Осуществление ремонта автомобиля по ОСАГО в 2022 и 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Осуществление ремонта автомобиля по ОСАГО в 2022 и 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Страховщик ОСАГО оценивает ущерб от аварии строго по методике 2022 года ЦБ РФ. В расчет берут стоимость штатных деталей и запчастей для данной конкретной марки транспортного средства. Если машина была укомплектована дополнительными деталями, и они пострадали в аварии, их стоимость учитываться не будет, за восстановление придется доплатить.

Срок ремонта по ОСАГО в 2022 году

В 2022 году пострадавший заинтересован как можно раньше поставить в известность страховую компанию по ОСАГО о произошедшем ДТП и произвести осмотр автомобиля. В течение 20 дней с этого момента страховщик должен произвести расчет стоимости деталей и работ и выписать направление в автосервис. Если по согласию со страховой компании восстановление авто проводит сторонняя станция технического обслуживания, то ждать направления придется 30 дней.

На восстановление дефектов в 2022 году законодатель отводит не более 30 дней. Срок может быть увеличен при сложных повреждениях, но только по согласованию с владельцем машины. Если работы затягиваются, страхователя обяжут заплатить неустойку в размере 0,5% от суммы за каждый день.

В каких случаях для страховой выгоднее выплата?

И наоборот от вышеописанного – если автомобиль достаточно старый, то в случае направления на ремонт страховая должна будет на свои деньги купить запчасти. А б/у детали закон запрещает закупать для восстановления авто после ДТП. Зато при выплате деньгами учитывается износ. Поэтому последний вариант и выгоднее для страховой.

Так, если вашему автомобилю более 5 лет, то с большей долей вероятности вам произведут выплату деньгами.

Ещё один вариант выгоды выплаты кроется в несовершенстве Единой методики расчёта возмещения ОСАГО. Так, стоимость некоторых деталей по такой методике может быть достаточно низкой, а фактически они стоят значительно дороже. В таком случае страховщику выгоднее заплатить потерпевшему деньгами по расчёту из Единой методики, нежели самостоятельно оплачивать купленные СТО детали.

Законодательные аспекты

Право выбора было законодательно закреплено за автовладельцами еще в 2014 году – тогда в Закон об ОСАГО (№ 40-ФЗ) были внесены соответствующие коррективы. Страховой полис с учетом нововведений можно было приобрести с 1 сентября 2014 года.

Информацию о вариантах возмещения убытков Вы найдете в ст. 12 Закона об ОСАГО. В пункте первом говорится следующее:

  • Потерпевшая сторона имеет право требовать у страховой компании возмещения причиненного вреда в форме страховых выплат или прямого покрытия ущерба.
  • Прямое покрытие ущерба предусматривает возмещение убытка посредством организации и оплаты ремонта транспортного средства (п. 15). Что это значит? Страховщик нанимает подрядчика – СТО – для выполнения работ и оплачивает их стоимость. Обратите внимание на то, что страховая компания сотрудничает только с теми станциями техобслуживания, с которыми она подписала соответствующий договор.

Летом 2017 года в Москве был разработан законопроект «Ремонт вместо выплат», который предполагает полный отказ от страхового возмещения в материальной форме. Считается, что законопроект позволит ужесточить ответственность страховщиков за ненадлежащее восстановление автомобиля и минимизирует случаи мошенничества с компенсациями по ОСАГО.

Обязан ли страховщик производить ремонт по ОСАГО

Владельцев автомобилей интересует, платят ли страховщики при ДТП. Посмотрим, что об этом говорит российское законодательство. Так, в 15 пункте 12 статьи Федерального закона №40 сообщается, что потерпевший может выбрать метод возмещения из следующих:

  • ремонт транспортного средства на СТОА из списка страховой организации;
  • выплата денежных средств путём перечисления на указанный счёт либо через кассу.

Но это не относится к автомобилям, которые находятся в собственности российских граждан и прошли регистрацию в Российской Федерации.

В пункте 16 о выборе не говорится, а в 16.1 сообщается, что выплата для российских граждан может быть произведена в таких ситуациях:

  • полная гибель транспортного средства;
  • здоровью пострадавшего причинён ущерб средней либо большой тяжести;
    смерть пострадавшего;
  • когда пострадавший имеет инвалидность и в заявлении выбрана эта форма возмещения.

При указании данного способа возмещения при заключении страхового договора пострадавший может указать такую возможность, и это будет работать.

Может произойти так, что и страховая компания не сможет выбирать. Если на протяжении года будет два нарушения ПДД, Центробанк РФ может ограничить возможность страховой компании возместить ущерб путём ремонта на период до 12 месяцев. Это устанавливает Федеральный закон «Об ОСАГО» №40 в пункте 17.1. В иных обстоятельствах страховщик не компенсирует ущерб в денежном виде, а будет должна произвести восстановительные работы.

Сроки проведения ремонта по ОСАГО

Законодательство устанавливает предельный срок выполнения восстановительных работ – 30 календарных дней. Отсчёт начинается со дня предоставления автомобиля на автосервис либо страховой компании для перемещения на место ремонта. Несоблюдение сроков либо неудовлетворяющее качество выполненных работ является основанием для подачи претензии страховщику. Именно он направляет транспортное средство на СТОА.

Если страховая компания не предоставит направление на автосервис на протяжении 20 дней, она будет обязана выплатить неустойку в размере 1% от стоимости восстановительных работ за каждый просроченный день. Если ремонт будет длиться больше 30 дней, штраф будет в 2 раза меньше. Если качество работ будет ненадлежавшим, пострадавший в ДТП имеет право потребовать компенсацию ущерба от своей страховой компании.

В правилах автогражданки указывается, что сроки определяет автосервис по согласованию с пострадавшим автомобилистом и страховой компанией.

Независимая экспертиза при автогражданке: когда она требуется


Как оговаривается абзацем 1 пункта 11 статьи 12 закона № 40-ФЗ, необходимость в независимой экспертизе поврежденного автотранспорта возникает лишь тогда, когда автостраховщик и потерпевший не могут согласовать список, характер, обстоятельства очевидных повреждений, нанесенных машине вследствие аварии. В других ситуациях не требуется экспертная оценка вреда, причиненного автомашине.

Данная экспертиза может проводиться как автостраховщиком, так и пострадавшим. Однако обязанность по выполнению такой экспертизы в первую очередь возлагается именно на компанию-автостраховщика (пункт 13 статьи 12 закона № 40-ФЗ). Если же страховая организация не провела надлежащий осмотр автомашины или отказалась обеспечить данную экспертизу, пострадавшая сторона вправе самостоятельно её осуществить.

Что делать, если выплата по ОСАГО не покрывает стоимость ремонта

Если начисленная страховщиком сумма слишком мала для проведения полноценного восстановления автомобиля, прежде всего следует убедиться, что фирма искусственно не занизила размер компенсации.

Для этого необходимо получить у компании копию акта о страховом случае. В этом документе обозначены не только описание обстоятельств, сопутствующих аварии, и полученных повреждений, но и полный расчет величины страховых выплат.

Читайте также:  Преступления против личности. Комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Необходимо обратить внимание на указанную в документе стоимость поврежденных деталей и степень износа. Также проверяют, все ли повреждения указаны.

Полученную информацию необходимо сравнить с расценками Российской Ассоциации Страховщиков. Справочник стоимости каждого элемента выложен на официальном сайте РСА.

Это предварительная проверка, юридической силы она не имеет.

Как видите, способов получить денежные выплаты по ОСАГО, значительно больше, чем может показаться. Что интересно, в законе перечислены все эти способы, но для того, чтобы в полной мере понимать свои права, в рамках закона об ОСАГО, нужно очень подробно изучить законодательство, а если Вы не юрист, то на это, просто банально может не быть времени.

Страховые пользуются неосведомленностью клиентов, нарушая права, занижая выплаты, отказывая в возмещении, проводя некачественный ремонт, тем самым получая прибыль и наживаясь на доверии клиентов, в отсутствии какой-либо приличной альтернативы для ОСАГО.

ОСАГО это обязательный вид страхования, и я считаю, что страховые чувствуют свою безнаказанность и не хотят отвечать перед клиентами по закону, мы все это видим, и прекрасно понимаем, что с каждым годом, страховые становятся более защищенными с точки зрения закона, у них становится больше возможности законно занизить выплаты, отказать в выплатах, затянуть время возмещения ущерба и любыми другими «законными» способами, заработать на клиентах, не собираясь при этом нести какую либо серьезную ответственность.

В каких случаях можно получить деньги вместо ремонта?

По общему правилу, для легковых автомобилей, пострадавших в ДТП, по ОСАГО предусмотрено возмещение в форме ремонта. Получить деньги по ОСАГО взамен ремонта возможно при наличии следующих обстоятельств:

  • продолжительность ремонта по ОСАГО превышает 30 дней;
  • сервисный центр находится на расстоянии более 50 км от места ДТП или населенного пункта, в котором проживает потерпевший (но если страховая компания самостоятельно обеспечит транспортировку машины, отказаться от ремонта по данному основанию нельзя);
  • причинение тяжкого или среднего вреда здоровью потерпевшего;
  • гибель потерпевшего;
  • наличие у потерпевшего инвалидности (если он не может обходиться без автомобиля);
  • отзыв у страховщика права направлять автомобили на ремонт.

Также получить деньги по ОСАГО вправе владельцы тех автомобилей, которые пострадали в аварии настолько сильно, что их восстановление невозможно. Кроме того, деньги по ОСАГО могут получить и собственники автомобилей не старше двух лет, если в пункте проживания пострадавшего нет официального дилера (и если страховщик не может обеспечить доставку машины дилеру).

Возмещение ущерба в денежной форме происходит и в том случае, если затраты на ремонт превышают предел выплат по обязательному автострахованию, а потерпевшая сторона не согласна на доплату. И, наконец, еще одна возможность получить деньги по ОСАГО появляется в ситуации, если при оформлении страховки был определен конкретный сервис для проведения ремонтных работ, но в данный момент выполнить их там нельзя.

Что нужно для получения выплаты?

После аварии для предоставления возмещения по ОСАГО нужно заполнить извещение (его бланки выдают при оформлении полиса). Если участники вызывали на место происшествия сотрудников ГИБДД, потребуется получить в полиции все документы, касающиеся аварии.

Затем необходимо подготовить заявление и с пакетом других документов (справкой о ДТП, извещением, копией паспорта и т.д.) подать его в страховую компанию. При этом часто возникает вопрос о том, куда обращаться за выплатой по ОСАГО — к своему страховщику или в компанию виновника?

Если в аварии пострадали только машины (две и более) и у всех участников есть ОСАГО, заявление нужно подавать в свою страховую. После осмотра авто заявителю или выплачиваются денежные средства, или выдается направление на ремонт (если для выплаты денег нет оснований).

Шаг 3: Обращение в страховую компанию

Для получения компенсации по полису ОСАГО вы должны обратиться в страховую компанию, предоставив постановление ГИБДД и автомобиль. Многие страховые имеют специальные центры, где принимаются заявления по ОСАГО. Там автомобиль будет осматривать эксперт страховой компании.

Читайте также:  Статистика разводов и браков в России 2021-2022: таблицы по годам и регионам

Чаще всего такой осмотр не выявляет скрытых повреждений автомобиля. Во избежание той ситуации, когда выплаты по ОСАГО будут сильно занижены, рекомендуется проводить независимую экспертизу.

Одним из важных моментов при обращении в страховую компанию являются сроки — 5 рабочих дней с момента ДТП. Нужно знать, что заявлять о происшествии в свои страховые компании должны оба водителя, а не только пострадавший. Если виновник аварии вовремя не обратиться в страховую, то она имеет право предъявить к нему требование о возмещении ущерба.

Что придумал Конституционный суд?

Как хохот посреди похоронного бюро прозвучала новость о Постановлении Конституционного суда от 10 марта 2021 года о том, что теперь виновник ДТП обязан возместить ущерб, даже если страховая компания уже выплатила возмещение.

Итак, суть Постановления сводится к тому, что виновник ДТП должен оплатить разницу между размером ущерба с учётом износа и без учёта износа. Но не всё так просто.

Антистраховщик ознакомился с указанным Постановлением и представляет его подробный обзор.

Обратить внимание в тексте документа следует на несколько страниц, которые содержат весьма важные и одновременно тонкие моменты. Приводить весь текст документа мы не будем, пройдёмся по выдержкам.

Страница №19: «Потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования».

Данный абзац закрепляет право потерпевшего получить с виновника фактический ущерб от ДТП. Но что считать этим самым фактическим ущербом? Смотрим дальше.

Страница №20: «… при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т.е. необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные РАСХОДЫ, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты)».

А вот что.

  • Если Вы случайно въехали в тринадцатилетнего баварского железного коня, то Ваш страховой полис ОСАГО мало того, что не покроет весь ущерб, потому что страховые компании имеют ЗАКОННОЕ право платить меньше, чем положено (износ), так Вы ещё можете материально поучаствовать в восстановлении машины потерпевшего, оплатив разницу между выплатой с износом и без износа.
  • Потерпевшему вовсе теперь необязательно доказывать, что машину он отремонтировал, ему достаточно заявить, что он очень хочет её отремонтировать, но не может, так как по ОСАГО страховая компания заплатила мало и на ремонт не хватает. Теперь потерпевший может просто прийти в суд и сказать, что у него есть ПЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ заказ-наряд на ремонт автомобиля, и он просит взыскать с виновника деньги, которые он НЕИЗБЕЖНО потратит на ремонт.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *