о признании незаконными действий инспектора ДПС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «о признании незаконными действий инспектора ДПС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Самым распространенным нарушением процедуры осмотра авто является замер светопропускной способности «на глаз», когда инспектор, руководствуясь опытом или сложившейся практикой, определяет наличие нарушений без использования специальных приборов. Такая практика недопустима.

Обязанности сотрудника ГИБДД

Права и обязанности инспекторов ГИБДД указаны в административном регламенте МВД. Сотрудник вправе:

  • проверять документы (на машину, водительское удостоверение, страховой полис);
  • прекращать движение транспортных средств (для проверки или прекращения противоправных действий);

  • фиксировать правонарушения посредством вынесения протокола и постановления.

Помимо этого, в определенных случаях сотрудник ГИБДД вправе просить водитель открыть багажник, осмотреть машину, запретить эксплуатацию ТС при обнаружении неисправностей. Если водитель подозревается в совершении преступления, инспектор вправе задержать лицо и вызвать сотрудников иных подразделений МВД.

Также инспектор вправе требовать прохождения медицинского осмотра, привлекать понятых, использовать специальные средства фиксации (камеры). В крайнем случае допускается изъятие машины, принадлежащей простому гражданину или компании — например, для поимки опасного преступника.

Обязанности сотрудников ГИБДД тоже довольно обширны:

  • знать законы, по которым они работают;
  • соблюдать права всех участников дорожного движения;

  • фиксировать происшествия и как можно быстрее принимать меры к разрешению ситуаций;

  • оказывать медицинскую помощь пострадавшим до приезда медработников;

  • выяснять информацию, касающуюся дорожных происшествий;

  • делать все необходимое для обеспечения безопасности граждан;

  • содействовать иным государственным структурам в розыске граждан;

  • изымать документацию, имеющую признаки подделки;

  • направлять уведомления о факте склонения к коррупционным преступлениям.

Что делать, если вас незаконно задерживают инспекторы ДПС?

Первым делом, разобраться, на каких основаниях и с каким мотивом вас временно ограничивают в конституционных правах. Об этом должны сообщить сами сотрудники ГИБДД.

Не стоит убегать от полицейских в момент задержания, поскольку при поимке это будет расцениваться как неповиновение законному требованию должностных лиц, и вам могут вменить ст. 19.3 КоАП – так что вместо 3 часов задержания вы можете получить до 15 суток ареста.

Сообщите инспекторам ДПС, что готовы по первому требованию явиться для рассмотрения дела в мировой суд. Не уклоняйтесь от сообщения точного адреса проживания, номера телефона, места работы. Всё это даст возможность установить, что вы, как водитель, не препятствуете правильности и своевременности рассмотрения произошедшего. То есть не пытаетесь скрыться от правосудия.

Но если задержание неизбежно, включайте камеру и записывайте весь процесс от и до. Позднее запись пригодится на случай, если вы решите обжаловать незаконное ограничение свободы передвижения.

Правила замера: погода, условия, влажность

Основным документом, регулирующим уровень светопропускания стекол, является Регламент. Действующий ГОСТ устанавливает общие требования к стёклам и определяет порядок измерения уровня светопропускания в заводских условиях (п. 7.8 ГОСТ 32565-2013).

При этом в отличие от ГОСТа 27902, утратившего силу, никаких специальных требований к условиям проведения испытаний текущий стандарт не содержит – ни по температуре, ни по влажности воздуха и атмосферному давлению, ни по погоде в общем. Кроме того, согласно п. 7.8.6. допускается проведение замера светопропускания на основании эксплуатационной документации на фотометр.

Фактически, из государственного стандарта убраны все общие требования к температурным и влажностным условиям для проведения проверки и переложены на эксплуатационную документацию измерительного прибора.

Тонировка передних стекол

На самом деле тонировка переднего стекла автомобиля и боковых передних стекол не запрещена. Можете наклеивать на них полимерную пленку — наказания за это не предусмотрено.

Главное, чтобы на лобовом стекле и на стеклах передних дверей процент светопропускания тонировочной пленки был не менее 70%. Боковые задние стекла можно даже замазать краской — это не нарушение. Если у машины есть боковые зеркала, можно тонировать заднее стекло. Если боковых зеркал нет — нельзя.

Читайте также:  Участки без подряда: что разрешено и что запрещено строить собственникам

В верхней части лобового стекла можно наклеить полосу из тонировочной пленки. Ее ширина не должна быть больше 14 сантиметров. Величина светопропускания такой полосы законом не ограничивается — она может быть совсем непрозрачной.

За нарушение условий тонировки кодекс об административных правонарушениях предусматривает только один вариант наказания — штраф в размере 500 рублей.

Сотрудник ДПС может предложить устранить нарушение на месте. Если водитель удалит пленку сразу, все ограничится штрафом. Если нет — сотрудник ДПС выпишет предписание об удалении тонировки. Срок для исполнения — как правило, не более 10 суток.

Водителей, которые получили предписание об устранении нарушения по ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ, но так и не удалили пленку, могут оштрафовать повторно и привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции. Санкции по этой статье — штраф от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.

Осмотр — это визуальное обследование машины и груза

Основания для осмотра:

Других оснований для осмотра в регламенте нет.

Понятые и видеосъемка не обязательны, но не запрещены.

Что потом. Если все в порядке, водителю разрешают ехать дальше. Если нет, действуют по ситуации: например, могут начать разбираться с грузом. Но это будут уже другие мероприятия. Для тех, кто не возит ничего запрещенного, осмотр занимает несколько минут.

Если отказаться. ГИБДД пишет, что отказ от осмотра — это повод провести досмотр. Это более строгая процедура, в которой участвует не только сотрудник ГИБДД и все нужно фиксировать. Но Верховный суд отменил этот пункт регламента еще в 2012 году. Для досмотра нужны свои основания.

Справедливости ради надо сказать, что при необходимости найти основания для досмотра не так уже сложно, даже если водитель ничего не нарушил. Выполнить требование сотрудника полиции чаще всего проще, чем вступать в конфликт.

Как уже было сказано, осмотр фактически проводится инспектором, даже когда он просто заглядывает в окно автомобиля, чтобы проверить пристегнуты ли водители или находятся ли дети в специальных креслах. Однако иногда инспектор требует открыть заднее затонированное окно или капот. Если при этом он не дотрагивается до находящихся в автомобиле вещей, это все тоже считается осмотром. Однако на такие требования уже требуются основания. Они закреплены в п. 197 Приказа №664:


  • любая информация о том, что автомобиль или его груз используется в противоправных целях;
  • необходимость проверить номерные узлы автомобиля и сверить их номера с информацией из СТС;
  • признаки несоответствия перевозимого груза и информации из документа на него.

Могут ли полицейские что-нибудь подкинуть?

Теоретически, конечно, гаишник может аккуратно подложить что-то в салон автомобиля и сразу же найти это. Сделать это довольно просто. Однако если у инспектора нет к водителю личной неприязни и если автомобилист не является каким-либо известным лицом, за подставу которого могут хорошо заплатить, то вероятность подлога близка к нулю.

Дело в том, что сотрудники ГИБДД должны пресекать нарушения именно в сфере ПДД: от этого зависит их продвижение по службе. Обнаружение наркотиков практически не принесет им пользы, а вот проблем окажется довольно много. Начнется все с бумажной волокиты и различных рапортов, а продолжится расследованием следственного комитета, в которое будет вовлечен инспектор. В таком процессе не хочется участвовать ни одному ГАИ-шнику.

Многие граждане задают себе вопрос: «Если остановил сотрудник ДПС — мои действия каковы?» К сожалению, часто водители выбирают неправильную стратегию поведения при общении с представителем власти, что приводит к ненужным проблемам и осложнениям. Инспектор ГИБДД — такой же человек, как и вы, только немного по-другому одетый. И вести себя с ним надо естественно, не нужно его бояться:

  • Не начинайте грубить или, напротив, заискивать. Какая-то из этих реакций часто проявляется в моменты стресса. Если полицейский почувствует, что вы нервничаете, у него появятся вполне естественные подозрения. Если же вы будете откровенно хамить — такие действия при остановке ДПС могут навлечь на вас вполне конкретную уголовную ответственность по ст. 319 УК РФ.
  • Часто инспектор начинает задавать различные, на первый взгляд, невинные вопросы: «Куда направляетесь?», «Видели такой-то знак на дороге?», «Знаете ли пункт такой-то ПДД?» Отвечать на них вы не обязаны. Статья 51 Конституции РФ позволяет вам не отвечать на вопросы сотрудника ДПС.
  • Обязательно выясняйте причину остановки. Согласно новому Регламенту, инспектор обязан сообщить ее сам, но часто полицейские пренебрегают этим. Задав подобный вопрос, вы продемонстрируете свою правовую грамотность и застрахуетесь от возможных неправомерных действий со стороны сотрудника.
Читайте также:  Порядок перевод жилого помещения в нежилое в 2023 году

Случаются ситуации, когда водитель забывает дома документы и как назло оказывается пойманным инспектором. Гаишник может пойти вам навстречу и разрешит съездить домой за забытыми документами «в обмен» на оставленный под залог паспорт. Правда, в этом случае уже он сам превращается в нарушителя. Ибо, как сказано в приказе МВД №80: «Изъятие у граждан паспортов, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятие должностными лицами паспортов в залог запрещаются».

А теперь давайте вспомним об одном действии сотрудников ГИБДД, являющимся законным, но нередко провоцирующим гнев у водителей. Речь пойдет об осмотре.

Нарушения при остановке машины

Согласно Административному регламенту сотрудники ДПС не могут без причин тормозить транспортные средства. Это делается только в рамках проведения какого-либо рейда или при наличии ориентировки (например, когда разыскивается автомобиль, владелец которого причастен к преступлению). Поэтому полицейский, подавший сигнал об остановке, обязан разъяснить, чем вызвана данная необходимость. Многие инспекторы пренебрегают этим, а водители стесняются или не считают нужным задавать вопросы. А зря: это их законное право.

При обращении к человеку «гаишник» должен озвучить свое звание, а также сообщить должность и фамилию. Если сотрудник ГИБДД, не сделав этого, сразу начинает требовать документы, он нарушает и права сидящего за рулем, и свои должностные обязанности. По желанию гражданина инспектор ДПС обязан предъявлять свое служебное удостоверение. Отказ со стороны представителя органов власти – грубое несоблюдение статьи 5 Федерального Закона «О полиции».

Некоторые «гаишники», проверив наличие прав и бумаг на машину, просят открыть багажник. Кто-то требует показать огнетушитель или аптечку, кто-то напрямую говорит, что хочет визуально исследовать содержимое отсека. Необходимо знать, что сотрудники ДПС не имеют полномочий совершать подобные действия “просто так”. Это расценивается как досмотр, для которого должны возникнуть веские основания. Процедура возможна только в присутствии двух понятых.

Наличие предусмотренных законом приспособлений подтверждается диагностической картой. Достаточно предъявить ее, сказав, что автомобиль оборудован всем необходимым. Настояв на своем, полицейский нарушит требования статьи 27.9 КоАП РФ.

Неправомерным является и указание пройти в патрульную машину для оформления правонарушения. Согласно Административному регламенту это делается на том месте, где было остановлено транспортное средство. Исключением могут быть лишь случаи применения к гражданину задержания или необходимость медицинского обследования на опьянение. Необязательно даже открывать дверь: достаточно просто опустить стекло. Для обращения к сидящему за рулем инспектор обязан подойти к автомобилю с водительской стороны.

Личный обыск. В чем отличие обыска от досмотра?

На первый взгляд на вопрос, чем личный обыск отличается от личного досмотра, будет являться ответ: «ничем». Однако это совсем не так. Первое отличие обыска от досмотра заключается уже в том, что личный обыск — это мера уголовно-правового характера, а досмотр — административного. Т.е. первая может применяться при расследовании противоправных деяний, за которые предусмотрена ответственность уголовным кодексом, а вторая — административным.

Правовая основа Личного обыска заключается в следующих НПА:

  1. Уголовно-Процессуальный Кодекс РФ
  2. Приказ МВД РФ от 22.11.2005 №950
  3. Приказ Минюста РФ от 14.10.2005 №189

На что можно подать жалобу

В полномочия сотрудника ГИБДД входит обеспечение правил движения, выявление и пресечение нарушений ПДД, оформление процессуальных документов после аварии или для привлечения граждан к административной ответственности. При реализации указанных полномочий должны соблюдаться не только Правила дорожного движения, но и иные законодательные акты.

В перечень наиболее распространенных нарушений со стороны инспектора ГИБДД, с которыми могут столкнуться граждане, входят:

  1. нарушение процессуальных прав при составлении административных протоколов и постановлений — отказ в реализации права на защиту, отказ учесть возражения и пояснения в тексте протокола;
  2. неправомерные действия, связанные с остановкой транспорта и проверкой документов — необоснованное требование о предоставлении документов, нарушение регламента при общении с водителем или иным участником движения;
  3. нарушение процедуры оформления документов — отказ вызвать понятых для составления актов, отказ сообщить свои личные данные и регистрационный номер;
  4. вымогательство взятки за выявленное нарушение ПДД;
  5. неправомерные действия при направлении граждан на медосвидетельствование — отказ разъяснить выявленные признаки опьянения, отказ представить сведения о поверке прибора для освидетельствования;
  6. противоправное изъятие бланка водительского удостоверения, если автовладелец не был лишен прав по судебному постановлению;
  7. противоправное решение об эвакуации припаркованного автомобиля , если водитель находится за рулем;
  8. иные категории нарушений.
Читайте также:  Положение о премировании работников

Уже при составлении протокола или иного процессуального документа, гражданин может реализовать право на обжалование. Для этого нужно потребовать включение в документы пояснений и возражений, которые водитель считает важными для оценки обстоятельств дела.

Иные варианты оспаривания можно использовать уже после получения протокола или отказа сотрудника ГИБДД выдать указанный документ.

Процессуальный протокол не подлежит обжалованию, так как все возражения нарушитель может представить в процессе его рассмотрения. Однако нарушения, допущенные при составлении протокола, могут быть предметом жалобы. В зависимости от характера неправомерных действий или бездействия, жалобу можно подать по следующим направлениям:

  • в адрес вышестоящего должностного лица МВД — при нарушении регламента МВД при проверке документов или общении с водителем, при отказе представить личные данные, регистрационный номер и т.д.;
  • в прокуратуру — по любым фактам, связанным с нарушениями закона;
  • в суд — если гражданин оспаривает ранее вынесенный отказ других инстанций или если обжалуется признание виновником при оформлении ДТП, и т.д.

Обращение к вышестоящим должностным лицам МВД или в прокуратуру не лишает прав подать жалобу в суд.

Для обращения с жалобой необходимо располагать доказательствами неправомерных действий со стороны представителя ГИБДД. Для этого можно использовать:

  1. письменные доказательства — протоколы с возражениями водителя, схемы места аварии, иные бланки и формы;
  2. вещественные доказательства — результаты независимой экспертизы, аудио- и видеозаписи, в том числе с видеорегистратора машины;
  3. показания свидетелей;
  4. материалы административных, уголовных и гражданских дел.

Целесообразно воспользоваться услугами при подготовке жалобы, чтобы избежать отказа в ее рассмотрении.

В каких случаях сотрудники ГИБДД имеют право остановить автотранспорт

Сразу следует сказать, что для проверки документов сотрудникам ДПС дано право останавливать транспортное средство лишь на стационарном посту ДПС (п.63 Приказа МВД РФ №185 в редакции от 22.12.2014). В названном документе указаны и другие причины, позволяющие инспектору потребовать, чтобы водитель прекратил движение. Кратко назовём их:

  • были зафиксированы признаки нарушения требований к безопасности дорожного движения:
  • наличие данных о причастности водителя к ранее совершенному ДТП;
  • получена информация о том, что ТС находится в розыске или используется в противозаконных целях;
  • необходимо провести опрос пассажиров и водителя в качестве свидетелей ДТП;
  • если участника дорожного движения необходимо привлечь для выполнения функций понятого;
  • для выполнения регулировочно-распорядительских действий;
  • когда сотруднику ГИБДД необходимо ТС для служебных целей;
  • необходимо, чтобы водитель оказал помощь другим участникам дорожного движения либо сотрудникам полиции;
  • для проверки перевозимых в ТС грузов.

Чтобы водитель прекратил движение и не уехал от ДПС, сотрудник требует остановиться с помощью:

  • диска со световозвращателем красного цвета;
  • жеста (когда необходимо, применяется жезл);
  • громкоговорящего устройства.

Предлог №3 — ремень не пристегнут, номера грязные

Подобные претензии идут в ход, когда предъявить водителю особо нечего. Касательно ремней безопасности водитель может пояснить, что они были отстегнуты в то время, когда инспектор приближался к остановившемуся автомобилю. Причина — с пристегнутыми ремнями неудобно доставать документы. Не существует нормы, согласно которой нужно пристегиваться в стоящей машине.

Совет водителям: не стоит прятать ремни под задние сидения, в этом случае оправдаться будет сложно.

Вины водителя в том, что табличка с номерами не читается, нет (он номера намеренно не пачкал), следовательно, и наказание не предусмотрено. Но есть норма ПДД, которая запрещает использовать транспортное средство с номерным знаком, не соответствующим ГОСТу. Стандарты указывают, что номера должны читаться с расстояния 20 м в ночное время (при освещении фонарем). То есть подобная претензия ночью может иметь основания, а вот днем инспектору придется создать аналогичные ночным условия, чтобы доказать нечитаемость номера. Как правило, водитель просто приводит номерной знак в соответствие с ГОСТом (вытирает).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *