Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Публичные и непубличные общества: понятия и признаки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Среди субъектов предпринимательской деятельности особое место занимают государственные и муниципальные унитарные предприятия. Несмотря на приватизацию государственных и муниципальных предприятий, их роль в экономике страны еще долгое время будет достаточно значительной. Необходимо учитывать, что приватизации государственной собственности, особенно крупных предприятий, процесс длительный. Кроме того, в некоторых сферах деятельности государство и в будущем сохранит за собой ключевые позиции, что предполагает и сохранение важной роли в рыночной экономике государственных и муниципальных предприятий.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия
На начальном этапе проведения рыночных преобразований в России возобладала точка зрения о необходимости прекращения создания новых федеральных государственных унитарных предприятий, ликвидации существующих и создания на их базе федеральных казенных предприятий с закреплением за ними на праве оперативного управления всего имущества ликвидируемых федеральных государственных унитарных предприятий.
Однако дальнейшая практика развития рыночных отношений в Российской Федерации, формирования законодательной основы рыночной экономики свидетельствует об ошибочности указанной выше позиции. Законодатель направил усилия на создание механизма управления унитарными предприятиями, повышения эффективности их хозяйственной деятельности, отдачи от имущества, переданного унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, создания адекватной правовой базы их деятельности.
Особенно ясно видна необходимость государственных и муниципальных предприятий в периоды экономических кризисов, когда они становятся основой стабильности экономики и фундаментом ее роста, выполняя задачи, которые далеко не всегда может выполнить частный бизнес.
Если до начала 2000-х гг можно было говорить об отсутствии адекватной нормативно-правовой базы деятельности унитарных предприятий, то в настоящее время такая база в значительной мере создана и служит хорошей основой для развития государственного сектора экономики. По существу, произошли трансформация, приспособление такой организационно-правовой формы субъектов предпринимательской деятельности, как государственное предприятие, к современным условиям рыночной экономики.
В связи с этим вряд ли можно согласиться с мнением о том, что государственные и муниципальные предприятия — явление временное в нашей экономике. Реальность свидетельствует об обратном. Их существование определяется «не реликтами прежнего правопорядка»^ а потребностями экономики в конкретных условиях ее развития в Российской Федерации. Они такие же профессиональные участники предпринимательской деятельности, как и корпорации. Иной подход законодателя привел бы к существенным издержкам и потерям в развитии экономики.
Можно с уверенностью утверждать, что в настоящее время создана система законодательства, обеспечивающая эффективное функционирование государственных и муниципальных унитарных предприятий, служащих основой функционирования государственного сектора экономики.
Государственные предприятия и казенные заводы не являются изобретениями советской эпохи. Среди видов предпринимательской деятельности в XVII в. следует назвать казенное предпринимательство. Само государство выступало как крупнейший торговый и промышленный предприниматель. Казенное предпринимательство было связано с военной, добывающей, металлургической, текстильной промышленностью, а также с внешней торговлей. В XVII в. значительно расширилось производство первого (по времени создания) крупного казенного предприятия типа централизованной мануфактуры Пушечного двора, где наряду с пушками отливались колокола и паникадила. Здесь работало около 100 человек, при мастерских имелись ученики. В это же время была создана Оружейная палата, производившая легкое огнестрельное и холодное оружие. Это была мануфактура рассеянного типа: мастера — специалисты различного профиля работали на дому. Общее число работавших на мануфактуре составляло около 300 человек.
В 1913 г казенные промышленные предприятия (вместе с техническими заведениями и складами) занимали 2,7% в общей сумме доходов государственного бюджета. Среди этих предприятий основную роль играли горные заводы: из валового дохода в 22,4 млн руб. на долю горных заводов приходилось 17 млн руб. (свыше 75%). Государство стремилось перевести их на «коммерческие основания». Казенным заводам предлагалось определять себестоимость выполненного заказа, к себестоимости «назначать» до 15% на прибыль. Из прибыли осуществлялись модернизация и расширение производства, 10% ее предназначалось на премирование администрации.
Унитарные предприятия представляют собой организационно-правовую форму, в которой осуществляют деятельность коммерческие организации — юридические лица, являющиеся субъектами предпринимательского права.
Отличие унитарных предприятий от иных коммерческих организаций заключается в том, что они не наделяются правом собственности на закрепляемое за ними имущество. Сущность унитарного предприятия заключается в том, что его имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия’. В этом видится одно из преимуществ такой организационно-правовой формы, как унитарные государственные и муниципальные предприятия, что создает уверенность у контрагентов в стабильности взаимоотношений и нахождении их на рынке товаров, работ и услуг
Существует несколько видов унитарных предприятий. Среди них прежде всего выделяют предприятия, имущество которых относится к государственной собственности, и предприятия, имущество которых относится к муниципальной собственности. Таким образом, выделяют государственные и муниципальные унитарные предприятия.
В зависимости от того, на каком вещном праве предприятия владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, выделяют государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия).
Правоспособность унитарных предприятий в отличие от иных коммерческих организаций не общая, а специальная, т. е. они могут осуществлять только те виды предпринимательской деятельности, которые закреплены в уставе.
Указанное положение нашло отражение и в судебно-арбитражной практике. Так, в п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» отмечено, что «унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными на основании статьи 168».
Определение статуса некоторых АО пока вызывает затруднения
Отличить публичное общество от непубличного можно при помощи признаков, которые связаны с особенностями размещения и оборота ценных бумаг акционерного общества.
Как уже было сказано выше, публичное общество — акционерное общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) и/или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
Публичное размещение ценных бумаг — размещение (то есть отчуждение) ценных бумаг путем открытой подписки. При этом под открытой подпиской понимается способ увеличения уставного капитала общества, возмездное размещение дополнительных акций в процессе эмиссии неограниченному кругу лиц.
Способ размещения ценных бумаг фиксируется в решении о выпуске ценных бумаг. Этот документ утверждается советом директоров общества и регистрируется у госрегулятора рынка ценных бумаг (ранее — ФКЦБ РФ, ФСФР РФ, в настоящее время — ЦБ РФ), после чего эмитент обязан хранить его. Текст решения позволяет установить, проводило общество открытую подписку дополнительных акций или нет.
Обращение ценных бумаг — заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги вне процедуры эмиссии (то есть после их первого отчуждения после выпуска эмитентом). Признак публичных АО — публичное обращение. Под этим термином подразумевается обращение ценных бумаг на организованных торгах или обращение ценных бумаг путем предложения их неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы (ст. 2 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», далее — Закон о рынке ценных бумаг).
Публичное обращение ценных бумаг может быть как разовым мероприятием, ограниченным по времени (продажа ценных бумаг неограниченному кругу лиц на аукционе, торгах), так и процессом, не ограниченным по продолжительности (обращение ценных бумаг на бирже).
На практике при квалификации АО в качестве публичного или непубличного обозначился ряд проблем, связанных с применением критериев этого деления. В частности, возникает вопрос: как правильно определять наличие признака публичного обращения и/или публичного размещения? Какой критерий применять — исторический или актуальный?
Исторический критерий фиксирует что в истории корпорации имело место событие, которое определило ее последующий правовой статус. Если признавать, что при классификации применяется этот критерий, то если событие хотя бы когда-то в прошлом имело место, корпорация навсегда признается публичной.
Актуальный критерий фиксирует, что в текущей деятельности корпорации имеет место корпоративная процедура, которая влияет на ее правовой статус. В случае применения этого критерия, пока процедура реализуется, общество признается публичным. Но если она прекращается, то общество вправе изменить свой правовой статус и стать непубличным.
Согласно одной точке зрения публичное размещение и публичное обращение по-разному влияют на правовой статус общества.
Публичное размещение ценных бумаг — исторический критерий, на основании которого определяется правовой статус общества. Это событие, реализуемое в ограниченный период времени, но его завершение определяет последующий правовой статус общества. Если корпорация публично размещала ценные бумаги (было заимствование инвестиций среди неограниченного круга лиц), то это влияет на его дальнейший правовой статус, оно признается публичным.
Публичное обращение ценных бумаг — актуальный критерий, на основании которого определяется правовой статус общества. Пока ценные бумаги находятся в процессе публичного обращения, общество признается публичным. Если публичное обращение ценных бумаг прекратилось, то общество имеет право изменить свой правовой статус на непубличный.
Теперь, после введения поправок в ГК РФ, чтобы осуществить даже разовое мероприятие по публичному обращению ценных бумаг, общество должно сначала принять статус публичного (исключение составляют сделки по продаже акций, принадлежащих государству, в соответствии с законодательством о приватизации). Но если по завершении публичных торгов (аукциона) ценные бумаги не попадают в процесс дальнейшего публичного обращения, общество имеет возможность изменить свой правовой статус.
Прекращение публичного обращения ценных бумаг является основанием для изменения правового статуса общества. Действующее законодательство предусматривает процедуру прекращения публичного обращения акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, — делистинг (п. 1 ст. 75 Закона об АО). В случае делистинга ценных бумаг общество имеет право изменить свой правовой статус с публичного на непубличное.
Такой подход предусмотрен и в законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части приведения в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации)», который предусматривает возможность going public для непубличных компаний и обратного движения going private для публичных компаний.
В нем сказано, что статус публичного акционерного общества, акции которого не обращаются публично на условиях, установленных законодательством о рынке ценных бумаг, может быть прекращен по решению акционеров путем исключения из устава и фирменного наименования указания на публичный статус общества (текст законопроекта размещен на сайте Минэкономразвития России).
Однако существует иная позиция, согласно которой публичное обращение ценных бумаг — это не актуальный, а исторический критерий определения правового статуса общества. Если корпорация хотя бы раз провела публичное обращение ценных бумаг (однократные торги или аукцион), это оставляет несмываемое «родимое пятно» на всей ее дальнейшей жизни. Она навсегда признается публичной, несмотря на то что публичного обращения ее ценных бумаг фактически нет. Эта позиция изложена в письме ЦБ РФ от 18.08.2014 № 06-52/6680 «О некоторых вопросах, связанных с применением отдельных положений Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ „О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации“». В нем сказано, что признаками публичного акционерного общества, предусмотренными п. 1 с. 66.3 ГК РФ (в редакции Закона № 99-ФЗ), являются публичное (путем открытой подписки) размещение или публичное обращение акций и (или) ценных бумаг, конвертируемых в акции, такого акционерного общества, независимо от того, что указанные признаки представляют собой события, срок течения которых либо ограничен (публичное размещение) либо может прекратиться по различным причинам (публичное обращение).
В этом же письме отмечается, что акционерные общества, созданные до дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ и отвечающие указанным выше признакам, признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным (п. 11 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). Напомним, что данное письмо не является нормативным актом, а только выражает мнение чиновников по спорному вопросу.
Различное толкование природы такого критерия определения правового статуса акционерного общества, как публичное обращение, актуально прежде всего для акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.
Причины возникновения расширительного подхода к определению публичного АО
Чем продиктован расширительный подход к определению статуса публичного акционерного общества? Причины следующие. В связи с реформой гражданского законодательства возникла необходимость определить круг акционерных обществ, которые должны раскрывать информацию о своей деятельности. До принятия поправок в ГК РФ публично раскрывать такую информацию должны были открытые акционерные общества. Была выстроена иерархия требований, связанная с раскрытием ими этой информации. Первую группу составляли базовые требования, общие для всех открытых акционерных обществ, затем выделялись дополнительные требования для эмитентов, у которых были зарегистрированы проспекты ценных бумаг, и, наконец, особые требования предъявлялись к корпорациям, чьи ценные бумаги были допущены к обращению на бирже.
Теперь ЗАО и преобладающая часть ОАО объединены в общую группу — «акционерные общества», наряду с которой выделяется небольшая группа «публичные акционерные общества». В последнюю, бесспорно, входят те акционерные общества, ценные бумаги которых на 1 сентября 2014 г. были допущены к биржевому обороту (это 251 эмитент), и акционерные общества, которые провели открытую подписку в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг (это приблизительно 1500 эмитентов). В итоге вместо 32 000 открытых акционерных осталось менее 2000 публичных акционерных обществ, которые должны раскрывать информацию о своей деятельности.
Освобождение непубличных обществ от обязанности публично раскрывать информацию о своей деятельности радует многих эмитентов, но это ведет к снижению транспарентности национальной экономики, что негативно влияет на кредитные рейтинги. Мегарегулятор предложил следующий выход из этой ситуации. С целью поддержания траспарентности национальной экономики он пытается максимально расширить количество акционерных обществ, признаваемых публичными. В связи с этим и сформулирован необоснованно расширительный подход к определению статуса публичного общества. Но, на наш взгляд, проблему поддержания траспарентности национальной экономики следует решать иными методами.
Обязанность раскрывать информацию о своей деятельности целесообразно определять по следующим критериям: количеству акционеров и объему реализации по консолидированной отчетности группы компаний, независимо от правого статуса общества. Воспроизвести базовые требования, общие для всех акционерных обществ, попадающие под данные критерии, и установить дополнительные требования для публичных акционерных обществ.
Такой подход позволит сохранить необходимый уровень траспарентности национальной экономики и не приведет к не обоснованному расширению числа публичных обществ, к которым будет применен режим излишне строго императивного регулирования их внутрикорпоративных отношений.
Автор статьи консультирует строительную организацию, которая по критериям публичного размещения и обращения ценных бумаг признается не публичным акционерным обществом. При этом в обществе более 200 акционеров, и оно контролирует треть строительного рынка Москвы. Вопрос: в каких объемах компания должна раскрывать информацию, учитывая, что она к тому же имеет холдинговую структуру?
На наш взгляд, акционерным обществам, созданным в результате приватизации, не следует спешить с признанием публичного статуса. Это спорный вопрос, по которому сформировались различные позиции как у специалистов, так и у госорганов — Минэкономразвития и ЦБ РФ. Цитируемое письмо Банка России — не нормативный акт, на его основе нельзя делать предписания или налагать административные санкции, это исключительно предварительное мнение конкретного ведомства. Обществам лучше подождать, пока официально не завершится эта дискуссия. Если возникает необходимость внесения изменений в устав, такие компании могут назвать себя просто «акционерное общество». В крайнем случае, если в дальнейшем законодательно будет закреплен иной подход, компания сможет уточнить свой правовой статус.
Товарищество на вере – это объединения двух и более лиц на основе договора между ними, с целью ведения совместной хозяйственной деятельности.
Ключевое отличие товарищества на вере от полного товарищества в том, что только некоторая часть их членов, которые называются товарищами, несёт субсидиарную ответственность в полном объёме по обязательствам товарищества всем своим имуществом, а остальные члены в качестве членов-вкладчиков несёт лишь ограниченную ответственность, тем самым отвечает по обязательствам только своим паевым вкладом в общество. Участники коммандитного товарищества или, товарищества на вере, имеют право внести вклад как в денежной форме, так и в виде предоставления помещения, транспортных средств или каким-либо другим способом.
Такая организационно-правовая форма даёт возможность расширить экономическую базу товарищества, а также позволяет аккумулировать средства для более крупных предпринимательских действий. Однако стоит отметить, что коммандисты априори должны хорошо знать тех, кому они доверили собственные средства, т.к. не исключается вероятность потерь от неудачного ведения дел. Из-за этого данные товарищества и получили названия товарищества на вере.
В товариществах на вере нет уставов. Они создаются и ведут свою деятельность на основе учредительного договора. Данный договор состоит из нескольких положений, таких как: название товарищества, предмет его деятельности, местонахождение, срок действия товарищества, общий размер вкладов участников, доля каждого из участников, а также некоторые иные положения.
Управление деятельностью такого товарищества происходит посредством полных товарищей. Вкладчики не имеют права принимать участия в управлении и ведении дел товарищества на вере, выступать от его имени иными способами, кроме как по доверенности, они не могут оспорить действие полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества.
Вкладчик товарищества на законных основаниях может:
- Получить часть прибыли товарищества, которая причитается ему в соответствии с его долей в складочном капитале, согласно учредительного договора.
- Знакомиться с годовыми отчётами и балансом товарищества.
- После окончания финансового года покинуть товарищество и получить свой вклад согласно порядку, который прописан в учредительном договоре.
- Передавать свою долю в складочном капитале или её часть иному лицу или участнику товарищества.
Однако коммандитное товарищество также имеет свои недостатки. Они в большей степени похожи с недостатками полного товарищества. Но стоит отметить, что у коммандитного товарищества есть особое преимущество, которое состоит в том, что для увеличения своего капитала оно может привлекать собственные средства вкладчиков.
ГК РФ ч. 1 и Федеральным законом от 26.12.1995 г. №203-ФЗ «Об акционерных обществах» является правовой базой для статуса акционерного общества.
Акционерное общество – это форма предприятия, образование капитала которого происходит посредством выпуска и размещения акций, а участники предприятия ответственны ровно настолько, насколько они имеют сумму вклада, которая была уплачена за приобретённые акции.
Общество с ограниченной ответственностью отличается от акционерно общества только тем, что в ООО объединяются предприниматели с целью совместной работы, а в АО объединяются капиталы для совместного использования. Оба случая предполагают, что участники общества ответственны за итоги работы, которая ограничивается суммой их вкладов.
Только само общество обязано отвечать по обязательствам акционерного общества.
Создание акционерного общества происходит на основе добровольного объединения капиталов юридических и физических лиц для извлечения прибыли посредством удовлетворения общественных потребностей в их товарах или услугах.
Акционерное общество представляет собой юридическое лицо, которое ответственно за имущество перед кредиторами, кроме этого располагает имуществом, в полной мере обособленным от имущества отдельных акционеров, владеет наличным акционерным капиталом, который разделён на акции.
В зависимости от состава учредителей, способа составления уставного капитала и статуса его участников законодательством определяется один из двух типов акционерных обществ: закрытые или открытые.
Закрытое акционерное общество – это общество, чьи акции распределены только среди учредителей, и оно не имеет права проводить открытую переписку и распределение акций.
Акционерам ЗАО принадлежит имущественное право приобретения акций, которые проданы иным акционерам данного общества. У преимущественного права есть свой срок осуществления, который не может быть меньше 30 и не больше 60 дней. Количество участников ОАО не может быть более числа, которое прописано в законе об акционерных обществах.
Открытое акционерное общество – это общество, которое обязано формировать уставный капитал посредством выпуска и свободной публичной продажи акций без согласия иных участников общества.
ОАО обязано регулярно показывать следующие сведения для общего просмотра: годовой отчёт, бухгалтерский баланс, счёт прибылей и убытков. Преобразование государственной или муниципальной собственности сконцентрировано на цели открыть акционирование, которое предоставляет возможность приобретать акции широкой публике, что одновременно означает возможность передавать имущество в собственность предпринимателям для более эффективного применения.
Решение об учреждении закрытого или открытого акционерного общества может быть принято исключительно акционерным обществом или учредительным собранием, где количество участников не ограничено. Учредители могут заключить договор в письменном виде, который будет определять правила осуществления ими совместной деятельности, направленной на создание общества, размер уставного капитала общества, категории выпускаемых акций и правила их размещения, в том числе и другие условия, которые предусматривает «Закон об акционерных обществах».
Что такое публичные и непубличные акционерные общества
Акционерное общество — это вариант организации бизнеса, при котором уставный капитал компании делится на акции. Он отличается от общества с ограниченной ответственностью неограниченным числом участников (у ООО только до 50), более длительным сроком регистрации, а также закрытостью сведений об участниках третьим лицам. Информация об учредителях юридического лица доступна всем желающим. Достаточно зайти на сайт ФНС и получить выписку ЕГРЮЛ. С АО такое невозможно.
Существует две разновидности АО: публичные и непубличные акционерные общества. До 2014 года в России их делили на открытые и закрытые. Аббревиатуры ОАО и ЗАО хорошо всем знакомы, но сейчас уже ушли в прошлое. Их сменили публичные и непубличные формы. Однако обратите внимание, что открытое общество не полностью соответствует публичному, а закрытое — непубличному. Вместе с наименованием изменились и условия работы. Подробнее можно посмотреть в федеральном законе №208-ФЗ.
В публичных АО участники могут отчуждать, то есть свободно продавать свои акции третьим лицам. В непубличных все ценные бумаги изначально распределяются между всеми участниками, а продажа третьим лицам возможна только после голосования всех акционеров. ПАО считаются более прозрачными и легче привлекают инвесторов.
КОРПОРАТИВНЫЕ |
||||
Потребительские кооперативы |
||||
потребительские общества |
жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы |
садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы |
||
общества взаимного страхования |
кредитные кооперативы |
сельскохозяйственные потребительские кооперативы |
||
Общественные организации |
||||
политические партии |
созданные в качестве юридических лиц профсоюзы (профсоюзные организации) |
органы общественной самодеятельности |
территориальные общественные самоуправления |
|
Общественные движения |
||||
Общины коренных малочисленных народов РФ |
||||
Ассоциации и союзы |
||||
некоммерческие партнерства |
объединения работодателей |
объединения профсоюзов, кооперативов и общественных организаций |
||
торгово-промышленные палаты |
саморегулируемые организации |
нотариальные палаты |
||
Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ |
||||
Товарищества собственников недвижимости |
||||
Адвокатские палаты |
||||
Адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами |
||||
коллегии адвокатов |
адвокатские бюро |
юридические консультации |
||
УНИТАРНЫЕ |
||||
Фонды |
||||
государственные фонды развития промышленности |
общественные фонды |
благотворительные фонды |
||
фонды взаимного кредитования и фонды проката |
фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности |
негосударственные пенсионные фонды |
||
Учреждения |
||||
государственные (в том числе государственные академии наук): казенные, бюджетные, автономные |
муниципальные: казенные, бюджетные, автономные |
частные (в том числе общественные) |
||
Религиозные организации |
||||
Публично-правовые компании |
||||
Автономные некоммерческие организации |
||||
Государственные корпорации |
Легальное понятие акционерного общества содержится в п. 1 ст. 96 ГК: акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Наиболее значимые черты акционерного общества:
— акционерное общество является чисто капиталистическим объединением, открытой корпорацией;
— акционерное общество является инструментом привлечения денежных средств больших неопределенных групп лиц;
— правовой режим акционерного общества построен на исключительно императивном методе регулирования, удельный вес диспозитивных норм ничтожно мал.
Правовое положение акционерного общества определяется нормами ГК, а также Законом об акционерных обществах. Кроме того, в связи с тем, что способом присвоения корпоративных прав является ценная бумага — акция, на правовое положение акционерного общества прямое воздействие имеет «ценнобумажное» право.
В соответствии с законом выделяются два вида акционерных обществ — публичное и непубличное.
Публичным является акционерное общество, акции которого публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 66.3 ГК). Все иные акционерные общества являются непубличными.
В отношении публичного акционерного распространяются повышенные меры государственного контроля, именно такое общество публично раскрывает значительный объем информации о своей деятельности. Причиной такого подхода является источник формирования имущества публичного общества: публичное акционерное общество предлагает неопределенному кругу лиц приобрести его акции за деньги, т.е. стать акционером в обмен на корпоративные права, прежде всего потенциальную неочевидную возможность получения дохода в виде дивидендов.
При создании акционерного общества формируется уставный капитал, минимальный размер которого для публичных акционерных обществ составляет 100 тыс. руб., для непубличных — 10 тыс. руб. Особенностью формирования уставного капитала акционерного общества является способ размещения акций, который заключается в выполнении предписаний законодательства о рынке ценных бумаг, касающихся регистрации выпуска (эмиссии) акций и оплаты таковых. Регистрацию выпусков ценных бумаг осуществляет Центральный банк РФ (Банк России). Все последующие операции с уставным капиталом (как увеличение, так и уменьшение) также осуществляются в соответствии с требованиями законодательства о рынке ценных бумаг и связаны с регистрацией выпусков акций. Существо процедуры регистрации выпусков акций сводится к проверке Банком России условий такого выпуска, обеспеченности выпускаемых акций действительным наполнением имуществом и выдаче разрешения на допуск таких акций для оборота на рынке ценных бумаг.
Поскольку в уставном капитале акционерного общества может участвовать значительное число лиц, зачастую уставный капитал является «распыленным», «дисперсным», степень корпоративного контроля каждого отдельного акционера — незначительной, в связи с чем акционеры могут объединяться в группы для совместного осуществления прав по акциям. Формой закрепления взаимных прав и обязанностей для совместного осуществления таковых является акционерное соглашение (ст. 32.1 Закона об акционерных обществах).
Поскольку акционерное общество является капиталистическим объединением, прекращение участия в нем допустимо исключительно путем продажи акций. По общему правилу состав акционеров меняется помимо и против воли акционерного общества (акции находятся в свободном обороте). Возможность исключения акционера из непубличного акционерного общества, установленная абз. 4 п. 1 ст. 67 ГК, по смыслу правовой природы такой корпорации должна применяться в виде исключения и не должна иметь широкого распространения.
В публичном акционерном обществе обязательными являются четыре органа: высший орган — общее собрание акционеров, орган управления и контроля — совет директоров, исполнительный орган и контрольный орган — ревизионная комиссия.
В публичном акционерном обществе обязательно создается совет директоров. В непубличном акционерном обществе функции совета директоров может осуществлять общее собрание акционеров.
ждение — унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 123.21 ГК).
Главным отличием учреждения от всех других организационно-правовых форм некоммерческих организаций является то, что оно единственное не является собственником закрепленного за ним имущества. Собственником имущества созданного учреждения является его учредитель, а на закрепленное собственником за учреждением и приобретенное самим учреждением по иным основаниям имущество оно приобретает право оперативного управления (ст. ст. 296, 298 — 300 ГК).
Учреждение может быть создано как гражданином, так и юридическим лицом либо публично-правовым образованием. При этом в создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.
В организационно-правовой форме учреждения в настоящее время действует большинство организаций образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки, театры и т.п.). Учреждениями также являются органы государственной и муниципальной власти и управления. Особенности правового положения отдельных видов учреждений устанавливаются специальным законодательством.
В зависимости от того, кто является учредителем учреждения, закон выделяет следующие виды учреждений: частные учреждения (когда учреждение создано гражданином или юридическим лицом) и государственные или муниципальные. В свою очередь, государственные или муниципальные учреждения в зависимости от порядка финансового обеспечения деятельности и объема правоспособности подразделяются на казенные, бюджетные и автономные учреждения.
Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником.
Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (независимо, как и за счет кого оно приобретено).
Частное и казенное учреждения отвечают по своим обязательствам только находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам таких учреждений несет собственник их имущества.
Автономное и бюджетное учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества. Недвижимым имуществом бюджетное учреждение также не вправе распоряжаться без согласия собственника, независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено, а автономное — только если оно было приобретено за счет собственника или им закреплено за учреждением. Остальным имуществом, находящимся у бюджетного и автономного учреждений на праве оперативного управления, они по общему правилу вправе распоряжаться самостоятельно (ст. 298 ГК).
В отличие от частного и казенного, бюджетное и автономное учреждения отвечают по обязательствам всем находящимся у них на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.
По обязательствам бюджетного и автономного учреждений при недостаточности их имущества, которым в соответствии с законом они могут отвечать, субсидиарную ответственность несет собственник, только если обязательство связано с причинением вреда гражданам (п. п. 5, 6 ст. 123.22 ГК).
Управление в учреждении: учредитель назначает его руководителя, являющегося единоличным исполнительным органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем (как это предусмотрено, например, в государственных высших учебных заведениях).
По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю.
Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд. Законом могут быть предусмотрены случаи, когда государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм.
Особенности правового положения казенного, бюджетного учреждений и частного учреждения определены соответственно в нормах БК и Закона о некоммерческих организациях, автономного учреждения — Закона об автономных учреждениях. Кроме того, правовое положение учреждений (особенности создания, структуры органов управления, ликвидации и пр.), в зависимости от осуществляемых ими функций и видов деятельности, определяется в многочисленных федеральных законах, в том числе не являющихся специальными Законами об учреждениях: «Об образовании в Российской Федерации», «О науке и государственной научно-технической политике» и др.
У корпорации может быть 2 генеральных директора
С новыми поправками у корпорации могут произойти серьезные изменения, которые касаются назначения органов управления обществом. В уставе компании можно будет указать на определение полномочий единоличного исполнительного органа одновременно нескольким генеральным директорам. Их полномочия могут состоять в разделении их решений или же объединении и все это можно прописать в уставе. В роли единоличного исполнительного органа могут быть определены юридические лица и также физические лица (ст. 65,3 п. 3).
По принципу двух ключей будут защищаться интересы участников обществ. Суть такой работы состоит в том, что каждый из участников общества имеет право на назначение директора для управления определенной категорией вопросов. Имеется возможность для совместной работы всех директоров в целях одобрения определенного рода сделок. В зарубежной практике существует опыт коллегиального исполнительного органа управления, а в России только еще думают над созданием такой сложной структуры управления. C этой целью Министерством экономического развития в существующие законы об АО И ООО будут вносить изменения.
Ответственность дочерних юридических лиц
В связи с возникшими вопросами по поводу согласия, которое должно давать основное общество дочернему, Министерство экономического развития предложило внести изменения в закон.
- Если сделка дочернего общества заключена с согласия или для целей необходимых основному обществу, то она считается законной, и тогда основное общество будет отвечать солидарно по обязательствам с дочерним.
- Должен быть заключен договор между основным и дочерним обществами, в котором должно быть указано право основного общества давать дочернему обществу указания.
- Заключенной считается только та сделка, которая получила одобрение от основного общества на основании договора между основным и дочерним обществом. У дочернего общества имеется право ограничения ответственности основного общества.
С точки зрения Уголовного Кодекса различий между «пирамидой» и ПАО не так уж и много. И те, и другие продают бумажки, которые со временем обещают превратить в деньги. Те, кому удается выполнить обещание, становятся солидными предпринимателями. Те, кому не удается, попадают в зону интереса правоохранительных органов. Поэтому ограничения здравого смысла при выпуске акций весьма важны.
В остальном же ПАО – одна из наилучших форм ведения бизнеса как для начинающих предпринимателей, так и для акул рынка.
Бытует мнение, что создание ПАО – прерогатива уже состоявшихся и успешных бизнесменов, которым нет смысла изучать законодательство и бегать с папками по различным инстанциям, регистрируя ПАО. Наилучший способ для них – заключить договор с фирмой, предоставляющей посреднические услуги по регистрации юридических лиц.
Безусловно, это очень хороший способ, но дело в том, что ПАО создают не только Ротшильды, но и студенты третьих курсов, для которых каждый рубль – на вес золота. Они собирают необходимые 100000 рублей уставного капитала с миру по нитке, превращая своих кредиторов в акционеров будущего ПАО. Их будущие доходы – пока только идея, но идея иногда блестящая. Для претворения этой идеи в жизнь им нужны средства, которые окупятся далеко не сразу, а потому вариант с получением кредита – не для них. Лучшим способом будет создание ПАО с возможностью привлечения средств за счет продажи акций.
Именно этой категории предпринимателей будут полезны советы по самостоятельной регистрации публичного акционерного общества.
Часто в категорию ПАО переходят ООО и НАО, которым требуются:
- привлечение средств для развития бизнеса;
- возможность выхода на международный рынок с целью привлечения иностранных акционеров.
Этой категории предпринимателей действительно лучше обратиться в фирмы, оказывающие услуги по регистрации предприятий, и не терять время и нервы на бюрократические процедуры.
Легенды и мифы Интернета
Неизвестно, с чьей легкой руки в Интернете появилась байка о том, что ПАО можно зарегистрировать только после предварительной регистрации НАО с последующим приведением документации и уставного капитала до уровня регистрации ПАО. При этом авторы подобных утверждений без смущения ссылаются на ст. 7.1 Закона Российской Федерации об акционерных обществах. Трудно себе представить, в каком состоянии следует читать статью 7.1, чтобы увидеть то, чего там нет.
К сожалению, статьи, написанные полупрофессионалами или вообще непрофессионалами, копирующими друг друга, расплодились так масштабно, что попали в поле зрение действующих юристов. Последние, вместо того, чтобы штудировать законодательство, поверили интернетным мифам, и суды заполонили иски учредителей ПАО, требующих отменить запреты государственных органов на выпуск ими акций. Апелляционные производства заполонили Верховный Суд РФ, который раз за разом разъясняет в своих решениях, что подобные утверждения являются неверным толкованием закона.
Совет! Если вы открыли статью, в которой утверждается, что ПАО не может сразу получить статус публичного, то немедленно ее закройте. Она написана профаном от юриспруденции. Если посредническая фирма, в которую вы обратились за оказанием услуг, связанных с регистрацией ПАО, будет уверять вас, что сперва надо зарегистрировать НАО, немедленно откажитесь от ее услуг, а заодно напишите жалобу в Министерство Юстиции.
Статья 66.3 Публичные и непубличные общества
[Гражданский кодекс РФ] [Глава 4] [Статья 66.3]
1. Публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.
2. Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в «пункте 1» настоящей статьи, признаются непубличными.
3. По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:
1) о передаче на рассмотрение коллегиального органа управления общества «(пункт 4 статьи 65.3)» или коллегиального исполнительного органа общества вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, за исключением вопросов:
внесения изменений в устав хозяйственного общества, утверждения устава в новой редакции;
реорганизации или ликвидации хозяйственного общества;
определения количественного состава коллегиального органа управления общества «(пункт 4 статьи 65.3)» и коллегиального исполнительного органа (если его формирование отнесено к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества), избрания их членов и досрочного прекращения их полномочий;
определения количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;
увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников такого общества;
утверждения не являющихся учредительными документами внутреннего регламента или иных внутренних документов «(пункт 5 статьи 52)» хозяйственного общества;
2) о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества «(пункт 4 статьи 65.3)» полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;
3) о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества;
4) об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества;
5) о порядке, отличном от установленного законами и иными правовыми актами порядка принятия решений о проведении заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, порядка подготовки и проведения заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, а также порядка принятия решений общего собрания, при условии, что такие изменения не лишают участников общества права на участие в заседании общего собрания общества или в заочном голосовании и на получение информации о них;
6) о требованиях, отличных от установленных законами и иными правовыми актами требований к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний коллегиального органа управления общества «(пункт 4 статьи 65.3)» или коллегиального исполнительного органа общества;
7) о порядке осуществления преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или преимущественного права приобретения размещаемых акционерным обществом акций либо ценных бумаг, конвертируемых в его акции, а также о максимальной доле участия одного участника общества с ограниченной ответственностью в уставном капитале общества;
8) об отнесении к компетенции общего собрания акционеров вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом или законом об акционерных обществах;
9) иные положения в случаях, предусмотренных законами о хозяйственных обществах.
4. В случаях, если положения, предусмотренные «пунктом 3» настоящей статьи, не относятся к числу положений, подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами обязательному включению в устав непубличного хозяйственного общества, они могут быть предусмотрены корпоративным договором, сторонами которого являются все участники этого общества.
Последствия приобретения публичного статуса
Публичность общества предполагает повышенную ответственность и более строгое регулирование его функционирования, поскольку оно затрагивает имущественные интересы большого числа акционеров.
1. Открытые акционерные общества должны зарегистрировать в ЕГРЮЛ изменения своего фирменного названия, включив в него указание на публичность. Одновременно вносить корректировки в правоустанавливающие документы, если они не противоречат нормам ГК, нет необходимости – это можно сделать при первом изменении учредительных документов АО.
2. С момента фиксации в ЕГРЮЛ статуса публичности в наименовании организации, она приобретает право размещать свои акции на рынке ценных бумаг
3. Публичная компания обязана иметь коллегиальный орган управления, состоящий не менее чем из 5 членов.
4 .Ведение реестра акционеров публичного АО передаётся в независимую лицензированную компанию.
5. Организация не вправе вмешиваться в свободное хождение своих акций: накладывать ограничения по величине и стоимости пакета в руках одного инвестора, наделять отдельных лиц преимущественным правом на покупку ценных бумаг, препятствовать каким-либо образом отчуждению акций по желанию акционера.
6. Эмитент обязан в открытом доступе размещать информацию о своей деятельности:
годовую бухгалтерскую отчётность;
список аффилированных лиц;
решение об эмиссии акций;
сообщение о проведении собрания акционеров;
другие данные, предусмотренные законодательством.
Понятие и признаки непубличного общества
Непубличное общество – форма организации юридического лица, отличительной чертой которого является отсутствие возможности свободного отчуждения акций. Акции распределяются только в среде учредителей.
Признаки и особенности непубличного общества:
- Ограниченное количество членов общества (число не должно превышать 50).
- Капитал могут составлять деньги, ценные бумаги, имущество.
- Закрытый характер распределения акций.
- Нет указания на публичность общества в уставном документе.
- Введено ограничение на уставной капитал – не менее 10000 рублей.
- Акции не могут быть размещены на биржах.