Как проводится учет выбытия основных средств

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проводится учет выбытия основных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как было отмечено выше, в результате ликвидации основного средства отдельные его части образуют материальные ценности, которые учитываются в качестве дохода. Возможно ли при дальнейшем использовании полученных материалов, например в производстве, признать какие-либо расходы?

Материалы, полученные в процессе частичной ликвидации ОС.

При демонтаже или разборке в рамках частичной ликвидации основных средств могут быть получены материалы или иное имущество.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества, полученного при частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. 13 ст. 250 НК РФ.

В силу этой нормы доходы налогоплательщика в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке в рамках ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств признаются внереализационными доходами и учитываются при формировании базы по налогу на прибыль организаций.

При этом для целей определения налоговой базы в соответствии со ст. 274 НК РФ рыночные цены определяются в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному ст. 105.3 НК РФ, на момент реализации или совершения внереализационных операций (без включения в них НДС, акциза) (см. Письмо Минфина России от 30.07.2012 № 03-01-18/5-101).

Если организация решит реализовать имущество, полученное при ликвидации ОС, ей необходимо учесть следующее.

Списание материалов в производство

Налоговые органы считают, что стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения. Поскольку материальные ценности, полученные в результате ликвидации основного средства, не были приобретены, то соответственно их стоимость не может формировать расходы в целях налогообложения (письмо МНС России от 29.04.2004 № 02-05-10/33, письмо УМНС по г. Москве от 16.08.2004 № 26-12/53720). Кроме того, получение материальных ценностей при ликвидации основных средств фактически приравнивается налоговыми органами к безвозмездному получению материальных ценностей. По нашему мнению, приведенная позиция налоговых органов является необоснованной.

В соответствии со статьей 252 НК РФ расходы представляют собой затраты налогоплательщика. Поскольку в налоговом законодательстве не определен термин «затраты», то, основываясь на статье 11 НК РФ, можно применять определение, содержащееся в законодательстве о бухучете. Согласно пункту 2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н) расход — это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов. Несмотря на то, что приведенное понимание термина «расходы» в целях налогообложения прямо не закреплено в законодательстве о налогах и сборах, сформировавшаяся правоприменительная практика не видит иных более логичных и обоснованных способов трактовки этого термина. Если следовать логике налоговых органов, в частности, изложенной в письме МНС России от 29.04.2004 № 02-5-10/33, можно сделать вывод о том, что при использовании возвратных материалов в производстве у предприятия не происходит выбытия имущества. По нашему мнению, такая логика не соответствует принципам налогообложения прибыли.

Дело в том, что имущество, полученное в результате ликвидации основного средства, ранее поступило в распоряжение налогоплательщика и увеличило экономическую выгоду налогоплательщика, то есть образовало облагаемый налогом на прибыль доход. Ведь в соответствии с положениями пункта 13 статьи 250 НК РФ, товарно-материальные ценности, полученные при разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, признаются внереализационным доходом. Между тем, согласно статье 41 НК РФ, доход — экономическая выгода, увеличение активов в денежной или натуральной форме.

Ранее позиция ФНС России была изложена в пункте 5.1. Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса» (утв. Приказом МНС РФ от 20.12.2002 №БГ-3-02/729). В частности, в нем говорится о том, что порядок формирования стоимости материально-производственных запасов аналогичен порядку формирования первоначальной стоимости основных средств, разъясненных в разделе 5.3 Методических рекомендаций. Итак, в пункте 5.3 Методических рекомендаций было указано, что при безвозмездном получении объектов основных средств их первоначальная стоимость формируется как сумма дохода, признанного налогоплательщиком в составе внереализационных доходов (п. 8 ст. 250 НК РФ), и расходов налогоплательщика, связанных с доведением этого объекта до состояния, пригодного к эксплуатации. То есть закон прямо предписывает относить на расходы стоимость безвозмездно полученных основных средств, что опровергает логику письма МНС. Этот же принцип должен быть распространен, как утверждается в Методических рекомендациях, и на стоимость безвозмездно полученных ТМЦ.

В связи с этим считаем, что при дальнейшем выбытии материалов, которые были получены в свое время в результате ликвидации, в качестве расхода можно признать их рыночную стоимость.

С 1 января 2006 года ситуация в этом вопросе измениться (о других изменениях по налогу на прибыль читайте здесь). С вступлением в силу новой редакции пункта 2 статьи 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, на законных основаниях учитывается в составе материальных расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу. Однако стоимость таких запасов определяется как сумма налога, исчисленная с дохода, предусмотренного пунктами 13 и 20 статьи 250 НК РФ (в виде стоимости материалов полученных при демонтаже или разборке ОС и в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей, выявленных при инвентаризации). Таким образом, данная норма позволяет учесть в составе материальных расходов только 24 % от стоимости излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств. Таким образом, изменения носят двойственный характер: с одной стороны они прямо закрепляют порядок отнесения к расходам стоимости имущества, полученного при ликвидации основных средств, с другой стороны — ограничивают налогоплательщика в размере отнесения к расходам такой стоимости.

Еще раз подчеркнем, что указанные изменения вступают в силу только с 1 января 2006 года. Считаем, что до этого момента налогоплательщик вправе признавать в составе расходов стоимость имущества, полученного в результате ликвидации основного средства, в полном объеме, руководствуясь при этом логикой, изложенной выше.

Документальное оформление

Ни бухгалтерское, ни налоговое законодательство не дают определения данному понятию. В Положении по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) и НК РФ лишь упоминается, что в случае частичной ликвидации основного средства изменяется первоначальная стоимость объекта основных средств (п. 14 ПБУ 6/01, п. 2 ст. 257 НК РФ).

Поскольку нормативные правовые акты по бухгалтерскому и налоговому учету не содержат норм, касающихся частичной ликвидации основного средства, то остается обратиться к правилам, регулирующим выбытие объектов.

Любому выбытию предшествует заключение комиссии о невозможности использования основного средства. Исходя из этого процесс частичной ликвидации объекта начинается с создания комиссии. Ликвидационная комиссия может назначаться для решения вопроса о частичной ликвидации конкретного основного средства либо создаваться на длительный срок (обычно на календарный год) и осуществлять свою деятельность на постоянной основе. Если же в организации на постоянной основе существует комиссия, занимающаяся вопросами определения пригодности дальнейшего использования объектов основных средств, возможности и эффективности их восстановления, то именно ее и целесообразно задействовать при частичной ликвидации.

Читайте также:  Как не служить в армии: 5 законных способов

В состав такой комиссии желательно включить главного бухгалтера или другого представителя бухгалтерии (к примеру, бухгалтера по учету основных средств), а также лицо, на которое возложена ответственность за сохранность данного объекта. Для участия в работе комиссии организация вправе приглашать специалистов различных инспекций, на которые в соответствии с законодательством РФ возложены функции по регистрации и надзору за отдельными видами имущества (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).

Комиссия после осмотра объекта, как и в случаях обычного списания объекта основных средств, с помощью необходимой технической документации определяет его пригодность к дальнейшему использованию. При этом она, в частности (п. 77 Методических указаний):

  • выявляет конкретные части (предметы, входящие в состав объекта), подлежащие частичной ликвидации;
  • принимает решение о частичной ликвидации объекта основных средств;
  • составляет и подписывает акт о частичной ликвидации объекта основных средств и передает этот акт на утверждение руководителю организации.

Если в выбывающей части объекта либо в отдельных ее узлах и деталях имеются цветные и драгоценные металлы, то комиссия обеспечивает и контролирует изъятие их для последующей передачи на аффинаж. Кроме того, комиссия осуществляет контроль за определением веса (количества) извлеченных цветных и драгоценных металлов, передачей их на склад и оформлением соответствующих документов.

Частичная ликвидация, как отмечено выше, является одним из частных случаев выбытия основных средств. Поэтому отражается она в бухгалтерском учете в общем порядке.

Стоимость выбывающего основного средства, в нашем случае — стоимость ликвидируемой части основного средства, на основании п. 29 ПБУ 6/01 подлежит списанию с бухгалтерского учета. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) рекомендует использовать при списании стоимости основного средства специальный субсчет «Выбытие основных средств», открываемый к счету 01 «Основные средства». В дебет этого субсчета списывается доля первоначальной (восстановительной) стоимости, приходящаяся на ликвидируемую часть основного средства, в корреспонденции с субсчетом учета основных средств. В кредит же субсчета «Выбытие основных средств» списывается соответствующая часть суммы амортизации, начисленной за фактический срок полезного использования объекта.

Выше приводилось, что при частичной ликвидации основного средства организация может получить детали, узлы и агрегаты, пригодные для использования, а также иные материалы. Они согласно п. 79 Методических указаний приходуются по текущей рыночной стоимости на дату частичной ликвидации объекта.

Доходы и расходы от выбытия части объекта в бухгалтерском учете отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся. При этом они подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов (п. 31 ПБУ 6/01).

Понятие ликвидации ОС представляет собой списание объектов, принадлежащих организации, с ее баланса. Это процесс, избежать которого нельзя.

Он может быть нескольких видов — полным или частичным. Процедура должна проводиться с учетом специальных установленных правил. Особенно важное значение уделяется документальному оформлению процесса.

Ранее, для того чтобы осуществить ликвидацию, необходимо было создать специальную комиссию, члены которой должны были заниматься данным вопросом.

В настоящее время все изменилось.

Согласно информации, изложенной в ФЗ №402, необходимость создания комиссии сейчас носит характер рекомендации.

Следовательно, решение о ее назначении может приниматься руководством предприятия самостоятельно. Отсутствие комиссии не будет являться нарушением.

Несмотря на это многие продолжают создавать комиссии указанного типа. В основном это связано со множеством преимуществ этой методики.

Об учете суммы недоначисленной амортизации по ликвидируемой части объекта ОС

При ликвидации основного средства по тем или иным причинам до окончания срока полезного использования (СПИ) остается недоамортизированная часть стоимости этого ОС. Порядок списания сумм недоначисленной амортизации установлен пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ. В указанной норме идет речь о полной ликвидации основного средства. Работает ли норма в случае частичной ликвидации?

Вот что по этому поводу думает Минфин (письмо от 03.12.2015 № 030306/1/70529):

  • в случае ликвидации части объекта основных средств сумма недоначисленной амортизации по ликвидируемой части объекта также подлежит включению в состав внереализационных расходов на основании пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ при использовании линейного метода начисления амортизации;
  • при ликвидации части объекта основных средств, амортизация по которому начислялась нелинейным методом, сумма недоначисленной амортизации будет продолжать списываться в рамках суммарного баланса соответствующей амортизационной группы (подгруппы), поскольку в силу п. 13 ст. 259.2 НК РФ при ликвидации выводимого из эксплуатации основного средства, амортизация по которому начисляется нелинейным методом, налогоплательщик исключает данный объект из состава амортизационной группы (подгруппы) без изменения ее суммарного баланса на дату вывода этого объекта амортизируемого имущества из ее состава.

Применение пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ в случае частичной ликвидации ОС считают возможным и арбитры. Например, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2010 № 09АП-27076/2010АК по делу №А40-51736/1090292 говорится, что понятие «ликвидация основных средств» является общим понятием, охватывающим в том числе более частное понятие «частичная ликвидация основных средств». В связи с этим в отсутствие специального регулирования указанная норма подлежит применению и к случаям частичной ликвидации ОС.

Итак, налогоплательщику следует определить первоначальную (остаточную) стоимость и начисленную амортизацию, приходящиеся на ликвидируемую часть и на оставшуюся. Алгоритмы таких расчетов налоговым законодательством не установлены. Налогоплательщик должен самостоятельно разработать порядок расчетов (закрепив его в учетной политике).

Например, в Письме от 27.08.2008 № 030306/1/479 Минфин предлагает долю ликвидируемого имущества исчислять в процентном отношении (подлежит ликвидации столькото процентов амортизируемого имущества). Эту долю определяет специальная комиссия (см. п. 77 — 79 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС).

В целях исчисления налога на прибыль необходимо руководствоваться главой 25 НК РФ .

Согласно пп.8 п.1 ст.265 НК РФ в составе внереализационных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль учитываются расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы . При этом , необходимо учитывать требования ст.252 НК РФ о том , что расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены .

Согласно п.13 ст.250 НК РФ в составе внереализационных доходов должны учитываться доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств. Исключение составляют доходы , указанные в п.18 ст.251 НК РФ , а именно , доходы в виде стоимости материалов и иного имущества, которые получены при демонтаже, разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации объектов, уничтожаемых в соответствии со статьей 5 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и с частью 5 Приложения по проверке к Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. Указанные доходы не учитываются в целях налогообложения .

Дата признания дохода в виде стоимости полученных материальных ценностей определяется в зависимости от метода определения доходов и расходов .

При методе начисления такие доходы признаются на дату составления акта ликвидации амортизируемого имущества, оформленного в соответствии с требованиями бухгалтерского учета (пп.8 п.4 ст.271 НК РФ).

При кассовом методе такие доходы признаются в момент оприходования имущества (п.2 ст.273 НК РФ).

В целях исчисления налога на добавленную стоимость необходимо руководствоваться главой 21 НК РФ . Основной вопрос , возникающий при выбытии недоамортизированных основных средств – нужно ли восстанавливать НДС с остаточной стоимости выбывающих основных средств ?

Читайте также:  Порядок регистрации сделок с недвижимостью: пошаговая инструкция

Позиция налоговых органов . Уплаченная при приобретении ОС и принятии их к учету сумма налога, на которую уменьшен подлежащий уплате в бюджет НДС, должна быть восстановлена в части НДС, которая приходится на остаточную стоимость объекта, недосписанную на издержки производства и обращения через амортизацию. Данная позиция изложена , в частности , в Письме УМНС России по г. Москве от 02.11.2001 N 02-11/50849.

Аргументы против . Налоговым Кодексом РФ не предусмотрено , что при выбытии основных средств до их полной амортизации налогоплательщик обязан возвратить в бюджет налог на добавленную стоимость, приходящийся на остаточную стоимость основных средств. Таким образом, выбытие основных средств до их полной амортизации не влечет возникновения обязанности налогоплательщика по возврату в бюджет налог на добавленную стоимость, приходящегося на остаточную стоимость выбывших основных средств. Такое решение было принято ФАС Северо-Западного округа от 17.03.2003г. по делу № А44-1997/02-С9 .

При исчислении налога на добавленную стоимость необходимо так же учитывать , что согласно пп.2 п.1 ст.146 НК РФ передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций признается объектом обложения НДС .

Пример.

Организация производит ликвидацию оборудования в связи с полным моральным и физическим износом . Первоначальная стоимость оборудования 30 000 руб., сумма начисленной амортизации — 26 000 руб. Расходы по ликвидации (демонтаж) оборудования составили: — заработная плата и ЕСН работников, занимавшихся разборкой оборудования — 1000 руб., общепроизводственные расходы — 500 руб. Стоимость деталей и узлов, полученных от ликвидации — 2000 руб.

В бухгалтерском учете организации будут оформлены проводки:

В бухгалтерском учете списание объекта основных средств отражается следующими проводками :

Дт 01-«Выбытие основных средств» Кт 01 – 30 000 руб. — отражена первоначальная стоимость списываемого оборудования;

Дт 02 Кт 01-«Выбытие основных средств» – 26 000 руб. — списана сумма начисленной амортизации;

Дт 91-2 Кт 01-«Выбытие основных средств» – 4000 руб. — списана остаточная стоимость оборудования ;

Дт 91-2 Кт 69, 70 – 1000 руб. — списаны затраты на заработную плату и ЕСН работников, занимавшихся разборкой оборудования связанные с ликвидацией (списанием) объекта основных средств;

Дт 91-2 Кт 25 – 500 руб. — списаны общепроизводственные расходы, связанные с ликвидацией оборудования;

Дт счета 10 Кт 91-1 — 2000 руб. — оприходованы материальные ценности, оставшиеся от списания объекта основных средств ( по рыночной стоимости) .

Дт 99 Кт 91-9 – 3 500 руб. — на сумму убытка от ликвидации оборудования .

В целях налогового учета :

сумма внереализационных расходов составит 5 500 руб. (4000 + 1000 + 500);

сумма внереализационных доходов составит 2000 руб.

Особенности формирования остаточной стоимости при полной ликвидации

Остаточная стоимость должна быть включена в состав расходов в зависимости от способа начисления амортизации по ликвидируемому объекту.

  1. При использовании линейного способа начисления амортизации остаточная стоимость основного средства единовременно в полном размере списывается во внереализационные расходы (абз. 2 пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Для зданий, сооружений и передаточных устройств 8-10 амортизационных групп применяется только линейный метод начисления амортизации (п. 3 ст. 259 НК РФ), следовательно, остаточная стоимость по этим объектам списывается единовременно в полном объеме (абз. 2 пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).
  2. Если налогоплательщик использует нелинейный метод, основное средство выводится из эксплуатации в порядке, предусмотренном п. 13 ст. 259.2 НК РФ: объект исключается из амортизационной группы на дату его ликвидации, однако начисление амортизации продолжается до окончания срока полезного использования по прежней схеме. Иными словами, при нелинейной амортизации уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль происходит постепенно через начисление амортизации (Письма Минфина России от 24.02.2014 № 03-03-06/1/7550, от 20.12.2010 № 03-03-06/2/217).

Амортизационную премию чиновники разрешают не восстанавливать, так как в данном случае отсутствует факт реализации имущества (Письмо Минфина России от 16.03.2009 №03-03-05/37, Письмо ФНС России от 27.03.2009 № ШС-22-3/232@).

НДС, предъявленный в стоимости услуг по демонтажу

Если демонтаж или разборку ликвидируемой части основного средства выполняет сторонняя компания, возникает еще один вопрос: вправе ли организация-заказчик принять к вычету НДС, предъявленный этой компанией в стоимости выполненных работ? Минфин России считает, что нет (Письмо от 24.03.2008 N 03-07-11/106). Ведь демонтаж основного средства в связи с его полной или частичной ликвидацией не является реализацией и поэтому не признается объектом обложения НДС в соответствии со ст. 146 НК РФ. Другими словами, расходы по демонтажу не связаны с операциями, облагаемыми НДС. Значит, организация не вправе принять к вычету «входной» НДС по указанным работам. Такой же позиции придерживаются и некоторые арбитражные суды (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 26.12.2007 по делу N А31-2632/2007-23 и ФАС Московского округа от 14.09.2009 N КА-А40/9082-09 по делу N А40-94371/08-129-483).

В то же время есть и другая точка зрения. По мнению ВАС РФ, предъявленный исполнителем НДС можно принять к вычету (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 17969/09 по делу N А56-41978/2008 и Определение ВАС РФ от 16.06.2010 N ВАС-7221/10 по делу N А40-960/09-126-4). Суд отметил, что операции по демонтажу объектов основных средств нельзя рассматривать отдельно от производственной деятельности, осуществлявшейся с использованием этих объектов. Если основное средство участвовало в операциях, облагаемых НДС, то и затраты на его ликвидацию следует признать как произведенные в связи с такой деятельностью. Кроме того, ВАС РФ подчеркнул, что использование объекта основных средств в хозяйственной деятельности имеет комплексный характер и включает в себя его установку, эксплуатацию, а в случае необходимости и ликвидацию.

Еще одним аргументом в пользу правомерности применения налогового вычета является наличие и последующее использование материалов, образовавшихся в ходе демонтажа или разборки ликвидируемой части основного средства. Если в результате демонтажа или разборки ликвидируемой части основного средства получены материалы, которые в последующем реализованы или использованы в деятельности, облагаемой НДС, организация имеет право принять к вычету сумму НДС, предъявленную сторонним исполнителем в стоимости выполненных работ. К таким же выводам приходят многие арбитражные суды (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 17.04.2006 N Ф08-1410/2006-589А по делу N А53-26166/2005-С6-22 и ФАС Московского округа от 19.11.2009 N КА-А40/12329-09 по делу N А40-36380/09-139-158).

Итак, чтобы у организации не возникло проблем с обоснованием вычета НДС со стоимости работ по демонтажу (разборке) ликвидируемой части основного средства, ей по завершении этих работ целесообразно оприходовать хотя бы какие-нибудь материалы или запчасти, полученные в ходе демонтажа (разборки) основного средства.

Запчасти, полученные в результате ликвидации

Как оприходовать запчасти, полученные в результате ликвидации ОС, если ОС полностью самортизировано:

  • Сост.ОС = 0.

Остаточная стоимость ОС = 0 руб., значит нет возможности оценить в БУ запчасти (п. 16 ФСБУ 5/2019). В НУ оприходуйте запчасти по рыночной стоимости.

Как учитывать оприходованный металлолом от списанных инструментов, или замененных запчастей к производственному оборудованию и относится ли он к запасам? Продаем металлолом после того, как соберется определенное его количество.

Металлолом будет продан в будущем, следовательно, его необходимо квалифицировать как ДАП. Оценка ДАП в БУ осуществляется по остаточной стоимости ОС. Если выбытия ОС не происходит, то оценка металлолома в результате ремонта в БУ = 0 руб. В момент продажи ДАП будет отражен прочий доход по Кт 91.01, себестоимость ДАП списываться не будет, т.к. = 0 руб. В НУ оценка актива – по рыночной стоимости и отражается во внереализационных доходах.

Как учитывать запчасти, полученные при ликвидации ОС? Заранее не известно, как будут использоваться – на продажу или как запчасти к ОС.

Зависит от дальнейшей судьбы активов, полученных в результате ликвидации ОС. Если они будут:

  • продаваться, то Дт 41. ДАП – оценка по С ост. ОС;
  • учитываться, как запасы, то Дт 10 – оценка по аналогичной стоимости запасов, но не более Сост. ОС.

Оказываем услуги по перевозке грузов в собственных железнодорожных вагонах. В связи с ликвидацией вагонов по окончании нормативного срока службы, образуются запчасти, которые потом:

  1. со временем продаются;
  2. устанавливаются на свои вагоны;
  3. сдаются в металлолом, если их забракуют в вагонном депо при установке.

Являются ли вагоны запасами и как эти операции отразить в 1С?

МЦ для продажи (п. 1 и п. 3) по смыслу являются ДАП и отразить их надо:

  • Дт 41 Кт 01.09 — по остаточной стоимости в БУ;
  • Дт 41 Кт 91.01 — по рыночной стоимости в НУ.
Читайте также:  Декларация УСН 6 процентов для ИП без работников

Для удобства описание материальных ценностей, полученных при демонтаже зданий и сооружений, представлено в виде продолжительной таблицы с отдельно подписанными столбцами. В них следует указывать информацию относительно:

  • Корреспондирующего счета. Этот столбец делится на два: в первой части указывается субсчет, а во второй – код аналитического учета. Эти данные заполняются бухгалтером.
  • Характера оставшихся материальных ценностей. Указываются их название, сорт либо марка, а также, если в организации принята такая система, номенклатурный номер.
  • Единицы измерения ТМЦ, ее кода.
  • Количества указанного материального ресурса.
  • Коэффициента годности материала, полученного при разборе.
  • Того, какое количество материала из всего полученного было передано другой компании для повторной эксплуатации.
  • Цены и общей суммы материалов, которые передаются организации.

Таблица размещается на двух листах. Этого пространства в подавляющем большинстве случаев бывает достаточно для детального описания категорий материальных ценностей, полученных при разборе. А также – их количества и цены.

Частичная ликвидация здания

При частичной ликвидации здания (сооружения) уменьшается его общая площадь и прочие характеристики, которые были первоначально указаны при его госрегистрации. Например, этажность. Поэтому новые характеристики здания (сооружения) необходимо зарегистрировать в госреестре (п. 68 Правил, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2013 г. № 765). При этом здание (сооружение) не заново регистрируется, а производится лишь запись в реестре об изменении его характеристик.

Для регистрации изменений нужно представить в территориальное отделение Росреестра:

  • заявление о внесении изменений в госреестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • документы, подтверждающие изменение соответствующих сведений, ранее внесенных в госреестр (например, справку из БТИ);
  • платежное поручение на уплату госпошлины в сумме 1000 руб. (подп. 27 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Об этом сказано в пунктах 4 и 5.1.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457, разделе IX Методических указаний, утвержденных приказом Минюста России от 1 июля 2002 г. № 184.

В целях установления сохранности имущества организации проводят инвентаризацию. Порядок ее проведения регламентируется Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минфина N 49 от 13.06.95.

Инвентаризация также необходимо для выявления основных фондов, непригодных к эксплуатации, либо дальнейшее использование которых в деятельности компании нецелесообразно. Образец приказа на проведение инвентаризации основных средств можно скачать в конце статьи.

Проведение проверки может быть обязательным и инициативным. Обязательна инвентаризация в следующих случаях (п.1.5 Методических указаний):

  • составление годовой отчетности (допускается проведение инвентаризации основных фондов раз в три года);
  • смена материально ответственного лица;
  • выявление фактов порчи, хищения имущества;
  • стихийных бедствий.

Для проведения инвентаризации руководство компании назначает комиссию. В нее целесообразно включить представителей администрации, работников инженерных и технических служб, финансовых сотрудников. Проводится проверка в присутствии лица, ответственного за сохранность имущества.

В Инструкции № 157н (в редакции Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н
) содержатся указания, которые бухгалтерам еще потребуется осмыслить. Понадобится корректировка привычного алгоритма выбытия основного средства, в том числе путем его списания. Согласно новой редакции п. 34 Инструкции № 157н выбытие основных средств (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета)) осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом). Однако в силу
п. 4 Положения
о списании в отношении отдельных видов имущества бюджетных и автономных учреждений решение соответствующей комиссии должно быть согласовано с федеральными органами государственной власти, в ведении которых находятся учреждения. К такому имуществу относятся:

  • движимое и недвижимое имущество, находящееся у федеральных казенных учреждений на праве оперативного управления;
  • недвижимое имущество (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за федеральными бюджетными или автономными учреждениями учредителем либо приобретенное за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества.

У казенных учреждений в отношении всего имущества при его списании требуется согласование. Таким образом, при выбытии (списании) вышеуказанного имущества комиссии необходимо подготовить соответствующие документы о принятом решении и направить их собственнику для согласования. Это подтверждается и новой редакцией п. 52 Инструкции № 157н, согласно которой к отражению в бухгалтерском учете операций по выбытию объектов основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» либо с соответствующих счетов аналитического учета счета 10100 «Основные средства» принимаются акты при наличии согласования решения о списании объектов основных средств в случаях, предусмотренных законодательством РФ, с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на актах. То есть Инструкцией № 157н подтверждается необходимость согласования с собственником решений, принятых комиссией по поступлению и выбытию активов, в случаях, предусмотренных законодательством. Причем такое согласование необходимо при выбытии как с балансового счета 10100, так и с забалансового счета 02. Обратите внимание, что в Инструкции № 157н исключений или каких-либо условий для этого не сделано. Кроме того, в п. 52 Инструкции № 157н
указано, что отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении»
до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта ОС и реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается
.
В целях упорядочивания процедуры списания имущества согласно требованиям СГС ОС в учетной политике учреждения целесообразно указать примерно следующее:

  1. Решение об утрате объектом имущества потребительских свойств, а также решение об утрате критериев отнесения к объектам основных средств принимаются комиссией по поступлению и выбытию нефинансовых активов. Решения оформляются протоколом в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию не позднее следующего рабочего дня после заседания комиссии. Второй экземпляр протокола направляется в комиссию по списанию основных средств.
  2. Бухгалтерия на основании протокола готовит документы на списание не позднее одного рабочего дня с момента получения протокола комиссии.
  3. Комиссия по списанию основных средств оформляет акты на списание и другие документы согласно Положению о списании, а затем направляет документы собственнику на согласование.
  4. После получения документов на списание объектов имущества и согласия собственника документы комиссией по списанию передаются в бухгалтерию.
  5. Бухгалтерия осуществляет снятие соответствующих объектов с балансового учета, а после завершения комиссией мероприятий по ликвидации объектов – отражает их списание с бухгалтерского (забалансового) учета.

Порядок документооборота, а также последовательность действий при принятии решения о выбытии актива, в том числе при списании имущества, необходимо описать в локальных актах учреждения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *