произведений. Закон устанавливает минимальный возраст поступления на работу, но по общему правилу не содержит возрастных пределов для работы по трудовому договору. Предельный возраст предусмотрен, например, для исполнения обязанностей государственной или муниципальной службы, замещения должностей руководителей государственных образовательных учреждений.

Субъектами трудового права России признаются иностранные граждане и лица без гражданства (ст. 11 ТК РФ), которые могут быть приняты на работу с соблюдением разрешительного порядка, предусмотренного законодательством РФ о правовом положении иностранных граждан и специальными правилами привлечения и использования на территории России иностранной рабочей силы. Исключения из общих правил привлечения иностранных работников устанавливаются федеральным законом и международными соглашениями по вопросам трудовой миграции.

Работодатели. Работодателем признается физическое лицо или юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Работодателем могут быть физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо просто граждане, использующие труд других граждан для нужд домашнего потребительского хозяйства. Работодателями выступают коммерческие или некоммерческие организации. Филиалы, представительства и иные обособленные структурные подразделения юридических лиц работодателями не признаются (ст. 20 ТК РФ) и заключают трудовые договоры от имени самой организации и в ее интересах. Особым правовым статусом наделяет закон работодателей, являющихся религиозными организациями, и работодателей – физических лиц. Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются либо непосредственно физическим лицом, являющимся работодателем, либо органами управления юридического лица (директором, советом директоров и др.). Руководитель организации – самостоятельный субъект трудового права, являясь работником организации (глава 43 ТК РФ), выступает как представитель организации работодателя.

Коллективные субъекты трудового права. Данную группу субъектов представляют объединения работников организации, объединения работников отрасли, территории, региона, Российской Федерации, их представители, в том числе органы и объединения профессиональных союзов, объединения работодателей и их представительные органы.

Объединение работодателей – некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы государственной или муниципальной власти общей компетенции. Это исполнительные органы государственного или муниципального управления, выступающие собственниками организаций работодателей, представителями собственников таких организаций или участвующие в отношениях социального партнерства.

Органы государственного управления специальной компетенции. Государственные органы, осуществляющие управление трудом, органы федеральной службы занятости, органы государственного надзора в сфере труда, органы государственной экспертизы условий труда, органы отраслевого управления трудом и др.

Органы по рассмотрению индивидуальных и коллективных трудовых споров : комиссии по трудовым спорам в организациях, примирительные комиссии, посредники, трудовой арбитраж.

Дисциплина труда и дисциплинарная ответственность работников

По определению статьи 189 ТК РФ дисциплина труда – это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации.

Трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка организации – локальный нормативный акт, который должен быть в каждой организации. Он регламентирует прием и увольнение работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, закрепляет применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также регулирует иные вопросы труда.

Дисциплина труда обеспечивается правильной организацией труда, а также применением мер поощрения за добросовестный труд, материальным стимулированием труда работников, дисциплинарным наказанием работников, нарушающих свои обязанности и внутренний распорядок организации.

Примерный перечень поощрений работников за труд установлен ст. 191 ТК РФ. Они также могут определяться коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации, уставами и положениями о дисциплине. Поощрения отражаются в трудовой книжке работника.

В случае совершения работником дисциплинарного проступка (виновного, противоправного неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных трудовых обязанностей) он может быть подвергнут работодателем дисциплинарному взысканию. За нарушение дисциплины труда к работнику применяются замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. Дисциплинарные увольнения указаны в п. 5–10 ст. 81 ТК РФ.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников предусматриваются также и другие дисциплинарные взыскания.

За каждый дисциплинарный проступок применяется только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку. Взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Оно не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. Срок действия дисциплинарного взыскания – один календарный год. Такое взыскание может быть обжаловано работником в органы государственной инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Читайте также:  Аутстаффинг персонала в 2021 году

МЕТОД ТРУДОВОГО ПРАВА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ, СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПРАВА.

Методом называется специфичный для данной отрасли права способ правового регулирования, т. е. воздействия через нормы права на волю людей, их поведение в нужном для государства, общества, работников и работодателей направлении в целях получения оптимального результата. Метод трудового права состоит из способов правового регулирования труда.

1. Сочетание централизованного и локального, нормативного и договорного регулирования.

2. Равноправие сторон трудовых отношений с подчинением в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка данной организации.

3. Участие работников через своих представителей или профсоюзы в правовом регулировании труда, т. е. в установлении и применении норм трудового законодательства, контроле за их соблюдением, защите трудовых прав.

4. Специфичный способ защиты трудовых прав: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав.

5. Единство и дифференциация правового регулирования труда.

Метод трудового права меняется сообразно современным требованиям. Законодательство о труде содержит три группы норм: императивные (они не могут быть изменены договорным регулированием); диспозитивные (предоставляют субъектам трудовых отношений возможность регулировать их поведение по своему усмотрению); рекомендательные (в них законодатель предлагает решить какойлибо вопрос договорным путем). В правовом регулировании труда расширяются рекомендательные, диспозитивные нормы и сужаются императивные.

Система трудового права – это совокупность правовых норм, сгруппированных в институты в зависимости от специфики общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли. Вся система отрасли трудового права делится на две части: Общую и Особенную.

В Общую часть входят нормы, распространяющиеся на все общественные отношения, которые определяют принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и обязанности работников, разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Особенная часть отрасли выстраивается по институтам. Современная система трудового права России включает в себя следующие институты:

А) трудоустройства;

Б) трудового договора;

В) рабочего времени, времени отдыха;

Г) оплаты труда; гарантийных, компенсационных выплат;

Д) дисциплины труда;

Е) материальной ответственности сторон трудового договора;

Ж) охраны труда.

ЗАПРЕЩЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ТРУДА.

Принудительный труд запрещен в ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, Конвенцией МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде, Конвенцией МОТ № 105 об упразднении принудительного труда, а также в ст. 4 ТК РФ. Принудительный труд – работа под угрозой применения какоголибо наказания (насильственного воздействия).

Признаки принудительного труда – отсутствие добровольного предложения лицом услуг для выполнения работы или прохождения службы; – наличие наказания за отказ от выполнения такой работы.

В ч. 3 ст. 4 ТК РФ перечислены дополнительные по сравнению с международными актами формы принудительного труда. К принудительному труду этой нормой отнесены:

1) нарушение сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере;

2) требование работодателем выполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо если работа угрожает жизни или здоровью работника. В п. 2 ст. 2 Конвенции МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде, ч. 3 ст. 4 ТК РФ дан перечень работ, которые не могут быть отнесены к принудительному труду и при доказанности рассмотренных юридически значимых обстоятельств. К числу таких работ отнесены: работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе, работа, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами, работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, т. е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Данный перечень работ в международных актах и для российского законодательства является исчерпывающим. Указание в нем на иные обстоятельства требует доказанности создания в результате их действия угрозы жизни или нормальным жизненным условиям всего населения либо его части. В ч. 2 ст. 142 ТК РФ перечислены временные периоды, в течение которых нельзя приостанавливать работу при невыплате заработной платы, органы и организации, в которых такая приостановка запрещена, а также работники, лишенные права использовать данное средство защиты.

Комментарий к статье 9 ТК РФ:

1. Статья 9 ТК РФ формулирует одно из основных положений трудового права: помимо законодательства трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются в договорном порядке; договорное регулирование осуществляется трудовым коллективом в лице его представителя и работодателем в форме соглашения между работниками и работодателями, заключенного на уровне Российской Федерации, ее субъекта, территории, отрасли, организации, а также путем заключения, изменения и прекращения трудового договора.

В ст 9 ТК РФ с комментариями указано, что договорное регулирование трудовых отношений осуществляется в соответствии с законодательством. Это означает, что исходные положения, фиксирующие минимальный уровень трудовых прав и гарантий работников, устанавливаются законодательством, а их конкретизация применительно к регионам, отраслям, территориям, отдельным организациям, конкретным работникам устанавливается в договорном порядке. Во всех случаях, когда законодательные акты содержат диспозитивные нормы, конкретное решение того или иного вопроса осуществляется договорным путем. Ссылка на трудовой договор как регулятор установления условий труда содержится во всех главах Кодекса, посвященных конкретным правовым институтам трудового права.

Принятый Трудовой кодекс предусматривает дальнейшее расширение договорного регулирования. По ряду вопросов, решаемых в императивных правовых нормах, в настоящее время возможно соглашение сторон. Так, в соответствии со ст. 179 ТК конкретный перечень работников, которым предоставляется преимущественное право для оставления их на работе при расторжении трудового договора по сокращению численности или штата работников, может быть предусмотрен соглашениями и коллективными договорами. Раньше круг таких лиц определялся только в законодательстве. Договорное регулирование трудовых отношений расширяет и ст. 180 ТК. В этой статье указано, что работодатель с письменного согласия работника вправе расторгнуть с ним трудовой договор в связи с ликвидацией организации (сокращением штата) до истечения 2-месячного срока предупреждения, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

2. Часть 2 ст 9 ТК РФ предусматривает механизм, гарантирующий работникам, что их права и гарантии, установленные в договорном порядке, не будут ограничены или снижены. Во-первых, запрещено включать в коллективный договор, соглашение, трудовой договор условия, ограничивающие права и снижающие гарантии работникам, предусмотренные в трудовом законодательстве и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права. Во-вторых, установлено, что если такие условия включены в коллективный договор, соглашение, трудовой договор, то они не подлежат применению и действует трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Применяя статью 9 ТК РФ, следует учитывать и нормотворчество субъектов РФ, которые принимают в пределах своей компетенции законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.

Уровни регулирования правоотношений

Регулирование правоотношений, которые складываются между сотрудником и организацией, осуществляется на государственном, отраслевом, программно-нормативном уровнях и в самом предприятии.

Государственное регулирование трудовых отношений предусматривает принятие законов и других нормативных актов — источников трудовых взаимоотношений в России.

Пенсионное законодательство, правовые нормы о занятости, о соцзащите отдельных категорий граждан, акты, касающиеся порядка урегулирования споров, также относятся к источникам права, в которых уделяется значительное внимание вопросам регулирования трудовых отношений.

Модель регионального регулирования системы социально-трудовых отношений происходит в форме издания нормативно-правовых и подзаконных актов, являющихся источником права в сфере труда.

Метод программного и отраслевого регулирования основывается на нормативных актах и осуществляется в процессе реализации тех или иных программ. К примеру, существуют госпрограммы, направленные на развитие соцполитики России, устранение проблем в сфере труда и так далее.

Модель регулирования отношений на уровне предприятий и организаций предусматривает локальное регулирование трудовых отношений и заключение коллективных договоров, которые также являются источником права.

Социальные трудовые правоотношения и законодательство

В законах, посредством которых власти осуществляют регулирование трудовых отношений, прямо не прописаны требования, по которым предприятие должно обеспечивать соответствие активностей «социальным» критериям. Но некоторые юристы умеют находить их, анализируя информацию их правовых актов, которая оформлена другими словами, но, по сути, подразумевает обязательство работодателя действовать с «социальным» акцентом.

Так, например, обязанности нанимателя по предоставлению отпуска по заранее утвержденному графику — уже можно считать примером таких требований, как полагают исследователи. Некоторые из норм закона могут носить рекомендательный характер или же не предполагать каких-то серьезных санкций регулирующих органов за их невыполнение. Например, коллективный трудовой договор — как инструмент дополнительной «социализации» коммуникаций внутри фирмы — по закону компаниям формировать необязательно, но им крайне рекомендуется это делать — на тот случай, если государственная комиссия по трудовым отношениям нанесет визит с целью проверки.

Читайте также:  Какой режим работы возможен для инвалида 3 группы (7 или 8 часов)

Трудовое право в России

На­ча­ло фор­ми­ро­ва­ния в цар­ской Рос­сии Т. п. как осо­бой от­рас­ли пра­ва от­но­сит­ся к сер. 19 в., ко­гда скла­ды­ва­лось фаб­рич­но-за­во­дское (фаб­рич­но-тру­до­вое) за­ко­но­да­тель­ст­во, во мно­гом ана­ло­гич­ное ра­нее при­ня­тым за­ко­нам в Зап. Ев­ро­пе, но с учё­том уров­ня эко­но­мич. раз­ви­тия Рос­сии и её ис­то­рич. осо­бен­но­стей (см. Фаб­рич­ное за­ко­но­да­тель­ст­во). Позд­нее сви­де­тель­ст­вом сис­те­ма­ти­за­ции поч­ти всех норм, ре­гу­ли­ро­вав­ших при­ме­не­ние на­ём­но­го тру­да, стал Ус­тав о про­мыш­лен­ном тру­де (1913) как гл. ис­точ­ник фаб­рич­но-тру­до­во­го за­ко­но­да­тель­ст­ва. При этом ста­нов­ле­ние Т. п. как от­рас­ли пра­ва по рег­ла­мен­та­ции от­но­ше­ний лич­но­го най­ма ба­зи­ро­ва­лось со сто­ро­ны го­су­дар­ст­ва на нор­мах ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го (по­ли­цей­ско­го) пра­ва и час­тич­но на нор­мах гражд. пра­ва, по­сколь­ку ку­п­ля-про­да­жа ра­бо­чей си­лы пред­став­ля­ла со­бой раз­но­вид­ность ча­ст­но­пра­во­вой сдел­ки. Толь­ко по­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 с при­ня­ти­ем ря­да дек­ре­тов о тру­де, а за­тем и КЗоТ РСФСР 1918 в Рос­сии на­ча­ла скла­ды­вать­ся сов. мо­дель са­мо­сто­ят. от­рас­ли, ре­гу­ли­рую­щей тру­до­вые от­но­ше­ния, – тру­до­во­го пра­ва, офор­мив­ше­го­ся с при­ня­ти­ем КЗоТ РСФСР 1922. По­сле об­ра­зо­ва­ния СССР (1924) важ­ней­шие по­ло­же­ния ре­гу­ли­ро­ва­ния тру­да бы­ли за­кре­п­ле­ны в об­ще­со­юз­ных за­ко­но­дат. ак­тах, а так­же в КЗоТ со­юз­ных рес­пуб­лик. Ос­но­вы за­ко­но­да­тель­ст­ва Сою­за ССР и со­юз­ных рес­пуб­лик о тру­де (1970) яви­лись юри­дич. ба­зой для при­ня­тия в 1971–1973 но­вых КЗоТ во всех со­юз­ных рес­пуб­ли­ках. Осн. по­ло­же­ния пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния тру­да в совр. Рос­сии ба­зи­ру­ют­ся на кон­сти­ту­ци­он­ном прин­ци­пе сво­бо­ды тру­да (ст. 37 Кон­сти­ту­ции РФ). Дей­ст­вую­щий Тру­до­вой ко­декс РФ (2001) оп­ре­де­ля­ет пред­мет Т. п., на­зы­вая в ст. 1 пе­ре­чень от­но­ше­ний, им ре­гу­ли­руе­мых.

Пред­мет Т. п. со­став­ля­ют две груп­пы об­ществ. от­но­ше­ний: соб­ст­вен­но тру­до­вые от­но­ше­ния, воз­ни­каю­щие ме­ж­ду ра­бот­ни­ком и ра­бо­то­да­те­лем на ос­но­ва­нии тру­до­во­го до­го­во­ра, а так­же скла­ды­ваю­щие­ся в про­цес­се тру­да иные не­по­сред­ст­вен­но свя­зан­ные с ни­ми от­но­ше­ния. Име­ют­ся в ви­ду от­но­ше­ния: по орга­ни­за­ции тру­да и управ­ле­нию тру­дом; тру­до­уст­рой­ст­ву у дан­но­го ра­бо­то­да­те­ля; под­го­тов­ке и до­пол­ни­тель­но­му проф. об­разо­ва­нию ра­бот­ни­ков не­по­сред­ст­вен­но у дан­но­го ра­бо­то­да­те­ля; со­ци­аль­но­му парт­нёр­ст­ву, ве­де­нию кол­лек­тив­ных пе­ре­го­во­ров, за­клю­че­нию кол­лек­тив­ных до­го­во­ров и со­гла­ше­ний; уча­стию ра­бот­ни­ков и проф. сою­зов в ус­та­нов­ле­нии ус­ло­вий тру­да и при­ме­не­нии тру­до­во­го за­ко­но­да­тель­ст­ва в пре­ду­смот­рен­ных за­ко­ном слу­ча­ях; ма­те­ри­аль­ной от­вет­ст­вен­но­сти ра­бо­то­да­те­лей и ра­бот­ни­ков в сфе­ре тру­да; гос. кон­тро­лю (над­зо­ру), проф­со­юз­но­му кон­тро­лю за со­блю­де­ни­ем тру­до­во­го за­ко­но­да­тель­ст­ва (вклю­чая за­ко­но­да­тель­ст­во об ох­ра­не тру­да) и иных нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов, со­дер­жащих нор­мы Т. п.; раз­ре­ше­нию тру­до­вых спо­ров; обя­за­тель­но­му со­ци­аль­но­му стра­хо­ва­нию в слу­ча­ях, пре­ду­смот­рен­ных фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми. Об­щим для ука­зан­ных от­но­ше­ний по по­во­ду при­ме­не­ния тру­да (в про­шлом, в на­стоя­щее вре­мя ли­бо в бу­ду­щем) яв­ля­ется их об­у­слов­лен­ность тру­до­вы­ми от­но­ше­ния­ми и су­ще­ст­во­ва­ние лишь по­столь­ку, по­сколь­ку су­ще­ст­ву­ют тру­до­вые от­но­ше­ния. Це­ли и за­да­чи Т. п. сфор­му­ли­ро­ва­ны в тру­до­вом за­ко­но­да­тель­ст­ве (ст. 1 ТК РФ): со­ци­аль­но-пра­во­вая за­щи­та гра­ж­дан; со­зда­ние бла­го­при­ят­ных ус­ло­вий тру­да; за­щи­та прав и ин­те­ре­сов ра­бот­ни­ков и ра­бо­то­да­те­лей; оп­ти­маль­ное со­гла­со­ва­ние ин­те­ре­сов сто­рон тру­до­вых от­но­ше­ний и го­су­дар­ст­ва в со­ци­аль­но-тру­до­вой сфе­ре.

Ме­тод Т. п. ос­но­ван на един­ст­ве и диф­фе­рен­циа­ции его норм, со­че­та­нии цен­тра­ли­зо­ван­но­го и ло­каль­но­го, нор­ма­тив­но­го и до­го­вор­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния, со­че­та­нии ра­вен­ст­ва и под­чи­нён­но­сти субъ­ек­тов тру­до­вых от­но­ше­ний, ис­поль­зо­ва­нии спе­ци­фич. спо­со­бов за­щи­ты их тру­до­вых прав, что ко­рен­ным об­ра­зом от­ли­ча­ет Т. п. от др. от­рас­лей пра­ва. Т. п. со­че­та­ет в се­бе как пуб­лич­но-пра­во­вые (рас­тор­же­ние тру­до­во­го до­го­во­ра по ини­циа­ти­ве ра­бо­то­да­те­ля, на­ло­же­ние дис­ци­п­ли­нар­ных взы­ска­ний), так и ча­ст­но­пра­во­вые (за­клю­че­ние тру­до­во­го до­го­во­ра, его рас­тор­же­ние по ини­циа­ти­ве ра­бот­ни­ка) эле­мен­ты пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния.

Со­глас­но Кон­сти­ту­ции РФ (ст. 72, ч. 1, пункт «к»), Т. п. на­хо­дит­ся в со­вме­ст­ном ве­де­нии Фе­де­ра­ции и её субъ­ек­тов, раз­гра­ни­че­ние пол­но­мо­чий ме­ж­ду ко­то­ры­ми оп­ре­де­ле­но в ст. 6 ТК РФ. В ус­ло­ви­ях вер­хо­вен­ст­ва и при­ори­те­та фе­де­раль­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва субъ­ек­ты РФ впра­ве за счёт ре­гио­наль­но­го бюд­же­та ус­та­нав­ли­вать бо­лее вы­со­кий уро­вень тру­до­вых прав и га­ран­тий ра­бот­ни­кам.

Ре­гу­ли­ро­ва­ние от­но­ше­ний сфе­ры Т. п. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся тру­до­вым за­ко­но­да­тель­ст­вом (вклю­чая за­ко­но­да­тель­ст­во об ох­ра­не тру­да), со­стоя­щим из ТК РФ, иных фе­де­раль­ных за­ко­нов и за­ко­нов субъ­ек­тов РФ, со­дер­ж��­щих нор­мы Т. п.; иных нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов, со­дер­жа­щих нор­мы Т. п. (ука­зы Пре­зи­ден­та РФ, нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты Пра­ви­тель­ст­ва РФ и фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­нит. вла­сти, ор­га­нов ис­пол­нит. вла­сти субъ­ек­тов РФ и ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния). Ис­точ­ни­ком Т. п. яв­ля­ют­ся за­ко­но­да­тель­ные и иные нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты быв. СССР, при­ме­няе­мые по­столь­ку, по­сколь­ку они не про­ти­во­ре­чат ТК РФ (ст. 423). Ре­гу­ли­ро­ва­ние от­но­ше­ний сфе­ры Т. п. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся так­же кол­лек­тив­ны­ми до­го­во­ра­ми, со­гла­ше­ния­ми и ло­каль­ны­ми нор­ма­тив­ны­ми ак­та­ми, со­дер­жа­щи­ми нор­мы Т. п. К до­го­вор­но­му уров­ню ре­гу­ли­ро­ва­ния от­но­сят­ся и тру­до­вые до­го­во­ры, за­клю­чён­ные в со­от­вет­ст­вии с тру­до­вым за­ко­но­да­тель­ст­вом.

Ес­ли нор­мы Т. п., ко­то­рые со­дер­жат­ся в нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тах, имею­щих низ­шую юри­дич. си­лу, про­ти­во­ре­чат ТК РФ, то при­ме­ня­ют­ся нор­мы Ко­дек­са, ко­то­рые, в свою оче­редь, не долж­ны про­ти­во­ре­чить Кон­сти­ту­ции РФ и фе­де­раль­ным кон­сти­туц. за­ко­нам, т. к. в со­от­вет­ст­вии с ни­ми осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ре­гу­ли­ро­ва­ние от­но­ше­ний сфе­ры Т. п. Об­ще­при­знан­ные прин­ци­пы и нор­мы ме­ж­ду­нар. пра­ва и ме­ж­ду­нар. до­го­во­ры РФ, яв­ля­ясь в со­от­вет­ст­вии с Кон­сти­ту­ци­ей РФ со­став­ной ча­стью пра­во­вой сис­те­мы РФ, об­ла­да­ют вер­хо­вен­ст­вом по от­но­ше­нию к пра­ви­лам, ус­та­нов­лен­ным тру­до­вым за­ко­но­да­тель­ст­вом РФ и ины­ми ак­та­ми, со­дер­жа­щи­ми нор­мы тру­до­во­го пра­ва. В док­три­не нет един­ст­ва мне­ний от­но­си­тель­но пра­во­вой при­ро­ды ак­тов выс­ших су­деб­ных ор­га­нов – Кон­сти­ту­ци­он­но­го су­да РФ и Вер­хов­но­го су­да РФ, фор­маль­но не яв­ляю­щих­ся ис­точ­ни­ка­ми Т. п., но иг­раю­щих важ­ней­шую роль в пра­во­при­ме­ни­тель­ной прак­ти­ке, спо­соб­ст­вуя пра­виль­но­му и еди­но­об­раз­но­му при­ме­не­нию норм тру­до­во­го за­ко­но­да­тель­ст­ва.

Статья 1 Трудового кодекса РФ выделяет девять групп таких отношений.

1. Отношения по трудоустройству у данного работодателя.

Процесс трудоустройства может быть разнообразным: во-первых, человек может сам искать работу; во-вторых, он может обратиться в коммерческое кадровое агентство; в-третьих, человек может обратиться в государственную службу занятости. Трудовым правом регулируется, по существу, только третий вариант трудоустройства, обязательным участником которого является служба занятости населения. Основа правового регулирования этого вида трудоустройства определена федеральным законом. Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» регулирует этот институт трудового права, следующие подгруппы правоотношений:

Отношения между службой занятости и работодателями по поводу определения вакантных рабочих мест. Законодательство о занятости населения устанавливает обязанность работодателей сообщать в государственную службу занятости населения информацию об имеющихся вакансиях рабочих мест.

Регулирование трудовых правоотношений

Социально-трудовые взаимоотношения в России представляются как модель взаимных компромиссов между работодателем и наемным работником. Такая система формировалась в течение длительного времени и прошла период от раннего капиталистического строя, где отсутствовал какой-либо порядок и социальная защищенность работников, до современного социального партнерства.

Сегодня модель современных социальных трудовых взаимоотношений базируется исключительно на принципах равноправия и взаимного уважения. Порядок регулирования взаимоотношений в сфере труда призван находить нужный баланс и решение проблем, возникших между работодателями и работниками. Такие правоотношения носят коллективный характер: на одной стороне находятся работники, профсоюзы или иные формы объединений, а на другой — собственники предприятий.

В статье 9 ТК сформулирована ключевая модель трудового права: кроме законов и нормативных актов, источником регулирования правоотношений являются также соглашения, разработанные коллективом и организацией на государственном, территориальном, отраслевом и иных уровнях.

Уровни регулирования правоотношений

Регулирование правоотношений, которые складываются между сотрудником и организацией, осуществляется на государственном, отраслевом, программно-нормативном уровнях и в самом предприятии.

Государственное регулирование трудовых отношений предусматривает принятие законов и других нормативных актов — источников трудовых взаимоотношений в России.

Пенсионное законодательство, правовые нормы о занятости, о соцзащите отдельных категорий граждан, акты, касающиеся порядка урегулирования споров, также относятся к источникам права, в которых уделяется значительное внимание вопросам регулирования трудовых отношений.

Модель регионального регулирования системы социально-трудовых отношений происходит в форме издания нормативно-правовых и подзаконных актов, являющихся источником права в сфере труда.

Метод программного и отраслевого регулирования основывается на нормативных актах и осуществляется в процессе реализации тех или иных программ. К примеру, существуют госпрограммы, направленные на развитие соцполитики России, устранение проблем в сфере труда и так далее.

Модель регулирования отношений на уровне предприятий и организаций предусматривает локальное регулирование трудовых отношений и заключение коллективных договоров, которые также являются источником права.

Договорной способ регулирования трудовых отношений

ТК РФ Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

Читайте также:  Можно ли вернуть товар без чека в магазин: 5 способов

запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

равенство прав и возможностей работников;

обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них;

(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 358-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Труд представляет собой целенаправленную деятельность человека, связанную с реализацией его физических и умственных способностей, для получения определенных материальных или духовных благ. Труд может быть индивидуальным и в общественной кооперации труда. Нормы трудового права регламентируют труд только в общественной кооперации, которая имеет две стороны: техническую (технологические процессы производства определенного продукта, работу техники, машин) и социальную (общественные отношения по труду на производстве).

Предметом трудового права являются: общественные отношения в сфере труда, а также непосредственно связанные с ними по: организации труда и управлению трудом; трудоустройству у данного работодателя; профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда); разрешению трудовых споров; обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами 1 .

Цели трудового законодательства

Задачи трудового законодательства

установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;

создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношении и интересов государства

создание благоприятных условий труда для субъектов трудовых правоотношений

правовое регулирование трудовых отношений

защита прав и интересов работников и работодателей.

правовое регулирование иных непосредственно связанных с трудовыми отношениями.

Система трудового права представляет собой совокупность взаимосвязанных групп, институтов и норм, имеющих отраслевое и структурное единство по предмету правового регулирования, и состоит из следующих элементов:

Общая часть включает нормы, связанные с:

Особенная часть регулирует общественные отношения по:

предметом трудового права;

источниками трудового права;

системой трудовых правоотношений

рабочему времени и времени отдыха;

материальной ответственности нормированию труда и заработной платы;

охране труда и трудовым спорам;

надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде

Таким образом, ПРЕДМЕТ трудового права – отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются нормами трудового права, а МЕТОД – как и какими способами осуществляется регулирование трудовых отношений и иных непосредственно с ними связанных.

К методам трудового права относятся: сочетание централизованного и локального, нормативного и договорного регулирования; участие работников и их представителей в установлении условий труда и контроль за их соблюдением; единство, дифференциация правового регулирования труда; договорный характер труда, установление его условий; сочетание отношений равенства сторон и обязанность подчиняться законодательству и правилам внутреннего трудового распорядка; специфические способы защиты трудовых прав.

Принципами трудового права являются основополагающие начала, которые характеризуются тем, что выражают государственную волю, обладают системностью, стабильностью, иерархичностью между собой. В них отражены требования, закрепленные в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом ООН 19 декабря 1966 г., а также в Декларации Международной организации труда от 18 июня 1998 г. «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда», а также положения ст.ст. 15, 37 Конституции РФ и норм Трудового кодекса 2 Российской Федерации (в дальнейшем ТК РФ, который введен в действие с 1 февраля 2002 года, взамен КЗоТа РФСР 1971 года с изм.).

Основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений признаются:

  • свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
  • запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
  • защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
  • обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
  • равенство прав и возможностей работников;
  • обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
  • обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
  • обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
  • сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  • установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
  • обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;
  • обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке.
  • обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
  • обеспечение права на обязательное социальное страхование работников. Постановление Правительства РФ от 24 июня 2002 г. № 555 (в ред. от 08 августа 2003 г.) «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *