Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утрата товарной стоимости автомобиля по осаго». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Что делать, если отказали в выплате?
Это выгодно, быстро и удобно и виновнику ДТП и потерпевшему. Продавец продает Услугу в соответствии с действующим прейскурантом, опубликованным на интернет-сайте Продавца, а Покупатель производит оплату и принимает Услугу в соответствии с условиями настоящего Договора. В поля на платежной странице требуется ввести номер карты, имя владельца карты, срок действия карты, трёхзначный код безопасности (CVV2 для VISA или CVC2 для MasterCard). Все необходимые данные отображены на поверхности банковской карты.
Показатели А и Б требуются для определения коэффициента утраты товарной стоимости.
Калькулятор утс автомобиля онлайн
Бумага передается в канцелярию суда, который будет заниматься разбирательством. Представители учреждения проверят иск на правильность заполнения. Если бумага составлена с соблюдением норм, ее примут. В случае наличия ошибок документ отправляется на доработку.
- Система авторизации гарантирует покупателю, что платежные реквизиты его платежной карты (номер, срок действия, CVV2/CVC2) не попадут в руки мошенников, так как эти данные не хранятся на сервере авторизации и не могут быть похищены.
- Покупатель вводит свои платежные данные непосредственно в системе авторизации CloudPayments, а не на сайте интернет-магазина, следовательно, платежные реквизиты карточки покупателя не будут доступны третьим лицам.
Если Вас все устроит, заключается договор. В соглашении фиксируют права и обязанности сторон, определяют особенности услуги, ответственность сторон. Когда договор подписан, Вы собираете запрошенную документацию и предоставляет её нам.
Метод руководящего документа
Наиболее сложная методика, предусматривающая определение потери цены по-отдельности для каждой пострадавшей детали. В расчете используется следующая формула:
У общ. = У1 + У2 + … + Уn, в которой
У1 – Уn – цена восстановления отдельных деталей, пострадавших при аварии. Предварительно эти характеристики рассчитываются, с использованием формулы:
m
У эл. = К2 х ∑К1 х Цi,
1
где:
- коэффициенты К1 и К2, соответственно – поправки, учитывающие влияние на УТС способа восстановления и степени износа деталей;
- Цi – цена запчасти, подвергнутой ремонту, в розницу;
- m – число деталей, нуждающихся в ремонте или восстановлении.
Коэффициенты принимаются из таблиц, приведенных в методике.
Оплачивать ремонт или рассчитывать компенсацию по ОСАГО будут только за повреждения от ДТП. Поэтому эксперт обязан установить причинно-следственную связь между возникновением повреждения и аварией. Для этого проводятся следующие мероприятия:
- устанавливается возможность или невозможность получения повреждений при обстоятельствах, указанных в заявлении о страховом случае, в документах, оформленных ГИБДД;
- проводится сопоставление повреждений с повреждениями автомобилей иных участников ДТП, с иными объектами (при их наличии), с которыми машина контактировало после столкновения;
- анализируются данные, указанные в документах о ДТП (извещении о страховом случае, протоколе о нарушении ПДД, постановления о правонарушении, объяснениях участников аварии), проводится их сравнение с повреждениями, зафиксированными при осмотре.
Проверка связи повреждений проводится с использованием методов транспортной трасологии, анализа характера деформаций и направления действий сил, вызвавших повреждения следов, имеющихся на авто, проезжей части и объектах дорожной инфраструктуры. При невозможности натурного сопоставления строится графическая модель столкновения, в том числе с применением компьютерных графических программ.
При исследовании причинно-следственных связей могут проводиться другие виды экспертиз (металловедческая, экспертиза лакокрасочных покрытий, пожаротехническая, взрывотехническая и т.д.), а также комплексные экспертизы. Особенно это актуально на стадии судебного рассмотрения спора.
Коэффициенты утраты товарной стоимости
При учете УТС для узлов в сборе недопустимо дополнительно применять УТС для их частей. Поэтому подпункты таблиц П 5.1 и П 5.2 не могут использоваться совместно с основным пунктом.
Таблица П 5.1. Коэффициенты утраты товарной стоимости для легковых автомобилей и грузовых на их базе
N | Наименование элемента | Замена | р. N 2 | р. N 3 — 4 |
Передняя часть | ||||
1 | Капот | — | 0.3 | 0.7 |
2 | Панель передка (рамка радиатора) в сборе (для съемных панелей УТС при замене — 0) | 0.5 | 0.2 | 0.4 |
2.1 | Поперечина передка (рамки радиатора) верхняя | 0.2 | 0.1 | 0.2 |
2.2 | Поперечина передка (рамки радиатора) нижняя | 0.3 | 0.1 | 0.2 |
3 | Брызговик облицовки радиатора съемный | — | 0.1 | 0.2 |
4 | Брызговик облицовки радиатора несъемный | 0.3 | 0.2 | 0.3 |
5 | Крыло съемное | — | 0.1 | 0.3 |
6 | Крыло не съемное | 0.5 | 0.3 | 0.5 |
7 | Брызговик переднего крыла без лонжерона (в т.ч. в сборе с верхними усилителями) | 1.7 | 0.7 | 1 |
8 | Лонжерон передний без брызговика крыла | 0.7 | 0.3 | 0.8 |
9 | Щит передка (в т.ч. в сборе с надставкой) | 0.7 | 0.4 | 0.7 |
9.1 | Надставка щита передка | 0.3 | 0.2 | 0.3 |
10 | Короб воздухопритока | 0.3 | 0.2 | 0.3 |
11 | Панель рамы ветрового окна | 0.7 | 0.4 | 0.5 |
11.1 | Нижняя часть панели рамы ветрового окна | 0.4 | 0.2 | 0.3 |
Средняя часть | ||||
12 | Дверь боковая | — | 0.2 | 0.4 |
13 | Панель крыши (в т.ч. с поперечинами) | 1.5 | 0.7 | 1.7 |
14 | Панель крыши боковая (конструктивно — отдельный элемент) | 0.3 | 0.2 | 0.3 |
15 | Боковина кузова с задним крылом (конструктивно — единый элемент) | 2 | — | — |
15.1 | Боковина кузова без заднего крыла (конструктивно — отдельные элементы) | 1.5 | — | — |
15.2 | Верхняя часть боковины (от передней до задней стойки) | 0.5 | 0.5 | 1 |
15.3 | Стойка боковины передняя (от крыши до порога) | 0.7 | 0.3 | 0.4 |
15.4 | Стойка боковины задняя (от крыши до порога) | 0.5 | 0.3 | 0.4 |
15.5 | Стойка ветрового или заднего окна (часть передней или задней стойки боковины или рамки окна) | 0.2 | 0.1 | 0.2 |
15.6 | Стойка боковины центральная | 0.5 | 0.3 | 0.4 |
15.7 | Нижняя часть боковины (порог) | 0.5 | 0.5 | 1 |
16 | Пол салона | 3 | 0.7 | 1.4 |
17 | Лонжерон, поперечина пола салона | 0.3 | 0.2 | 0.3 |
Задняя часть | ||||
18 | Дверь задка, крышка багажника | — | 0.3 | 0.7 |
19 | Панель задка (в т.ч. в сборе с усилителем или поперечиной) | 0.4 | 0.3 | 0.5 |
20 | Крыло (конструктивно — отдельный элемент) | 0.5 | 0.3 | 0.5 |
21 | Крыло — панель боковины задняя наружная (конструктивно — единый элемент с боковиной кузова) | 0.6 | 0.4 | 0.7 |
22 | Арка заднего колеса в сборе (наружная и внутренняя части; включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно — единый элемент) | 0.4 | 0.3 | 0.4 |
22.1 | Арка заднего колеса наружная (включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно — единый элемент) | 0.2 | 0.1 | 0.2 |
22.2 | Внутренняя панель боковины — задняя часть (конструктивно — отдельный элемент) | 0.2 | 0.1 | 0.2 |
23 | Пол багажного отделения (в т.ч. с надставками) | 0.6 | 0.4 | 0.6 |
23.1 | Надставка пола багажного отделения боковая или задняя | 0.3 | 0.2 | 0.3 |
24 | Лонжерон задний | 0.7 | 1 | 1.5 |
25 | Надставка передней поперечины заднего пола (или поперечина с надставкой) | 0.3 | 0.2 | 0.3 |
26 | Панель рамы окна задка | 0.7 | 0.4 | 0.5 |
26.1 | Нижняя поперечина рамы окна задка (в т.ч. с задней полкой) | 0.4 | 0.2 | 0.3 |
Окраска | ||||
27 | Полная или наружная окраска кузова | 5 | ||
28 | Окраска одного наружного элемента кузова: | |||
окраска первого элемента (Кутс окр(1)) | 0.5 | |||
окраска второго и каждого следующего элемента (Кутс окр(N-1)) | 0.35 | |||
Разборка, устранение перекосов | ||||
29 | Нарушение целостности заводской сборки при полной разборке салона легкового автомобиля, микроавтобуса | 1 | ||
29.1 | Нарушение целостности заводской сборки при полной разборке передней части салона легкового автомобиля, микроавтобуса | 0.4 | ||
29.2 | Нарушение целостности заводской сборки при полной разборке задней части салона легкового автомобиля, микроавтобуса | 0.3 | ||
29.3 | Нарушение целостности заводской сборки при полной разборке верхней или нижней части салона легкового автомобиля, микроавтобуса | 0.15 | ||
30 | Перекосы: | |||
несложный | 1 | |||
средний | 2 | |||
сложный | 3 | |||
особо сложный | 5 |
Выплата УТС по КАСКО не оговаривается ни в одном законодательном акте. Что касается самого страхования, его нюансы прописаны в Законе РФ под номером 4015-1 и ГК РФ. В основе взаимоотношений сторон (страхователя и страховщика) лежит договор с условиями сотрудничества и подписями участников. В ГК РФ (пунктах с 1 по 4) сказано, что граждане и страховщики вправе прописывать в соглашении подходящие им условия.
В ГК РФ (статье 929, пункте 1) указано, что перечисление страхового платежа возможно по факту страхового случая (с учетом условий, прописанных в соглашении между сторонами). Иными словами, при отсутствии страхования УТС в виде отдельно взятого риска страховщик не обязан платить компенсацию по КАСКО. Это утверждение можно найти и в определении ВС РФ под номером 16-КГ17-38.
В случае с ОСАГО сложилась противоположная ситуация. Для этого вида страхования возмещение по УТС является обязательным с 25.01.2015 года. Это связано с отнесением утраты товарной стоимости к части ущерба, полученного в результате аварии. Правило действует и в тех случаях, когда машина отправляется для ремонта на СТО.
Относительно недавно увидела свет новая методика Минюста «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ СУДЕБНЫХ АВТОТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ И ИССЛЕДОВАНИЙ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ЦЕЛЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА УЩЕРБА, СТОИМОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА И ОЦЕНКИ» (далее по тексту МР2018). Данная методика рекомендована для государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России (СЭУ МР).
До появления МР2018 была актуальна другая методика данного ведомства, известная как МР2013 в редакции 2015 года. Как сказано в преамбуле МР2018 с момента ее выхода все прежние методические рекомендации утрачивают свою силу.
Интересно, что новая методика не распространяется в открытом виде, что само по себе уже является достаточно противоречивым моментом. Эта методика, рекомендованная для проведения судебных экспертиз, по сути, скрыта от судей, экспертов и иных заинтересованных лиц (методика распространяется платно).
Когда возникает право на возмещение
Условий, при которых страховая компания обязана возместить пострадавшему утрату товарной стоимости, немного, но для каждого из них принципиально наличие страхового полиса (ОСАГО или КАСКО).
В случае с компенсацией по ОСАГО полис должен быть и у потерпевшего, и у виновника. Если у последнего страховки нет либо полис поддельный, взыскать УТС со страховой компании не представляется возможным.
! В случае если у виновника не оказалось полиса ОСАГО, требовать возмещения придется не с его страховщика, а с самого водителя через суд. В тех случаях, когда авто пострадавшего было застраховано по КАСКО, возможность выплаты определяется условиями страхового договора.
С действующим полисом ОСАГО утрату товарной стоимости авто можно возместить, если:
- владелец пострадавшего автомобиля невиновен в ДТП;
- до аварии у автомобиля отсутствовали иные повреждения;
- возраст автомобиля — менее пяти лет для иномарок, не старше трех лет для российских авто;
- величина эксплуатационного износа не превышает 35%;
- ущерб не превышает максимальную величину выплат в рамках ОСАГО — 400 000 руб.
Метод руководящего документа
Метод считается наиболее сложным. Для него потребуется наличие определенных математических навыков. Если в расчете допущены ошибки, официальные структуры его не примут. Для определения показателя применяется следующая формула:
Общая УТС = цена восстановления каркаса + цена починки съемных фрагментов + стоимость окрашивания + цена замены частей, нарушающих геометрию
Каждое значение показателя определяется в отдельности. Для этого применяется следующая формула:
Цена починки элемента = коэффициент изменения КТС, зависящий от износа деталей х сумма коэффициентов изменения УТС х стоимость покупки деталей в розницу
Получившееся значение перемножают на количество элементов, нуждающихся в ремонте. Допустим, после расчёта получились следующие данные:
- Цена восстановления каркаса — 10000 руб.
- Цена починки съемных элементов — 5000 руб.
- Цена окрашивания — 5000 руб.
- Цена замены частей, нарушающих геометрию — 20000 руб.
Тогда общая УТС авто = 10000 + 5000 + 5000 + 20000 = 40000 руб.
Как взыскать утрату товарной стоимости автомобиля по КАСКО?
Взыскать УТС автомобиля в 2023 году можно и по КАСКО. Правило закреплено постановлением Пленума ВС от 27 июня 2013 года. Схема получения денежных средств не отличается от классической. Гражданину предстоит обратиться в свою страховую компанию с заявлением о возмещении утраченной стоимости. Дополнительно стоит привлечь к процедуре независимого оценщика, который определит размер компенсации по УТС. Если страховщик отказывается предоставлять возмещение, потребуется подать иск в суд. В нём указываются претензии к организации. Иск дополняется пакетом документов. В него нужно включить:
- полис КАСКО;
- бумаги, подтверждающие, что машина принадлежит истцу;
- бумаги от СТО, в которых указаны требуемые детали и их стоимость, а также цена ремонта;
- протокол о ДТП;
- бумаги, предоставленные оценщиком.
Какие методики применяются
Утрата товарной стоимости – это денежная оценка ухудшения состояния автомобиля после проведения ремонтных работ или дорожного происшествия.
Компенсацию УТС можно получить, если соблюдаются следующие условия:
- повреждения автомобиля получены в результате ситуации, признанной страховым случаем;
- оформление страхового случая произведено с учетом всех правил, установленных законодательно (в случае с полисом ОСАГО) и правилами отдельной страховой компании (в случае с КАСКО);
- возраст поврежденного автомобиля находится в пределах, установленных компанией для расчета УТС. Чаще всего по правилам автостраховщиков утрата стоимости выплачивается, если возраст отечественного авто не превышает 3 лет, а возраст автомашины иностранного производства менее 10 лет;
- износ авто не превышает установленные правилами показатели (35% для отечественного авто и 40% для автомобиля иностранного изготовления);
- пробег автомашины не превышает допустимых значений (50 000 км – отечественные и 100 000 км – иностранные).
Возмещение утраты товарной стоимости не производится, если:
- данный фактор прямо зафиксирован в страховом договоре, заключенном между компанией и автовладельцем;
- размер выплаченной ранее компенсации превышает максимально допустимую суммы выплат по данному страховому договору;
- для осуществления выплаты не хватает поданного ранее пакета документов;
- по каким-либо причинам экспертная компания не может произвести оценку.
Расчет УТС может быть произведен тремя способами:
- по методике Минюста;
- по методу Хальбгевакса;
- по методу Руководящего документа.
Когда можно рассчитывать на возмещение утери товарной стоимости автомобиля ОСАГО
Утрата товарной стоимости автомобиля и последующая компенсация – это сложный в законодательном плане вопрос. Чтобы получить нужные выплаты, сам водитель и рассматриваемая авария должны соответствовать параметрам:
- владелец машины, попавший в дорожно-транспортное происшествие, не должен находиться в статусе виновника аварийной ситуации;
- машина используется по назначению в рамках законодательно установленного периода (иномарки – 5 лет, российские автомобили – 3 года);
- максимальный размер денежной компенсации не может превышать сумму, равную 400 000т.р.;
- элементы кузова и конструкции машины, рассматриваемые по компенсационному обращению, не должны обладать повреждениями, полученными в результате прошлых аварий.
37. К реальному ущербу, возникшему в результате дорожно-транспортного происшествия, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утрата товарной стоимости, которая представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.
И еще небольшое лирическое отступление. Мне кажется это важным, хоть и немного не по теме поста.
Различия в методиках не только в том, какие цифры ставить в графу «стоимость» — указанную Общаком или реальную. Различий много и в технологии, в интепретации тех или иных повреждений и даже в осмотре автомобиля. Пример: По Единой методике вам могут вроде как законно отказать в окраске элемента, если на нем были повреждения и элемент до ДТП требовал окраски более 25% своей площади. По Минюсту же можно исключать окраску элемента только в случае, если размер более раннего повреждения превышает 25% от площади элемента. Разницу кто-то сразу заметил? А она есть 🙂
Что такое УТС и как за нее получить компенсацию?
После попадания машины в ДТП её ценность на вторичном рынке значительно снижается. Никто не хочет покупать битый автомобиль по той же цене, по которой можно приобрести машину без повреждений. Но что в таком случае делать людям, в авто которых не по их вине въехал другой водитель? Выходит, что из-за чужой невнимательности на дороге стоимость транспортного средства становится ниже. В таком случае у водителя есть возможность получить дополнительную компенсацию.
Таким образом, УТС – это уменьшение цены на транспортное средство в связи с его починкой после попадания в дорожно-транспортное происшествие. Либо еще можно сказать, что УТС – это определенная разница в цене двух полностью идентичных автомобилей на рынке. Для начала берется одно ТС, которое никогда не получало повреждений в ДТП. После этого его сравнивают с другим, которое ранее уже приходилось ремонтировать после аварии.
К утрате товарной стоимости относят следующие случаи:
- когда был поврежден внешний вид корпуса автомобиля: отбита краска, отколота часть корпуса;
- снижение прочности узлов авто и прочих деталей;
- ухудшение технических характеристик машины.
В №40-ФЗ “Об ОСАГО” не прописана необходимость выплаты компенсации за снижение стоимости транспортного средства вследствие ДТП. Однако Пленум Верховного Суда в конце 2017 года опубликовал постановление, согласно которому утрату товарной стоимости приравнивают к полноценному материальному ущербу. Таким образом, ее также необходимо возместить.
Запросить компенсацию УТС по ОСАГО можно сверх обычного покрытия. То есть, если вы являетесь пострадавшей стороной в аварии, вам обязательно возместят средства на ремонт (либо страховщик проведет ремонт самостоятельно), но также можно затребовать дополнительную сумму.
Стоит отметить, что для каждого автомобиля размер компенсации будет отличаться. Он полностью зависит от размера полученного ущерба и характера проведенных ремонтных работ. Тем не менее даже при небольших повреждениях УТС может быть оценена в значительную сумму. Она вполне может достигать 10% от рыночной цены на авто.