Валютный контроль при импорте товаров и услуг

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Валютный контроль при импорте товаров и услуг». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Вне зависимости от типа валюты, используемой в контрактах, связанных с импортом товаров или услуг, все расчеты проводятся через российские банки. При этом договоры на сумму более 3 миллионов рублей подлежат обязательной регистрации. Эквивалент в рублях рассчитывается исходя из официального курса Центробанка на день подачи документов.

Пошаговая инструкция по импорту

Данная инструкция актуальна как для предпринимателей, планирующих импорт товаров из Китая в Россию, так и для бизнесменов, работающих с поставки внутри ЕАЭС, то есть при импорте товаров из Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии.

Пошаговая инструкция по импорту товаров, подготовленная нашими юристами, касается исключительно конкретных шагов по началу внешнеэкономической деятельности.

Общие вопросы, связанные с выбором товара, поиском поставщиков, согласования условий поставок, ведения переговоров и бизнес-планирования в данной инструкции рассмотрены не будут.

Рекомендуем ознакомиться: «Как стать участником ВЭД?»

Итак, как начать импортировать товары в Россию?

Кто осуществляет валютный контроль?

Регулирование в этой области осуществляют:

  1. Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
    ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты.
  2. Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
    В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.

СРОКИ РЕПАТРИАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПО ВНЕШНЕТОРГОВЫМ ДОГОВОРАМ ДЛЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ.

Сроки репатриации в законодательстве не установлены. Каждая компания может самостоятельно определить сроки репатриации на основе условий договора.

Нужно запомнить два основных правила:

  • В каждом внешнеторговом договоре обязательно должны быть указаны сроки исполнения обязательств или срок действия договора.

Без этого банк не проведет платеж. Хотя бы один критерий должен быть в тексте любого договора: либо срок действия, либо сроки исполнения обязательств сторонами.

  • Сроки репатриации могут рассчитываться самостоятельно клиентом, принимая в расчет условия договора.

Это значит, что клиент банка может сам рассчитывать срок, но этот расчет не должен противоречить условиям договора. Если клиент сам не рассчитывает срок, банк может сделать это самостоятельно на основании информации из договора, или банк может запросить расчет у клиента.

Например, экспортный договор, в котором прописано, что товар будет оплачен не позднее 180 дней с даты получения товара покупателем. В этом случае, клиент может установить срок репатриации 190 дней, так как закладывает срок для банковского перевода, если тот будет совершен в «последний момент». Самое главное, что это был разумный срок и не превышал срока действия договора. Если в дальнейшем деньги не придут в указанный срок, возникнет нарушение. Чтобы этого избежать, можно составить дополнительное соглашение с контрагентом о том, что сроки оплаты продлеваются, и указать новый срок. На основании этого дополнительного соглашения можно будет поменять сроки репатриации в банке.

Если информация о сроках исполнения обязательств в договоре отсутствует, то должен быть установлен срок действия договора. В этом случае для расчета срока репатриации можно установить срок в пределах срока действия самого договора.

Если срок действия договора не установлен, важно, чтобы сроки исполнения обязательств были четко зафиксированы.

Давайте разберем на примерах, что это значит.

Есть отличия при работе с экспортом и импортом. Разберем каждый вариант отдельно.

Экспорт

Сроки исполнения обязательств (при экспорте) – это сроки получения на свои счета денежных средств за поставленные товары.

Например, вот такая формулировка подойдет для экспортного договора

  • Срок оплаты поставленного товара – 100 дней с момента отгрузки товара со склада поставщика.
  • Срок поставки — 10 дней с момента получения 100 % предоплаты.

КАК ПРАВИЛЬНО УКАЗЫВАТЬ СРОКИ РЕПАТРИАЦИИ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ ИЛИ СРОК ВОЗВРАТА АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Импорт

При переводе валюты в качестве предоплаты за товар по импортным договорам, поставленным на учет, банк должен указать срок репатриации. В этом случае сроком репатриации будет срок возврата аванса в случае непоставки товара. Срок возврата аванса будет являться крайним сроком, когда можно получить товар или получить назад предоплату без нарушений.

Срок может быть четко прописан в условиях договора. Например: «срок возврата аванса 180 дней с момента платежа». В этом случае банк поставит эту дату, если вы сами не предоставите расчет срока в банк. Как говорил ранее, рассчитать срок вы всегда можете самостоятельно, но опираясь на условия договора. Поэтому в указанном примере, можно добавить срок банковского перевода, особенно если платеж идет через несколько банков-корреспондентов, рассчитав срок репатриации как 190 дней.

Срок может быть четко не определен. Например: «в случае непоставки товара в срок, поставщик возвращает авансовый платеж в течение 10 дней с момента получения требования о возврате». В этом случае вы можете сами рассчитать срок возврата аванса и сообщить об этом в банк при проведении платежа. При этом вы можете указать любой срок, ограничиваясь сроком действия договора.

Экспорт

Срок репатриации при экспорте указывается в СПД (справка о подтверждающих документах).

Если вы отправляете товар и еще не получили полную оплату за него, то есть, вам заплатят после поставки, или вам внесли частичную предоплату и часть денег вы ждете после поставки товара, в этих случаях вы подаете справку о подтверждающих документах и в ней указываете ожидаемый срок. Этот срок и будет крайним сроком, не позднее которого вы должны получить указанную в справке сумму (либо получить обратно свой товар).

Обратите внимание, СПД на таможенные декларации подается только если не было полной предоплаты за отгружаемый товар (при экспорте), и если была предоплата за ввозимый товар (при импорте).

То есть:

Экспорт – вы получили полную предоплату за товар. СПД на таможенную декларацию делать не нужно. Если предоплата неполная или ее не было, то нужно сделать СПД.

Импорт – вы не перечисляли предоплату, оплачивать товар будете после поставки. СПД на таможенные декларации делать не нужно. Если вносили хотя бы часть предоплаты, нужно сделать СПД.

Читайте также:  Медосмотр для водителей с 1 марта 2022 года: что изменилось

Это относится только поставкам за пределы таможенной территории ЕАЭС. По поставкам в пределах ЕАЭС (Казахстан, Беларусь, Армения и Киргизия) без оформления таможенных деклараций, СПД подается во всех случаях.

Что такое валютный контроль, и как он изменился в 2022 году

Когда договор или платёж с нерезидентом подпадает под требования, о которых мы писали выше, в дело вступает валютный контроль. Это особое подразделение банка, с которым нужно находиться на связи и отслеживать каждый контракт и каждый валютный платёж.

На такой случай в Кнопке есть отдельная команда, которая сопровождает валютные сделки и помогает пройти контроль. Как именно?

  • Проверяет сделку на соответствие закону и вносит правки.
  • Ставит контракт на учёт и берёт на себя общение с валютным контролем.
  • Готовит платёжки и документы для зачисления.
  • Следит за суммой по контракту и предупреждает о превышении.

Приобретение импортных товаров

Если компания приобрела импортные товары

Как определить стоимость ввозимых товаров (и иных материальных ценностей, например, основных средств)? Определите реальную себестоимость, для этого включите в нее:

  • суммы фактической оплаты продавцу согласно договору;
  • оплату услуг доставки, страховки и доведения товара (чаще всего основных средств) до состояния, пригодного к эксплуатации;
  • таможенную пошлину при ввозе товара;
  • невозмещаемые налоги;
  • плату за услуги информационного и / или консультационного характера в части приобретения товара;
  • плату за посреднические услуги;
  • комиссию банка за перевод средств, а также расходы за пользование кредитными средствами (если товар приобретен за счет заимствованных денежных средств).

Когда можно использовать валюту

Операции в валюте между российскими организациями запрещены и осуществляются только в российских рублях (ст. 9 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

Но есть особые случаи, когда расчеты в иностранной валюте между резидентами допускаются. И таких ситуаций довольно много:

  1. При перечислении средств в рублях со счета, открытого одним резидентом за пределами России, на счет другого резидента в одном из отечественных банков.

  2. При проведении резидентами-юрлицами целого ряда операций в валюте, зачисленной на их зарубежные счета. Сюда входят заработные выплаты сотрудникам расположенных за рубежом представительств, оплата и возмещение командировочных расходов работникам таких филиалов.

  3. При уплате различных бюджетных сборов и налогов в иностранной валюте в федеральный или муниципальный бюджет соответствующего государства.

  4. При переводе иностранной валюты с иностранных счетов физического лица-резидента РФ в Россию на счета других физических лиц-резидентов, открытых в российских банках.

  5. Если валютный перевод производится с российских счетов на зарубежные между физическими лицами-резидентами, которые имеют тесные родственные связи, например, являются супругами.

  6. При расчетах, связанных с получением банковских/коммерческих кредитов в уполномоченном банке.

  7. При переводах в дипломатические представительства валютной заработной платы на счета физических лиц-резидентов, которые там работают.

Органы и агенты валютного контроля

Основная цель валютного контроля — обеспечить соблюдение валютного законодательства при проведении операций, связанных с иностранной валютой. Согласно Закону РФ от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» N 3615-1 (далее — Закон N 3615-1) валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами валютного контроля и агентами валютного контроля (см. схему валютного контроля).

Схема валютного контроля

-----------------------¬ -------------------¬
¦ Валютный контроль +------------->¦ Правительство РФ ¦
L-----T--------------T-- L-------------------
¦ L-----------------------------¬
/ /
----------------------------¬ ----------------------------¬
¦ Органы валютного контроля ¦ ¦ Агенты валютного контроля ¦
L----T----------------T----T- L---T-----------------T------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
/ ¦ / ¦ /
-----------------¬ ¦ ------------¬ ¦ --------------¬
¦ Федеральные ¦ ¦ ¦Центральный¦ ¦ ¦ ¦
¦ органы ¦ ¦ ¦ банк РФ ¦ ¦ ¦Организации, ¦
¦ исполнительной ¦ ¦ L------------ ¦ ¦подотчетные ¦
¦ власти, в ¦ ¦ ¦ ¦федеральным ¦
¦ компетенцию ¦ / / ¦органам ¦
¦ которых входят ¦ ---------------¬ -------------¬ ¦исполнитель- ¦
¦ обязанности по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ной власти в ¦
¦ осуществлению ¦ ¦ Федеральный ¦ ¦ ¦ ¦соответствии ¦
¦ валютного ¦ ¦ орган ¦ ¦Уполномочен-¦ ¦с ¦
¦ контроля на ¦ ¦исполнительной¦ ¦ные ¦ ¦законодатель-¦
¦ основании ¦ ¦ власти, ¦ ¦банки, ¦ ¦ством РФ ¦
¦ действующего ¦ ¦уполномоченный¦ ¦подотчетные ¦ ¦(Таможенные ¦
¦законодательства¦ ¦Правительством¦ ¦Центральному¦ ¦органы, ¦
¦(Государственный¦ ¦ РФ (Минфин ¦ ¦банку РФ ¦ ¦подотчетные ¦
¦ таможенный ¦ ¦ России) ¦ ¦ ¦ ¦ГТК) ¦
¦ комитет) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------- L--------------- L------------- L--------------

Основными органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и Государственный таможенный комитет РФ.

Центральный банк РФ осуществляет контроль за валютными операциями кредитных организаций и валютных бирж (п.4 ст.11 Закона N 3615-1).

Таможенные органы РФ следят за перемещением через таможенную границу РФ валюты, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей. Кроме того, они контролируют валютные операции, связанные с перемещением через границу товаров и транспортных средств (ст.199 Таможенного кодекса РФ, утвержденного ВС РФ 18 июня 1993 г. N 5221-1).

Правительство РФ разграничивает функции и обеспечивает взаимодействие между органами валютного контроля (п.6 ст.11 Закона N 3615-1).

 ------------------------------------------------¬
¦ Пакет документов, необходимый для таможенного ¦
¦ оформления импортных товаров ¦
L---------T----------------------------T---------
/ /
-------------------------------¬ -------------------------------¬
¦ Документы, необходимые для ¦ ¦ Документы, необходимые для ¦
¦ принятия ГТД таможенными ¦ ¦ начала проверки ГТД ¦
¦ органами ¦ ¦ таможенными органами ¦
L----T--------T---T------T------ L----T----------T--------T------
/ ¦ ¦ / / ¦ /
-----------¬ ¦ ¦ -----------¬ -------------¬ ¦ ------------¬
¦Платежные ¦ ¦ ¦ ¦Копии ¦ ¦Копии ¦ ¦ ¦ Копия ¦
¦поручения,¦ ¦ ¦ ¦лицензий ¦ ¦транспортных¦ ¦ ¦ контракта ¦
¦подтверж- ¦ ¦ ¦ ¦или ¦ ¦или ¦ ¦ ¦ или ¦
¦дающие ¦ ¦ ¦ ¦разреше- ¦ ¦товаросопро-¦ ¦ ¦ договора с¦
¦уплату ¦ ¦ ¦ ¦ний, если ¦ ¦водительных ¦ ¦ ¦иностранным¦
¦таможенных¦ ¦ ¦ ¦они ¦ ¦документов. ¦ ¦ ¦ партнером ¦
¦платежей ¦ ¦ ¦ ¦требуются ¦ ¦Например, ¦ / L------------
L----------- ¦ ¦ ¦для ¦ ¦счета на ¦ ---------¬
¦ ¦ ¦пересече- ¦ ¦оплату ¦ ¦ Копия ¦
------ ¦ ¦ния ¦ ¦товаров ¦ ¦паспорта¦
¦ ¦ ¦границы ¦ ¦(инвойсы), ¦ ¦ сделки ¦
/ /L----------- ¦счета- ¦ L---------
-------------¬ -------------¬ ¦фактуры, ¦
¦ Электронная¦ ¦ Электронная¦ ¦счета- ¦
¦ копия ГТД ¦ ¦ копия ГТД ¦ ¦проформы, ¦
¦(на дискете)¦ ¦(на дискете)¦ ¦товарно- ¦
L------------- L------------- ¦транспортные¦
¦накладные, ¦
¦упаковочные ¦
¦листы и ¦
¦т.д. ¦
L-------------

Таможенники проверяют, соответствуют ли сведения, внесенные в ГТД, условиям контракта и сведениям, указанным в ПСи, а также проверяют подлинность печати Банка России. Ксерокопия ПСи, заверенная таможенным работником вместе с экземпляром ГТД, остается в делах таможенного органа.

В ходе проверки таможенные органы могут попросить организацию представить им дополнительные документы. Для этого они направляют в организацию запрос. В нем указывается перечень этих документов, а также срок, в течение которого организация должна представить перечисленные документы. Этот срок отсчитывается с момента фактического получения фирмой запроса от таможни и не может быть меньше:

  • 3 рабочих дней, если документы могут быть подготовлены самой организацией;
  • 5 рабочих дней, если их надо запрашивать у других организаций.
Читайте также:  Правила продажи автомобиля в 2022 году: как безопасно продать авто

После того как проверка декларации будет завершена, третий лист ГТД (возвратный экземпляр декларанта) и его ксерокопия с отметками таможни о выпуске товаров передаются представителю фирмы. Это означает, что выпуск товара разрешен.

Ксерокопию третьего листа ГТД, заверенную оттиском личной номерной печати и подписью должностного лица таможенного органа, организация должна представить в свой банк. Для этого ей отведен срок — 15 календарных дней. Этот документ также помещается в специальное досье.

В целях устранения дефицита платежного баланса и предотвращения потоков «горячих денег», дестабилизирующих курс национальной валюты, проводится валютный контроль (ограничение обращения иностранной валюты). Правовые основы и принципы валютного контроля в РФ установлены Законом о валютном регулировании и валютном контроле (Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Непосредственно о валютном контроле речь идет в гл. 4 (ст. ст. 22 — 25). Согласно п. 2 ст. 24 Закона о валютном регулировании и валютном контроле резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны:

— представлять в соответствующих случаях органам и агентам валютного контроля документы и информацию;

вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение как минимум трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

— выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, а также порядок и сроки их представления устанавливает Банк России (п. 4 ст. 5 Закона о валютном регулировании и валютном контроле). В настоящее время все это прописано в Инструкции Банка России N 138-И (Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»), действующей с 01.10.2012. Формами учета по валютным операциям резидентов являются справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах (п. 1.5 Инструкции Банка России N 138-И).
Таким образом, формы учета по валютным операциям представляются в рамках осуществления валютного контроля.

Справка о подтверждающих документах

Данная справка представляется только в том случае, если по внешнеэкономическому контракту оформляется паспорт сделки. Не понадобятся эти документы, если сумма обязательств по контракту не превышает в эквиваленте 50 000 долл. США:

— по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта;

— по курсу иностранных валют, установленному иным способом, рекомендованным Банком России (если курс иностранных валют по отношению к рублю не устанавливается Банком России);

— в случае изменения суммы обязательств по контракту на дату внесения последних поправок (дополнений) в контракт, предусматривающих такие изменения.

Вместе со справкой о подтверждающих документах (в одном экземпляре) в уполномоченный банк в силу требований п. 9.1 Инструкции Банка России N 138-И нужно представить документы, подтверждающие:

— исполнение (прекращение) обязательств по контракту иным способом, отличным от исполнения обязательств по контракту в виде расчетов;

— изменение обязательств по контракту.

При вывозе (ввозе) с территории РФ товаров, подлежащих декларированию, в качестве подтверждающих документов выступает таможенная декларация, а также иные документы, используемые в качестве таможенной декларации, за исключением временной, транзитной и итоговой таможенных деклараций (где в графе 7 указывается буквенный код «ЗПК») (пп. 9.1.1 п. 9.1). Таможенному декларированию в соответствии со ст. 203 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» подлежат:

— товары, ввозимые в РФ с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств — членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

— товары, вывозимые из РФ за пределы таможенной территории Таможенного союза.

Если же вывозятся (ввозятся) товары при отсутствии требования о декларировании таможенным органам товаров, в качестве подтверждающих документов представляются (пп. 9.1.2 п. 9.1):

— транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие документы;

— статистическая форма учета перемещения товаров, установленная Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.01.2011 N 40;

— иные документы, содержащие сведения о вывозе товара с территории РФ (отгрузке, передаче, поставке, перемещении) или ввозе товара на территорию РФ (получении, поставке, приеме, перемещении), оформленные в рамках контракта или в соответствии с обычаями делового оборота. В частности, это могут быть документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций по правилам бухгалтерского учета и согласно обычаям делового оборота.

Справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, перечисленные в пп. 9.1.1, должны быть представлены резидентом в банк паспорта сделки в течение 15 рабочих дней после даты, указанной во второй части регистрационного номера таможенной декларации, или даты выпуска товаров, проставляемой должностным лицом таможенного органа в таможенной декларации. Отсчет начинается от наиболее поздней даты. В случае наличия в таможенной декларации нескольких отметок о разных датах выпуска товаров 15-дневный срок исчисляется от наиболее поздней даты выпуска товаров, указанной в таможенной декларации.
Что касается документов, перечисленных в пп. 9.1.2, то они вместе со справкой о подтверждающих документах представляются в банк не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены эти документы. Датой оформления подтверждающего документа является наиболее поздняя по сроку дата подписания данного документа или дата его вступления в силу. Если дата подписания (вступления в силу) отсутствует, ориентируются на дату составления документа либо дату, свидетельствующую о ввозе на территорию РФ или вывозе с территории РФ товара, указанную в подтверждающем документе.
Резидент может быть освобожден от заполнения справки о подтверждающих документах по договоренности с уполномоченным банком. Тогда банк в установленные сроки самостоятельно заполняет эту справку на основании представленных резидентом подтверждающих документов (п. 9.4 Инструкции Банка России N 138-И).

Март 2013 г.

Тарифное и нетарифное регулирование

Тарифное регулирование – это метод воздействия государства на международную торговлю при помощи применения ввозных и вывозных таможенных пошлин на. Данный метод выполняет следующие функции:

  • повышение конкурентоспособности товаров местного производства за счет более низкой цены;
  • пополнение бюджета государства за счет уплаченных платежей.

Тарифное регулирование состоит из следующих элементов:

  • Единый таможенный тариф / ЕТТ ЕАЭС – свод таможенных ставок и пошлин;
  • Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности / ТН ВЭД – классификатор товаров;
  • таможенная процедура, например Импорт 40.

Нетарифное регулирование подразумевает введение экономических ограничений и запретов, среди которых:

  • запрет ввоза / вывоза товаров;
  • количественные ограничения ввоза / вывоза товаров;
  • исключительное право на экспорт / импорт товаров;
  • автоматическое лицензирование экспорта / импорта товаров;
  • разрешительный порядок ввоза / вывоза товаров.
Читайте также:  Как ИП будет платить взносы за себя в 2023 году. Сумма платежей, сроки уплаты

Экономические связи России

Благодаря заключению международных договоров, вступлению в союзы нашей страны российские юридические лица получают различные преференции. Налоговый и Таможенный кодексы также предлагают определенные льготы. Естественно, основные партнеры – это наши ближайшие соседи. Но и на широкой мировой арене мы не последние.

Вот несколько различных крупных союзов, в которых участвует РФ или ее соседи: Беларусь, Казахстан и Финляндия:

  • Всемирная торговая организация (ВТО). В новостях о ней часто упоминают. В апреле 2020 года ее членами являются более 160 государств. Белоруссия не входит в ВТО, по крайней мере пока, переговоры ведутся.

Вступление во всемирную организацию означает принятие особых торговых и таможенных правил. Законодательство страны должно отвечать международным стандартам, а условия, предоставленные одному государству, распространяются на все, поскольку каждый имеет право на одинаковые условия.

В России высока доля импортных товаров, ее вступление в союз открыло рынок для многих зарубежных поставщиков. В частности, и американских партнеров, хотя отношения с США у нас не простые.

  • Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В состав союза входят 5 стран: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. Есть государства, ведущие активные переговоры о вступлении. Смысл ЕАЭС в открытом и свободном торговом пространстве. Между странами также налажено свободное перемещение капитала (т.е. привлекаются инвестиции) и людей (значит, беспрепятственно границу пересекают рабочие и специалисты). Между членами ЕАЭС сложились хорошие отношения и в политическом смысле, поэтому санкции, которыми те же США или Европа пытались лишить нас поставок, положительно сказались на торговле с более радушными деловыми партнерами.
  • Европейский союз (ЕС). Как понятно из наименования, входят в него страны Европы, объединенные торговой и таможенной политикой. Из тех государств, что нас интересуют, в него входит только Финляндия. Для большинства стран общей является и валюта – евро (что упрощает расчеты). Для российских организаций, которые заключают контракты в евро, а затраты осуществляют в рублях, сделка может оказаться выгодной, даже по сравнению с долларовой.

Пример: курс на 9 апреля 2020 года составляет 1 доллар = 73,70 руб., 1 евро = 80,63 руб. Соответственно, если заключить договор на сумму 1 000 евро, то в рублях получим 80630, а если на 1 000 долларов, то 73700. Разница в 6930 на такой небольшой сделке, а когда речь идет о сотнях тысяч? Подразумевается, что товар мы покупаем по одной и той же цене в рублях. Вот если делать закуп в валюте, можно и проиграть на курсе.

  • Союзное государство (Союз России и Республики Беларусь). Это своеобразный симбиоз из двух государств, имеющий общие органы управления (парламент, высший государственный совет, совет министров и т.д.) и даже флаг и гимн. Последних, кстати, нет до сих пор. Положительная динамика торговых и политических отношений (несмотря на разногласия, периодически возникающие по поводу поставок газа) позволяет вести торговлю с Белоруссией, опираясь на похожие правила ведения учета и налогообложения. Порой, найдя в интернете информацию по каким-то операциям, не сразу понимаешь, что читаешь белорусский сайт. Да и учет ведется часто в аналогичных программах.
  • БРИКС (BRIKS). Аббревиатура образована от первых букв англоязычных названий стран, входящих в союз: Brazil (Бразилия), Russia (Россия), India (Индия), China (Китай), South Africa (ЮАР). Мощное сообщество, в первую очередь, потому что в него входят активно развивающиеся страны с высокими показателями ВВП (за исключением ЮАР, у нее уровень значительно ниже, зато она обладает определенными ценными ресурсами). Китай ведет активную международную торговлю, и я постараюсь вернуться к теме торговли с ним в следующих статьях.

Образованы и другие сообщества, например, БЕНИЛЮКС (аналогично БРИКС образовано от первых букв стран, входящих в него – Бельгия, Нидерланды и Люксембург), СНГ (входят в т. ч. Россия и Белоруссия); АТЭС (APEC по-английски, Азиатско-Тихоокеанское экономическое содружество). Существуют зоны свободной торговли (ЗСТ), такие как ЗСТ стран СНГ. Все они оказывают влияние и на остальные союзы, поскольку интересы многих стран регулярно пересекаются.

Основной смысл международной торговли – поставка в другие страны товаров, которые там востребованы и могут поставляться по выгодным ценам, аналогично импорт – ввоз таких товаров в Россию. Появляется конкуренция, приходится совершенствовать продукцию, гибко подходить к ценообразованию. В идеале. Реально может быть совсем по-другому.

Кто осуществляет валютный контроль в Российской Федерации

Согласно положениям ч. 1 ст. 22 173-РФ валютный контроль осуществляют:

  • Правительство РФ;
  • органы валютного контроля;
  • агенты валютного контроля.

Органами валютного контроля в РФ являются (ч. 2 ст. 22):

  • Банк России;
  • подразделения валютного контроля таможни;
  • подразделения валютного контроля налоговой службы.

Ч. 3 ст. 22 определяет уполномоченные банки как агенты валютного контроля, также в их число включены профессиональные участники рынка ценных бумаг и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

В соответствии с положениями ч. 6 ст. 22:

  • Правительство РФ координирует деятельность органов налогового контроля таможни и налоговой службы, а также их взаимодействие с Банком России (ч. 6 ст. 22);
  • Банк России взаимодействует с другими органами валютного контроля, координирует взаимодействие агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией.

Функции органов валютного контроля:

  • в функции Банка России при осуществлении валютного контроля входит контроль за осуществлением валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями (ч. 4 ст. 22);
  • органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за валютными операциями других субъектов, резидентов и нерезидентов РФ (ч. 5 ст. 22).

Какие документы сопровождают сделку с зарубежной организацией?

Во внутренней торговле основанием для оказания услуг или поставки товаров является договор, оплата производится по выставленному счету, а подтверждающими документами являются акт, счет-фактура, УПД, товарная или товарно-транспортная накладная — в зависимости от того, оказываются ли услуги или поставляется товар. Правила ведения этих документов как в бумажном, так и в электронном виде закреплены в законодательстве и регулярно актуализируются.

В случае с внешней торговлей бухгалтерия имеет дело с совершенно иным набором документов. Основой международных торговых отношений между двумя организациями является контракт, который должен быть составлен на двух языках — языках субъектов торговых отношений для однозначного трактования всех его условий обеими сторонами. Формально отличий контракта от договора не так много, разделы документов идентичны.

А вот с подтверждающими документами не все так однозначно. В зарубежном законодательстве отсутствуют понятия товарных накладных, счетов-фактур, актов и УПД. Некоторые контрагенты соглашаются подписывать акты произвольной формы, составленные российскими партнерами с целью принятия их к бухгалтерскому учету, однако обязать их это делать нельзя.

Основным документом при работе с иностранной компанией, подтверждающим поставку товаров или оказание услуг, является инвойс, он же является основанием для выполнения платежа. Для поставки товаров и прохождения таможни кроме инвойса и контракта к грузу должны прилагаться другие сопроводительные документы:


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *