Правонарушения и наказания: какие нововведения предусматривает проект КоАП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правонарушения и наказания: какие нововведения предусматривает проект КоАП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Понятие «хулиганство» присутствует и в Кодексе об административных нарушениях, и в Уголовном Кодексе. При этом мелкое хулиганство, в отличие от хулиганства обычного, представляет собой меньшее нарушение, поэтому за него предусмотрена административная ответственность по статье 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство».

Что такое мелкое хулиганство

В соответствии с положениями этой статьи в понятие и состав мелкого хулиганства входит нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу. Объектом хулиганства могут выступать как люди, так и предметы. В то же время ст. 213 УК РФ определяет хулиганство, как грубое нарушение общественного порядка. То есть различие между этими категориями заключается в масштабе противоправных действий и степени наглости нарушителей.

Что относится к мелкому хулиганству

Мелкое нарушение общественного порядка может проявляться в различных формах. Так, в соответствии с положениями ст. 20.1 КоАП РФ можно отнести к мелкому хулиганству нецензурную брань, приставание к гражданам, их оскорбление, уничтожение или порчу чужого имущества. Фабула конкретного правонарушения может включать в себя различные нюансы, отражающие степень неуважения хулиганов к обществу.

Субъектом мелкого хулиганства может быть человек, который склонен демонстративно игнорировать нормы поведения в обществе. Такие правонарушения совершают, как правило, люди с пониженной социальной ответственностью, но понимающие, что за откровенный беспредел придётся отвечать по полной программе. Кроме того, нарушения могут происходить после употребления алкоголя, когда вроде бы нормальный, адекватный человек срывается с тормозов.

Нужно отметить, что ст. 20.1 устанавливает административную ответственность не только за классическое мелкое хулиганство в общественных местах. Законодатель существенно расширил понятие мелкого хулиганства, отнеся к нему распространение в интернете информации в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, демонстрирует явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам, Конституции РФ, органам государственной власти.

Такое расширительное толкование понятия «мелкое хулиганство» многие эксперты в области права расценили, как «закручивание гаек» с целью ослабить критику действующей власти. Но как бы то ни было, каждый должен принимать во внимание это обстоятельство и осознавать, что его могут привлечь к ответственности.

Статья 20.1 КоАП РФ в действующей редакции

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, —
влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.1 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

5. Действия, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, —
влекут наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Примечание. Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 — 5 настоящей статьи, в течение двадцати четырех часов уведомляются органы прокуратуры Российской Федерации.

Что будет если за год 2 административных правонарушения?

Административное правонарушение является снованием для назначения административной ответственности. Однако, в раде сложных случаев, правонарушения можно отнести как к административным, так и дисциплинарным. В современных исследованиях подобные виды правонарушений получили название административно-дисциплинарных.

Административная ответственность наступает при правонарушениях, которые не подлежат уголовной ответственности. Ряд исследователей выделяют следующие основные признаки административных правонарушений:

  • совершенное действие/бездействие имеет антиобщественный характер;
  • лицо, совершившее правонарушение является виновным;
  • административное правонарушение предполагает определенные меры ответственности как наказания.
Читайте также:  Московские пенсионеры будут получать на 2 тысячи рублей больше

Понятие «хулиганство» присутствует и в Кодексе об административных нарушениях, и в Уголовном Кодексе. При этом мелкое хулиганство, в отличие от хулиганства обычного, представляет собой меньшее нарушение, поэтому за него предусмотрена административная ответственность по статье 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство».

В соответствии с положениями этой статьи в понятие и состав мелкого хулиганства входит нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу. Объектом хулиганства могут выступать как люди, так и предметы. В то же время ст. 213 УК РФ определяет хулиганство, как грубое нарушение общественного порядка. То есть различие между этими категориями заключается в масштабе противоправных действий и степени наглости нарушителей.

Мелкое нарушение общественного порядка может проявляться в различных формах. Так, в соответствии с положениями ст. 20.1 КоАП РФ можно отнести к мелкому хулиганству нецензурную брань, приставание к гражданам, их оскорбление, уничтожение или порчу чужого имущества. Фабула конкретного правонарушения может включать в себя различные нюансы, отражающие степень неуважения хулиганов к обществу.

Субъектом мелкого хулиганства может быть человек, который склонен демонстративно игнорировать нормы поведения в обществе. Такие правонарушения совершают, как правило, люди с пониженной социальной ответственностью, но понимающие, что за откровенный беспредел придётся отвечать по полной программе. Кроме того, нарушения могут происходить после употребления алкоголя, когда вроде бы нормальный, адекватный человек срывается с тормозов.

Нужно отметить, что ст. 20.1 устанавливает административную ответственность не только за классическое мелкое хулиганство в общественных местах. Законодатель существенно расширил понятие мелкого хулиганства, отнеся к нему распространение в интернете информации в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, демонстрирует явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам, Конституции РФ, органам государственной власти.

Такое расширительное толкование понятия «мелкое хулиганство» многие эксперты в области права расценили, как «закручивание гаек» с целью ослабить критику действующей власти. Но как бы то ни было, каждый должен принимать во внимание это обстоятельство и осознавать, что его могут привлечь к ответственности.

В ст. 20.1 прописаны не только понятие и состав правонарушения, но и административное наказание за мелкое хулиганство. Административная ответственность за мелкое хулиганство в КоАП РФ представлена штрафами и арестами. При этом санкции за мелкое хулиганство в интернете гораздо суровее, чем за то же нарушение в общественном месте.

Штраф за мелкое хулиганство составляет (ст. 20.1 КоАП РФ):

  • от 500 до 1 000 руб (ч. 1);
  • от 1 000 до 2 500 руб (ч. 2);
  • от 30 000 до 100 000 руб за мелкое хулиганство в интернете (ч. 3);
  • от 100 000 до 200 000 руб за повторное нарушение (ч. 4);
  • от 200 000 до 300 000 руб, если нарушитель уже наказывался за мелкое хулиганство в интернете более двух раз (ч. 5).

Как видно, размер штрафа за мелкое хулиганство в интернете на два порядка превышает штраф за обычное хулиганство в общественном месте. Во всех вариантах может быть применено альтернативное наказание – арест до 15 сут. Мелкое хулиганство в состоянии алкогольного опьянения в ст. 20.1 «не тарифицируется», но при принятии решения о назначении наказания это обстоятельство будет обязательно учтено.

Согласно общему правилу, административная ответственность за правонарушения несовершеннолетних наступает с 16 лет (ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ). Наказание за мелкое хулиганство, включая штраф за нарушение общественного порядка, назначают в установленных границах, с учётом обстоятельств совершённого правонарушения.

Правда, если в ходе разбирательств будут выявлены признаки преступления, то отвечать придётся уже по статье 213 УК РФ (ч. 2 ст. 20 УК). А такое допускается с 14 лет, поэтому несовершеннолетнему и его родителям стоит крепко задуматься о последствиях.

Нарушения КоАП и размеры штрафов

Протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В отдельных случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по его окончании.

Далее протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).

Основанием для привлечения к административной ответственности является совершение лицом административного правонарушения — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Под составом административного правонарушения следует понимать совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние является административным правонарушением.

1. объект административного правонарушения (охраняемые общественные отношения);

2. объективная сторона административного правонарушения (способ совершения, место, время, например, нарушение водителями ПДД (гл.12 КоАП РФ) может выражаться в разных действиях: превышение скорости движения, несоблюдение требования дорожных знаков);

3. субъект административного правонарушения;

4. субъективная сторона административного правонарушения (обязательно наличие вины).

Читайте также:  Пенсионная реформа в действии: дождутся ли россияне выхода на пенсию

Согласно КоАП РФ, к родовому объекту правонарушения относятся виды жизнедеятельности граждан и деятельности юридических лиц в области:

  • защиты прав и законных интересов граждан и общества (гл. 5, 6);
  • охраны всех видов собственности, например частной, государственной и муниципальной (гл. 7);
  • охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);
  • промышленности, строительства и энергетики (гл. 9);
  • сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10);
  • транспорта (гл. 11);
  • дорожного движения (гл. 12);
  • связи и информации (гл. 13);
  • предпринимательской деятельности (гл. 14);
  • финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15);
  • таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);
  • посягательства на институты государственной власти, порядка управления общественного порядка и общественной безопасности (гл. 17, 19, 20);
  • защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ (гл. 18);
  • воинского учета (гл. 21).

Кроме общих субъектов административного правонарушения (физические лица, юридические лица), существуют и специальные (должностные лица, водители, военнослужащие).

Согласно ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Не подлежит привлечению к административной ответственности невменяемое физическое лицо, а также лицо, действующее в ситуации крайней необходимости, когда предотвращенный вред меньше, чем совершенный. Например, водитель может покинуть место ДТП с целью спасения жизни потерпевшего.

Уголовная судимость накладывает на субъект ограничения. Говоря простым языком (в праве и правоотношениях я ноль) — все вокруг знают, что человек был судим и 8 раз подумают, прежде чем оказывать ему, например,какую нибудь услугу. Скажем, при желании получить туристическую визу в другую страну — страна сделает запрос в местные органы и может визу не дать лишь из за наличия судимости.

Накладываются ли подобные (даже если более мягкие) ограничения на административные правонарушения? Поставят ли субъект на какой-нибудь учёт, который будут направо и налево раздавать органы управления по запросу, или всё заканчивается на оплате штрафа (или ином виде наказания)?

Вопрос интересует относительно РФ и Республики Казахстан.

Допускаю что выразился крайне неясно, буду рад любым правкам моего вопроса. Заранее благодарю за всё!

Гражданин, который привлекается к административке, вправе:

  • не свидетельствовать против себя
  • отказаться от дачи объяснений или дать объяснения
  • знакомиться со всеми материалами дела
  • предоставлять доказательства, заявлять ходатайства
  • пользоваться юридической помощью защитника
  • пользоваться иными процессуальными правами, в том числе, заявлять отводы, подавать жалобы, получать судебные акты и т.п.

Таким образом, привлекаемое лицо может воспользоваться всеми правами, которые предоставлены ему КоАП РФ.

Избежать административки можно в случае, когда должностным�� лицами при составлении протоколов, при производстве по административному делу допущены нарушения требований административного законодательства, которые могут повлечь признание доказательств недопустимыми, а при отсутствии доказательств лицо не может быть привлечено к ответственности.

Также избежать ответственности поможет малозначительность совершенного деяния физлицом, а также отсутствие фактов о том, что физлицо ранее привлекалось к административке.

Деяние представляет собой акт осознанного волевого поведения. Оно выражается как бездействие или действие. Антиобщественный характер поступка предполагает посягательство на интересы общества, гражданина, государства. В обобщенном виде перечень их дан в ст. 1.2 КоАП. Виновность выступает как определенная конструкция, содержащая неосторожность и умысел (аналогично уголовной). Формы вины определены в ст. 2.2 КоАП РФ. Противоправность представляет собой ситуацию, когда объект посягательства не только имеет определенную ценность для общества, государства, личности, но и охраняется законом. Важным элементом выступает такое понятие, как наказуемость. При ней административное взыскание выступает в качестве меры ответственности за совершенное правонарушение.

На что влияет административное правонарушение в будущем

ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ: Последствия судимости или административного наказания

Уголовным кодексом РФ определено, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами (ч.1 ст. 86).

Кодексом РФ об административных правонарушениях установлено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (ст. 4.6).

Наличие судимости или административного наказания в случаях, установленных законами, порождают определенные правовые последствия – запреты, ограничения и обязанности.

Например, в соответствии с ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе при наличии не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости.

Читайте также:  Временная регистрация через Госуслуги: как её оформить

Согласно п. 4 ч. 5 ст. 17 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел в случае, если неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в органы внутренних дел, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения.

Переложить штраф на родителей, если нет 18 лет

Как это работает. Административная ответственность наступает с 16 лет, а полная дееспособность — с 18 лет. До совершеннолетия за детей отвечают их родители. Поэтому и административные штрафы за них тоже платят родители, если у детей нет собственного источника дохода. Источник дохода может быть, например, у детей, которые работают с 16 лет. Но чаще в этом возрасте они учатся в школе, колледже или техникуме, а родители их обеспечивают.

Если правонарушение совершил ребенок до 18 лет, дело рассматривает комиссия по делам несовершеннолетних. Она и принимает решение, на кого из родителей наложить штраф. Подробно этот порядок не урегулирован. Могут весь штраф наложить на маму, которая одна воспитывает ребенка и работает на двух работах. Правил, что штраф делится между обоими родителями, в законе нет. То есть все решается по усмотрению лиц, рассматривающих дело.

Виды административных взысканий

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Административные правонарушения классифицируют в зависимости от:

  • Сферы, в которой совершено административное нарушение. Это может быть сфера финансов, фондового рынка, таможенного дела, а также социально-культурная и политическая.
  • Объекта посягательства. Под эту категорию попадают нарушения общественной безопасности, собственности, здоровья населения и прав граждан, а также государственного порядка и управления.
  • Характера деяния. Например, это может быть действие или бездействие.
  • Субъекта правонарушения. Субъектами административных правонарушений являются физические или юридические лица.
  • Состояния физического лица. Физические лица, совершающие правонарушения, могут пребывать в состоянии алкогольного опьянения или психического расстройства.
  • Формы вины. Нарушения могут совершаться умышленно или по неосторожности.
  • Видов и условий использования доказательств вины. Лицо может предоставить доказательства правомерности своих действий или отвечать при отсутствии таковых по закону.

Срок административного нарушения

Сроки давности регламентируются КоАП РФ. Согласно ст. 4.5, срок привлечения к административной ответственности составляет два месяца. Если дело рассматривается судьей, то три месяца.

Исчисляется этот срок, согласно общепринятому правилу, со следующего дня после момента обнаружения правонарушения.

Срок административного нарушения может меняться в зависимости от законодательной сферы, в которой оно было совершено. Таким образом, срок давности в бюджетном или антимонопольном законодательстве может варьироваться от одного до трех лет.

За нарушение антикоррупционного законодательства лицо, совершившее нарушение, можно привлечь к ответственности в течение 6 лет.

При совершении не прекращающегося на протяжении длительного времени административного нарушения срок исчисляется со дня его обнаружения.

После истечения срока давности административного нарушения постановление по делу не может быть вынесено в отношении нарушителя. Последний больше не подлежит привлечению к административной ответственности.

Чем грозит административная ответственность?

Уголовная судимость накладывает на субъект ограничения. Говоря простым языком (в праве и правоотношениях я ноль) — все вокруг знают, что человек был судим и 8 раз подумают, прежде чем оказывать ему, например,какую нибудь услугу. Скажем, при желании получить туристическую визу в другую страну — страна сделает запрос в местные органы и может визу не дать лишь из за наличия судимости.

Накладываются ли подобные (даже если более мягкие) ограничения на административные правонарушения? Поставят ли субъект на какой-нибудь учёт, который будут направо и налево раздавать органы управления по запросу, или всё заканчивается на оплате штрафа (или ином виде наказания)?

Вопрос интересует относительно РФ и Республики Казахстан.

Допускаю что выразился крайне неясно, буду рад любым правкам моего вопроса. Заранее благодарю за всё!

Пример из судебной практики

Гражданин Иванов, находясь в продуктовом магазине, принял решение не платить за нужные ему товары.

При попытке скрытно вынести продукты Иванов был пойман с поличным.

Такое хищение классифицируется как кража, исходя из того, что Иванов намеревался вынести имущество, принадлежащее магазину, тайно.

Имея в виду тот факт, что общая сумма товаров, которые правонарушитель пытался вынести, составляла 1200 рублей, а также факт законопослушности Иванова, суд постановил назначить Иванову меру пресечения согласно части 2 статьи 7.27 КоАП РФ.

В современном мире хищения происходят ежедневно. Обстоятельства этих хищений крайне различны, поэтому для адекватного судопроизводства дел, связанных с хищением, необходимо знать четкую разницу между различными видами подобных преступлений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *