Страны, где нет экстрадиции в Россию в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страны, где нет экстрадиции в Россию в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Понятие экстрадиции подразумевает арест подозреваемого и его последующую выдачу властям страны, которая этого требует. Причем стоит отметить, что арестованный не обязательно должен иметь гражданство той страны, которая требует его экстрадиции. Еще одним не более важным обстоятельством является индивидуальное рассмотрение каждого случая.

Значение термина «экстрадиция»

Таким образом, экстрадировать – это значит, что одно государство выдает подозреваемого в преступлении другому государству на основании соответствующего международного соглашения и предоставленных доказательств его вины.

Конечно же, далеко не всегда удается добиться экстрадиции, в большинстве случаев успешный итог дела зависит от взаимоотношений между странами. Если страны активно сотрудничают друг с другом в данном вопросе, скорее всего, подозреваемый будет выдан.

Поскольку дела о выдаче требуют учёта множества нюансов, связанных с правами человека, то процедура экстрадиции должна учитывать несколько важных принципов. Все эти правила преследуют цель соблюдения закона и прав людей, экстрадиции которых требует другое государство. Главные принципы экстрадиции:

  • Любое государство стремится соблюсти законы и сохранить порядок в собственной стране. То есть интересы этого государства важнее законов и порядка другого, в том числе и запросившего экстрадицию.
  • Подданных любой страны можно привлекать к ответственности только по законам их страны;
  • Нельзя наказывать граждан за совершённое вне территории страны. Это задача страны, на территории которой они совершили преступление;
  • Государство обязано защищать собственных граждан;
  • Государство противится выдаче своих граждан, так как это ослабляет страну.

Все эти принципы ограничивают возможности неправомерной выдачи и пресекают требования других государств, противоречащие интересам и законам России.

Вопрос в российском уголовном праве

  • П. 1 ст. 61 Конституции РФ запрещает экстрадицию граждан своей страны.
  • Согласно п. 2 ст. 63 Конституции РФ не выдаются граждане, совершившие преступления, которые не признаются таковыми на территории России, а также преследуемые по политическим мотивам.
  • Экстрадицию иностранных граждан и лиц без гражданства регулирует ст. 13 УК РФ.
  • Решение по вопросу об экстрадиции рассматривает генеральный прокурор или его заместитель в соответствии с п.7 ст. 462 УПК РФ.

Правовую основу помимо вышеуказанных документов составляют правовые акты и договоры международного масштаба. Россия имеет подписанные соглашения о сотрудничестве по вопросам выдачи с 65 странами. Совершить экстрадицию можно без наличия договора в рамках равноценного обмена между государствами.

Также не выдают своих граждан такие страны, как:

  • Япония.
  • Франция.
  • Беларусь.
  • Украина.
  • Китай.

Выдача (экстрадиция) и выдворение (депортация): понятие, процедуры, международно-правовые стандарты

Выдача (экстрадиция) — это осуществляемая на основании международных договоров либо по усмотрению государства процедура выдачи лица — негражданина данного государства другому государству для проведения в отношении данного лица следствия, суда или исполнения приговора. В юридическом смысле к понятию «выдача» употребимо так называемое ограничительное толкование: акт выдачи касается исключительно лиц, совершивших преступления, т.е. преступников.

Согласно ч. 2 ст. 63 Конституции РФ выдача осуществляется «на основе федерального закона или международного договора». Действующее уголовное законодательство РФ (ч. 2 ст. 13 УК РФ), Федеральный закон от 25 октября 1999 г., которым ратифицирована Европейская конвенция о выдаче (принятая в Париже 13 декабря 1957 г.), несколько иначе урегулировали этот вопрос. Они предусматривают возможность выдачи находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление в иностранном государстве. В иных случаях вопрос о выдаче преступников решается дипломатическим путем. По международной практике, требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, если: 1) преступление совершено на его территории; 2) преступник является гражданином этого государства; 3) преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред. При этом выдача преступников предполагает соблюдение ряда условий: а) преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник; б) если по законам страны, требующей выдачи, за преступление предусмотрена смертная казнь, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, требующего выдачи, того, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.

В регулировании института выдачи законодательство РФ основывается на принципах «двойной криминальности», специализации, невыдачи за политические преступления. В соответствии с принципом «двойной криминальности» требуется, чтобы деяние квалифицировалось как преступное правом запрашиваемого и запрашивающего государства. По Конституции РФ не допускается выдача другим государствам лиц за действия (бездействие), не признаваемые в РФ преступлением (ч. 2 ст. 63). Принцип специализации означает, что привлечение к уголовной ответственности возможно лишь за то преступление, которое послужило основанием для выдачи. Для привлечения за другие преступления необходимо получить согласие выдающего государства.

Читайте также:  Как долго ребенок может отсутствовать в школе без справки по правилам СанПина

Федеральный закон от 25 декабря 1999 г. N 190-ФЗ предусматривает следующие случаи отказа в выдаче: а) если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом, или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные Международным пактом о гражданских и политических правах; б) если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии защиты прав и свобод; в) исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья.

Административное выдворение и депортация иностранного гражданина

Новейшее законодательство, хотя и не без разночтений, проводит различие между понятиями «административное выдворение» и «депортация». Так, Кодекс РФ об административных правонарушениях в главе 3 «Административные наказания» содержит ст. 310 с названием «Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства». Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан РФ» (ст. 2) содержит специальную дефинитивную норму, в которой используется понятие «депортация». В ст. 31 этого же Закона определяются основания и порядок применения депортации, а в ст. 34 — порядок административного выдворения иностранных граждан.

Запрет выдачи российских граждан, совершивших преступление на территории иностранного государства

Согласно нормам Конституции РФ, экстрадиция в России подозреваемых или виновных в совершении преступлений и осужденных лиц для исполнения приговора, касается лишь иностранцев и лиц, не имеющих гражданства, но проживаемых на территории Российской Федерации. Гражданин РФ не может высылаться за пределы страны, а также выдаваться другим государствам. Передача своих граждан — невозможна.

Также это закреплено Уголовным кодексом РФ. Однако это правило и принцип перестает действовать если требуется экстрадиция гражданина РФ для рассмотрения Международным судом как лица, виновного в совершенных преступлениях против всего человечества и мира на земле. В случаях геноцида, военных преступлений, направленных против жизни на земле и развязыванию войны, лицо, которое подозревают, будет передано в принципе не какому-то конкретному зарубежному государству, а в международный судебный орган.

Экстрадиция представляет собой официально организованную выдачу лица одним государством другому, на основании признания виновным выдаваемого преступника, совершившего преступление закона на территории страны, запросившей экстрадицию.

По субъектному основанию различают следующие виды экстрадиции:

  • лица, являющегося гражданином РФ;
  • подданного другого государства;
  • лица без гражданства;
  • лица с двумя или более гражданствами.

Классификация с учетом цели процедуры:

  • необходимость осуществить уголовное преследование;
  • необходимость отправления правосудия;
  • необходимость исполнить приговор.

Классификация с учетом обязанностей, прав сторон, договаривающихся о проведении процедуры выдачи:

  • по запросу РФ из другого государства в соответствующее ведомство России;
  • по запросу любого государства к РФ.

Первый этап процедуры экстрадиции связан со сбором необходимых документов. Эти документы должны доказывать обоснованность запроса на выдачу. Собирает такие документы страна, запросившая экстрадицию.

Все собранные документы, как и сам запрос не должны нарушать требования Минской конвенции и других международных договоров в области экстрадиции.

Следующий этап – изучение правомерности выдачи. Сторона, которая будет принимать решение о выдаче человека, рассматривает все доказательства и оценивает основания запроса.

Если запрос одобрен, то переходят к самому процессу выдачи. На этом этапе определяют дату и порядок передачи, а также обеспечение конвоя для экстрадируемого.

  • С древних времен до конца XVII века экстрадиция — редкое явление, применялась в основном к политическим преступникам, еретикам, перебежчикам.
  • В XVIII — первой половине XIX века индустриализация и появление новых видов транспорта вызвали увеличение интенсивности перемещения людей, что привело к проблемам с ограблениями на железных дорогах, бродягам и трансграничным преступлениям. Договоры о выдаче стали заключаться в больших количествах между сопредельными странами и распространялись не только на дезертиров, но и на общегосударственных преступников (убийц, воров).
  • 1840—1943 — третий период в истории экстрадиции.
  • С 1943 — Вторая мировая война показала необходимость отсылать военных преступников в страны, в которых были совершены их действия. Для этого уже в 1942 году союзники приняли «Межсоюзническое заявление о наказании за военные преступления».

Кого могут экстрадировать

Выдача может осуществляться только в отношении лиц, обвиняемых в совершении определенных преступлений – их список или критерии определения таких преступлений (тяжесть наказания, умысел и т.д.) закреплены в соответствующем договоре или конвенции. Обязательно условием является соблюдение правила «двойной подсудности», то есть противоправное деяние, за совершение которого обвиняемому грозит экстрадиция, должно признаваться таковым в уголовном законодательстве не только запрашивающего, но и запрашиваемого государства.
Согласно общему правилу экстрадировать могут:

  • Иностранных граждан;
  • Лиц без гражданства или наоборот тех, кто имеет гражданство сразу нескольких государств;
  • Граждан стран, осуществляющей экстрадицию.
Читайте также:  Выплаты за 3 ребенка в 2023 году: что положено в России?

Внимание! Согласно мировой практике, большинство стран мира не выдает собственных граждан. Этот принцип закреплен в Конституции многих государств, в том числе в конституции РФ.
Цели и причины экстрадиции могут быть разными:

  • Выдача лиц в рамках расследования уголовного дела;
  • Для участия лица в судебном заседании в качестве обвиняемого в совершении уголовного преступления;
  • Для приведения приговора суда в исполнение.

Страна, осуществляющая выдачу преступника, может принять решение об отказе в экстрадиции. Общемировая судебная практика показывает, что отрицательное решение принимается в следующих случаях:

  • Запрос на экстрадицию принят с нарушением установленной законом процедуры;
  • Вина человека, который подлежит выдаче, не доказана;
  • Обвинение носит частный характер или по преступлению, в котором обвиняется лицо, истек срок давности;
  • Лицо, в отношении которого подан запрос, не может привлекаться к уголовной ответственности.

Поскольку дела о выдаче требуют учёта множества нюансов, связанных с правами человека, то процедура экстрадиции должна учитывать несколько важных принципов. Все эти правила преследуют цель соблюдения закона и прав людей, экстрадиции которых требует другое государство. Главные принципы экстрадиции:

  • Любое государство стремится соблюсти законы и сохранить порядок в собственной стране. То есть интересы этого государства важнее законов и порядка другого, в том числе и запросившего экстрадицию.
  • Подданных любой страны можно привлекать к ответственности только по законам их страны;
  • Нельзя наказывать граждан за совершённое вне территории страны. Это задача страны, на территории которой они совершили преступление;
  • Государство обязано защищать собственных граждан;
  • Государство противится выдаче своих граждан, так как это ослабляет страну.

Все эти принципы ограничивают возможности неправомерной выдачи и пресекают требования других государств, противоречащие интересам и законам России.

Особенности совершения процедуры

Прежде всего, для того чтобы страна могла осуществить процедуру, необходимо, чтобы между государствами существовал договор об экстрадиции. Далее есть целый порядок о передаче лица правоохранительным органам другого государства:

1. Подача запроса другой стороне. Срок его рассмотрения составляет около 40 дней, начиная с момента, когда подозреваемое лицо было задержано.

2. Далее экстрадиция преступников производится только в местные органы прокуратуры или другие предназначенные для этого структуры. Именно они выбирают меру пресечения в будущем.

3. Теперь та сторона, которая передает обвиняемого, должна проверить все те основания, которые разрешают осуществить процедуру. Естественно, здесь учитываются и те условия, которые запрещают передачу обвиняемого.

4. Только после выполнения предыдущих пунктов принимается решение об удовлетворении или отклонении заявки.

5. Если экстрадиция разрешается, то это решение должно обязательно закрепляться специальным постановлением.

6. Только после этого положительный ответ на запрос доводится до ведома обвиняемого человека.

Естественно, преступнику предоставляется возможность обжаловать решение правоохранительных органов страны, которая хочет его передать. Эта процедура может быть проведена в течение 10 дней. Если же прошение об экстрадиции отклонено, то встречная сторона может в течение недели подать кассационную жалобу.

Вступление решения о выдаче гражданина в законную силу, его обжалование и отказ в выдаче

В законную силу решение об экстрадиции вступает через 10 дней после оповещения фигуранта. Обжаловать решение о передаче человека другой стране можно в республиканский или краевой верховные суды, областной суд, суды городов федерального значения, автономного округа или края (по месту нахождения человека) на протяжении 10 дней после оповещения об экстрадиции.

Прокурор не позднее 10 дней должен отправить в суд доказательства обоснованности и законности вынесенного решения о выдаче. А проверяется объективность решения об экстрадиции в течение 30 дней со дня обращения с жалобой в суд. Проверку проводит судья индивидуально при участии в процессе: прокурора; гражданина, по поводу которого принято решение; его адвоката. Итогом проверки должно стать одно из решений судьи:

  • признать решение незаконным и необоснованным и отменить его;
  • оставить жалобу без удовлетворения.

Решение по жалобе может быть в свою очередь опротестовано в Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ.

Запрос об экстрадиции не может быть удовлетворен в случаях:

  • если фигурант является гражданином России;
  • если запрос составлен в отношении того, кому РФ предоставила убежище в виду возможных гонений со стороны государства-просителя по признакам расы, веры, политубеждениям, национальности, гражданства;
  • если в отношении запрашиваемого в России уже вынесен за это же преступление приговор или производство по делу прекращено;
  • если в законную силу вступило решение российского суда о наличии законодательных и международно-правовых преград для выдачи лица;
  • если истекли сроки давности или уголовные процедуры не могут быть проведены из-за других правовых оснований;
  • если в России правонарушение, о котором говорится в запросе, не является преступлением.

Также в экстрадиции могут отказать:

  • если описываемое преступление совершено в пределах России или не на территории России, но против ее интересов;
  • в России уже идет уголовное преследование за указанное деяние;
  • в отношении фигуранта возбуждено дело по частному обвинению.
Читайте также:  Льготы по налогам для пенсионеров в 2021 году

Виды и их классификация

Среди многочисленных международных и национальных законов можно провести черту и выделить общие признаки, которые характерны для большинства стран. Отсюда вытекает следующая классификация видов:

  • субъективная;
  • нормативно-правовая;
  • целевая;
  • регулятивная.

Субъективная экстрадиция подразумевает решения, вынесенные на основе гражданства подозреваемого, и включает в себя выдачу:

  • иностранных граждан;
  • граждан РФ;
  • лиц без гражданства;
  • лиц с двойным гражданством.

Нормативно-правовой аспект разделяет процесс по характеру взаимодействия на основе:

  • международных законов;
  • национальных законов;
  • взаимного сотрудничества.

Цели экстрадиции выражаются в:

  • свершении правосудия;
  • вынесении наказания;
  • отбывании наказания.

Регулятивный вид экстрадиции предполагает соблюдение взаимных прав и обязанностей и делится на:

  • экстрадицию нарушителя в страну, которая инициировала запрос;
  • экстрадицию преступника из страны по запросу другого государства.

На словах многие страны поддерживают идею экстрадиции. Действительно, если бы была налажена выдача преступников странам, которые осуществляют уголовное преследование лиц за совершенное ни их территории преступление, однозначно бы повысилась законность во всем мире. У преступников бы утвердилась мысль, что они везде вне закона и не останутся безнаказанными. Однако на деле государства часто не могут договориться между собой, кроме того, нормы международного права не имеют единой практики их применения.

И, конечно, политическая обстановка играет важную роль. Фактически каждый факт экстрадиции — это волевой акт, в настоящий момент, никто не вправе принудить к этому независимое государство. Россия в последнее время серьезно испортила дипломатические отношения со многими странами, поэтому список стран, постоянно отказывающий ей в экстрадиции, не спешит сокращаться.

Петр Городов: уголовники из РФ осели в странах, где нет договора о выдаче

В международной практике их две:

  1. Европейско-континентальная.
  2. Англо-американская.

Первая система применяется в европейских странах, Латинской Америке, включая ее бывшие колонии. Правила выдачи преступников здесь регламентируются заключенными соглашениями между государствами.

Англо-американская система по выдаче правонарушителей предусматривает рассмотрение конкретного случая в суде. Выдача производится после вынесения положительного судебного решения, которое принимается на основании достаточных и неопровержимых доказательств виновности преследуемого лица.

Российская федерация входит в европейско-континентальную систему. Страна просит выдать нарушителей закона на основании заключенных договоров, следуя правилам Европейской конвенции о выдаче. Существует список стран, где нет экстрадиции в Россию. Как правило, с этими государствами не заключены двусторонние соглашения или имеются политические моменты, из-за которых экстрадиция невозможна.

Среди многочисленных международных и национальных законов можно провести черту и выделить общие признаки, которые характерны для большинства стран. Отсюда вытекает следующая классификация видов:

  • субъективная;
  • нормативно-правовая;
  • целевая;
  • регулятивная.

Субъективная экстрадиция подразумевает решения, вынесенные на основе гражданства подозреваемого, и включает в себя выдачу:

  • иностранных граждан;
  • граждан РФ;
  • лиц без гражданства;
  • лиц с двойным гражданством.

Нормативно-правовой аспект разделяет процесс по характеру взаимодействия на основе:

  • международных законов;
  • национальных законов;
  • взаимного сотрудничества.

Цели экстрадиции выражаются в:

  • свершении правосудия;
  • вынесении наказания;
  • отбывании наказания.

Регулятивный вид экстрадиции предполагает соблюдение взаимных прав и обязанностей и делится на:

  • экстрадицию нарушителя в страну, которая инициировала запрос;
  • экстрадицию преступника из страны по запросу другого государства.

В конвенции 1957 года описаны признаки, которые запрещают выдачу преследуемого лица.

  1. Преступление имеет политический характер. При этом в конвенции отмечается, что покушение на главу государства или членов его семьи не является политическим преступлением.
  2. Нарушения, связанные с таможенными, валютными махинациями, налогами.
  3. Когда в основе преследования лежит дискриминационный признак (религиозный, расовый и другие).
  4. Если в отношении наказуемого на родине могут применить смертную казнь или тяжкие наказания в виде пыток.
  5. Когда истек срок давности преступления.

У Соединенных Штатов Америки сейчас заключены соглашения по экстрадиции с более чем ста странами по всему миру. Однако более семидесяти стран свободно от указанной обязанности. Но стоит помнить, что за счет налаженных дипломатических отношений с данными государствами, США потенциально имеют возможность добиться экстрадиции преступников и из стран без договоров по экстрадиции.

Среди наиболее «безопасных» от экстрадиции в Соединенные штаты Америки стран выделяем большинство государств бывшего СНГ, ОАЭ, Китай, Сирию, Тунис, Кубу, Бутан, Северную Корею и т.д.

Экстрадиция Сергея Пугачева

Еще один пример экстрадиции, без наличия соглашения между странами – это выдача Сергея Пугачева Великобританией. Сергей Пугачев до переезда в Великобританию был сенатором Тувы и бенефициаром обанкротившегося банка «Межпромбанк». Сергею было выдвинуто обвинение в присвоении имущества в особо крупных размерах. Следствие доказало, что Пугачев присвоил 28 млрд. рублей, которые Банк России выделил как беззалоговые кредиты. В тот момент, когда было возбуждено уголовное дело, Пугачев был за пределами России – в Великобритании.

Пугачев был включен в список Интерпола и его объявили в международный розыск. Когда его местонахождение было установлено летом 2020 года, прокуратура РФ отправила запрос на его экстрадицию. Великобритания приступит к рассмотрению выдачи после завершения судебного процесса в Вестминстерском суде.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *