Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила инвентаризации резервов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В бухгалтерском учете исчисленная сумма оценочных обязательств по отпускам Красновой Р.З. на начало июля составляет 11 193,38 руб. Обязательства в июле исчерпаны и не начисляются, так как у этого сотрудника не было рабочих дней, а значит и заработка.
Ежегодный отпуск и оценочные обязательства в бухгалтерском учете
Исчисленной суммы оценочных обязательств недостаточно для покрытия начисленной суммы отпускных, поэтому недостающая разница в сумме 20 351,60 руб. будет отнесена на счета учета расходов. Страховые взносы, относящиеся к этой части отпускных, также напрямую будут относиться на счета учета расходов, а не на счета оценочных обязательств по страховым взносам.
При этом оценочные обязательства по отпускам сотрудника Любавина П.П. продолжают исчисляться и накапливаться.
Регламентируют инвентаризацию расходов будущих периодов и инвентаризацию оценочных резервов Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49.
В рамках инвентаризации резервов предстоящих расходов и платежей проверяют правильность и обоснованность созданных в организации резервов:
- на предстоящую оплату отпусков работникам;
- на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
- на выплату вознаграждений по итогам работы организации за год;
- расходов на ремонт основных средств; производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;
- предстоящих затрат по ремонту предметов проката.
Резервы можно создавать и на другие цели, предусмотренные законодательством РФ, нормативными актами Минфина России и отраслевыми особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными в установленном порядке.
Признание оценочных обязательств методом обязательств (МСФО)
Пример
Организация ведет учет оценочных обязательств по оплате предстоящих отпусков в бухгалтерском учете методом обязательств (МСФО), а учет резервов в налоговом учете не ведет. Необходимо рассчитать суммы признаваемых оценочных обязательств по оплате предстоящих отпусков сотруднице Боровой А.Н.:
-
за январь 2021 г., если в январе сотруднице начислено по окладу — 70000,00 руб., страховые взносы — 21000,00 руб., взносы НСиПЗ — 140,00 руб., остаток дней отпуска на 31.01.2021 составляет 18,67 дней, а средний заработок для оплаты отпусков на конец января — 2389,08 руб.
-
за февраль 2021 г., если в январе сотруднице начислено по окладу — 70000,00 руб., начислена премия — 14000,00 руб., страховые взносы — 25200,00 руб., взносы НСиПЗ — 168,00 руб., остаток дней отпуска на 28.02.2021 составляет 21,00 дней, а средний заработок для оплаты отпусков на конец февраля — 2448,81 руб.
-
за март 2021 г., если в марте сотрудница использовала 7,00 дней ежегодного отпуска, были начислены отпускные в размере 17141,67 руб., начислено по окладу — 54090,91 руб., страховые взносы — 21369,77 руб., взносы НСиПЗ — 142,47 руб., остаток дней отпуска на 31.03.2021 составляет 16,33 дней, а средний заработок для оплаты отпусков на конец марта — 2443,17 руб.
Как создать и использовать резерв на оплату отпусков: 7 правил
Создание резерва на оплату отпусков является правом налогоплательщика, а не его обязанностью. Однако такое резервирование необходимо для равномерного распределения затрат на оплату отдыха сотрудников. В нашей статье обсудим правила создания и использования резерва.
Курсы повышения квалификации для бухгалтеров и главных бухгалтеров на ОСНО и УСН. Учтены все требования профстандарта «Бухгалтер». Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы.
Порядок формирования резерва на оплату отпусков установлен Налоговым кодексом РФ, в частности, ст. 324.1 НК РФ. И хотя в налоговом учете это не обязанность налогоплательщика, а право, «плюс» создания этого резерва в том, что его наличие позволит равномерно в течение всего налогового периода списывать расходы на оплату отпускных своим работникам. А это означает, что часть отпускных может быть учтена в целях налогообложения прежде, чем будет выплачена.
Правило первое. Указываем создание резерва в «налоговой» учетной политике.
Правило второе. Определяем следующие показатели:
- способ резервирования,
- предельную годовую сумму резерва,
- ежемесячный процент отчислений в резерв (Письмо Минфина РФ от 07.04.2016 № 03-03-06/2/19828). Обязательно указываем их в налоговой учетной политике.
Правило третье. Рассчитываем процент ежемесячных отчислений в резерв по формуле: предполагаемый размер отпускных за год / сумма предполагаемых расходов на оплату труда за год х 100%. Сумма резерва должна включать и предполагаемую сумму страховых взносов, начисляемых на сумму отпускных (п. 1 ст. 324.1 НК РФ).
Правило четвертое. Составляем специальный расчет (смету) ежемесячных отчислений в резерв исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков (Письмо Минфина от 25.10.2016 № 03-03-06/2/62147). Рассчитываем ежемесячные отчисления по формуле: сумма фактических расходов на оплату труда, включая обязательные страховые взносы / процент отчислений в резерв на оплату отпусков х 100%.
Обратите внимание, что при планировании размера расходов на оплату труда за год суммы, которые вы предполагаете выплачивать внештатникам, учитывать не надо, так как отпуск таким лицам не положен, поскольку трудовое законодательство на них не распространяется (ст. 11 ТК РФ).
Инвентаризация резерва на оплату отпусков – образец
Предположим, торговая компания провела инвентаризацию отпускного резерва на 31.12.21 г. По результатам определено, что сумма остатка резерва составляет 115 400 руб. На конец года числится неиспользованных отпускных дней количеством 85 дн. Размер среднедневной зарплаты необходимо определить из среднемесячной зарплаты, которая равна 35 700 руб. Расчет выполняется таким образом:
- Среднедневная зарплата = 35 700 руб. / 29,3 = 1 218,43 руб.
- Фактически рассчитанная сумма резерва = (1 218,43 х 85) + (103 567 х 30,2 %) = 134 844,23 руб.
То есть, величина резерва фактического складывается из суммирования отпускных и страховых взносов по общему тарифу в 30,2 % (с учетом травматизма в 0,2 %).
Следовательно, на конец года образуется превышение между заложенным резервом и фактическим в 19 444,23 руб. (134 844,23 – 115 400). Доначисление на следующий год производится проводкой:
- Дт 44 Кт 96 на 19 444,23 руб.
Составление и утверждение графика отпусков
График отпусков является одним из обязательных локальных документов организации, наличие которого, в частности, проверяют инспекторы по труду. Согласно ст. 123 ТК РФ график отпусков — это «документ, который определяет порядок предоставления отпусков и является обязательным как для работодателя, так и для работников.
График отпусков составляется по унифицированной форме Т-7 (Утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1). При этом работодатель вправе разработать свою форму графика или изменить унифицированную форму (дополнить ее или удалить из нее какие-либо графы).
Обратите внимание! График должен составляться ежегодно за две недели до наступления нового календарного года.
График подписывается руководителем кадровой службы и утверждается руководителем организации.
На что нужно обратить внимание при составлении графика отпусков?
1. На основании ст. 123 ТК РФ график отпусков утверждается с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Если в организации существует профсоюз, работодатель должен направить проект графика в выборный орган первичной профсоюзной организации. Этот орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта графика отпусков направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
2. Перед составлением графика отпусков с работников организации запрашивается информация о планируемых датах отпусков на календарный год. На основании полученных сведений с учетом положений действующего трудового законодательства, специфики деятельности организации и пожеланий работников составляется сводный график.
Законодательством установлен ряд категорий работников, которым работодатель обязан предоставить отпуск в удобное для них время:
- работники в возрасте до 18 лет (ст. 267 ТК РФ);
- лица, работающие по совместительству (ст. 268 ТК РФ);
- работницы, уходящие в отпуск по беременности и родам (ст. 260 ТК РФ);
- работники, усыновившие ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев (ст. 122 ТК РФ);
- мужья в период нахождения их жен в отпуске по беременности и родам (ст. 123 ТК РФ);
- один из работающих родителей (опекун, попечитель) для сопровождения ребенка в возрасте до 18 лет, поступающего на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования, в образовательную организацию, расположенную в другой местности (ст. 322 ТК РФ);
- женщины, имеющие двух и более детей в возрасте до 12 лет (пп. «б» п. 3 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 N 235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей»);
- лица, награжденные знаком «Почетный донор России» (ст. 11 Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов»);
- супруги военнослужащих: им отпуск по их желанию предоставляется одновременно с отпуском военнослужащих (ст. 11 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);
- граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»);
- Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы (ст. 6 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»);
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы (ст. 8 Закона РФ от 15.01.1993 N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»);
- инвалиды войны, участники ВОВ, ветераны боевых действий, военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период, лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений и других военных объектах в пределах тыловых границ действующих фронтов (ст. ст. 14 — 19 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах»);
- граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»).
Резерв на ремонт основных средств
Как было указано выше, в бухгалтерском учете создание резервов регулируется правилами ПБУ 8/2010. При этом в бухгалтерском учете ПБУ 8/2010 не предусматривает создание резерва на ремонт основных средств по причине недостаточности оснований для признания оценочных обязательств*(8).
В Приложении N 1 к ПБУ 8/2010 приведен пример, в котором предполагается начисление резерва только в отношении штрафов, предусмотренных законодательством, за эксплуатацию основных средств без проведения ремонтов. В Положении по бухгалтерскому учету и отчетности пункт 72, посвященный созданию резерва на ремонт основных средств, утратил силу с 1 января 2011 года.
В настоящий момент специалисты Минфина России рекомендуют для равномерного учета долгосрочных затрат на ремонт основных средств использовать счет 97 «Расходы будущих периодов», что предусмотрено Планом счетов бухгалтерского учета*(9).
Следуя существующей в настоящий момент позиции финансового ведомства, будем рассматривать учет резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств только в рамках налогового учета.
Право на создание резерва предусмотрено Налоговым кодексом *(10). Отметим, что резерв на ремонт не может создаваться в отношении арендованных основных средств, несмотря на то, что пункт 2 статьи 260 Налогового кодекса распространяет действие указанной статьи и на арендованные основные средства. Об этом говорят финансисты*(11).
При квалификации операций, связанных с расходами по ремонту основных средств, а также резервов важно различать достройку, дооборудование, модернизацию, реконструкцию, техническое перевооружение и частичную ликвидацию основных средств от ремонта. Ремонт важно разделять на особо сложный и дорогой капитальный ремонт и остальной ремонт. Также нужно определить, завершится ремонт в течение одного календарного года или продлится на следующий год.
Расходы, осуществленные на достройку, дооборудование, модернизацию, реконструкцию и техническое перевооружение основных средств, включаются в стоимость объектов и не участвуют в создании резервов. Расходы на частичную ликвидацию основного средства изменяют первоначальную стоимость амортизируемого основного средства*(12). Однако понятие особо сложного и дорогого капитального ремонта не определено в Налоговом кодексе. Это означает, что организация вправе самостоятельно определить, какой ремонт относится к данной категории. Критерии оценки ремонта рекомендуется указать в учетной политике.
Основанием для определения ремонта могут служить документы, разработанные техническими службами в рамках системы планово-предупредительных ремонтов. Так рекомендует финансовое ведомство*(13).
Если организация не имеет технической службы, то бухгалтеру необходимо самостоятельно принять решение по квалификации операций на основании своего профессионального суждения, опыта других сотрудников, документов сторонних организаций, оценок экспертов. Порядок учета расходов на формирование резерва на ремонт основных средств в налоговом учете указан в статье 324 Налогового кодекса.
Формирование резерва на оплату отпусков
Алгоритм формирования резерва закрепляется учреждением в учетной политике в соответствии с пунктом 302.1 Инструкции № 157н. При разработке порядка необходимо установить:
1) правила расчета оценочных значений (сумм резервов);
2) срок признания резервов в учете;
3) аналитические счета учета резервов (в рабочем плане счетов);
4) порядок инвентаризации резервов и отражение результатов в учете.
Рекомендации Минфина по расчету резервов отпусков изложены в Письме от 20.05.2015 № 02-07-07/28998, исходя из которого оценочное обязательство в виде резерва расходов на оплату отпусков за отработанное время предлагается создавать на последний день расчетного периода исходя из количества дней неиспользованного отпуска по всем сотрудникам на отчетный период.
Формировать резерв необходимо отдельно по следующим обязательствам:
1) на оплату отпуска работникам за фактически отработанное время;
2) на уплату начисленных с отпускных сумм взносов в фонды.
Существует несколько методов определения резерва на оплату отпусков и страховых взносов. Они описаны в таблице 1.
Таблица 1. Методы определения резерва отпусков
Метод 1: индивидуальный расчет по каждому сотруднику
Метод 2: расчет в целом по учреждению
Метод 3: расчет по отдельным категориям сотрудников
Резерв отп. = К x ЗП;
Резерв отп. = К x ЗПср;
Резерв отп. = К1 x ЗПср1
К2 x ЗПср2 К3 x ЗПср3;
Резерв страх взн. = К x ЗП x С,
К — количество не использованных дней отпуска за период с начала работы на дату расчета; ЗП — среднедневной заработок сотрудника на дату вычисления резерва; С — ставка страховых взносов
Резерв страх взн. = К x ЗПср x С,
К — общее количество не использованных сотрудниками дней отпуска за период с начала работы на дату расчета; ЗПср — средняя зарплата по всем сотрудникам по учреждению
Резерв страх взн. = (К1 x ЗПср1 К2 x ЗПср2 К3 x ЗПср3) x С,
К1, К2, К3 — количество всех дней неиспользованного отпуска каждой категории сотрудников; ЗПср1, ЗПср2, ЗПср3 — средняя зарплата, рассчитанная по каждой категории сотрудников
Первый метод при расчете резерва по каждому сотруднику более точный, но и более трудоемкий. Подходит для учреждений с небольшой численностью.
Второй метод является более приемлемым, но менее точно отражает сумму резерва.
Третий метод подойдет для расчета по каждой категории сотрудников, например, отдельно для руководителей, специалистов и иного персонала.
Пример 1
В учетной политике казенного учреждения предусмотрено определение «отпускного» резерва на 31 декабря исходя из данных о количестве дней неиспользованного отпуска и средней зарплаты по всех сотрудников в учреждении — метод 2.
На 31.12.2019 количество не использованных всеми работниками отпусков составило 790 дней, среднедневная зарплата за 2019 г. составила 1050 руб.
Сумма создаваемого резерва составит:
Итого сумма сформированного резерва на 2020 год составит 1 080 009 руб. (829 500,00 250 509,00).
В соответствии с п. 302.1 Инструкции № 157н данные о состоянии и движении сумм, зарезервированных по выплате отпускных сотрудникам за фактически отработанное время, компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, а также платежи на обязательное социальное страхование формируются на счете 1.401.60. ХХХ «Резервы предстоящих расходов».
Для отражения данных обязательств на счетах санкционирования расходов применяется счет 1.502.99.ХХХ «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» (пункты 308, 309 Инструкции № 157н).
Создание резерва на оплату отпусков оформляется в бюджетном учете следующими бухгалтерскими записями, как в таблице 2.
Период и смысл проведения инвентаризации по оценочным обязательствам и резервам
Инвентаризация оценочных обязательств и резервов по отпускам производится автоматически в документе Резервы отпусков (Зарплата – Резервы отпусков) при создании его в декабре:
До версии ЗУП 3.1.10 документ Резервы отпусков назывался Начисление оценочных обязательств по отпускам.
Подробнее см. Где найти документ по начислению оценочных обязательств по отпускам, начиная с ЗУП 3.1.10?
Вне зависимости от применяемой методики (Нормативного метода или МСФО) оценочные обязательства (БУ) и резервы (НУ) рассчитываются одинаково – по накопленным дням отпуска. Можно сказать, что вычисления производятся по методу МСФО. Таким образом получается, что в БУ и НУ исчисленные суммы совпадают. Эту информацию можно увидеть в документе Резервы отпусков на вкладке Расчет обязательств и резервов по отпускам в колонке исчислено по суммам обязательств и резервов:
Смысл проведения такой инвентаризации – получение на конец года сальдо по кредиту счете 96 в размере суммы совпадающей с суммой, которую бы организация выплатила всем сотрудникам, если бы они уволились в конце декабря.
Резерв на оплату отпусков в налоговом учете
Если в налоговом учете резерв предстоящих расходов на оплату отпусков (ст. 324.1 НК РФ) не формировать, это может привести к тому, что в месяце массовых отпусков расходы фирмы резко возрастут. Это может привести к убытку по налогу на прибыль. Поэтому для равномерного отнесения расходов в налоговом учете есть смысл формировать этот резерв.
Обратите внимание
Если фирма формирует в налоговом учете резерв на оплату отпусков, то фактически начисленные отпускные и относящиеся к ним страховые взносы в расчете налоговой базы в течение всего налогового периода не участвуют. То есть в составе расходов учитываются предполагаемые, а не действительные затраты.
Если фирма приняла решение создавать этот резерв, то в учетной политике для целей налогообложения она должна утвердить:
- предельную сумму отчислений;
- способ резервирования;
- ежемесячный процент отчислений.
В то же время на практике нередко компании сталкиваются с проблемой, когда основная часть сотрудников «заказывает» себе отпуск на летние месяцы. В этом случае расходы на оплату отпусков выпадают на определенные периоды, причем в существенном размере. С той целью, чтобы учитывать отпускные равномерно в течение налогового периода, компания может принять решение о создании резерва на предстоящие расходы на оплату отпусков.
Порядок «работы» с данным резервом описан в ст. 324.1 Кодекса. Так, приняв решение формировать «отпускной» резерв, компания должна отразить его в учетной политике, прописав также в ней:
- принятый способ резервирования;
- предельную сумму отчислений;
- ежемесячный процент отчислений в резерв.
С этой целью составляется специальный расчет (смета).
Процент отчислений в «отпускной» резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда. При этом оба названных показателя берутся с учетом соответствующих сумм страховых взносов.
Ну и, наконец, размер ежемесячных отчислений рассчитывается как произведение суммы фактических расходов на оплату труда за месяц с учетом взносов на рассчитанный ранее процент отчислений.
Инвентаризация резерва на оплату отпусков
1 ст. 324.1 НК РФ налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.
Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с этих расходов. Сумма ежемесячных отчислений в резерв определяется по формуле:
Сумма ежемесячных отчислений в резерв на оплату отпусков = (Сумма фактических расходов на оплату труда за месяц, включая обязательные страховые взносы Х Процент отчислений в резерв на оплату отпусков) / 100%
При этом процент отчислений в указанный резерв определяется так:
Процент отчислений в резерв на оплату отпусков = (Предполагаемая сумма расходов на оплату отпусков за год / Предполагаемая сумма расходов на оплату труда за год) Х 100%
К сведению. В соответствии с положениями ст. 120 ТК РФ продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается.
В Письме Минфина России от 02.09.2014 N 03-03-06/1/43925 был рассмотрен вопрос о проведении инвентаризации резерва расходов на оплату отпусков для целей налога на прибыль. Специалисты ведомства указали, что согласно п. 3 ст. 324.1 НК РФ на конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию данного резерва. Недоиспользованные на последнее число текущего налогового периода суммы резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.
На основании п. 4 ст. 324.1 НК РФ резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Таким образом, при проведении инвентаризации резерва на оплату отпусков следует учитывать планируемое количество дней отпуска в расчете за год, которое сравнивается с фактически использованными днями отпуска за год.
В Письме Минфина России от 29.10.2012 N 03-03-10/121 (направлено для сведения Письмом ФНС России от 12.12.2012 N ЕД-4-3/21167@) уточнено следующее:
- если по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года, превышает фактический остаток неиспользованного резерва на конец года, сумма превышения подлежит включению в состав расходов на оплату труда;
- если по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года, оказывается меньше фактического остатка неиспользованного резерва на конец года, отрицательная разница подлежит включению в состав внереализационных доходов.
Использование отпускного резерва
В соответствии с п. 24 ст. 255 НК РФ в состав расходов на оплату труда будут включаться отчисления в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, при этом величина фактически начисленных отпускных не имеет значения.
Расходы на оплату отпусков (включая предоставленные в счет неиспользованных отпусков прошлых лет) учитываются за счет средств сформированного резерва (Письмо Минфина России от 24.09.2010 № 03-03-06/1/617).
Кроме того, при формировании резерва учитываются страховые взносы, относящиеся к отпускным. Следовательно, их также необходимо списывать за счет резерва (см. Письмо Минфина России от 29.11.2010 № 03-03-06/4/116). Таким образом, «отпускные» страховые взносы не будут относиться к прочим расходам, как, например, взносы, начисленные на заработную плату.
Акт инвентаризации резервов отпусков
В процессе осуществления инвентаризации резерва на оплату отпусков компания должна посчитать, какая сумма в нынешнем году была затрачена на оплату отпусков, после чего сравнить ее с размером отчислений в соответствующий резерв. Благодаря этому можно узнать разницу. Способ учесть эту разницу, находится в прямой зависимости от того, будет ли компания в будущем году формировать отпускной резерв или нет. Существует два варианта:
- объем затрат на отпуска стал больше резерва, начисленного за нынешний год;
- размер резерва на конец года больше, чем затраты на отпуска.
- В первой ситуации сумма превышения должна быть включена в структуру затрат на оплату работы, а во второй – отрицательная разница должна включаться в структуру внереализационной прибыли.
- Если плательщик налогов принял решение не формировать резерв на будущий год, то весь остаток резерва необходимо включить в доходы или затраты на тридцать первое декабря текущего года.
- Цель инвентаризации резерва на оплату отпусков – проверка того, обоснованы ли и «реальны» ли числящиеся остатки сумм.
Цель проведения сличительной проверки «отпускного» резерва
Формирование резерва по оплате отпусков является обязательным согласно правилам, изложенным в ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утвержденном Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н. В соответствии с «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденными приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49, оценочные обязательства в обязательном порядке инвентаризируются.
В итоге инвентаризации резерва на оплату отпусков первоначально определенная оценка резерва предстоящих расходов должна быть скорректирована при уточнении обстоятельств по каждому сотруднику. Например, если были использованы не все дни из учтенных в резерве или изменилась среднедневная зарплата.
Такие корректировки должны подтвердить обоснованность величины числящегося в учете резерва предстоящих расходов по выплате отпускных.
В то же время на практике нередко компании сталкиваются с проблемой, когда основная часть сотрудников «заказывает» себе отпуск на летние месяцы. В этом случае расходы на оплату отпусков выпадают на определенные периоды, причем в существенном размере. С той целью, чтобы учитывать отпускные равномерно в течение налогового периода, компания может принять решение о создании резерва на предстоящие расходы на оплату отпусков.
Порядок «работы» с данным резервом описан в ст. 324.1 Кодекса. Так, приняв решение формировать «отпускной» резерв, компания должна отразить его в учетной политике, прописав также в ней:
- принятый способ резервирования;
- предельную сумму отчислений;
- ежемесячный процент отчислений в резерв.
С этой целью составляется специальный расчет (смета).
Процент отчислений в «отпускной» резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда. При этом оба названных показателя берутся с учетом соответствующих сумм страховых взносов.
Ну и, наконец, размер ежемесячных отчислений рассчитывается как произведение суммы фактических расходов на оплату труда за месяц с учетом взносов на рассчитанный ранее процент отчислений.