Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Медкомиссия для получения прав: как пройти в 2023-м». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сначала нужно заключить договор на оказание медицинских услуг с медучреждением и произвести оплату. Следующим шагом должно стать получение бланка медицинского заключения о наличии (отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами. Его выдаст первый врач, которого посетит автомобилист. Этому врачу нужно будет предъявить ему паспорт, а также документ, подтверждающий оплату медосвидетельствования.
При каких болезнях можно ездить?
А теперь давайте перечислим перечень заболеваний, о которых часто спрашивают водители и которых, тем не менее, нет в официальном списке ни в качестве противопоказаний, ни в качестве особых показаний или ограничений.
При следующих состояниях ездить точно можно:
- экстрасистолия
- болезнь Бехтерева,
- ВИЧ (но зависит от его последствий),
- гепатит,
- киста головного мозга (если не влияет на психические отклонения),
- лунатизм (если не сопровождается психическими отклонениями),
- мигрень и любые головные боли,
- неврозы сами по себе также не являются противопоказанием, но если они сопровождаются психическими расстройствами, то могут таковыми стать),
- любая грыжа (позвоночника, паховая и другие),
- остеохондроз,
- реватоидный артрит,
- синдром Туретта (могут быть особые показания при нарушениях двигательных функций),
- синдром Фукса,
- тахикардия,
- тонус матки,
- цирроз,
- аппендицит,
- ишемическая болезнь сердца,
- инсульт (если нет опасных последствий),
- пневмония,
- гипотония,
- варикоз,
- грипп,
- гастрит,
- язва.
Полный перечень медицинских противопоказаний, применимых к управлению автомобилем, который приводится в указанном документе и других подзаконных актах, принятых позже, можно разделить на несколько больших групп:
- патологии, которые при определённых условиях всё же позволяют управлять автотранспортным средством. Например, при плохом зрении нужно обязательно быть в очках или других средствах корректировки зрения;
- болезни, при которых нельзя управлять транспортом, относящимся к определённой категории;
- заболевания, при которых противопоказано находиться за рулём любого автотранспортного средства, независимо от категории.
При выявлении медкомиссией у обследуемого противопоказаний, препятствующих вождению ТС, в медицинской справке прямо указывается, что данное лицо не может управлять автотранспортными средствами, на основании чего ему откажут в получении ВУ.
Ознакомиться с действующим списком таких противопоказаний можно в статье 23.01 ФЗ196. Отметим, что в законе оговариваются и случаи, когда данное ограничение может иметь временные рамки, после окончания которых нужно проходить медкомиссию повторно.
Эпилепсия и водительское удостоверение
Как ни странно, но эпилепсия, относящаяся к категории психоневрологических патологий, сопровождающихся возникновением припадков, не является абсолютным противопоказанием для получения прав. Между тем во время таких припадков, спровоцированных неожиданным возбуждением некоторых участков мозга, больной не может контролировать своё состояние.
Перечислим исключения, позволяющие эпилептикам получить положительный результат при прохождении медосмотра:
- последний эпилептический припадок зафиксирован свыше полугода назад;
- эпилептические приступы наблюдаются исключительно во сне;
- последний приступ спровоцирован отказом от курсового лечения;
- если припадок не сопровождается нарушениями сознания и происходит без утраты двигательной активности;
- если эпилептик прошёл курс лечения, включающий хирургическое вмешательство.
Стоит отметить, что врачи крайне неохотно дают положительные оценки при этой патологии, поскольку эпилептические припадки возникают спонтанно, предугадать их возникновение невозможно, а последствия могут оказаться крайне отрицательные, как для самого больного, управляющего автомобилем, так и для окружающих.
Другие заболевания, относящиеся к противопоказаниям
Мы перечислили только самые многочисленные группы патологий (по зрению и психического плана), не позволяющие стать водителем. Но этот перечень гораздо шире и включает множество состояний, препятствующих получению ВУ на законных основаниях. К ним относятся:
- пороки сердца (приобретённые или врождённого характера);
- некоторые патологии позвоночника;
- ряд нарушений слуха;
- выраженное отставание в развитии на физиологическом уровне;
- неправильно сросшиеся после получения переломов кости;
- хронические патологии дыхательных путей, затрудняющие дыхание;
- операция на миокарде, перенесённая менее 90 дней назад;
- отсутствие нескольких фаланг;
- патологии, влияющие на вестибулярный аппарат;
- ряд эндокринных заболеваний, включая диабет и патологии щитовидки в тяжёлой форме;
- некоторые сердечные патологии – ишемия, тахикардия и др. (перенесённый инсульт или инфаркт, если они не спровоцировали появление других болезней, в перечень не входят);
- гипертензия;
- желудочные патологии;
- болезни роста, включая нанизм и карликовость.
По каким основным критериям осуществляется проверка
Для различных видов ТС требуется выполнения разных физиологических процессов и задач. Один из важнейших показателей для проверки – это острота зрения.
Для разных категорий ВУ требования по зрительным показателям разные:
- Разрешается эксплуатация легкового ТС при зрительных показателях от 0,6 для лучшего, и 0,2 для худшего глаза. В расчет берутся и показатели в очках/линзах.
- Те же самые условия относятся и к мотоциклистам. Но в случае, когда один глаз вообще не видит, другой должен демонстрировать показатель от 0,8.
- Если говорить о грузовых ТС, показатель равен 0,8, а на худшем – 0,4. Коррекция диоптрий в очках разрешается не более 8. В случае, когда один глаз не видит, управление данным видом ТС запрещено.
Что касается регламентирующего документа, то это Приказ Минздравсоцразвития России № 302н от 12 апреля 2011 г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»
Весь список вредностей и опасностей в приложении к этому приказу довольно обширен, на несколько листов. Мы же коснемся только вождения транспорта. Периодичность медосмотра для водителей до достижения ими пенсионного возраста — раз в пять лет. При достижении пенсионного возраста — ежегодно.
Ответственность за игнорирование ограничений
К сожалению, такое сейчас не редкость. Человек с показаниями носить очки или линзы в повседневной жизни, пренебрегает этим требованием и садится за руль, не применяя данные приспособления. Случается, что слепой на один глаз водитель не торопится производить ремонт неисправной акустической парковочной системы.
Многие автолюбители из числа тех, кто имеет ограничения, считают требования голословными, поскольку убеждены, что наличие или отсутствие слухового аппарата или линз никак не влияет на качество управления автомобилем. При остановке сотрудником патрульно-постовой службы такие водители часто ссылаются на ПДД, как на основополагающий нормативный акт, регулирующий вопросы безопасной езды.
Во втором разделе этого документа, в котором перечисляются обязанности водителя, ни слова не говорится о необходимости применять те средства, которые позволят автомобилисту компенсировать физические недостатки, отличающие его от полностью здорового водителя.
Однако это обстоятельство не отменяет ограничивающую отметку в правах и сам факт того, что шофер этим требованием пренебрег. Что же грозит водителям, когда они игнорируют требования законодательства в области безопасности дорожного движения?
Дело в том, что в уже упоминавшейся 23 статье Федерального закона «О безопасности дорожного движения» прописывается, что при наличии определенных заболеваний водитель обязан применять технические средства («медицинские изделия», «специальные приспособления») или же оборудовать свое авто специальными техническими средствами, облегчающими вождение (акустическая парковочная система).
Таким образом, становится ясно, что управление ТС водителем, пренебрегающим предписанные ему ограничения, приравнивается к вождению без права управления машиной. Необеспечение требований регламентировано статьей 12.7 Кодекса об административных правонарушениях (управление ТС водителем, не имеющим права управления).
Данное правонарушение карается, равно как и езда без водительского удостоверения, административным штрафом от пяти до пятнадцати тысяч рублей.
[3]
Избежать штрафа будет весьма затруднительно. Доказать патрульному наличие акустической системы или слухового аппарата, при их отсутствии в авто, невозможно. А вот водители с плохим зрением имеют больше шансов «отделаться» малой кровью – очки, как правило, возят при себе. Да и проверять наличие линз у шофера вряд ли кто будет.
Медицинские показания, противопоказания, ограничения для водителей
Для начала давайте раскроем смысл вышеперечисленных требований:
- Медицинские показания представляют собой заболевания, которые требуют особых условий при использовании транспортного средства. К примеру, к таким показаниям относится обязательное ношение водителем очков или контактных линз, если у последнего существует отклонение остроты зрения.
- Медицинские противопоказания представляют собой болезни, которые прямо противопоказаны и запрещены при вождении автомобиля. Это значит, что при противопоказаниях медицинскую справку водитель просто не получит.
- Медицинские ограничения представляют собой болезни, которые не позволяют водителю управлять каким-либо определенным транспортным средством конкретной категории/подкатегории. Ограничения указывает на параметры заболевания, при несоблюдении которых человек не получит медицинскую справку.
Далее мы рассмотрим каждую из вышеуказанных групп подробнее.
В эту группу входят достаточно серьезные болезни, которые категорически не позволяют получить медицинскую справку. Когда речь идет, к примеру, о полной слепоте обоих глаз, об эпилепсии или шизофрении и тому подобных тяжелых диагнозах. Детальный перечень противопоказаний можно узнать ниже.
Как быть действующему водителю
Не все наши физические недостатки являются врожденными или приобретенными в детстве. Ситуация, когда абсолютно здоровый водитель вдруг терял зрение или слух, получал тяжелую травму ног или же позвоночника, не является такой уж редкостью. К подобным изменениям здоровья особенно внимательно следует отнестись гражданам, осуществляющим управление ТС.
Законодательством предусмотрено прохождение водителем медкомиссии не реже раза в три года. По результату обследования выдается так называемая водительская справка. Однако если в промежуточный период с водителем произойдут изменения здоровья и будет вынесен соответствующий врачебный вердикт, ограничения пропишут в водительских правах, и их придется выполнять.
Таким образом, никаких рамок для внесения ограничений в главный документ водителя не предусмотрено. Присвоение соответствующего статуса зависит только от изменения в состоянии здоровья самого обладателя прав.
С момента, когда квалифицированным медиком будет вынесено заключение об ограниченной годности (или даже противопоказанию) к управлению машиной, эти требования вступят в силу.
Права и обязанности водителя автомобиля скорой медицинской помощи.
Приказ Минздрава РФ № 100 от 26.03.1999 г. (Приложение № 12) устанавливает помимо квалификационных требований, права, обязанности и ответственность водителя автомобиля скорой медицинской помощи.
Дополнительно обязанности водителя автомобиля скорой медицинской помощи установлены в Приказе Минздрава РФ № 388н от 20 июня 2013 года. Этот документ частично дублирует положения Приказа Минздрава РФ № 100 от 26.03.1999 г.
Водитель автомобиля скорой медицинской помощи обязан (п.16 Приложения № 2 к Приказу Минздрава № 388Н от 20 июня 2013 года в ред. от 1 июля 2016 года):
-
подчиняться врачу или фельдшеру бригады и выполнять его распоряжения;
-
знать топографию населенного пункта, в котором расположена станция (отделение) скорой помощи и местоположение медицинских организаций;
-
обеспечивать немедленный выезд автомобиля скорой помощи на вызов и движение по кратчайшему маршруту;
-
отслеживать техническое состояние автомобиля скорой помощи, по мере необходимости поддерживать в нем порядок и чистоту;
-
содержать в функциональном состоянии приборы специальной сигнализации, выполнять мелкий ремонт оснащения (замки, ручки, ремни, лямки, носилки и иное);
-
обеспечивать сохранность имущества, отслеживать правильность размещения и закрепления бортовых медицинских приборов.
Другие заболевания, относящиеся к противопоказаниям
Мы перечислили только самые многочисленные группы патологий (по зрению и психического плана), не позволяющие стать водителем. Но этот перечень гораздо шире и включает множество состояний, препятствующих получению ВУ на законных основаниях. К ним относятся:
- пороки сердца (приобретённые или врождённого характера);
- некоторые патологии позвоночника;
- ряд нарушений слуха;
- выраженное отставание в развитии на физиологическом уровне;
- неправильно сросшиеся после получения переломов кости;
- хронические патологии дыхательных путей, затрудняющие дыхание;
- операция на миокарде, перенесённая менее 90 дней назад;
- отсутствие нескольких фаланг;
- патологии, влияющие на вестибулярный аппарат;
- ряд эндокринных заболеваний, включая диабет и патологии щитовидки в тяжёлой форме;
- некоторые сердечные патологии – ишемия, тахикардия и др. (перенесённый инсульт или инфаркт, если они не спровоцировали появление других болезней, в перечень не входят);
- гипертензия;
- желудочные патологии;
- болезни роста, включая нанизм и карликовость.
В полный перечень недугов, не позволяющих получить ВУ, включены только те болезни, носители которых могут создавать повышенный риск возникновения ДТП.
В каждом конкретном случае принимаются во внимание все нормативы, касающиеся патологии, а окончательное решение о пригодности/непригодности принимается коллегиально.
К примеру, если показатели АД превышают 140/90 мм рт. ст., садиться за руль нельзя – это правило касается гипертоников, у которых такой уровень давления считается нормой.
- допуск к управлению механическими транспортными средствами категории «В» будет осуществляться без учета «найма на работу»;
- беременные, имея водительское удостоверение категории «В», смогут управлять легковыми автомобилями без ограничений по сроку беременности. Ранее это было запрещено с 30-й недели беременности;
- при некоторых заболеваниях увеличены сроки переосвидетельствования. Так, при инфаркте миокарда это нужно делать первые два года ежегодно, затем – раз в два года (ранее – каждый год). При этом после инфаркта миокарда за руль допускали через год, сейчас с учетом состояния – через полгода;
- документ расширяет водительские медпоказания для инвалидов. В частности, водители с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата могут работать по некоторым водительским специальностям, а люди с глухотой – таксистами;
- люди с полной двусторонней глухотой теперь будут проходить медосвидетельствование для категории «В» раз в пять лет (ранее – раз в два года);
- при онкологических заболеваниях ранее люди могли водить авто только после лечения и на основании заключения онколога и при условии ремиссии заболевания. Сейчас это возможно во всех случаях, кроме IV клинической группы рака. Речь идет о больных, которые получают паллиативную помощь. При этом IV клиническая группа не то же самое, что IV стадия рака;
- пересмотрены позиции по отношению к лицам со следующими заболеваниями: при глазных болезнях, при заболеваниях ЛОР-органов, внутренних органов, нервной системы, хирургических заболеваниях, психических расстройств.
Если болезнь была выявлена при наличии прав
Иногда болезни, препятствующие вождению, выявляются у гражданина после получения им водительского удостоверения. В таком случае доступ к управлению транспортным средством должен утратить свою силу. Но страх гражданина остаться без комфорта зачастую не позволяет ему добровольно сообщить о наличии заболевания медикам или полицейским. Водителям необходимо понимать то, что на их плечах лежит большая ответственность за здоровье и жизнь свои и других участников дорожного движения.
Лишение прав в обязательном порядке в таком случае возможно следующими способами:
- Если водитель будет лишен прав на иных основаниях. В таком случае медицинская комиссия, которую обязан пройти лишенный прав водитель, даст отрицательное заключение на доступ к управлению ТС.
- По истечению срока действия водительского удостоверения. Процедура по продлению срока действия прав так же предусматривает прохождение медкомиссии, очевидный результат которой был рассмотрен выше.
- Досрочное лишение прав на основании возникших медицинских противопоказаний в судебном порядке (ст. 28 Закона о безопасности дорожного движения). В суд такая информация может быть направлена правоохранительными органами (например, из числа лиц, стоящих на учете у нарколога, но при этом неправомочно имеющих водительские права).
Ответственность за неисполнение требований
Управление автомобилем, несмотря на наличие запретов или ограничений в связи с особым состоянием здоровья, влечет за собой наступление административных последствий в соответствии с ч. 1 с. 12.7 КоАП РФ. Статья предусматривает наложение штрафа в размере от 5 до 15 тысяч рублей.
Мера административной ответственности будет применена к водителю в следующих случаях:
- если он будет пойман за рулем машины, при этом не имея водительского удостоверения на основании медицинских противопоказаний;
- при управлении категорией автомобиля, к которой водитель не допущен в связи с состоянием здоровья;
- при отсутствии линз или очков у водителя, имеющего обязанность их наличия.