Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Начинающему ИП: какие проверки могут проводиться налоговой инспекцией». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Стоит понимать, что упрощенная ставка – это словно «красная тряпка» для налоговиков. Ведь отчисления в пользу бюджета в таком ракурсе серьезно сокращаются. И они будут проверять законность этой формы всеми доступными способами. Вот почему нелишним будет привлечение экспертов к заполнению деклараций, а также профессиональных юристов, которые смогут проконсультировать вас по всем аспектам этого формата налогообложения.
Как налоговая проверяет доходы ИП на УСН 6, 15 и ЕНВД
Если же у вас в штате компетентных специалистов нет, то заплатите аутсорсинговым компаниям. Стоимость их услуг будет несоизмеримо меньше, чем потенциальный размер санкций, которые наложат налоговики, если смогут найти хотя бы малейшее несоответствие. И не забываем про правильное программное обеспечение, которое также позволит защитить отчетность от ошибок.
Как оспорить результат проверки
Если в ходе проведения камеральной проверки инспектор выявляет нарушения, то далее он действует следующим образом:
-
в течение 10 дней готовит акт проверки, где отмечает все выявленные нарушения и замечания;
-
после этого в течение 5 рабочих дней отправляет акт налогоплательщику.
В случае согласия с замечаниями, налогоплательщик должен устранить нарушения, уплатить пени, штрафы, недоимку. В противном случае в течение месяца можно подать возражение. У руководителя ИФНС будет 10 рабочих дней для того, чтобы рассмотреть документ и принять решение:
-
привлечь налогоплательщика к ответственности, согласившись с тем, что инспектор не допустил нарушений, сделал правильные замечания и выявил серьезные нарушения;
-
освободить налогоплательщика от ответственности, признав акт проверки недействительным.
По итогам налоговой проверки инспекторы составляют справку о проведенной ВНП и вручают налогоплательщику. Два месяца займет оформление акта проверки. После вручения акта у вас есть месяц, чтобы подготовить возражения. Как только истечет срок на подачу возражений, налоговый орган может приступить к рассмотрению материалов проверки и принять итоговое решение. Его принимает начальник налогового органа или его заместитель после того, как рассмотрит материалы проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Срок на вынесение решения — 10 рабочих дней.
На рассмотрение материалов вас пригласят. Вы можете принять активное участие в этой процедуре: приводить доводы в свою защиту, представить дополнительные документы и другие доказательства, заявить ходатайство о снижении штрафа (п. п. 2, 4 ст. 101 НК РФ). Руководитель или его заместитель может предпринять меры дополнительного контроля, если решит, что нельзя сделать однозначный вывод о нарушении законодательства. Тогда срок рассмотрения продлят, а итоговое решение примут после проведения мероприятий и оформления нового акта.
Если же руководство ФНС сразу примет окончательное решение, то возможны два варианта:
- о привлечении к ответственности (если есть основания назначить вам штраф);
- об отказе в привлечении к ответственности (если нет оснований для штрафа).
Какие документы запрашивают при проверке контрагента
Самый частый вопрос, который возникает у бухгалтеров: какие документы инспекторы вправе потребовать? И является ли законным требование предоставить документы, никак не связанные с контрагентом, у которого проводится проверка?
Из пункта 1 статьи 93.1 НК РФ следует, что затребованы могут быть документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого лица. Минфин РФ в письме от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246 пишет о том же самом.
Ключевая фраза здесь — «касающиеся деятельности проверяемого лица». Потребовать у компании, например, все договоры, заключенные в 2017 году или книгу покупок за определенный период (при том, что сделка с контрагентом, у которого идет проверка, там не отражена), налоговая инспекция не вправе.
Но вышеупомянутый пункт не содержит конкретного перечня документов, которые может истребовать налоговая инспекция. Это могут быть договор, акты, накладные, счета-фактуры по сделкам с проверяемым контрагентом. Но также могут потребовать, например, приказ о направлении в командировку сотрудников к месту выполнения работ на территории контрагента.
Практика показывает, что проверяющие на местах не всегда соблюдают нормы закона. Рассчитывая, по всей видимости, на неосведомленность бухгалтеров, они запрашивают и документы, которые не имеют ничего общего с деятельностью проверяемого лица.
В этом случае организация может не выполнять требования инспекции. Действия ИФНС незаконными можно признать в суде. Например, ВАС РФ в определении от 15.10.2013 № ВАС-14062/13 по делу № А43-18174/2012 отметил, что если запрашиваемые документы не касаются деятельности проверяемого налогоплательщика и содержащаяся в них информация не может повлиять на определение размера его налоговых обязательств, то неисполнение такого требования ответственности не влечет. Аналогичные выводы есть и в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.04.2015 № Ф02-1184/2015).
Есть еще один важный момент: в требовании о представлении документов налоговики не обязаны писать реквизиты запрашиваемых документов. В форме требования, утв. приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189, сказано, что реквизиты или иные индивидуализирующие признаки документов указываются «при наличии».
В постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.10.2016 № Ф02-5483/2016 подтверждается, что достаточно ограничиться наименованиями (договор, акты, счета-фактуры и т.д.). Тем не менее, содержащиеся в требовании данные должны в полной мере позволить идентифицировать конкретную сделку, по которой запрашиваются документы. В противном случае компания имеет хорошие шансы «отбиться» от налоговых требований в суде (см., например, спор, рассматриваемый Арбитражным судом Дальневосточного округа в постановлении от 21.03.2017 № Ф03-712/2017).
Интересен и вопрос относительно периода, за который могут быть запрошены документы. Ограничение в три года, которое действует для проверяемых лиц, тут не работает. Налоговая инспекция может потребовать документы за любой период, поскольку ограничений по периоду времени, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, не установлено. На это обратил внимание Минфин в письме от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519.
Выездная проверка: 10 правил успеха
- До начала проверки потребуйте у чиновников их служебные удостоверения и решение руководителя ИФНС (лица, его замещающего) о проведении проверки. Все чиновники, предъявившие вам документы, должны быть вписаны в текст решения. Вместе с фискальными служащими в составе группы могут оказаться представители полиции. Имейте в виду, что у них более широкие полномочия, например, возможность на законных основаниях осматривать территорию и помещения фирмы, ее автотранспорт, опросы персонала, выемка документации (ст. 91-1, 36-1 НК РФ, ФЗ-144 от 12/08/95 г.).
- Ограничьте инспекторам доступ к иным документам, кроме тех, которые относятся к области проверки, периоду проверки, кругу вопросов, являющихся предметом проверки. Эта информация обозначается в решении о проведении проверочных мероприятий.
- Перед передачей инспектору все документы должны быть просмотрены и проверены сотрудниками фирмы. Вполне возможно, что удастся исправить ошибки технического характера, допущенные при их оформлении.
- При передаче документации на проверку обязательно составляйте опись и принимайте так же – по описи. Передача без соблюдения этих правил грозит пропажей документов, служащих доказательством правомочных действий компании.
- Нецелесообразно предоставлять чиновнику свободный доступ к бухгалтерским компьютерным программам ведения учета, допускать его к общей информационной бухгалтерской базе. Лучше распечатать требуемый единичный документ самостоятельно. Если проверяющий настаивает, решение остается за руководством фирмы, но, согласно ст. 93 НК РФ, давать доступ к электронным базам обязанности у налогоплательщика нет.
- На обсуждение рабочих вопросов в неформальной обстановке сотрудниками руководителю на время проверки лучше наложить запрет. Для непосредственного контакта с членами комиссии необходимо выделить компетентных сотрудников, например, главного бухгалтера, заместителя директора, кроме самого руководителя. Рядовые работники на вопросы должны отвечать как можно более коротко и лояльно.
- Грамотная защита собственных интересов с опорой на законодательные нормы позволяет снять вероятность манипулирования со стороны инспектора, поиска «слабых мест» в позиции налогоплательщика.
- Даже компетентные специалисты ФНС могут ошибаться или не знать всей судебной практики по тому или иному вопросу, касающемуся предмета проверки. В некоторых случаях целесообразно не оспаривать трактовку фискальными чиновниками правовых норм, а обратиться по завершении проверки с иском в суд и выиграть его.
- Попытки «договориться» с инспектором с помощью взятки, завязать с ним неформальные отношения, как правило, вредят имиджу фирмы и ведут к негативным последствиям. Весь ход проверки целесообразно записывать на видео и аудио-носители информации.
- Директора или другого сотрудника могут в ходе проверки допросить (ст. 90 НК РФ). Лучше продумать такую возможность, ответы на вопросы чиновников заранее, не избегать ее, а спокойно ответить на все вопросы. Помните о своем конституционном праве на получение помощи юриста (ст. 48 Конституции).
«Внерамочные» требования, «устрашающие» требования и требования по налоговым оговоркам
Истребование информации через «внерамочные» требования, «устрашающие» требования и требования по налоговым оговоркам в последнее время становится не просто трендом налогового контроля, а каким-то хайпом для проверяющих и рассматривать их необходимо вместе потому, что для данных требований в НК РФ имеется общая статья 93.1.
Хоть статья и одна, но полномочия налоговых органов по ней четко дифференцированы по объему запрашиваемых у компании документов в зависимости от проводимой в отношении ее контрагента формы налогового контроля:
- в ходе налоговых проверок налоговый орган вправе истребовать у компании документы (информацию), касающиеся деятельности его проверяемого контрагента компании или иных лиц (пункт 1 статьи 93.1 НК РФ);
- вне рамок проведения налоговых проверок проверяющий налоговый инспектор вправе истребовать лишь документы (информацию) в отношении конкретной сделки (пункт 2 статьи 93.1 НК РФ).
Срок для представления документов — 5 дней или 10 дней (зависит от основания истребования) со дня получения требования, но может быть продлен по после соответствующего уведомления от проверяемой компании.
Как проводится камеральная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.
Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.
Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.
Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.
По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.
Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.
Привлечение предпринимателя к ответственности
В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Основанием для представления указанных документов (информации) является соответствующее требование, направленное налоговым органом, которое лицо обязано исполнить в течение пяти дней со дня его получения или в тот же срок сообщить, что не располагает истребуемыми документами (информацией) (п.п. 4, 5 ст. 93.1 НК РФ).
Согласно п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
Так, за непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ, влечет взыскание штрафа с индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей (п. 2 ст. 126 НК РФ, смотрите также постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 № 17АП-6064/15, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2015 № 13АП-30254/14, информацию УФНС России по Владимирской области от 24.03.2014 “Ответственность за непредставление документов и несообщение информации в налоговые органы”). Положения п. 2 ст. 126 НК РФ в приведенной редакции применяются в отношении документов, срок представления которых в налоговые органы наступил после 05.12.2014 (ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 04.11.2014 № 347-ФЗ), что, как мы поняли, и имеет место в рассматриваемом случае.
Таким образом, непредставление истребуемых налоговым органом первичных учетных документов со сведениями о налогоплательщике, в отношении которого проводится налоговая проверка, может повлечь за собой взыскание с индивидуального предпринимателя штрафа в размере десяти тысяч рублей (смотрите также п.п. 3, 4 ст. 114 НК РФ).
Как следует из буквального толкования п. 2 ст. 126 НК РФ, лица, у которых истребуются документы в порядке, установленном ст. 93.1 НК РФ, могут быть привлечены к ответственности только за непредставление фактически имеющихся у них документов со сведениями о налогоплательщике.
В связи с этим полагаем, что бездействие лица, выразившееся в непредставлении по требованию налогового органа документов со сведениями о налогоплательщике в связи с их отсутствием, не образуют состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 2 ст. 126 НК РФ.
Аналогичный вывод представлен в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 № 09АП-22573/15: п. 2 ст. 126 НК РФ предусматривает налоговую ответственность налогоплательщика только в случае непредставления по запросу налогового органа имеющихся у налогоплательщика информации либо документов, которые налогоплательщик обязан представить налоговому органу согласно положениям НК РФ. Лицо не может быть привлечено к ответственности за непредставление документов, которые у него отсутствуют.
Отказ же в представлении фактически имеющихся документов со сведениями о проверяемом налогоплательщике на основании законного требования налогового органа может повлечь за собой привлечение предпринимателя к ответственности на основании п. 2 ст. 126 НК РФ при наличии его вины (ст. 106 НК РФ).
Выраженная позиция является нашим экспертным мнением. Официальных разъяснений по данному вопросу нами не обнаружено.
Налоговая проверка ИП
Проверка налоговой инспекцией, как и другие виды проверок, осуществляются согласно плану. Поэтому у предпринимателя есть время подготовить все необходимые документы к приезду сотрудников органов. Важно, чтобы при проведении проверки предприятия его руководитель был на месте. В случае отсутствия руководителя по уважительной причине дата проверки переносится на другое время.
Проверяющая инспекции может просмотреть документацию предприятия за последние три года. Лучше, чтобы предприниматель заранее проверил и подготовил все необходимые документы. Если были выявлены неточности или ошибки, налоговая инспекция назначит дату повторной проверки.
Точного перечня документов, необходимого для предоставления налоговой службе, нет. Однако НК РФ установлено, что сотрудники налоговой инспекции вправе запросить все документы, так или иначе связанные с осуществлением коммерческой деятельности, включая документы бухгалтерского и налогового учета. Поэтому, единственно верным решением в данном случае будет подготовка всей учетной, отчетной и регламентированной документации.
Налоговая инспекция также осуществляет так называемую камеральную проверку, при которой проводится сверка данных в представленной предпринимателем регламентированной отчетности. Данный тип проверки несет регулярный характер и инспекция не уведомляет о ней предпринимателя, поскольку его присутствие не требуется. Предприниматель получает сведения о проведении камеральной проверки только в том случае, если инспекцией были выявлены ошибки или неточности в представленных данных.
Документальная проверка при совмещении режимов
Законодательство предоставляет возможность совмещения 2-х или 3-х режимов. Допускается применение дополнительно ЕНВД и ПСН с остальными системами налогообложения. При совмещении режимов индивидуальные предприниматели должны вести отдельно учет доходов, расходов, численности и имущества, используемых для получения выручки в рамках разных режимов.
Пример налоговой проверки. Рассмотрим пример совмещения режимов ОСН и ЕНВД. ИП Ковалев П.П. ведет оптовую торговую деятельность с применением ОСН. Дополнительно к основному виду предприниматель оказывает услуги грузоперевозок, зарегистрированные на ЕНВД. Суммы доходов и расходов основной деятельности и дополнительного вида учитываются отдельно. Раздельный учет применяется и в отношении расходов общего плана и участия управленческого персонала (в штате ИП Ковалев П.П. имеется бухгалтер и уборщик производственных помещений).
Для проверки правильности исчисления налогов НДФЛ и ЕНВД предприниматель ИП Ковалев П.П. должен предоставить: трудовые договоры, квитанции о приеме наличности по грузоперевозкам, карточки раздельного учета доходов, общехозяйственных расходов, заработной платы и справки подсчета КТУ управленческого персонала.
Служба призвана защищать права трудящегося населения. Большинство людей уже знают, что хозяин, который отказывается официально оформлять сотрудников на работу, нарушает их права. В результате таких действий их рабочий стаж не учитывается, страховые взносы не оплачиваются, пенсионные баллы не накапливаются, поэтому работать нужно только по официальному договору.
В соответствии с Трудовым Кодексом у работодателя должны быть в порядке такие документы:
- вторые экземпляры трудовых договоров с подписями;
- приказы о принятии на работу;
- штатное расписание и табель рабочего времени;
- график отпусков;
- записи в трудовых книжках.
Особое внимание уделяют также:
- возрасту сотрудников, не менее 16 лет;
- соблюдению прав беременных женщин, их нельзя увольнять;
- условиям труда.
Кроме ФНС, слишком маленьким размером зарплаты может заинтересоваться и Роструд. Работодателю придётся объясняться с органами, или срочно повышать работникам оклад. Разрыв между выплатами не может превышать 14 дней, поэтому аванс нужно платить обязательно.
Трудовая инспекция вправе посещать предприятия по графику или внепланово. Правила проверок установлены распоряжением Минздравсоцразвития РФ № 1325н от 07.11.11.
Остальные службы проверяют более узкие направления деятельности: Ростехнадзор – промышленную безопасность, Ространснадзор – транспортировку пассажиров и грузов, Росздравнадзор – производство медикаментов, работу аптек и т. д.
Кто проверяет? Что проверяют?
Многие граждане думают, что к ИП в любой момент может нагрянуть проверка от любого надзорного органа, чтобы застать его врасплох, поэтому и не спешат открывать своё дело. На самом деле это заблуждение, так как большинство проверок осуществляется в соответствии с заранее составленным графиком, с которым можно ознакомиться на сайте Генеральной прокуратуры.
Нормативная база по вопросам проверок, их сроков, прав и обязанностей сторон прописана в законе №294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В соответствии с этим законом засилье надзорных органов упразднено, бизнесменов проверяют с установленной периодичностью. Кроме того, действует мораторий на проверки малого бизнеса в 2019 году, так что предпринимателей новичков побеспокоят только через 3 года работы. При этом визит контролеров может состояться и значительно позже. Государственные органы практикуют риск-ориентированный подход. В график включают бизнесменов, отчеты или деятельность которых вызывают сомнения.
Федеральных надзорных служб очень много, в каждой сфере деятельности своя, но для ИП наиболее распространенными являются:
- ФНС;
- Роспотребнадзор;
- Отдел экономической безопасности МВД;
- МЧС;
- Роструд;
- Ростехнадзор;
- Прокуратура;
- Роскомнадзор;
- Ространснадзор;
- Росздравнадзор;
- Россельхознадзор.
Если одна из этих служб нагрянет к ИП, то первое, что будет интересовать сотрудников, это законно или незаконно он занимается предпринимательской деятельностью, получил ли разрешительную документацию. Поэтому все первостепенные документы, такие как лист записи ЕГРИП, выписки, лицензии, стоит всегда держать под рукой. Что ещё часто проверят федеральные службы?
Налоговая проверка после закрытия ИП
Налоговая инспекция имеет полное право проверить индивидуального предпринимателя в течение трех лет после прекращения деятельности. В этом случае назначается проверка физического лица в период, когда оно занималось предпринимательской деятельностью, то есть было оформлено ИП. Налоговая проверка после закрытия ИП позволяет уточнить возможные нарушения или несоответствия в процессе работы предпринимателя. Она подводит итог всей деятельности.
Главной целью, с которой проводится налоговая проверка ИП на УСН, это выявление неправомерности применения данной системы налогообложения. В случае если инспекторы сумеют доказать данный факт индивидуальный предприниматель должен будет выплатить все налоги, которые ему насчитают в соответствии с общей системой налогообложения, включая пени.