Перевозка и Комментарий к Главе 40 Гражданского кодекса РФ (ст. 784 — 800)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перевозка и Комментарий к Главе 40 Гражданского кодекса РФ (ст. 784 — 800)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Постановление Правительства РФ от 1 марта 2004 г. №116 «Об утверждении Положения об установлении и применении тарифов на погрузку и выгрузку грузов и связанные с ними услуги внутреннего водного транспорта». Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2003 г. № 710 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования».

ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.

С иском может обратиться само общество, например, когда сменится директор. Либо участники — если сделку одобряли.

Судовой журнал хранится на судне в течение двух лет со дня внесения в него последней записи. По истечении указанного срока судовой журнал сдается на хранение в орган, осуществляющий государственную регистрацию судов.

Глава XIV. Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении (статьи 104 — 114)

В протестах прокурор поставил вопрос о приведении Административных регламентов в соответствие с действующим законодательством.

Грузы в таре или упаковке, а также штучные грузы принимаются для перевозки с указанием в транспортных накладных массы грузов и количества грузовых мест. Масса грузов в таре или упаковке, а также масса штучных грузов определяется грузоотправителем до предъявления их для перевозки.

Положения настоящего Кодекса, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на военные корабли, пограничные корабли, военно-вспомогательные суда, а также суда, используемые в целях транспортного обслуживания и (или) обеспечения безопасности объектов государственной охраны.

Доставленный в терминал перевозчика груз хранится бесплатно в течение суток со дня направления перевозчиком извещения грузополучателю о доставленном грузе.

Как выше говорилось, в его основе лежит иерархическая система норм.

Федеральное законодательство в сфере транспорта является подсистемой гражданского права. Ключевыми его элементами выступают акты, регламентирующие правоотношения, возникающие при использовании всех видов транспорта. Как правило, их издают Федеральное собрание, президент и правительство.

В основе отдельных системных звеньев транспортного законодательства лежат крупные кодификационные правовые акты. Ими являются транспортные кодексы и уставы. Прочие акты, включенные в систему, служат для регулирования более частных вопросов. Они иерархически зависят от более крупных правовых документов, несмотря на то что их принимает и утверждает один и тот же орган власти. Особенно явно это проявляется при анализе построения системы актов, регламентирующих правоотношения на воздушном, железнодорожном и морском транспорте.

Подробный регламент осуществления грузоперевозок АТС изложен в Правилах, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (далее — Правила № 272).

1. Заключение договора на перевозку груза подтверждается транспортной накладной, врученной грузоотправителем.

2. Форма транспортной накладной утверждена в приложении 4 к Правилам № 272.

3. На рассмотрение заявки заказчика перевозчику дается 3 дня.

4. В оговоренный срок перевозчик передает грузоотправителю ТС под погрузку.

5. Если поданное ТС окажется неисправным, это считается неподачей (п. 24 Правил № 272).

6. Груз должен иметь основные, дополнительные, информационные надписи, манипуляционные знаки. По умолчанию маркировкой груза занимается грузоотправитель, но стороны могут договориться о том, чтобы все эти надписи сделал фрахтовщик.

Ответственность за перевозки без лицензии или с нарушением ее требований

Законодательство о лицензировании собственно мер ответственности не содержит, а только указывает на такие неприятные последствия нарушения лицензионных требований, как:

· приостановление лицензии (совершается лицензирующим органом при наличии в отношении субъекта вступившего в законную силу постановления о нарушении требований лицензии);

· аннулирование (совершается судом по заявлению лицензирующего органа, если лицензиат повторно грубо нарушил требования лицензии) и последующее прекращение (по решению суда об аннулировании производится лицензирующим органом).

Таким образом, общий порядок лицензирования пассажирских перевозок и перевозок опасных грузов авто- установлен законом № 99-ФЗ и подробно регламентируется положениями, утвержденными Правительством РФ, ведомственными актами.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Составьте перечень видов деятельности в области железнодорожного транспорта, подлежащих лицензированию.

2. Составьте перечень видов деятельности в области автомобильного транспорта, подлежащих лицензированию.

3. Решите тест.

1.К лицензируемым видам деятельности относятся такие виды, осуществление которых …

а) может повлечь за собой нанесение ущерба правам, здоровью граждан;

б) происходит только на территории другого государства;

в) может повлечь за собой нанесение ущерба безопасности государства и культурному наследию народов;

г) выполняется организациями с собственным автопарком.

2. На какой срок выдается лицензия?

а) 1 год;

б) 3 года;

в) 5 лет;

г) 10 лет.

3. В каком размере взимается лицензионный сбор за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии?

а) 100 руб.;

б) 200 руб.;

в) 300 руб.;

г) 1000 руб..

4. Какие органы уполномочены выдавать лицензии на перевозки автомобильным транспортом пассажиров в Кемеровской области?

Теория В. А. Егиазарова о решениях Арбитражного суда, как источнике права: за и против

В юридической литературе довольно прочно укоренилось мнение о том, что к источникам транспортного права следует относить решения высших судебных инстанций, в частности Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда (ВАС) РФ.

Определение 3

Термин «пленум» происходит от латинского слова plenum и означает в юриспруденции заседание всех членов высшего судебного органа, т. е. Арбитражного Суда.

Подобной точки зрения придерживается и наиболее широко обосновывает В. А. Егиазаров, автор многочисленных статей и учебников, посвящённых транспортному праву. Согласно его теории, выстроенной на основе исследований многочисленных решений высшей судебной инстанции в отношении функционирования транспортной системы, судебная практика постоянно сталкивается с пробелами в законодательстве, которые вынуждена решать путём введения новых правил, т. к. решить многие вопросы на основе действующих норм и законов не представляется возможным.

Таким образом, Арбитражный Суд пытается заполнить регулярно всплывающие пробелы в законе. Новые правила, содержащиеся в Постановлении Пленума ВАС РФ, по сути дополняют уже существующие нормы, но т. к. они приняты на самом высшем юридическом уровне, то по юридической силе должны приравниваться к источникам права. Эта теория, проиллюстрированная множеством фактов из реальной судебной практики, хорошо освещена автором в учебнике по транспортному праву.

Понятие транспортного права и система предпринимательских транспортных договоров

Под транспортом обычно понимают отрасль экономики, связанную с перемещением людей и грузов из одного места в другое, либо тот или иной вид перевозочных средств. Как отрасль экономики транспорт представляет собой единый и сложный комплекс путей сообщения и иных сооружений транспортной инфраструктуры, систем управления, транспортных средств и транспортных организаций. От ритмичной работы перевозчиков зависит эффективное функционирование промышленности, торговли, иных отраслей экономики, а также комфортная жизнедеятельность граждан. Поэтому транспортная деятельность является необходимой связующей основой в экономике любого государства.

3.1. Понятие источников транспортного права

Под источником транспортного права понимают обычно ту юридическую форму, в которой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Основные источники права: законы, указы Президента РФ, подзаконные нормативные акты. К источникам транспортного права также относятся санкционированные обычаи, постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает Конституция РФ как основной закон государства. Конституция является источником транспортного права, выступая в качестве юридической базы его развития. Конституция содержит нормы, имеющие непосредственное отношение к транспорту, относя (ст. 71) управление федеральным транспортом, путями сообщения к ведению Российской Федерации. Это положение является основополагающим при правовом регулировании деятельности транспорта.

Важным источником транспортного права является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), который сконцентрировал в отдельной главе (гл. 40) нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транспортом общего пользования, подаче транспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках и др.

Источниками транспортного права являются федеральные законы о транспорте. Они детально регулируют отношения, возникающие на транспорте. Это федеральный закон «О железнодорожном транспорте в РФ» 2003 г.; Устав железнодорожного транспорта РФ (УЖТ) 2003 г., Воздушный кодекс РФ (ВК)1997 г., Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ) 1999 г., Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ) 2001 г. На автомобильном транспорте действует Устав автомобильного транспорта РСФСР (УАТ)1969 г., который примерно на 80 % уже не соответствует законодательству РФ. Особенностью данных нормативных актов является то, что основные их положения регулируются нормами, установленными ГК РФ.

Читайте также:  Ответственность за порчу имущества

К числу источников транспортного права относятся указы Президента РФ, регулирующие наиболее важные и конкретные сферы транспортных отношений. Например, Указы Президента РФ от 26.02.96 г. № 276 “О Федеральной службе РФ по регулированию естественных монополий на транспорте”, от 11.12.96 г. № 1675 “О государственной транспортной компании “Россия”, от 16.05.96 г. № 732 “О дальнейшем развитии железнодорожного транспорта РФ”.

Источниками транспортного права являются также подзаконные акты, которые можно разделить на две группы: 1) постановления и распоряжения Правительства РФ и 2) инструкции, постановления и правила, исходящие от министерств и ведомств, Например, постановление Правительства РФ от 20.06.92 г. № 411 “О государственной поддержке функционирования транспорта в Российской Федерации в 1992 году”, постановление Совета Министров — Правительства РФ от 1.03.93 г. № 184 “О мерах по обеспечению сохранности перевозимых грузов и усилению борьбы с хищениями на транспорте”.

Министерству транспорта РФ, Министерству путей сообщения РФ предоставлено право в пределах их компетенции согласовывать, утверждать в установленном порядке и издавать обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, действующими в транспортном комплексе, правила, руководства, положения, стандарты, нормы, инструкции и другие нормативные акты, в том числе межведомственного характера, и давать по ним разъяснения.

К источникам транспортного права следует отнести также обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (опубликовано в печати, изложено во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства и т.п.). Например, согласно ст. ст. 130-132 Кодекса торгового мореплавания при отсутствии соответствующего соглашения сторон вопрос о сроке погрузки, о размере платы за простои разрешается на основе обычаев, действующих в данном порту.

Источниками транспортного права следует считать также постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ, которые обеспечивают единообразие судебной практики и которым предоставлено право давать руководящие разъяснения судебным органам по вопросам применения действующего транспортного законодательства при рассмотрении судебных споров.

Примером может послужить постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.11.98 г. № 18 “О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог РФ”, в котором разъясняется, как следует применять судам на практике отдельные положения ТУЖД РФ.

Источником транспортного права являются также законодательные акты Союза ССР, регулирующие отношения, связанные с транспортом. Указанные законодательные акты применяются на территории РФ постольку, поскольку они не противоречат действующему транспортному законодательству РФ.

В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 3.03.93 г. “О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории РФ” впредь до принятия соответствующих законодательных актов РФ к перевозке грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта на территории РФ применяются Устав внутреннего водного транспорта СССР, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 15.10.55 г. и Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 8.01.69 г. А Высший Арбитражный Суд РФ в своем постановлении от 12.11.98 г. № 18 (п. 2) разъяснил судам, что при разрешении споров необходимо учитывать, что утвержденные на основании Устава железных дорог СССР Правила перевозок грузов, Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении и другие правила перевозок применяются в части, не противоречащей ГК РФ, ТУЖД, Федеральному закону “О федеральном железнодорожном транспорте”.

В процессе регулирования отношений по перевозкам, особенно когда в связи с ними возникают арбитражные или судебные споры, важно учитывать инструктивные указания Государственного арбитража СССР и Государственного арбитража Российской Федерации по поводу отношений транспортных предприятий с клиентурой. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 15.04.92 г. № 7 разъяснил, что эти инструктивные указания по применению законодательства при разрешении споров и их доарбитражном урегулировании сохраняют свое действие на территории РФ в той части, в которой они не противоречат законодательству РФ. Эти нормативные акты также являются источником транспортного права.

Устав, кодексы и законы транспортного права

Систему федерального законодательства в области транспортного права возглавил Гражданский кодекс РФ, 40 глава которого посвящается грузовой и пассажирской перевозке. В нормах ГК РФ урегулированы положения, которые являются общими для всех разновидностей транспорта.

Транспортное законодательство федерального уровня подразумевает единую взаимно связанную подсистему законодательства гражданского характера. Ее составные части представляются важнейшими актами, которые регулируют транспортные отношения на всех разновидностях транспорта. Данные акты должны приниматься:

  • Президентом РФ;
  • Федеральным Собранием РФ;
  • Правительством РФ.

«Когда в друзьях согласья нет…»

Судовой журнал хранится на судне в течение двух лет со дня внесения в него последней записи. По истечении указанного срока судовой журнал сдается на хранение в орган, осуществляющий государственную регистрацию судов.

В локальных актах условия труда работников могут быть улучшены по сравнению с определяемым законодательством, но не могут быть ухудшены (ст. 8 ТК РФ).

Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее — правила перевозок грузов) представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации перевозок различных видов грузов, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств, контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Федеральный закон от 25 августа 1995 г. № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» и др.

Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Постановление Правительства РФ от 22.04.2022 N 740 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2022 г.

К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.

Издания, в которых должны публиковаться региональные и местные законы и подзаконные акты, определяют региональные и местные власти.

Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА.

Издания, в которых должны публиковаться региональные и местные законы и подзаконные акты, определяют региональные и местные власти.

Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Ответ: б) этот пункт прописан в Федеральном законе от 10 января 2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

Источники транспортного права

Источник права — это совокупность нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы права. Свое выражение правовые нормы находят в законодательстве. Источником транспортного права является совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих транспортную деятельность.

Высшим юридическим актом, регулирующим транспортные отношения, является Конституция РФ, в п. «и» ст. 71 которой указывается, что в ведении Российской Федерации находятся федеральные транспорт и пути сообщения.

Следующую ступень нормативно-правового регулирования занимает Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ), в котором сосредоточены только наиболее важные правила поведения лиц, участвующих в транспортных обязательствах, носящих имущественный характер. Такое положения дел связано с тем, что соответствующие отношения традиционно регулируются транспортными уставами и кодексами, которые с 1964 г. действовали наряду с гражданскими кодексами, а до этого времени считались основными нормативно-правовыми актами в рассматриваемой сфере деятельности. По свидетельству О.С. Иоффе, ранее «…некоторые договорные институты конструировались вне рамок ГК, посредством издания специальных законодательных актов, обычно относящихся к отдельным видам или даже целым отраслям хозяйственной деятельности. Так обстояло дело, в частности, с договорами перевозки и примыкающими к ним иными транспортными договорами (буксировки, экспедиции, эксплуатации железнодорожных подъездных путей необщего пользования). Начиная с Устава железных дорог 1922 г., регулирующие их юридические нормы инкорпорируются в кодексах или уставах, приуроченных к различным видам транспорта. И только окончательно утвердившееся господствующее воззрение на перевозку как гражданско-правовой договор самостоятельного типа создало предпосылки для формирования одноименного института в Основах гражданского законодательства 1961 г. и изданных в соответствии с ними республиканских ГК 1963-1964 гг.» 1 Иоффе О.С Избранные труды по гражданскому праву. М., 2003. С. 426. .

Читайте также:  Практика по делам раздела имущества супругов

В настоящее время п. 2 ст. 784 ГК РФ устанавливает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Из этого, в частности, следует, что все транспортные уставы и кодексы должны получить статут федеральных законов. Такого статута не имеет Устав автомобильного транспорта РСФСР (далее — УАТ РСФСР), утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. №-12. Кроме УАТ РСФСР в настоящее время в России действуют Устав железнодорожного транспорта РФ (далее — УЖТ) от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ, Кодекс торгового мореплавания РФ (далее — КТМ РФ), введенный в действие с 1 мая 1999 г., Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (далее — КВВТ РФ) от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ, Воздушный кодекс РФ (далее — ВК РФ). Все транспортные уставы и кодексы не могут противоречить нормам ГК РФ.

Наряду с транспортными уставами и кодексами действует ряд федеральных законов, регулирующих деятельность транспорта. К таковым относятся Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-Ф3 «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон о транспортно-экспедиционной деятельности). Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта». Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Федеральный закон от 25 августа 1995 г. № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» и др.

По наиболее важным вопросам, не получившим детальной регламентации в федеральных законах, издаются указы Президента РФ. Примерами могут служить Указ Президента РФ от 8 ноября 1997 г. № 1201 «О совершенствовании структуры железнодорожного транспорта Российской Федерации». Указ Президента РФ от 3 ноября 1992 г. № 1328 «О мерах по улучшению расчетов за перевозки грузов железнодорожным транспортом».

Правительство РФ также осуществляет законотворческую деятельность, издавая постановления и распоряжения по различным вопросам, связанным с перевозками грузов и пассажиров. Так, немаловажное значение имеют Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 184 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта». Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 172 «Вопросы Федерального агентства воздушного транспорта». Постановление Правительства РФ от 1 марта 2004 г. №116 «Об утверждении Положения об установлении и применении тарифов на погрузку и выгрузку грузов и связанные с ними услуги внутреннего водного транспорта». Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2003 г. № 710 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования». Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. № 703 «Об утверждении Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования». Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 637 «Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения нужд юридического лица или индивидуальною предпринимателя)». Разумеется, что постановления Правительства РФ не могут противоречить указам Президента РФ, так же как последние не должны противоречить федеральным законам.

Не последнюю роль в правовом регулировании транспортной деятельности играют ведомственные нормативно-правовые акты, к которым относятся инструкции, постановления и правила по вопросам компетенции соответствующих министерств, ведомств, комитетов и иных государственных органов. Речь идет о таких подзаконных актах, как Приказ Министерства транспорта РФ (далее — Минтранс России) от 5 декабря 2002 г. № 155 «О лицензировании отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте». Приказ Федеральной службы по тарифам РФ (далее — ФСТ России) от 9 декабря 2006 г. № 356T/7 «Об установлении исключительных тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом на 2007 год» и др.

Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Вопросам транспортного права посвящен целый ряд международных конвенций. Отношения, связанные с осуществлением и обеспечением международных перевозок, могут регулироваться с применением норм Брюссельской конвенции «Об унификации некоторых правил о коносаменте» 25 августа 1924 г., Варшавской конвенции «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» 12 октября 1929 г., Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 г., Конвенции «О договоре международной дорожной перевозки грузов» от 19 мая 1956 г., Конвенции ООН «О кодексе поведения линейных конференций» 1974 г., Гамбургской конвенции ООН «О морской перевозке грузов» 31 марта 1978 г. 2 Россия в конвенции не участвует. См.: Закон. 2000. № 6. С. 39. Правила конвенций, участницей которых Россия не является, могут применяться только в том случае, если на них имеется прямая ссылка в соглашении сторон.

Транспортные уставы и кодексы не могут противоречить

Легальное определение договора морской перевозки груза дано законодателем в ст. 115 КТМ РФ, согласно ему перевозчик берет на себя обязанность доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения, и выдать его управомоченному на получение груза лицу; отправитель или фрахтователь берет на себя обязанность уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

Договор — консенсуальный, двусторонний, возмездный.

Перевозки морским транспортом классифицируют на внутренние перевозки между портами одного моря (малый каботаж) и между портами разных морей (большой каботаж); перевозки в заграничном сообщении.

Договор морской перевозки грузов может быть заключен с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или определенных судовых помещений и без такого условия (п. 2 ст. 115 КТМ РФ).

Стороны договора: перевозчик, фрахтователь и отправитель.

Перевозчик — одна из сторон как договора перевозки груза по коносаменту, так и чартера, которая заключает договор перевозки груза от собственного имени. При этом договор может быть заключен как самим перевозчиком, так и иным лицом — представителем или агентом перевозчика, но в любом случае от имени последнего.

Фрахтователь — лицо, заключающее договор морской перевозки груза определенного вида (чартер).

Отправитель — сторона в договоре морской перевозки груза, который заключен без предоставления для перевозки судна целиком, его отдельных частей или конкретных судовых помещений, т. е. договора перевозки груза по коносаменту, а также лицо, от собственного имени сдавшее перевозчику груз.

Во втором своем значении отправитель — это лицо, которое вверило перевозчику (фрахтовщику) груз в соответствии с чартером как тогда, когда это лицо совпадает с фрахтователем, так и тогда, когда оно им не является (например, при фрахтовании судна получателем).

В этом же значении отправителем признается лицо, сдавшее груз перевозчику от собственного имени, не вступая при этом в договор перевозки груза по коносаменту (букирование места на судне покупателем груза и сдача его перевозчику продавцом).

Предмет договора — взаимоотношения сторон (с одной стороны фрахтователь и (или) отправитель, с другой — перевозчик) по вопросу соответствующего передвижения груза, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения.

Срок — по соглашению сторон (период навигации).

Форма договора — письменная.

Договор может быть оформлен:

  • товарораспорядительным документом (коносаментом), удостоверяющим право указанного в нем лица (либо предъявителя) на соответствующий товар; коносамент составляет перевозчик на основании погрузочных документов, подписывает его капитан судна и один экземпляр получает отправитель; коносамент как ценная бумага может быть именным, ордерным и предъявительским;
  • чартером (договором фрахтования), в силу которого перевозчик (фрахтовщик) обязывается предоставить отправителю (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких судов на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа;
  • тайм-чартером (договором фрахтования на время), в силу которого судовладелец обязывается за определённую плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на установленный срок для перевозки груза, пассажиров или для других целей торгового мореплавания.

В большей мере чартер опосредует отношения, связанные с перевозкой массовых однородных грузов (леса, руды, хлеба, нефти и т. п.).

Обычно массовые грузы перевозят в количестве, которого достаточно для загрузки судна целиком или реже — его части. Для перевозки массовых грузов в большинстве случаев используют трамповые суда, т. е. суда, которые работают вне расписания. В сравнении с чартером договор перевозки груза по коносаменту в большей мере предназначается для урегулирования отношений по перевозке в линейном сообщении штучного (единичного или партионного) груза.

Заключение договора морской перевозки связано с базисными (стандартными) условиями поставок (Инкотермс), регулирующими отношения отправителя и получателя груза, которыми установлены способ и место доставки, распределяются обязанности по уплате провозной платы, страховых премий, а также риски, связанные с грузом.

Читайте также:  Что нужно знать о наследстве и завещаниях, чтобы не потерять свою долю

Цена договора — провозная плата (фрахт) — определяется по соглашению сторон, в некоторых случаях — по тарифу.

Все полагающиеся перевозчику платежи выплачивает отправитель или фрахтователь. В случаях, установленных соглашением между отправителем или фрахтователем и перевозчиком, и при включении информации об этом в коносамент допустим перевод платежей на получателя (ст. 163 КТМ РФ).

В обязанность перевозчика входит доставка груза в срок и маршрутом, установленным по соглашению сторон, в отсутствие соглашения — в срок, который разумно потребовать от заботливого перевозчика с учетом определенных обстоятельств, и обычным маршрутом (ст. 152 КТМ РФ).

По прибытии в порт назначения перевозчик обязан уведомить об этом получателя не позднее 12 ч асов следующего дня, чтобы иметь право взимать плату за хранение груза, а при невозможности вручить уведомление получателю — известить об этом отправителя.

Отправитель или фрахтователь обязаны уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

Получатель обязан в установленные сроки принять и вывезти груз.

При неявке получателя или его отказе от принятия груза капитан судна сдает его на склад, где он хранится в течение 2 месяцев со дня прихода в порт, после чего реализуется в установленном порядке.

Легальное определение договора воздушной перевозки пассажира дано законодателем в ст. 103 ВК РФ, согласно ему перевозчик берет на себя обязательство перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу.

Договор воздушной перевозки грузов является консенсуальным, возмездным, двусторонним.

Виды воздушной перевозки. Внутренняя воздушная перевозка — воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации.

Международная воздушная перевозка — воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены соответственно на территориях двух государств или на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.

Коммерческая воздушная перевозка — воздушная перевозка, предоставляемая за плату (ст. 101 ВК РФ).

Стороны договора — перевозчик и пассажир.

Перевозчик — это эксплуатант, который имеет статус авиационного предприятия (осуществляет воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты за плату и имеет лицензию на реализацию подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации) на основании договоров воздушной перевозки (ст. 100 ВК РФ).

Форма договора — письменная; оформляют билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа; может быть оформлена грузовой накладной или почтовой накладной (ст. 105 ВК РФ).

Провозную плату рассчитывают по тарифу или по соглашению сторон в порядке, который установлен ст. 790 ГК РФ и ст. 64 ВК РФ.

Срок доставки пассажира и багажа определен введенными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

В обязанности пассажира входит оплата воздушной перевозки, а при наличии у него багажа больше определённой перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа, и оплата провоза этого багажа.

В обязанности перевозчика входит уведомление грузополучателя о доставке груза в сроки, которые предусматривают федеральные авиационные правила или установленные перевозчиком правила воздушных перевозок, если иное не определено договором воздушной перевозки груза.

В обязанности грузополучателя входит принятие и вывоз груза (ст. 111 ВК РФ).

Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — УАТ) устанавливает общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с применением автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

УАТ определяет следующие виды сообщения, в которых осуществляются перевозки пассажиров, багажа и грузов — городские, пригородные, междугородные, международные (ст. 4 УАТ).

К городским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые в границах населенных пунктов, к пригородным — перевозки, осуществляемые между населенными пунктами на расстояние до 50 километров включительно между границами этих населенных пунктов, к междугородным — перевозки, осуществляемые между населенными пунктами на расстояние более 50 километров между границами этих населенных пунктов, и к международным — перевозки, осуществляемые за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом через территорию Российской Федерации.

В ст. 793 ГК РФ предусматривается, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по перевозке стороны несут ответственность, которая установлена ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Особенность ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов:

1. Она может наступить не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за несовершение действий, которые связаны с организацией перевозки. Характер ответственности выражает исключительная неустойка, а объем — твердая сумма за учетную единицу, или процент провозной платы.

2. Ответственность перевозчика в случае несохранности груза, если он утерян (невозможно выдать груз получателю в течение определённого срока), выявлен недостаток веса или количества груза либо груз испорчен (несоответствие качества прибывшего груза его качеству, которое было указанно в транспортных документах) (ст. 796 ГК РФ). Ответственность перевозчика наступает при наличии его вины, которая презюмируется. Он может быть освобожден от ответственности, если аргументирует, что несохранность груза случилась из-за обстоятельств, предотвратить которые он не мог, и их устранение от него не зависело. Характер ответственности выражают в реальном ущербе, который причинен грузовладельцу. Объем, при утрате (недостаче) груза, выражает стоимость утраченного (недостающего) груза; при утрате груза, который был сдан с объявлением его ценности — в размере объявленной ценности; при повреждении (порче) груза — в сумме, на которую уменьшилась его стоимость, при невозможности восстановления в полной стоимости груза.

3. Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза заключается в выплате клиенту исключительной неустойки (процентное отношение к провозной плате; зависит от продолжительности просрочки). Подобная ответственность введена транспортными уставами и кодексами (ст. 97, 108 УЖТ РФ, ст. 116 КВВТ РФ, ст. 120 ВК РФ, ст. 34 УАТ, ст. 186 КТМ РФ).

4. Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира в форме уплаты штрафа. В соответствии со ст. 795 ГК РФ при задержке отправления транспортного средства, которое перевозит пассажиров, или опоздании прибытия подобного транспортного средства в пункт назначения (исключение — перевозки в городском и пригородном сообщениях) перевозчик выплачивает пассажиру штраф в размере, который установлен соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не аргументировать, что задержка или опоздание произошли в результате непреодолимой силы, ликвидации неисправности транспортного средства, которая угрожала жизни и здоровью пассажиров, или других обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Претензии и иски по перевозкам грузов. Законодатель сохраняет для отправителя или получателя груза необходимость предъявления к перевозчику претензии до того, как ему будет предъявлен иск из перевозки груза. Под претензией понимают направленное перевозчику письменное требование о выплате штрафа или о компенсации убытков в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по перевозке. Порядок предъявления претензии регулируют правила транспортных уставов и кодексов (п. 1 ст. 797 ГК РФ, ст. 120-122 УЖТ РФ, ст. 124, 125 ВК РФ; ст. 161, 162 КВВТ РФ; ст. 403-405 КТМ РФ; ст. 39-41 УАТ).

При частичном или полном отказе перевозчика от удовлетворения претензии, либо неполучении от него ответа в течение 30 дней грузовладелец имеет право предъявить перевозчику иск. Срок исковой давности для удовлетворения требований клиента к перевозчику составляет 1 год, перевозчика к клиенту — 6 месяцев.

  • в течение десяти дней со дня приема груза для перевозки при перевозках в городском и пригородном сообщениях;
  • в течение тридцати дней со дня, когда груз должен был быть доставлен грузополучателю, при перевозке в междугородном сообщении.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *