Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие льготы детям инвалидам при поступлении в ВУЗ и колледж». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Льготу на образование, в том числе, возможность его бесплатного получения законодатель предоставляет инвалидам – лицам со стойким нарушением состояния здоровья, обусловленное наличием определенного заболевания.
Кто может получить льготу на образование?
К инвалидам относятся:
Для получения льготы достаточно иметь подтвержденный статус инвалида документами, выданными учреждениями МСЭ. У каждого инвалида имеется программа реабилитации/абилитации, в которой содержится перечень условий, выполнение которых необходимо при организации учебного процесса. Эта программа предоставляется в учебное заведение вместе с пакетом документов и заявлением при поступлении.
Министерство просвещения РФ считает, что в вопросе обеспечения реализации права на получение инвалидами образования, в РФ за последние 5 лет проведена колоссальная работа. Например, ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, разработан проект Стратегии развития образования детей с особыми образовательными потребностями до 2030 года, который проходит общественное обсуждения и в ближайшем времени будет запущен на реализацию.
Заместитель министра просвещения РФ Татьяна Синюгина
Формы получения образования
Ст. 19 ФЗ № 181-ФЗ уточняет, что инвалид вправе бесплатно получить не только дошкольное, начальное общее и общее образование, но и среднее профессиональное, а также высшее.
В зависимости от выбранного типа образования, гражданин должен определиться с конкретным учебным заведением. Положения и требования федерального законодательства распространят свое действие только на те образовательные организации, которые имеют лицензию и государственную аккредитацию.
В таблице представлены варианты обучения инвалидов.
1. | Формы получения образования | Обучение в образовательной организации | Обучение вне организации |
2. | Формы обучения | · очная;
· очно-заочная |
· семейное;
· самообразование. |
3. | Способы организации учебного процесса | · личное посещение;
· сетевой вид |
· дистанционное;
· посещение преподавателей на дому |
Какие льготы положены инвалидам при поступлении в колледж
Основная льгота – возможность получить образование бесплатно. Вне зависимости от выбранной специальности, ни гражданин, ни его близкие не должны оплачивать образование.
Кроме того, инвалидам полагается 2 стипендии: академическая (назначается по итогам обучения, сдачи сессии) и социальная (выплачивает учебное заведение).
Право на получение единовременной социальной помощи (заявление подается на имя руководителя учебного заведения, к нему прикладываются документы, подтверждающие тяжелое материальное положение).
Бесплатное/частично бесплатное предоставление общежития для проживания иногородних лиц (законодатель не устанавливает обязанности руководителя учебного заведения делать проживание полностью бесплатным; этот вопрос остается на усмотрение администрации).
Ст. 19 ФЗ № 181-ФЗ уточняет, что инвалид вправе бесплатно получить не только дошкольное, начальное общее и общее образование, но и среднее профессиональное, а также высшее.
В зависимости от выбранного типа образования, гражданин должен определиться с конкретным учебным заведением. Положения и требования федерального законодательства распространят свое действие только на те образовательные организации, которые имеют лицензию и государственную аккредитацию.
В таблице представлены варианты обучения инвалидов.
1. | Формы получения образования | Обучение в образовательной организации | Обучение вне организации |
2. | Формы обучения | · очная;
· заочная; · очно-заочная |
· семейное;
· самообразование. |
3. | Способы организации учебного процесса | · личное посещение;
· дистанционное; · сетевой вид |
· дистанционное;
· сетевой вид; · посещение преподавателей на дому |
Важно! Выбрать форму обучения инвалид может самостоятельно; но в учебное учреждение должны быть представлены документы, подтверждающие, например, невозможность посещать занятия в связи с имеющимся заболеванием.
Эксперты Общероссийского народного Фронта провели опрос в 68 регионах РФ и выяснили, что родители детей, имеющих особенности в развитии (в некоторых случаях, инвалидность), не хотят обучать своего ребенка в условиях инклюзивного образования, считая, что во многих регионах нет условий для получения образования, в том числе, среднего профессионального.
Эксперты ОНФ и фонда «национальные ресурсы образования».
Льготы работникам образования в городе и селе в 2021 году
Чтобы льготная группа граждан могла воспользоваться положенными правами, в процессе прохождения процедуры вступления важно подтвердить данное право специальными документами. Вот самые распространенные бумаги и справки, которые могут потребоваться:
- Инвалиды с детства – медицинская карта, где четко обозначен диагноз.
- Дети военнослужащих, которые стали инвалидами или погибли в процессе выполнения положенного долга – справка с места работы или свидетельство о смерти.
- Дети, имеющие родителей с инвалидностью – подтверждающие медицинские документы.
Каждый отдельный случай, связанный с поступлением, рассматривается отдельно. Этим занимается юридическая служба и преподавательская комиссия ВУЗа. Внимательно изучается личное дело каждого абитуриента, его достижения, успехи и награды, если принималось участие в соревнованиях и олимпиадах.
Даже, если было принято решение предоставить поступающему место в ВУЗе, оценка его знаний и возможностей не прекращается. Важно не просто предоставить возможность абитуриенту бесплатно обучаться, но дать ему базу для получения качественного образования и эффективного развития личности. Подобный грамотный подход поможет инвалиду беспрепятственно найти достойную работу. Можно интегрироваться в социальное общество, выстроить карьеру, несмотря на разные ограничения, связанные с заболеванием.
Алексеева Елена Николаевна, проректор по учебной деятельности ОрелГТУ.
Современное государство дает возможность получить качественное профильное образование всем без исключения граждан, инвалидам, в том числе. Образование можно получить всем людям с ограниченными возможностями, вне зависимости от группы.
Не все граждане данной категории знают свои права и возможности. На основании этого возникают определенные ошибки. Вот самые распространенные из них.
Ошибка 1. Человек с инвалидностью получил низкий балл при поступлении и не предпринял никаких действий.
Если абитуриент понял, что ему поставили заниженную оценку, он имеет право составить апелляцию. Подавать ее требуется в специальные структуры для пересмотра ранее полученных результатов вступительных экзаменов.
Ошибка 2. Многие граждане с ограниченными возможностями изначально не пытаются поступить, опасаясь, что их не примут и откажут в поступлении. У них есть опасения, что вопросы будут непрофильными, а оценки не справедливыми.
Это не так. В ВУЗах работают специальные комиссии, установлены правила поступления. Вступительные экзамены оцениваются максимально объективно и справедливо. Вопросы полностью соответствуют базовым и профильным требованиям проходных проверок. В тест входят только такие вопросы, которые были пройдены в процессе обучения в обычных общеобразовательных заведениях.
Апелляционная комиссия при поступлении оценивает промежуточные результаты, пройденные тесты ЕГЭ в обычных школах и иные положенные в ВУЗе испытания. Таким образом можно правильно оценивать уровень знания абитуриента с инвалидностью.
Учебные заведения не имеют права отказать поступающим по причине отсутствия условий для комфортной жизнедеятельности инвалида на территории ВУЗа. Согласно современному законодательству, учреждение обязано обеспечить доступ ко всем без исключения кафедрам, а также к общественным помещениям. Доступ должен быть обеспечен для перемещения на коляске, если это нужно.
Льготы и преференции для инвалидов-детей устанавливаются с момента появления их на свет и в дальнейшем в течение всей их жизни.
Если ребенок является инвалидом, то ему не нужно ожидать, когда подойдет очередь для зачисления в ДОУ. Он относится к первоочередникам.
Поэтому для получения в дошкольном учреждении места, достаточно просто заявить о необходимости места в саду. При подаче заявления, к нему в качестве приложение нужно предоставить справку МСЭ.
Когда подходит возраст начальной школы, государство должно ему обеспечить полноценный процесс образования.
Это выражается в обеспечении такого ребенка специальными техническими составляющими, а также решение социальных аспектов. Если ребенок не может посещать школу, то государство должно организовать процесс обучения у него на дому.
При этом независимо от места обучения, обучающемуся должны предоставляться учебники и учебная литература, которые нужны ему для образовательного процесса, если ребенок является слепым, ему предоставляются специальные специализированные средства, сурдопереводчики и т.д.
По окончании школы, ребенок-инвалид может принять решение о продолжении своего образования дальше в образовательных профессиональных учреждениях, ВУЗах. В эти образовательные учреждения он может поступать вне конкурса. Данная льгота распространяется на детей-инвалидов, лиц, которым установлена инвалидность 1 и 2 группы, лицам, какие получили инвалидность в результате службы в армии.
Во время обучения, инвалиды могут рассчитывать на получение стипендии, а если им необходимо проживание в общежитии, то они могут получить бесплатное место в нем. Также они могут рассчитывать на единовременную материальную помощь, которая выплачивается один раз в год от профсоюза студентов.
Современное развитие технологий предоставляет возможность детям-инвалидам комфортно получать образование, находясь дома. При этом из бюджетных средств для ученика приобретается компьютер либо ноутбук, а также оплачиваются услуги интернет.
Дистанционно�� обучение чаще всего организуется для детей инвалидов следующими способами:
- Уроки через интернет;
- Теле-присуствие;
- Занятия с использованием чата;
- Обучение посредством онлайн-конференции;
- Проведение онлайн-консультаций с педагогом.
Чаще всего, занятия предоставляются ученикам в виде записей, которые они могут просматривать в любое удобное для них время.
При помощи дистанционного образования без физического посещения школы ребенок может не только получить среднее образование, но затем и обучаться по специальности.
Особенности инклюзивного образования устанавливают, что дети с ограниченными возможностями будут постоянно пребывать в одной группе с обычными детьми. Чтоб началось обучение, родители такого ребенка должны получить положительное заключение у психолого-медицинской педагогической комиссии.
В свою очередь ребенок должен быть приучен к самостоятельности и не пугаться незнакомых людей и необычных ситуаций.
Инклюзивное образование — это точка итогового развития образовательной системы страны. Она приходит на смену интеграционному образованию. Два эти понятия показывают разную вовлеченность детей в систему образования.
Интеграция — это вовлечение ребенка в общеобразовательную школу после прохождения специального образования. При этом каждый ребенок должен полностью овладеть обычной программой средней школы.
Инклюзивное образование предполагает организацию обучения детей инвалидов таким образом, чтобы учитывались индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Поэтому здесь упор делается на персонализации системы образования и разработке индивидуальной программы.
Главным отличием инклюзии от интеграции является тот факт, что в первом случае к детям с ограниченными возможностями меняется отношение, а само образование разворачивается к социальной направленности.
Так, инклюзии присущи следующие особенности:
- Каждый ученик должен участвовать в школьных процессах, педагоги должна пресекать попытки других учеников блокировать какого-либо учащегося;
- Школа должна быть адаптирована для потребностей любого ученика;
- К изменениям должны стремиться не только дети, но и педагоги в своей работе;
- Любой ребенок должен иметь место учебы вблизи от дома.
Психологами была проделана большая работа, и они разработали специальные меры, чтобы ребенок с инвалидностью чувствовал себя комфортно в школе с обычными детьми.
Для этого используется несколько методов:
- Более широкие возможности по доступу к образованию;
- Интеграция в учебный процесс;
- Центры по интересам адаптируются к участию в них детей-инвалидов;
- Посещение праздничных мероприятий вместе с другими детьми.
Согласно статистике, дети с инвалидностью редки оказываются менее развиты интеллектуально, чем обычные дети. А иногда демонстрируют весьма высокий уровень успеваемости.
Совместное обучение детей-инвалидов с обычными детьми очень полезно для всех участников учебного процесса. Дети становятся более общительными, толерантными к другим людям, что помогает им успешнее находить свое место в жизни.
На начало 2020 года изменений в законодательстве, устанавливающим принципы получения образования детьми с ограниченными возможностями не было.
Но нужно отметить, что в феврале 2020 года президент страны заявил о том, что законодательство страны должно быть скорректировано таким образом, чтобы позволить детям-инвалидам получать дополнительное второе высшее образование.
- ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995, который посвящен социальной защите инвалидов. Ст. 19 Закона уточняет право этой группы граждан на получение образования, в том числе, с учетом особенностей их заболевания.
- ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012, посвященный вопросам организации образовательной деятельности на территории РФ. В том числе, в законе имеется статья 79, в которой прописаны условия организации получения образования инвалидам, имеющим ограниченные возможности здоровья.
- Приказ Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36, которым утверждается порядок получения среднего профессионального образования.
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, которым утвержден порядок обеспечения условий предоставления для инвалидов услуг в сфере образования.
Законодатель называет основными целями поддержки права инвалидов на получение образования следующие:
- интеграция в общество вне зависимости от заболевания, возможности к передвижению;
- развитие личных возможностей, способностей;
- реализация прав, свобод наравне с другими категориями граждан.
Именно поэтому законодатель не только определяет возможность получения образования в колледже/техникуме, но и предлагает различные варианты реализации этих мер на практике, возлагая сам процесс обеспечения права на образования на органы местного самоуправления, указывая им только рамки действий. При этом на федеральном уровне также имеются различного рода письма и разъяснения по конкретным вопросам и сложностям в организации образовательного процесса; например, Письмо Минобрнауки России от 14.01.2016 № 07-81, в котором уточняется возможность назначения компенсации родителям со стороны органом МСУ при получении ребенком образования на дому, письмо Минобрнауки России от 22.12.2017 № 06-2023, которым определены методические рекомендации по организации учебного процесса для инвалидов по программам среднего профессионального образования.
Для справки! Образовательные учреждения имеют свои локальные нормативные акты, которыми утвержден порядок организации процесса обучения. Абитуриентам необходимо ознакомиться с ними и при наличии вопросов обратиться в деканат/учебную часть. Как правило, эти акты имеются в свободном доступе на сайте учреждения и в администрации колледжа.
Льготу на образование, в том числе, возможность его бесплатного получения законодатель предоставляет инвалидам – лицам со стойким нарушением состояния здоровья, обусловленное наличием определенного заболевания.
К инвалидам относятся:
- инвалиды 1 группы;
- инвалиды 2 группы;
- инвалиды 3 группы;
- инвалиды детства;
- дети-инвалиды.
Для получения льготы достаточно иметь подтвержденный статус инвалида документами, выданными учреждениями МСЭ. У каждого инвалида имеется программа реабилитации/абилитации, в которой содержится перечень условий, выполнение которых необходимо при организации учебного процесса. Эта программа предоставляется в учебное заведение вместе с пакетом документов и заявлением при поступлении.
Министерство просвещения РФ считает, что в вопросе обеспечения реализации права на получение инвалидами образования, в РФ за последние 5 лет проведена колоссальная работа. Например, ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, разработан проект Стратегии развития образования детей с особыми образовательными потребностями до 2030 года, который проходит общественное обсуждения и в ближайшем времени будет запущен на реализацию.
Заместитель министра просвещения РФ Татьяна Синюгина
Ст. 19 ФЗ № 181-ФЗ уточняет, что инвалид вправе бесплатно получить не только дошкольное, начальное общее и общее образование, но и среднее профессиональное, а также высшее.
В зависимости от выбранного типа образования, гражданин должен определиться с конкретным учебным заведением. Положения и требования федерального законодательства распространят свое действие только на те образовательные организации, которые имеют лицензию и государственную аккредитацию.
В таблице представлены варианты обучения инвалидов.
1. | Формы получения образования | Обучение в образовательной организации | Обучение вне организации |
2. | Формы обучения | · очная; |
Льготы детям инвалидам при поступлении в колледж в 2020 году
Студенты-инвалиды обладают следующими преференциями:
— компенсация до половины стоимости за обучение;
— проведение реабилитационных физкультурных занятий;
— возможность безвозмездно питаться, если форма обучения дневная;
— получение знаний в удалённом доступе, если того требует состояние здоровья;
— зачисление в ВУЗ на бюджетное место вне конкурса и по по упрощённой программе.
Примечательно, что рассмотренные программы распространяются не только на инвалидов, которые получают образование, но и на других льготников.
Напомним, что детям-инвалидам до достижения 18 лет не устанавливают конкретную группу (1, 2 или 3), зависящую от степени ограничений и других важных критериев. А вот совершеннолетние граждане с ОВЗ после прохождения освидетельствования становятся обладателями, к примеру, 3 группы инвалидности.
Такие, частично трудоспособные лица, на период обучения в колледже или ВУЗе в рамках программы реабилитации могут посещать дополнительные занятия по физкультуре. Для них предусмотрено питание за счёт государства. Плюс, если учащийся с 3 группой не поступил на безвозмездной основе, он вправе вернуть до 50% стоимости, то есть компенсировать свои траты в этой сфере.
Несовершеннолетние граждане, ставшие инвалидами до 18 лет, либо являющиеся таковыми с рождения, как инвалиды детства пользуются различными льготами от государства в виде:
— субсидии на оплату КУ;
— единовременной денежной суммы;
— надбавки к пенсии при отказе от путёвки в санаторий;
— средств на лекарства, выплачиваемых каждый месяц;
— социальной стипендии студенту-инвалиду, обучаущемуся в ВУЗе или колледже;
— ежемесячного денежного пособия (ЕДВ), достигающего для указанной категории в 2021 году:
Группа инвалидности получателя | Размер ЕДВ, руб/месяц | |
---|---|---|
С НСУ | Без НСУ | |
|
3896,43 | 2741,37 |
|
2782,67 | 1627,61 |
|
2782,67 | 1627,61 |
Важно! Материальной составляющей госпомощи до совершеннолетия ребёнка-инвалида могут пользоваться только его законные попечители.
Пошаговая инструкция по поступлению в институт
Для поступления в учебное учреждение вне зависимости от его названия и статуса (институт, колледж) необходимо предоставить документы.
Инструкция по поступлению |
||
№ | Что необходимо сделать? |
Пояснение |
1 | Подготовиться к экзаменам | Еще до того момента, как сдают экзамены в школе все средне-профессиональные и высшие учебные заведения открывают курсы по подготовке к экзаменам. Если такая возможность иметься, то на эти курсы стоит ходить.
|
2 | Собрать документы, которые подтвердят личность и статус абитуриента.
Собранный пакет документов можно передать лично в учреждение, отправить по электронной почте или воспользоваться услугами почтовой связи. |
1. Собственноручно заполнение заявление от абитуриента, где необходимо уточнить такие сведения как:
§ Данные (ФИО и дата рождения); § Факультет, на который планируется поступать; § Основание для обучения (какая школа была окончена и сколько классов); § Оплата (бюджет или вне бюджет, соответственно платно или бесплатно). В случае если поступление осуществляется по направлению от государственного органа, то об этом необходимо предупредить заранее. 2. Документ удостоверяющий личность; 3. Аттестат об окончании школы (если было окончено 9 классов, то подают этот диплом. В случае если полное образование, то диплом и свидетельство о сдачи Единого государственного экзамена). 4. Документ подтверждающий наличие инвалидности: § Справка, выданная медико-социальной экспертизой; § Индивидуальный план реабилитации. 5. Фотографии 3х4. |
3 | Вступительное испытание | Если поступление осуществляется в учреждение где по окончанию выдадут диплом о средне-профессиональном образовании, то экзамены сдавать не нужно, комиссия отберет абитуриентов по среднему баллу.
В случае с высшим образованием необходимо иметь действующий сертификат ЕГЭ, на основании которых будут принято решение.
|
4 | Получение решения | Узнать результаты можно:
1. Обычно в фойе учебного заведения вывешивают списки, где можно ознакомиться с решением; 2. Если самостоятельно прийти не получиться на сайте учебного заведения так же будет вся информация о зачислении. |
Все льготы по поступлению в институт или колледж можно использовать только один раз, позже льготы не будут действовать на бесплатном основании. Соответственно можно поступить в институт второй раз, но уже на платное отделение.
Право на льготное поступление сохраняется и в колледже, соответственно повторно можно получить средне-профессиональное образование только на платной основе.
Государство естественно отдает себе отчет в том, что студентам необходимо на что-то жить, если они будут работать, то уровень полученных знаний будет страдать. Не всегда они находят такую работу, где можно было бы трудиться в свободное время, поэтому мы стараемся повышать стипендии для того, чтобы хоть как-то помочь старающимся ученикам.
Мы очень рады, что детей инвалидов и инвалидов детства с каждым гордом все больше и больше в наших учебных заведениях. Если раньше человек с ограниченными возможностями здоровья получал даже школьное образование на дому, то теперь они стремятся в общество. А общество в лице нас рады их принять в своих рядах.
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования и науки города Москвы Калина И.И.
- ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995, который посвящен социальной защите инвалидов. Ст. 19 Закона уточняет право этой группы граждан на получение образования, в том числе, с учетом особенностей их заболевания.
- ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012, посвященный вопросам организации образовательной деятельности на территории РФ. В том числе, в законе имеется статья 79, в которой прописаны условия организации получения образования инвалидам, имеющим ограниченные возможности здоровья.
- Приказ Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36, которым утверждается порядок получения среднего профессионального образования.
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, которым утвержден порядок обеспечения условий предоставления для инвалидов услуг в сфере образования.
Законодатель называет основными целями поддержки права инвалидов на получение образования следующие:
- интеграция в общество вне зависимости от заболевания, возможности к передвижению;
- развитие личных возможностей, способностей;
- реализация прав, свобод наравне с другими категориями граждан.
Именно поэтому законодатель не только определяет возможность получения образования в колледже/техникуме, но и предлагает различные варианты реализации этих мер на практике, возлагая сам процесс обеспечения права на образования на органы местного самоуправления, указывая им только рамки действий. При этом на федеральном уровне также имеются различного рода письма и разъяснения по конкретным вопросам и сложностям в организации образовательного процесса; например, Письмо Минобрнауки России от 14.01.2016 № 07-81, в котором уточняется возможность назначения компенсации родителям со стороны органом МСУ при получении ребенком образования на дому, письмо Минобрнауки России от 22.12.2017 № 06-2023, которым определены методические рекомендации по организации учебного процесса для инвалидов по программам среднего профессионального образования.
Порядок приема инвалидов в колледж/техникум
После того, как гражданин изъявил желание получить среднее профессиональное образование, он должен обратиться в учебное заведение для того, чтобы узнать порядок поступления. Как правило, ежегодно, не позже 01 марта колледжи обновляют правила приема и вывешивают их на всеобщее обозрение (на сайте, в холе организации). Отдельным пунктом должны идти правила приема в колледж инвалидов.
Перечень документов, необходимых для подачи:
- паспорт;
- аттестат о получении основного общего образования;
- фотографии;
- справку об инвалидности;
- программу реабилитации/абилитации, если в ней содержатся специальные условия организации учебного процесса.
Вместе с документами абитуриент пишет заявление с указанием:
- ФИО;
- даты рождения;
- паспортных данных;
- нуждаемости в предоставлении общежития;
- выбранной специальности;
- необходимости специальных условий для обучения в связи с наличие инвалидности.
Как правило, образец заявления имеется в учебной части.
Вступительные испытания инвалиды сдают в той мере, насколько это позволяет их состояние здоровья. При необходимости, им может быть обеспечена отдельная от других абитуриентов аудитория.
С 2015 года законодатель довольно подробно расписывает процедуру вступительных экзаменов для лиц с ограниченными возможностями в приказе № 36 (раздел VI).
Как поступить в вуз людям с ограниченными возможностями
Государство естественно отдает себе отчет в том, что студентам необходимо на что-то жить, если они будут работать, то уровень полученных знаний будет страдать. Не всегда они находят такую работу, где можно было бы трудиться в свободное время, поэтому мы стараемся повышать стипендии для того, чтобы хоть как-то помочь старающимся ученикам.
Мы очень рады, что детей инвалидов и инвалидов детства с каждым гордом все больше и больше в наших учебных заведениях. Если раньше человек с ограниченными возможностями здоровья получал даже школьное образование на дому, то теперь они стремятся в общество. А общество в лице нас рады их принять в своих рядах.
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования и науки города Москвы Калина И.И.
Вопрос №1 Я являюсь инвалидом, в 2010 году я получил высшее образование в одном из ведущих университетов города Москвы. Полученное образование было на бесплатной основе, так как были отличные результаты экзаменов и оценки в аттестате. В настоящее время имеется желание получить ещё одно образование, может ли и оно быть бесплатным?
Ответ: К сожалению в соответствии с законодательством на бесплатном основании можно получить одно средне-профессиональное образование и одно высшее. Все последующие образования должны быть оплачены, вне зависимости от инвалидности.
Вопрос №2 Мой сын заканчивает школу в этом году, он является ребенком-инвалидом. Выбранный институт, в который желает поступить ребенок находиться в центре города, а мы проживаем в населенном пункте где добираться следует 20-30 минут. Может ли он претендовать на предоставление комнаты в общежитии, которое имеется в учреждении?
Ответ: Если место проживания и выбранное место обучение находится в одном регионе, то к сожалению законных прав, на получение комнаты нет. Однако при наличии свободных мест можно попросить директора учебного заведения предоставить место в общежитии предварительно объяснив ситуацию.
Вы имеете право на особые условия при поступлении, сдаче ЕГЭ и вступительных экзаменов, если у вас:
- инвалидность I и II группы;
- инвалидность с детства;
- инвалидность, полученная во время военных действий или прохождения воинской службы.
Для людей с разной степенью ограничения возможностей предусмотрены одинаковые права и льготы.
Вы должны подать заявление на регистрацию не позднее 1 февраля. Позже это сделать можно только при наличии уважительных причин, подтвержденных документально (но не позднее, чем за две недели до начала экзаменов). В заявлении нужно указать, какие требуются специальные условия для сдачи ЕГЭ с учетом состояния вашего здоровья и особенностей психофизического развития.
К заявлению нужно приложить подтверждающие документы:
- копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, если у вас ограничены физические возможности;
- справку или ее заверенную копию, подтверждающую инвалидность.
Вы имеете право на увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа, а также на перерывы с питанием.
На экзаменах должны присутствовать ассистенты, которые окажут необходимую помощь в зависимости от ваших индивидуальных особенностей: проведут до рабочего места, прочтут задание и т. д. Вы имеете право пользоваться необходимыми техническими средствами для обеспечения собственного комфорта.
Для вас установлены следующие виды льгот:
- Право на зачисление без вступительных испытаний или прохождение другого экзамена.
- Поступление на бюджет по квоте при условии успешной сдачи вступительных испытаний.
- Преимущество на зачисление при одинаковых баллах с другими абитуриентами.
Информацию о льготах можно посмотреть на сайте вуза в разделах «Особые права и преимущества на зачисление» и «Квота». Там же вы найдете списки вступительных испытаний и сроки их проведения.
В здании вуза должны быть:
- Минимум один расширенный вход для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата, пандусы, подъемные платформы и лифты.
- В аудиториях выделенные специальные места в первом ряду ближе к входу.
- Для слабовидящих и незрячих – обеспечен пропуск с собакой-поводырем или выделен человек для сопровождения.
Также в штате должны быть люди, отвечающие за работу с инвалидами: тьюторы, социальные педагоги, психологи, сурдопереводчики, тифлопедагоги.
Какие льготы предоставляются при поступлении в ВУЗ для абитуриентов в 2021 году
Льгота для инвалидов, желающих получить образование в средне-специальном учреждении, предоставляется уже на этапе подачи документов — во время сдачи экзамена им дается дополнительное время (1,5 часа) на подготовку.
Их льготы распространяются на продление ранее оформленной субсидии до достижения 23-летнего возраста, а также возможное получение социальной стипендии, оформленной уже в колледже, если это предусмотрено для учащегося.
- чемпионы различных Олимпийских игр, связанных с культурой или спортом – в данном случае поступление осуществляется только в аналогичные учебные заведения
- призеры или победители общероссийских школьных олимпиад
- призеры или победители школьной олимпиады, организация которой проходила согласно законодательно принятому Порядку школьных олимпиад
- участники сборных России, которые участвовали в общеобразовательных олимпиадах на международном уровне – даже при отсутствии победы.
Абитуриент вправе не сдавать экзамены при поступлении, если он:
- Победитель или призер заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников;
- Участвовал в международной олимпиаде по школьным предметам;
- Является чемпионом или призером в Олимпийских или Параолимпийских играх, Судьи олимпийских игр, чемпионом мира или Европы по видам спорта, включенным в программы.
Выбранная специализация должна быть в области физической культуры и спорта. Призовые места в спортивных состязаниях учитываются лишь при поступлении на спортивные факультеты.
Родители вправе зарегистрировать школьника в 2021 году на участие в следующих олимпиадах, исходя из его успехов в конкретных предметах:
Профильные предметы |
Олимпиада |
Физика | Московская олимпиада |
Иностранный язык | Межрегиональная олимпиада на базе ведомственных образовательных учреждений, Турнир имени М.В. Ломоносова |
Информатика | Многопрофильная олимпиада «Аксиос» |
Экономика | Межрегиональная экономическая олимпиада имени Н. Д. Кондратьева |
География | Многопредметная олимпиада «Юные таланты» |
История и обществознание | Межрегиональная олимпиада «Высшая проба» |
Данные лица вправе бесплатно пройти подготовительные курсы перед поступлением, а также бесплатно обучаться профессии очно. Для этого необходимо набрать одинаковое число баллов со студентами, поступающими на общих основаниях.
Льготы при поступлении в колледж для детей инвалидов в 2021 году
Современное развитие технологий предоставляет возможность детям-инвалидам комфортно получать образование, находясь дома. При этом из бюджетных средств для ученика приобретается компьютер либо ноутбук, а также оплачиваются услуги интернет.
Дистанционное обучение чаще всего организуется для детей инвалидов следующими способами:
- Уроки через интернет;
- Теле-присуствие;
- Занятия с использованием чата;
- Обучение посредством онлайн-конференции;
- Проведение онлайн-консультаций с педагогом.
Чаще всего, занятия предоставляются ученикам в виде записей, которые они могут просматривать в любое удобное для них время.
При помощи дистанционного образования без физического посещения школы ребенок может не только получить среднее образование, но затем и обучаться по специальности.
Особенности инклюзивного образования устанавливают, что дети с ограниченными возможностями будут постоянно пребывать в одной группе с обычными детьми. Чтоб началось обучение, родители такого ребенка должны получить положительное заключение у психолого-медицинской педагогической комиссии.
В свою очередь ребенок должен быть приучен к самостоятельности и не пугаться незнакомых людей и необычных ситуаций.
Инклюзивное образование — это точка итогового развития образовательной системы страны. Она приходит на смену интеграционному образованию. Два эти понятия показывают разную вовлеченность детей в систему образования.
Интеграция — это вовлечение ребенка в общеобразовательную школу после прохождения специального образования. При этом каждый ребенок должен полностью овладеть обычной программой средней школы.
Инклюзивное образование предполагает организацию обучения детей инвалидов таким образом, чтобы учитывались индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Поэтому здесь упор делается на персонализации системы образования и разработке индивидуальной программы.
Главным отличием инклюзии от интеграции является тот факт, что в первом случае к детям с ограниченными возможностями меняется отношение, а само образование разворачивается к социальной направленности.
Так, инклюзии присущи следующие особенности:
- Каждый ученик должен участвовать в школьных процессах, педагоги должна пресекать попытки других учеников блокировать какого-либо учащегося;
- Школа должна быть адаптирована для потребностей любого ученика;
- К изменениям должны стремиться не только дети, но и педагоги в своей работе;
- Любой ребенок должен иметь место учебы вблизи от дома.
Психологами была проделана большая работа, и они разработали специальные меры, чтобы ребенок с инвалидностью чувствовал себя комфортно в школе с обычными детьми.
Почему можно получить отказ
Причины отказа могут быть различными.
- В первую очередь вы не подходите под льготную категорию граждан, имеющих право на данную субсидию, а именно в нашем случае дети сироты
- Во вторых, предоставили не полный комплект документов, необходимых для оформления компенсации.
- В третьих, у справок мог истечь срок действия
- Ошибки в поданных документах
- Предоставлены не самим заявителем
- Не хватает оригиналов
В случае вашего не согласия, если вы предоставили все документы и считаете, что вам отказано без оснований, для начала обратитесь к выше стоящему начальству, если результатов не даст, тогда напишите в прокуратуру, и в крайнем случае несите иск в суд и защищайте свои права.
Преимущества и недостатки:
Преимущества | Недостатки |
К преимуществам можно отнести удобный способ оформления, поскольку в МФЦ много сотрудников, которые принимают документы ,для льгот по квартплате | Пособие выплачивается до достижения 18 лет, затем инвалидность может быть снята |
Возможность получить компенсацию на карту, снять денежные средства, по которой можно в любой момент, даже находясь в другой стране для ЖКХ | Льготы положены в том случае, если обучаешься на дневной форме |
Возможность обучения бесплатно | Социальная пенсия инвалидам выплачивается до 18лет |
Шанс поступить вне конкурса |
Виды льгот для инвалидов
Для того, чтобы оформить инвалидность, необходимо обратиться сначала к врачу по месту регистрации, он в любом случае должен дать направление на прохождение узких специалистов, сдачу анализов. После этого получив все результаты вы возвращаетесь к нему за направлением на медико-социальную экспертизу. Затем записываетесь на прием в Бюро МСЭ.
При себе необходимо иметь:
- направление из поликлиники от лечащего врача либо со стационара больницы
- выписку из истории болезни либо другие документы, подтверждающие факт болезни
- заявление родителей, в случае оформления инвалидности ребенку
- свидетельство о рождении
В ходе комиссии эксперты могут поинтересоваться в каких условиях поживаете, чем занимаетесь, какое обычное самочувствие, после чего принимают положительное либо отрицательно решение, которое можно оспорить в судебном порядке. Так же перед назначением группы инвалидности учитываются и другие заболевания пациента. При легкой и средней степени как правило назначают третью группу инвалидности, при средней и тяжелой — вторую, первую дают очень редко, когда человек требует постоянного присмотра посторонних людей и не имеет возможности обслуживать сея самостоятельно.
Почему можно получить отказ
Причины отказа могут быть различными.
- В первую очередь вы не подходите под льготную категорию граждан, имеющих право на данную субсидию, а именно в нашем случае дети сироты
- Во вторых, предоставили не полный комплект документов, необходимых для оформления компенсации.
- В третьих, у справок мог истечь срок действия
- Ошибки в поданных документах
- Предоставлены не самим заявителем
- Не хватает оригиналов
В случае вашего не согласия, если вы предоставили все документы и считаете, что вам отказано без оснований, для начала обратитесь к выше стоящему начальству, если результатов не даст, тогда напишите в прокуратуру, и в крайнем случае несите иск в суд и защищайте свои права.
Преимущества и недостатки:
Преимущества | Недостатки |
К преимуществам можно отнести удобный способ оформления, поскольку в МФЦ много сотрудников, которые принимают документы ,для льгот по квартплате | Пособие выплачивается до достижения 18 лет, затем инвалидность может быть снята |
Возможность получить компенсацию на карту, снять денежные средства, по которой можно в любой момент, даже находясь в другой стране для ЖКХ | Льготы положены в том случае, если обучаешься на дневной форме |
Возможность обучения бесплатно | Социальная пенсия инвалидам выплачивается до 18лет |
Шанс поступить вне конкурса |
Льготы при поступлении в колледж — детям инвалидам, сиротам, по потере кормильца, многодетным семьям
- программа по реабилитации инвалида, составленная индивидуально
- справка с места трудоустройства родителей
- справка или удостоверение о наличии чемпионского статуса или золотого знака отличия
- аттестат с отличием, золотая или серебряная медаль
- документы или диплом, подтверждающий победу на олимпиаде любой категории и вида
- справка о доходах семьи
- справки из военкомата, включая направление командного состава
- если родителей лишили прав на ребенка, значит, предоставляется решение суда для подтверждения статуса сироты
- решение суда о заключении родителей под стражу
- удостоверение чернобыльца – важно учесть тот факт, что сам абитуриент должен быть участником подобных действий.