Декретные пособия для неработающих женщин: сколько платят, как повысить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Декретные пособия для неработающих женщин: сколько платят, как повысить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Декрет — это время, когда сотрудница компании не работает и находится в отпуске в связи с появлением ребенка. В трудовом законодательстве России нет понятия «декрет» или «декретный отпуск». Вместо этого существуют «отпуск по беременности и родам» (ст. 255 ТК РФ) и «отпуск по уходу за ребенком» (ст. 256 ТК РФ).

Что такое декретный отпуск

Декрет в России — это два отпуска, которые следуют один за другим. Первый отпуск предоставляется по беременности и родам, второй — по уходу за ребенком.

В конце 1917 года советская власть приняла один из первых законов (или декретов) — «О страховании на случай болезни». По этому документу женщины освобождались от работы за восемь недель до родов и восемь недель после родов и получали пособие. С течением времени срок больничного увеличивали, вводили дополнительные льготы и гарантии, но в обиходе осталось название «декрет».

Выплаты при рождении ребенка в России

В каждом регионе России полагаются выплаты при рождении ребенка. При этом общая сумма этих выплат может отличаться, в зависимости от городских надбавок, например.

В 2022 году после рождения малыша родителю назначается единовременное пособие. В дальнейшем семья будет получать помощь ежемесячно: пока новорожденному не исполнится 1,5, и затем другую сумму до достижения возраста 3 лет.

Увеличить эту сумму могут дополнительные выплаты:

  1. Работающей маме выплатят деньги за своевременное обращение в женскую консультацию для постановки на учет (до наступления 12 недели беременности). Обязанностью работодателя станет выплата декретного пособия, а также компенсация до достижения младенцем возраста 3 лет;
  2. Жене военнослужащего полагается дополнительное единовременное пособие при беременности. В случае смерти отца новорожденного женщина может рассчитывать на дотации от государства, пока малышу не исполнится 1,5 года;
  3. Обратите внимание на региональную поддержку и губернаторские выплаты, которые существуют практически в каждом регионе РФ;
  4. Малоимущие семьи вправе обратиться за адресной помощью в органы соцзащиты, пособие будет увеличено;
  5. С 2018 года родителям на первого и второго новорожденного назначаются дополнительные пособия.

Кроме того детские пособия регулярно индексируются. С 1 февраля 2019 года «детские» выплаты выросли на 4,3%.

Выплаты, которые получат большинство семей в России

  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет;
  • ежемесячную компенсационную выплату в период отпуска по уходу за ребенком до трех лет.

После того как будущая мама получила в женской консультации листок нетрудоспособности (больничный), она должна предоставить этот документ работодателю (вместе с заявлением на отпуск по беременности и родам).

Бухгалтерия рассчитывает размер пособия и в течение 10 дней (либо в ближайший день зарплаты) деньги должны перечислить сотруднице.

Срок перечисления единовременной выплаты на рождение малыша зависит от статуса матери. Работодатель выплачивает в ближайший зарплатный день, соцзащита и ФСС не позднее 26 числа месяца, следующего за датой подачи пакета документов.

Пособие за раннюю постановку на учет выплачивается по заявлению женщины, если она встала на учет в женскую консультацию раньше 12 недель беременности. В 2019 году размер этой выплаты — 628,47 рублей.

Заявление на выплату женщина может подать вместе с заявлением на отпуск по БиР, либо отдельно. В первом случае его субсидию выплатят вместе с декретными, во втором — в течение 10 дней с момента подачи бумаг.

Пособие по уходу работающие женщины будут получать каждый месяц в дни зарплаты организации.

Какие пособия по беременности и родам положены женщинам

  1. Пособие по беременности и родам (декретные) выплачивают женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию. К ним относятся следующие категории будущих мам:
    • Официально трудоустроенные. Размер декретных будет составлять 100% от средней зарплаты. Выплачивается по месту работы.
    • Проходящие службу в ВС РФ по контракту. Пособие выплачивается по месту службы в размере денежного довольствия.
  2. Декретное пособие неработающим. Данная выплата положена только ограниченному числу безработных:
    • Студенкам, обучающимся по очной форме. Пособие будет выплачиваться в размере установленной стипендии. За назначением необходимо обращаться в учебное заведение.
    • Уволенным в связи с ликвидацией предприятия, в 12 месячный период после расторжения трудового договора. Выплачивается органами соцзащиты в установленном размере — 628,47 руб.
    • Индивидуальные предприниматели (ИП), добровольно уплачивающие страховые взносы. За оформлением пособия необходимо обращаться в территориальный Фонд социального страхования (ФСС). Выплачиваемая сумма составляет 43615,65 руб., которая рассчитывается по МРОТ (минимальный размер оплаты труда).

Эти виды пособия по БиР выплачивается не только на рожденных детей, но и на усыновленных в возрасте до 3-х месяцев.

На какие пособия и выплаты могут рассчитывать безработные?

Если женщина не была трудоустроена или уволилась до или во время беременности, декретные выплаты безработным не производятся, кроме тех случаев, когда увольнение произошло в результате ликвидации компании (предприятия), или если женщина обучается на очном отделении образовательного учреждения высшего, среднего и начального звена (пособие в данном случае будет равно стипендии и будет выплачиваться самим образовательным учреждением).

Неработающим также не положены выплаты пособия в связи с постановкой на учет на раннем сроке беременности. Но в различных регионах могут быть предусмотрены не зависящие от положения федерального закона выплаты. Например, в Москве при постановке на учет (при сроке до 20 недель) женщина, прописанная в Москве, получает единовременную выплату, которая действительна также и для неработающих.

Надеемся, что вы получили ответы на многие интересующие вас вопросы.

Единовременные выплаты при рождении ребенка

К появлению на свет малыша нужно подготовиться: купить кроватку, коляску и кучу мелочей, которые нынче стоят недешево. Поэтому существуют следующие разовые выплаты:

  • Пособие женщинам, которые обратились (стали на учет) в женскую консультацию до наступления 12 недель беременности. Молодая мама имеет право получить выплату только, если она постоянно наблюдалась в организациях здравоохранения и выполняла все рекомендации медицинских работников. Размер пособия – 1 бюджет прожиточного минимума (БПМ) или 239,87 BYN.
  • Пособие в связи с рождением ребенка. За рождение первого ребенка платят 10 БПМ или 2 398,7 BYN, за рождение 2-го ребенка и последующих детей – 14 БПМ или 3358,18 BYN.
  • Выплата при рождении двойни, тройни и т.д. На каждого ребенка – 2 БПМ или 479,74 BYN.

Пособие по уходу за ребенком-инвалидом

Помощь законным представителям по уходу за ребенком-инвалидом выплачивается до наступления совершеннолетия, т.е. до 18 лет. После этого ребенок может получать пособие самостоятельно.

Размер пособия для ребенка-инвалида до трех лет вычисляется исходя из средней заработной платы (СЗП), но с повышенным коэффициентом: СЗП/100*45, об этом мы уже говорили выше.

Для детей от 3 до 18 лет размер пособия зависит от группы инвалидности и привязан к БПМ: 1 или 1,2 БПМ (239,87 BYN или 287,84 BYN).

Пособие по уходу за ребенком с ВИЧ выплачивается до 18 лет. Размер пособия – 0,7 БПМ.

Льготы для многодетных семей

У многодетных семей в Беларуси особое положение – они могут получать льготы на жилье, налоги, воспитание детей. Государство делает все для повышения рождаемости в стране.

Жилищные льготы

Многодетная семья имеет внеочередное право на получение льготного кредита или субсидии на жилье. Льготный кредит предоставляется на следующих условиях:

  • процентная ставка за пользование льготным кредитом – 1% годовых;
  • максимальный срок льготного кредита – 40 лет;
  • размер льготного кредита – до 100 % стоимости жилья.

Кроме того, многодетным семьям оказываемся финансовая помощь (субсидия) в выплате жилищных кредитов:

  • при наличии 3-х несовершеннолетних детей – 75 % от суммы задолженности по кредиту;
  • при наличии 4-х и более несовершеннолетних детей – 100 % от суммы задолженности по кредиту.

Если кредит на жилье не льготный, то финансовая помощь предоставляется в размере 100 БПМ (23 987 BYN).

Что нового в условиях получения универсального пособия с 1 января 2023 г.

— Единое пособие с 1 января 2023 года будет выплачиваться и работающим (официально трудоустроенным), и неработающим, потому что основные критерии для назначения этого пособия предусматривают возможность не работать (не иметь официальных доходов), если на это есть уважительные причины.

Ольга Баталина:

Будет ли оно [единое пособие] выплачиваться и работающим, и неработающим? Да, потому что основным критерием назначения единого пособия является следующее.

  • Во-первых, это низкий уровень дохода семьи. Доход семьи не выше одного прожиточного минимума в среднем на душу населения, в том регионе, где семья живет.
  • Далее, есть набор требований по имущественной обеспеченности. Они не новые для нашей социальной практики, потому что ровно такой же набор требований предъявляется сегодня при назначении выплат семьям с детьми в возрасте от 3 до 8 лет (или до 7 лет включительно) и от 8 до 17 лет. То есть точно такие же требования. Внутри этих требований есть еще и ограничения по процентам от вкладов, которые имеются в распоряжении семьи.
  • И третья группа требований — это условия о занятости родителей, или так называемые правило нулевого дохода. И здесь предусмотрено, что родители могут (трудоспособные родители в семье) могут работать, или они могут не работать. Но если они не работают, то на это должны быть уважительные (или объективные) причины.
Читайте также:  Валютный контроль при импорте товаров и услуг

[…]

Поэтому, как видите, родители могут работать или же не работать, но иметь на это уважительные причины. И напомню, что оценка работы или не работы, периода дохода производится за 12 месяцев.

  • Соответственно, если родитель в течение 12 месяцев вообще не работал ни дня, ни месяца, в этом случае […] Социальный фонд будет анализировать — если в течение 12 месяцев родитель вообще не работал, были ли на это уважительной причины? […] Таким набором разных уважительных причин должны быть закрыты не менее 10 месяцев из 12-ти.
  • А если человек в течение этих 12 месяцев хотя бы месяц работал, если Федеральная налоговая служба предоставит по запросу Социального фонда хоть какие-то сведения о полученных им доходах от трудовой деятельности, предпринимательской, самозанятости, то тогда правило нулевого дохода в принципе к такому человеку не применяется. Если за 12 месяцев есть хоть какой-то доход.

— В правилах назначения единого пособия с 1 января 2023 года будет расширена уважительная причина отсутствия заработка, которая предусматривает непрерывное лечение длительностью свыше 3 месяцев. Раньше эта причина распространялась на прохождение лечения только самим заявителем или трудоспособными членами его семьи, а теперь она будет распространяться также на ситуации, когда заявитель или один из членов его семьи осуществляли уход за ребенком, который проходил непрерывное лечение более 3 месяцев.

Ольга Баталина:

Один из вопросов, который поступал к нам при выплатах на детей от 8 до 17 лет — не была учтена в таком непрерывном лечении возможность ухода за больным ребенком. О чем идет речь?

В случае, когда сама мама, подавшая заявление на пособия, не менее 3 месяцев находится на непрерывном лечении, эти 3 месяца учитывались в качестве уважительной причины. Но вот если мама не болела, но у нее болел ребенок, и мама была вынуждена все эти не менее трех месяцев за ним ухаживать в больнице, естественно, не имея возможности работать, то в этом случае такого рода 3 месяца непрерывного лечения в праве нулевого дохода не учитывались.

Вот сейчас при назначении единого пособия это также планируется учесть. То есть и 3 месяца непрерывного лечения самого заявителя, мамы или отца, или же 3 месяца непрерывного лечения ребенка, в течение которых родитель был вынужден, естественно, за ним ухаживать.

— В правилах получения единого пособия изменяется порядок определения расчетного периода для оценки нуждаемости.

Ольга Баталина:

Период оценки доходов […] выглядит следующим образом.

От месяца подачи заявления откладывается назад — сейчас 4 месяца, а с 1 января будет откладываться всего 1 месяц, т.е. мы еще ближе стали к оценке текущего финансового состояния семьи — […] это так называемый «слепой период» (период, за который налоговая служба просто еще не видит отчетности работодателя), а потом после этого 1 месяца будет взято 12 календарных месяцев, в течение которых будут анализироваться все доходы.

Но что важно — все доходы за эти 12 месяцев просуммируются, разделятся на 12, чтобы понять, каким доходом в среднем в месяц располагает семья, и разделятся на количество членов семьи.

— Если при оформлении единого пособия подается одно заявление сразу всех детей в семье в возрасте от 0 до 17 лет, то им выплаты будут назначены в одинаковом размере (на каждого ребенка), при этом ранее назначенные выплаты не будут учитываться при оценке доходов.

Ольга Баталина:

И еще раз многократно обращаю внимание, если в семье несколько детей, и все они по возрасту подходят под условия выплаты от 0 до 17 лет, то в заявлении нужно указывать всех детей. В этом случае это выгодное для семьи решение. Потому что в этом случае размеры выплат на всех детей будут назначены одинаковые, и при подаче заявления на детей, на них не будут учитываться ранее назначенные выплаты.

— Подавать заявление на получение универсального пособия с 1 ��нваря 2023 года нужно будет в объединенный Социальный фонд России (СФР). Сделать это можно будет через Госуслуги.

Ольга Баталина:

Новая выплата — единое пособие, как я уже говорила, — будет назначаться Социальным фондом России. Именно так у нас с Нового года называется объединенный фонд.

Вот мы сейчас с вами в конце года живем еще в ситуации с двумя внебюджетные фонды — один фонд называется Пенсионный фонд [ПФР], а второй — Фонд социального страхования [ФСС]. Вот эти два фонда с 1 января следующего года объединяются в один фонд, который будет называться Социальный фонд России [СФР].

То есть чисто территориально, если вы раньше приходили, предположим, в клиентскую службу Пенсионного фонда, и вы планируете подать заявление в следующем году в бумажном виде, по каким-то причинам у вас нет личного кабинета на портале Госуслуг, то вы придете в ту же самую клиентскую службу. Но называться это будет уже клиентская служба Социального фонда России.

— При подаче заявления на единое пособие Социальный фонд будет действовать в интересах семьи и не будет назначать новое пособие, если совокупный размер выплат на всех детей будет получаться меньше, чем то, что семья уже получает в виде старых выплат.

Ольга Баталина:

  • Если Социальный фонд (мы предусматриваем это специально в правилах предоставления единого пособия) при назначении выплаты увидит, что совокупный размер выплат, который получается к расчету, больше, чем тот, который вы получаете сейчас, то вам будет назначено единое пособие. В этом смысле мы будем действовать в интересах семьи.
  • Если же уже при расчете будет видно, что размер выплат в силу разных причин (мы же говорим о ситуации, когда ситуация финансовая в семье ухудшилась, а она может и улучшиться, ситуация может быть очень разная). Так вот, если в момент расчета Социальный фонд увидит, что новый размер выплат в совокупности на детей будет меньше, чем тот, который семья получает сейчас, то Социальный фонд не будет выносить такого решения, чтобы не ухудшить положение семьи. У семьи будет в этом случае возможность продолжать получать ранее назначенные выплаты.

То есть если в этом случае Социальный фонд выносит решение об отказе в назначении, потому что это невыгодно семье, только в этом причина отказа (а не потому, что семья не соответствует требованиям — она им соответствует), то предыдущие выплаты, ранее назначенные, они не прервется, они будут продолжать выплачиваться до истечения полного, собственно говоря, периода.

Изменения по выплатам на детей до 3 лет

— При рождении ребенка до 1 января 2023 года на него можно будет даже в 2023 году оформить старые ежемесячные выплаты на детей от 0 до 3 лет (в том числе оформить впервые).

Ольга Баталина:

Те семьи, у которых дети родятся […] вплоть до 1 января (то есть последняя дата будет 31 декабря текущего года), смогут принять решение: они подадут заявление на оформление, теперь мы можем их назвать, «старых выплат» — на первого ребенка или на третьего и последующих детей [от 0 до 3 лет], — или же они, проанализировав, примут решение, подадут заявление на оформление единого пособия, которое начнется с 1 января 2023 года.

  • Если они подадут заявление на так называемые «старые» выплаты, то они сохранят это право подавать повторно заявление на протяжении всех 3 лет — то есть до достижения ребенком возраста 3-х лет. Выплата назначается до достижения ребенком одного года, потом нужно будет повторно подать заявление до двух лет, подать заявление до трех лет.
  • Если же в течение этого периода они в какой-то момент, может быть, не сразу, примут решение перейти на единое пособие, подадут заявление на единое пособие и будут соответствовать требованиям единого пособия, то с момента, когда это единое пособие будет назначено, старая выплата прекратится.

Но учитывая, что условия назначения у старых выплат и у единого пособия разные, очень важно каждой семье, которая такое право выбора приобретет, внимательно проанализировать, какие условия ей выгоднее. И ровно на этих условиях, собственно, и подавать заявление.

— Почему взят такой большой расчетный период для оценки доходов — 12 месяцев? Если мое материальное состояние ухудшилось сейчас, а год назад финансовое состояние было неплохим — это значит, что я сейчас не нуждаюсь в пособии? То есть почему нуждаемость смотрят по прошлом году, если проблемы с доходами возникли сейчас?

Ольга Баталина:

Раньше все документы для назначения детских пособий нужно было самому собирать по разным ведомствам, инстанциям, и приносить в орган социальной защиты. Конечно, было огромное количество ошибок (не там поставили печать, печать не поставили вовсе, не тот документ заверили, а нужно принести еще какой-то документ). Понятно, что родители тратили огромное количество времени, отпрашиваясь с работы, собирая эти документы, справки, пытаясь уложиться там в приемные часы, бухгалтерии не всегда работают, здесь, приходя в органы соцзащиты не в то время, когда они работают. В общем, все это было достаточно хлопотно и неудобно. И много раз […] семьи говорили: слушайте, нас так отпугивает необходимость этого сбора документов, что проще вообще уже ни за какой поддержкой к государству не обращаться.

Читайте также:  Как подать на алименты после развода в суд

Вот сейчас действуют все новые на принципах социального казначейства, и не нужно приносить никаких документов, справок о доходах. Вообще сейчас почти 95% заявлений не требуют вообще предъявления никаких бумажных документов. Только в исключительных случаях оставшиеся 5% приносят некоторые справки, как например справка из военкомата, которой нет в электронном виде, поэтому ее нужно будет принести. А откуда же берутся тогда эти сведения о доходах? Что же их, не проверяют? Проверяют, но только они теперь получаются из Федеральной налоговой службы. Поэтому [берется такой] период оценки доходов для того, чтобы семьям не приходилось на бумаге приносить каких-либо документов.

[…] [Еще] дело в том, что у нас людей, которые ритмично, ежемесячно получают одну и ту же заработную плату, не так много. Вообще очень у многих есть еще дополнительные выплаты в течение года — у кого-то это премии, какие-то дополнительные бонусы, какие-то стимулирующие выплаты. Потом у нас много людей занято в сельском хозяйстве — у них сезонная занятость, они не получают ритмичный доход в течение всего года. Есть люди, которые занимаются предпринимательской деятельностью — тем более у них нет доходов каждый месяц, но зато в течение года у них может быть несколько периодов по результатам сделок или удачно проведенной работы с получением этого дохода. И если мы у семьи будем брать более короткий период — например, 3 месяца, как, положим, говорят об этом наши семьи, то не факт, что эти 3 месяца будут ровно того периода, когда этих доходов практически не было. Это могут быть как раз периоды высокого дохода. И понятно, что семья, зарабатывая эти деньги за эти 3 месяца, не живет на них только 3 месяца — она их равномерно распределяет в течение всего года.

И поэтому период 12 месяцев как раз наиболее выгоден для семьи, потому что он позволяет посмотреть, а каким доходом в среднем обладает семья, и не отказывать семье из-за вот этих вот месяцев каких-то крупных доходов — премий, выплат, каких-то поступлений, доходов от бизнеса и много многого другого. Поэтому поверьте, хоть и кажется, что вроде бы какое-то старое финансовое состояние семьи измеряется. Нет, только равномерное распределение расчетных доходов по году позволяет большему количеству семей претендовать на меры поддержки.

— Если у семьи отличается место регистрации и место фактического проживания (например, если семья проживает с детьми и временно зарегистрирована в Южно-Сахалинске, а постоянная прописка в Краснодарском крае), то по прожиточному минимуму какого региона должно будет начисляться универсальное пособие?

Ольга Баталина:

Если у семьи одновременно есть постоянная прописка и временная прописка, то семья сама принимает решение, какую из этих прописок указать в заявлении. Когда семья подает заявление на портале Госуслуг, она указывает в данном случае один регион — Краснодар или Южно-Сахалинск.

Конечно, я всем рекомендую указывать ту прописку того региона, где семья реально фактически живет. Почему?

  • Вы не можете заранее знать, точно ли вы не в тех 5%, которым нужно будет принести какой-то бумажный документ. Если вы, проживая в Южно-Сахалинске, укажете прописку Краснодара, то приглашать вас будут в клиентскую службу Социального фонда Краснодара, что будет, наверно, вам не очень удобно. Это раз.
  • Во-вторых, в Краснодаре и Южно-Сахалинске совсем разные величины прожиточного минимума. Поэтому оптимально подавать заявление опять в том же регионе, где вы реально проживаете (по временной или постоянной прописке) с тем, чтобы прожиточный минимум, который вам будет назначен, отражал особенности региона, где вы живете.

А так главное, чтобы какая-то из прописок в дальнейшем была подтверждена органами МВД, что вы подали реальные, достоверные сведения.

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет: новые размеры и порядок выплаты в 2020-2021 годах / «Правовест Аудит»

Напомним, что порядок выплаты и размеры «детских» пособий установлены Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее — Закон № 81-ФЗ).

Пособие по уходу за ребенком до полутора лет может получать один из членов семьи как работающий, так и безработный, который фактически ухаживает за ребенком (ст. 13 Закона № 81-ФЗ). То есть это может быть не только мама, но и папа, бабушка, дедушка и т.д. Главное, что они фактически тратят время на уход за ребенком и поэтому у них нет возможности трудового заработка.

Пособие могут получать и иностранные граждане и лица без гражданства, если они имеют статус постоянно или временно проживающих на территории РФ. Пребывающим в России иностранцам пособия на детей не положены.

Безработные, т.е. неработающие граждане, получают пособие на ребенка до 1,5 лет в твердой денежной сумме. Каждый год с 1 февраля его размер индексируется (ст. 4.2 и ст. 15 Закона № 81-ФЗ).

Справочно. Коэффициент индексации для пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет с 1 февраля 2020 г. составляет 1,030 (п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.01.2020 N 61).

До 1 июня 2020 года размер пособия зависел от того, за каким по очереди ребенком ухаживает родитель (родственник).

Поэтому с 1 февраля 2020 года до 1 июня 2020 года ежемесячное пособие выплачивалось в размере:

  • по уходу за «первенцем» — 3375,77 руб.;
  • по уходу за рожденными следующими детьми — 6751,54 руб.

Начиная с 1 июня 2020 года размер пособия одинаков для любого ребенка не достигшего полуторагодовалого возраста — 6752 руб. (ст. 24 Федеральный закон от 08.06.2020 N 166-ФЗ).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, у сотрудников, которые оформили отпуск, зависит от их среднего заработка и составляет 40 процентов от него, но не более установленного максимального размера и не менее минимального (ст. 15 Закона № 81-ФЗ).

Для расчета «усредненной зарплаты» нужно взять два календарных года, перед оформлением отпуска по уходу за ребенком (См. ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ от 29.12.2006).

Расчет можно произвести по следующей формуле:

*Справочно: Из числа календарных дней исключаются периоды:

  • временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
  • освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, на которую не начислялись страховые взносы.

Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком по отпускам, наступившим в 2020 году, составляет 27984,67руб. = (865 000+815 000)/730) х 30,4×40%), где:

  • 815 000 руб. — максимальный размер вознаграждения на которую начисляются взносы в ФСС в 2018 году (Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 N 1378);
  • 865 000 руб. — максимальный размер вознаграждения на которую начисляются взносы в ФСС в 2019 году (Постановление Правительства РФ от 28.11.2018 N 1426);
  • 30,4 коэффициент (среднемесячное количество календарных дней) — п. 23 Постановления Правительства РФ от 15.06.2007 N 375;

По общему правилу, минимальный размер пособия составляет 40% от минимального размера оплаты труда на момент оформления отпуска по уходу за ребенком. В 2020 году соответственно минимальный размер ежемесячного пособия — 4 852 руб. (12 130 руб. x 40%, где 12130 руб. — МРОТ (Федеральный закон от 27.12.2019 N 463-ФЗ)).

Обратите внимание! Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком у работодателя не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого не застрахованным лицам (безработным).

Таким образом, минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за вторым и последующими детьми у работодателя в 2020 году не может быть ниже 6751,54 руб.

С 01.06.2020 г. — минимальный размер пособия 6752,00 руб. (Закон № 166-ФЗ от 08.06.2020 года) по уходу за детьми до 1,5 лет не зависимо от очередности рождения. Значит, с этой даты минимальное пособие по уходу за первым ребенком также не может быть ниже 6752,00 руб.

Размеры минимальных пособий не зависят от даты обращения за пособием, то есть если обращение за пособием было до 2020 года, например, по уходу за ребенком, рожденным в 2019 году, то пособие, выплачиваемое в 2020 году не может быть менее этих минимальных размеров.

Размер пособия у безработных граждан будет проиндексирован с 1 февраля 2021 в соответствии с Постановлением Правительства РФ (оно еще не принято). Соответственно в январе 2021 года пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет будет прежнее — 6 752,00 руб.

Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком по отпускам, которые наступят в 2021 году, составит 29 600,44 руб.

= (912 000 (максимальная база по ФСС в 2020 году) + 865 000 (максимальная база по ФСС в 2020 году) /730 дн. (в 2019-2020 годах)) х 30,4×40%, что на 1 615,77 руб.

Читайте также:  Кто такие коллекторы и как себя с ними вести

больше, чем по отпускам, оформленным в 2020 году (максимальный размер пособия 27984,67руб.).

Минимальный размер пособия для родителей, у которых заключены трудовые договоры, составляет 40% от МРОТ на момент оформления отпуска.

В 2021 году соответственно минимальный размер ежемесячного пособия будет 4 956,80 руб. (12 392 руб. x 40%, где 12392 руб. — МРОТ с 01.01.2021 г. (Приказ Минтруда России от 28.08.2020 N 542н)).

Однако пособие не может быть меньше пособия у незастрахованных (безработных).

Таким образом, минимальный размер пособия в январе 2021 у работодателя будет не менее 6 752,00 руб., а с 1 февраля 2021 года этот размер будет повышен с учетом индексации.

Если сотрудник не готов полностью посвятить себя присмотру за свои чадом и хочет просто сократить время нахождения на рабочем месте, т.е.

продолжать работу во время отпуска по уходу за ребенком на условиях неполного рабочего времени или на дому, он может получать и зарплату, и пособие (ст. 256 ТК РФ, ст.13 Закона № 81-ФЗ).

Причем работодатель не вправе отказать работнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком, в установлении неполного рабочего времени, если он напишет об этом заявление.

Но сокращать рабочий день нужно таким образом, чтобы действительно можно было успеть обеспечить ребенку уход. В противном случае, есть риск лишится пособия из ФСС.

Закон № 81-ФЗ и ТК РФ не конкретизируют, сколько максимально может трудиться работник, что бы его рабочий день считался сокращенным и он не был лишен пособия на ребенка. Однако гарантия получения пособия предполагает замену заработной платы.

Поэтому в случае, когда работник в заявлении укажет чисто символическое сокращение рабочего времени, например, сократит рабочий день на 15 минут, осуществлять фактический уход за ребенком он не сможет (т.е. почти 8 часов + обед ребенок будет вне родительской заботы).

Практика показывает, что ФСС очень тщательно подходит к вопросу сокращения рабочего дня у работающих «декретников» и довольно часто отказывает в возмещении пособий, если выявит «формальный подход».

Конституционный Суд РФ в Определении от 28.02.2017 N 329-О указал, если рабочий день будет сокращен менее, чем на час, то гарантия в виде пособия по уходу за ребенком не сохраняется.

Однако Верховный Суд РФ (Определение от 23.07.2020 N 301-ЭС20-9387 по делу N А38-5758/2019) посчитал, что сокращение рабочего дня на 1 час недостаточно для получения пособия. Причем тот факт, что работник, получающий пособия, работал дистанционно, не убедил суд, что данные обстоятельства позволяют ухаживать за ребенком, а также в том, что уход за ребенком привел к утрате заработка.

Из анализа судебной практики можно сделать вывод, что сокращение рабочего времени работника на 1 — 2 часа в день является формальным, поскольку такое сокращение рабочего времени не может расцениваться как мера, необходимая для осуществления ухода за ребенком, и не влечет существенную утрату заработка (Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 30.04.2019 N Ф06-44776/2019 по делу N А55-17860/2018, Арбитражного суда Уральского округа от 19.03.2019 N Ф09-792/19 по делу N А76-26851/2018, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.01.2019 N Ф01-6240/2018 по делу N А82-5602/2018).

Как правило, претензии ФСС возникают, когда размер утрачиваемого заработка, значительно меньше суммы пособия. Например, в результате сокращения рабочего времени заработок утрачивается на 2,5%, а возмещается за счет средств Фонда в виде ежемесячного пособия 40% (Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 30.04.2019 N Ф06-44776/2019 по делу N А55-17860/2018).

В этом случае пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника.

Указанные обстоятельства, по мнению ФСС и судов, свидетельствуют о злоупотреблении работодателем правом в целях предоставления своему работнику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств ФСС.

Поэтому, по мнению автора, в относительной безопасности могут себя чувствовать только те работодатели, которые согласовали с «декретником» сокращение его рабочего времени и как следствие заработка не менее, чем на 40%.

Тарасова ТатьянаГлавный эксперт по налогам и бухучету, трудовому законодательству

Ежемесячное пособие выплачивается в день, установленный для выплаты заработной платы (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). Законом 81-ФЗ не установлен способ выплаты пособия, поэтому можно предположить, что оно выплачивается наличными деньгами или перечисляется на банковский счет, указанный в заявлении работника для перечисления заработной платы.

Постановлением Правительства РФ от 11.04.2019 N 419 внесены изменения в Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе». В частности, расширен перечень физических лиц — получателей пособий из бюджетов различных уровней, с которыми расчеты теперь осуществляются с использованием карты «Мир».

С 1 мая 2019 года пособия, связанные с рождением детей нужно выплачивать только на карты «Мир». Однако для пособий по уходу за ребенком назначенных до 1 мая 2019 года предусмотрен переходный период. Их можно перечислять на счета, на которые пособия перечислялись изначально, до истечения периодов:

  • окончания отпуска по уходу за ребенком;
  • срока истечения действия платежной карты;
  • не позднее 01.07.2020 года.

В связи с пандемией коронавируса Правительство РФ перенесло дату окончания переходного периода до 01.10.2020 года (Постановление Правительства РФ от 25.06.20 N 920) при условии, если срок платежной карты не истечет раньше.

Но ФСС сообщил, что до 31 декабря 2020 Центробанк не будет применять меры ответственности за зачисление указанных выплат на карты, не являющихся национальными платежными инструментами. Поэтому до 31.12.2020 года можно продолжать зачислять пособия в прежнем порядке (Информация ФСС РФ от 05.10.

2020 «Пособия продолжают зачислять на любую банковскую карту до 31.12.2020»).

Декретные выплаты на второго ребенка

Лицо может взять повторный декретный отпуск. Однако для этого необходимо составить заявление о прекращении первого отпуска. Затем составляется заявление о предоставлении второго отпуска. После того, как отпуск по беременности завершился, регулярное пособие на второго ребенка присоединяется к пособию на первого ребенка. Женщина получает удвоенный размер выплат до того, как первый малыш достигнет возраста 1,5 лет.

Выплаты предоставляются в случае, если имеется лист, полученный из-за беременности. Если беременная работает, то расчетами пособия занимается работодатель. Объем выплат составляет 100% от средней зарплаты, которую получала сотрудница в течение предшествующих двух лет. Для расчета совокупного размера выплат нужно умножить среднемесячную зарплату на число дней отпуска.

Расчет размера выплаты

В большинстве случаев пособие по БиР оформляется на 30 неделе беременности. И хотя такая обязанность возложена на работодателя и ФСС, женщине стоит проконтролировать этот процесс, чтобы убедиться в правильности расчетов. Не исключено, что при проведении вычислений будет допущена ошибка, из-за чего она не сможет получить весь объем положенной ей госпомощи. А если ей выплатят больше, чем предусмотрено законом, ей придется вернуть ошибочно перечисленные деньги пособия.

Чтобы определить размер декретных выплат в 2021 году, необходимо провести расчет по такой формуле:

(СД/ОКД)*КДБ, где

  • СД – совокупная сумма доходов, полученных за 2 последних года (2021 и 2021 гг.);
  • ОКД – общее количество дней в анализируемых двух годах;
  • КДБ – количество дней официального больничного по БиР (в зависимости от ситуации это может быть 140, 156 или 194 дня).

К примеру, если в 2021 году женщина ежемесячно получала зарплату 30 тыс., а в 2021 году – 35 тыс. руб., за 2 последних года ее доход составил 780 тыс. руб. (СД). Таким образом, ее среднедневной доход — это 780 тыс. /731 день =1 067,03 руб. При декрете в 140 дней ей положена выплата в 149 384,20 руб.

Впрочем, в порядок проведения расчетов могут быть внесены определенные коррективы. В частности, если часть анализируемого периода женщина находилась в декретном отпуске по уходу за ребенком. По закону в этом случае она может потребовать заменить данный отрезок времени на другой период. Например, если часть 2021 года работница находилась в отпуске, она может попросить учесть данные 2021 года, когда ее доход был выше. За счет этого она сможет получить более крупную сумму финансовой помощи.

Выплата осуществляется единовременно, независимо от длительности отпуска. Стандартное значение этого параметра – 140 дней, но длительность декрета может быть увеличена до 156 дней (при осложненных родах) или составить 194 дня (при многоплодной беременности).

Размер пособия в декрете на первого ребенка для неработающей мамы

Неработающим беременным женщинам государство не оплачивает больничный лист по беременности и родам даже в минимальном размере. Таким образом, безработная мама получает от соцзащиты только единовременную выплату при рождении ребенка, которая в 2020 году составляет 18 004 рублей 12 коп., а также минимальное ежемесячное пособие по уходу за малышом (4 852 рубля).

Также неработающие мамочки могут рассчитывать на ежемесячную выплату по случаю рождения первого ребенка с 1 января 2018 года, если ваш супруг официально не зарабатывает больше полуторакратной величины прожиточного минимума.

Для этого вам или мужу необходимо обратиться в соцзащиту по месту жительства с пакетом документов, в котором должны присутствовать:

  • свидетельство о рождении малыша
  • документ о регистрации или расторжении брака
  • подтверждение места прописки
  • справки о доходах обоих супругов за последние 12 месяцев.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *