Что делать, если разбил арендованную машину?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если разбил арендованную машину?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если какая-либо служба такси, не производя поездку, с карты взяла за нее деньги, а вы знаете, что не совершали ее и даже не заказывали, то почему вдруг могла произойти такая ситуация? Вероятнее всего, произошел какой-то технический сбой в таких службах. Естественно, если такое действие совершено по их вине, ваши деньги они вернут немедленно. Вам не нужно подавать никакого заявления.

Последствия ДТП на автомобиле каршеринга

В таких ситуациях каршеринговые компании действуют, соблюдая условия договора, но не всегда правомерно.

Дополнительные повреждения. В отчете о ремонте можно обнаружить повреждения автомобиля, которых в момент ДТП не было. В практике «Инвест Консалтинг» — случай, когда каршеринговая компания пыталась отремонтировать машину за счет клиента. В его счете к помятому бамперу и треснувшей фаре добавился скол на двери, деформация законцовки лонжерона, повреждение спойлера на бампере. Все повреждения находились вне зоны удара при аварии. Каршеринг в своем расчете приписал и несколько нормочасов на ремонт деталей с незначительными повреждениями, что тоже увеличило общую сумму ущерба. Мы рекомендуем внимательно проверять документы, которые присылает каршеринг.

Самовольное списание денег с карты. Штраф списывается в фиксированном размере в сроки, установленные договором. Дополнительно может быть списан определенный процент от ущерба (его размер каршеринг рассчитывает самостоятельно). Так как сервис имеет доступ к счету клиента, тот не успевает даже возразить перед списанием. Возможны списания и «по ошибке». Любые такие транзакции каршеринг должен обосновывать. Если списано лишнее, с компании можно и нужно требовать возврата денег и выплату неустойки за пользование чужими средствами.

Не связанные с ДТП повреждения. Клиент после ДТП запирает машину, завершает аренду и уходит. Автомобиль приезжает на осмотр, который кроме полученных в аварии дефектов выявляет дополнительные повреждения, явно не связанные с ДТП. Счет за них выставляют клиенту. Это происходит из-за невнимательного осмотра автомобиля до начала аренды. Если кузов запылен, забрызган грязью или снегом, сколы или вмятины легко пропустить. Мы рекомендуем внимательно осматривать автомобиль, фотографировать его до начала поездки, сообщать сервису о любых, даже незначительных дефектах, чтобы потом не оплачивать окраску крыла или дверцы из-за пропущенного при осмотре скола.

Блокировать карточный счет или предварительно выяснить у менеджера, что же произошло

Наш совет — поступить по первому варианту — заблокировать, чтобы не произошло повторного вмешательства в ваши данные. Здесь, правда, есть и отрицательные стороны. Когда обнаружится, что все-таки произошел сбой программы и технические неполадки, разблокировка карты потребует определенного времени. Если вы постоянно пользуетесь ею для расчета, это создаст вам неудобства.

Еще очень важный совет.

Оформите карту, которая будет у вас специальной для оплаты только разных услуг, а той, которая именуется картой для выплат, на которую у вас приходит заработная плата, пенсия и т.д. в данном случае не пользуйтесь.

План действий для пострадавшего

Итак, что же должен сделать пострадавший в ДТП на такси, шаг за шагом:

  1. После окончания лечения или, по крайней мере, по завершении госпитализации необходимо посетить следователя, ведущего дело, и сообщить ему обо всех медицинских вмешательствах. Следователь будет запрашивать все документы в медицинских учреждениях и передавать их судмедэксперту для проведения экспертизы. Экспертиза в данном случае – обязательный момент, так как от степени вреда здоровью пострадавшего зависит не только выплаты для него, но и степень ответственности для виновного.
  2. Взять у следователя определение о возбуждении дела.
  3. На этом этапе уже можно обратиться в страховую компанию за первой частью выплаты на основании справки из медицинского учреждения, где проходило лечение.
  4. После получения результатов судебно-медицинской экспертизы и постановления суда об административном правонарушении можно обратиться за второй частью выплат в страховую компанию.
Читайте также:  КС защитил право Чернобыльцев на получение двух пенсий

На 100% избежать поломок, как мы отметили, невозможно, однако выбор надежной прокатной организации – ваш ключ к успеху и возможность снизить риски. Ее признаки:

  • Новые автомобили. Как правило, чем моложе машина, тем меньше вероятность того, что она сломается без видимых причин.
  • Иномарки. Увы, российские автомобили надежностью не отличаются, поэтому лучше сделать выбор в пользу компании с автопарком иномарок.
  • Собственный пункт ТО. Регулярное техобслуживание позволяет выявить неполадки еще до того, как арендатор сядет в машину. После каждого клиента организация проводит диагностику автомобиля и исправляет проблемы при их наличии.
  • Страховка. Все автомобили должны быть застрахованы. В идеале, не только по ОСАГО, но и по КАСКО – это снизит риски.

Коротко о прокатном авто и арендном договоре

Воспользоваться арендой ТС может любой водитель, что делает эту услугу широко распространенной — особенно в крупных городах страны. Все, что требуется гражданину — это предоставить удостоверение, которое подтверждает его право на управление выбранным видом ТС. При заключении договора внимательно изучите его, чтобы избежать спорных ситуаций. Компания с хорошей репутацией и соблюдающая все законы и требования, обязательно оформит отношения сторон при помощи соответствующего соглашения. В нем обычно прописываются следующие моменты:

  • срок действия договора, на который машина передается в пользование;
  • стоимость услуги и порядок внесения платежа;
  • действия участников в тех или иных ситуациях;
  • права, обязанности и ответственность каждой стороны.

Регресс по ОСАГО — основания для регресса с виновника, как избежать, срок исковой давности

Виновник аварии после возмещения ущерба страховой компанией потерпевшему не должен успокаиваться. К нему страховщик может выдвинуть регрессивное требование для возмещения своих убытков. Мы расскажем, в каких случаях это происходит, когда регресс невозможен, что делать при выдвижении регрессивных требований. Приведем типичные ошибки.

  1. Что такое регресс в страховании ОСАГО
  2. Что говорит Закон
  3. В каких случаях возможны регрессивные требования
  4. Когда регресс от страховой невозможен
  5. Срок исковой давности
  6. Правильные действия при регрессивных требованиях и частые ошибки
  7. Ответы на вопросы
  8. Подведем итоги

Плюсы и минусы аренды авто под такси

К плюсам аренды машины под такси относят:

  • Возможность быстро получить машину;
  • Заработок с минимальными затратами (не нужно тратить деньги на покупку автомобиля);
  • Дополнительные услуги от таксопарка (наличие «шашечек», рации, счетчика в машине).

Но есть у такого способа получить авто и минусы:

  • Транспорт не переходит в собственность к водителю;
  • За машину постоянно нужно платить;
  • Таксопарк может в любой момент расторгнуть договор;
  • За нарушение условий сделки (например, задержку арендной платы) могут быть предусмотрены крупные штрафы.

Условия работы таксопарков на арендованной машине

Многие крупные агрегаторы имеют свой парк автомобилей, которые готовы сдавать водителям. Для этого заключается договор, где прописаны все условия сотрудничества. Чтобы стать водителем такси, необходимо соответствовать следующим условиям:

  • иметь действующее водительское удостоверение с категорией «В»;
  • стаж вождения должен быть не менее трех лет;
  • дополнительно нужно достаточно хорошо ориентироваться в городе.

Перед подписанием договора необходимо внимательно прочитать все пункты, включая условия работы, ответственность сторон в случае ДТП и иные нюансы аренды.

В крупных компаниях автомобили полностью обслуживаются в плане регулярного ремонта. Агрегатор сдает вам свою машину, но оставляет за собой заботы о техническом обслуживании. Вы же, в свою очередь, должны бережно эксплуатировать авто, заправлять за свои деньги и платить проценты с выполненных заказов.

В каждой компании могут быть свои условия работы. Например, обратите внимание на следующие пункты:

  1. Время аренды в сутки.

Некоторые службы такси сдают машины на несколько часов, некоторые на сутки. При суточной аренде стоимость выше. Но при этом автомобиль может находиться в вашем распоряжении в любое время дня и ночи.

  1. Получение путевого листа и прохождение предрейсового медосмотра.

Обязательным является наличие всех необходимых документов для выхода на линию. Их может проверить инспектор ГИБДД и в случае отсутствия выпишет штраф. Арендатодатель может осуществлять медицинский осмотр перед рейсом в условиях таксопарка или предложить водителю проходить его самостоятельно.

  1. Техосмотр, ремонт, страхование.

Все необходимые мероприятия, связанные с обслуживанием автомобиля, служба такси берет на себя. Исключение составляют случаи ремонта, когда машины пострадала в результате ДТП, совершенного по вине водителя.

  1. Заправка, мойка, парковка, штрафы.

Теперь необходимо поговорить о ремонте и обслуживании автомобилей.

Каждая машина за сутки, будет проходить 400-500 км, с учетом выходных дней — примерно 10 000 км в месяц. Получается вам нужно менять масло каждый месяц (замена масла 2 000-2 500 рублей за одну машину). Недешево, хочу вам сказать, и поэтому нужно найти автосервис, где вам, как корпоративному клиенту, пригоняющему на замену масла 10 автомобилей такси каждый месяц – сделают скидку постоянного клиента. Есть и другие расходные материалы, которые требуют своевременной замены: тормозные колодки, сцепление, ходовая и т.д. Вам нужно заключить договор с автомобильными складами по продаже запчастей и расходных материалов, чтобы они продавали товар по оптовым ценам. Не стоит ждать от водителей бережной эксплуатации машины в такси. За год работы в сфере такси, автомобиль проходит больше 100 000 км. В принципе серьезных вложений на этот период не потребуется, но дальше поломки будут чаще и чаще. В такой ситуации многие бизнесмены продают автомобили на вторичном рынке и покупают партию новых машин. Обычно происходит это через 2 года, когда ресурсы двигателя на исходе. На первый взгляд может показаться невыгодным, но поезженные машины будут все больше и больше простаивать в ремонте, а это время и ваши деньги.

Читайте также:  Как считается страховой стаж для листка временной нетрудоспособности

Поцарапали машину, что говорит ОСАГО

Размер страховых возмещений определяется типом страхования определенного ТС.

Полис ОСАГО не возместит ущерб от царапин, тем более оставленных неизвестным предметом, восстановление оплачивается владельцем пострадавшего авто персонально.

Когда вы повредили лакокрасочное покрытие другого ТС — ОСАГО не выручит, т.к. предусматривает выплату компенсации лишь пострадавшему. Аналогично с ситуацией, когда инициатор ДТП скрылся.

Полис КАСКО помогает разбираться в таких ситуациях значительно проще. Пример, на парковке или во дворе вами было обнаружено повреждение ЛКП вашего ТС и рядом отсутствует кто-либо. Если имеющийся у вас полис содержит графу «выплата без справок» — направляйтесь к страховщикам и подайте заявление на компенсацию издержек.

Когда имеющийся страховой договор не содержит такой записи, вызывается участковый и регистрируется инцидент по установленным правилам. Получите все справки — сможете обратиться к страховщикам за предусмотренным возмещением.

Сдать машину в аренду в такси не так уж сложно. То же касается и онлайн-агрегаторов: «Яндекс-такси», «Гетт» или «Убера». Если у вас не оформлена лицензия и ИП, то помочь вам в этом смогут сторонние фирмы-посредники, которые выступают промежуточным звеном между приложением и автомобилем. Они же осуществляют поиск водителей. Единственным минусом данного варианта является комиссия, которая в некоторых случаях может доходить до 10-20 %.

Если же вы не хотите терять свои деньги и готовы выделить некоторое время для бюрократических процедур, можно попробовать другой вариант. Как сдать машину в аренду в «Яндекс.Такси»? Для начала нужно оформить разрешение на пассажирские автоперевозки. Далее вы должны заключить договор с компанией и найти шофера. С ним нужно оформить «Договор аренды транспортного средства без экипажа», который будет защищать ваши права и гарантировать своевременную прибыль. Для того чтобы никаких проблем во время эксплуатации вашего автомобиля не возникло, нужно заранее обсудить с водителем график выплат и ремонтных работ.

Многих водителей интересует, выгодно ли сдавать машину в аренду такси. Это зависит от многих факторов. Для того чтобы получать достаточную сумму, нужно узнать, в какое такси сдать машину в аренду наиболее выгодно. Самые хорошие отзывы оставляют о компании Uber и «Яндекс.Такси» водители машин премиум-класса. Многие водители сотрудничают не с одной, а с двумя-тремя компаниями, и выбирают из всех заказов наиболее выгодные.

В том случае, если вы владеете автомобилем бюджетного сегмента, то за день аренды сможете получить где-то 1500 рублей. Но не забывайте о том, что нужно будет на что-то заправлять автомобиль и ремонтировать его. После вычета всех расходов сложно рассчитывать на сумму больше 20-25 тысяч рублей. Автомобиль будет окупаться долго, а ведь после 4 лет службы его уже нужно будет списывать: это получится дешевле, чем капитальный ремонт. Совсем другое дело, если у вас есть несколько машин – тогда прибыль вы будете получать более солидную.

Договор надо читать перед подписанием, а не после

Конечно, такое заочное решение суда таксиста не устроило. В ноябре 2018 по его требованию дело пересмотрели. Но… удалось добиться лишь снижения суммы долга перед арендатором. Например, размер неустойки — до 5 тыс. тенге, а долг по аренде машины — до 62 тысяч. Однако расходы на ремонт разбитой машины в размере 1,1 млн тоже решено взыскивать с Игенбердыева. Несмотря на то, что виновником ДТП он не был.

Почему?

Потому что, подписывая договор аренды, он согласился с таким любопытным пунктом:

«Независимо от наличия вины, нести полную материальную ответственность за сохранность автомобиля, в том числе в случае его порчи, гибели, угона, хищения, разукомплектования… За собственный счет устранять последствия ДТП, а также повреждения, ухудшающие внешний вид автомобиля».

Читайте также:  ЕДВ ветеранам боевых действий в 2023 году - повышение и последние новости

Именно на это стоит обратить внимание любому таксисту, работающему на арендованной машине. В условиях низкой культуры вождения в Казахстане и высокой аварийности риски оказаться без вины виноватым слишком велики. Но договор есть договор.

Судья Бегайдар в своем решении лишь отметил, что Ахат Игенбердыев имеет право в порядке регресса взыскать сумму ремонта с Ибраева и Кошкарова, ставших виновниками ДТП. Водитель намерен обжаловать это решение.

Начав со стремления к свободному и хорошо управляемому сервису с четко распределенными ролями участников, сокращенными и оптимизированными затратами, агрегаторы (может быть, сами того не желая), пошли в обратную сторону, попутно пытаясь максимально сократить затраты и избавиться от ответственности.

С одной стороны, агрегатор стремится подчинять себе все пулы автомобилей, устанавливать правила перевозки, контролировать этот сегмент рынка и регулировать его. Очень показательно в этом смысле позиционирование агрегаторов одновременно и как онлайн-сервисов, и как именно такси.

С другой стороны, основываясь на разрабатываемых юридических документах, моде на технологичные стартапы и инновационные сервисы, агрегаторы всячески ограничивают свою ответственность, разбивают отношения между участниками перевозки на разнородные сегменты.

Какие между ними складываются правоотношения?

— отношения между агрегатором и пассажиром. Это – лицензионное соглашение. Оно регулирует лишь предоставление пассажиру – пользователю программного обеспечения – прав на использование этого программного обеспечения (приложение или сайт-платформа). В этом соглашении агрегатором заранее отсекаются все отсылки к другим правоотношениям в области перевозки. В случаях, когда агрегатор существует в виде колл-центра, текста договора или соглашения может и не быть.

— отношения между агрегатором и посредником — «подключашкой». Как правило, это агентское соглашение, соглашение об оказании услуг (например, software as a service — SAAS) или то же лицензионное соглашение между агрегатором и юридическим лицом, которое фактически занимается оперативной деятельностью по поиску и подключению машин, юрлиц, ИП, и просто физлиц к перевозкам. Оно регулирует в основном доступ к ПО и подключение третьих лиц к оказанию услуг, порядок взимания комиссии с «подключаемых» третьих лиц, и поэтому в нем также устранены и не регулируются отношения по перевозке пассажира. Этот договор – только на узкое взаимодействие посредника и агрегатора. Посредником может выступать и таксопарк в случае с водителями — «безлошадниками».

— отношения между посредником и таксопарком, ИП или частником. Это, как правило, договор оказания услуг посредником по подключению таксопарка к ПО агрегатора. Здесь фактически создаются условия для нарушений требований агрегатора к подключаемым таксопаркам. Причина – комиссия посредника: чем строже требования, тем меньше подключенных, тем меньше комиссия. Естественно и этот договор не содержит правил, регулирующих перевозку пассажиров. Таким образом, и в этих отношениях конечный пассажир – никто. На этом или предыдущем этапе таксопарк выступает как юридическое лицо, оформившее разрешение на пассажирскую перевозку на конкретные автомобили.

— отношения между таксопарком и водителем. Таких звеньев может быть несколько, но может быть и одно. Как правило, это договор аренды автомобиля неким ИП или даже водителем-частником.

— отношения между водителем и пассажиром. На сегодня агрегаторы, посредники и таксопарки придерживаются такой позиции: отношения по перевозке складываются исключительно между пассажиром и водителем, и именно водитель обязан отвечать за ущерб в результате ДТП.

Кто же тогда виноват?

В правовой доктрине закреплено правило: вред возмещается виновным и непосредственным причинителем вреда. Но обязанность возмещения вреда может быть возложена и на лицо, которое непосредственным причинителем вреда не является. Автомобильные перевозки пассажиров – именно такой случай.

Согласно закону, вождение автомобиля – деятельность, которая создает повышенную опасность для окружающих. Сам автомобиль является «источником повышенной опасности». Вред, причиненный источником повышенной опасности, возмещается владельцем этого источника без учета его вины. Под владельцем источника повышенной опасности закон понимает не только собственника, но и иное лицо, которое на законном основании владеет таким источником. И тут всплывает упоминавшаяся ранее особенность схемы: мы помним, что договор между водителем и таксопарком – это договор аренды. Так вот: водитель как арендатор автомобиля по предложенной агрегатором схеме, и есть то единственное лицо, которое должно по букве закона отвечать перед пассажиром.

Поскольку отношения между водителем и агрегатором закреплены договором аренды, а не трудовым договором, формальных оснований для ответственности таксопарка не имеется.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *