Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок формирования государственного задания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В целях обеспечения предоставления услуг подведомственными учреждениями учредитель формирует государственное (муниципальное) задание каждому учреждению на оказание соответствующих услуг (выполнение работ) и осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания путем выделения субсидии на его выполнение для бюджетных и автономных учреждений. Финансовое обеспечение казенных учреждений осуществляется на основании бюджетной сметы.
Порядок определения нормативных затрат.
В силу новой редакции п. 31 Положения № 40 при определении нормативных затрат на выполнение работ применяются показатели материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для выполнения работ, по видам затрат исходя из нормативов их потребления, установленных нормативными правовыми актами РФ, межгосударственными, национальными (государственными) стандартами РФ, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками, регламентами и паспортами выполнения работ в установленной сфере, или на основе усреднения показателей деятельности федерального государственного учреждения, которое имеет минимальный объем указанных затрат на выполнение работ в установленной сфере, или на основе медианного значения по федеральным государственным учреждениям, выполняющим работы в установленной сфере деятельности, в порядке, предусмотренном абз. 1 п. 28 Положения № 40.
Напомним, что в настоящее время при определении нормативных затрат на выполнение работ применяются показатели материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для выполнения работ, которые закреплены нормативными правовыми актами РФ, межгосударственными, национальными (государственными) стандартами РФ, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками и регламентами выполнения работ в установленной сфере.
Суммы, полученные в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания не облагаются налогом на прибыль организаций. Так, пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) указывает, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.
Чтобы применить указанную выше льготу по налогу на прибыль налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Ключевым документом бюджетного учреждения является План финансово-хозяйственной деятельности. Приказом Минфина России от 31.08.2018 N 186н утверждены «Требования к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения».
Доходы, расходы, источники финансирования по выполненным государственным (муниципальным) заданиям учреждение указывает в Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (форма 0503737, утверждена Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н).
Условия субсидирования
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и юридическим лицам.
Показатели государственного (муниципального) задания используются:
- при составлении проектов бюджетов для планирования субсидий на оказание государственных (муниципальных) услуг;
- для определения объема субсидий на выполнение государственного задания бюджетным и автономным учреждениям.
Требования к порядку формирования государственного задания
Порядок формирования государственного задания на оказание в 2011 г. государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных учреждений, как и ранее, определяет Правительство РФ с одним лишь уточнением: государственное задание формируется (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета) в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год — на один год, в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период — на три года (п. 3 ст. 69.2 БК РФ).
Финансовое обеспечение его выполнения осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ в порядке, установленном Правительством РФ (п. 4 ст. 69.2 БК РФ).
Во исполнение приведенных норм Правительство РФ разработало Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, которое утверждено Постановлением от 02.09.2010 N 671 (далее — Порядок формирования государственного задания и Постановление N 671). Постановление начнет действовать 01.01.2011, за исключением отдельных его положений, для которых установлены иные сроки. В частности, п. п. 2 — 7 Постановления N 671 применяются со дня его официального опубликования — 13.09.2010.
К сведению. Ранее в соответствии со старой редакцией п. п. 3 и 4 ст. 69.2 БК РФ Правительство РФ приняло Положение о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями, утвержденное Постановлением от 28.12.2008 N 1065. Установленный данным документом порядок формирования государственного задания действует с 15.05.2009 по 31.12.2010.
Формирование государственного задания
Государственное задание федерального казенного учреждения формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными его учредительными документами, в порядке, установленном Положением N 671. Перечень учреждений, переходящих в статус казенных, определяется правовыми актами главных распорядителей, в ведении которых находятся учреждения (п. 1 Порядка формирования государственного задания).
В отношении федеральных казенных учреждений государственное задание формируется главными распорядителями, в ведении которых они находятся, при установлении федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается не позднее одного месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Оформляется оно по форме, предусмотренной в Приложении к Положению N 671 (п. 3 Порядка формирования государственного задания).
Государственное задание формируется на основании ведомственного перечня государственных услуг и показателей качества государственных услуг (при их установлении), утвержденных главным распорядителем, в ведении которого находятся федеральные казенные учреждения. Финансовое обеспечение его выполнения осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующие цели. При внесении изменений в нормативно-правовые акты, на основании которых было сформировано государственное задание, а также при изменении размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете для финансового обеспечения его выполнения, в государственное задание могут быть внесены изменения. Эти изменения утверждаются главным распорядителем, в ведении которого находятся федеральные казенные учреждения (п. п. 4 — 6 Порядка формирования государственного задания).
Что будет, если госзадание не выполнено?
18 июня 2017 года вступил в действие закон, ужесточающий ответственность за невыполнение положений государственного задания. Теперь за неисполнение норм полагается административная ответственность:
- Вынесение предупреждения.
- Штраф от 100 до 1 000 рублей.
- Штраф до 30 000 рублей при повторном правонарушении.
Штрафы выплачивает учреждение. Ему же придется вернуть остаток субсидий в том случае, если госзадание не выполнено полностью. Административная ответственность накладывается за эти правонарушения:
- Информация или документы, необходимые для контроля над исполнением, содержат существенные ошибки.
- Неправильный учет значений бюджетных ассигнований.
Учреждению представляет собой специальный документ, в котором устанавливаются требования к качеству, составу либо объему, порядку, условиям и результатам предоставления услуг/производства работ. Данное определение присутствует в 6 статье БК. Форма документа, содержащего , утверждена правительственным постановлением № 671 от 02 сент. 2010 г. Ключевые нормы, регламентирующие правила его действия, установлены статьей 69.2 БК.
Государственный заказ необходим для реализации следующих задач:
- Поддержание отечественного производителя. Данная функция обуславливается тем, что большая часть товаров, работ, услуг, включенных в систему госзакупок, выпускаются именно российскими предприятиями.
- Расширение реального платежеспособного спроса на продукцию. Это, в свою очередь, формирует благоприятную атмосферу для развития отечественной промышленности.
- Благодаря конкурсной основе расширяется поле для совершенствования здоровой конкуренции между производителями. Вследствие этого, формируются условия для выпуска более качественного товара, а также более эффективного использования средств.
- Гарантия поступления продукции, работ, услуг, необходимых для удовлетворения госнужд.
Новое в учете субсидий на госзадание
30.06.2016
Согласно обновленным Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.
2013 № 65н (далее – Указания № 65н), с 2016 года доходы в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания отражаются по коду доходов 130 «Доходы от оказания платных услуг» КОСГУ вместо ранее применявшегося кода 180 «Прочие доходы».
С учетом данных новшеств изменится и порядок бухгалтерского учета указанных доходов. Об этих и других изменениях в учете субсидий государственного (муниципального) задания расскажем в статье.
Организацию и ведение бухгалтерского учета автономные учреждения осуществляют в соответствии с инструкциями № 157н[1] и 183н[2]. Приказом Минфина РФ от 31.12.
2015 № 228н[3] в Инструкцию № 183н внесены изменения, которые необходимо применять при формировании объектов учета на 01.01.2016.
В этих изменениях, в частности, учтены новые коды бюджетной классификации, действующие с 2016 года в отношении доходов в виде субсидии, предоставляемой для выполнения государственного (муниципального) задания (далее – субсидия на госзадание).
Согласно обновленным положениям Инструкции № 183н для отражения расчетов по поступлению и начислению субсидий на госзадание применяется счет 4 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг, работ» (вместо ранее использовавшегося счета 4 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам»).
Что будет, если госзадание не выполнено?
18 июня 2017 года вступил в действие закон, ужесточающий ответственность за невыполнение положений государственного задания. Теперь за неисполнение норм полагается административная ответственность:
- Вынесение предупреждения.
- Штраф от 100 до 1 000 рублей.
- Штраф до 30 000 рублей при повторном правонарушении.
Штрафы выплачивает учреждение. Ему же придется вернуть остаток субсидий в том случае, если госзадание не выполнено полностью. Административная ответственность накладывается за эти правонарушения:
- Информация или документы, необходимые для контроля над исполнением, содержат существенные ошибки.
- Неправильный учет значений бюджетных ассигнований.
Ответы на вопросы госзадание.рф/2016/news/
По конкурсу «развития компетенций», можно ли в качестве подтверждения софинансирования показывать текущие (действующие) договоры (соглашения) с индустриальным партнером, длящиеся до 2017-2018 гг.? Договоры должны быть вновь заключенные. Продолжительность договора может совпадать с продолжительностью реализации проекта «развития компетенций». Объем софинансирования может быть перечислен вузу-исполнителю проекта как единовременно, так и частями в течение всего срока проекта.
По всем ли трем типам проектов требуется софинансирование или только по проектам прикладного характера? Софинансирование требуется только для проектов «развития компетенций» в соответствии с п. 1.3 Раздела 1 «Общие положения» Положения о конкурсном отборе научных проектов.
По п.3.2 Положения о конкурсном отборе научных проектов… на 2017-2019 гг. Должны ли штатные научные работники, принятые для выполнения конкретного проекта, иметь долю ставки 1.0 или она может быть и меньше (в том числе для студентов, аспирантов очных форм обучения)? Положение устанавливает условие, согласно которому исполнители проекта должны быть штатными научными работниками вуза. Размер ставки является предметом трудового договора, заключенного организацией-работодателем с работником, и Положением не регулируется.
Проекты «науки будущего» должны обязательно являться составной частью совместного научного проекта в рамках партнерства с ведущими российскими и зарубежными университетами и научными организациями? Не обязательно. В соответствии с п. 2.4 Раздела 2. «Требования к выполнению научных проектов» Положения: «Проекты «науки будущего» могут являться составной частью совместного научного проекта в рамках партнерств (коллабораций) с ведущими российскими и зарубежными университетами и научными организациями, международными научными центрами…».
По проектам «науки будущего» как быть с руководителем проекта? У каждой заявки должен быть свой руководитель или один на две заявки? В случае, если на проект подают заявки несколько вузов, подведомственных Минобрнауки России, то у каждой заявки должен быть свой руководитель.
По Положению о конкурсном отборе как будет определяться предельная сумма финансирования, если проект выполняется в кооперации с ведущими вузами — 5 млн. на весь проект и делится на части по вузам? или 5 млн на каждую заявку? например, три вуза в сотрудничестве выполняют одну тему и подают заявки с одним названием, разделяя этапы и части работ. Согласно п. 2.3 Положения сумма финансирования одного проекта фундаментального характера должна быть не более 5 млн. рублей в год. При поддержке совместного проекта нескольких вузов, подведомственных Минобрнауки России, каждый вуз получает финансирование в объеме не более 5 млн. рублей в год.
Будет ли установлено минимальное количество лицензионных соглашений, заключенных с вузом на право использования полученных в рамках проекта результатов интеллектуальной собственности? Минимальное количество по показателю не устанавливается, но значение показателя, указанное вузом, будет учитываться при оценке заявки.
Может ли быть руководителем проекта штатный сотрудник Башкирского Государственного педагогического университета — гражданин другой страны (в нашем случае — Индия)? Гражданин иностранного государства может быть руководителем проекта, если он состоит в штате вуза, подавшего заявку.
В соответствии с условиями конкурса руководитель проекта должен отвечать требованиям по количеству публикаций в базах Scopus и Web of science. Какие именно типы публикаций должны быть в Scopus? Там типов публикаций достаточно много: Article, Review, Book и т.п. В конкурсе 2014 года учитывались публикации типа Article, о чем есть сноска №5 на стр.12. Таким образом, поскольку в этом году в КД нет уточнения относительно типа статей из Scopus, то получается, что можно включать в список литературы по ведущему ученому любые типы статей? При оценке заявок будут учитываться статьи (article), индексируемых в Web of Science, Scopus или European Reference Index for the Humanities.
Один из наших ученых имеет 3 публикации. Но одна из них еще не проиндексирована в базе Scopus. Хотя сам журнал находится в базе Scopus, статья уже физически вышла, но пока проиндексирована в Scopusе не была. Может ли такой ученый подавать заявку на участие в конкурсе и не будет ли она отклонена по формальным признакам? Да, ученый может подать заявку на участие в конкурсе, если предоставит подтверждение выхода статьи.
Может ли быть соглашение между двумя организациями, подведомственными Минобрнауки РФ со средствами государственного задания, как источником финансирования со стороны обоих участников? Если речь идет о проекте «наука будущего», то со стороны вузов, подведомственных Минобрнауки России, средства государственного задания являются источником финансирования проекта.
Субсидирование ГЗ идет не только на оказание госуслуг. Бюджетные учреждения вправе осуществлять государственные закупки за счет выделенных государством средств. Все заказы из субсидиарных денег проводятся только в рамках Федеральной контрактной системы — по нормам 44-ФЗ. Разрешается приобретать только те товары, работы и услуги, которые необходимы для реализации проектов и целей, закрепленных в ГЗ. Нецелевая закупочная деятельность приведет государственного заказчика к штрафам.
Для автономных учреждений действуют иные правила. Если такие организации получают субсидиарные средства на выполнение госзадания, а цель их субсидирования — капитальные вложения, то целевые заказы ведутся по 44-ФЗ (Письмо Минфина № 02-02-04/68092 от 29.12.2014). Субсидирование на иные цели используется на усмотрение автономного заказчика — он вправе осуществлять закупки как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Аналогичное правило распространяется и на средства, полученные от предпринимательской деятельности. Если автономное учреждение не разместит в Единой информационной системе положение о закупке в установленный срок, то проводить заказы по 223-ФЗ у него не получится. Об этом говорится в ч. 4 ст. 8 223-ФЗ.
В процессе непосредственной реализации требований, утвержденных структурами, выступающими в качестве учредителей, возникают вопросы относительно условий и порядка, в соответствии с которыми может изменяться . Основные сложности состоят в том, что работа в разных социальных отраслях планируется по-разному. В случае предоставления большей части услуг есть возможность четко определить объем задания на весь срок его действия, но в некоторых сферах он повержен значительным и плохо прогнозируемым изменениям. В первую очередь такая ситуация свойственна спорту и культуре. В сферах, отличающихся нестабильным спросом, целесообразно предусматривать процедуру корректировки финансирования в соответствии с количеством предоставленных услуг или произведенных работ.
Государственный заказ
Он также реализуется за счет ассигнований из госфондов. При этом государственный заказ направлен на удовлетворение нужд региона, МО, реализации долгосрочных целевых программ. Другими словами, потребителями выступают не граждане и предприятия, а органы госуправления. Государственный заказ представляет собой поручение уполномоченных структур на производство определенных видов работ, предоставление услуг и поставку продукции. Выбор исполнителя осуществляется на конкурсной основе. По результатам торгов и аукционов подписываются договора и соглашения. Заказы размещаются публично по правилам, установленным законодательством. При этом во внимание принимаются реальные потребности власти и населения.
Общероссийские перечни.
Как и «старые» базовые перечни, общероссийские классификаторы будут утверждаться федеральными министерствами, определяющими политику в своей сфере регулирования, путем подписания усиленной квалифицированной электронной подписью в информационной системе «Электронный бюджет» (при этом необходимо предварительное согласование проектов перечней с Минфином). Каждый общероссийский перечень по-прежнему должен охватывать один вид деятельности.
Информация, которую надо отражать в реестровой записи, созданной в отношении той или иной государственной (муниципальной) услуги, почти не изменится. Единственное, теперь не потребуется прикреплять электронные копии нормативных актов, являющихся основанием для включения услуги в перечень, как и указывать источник их официального опубликования. В то же время в реквизитах названных актов придется давать ссылку на конкретную норму – статью, часть, пункт, подпункт, абзац (пп. «к» п. 4 Правил формирования общероссийских перечней).
Нововведения в основном касаются процесса внесения изменений в общероссийские перечни и сводятся к следующему.
1. Предложения по внесению изменений могут направить федеральные органы власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя, и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (пп. «а» п. 2 Постановления № 1043). Раньше же предложения «с мест» могли подавать региональные органы власти и органы местного самоуправления – по согласованию с финансовыми органами соответствующего уровня. Все заявки направляются посредством системы «Электронный бюджет».
2. Федеральное министерство, уполномоченное вести общероссийский перечень, должно в течение 10 рабочих дней рассмотреть заявку, принять решение (внести изменения в перечень либо отказаться от них), совершить соответствующее действие и проинформировать об этом орган-инициатор (пп. «б» п. 2 Постановления № 1043). Напомним, что прежний порядок предусматривал более сложную процедуру, на каждый этап которой отводился свой срок.
3. Вносить предложения согласно новому порядку можно будет только до момента формирования государственных (муниципальных) заданий на 2020 год и плановый период (п. 2 Постановления № 1043). Каким образом в дальнейшем станут приниматься предложения федеральных органов-учредителей и финансовых органов из регионов, сохранится ли потом у них право на подачу таких заявок – об этом в нормативном акте ничего не говорится.
4. Изменения, вносимые в общероссийские перечни, дифференцированы по характеру. В одних случаях они приводят к корректировке реестровых записей, а в других – нет, при одних условиях измененные реестровые записи применяются сразу, а при других – с отсрочкой. В частности, сроки, в которые начинают действовать изменения в общероссийских перечнях, таковы.
Изменения, утвержденные в связи с принятием (корректировкой) акта, являющегося основанием для включения услуги в общероссийский перечень |
Действуют с момента утверждения (п. 16, абз. 3 п. 17 Правил формирования общероссийских перечней) |
|
Исправление технических ошибок (описок, опечаток, грамматических ошибок либо иных подобных ошибок) в реестровой записи |
Действие измененных реестровых записей начинается с даты начала действия реестровых записей, ранее содержавших эти технические ошибки (абз. 4 п. 18 Правил формирования общероссийских перечней) |
|
Изменения, утвержденные до внесения на рассмотрение в Правительство РФ проекта закона о федеральном бюджете |
Применяются начиная с формирования государственного (муниципального) задания на очередной финансовый год (абз. 1 п. 17 Правил формирования общероссийских перечней) |
|
Изменения, утвержденные после внесения на рассмотрение в Правительство РФ проекта закона о федеральном бюджете |
Применяются начиная с формирования государственного (муниципального) задания на первый год планового периода (абз. 2 п. 17 Правил формирования общероссийских перечней) |
|