Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 17.1 КАС РФ. Административные дела, подсудные мировым судьям». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первоначально в КАС РФ в отличие от ГПК РФ участие мировых судей в рассмотрении административных дел не предусматривалось, исходя из значимости указанных дел. Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 103-ФЗ, принятым в части установления упрощенной формы производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, в КАС РФ включена глава 11.1, регламентирующая производство по административным делам о вынесении судебного приказа, а также статья 17.1, указывающая, что в этом порядке мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций. Тем же Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 103-ФЗ статья 1 КАС РФ дополнена частью 3.1, указывающей, что заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются в порядке, установленном данным Кодексом.
Какие заблуждения в связи с принятием КАС встречаются на практике?
Для начала хотелось бы развеять два заблуждения, связанных с принятием КАС, которые распространены среди юристов (и не только среди них).
1) порядок рассмотрения дел, которые с 15 сентября рассматриваются по правилам КАС, ранее вообще не был урегулирован.
Разумеется, это утверждение не соответствует действительности. Все дела, которые с 15 сентября рассматриваются по правилам КАС, раньше рассматривались по правилам ГПК РФ.
2) КАС устанавливает порядок осуществления правосудия по всем административным делам.
Это также не соответствует действительности. КАС устанавливает порядок рассмотрения далеко не всех дел, которые рассматриваются в порядке административного судопроизводства.
Во-первых, КАС не распространяется на порядок рассмотрения дел из административных правоотношений отнесенных к компетенции арбитражных судов (раздел III АПК РФ).
Во-вторых, дела об административных правонарушениях, которые подведомственны судам общей юрисдикции, не рассматриваются по правилам КАС. Такие дела, как и раньше, рассматриваются по правилам Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).
В-третьих, положения КАС не распространяются на дела об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.
Подсудность административных дел
1. Понятие и виды подсудности административных дел. Подведомственные судам общей юрисдикции административные дела разрешаются ВС РФ, областными, краевыми судами, образованными на уровне субъектов РФ, и районными судами, а также военными судами как специализированными судами.
Общим для всех судов является их право разрешать административные дела в качестве суда первой инстанции. Однако каждый из них вправе разрешать лишь те дела, которые отнесены законом к его компетенции. В связи с этим возникает необходимость четко определить полномочия судов на рассмотрение административных дел по существу, что достигается с помощью правил подсудности. Правила подсудности гарантируют реализацию ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
При этом подсудность административных дел с участием как российских, так и иностранных лиц определяется по общим правилам, установленным КАС, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
В отличие от подведомственности, с помощью которой разграничиваются полномочия на разрешение административных дел между различными юрисдикционными органами, подсудность разграничивает компетенцию между различными судами общей юрисдикции и ВС РФ. В зависимости от рода подлежащих разрешению дел и от территории, на которой действует тот или иной суд, принято различать подсудность родовую, или предметную, и территориальную, или пространственную (местную).
2. Родовая подсудность. Родовой (предметной) считается подсудность дел судам, относящимся к различным звеньям судебной системы. С ее помощью разграничивается компетенция районных судов, судов, образованных на уровне субъектов РФ, и ВС РФ. Это достигается путем отнесения к ведению каждого звена судебной системы административных дел строго определенного рода по предмету спора.
Согласно ст. 19 КАС подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных ст. 18, 20 и 21 КАС, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
ВС РФ, согласно ст. 21 КАС, рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:
1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, Судебного департамента при ВС РФ, Центрального банка РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;
2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;
3) об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей РФ и решений квалификационных коллегий судей субъектов РФ о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в ВС РФ предусмотрено федеральным законом;
4) об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;
5) о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ;
6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов РФ;
7) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
8) об отмене регистрации кандидата на должность Президента РФ, регистрации федерального списка кандидатов, регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
9) о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;
10) о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ;
11) о разрешении споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в ВС РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ;
12) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов;
13) об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
14) об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета РФ.
Административные споры
КАС РФ предусматривает единственную категорию споров для мировых судей – рассмотрение заявлений о выдаче судебного приказа (взимание налоговых и иных платежей).
Так, гражданские споры включают:
- иски о прекращении брака, взыскании алиментов, если нет спора о месте проживания детей, опеке над ними;
- иск по семейному делу передается в районный суд, если затрагивается факт материнства, отцовства, лишения или ограничения права на ребенка, признание брака недействительным, усыновление и удочерение;
- раздел имущества разведенных супругов, если его цена не выше 50 тыс. руб.;
- споры о праве на имущество, ценой не более 50 тыс., кроме споров о праве на наследство, на интеллектуальную собственность;
- споры о порядке пользования имуществом;
- заявления о выдаче судебного приказа (взыскание алиментов, долга по оплате коммунальных услуг).
Из чего состоят судебные разбирательства?
В первую очередь разберемся, как проходит рассмотрение дел. Чаще всего обычным людям приходится сталкиваться с делами, которые рассматривают по правилам гражданского судопроизводства. Так, например, если вы судитесь с магазином, работодателем, управляющей компанией, соседями, автосервисом и т.д. – все это гражданские дела.
Разбирательство дела происходит в устной форме, причем обязательной составляющей работы суда является непосредственное исследование доказательств. Именно для этого заслушивают показания свидетелей, заключения экспертов и объяснения третьих лиц. Также в процессе разбирательств могут проводить осмотр вещественных доказательств, просматривать видеозаписи и изучать различные письменные доказательства.
Судебные разбирательства принято делить на следующие части:
- подготовительную;
- рассмотрение по существу;
- прения;
- постановление решения и его оглашение.
Правила подачи искового заявления
Мировой суд рассматривает большое количество дел различного характера, поэтому определенного критерия заполнения обращения нет. Образец заявления в мировой суд по всем категориям дел можно найти на специализированных Интернет- ресурсах. Особенности заполнения заявления могут меняться в зависимости от категории права искового заявления:
- семейное;
- трудовое;
- семейное;
- защита прав потребителей.
Существуют общие правила оформления подачи заявления в независимости от области законодательства. Подавать иск рекомендуется в суд, который находится на территории проживания ответчика.
Если точно установить место регистрации правонарушителя не представляется возможным, то можно обратиться по месту расположения имущества ответчика или по его последней известной регистрации. Некоторые виды исков допускается подавать по месту официальной регистрации заявителя.
Если истец определил, что его дело может рассмотреть мировой суд, он должен определиться с участком, в компетенции которого находиться территория проживания ответчика. Уточнить подобную информацию можно с помощью специализированных Интернет-ресурсов. Следующие правила заполнения обязательны для соблюдения во всех заявлений:
- точные реквизиты мирового суда;
- все известные личные данные заявителя и ответчика;
- суть обращения с обязательным указанием ссылок на нормы закона, доказывающие правоту заявителя;
- указание требований;
- в случае предъявления требования по возмещению материального и морального ущерба необходимо предоставить точные расчеты требуемой суммы;
- приложить все свидетельства, справки и другие официальные документы, подтверждающие изложенные в иске данные;
Подать заявление можно любым удобным способом:
- лично посетив суд;
- заказным письмом;
- с помощью специализированных Интернет-ресурсов.
Не смотря на большой объем рассматриваемых дел в соответствии с уголовным, гражданским и административным кодексами, существуют определенные ограничения, напрямую указанные в законодательстве. Так, в данной инстанции, не могут рассматриваться:
- имущественные споры цена иска которых превышает пятьдесят тысяч рублей, а по делам о защите прав потребителей – сто тысяч рублей;
- бракоразводные дела, если в семье имеются несовершеннолетние дети и при решении вопроса об их воспитании и месте проживания имеется спор между родителями;
- лишение родительских прав и усыновление детей;
- уголовные дела, по которым наказание в виде лишения свободы превышает три года;
- уголовные и гражданские дела, рассмотрение которых законодательство напрямую относит к компетенции районных или городских судов.
Порядок применения норм КАС РФ судами общей юрисдикции
Верховный суд принял постановление, в котором разъяснено практическое применение норм Кодекса об административном судопроизводстве. Судьи осветили вопросы подсудности административных дел, доказательств и доказывания, а также особенности вынесения судебных приказов о административным делам.
Пленум Верховного суда РФ вынес постановление, в котором разъяснил судам общей юрисдикции порядок рассмотрения административных дел по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ.
Документ рассказывает о правилах подведомственности и подсудности, регламентирует порядок извещения сторон, а также отвечает на вопросы о вынесении судебного приказа в рамках КАС.
Судьи высказали позицию по поводу ведения аудиопротоколирования в судах, вынесения отдельных определениях в рамках одного дела и других процессуальных вопросах.
Подсудность заявления о вынесении судебного приказа
Заявление о выдаче судебного приказа подается мировому судье по правилам п.1 ч. 1 ст. 27 ГПК РФ или ст. 17.1 КАС РФ в зависимости от субъектного состава участников и характера правоотношений, согласно правил общей территориальной подсудности, предусмотренных главой 3 ГПК РФ и главой 2 КАС РФ соответственно.
Заявления о выдаче судебного приказа, отнесенные к компетенции арбитражного суда, подаются в арбитражный суд первой инстанции с учетом правил подсудности, установленных главой 4 АПК РФ.
Следует учитывать, что в приказном производстве, осуществляемом в рамках ГПК РФ и АПК РФ, помимо правил территориальной подсудности, предусматривающих подачу заявления в суд по адресу или месту жительства ответчика (ст. 28 ГПК РФ, ст. 35 АПК РФ), также применяются правила альтернативной и договорной подсудности (статьи 29,32 ГПК РФ, статьи 36, 37 АПК РФ) (п. 13 Постановления Пленума Верховного суда РФ, изложенных в Постановлении от 27 декабря 2016 г. № 62 “О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве»).
Территориальная подсудность такого рода заявлений, рассматриваемых в административном судопроизводстве, определяется в соответствии с общими положениями ч. 3 ст. 22 КАС РФ, предусматривающей подсудность административного иска суду по месту жительства гражданина или по месту нахождения организации.
Какие процессуальные правила не применимы в приказном производстве
Как уже отмечалось выше, мировой судья, арбитражный суд исследует заявление о вынесении судебного приказа и приложенные документы на предмет соответствия установленным процессуальным правилам, и при выявлении соответствующих нарушений возвращает заявление взыскателю или отказывает в его принятии, а при отсутствии процессуальных нарушений разрешает дело по существу путем вынесения судебного приказа. Применение иных процессуальных правил в приказном производстве законом не предусмотрено.
- Заявление о выдаче судебного приказа не подлежит оставлению судом без движения, оставлению без рассмотрения
- Судья не вправе вынести определение об отказе в вынесении судебного приказа
- Приказное производство не может быть прекращено
- Судья не может принимать по делу обеспечительные меры
- Приказное производство исключает возможность подачи встречных требований к взыскателю и принятие их судом
- В приказном производстве нет стадии подготовки дела к судебном разбирательству
- В приказном производстве не применяются процессуальные правила, регулирующие стадию судебного разбирательства
- Дело о вынесении судебного приказа не может быть окончено за примирением сторон, в приказном производстве не применимы любые примирительные процедуры
Следует отметить, что запрет на применение в приказном производстве выше обозначенных норм, действующих в исковом производстве, закреплен императивной нормой ч. 7 ст. 229.5 АПК РФ, и с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума ВС РФ от 27 декабря 2016 г. № 62, указанная норма подлежит применению по аналогии в приказном производстве, осуществляемом в ходе гражданского судопроизводства (ч. 4 ст. 1 ГПК РФ). В случае возникновения в ходе приказного производства вопросов, прямо не урегулированных нормами КАС РФ, мировые судьи для их решения также вправе применять соответствующую норму по аналогии закона (ч. 4 ст. 2 КАС РФ).
Отложение судебного разбирательства по административному делу
Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям:
- в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
- если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
- в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
- если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.
Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.
О подсудности административных исков // кас vs ппвс от 27 сентября 2016 г. n 36 о некоторых вопросах применения судами кодекса административного производства российской федерации
Прежде, чем задать вопросы, несколько хорошо известных цитат:
«В соответствии с ч. 1 ст.
218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.»
«Согласно ч. 2 ст. 24 КАС РФ административное исковое заявление к федеральному органу исполнительной власти, вытекающее из деятельности его территориального органа, может быть подано также в суд по месту нахождения территориального органа.»
«В соответствии со ст.
22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.»
«В силу ч. 3, 4 ст.
24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, — по месту нахождения организации, являющейся административным истцом (ч. 3).
Право выбора между несколькими судами, которым согласно настоящей статье подсудно административное дело, принадлежит административному истцу (ч. 4).»
В то же время из п.
8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» усматривается, что в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (ч. 2 ст. 22 КАС РФ):
(цитата из упомянутого ППВС) «8.
В случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (часть 2 статьи 22 КАС РФ).
…
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных Кодексом, — по месту нахождения организации, являющейся административным истцом (часть 3 статьи 24 КАС РФ).»
Ну а часть 3 статьи 24 КАС РФ (упомянутая в п.8 ППВС) — это:
«… 3.
Административные дела, подлежащие рассмотрению в суде
Согласно КАС РФ в суде могут быть рассмотрены в том числе и следующие административные дела:
- об оспаривании нормативно-правовых актов полностью или частично;
- об оспаривании решений, действий или бездействия органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
- об оспаривании решений, действий или бездействия некоммерческих организаций, которые наделены отдельными государственными или иными публичными полномочиями;
- об оспаривании решений, действий или бездействия квалификационных коллегий судей;
- о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
- о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.
Также в судах могут рассматриваться и разрешаться подведомственные им административные дела, в том числе и о/об:
- приостановке деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной НКО;
- прекращении деятельности СМИ;
- взыскании денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;
- помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в предназначенное для этого специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении;
- установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;
- госпитализации (и о продлении срока такой госпитализации) гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина также в недобровольном порядке;
- госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
- госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.