Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная кадастровая оценка в 2022-2023 годах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основная цель проведения кадастровых работ – это необходимость внесения новой записи в Росреестр по конкретному земельному наделу для отображения всех сведений по нему. По итогу такой деятельности составляется кадастровый план, который подлежит постановлению на учет в Государственном кадастре.
Субъекты кадастровой деятельности
Такие работы выполняют кадастровые инженеры. Ранее для того, чтобы иметь право выполнять кадастровые работы и являться кадастровым инженером, необходимо было иметь квалификационный аттестат. С июля 2016 г. требования к кадастровым инженерам изменились. Теперь таковым может являться физическое лицо, которое в обязательном порядке состоит в одной из саморегулируе- мых организаций кадастровых инженеров (далее — СРО КИ). Стать членом СРО КИ можно только при соблюдении следующих условий:
- 1) наличие гражданства Российской Федерации;
- 2) наличие высшего образования но специальности или направлению подготовки, перечень которых утверждается Минэкономразвития РФ, или наличие высшего образования по не вошедшим в этот список специальностям или направлениям, при наличии дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений;
- 3) наличие опыта работы в качестве помощника кадастрового инженера не менее двух лет (стажировка);
- 4) сдача теоретического экзамена, подтверждающего наличие необходимых для осуществления кадастровой деятельности профессиональных знаний;
- 5) отсутствие наказания в виде дисквалификации за нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с вступившим в законную силу решением суда;
- 6) отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления;
- 7) наличие действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера (на сумму не менее 2,5 млн рублей).
Кроме того, обязательным условием вступления в СРО КИ является также отсутствие ограничений, связанных с исключением кадастрового инженера из СРО КИ. Так, нельзя претендовать на членство в СРО КИ:
- 1) в течение двух лет в случае, если кадастровый инженер был исключен по одному или нескольким основаниям, включающим:
- — нарушение обязательных условий членства в СРО КИ, к которым относятся: соответствие установленным условиям принятия физического лица в СРО КИ, соблюдение требований к осуществлению и организации кадастровой деятельности, внесение установленных СРО КИ взносов,
- — принятие в течение календарного года органом кадастрового учета решений об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков, которые связаны с подготовленным кадастровым инженером межевым планом, картой-планом территории (а также кадастровыми документами в отношении других, помимо земельных участков, объектов недвижимости) и суммарное количество которых составляет 25 и более процентов от общего количества решений при условии, что таких решений было принято не менее двадцати,
- — принятие за последние три года деятельности кадастрового инженера органом кадастрового учета десяти и более решений о необходимости устранения кадастровых ошибок в сведениях, связанных с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при определении местоположения границ земельных участков или местоположения зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства,
- — неосуществление кадастровым инженером кадастровой деятельности (непредставления в орган кадастрового учета межевого плана, технического плана, акта обследования, карты-плана территории, подготовленных кадастровым инженером) в течение трех лет,
- — непредставление кадастровым инженером в орган кадастрового учета актов согласования местоположения границ земельных участков;
- 2) в течение шести месяцев, если кадастровый инженер был исключен за неуплату членских взносов более чем за три месяца;
- 3) в течение срока дисквалификации либо срока, во время которого кадастровый инженер лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу решением суда, в случае если данный срок превышает два года.
Еще одно из ограничений заключается в том, что если кадастровый инженер был исключен из СРО КИ по причине представления им подложных документов при принятии в СРО КИ или был признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным, то он не вправе претендовать на членство в СРО КИ.
Следует отметить, что для лиц, имевших на 01.07.2016 действующие квалификационные аттестаты кадастрового инженера, предусмотрены переходные положения:
- — право осуществления кадастровой деятельности наряду с кадастровыми инженерами до 1 декабря 2016 г.;
- — для включения в состав членов СРО КИ не требуется прохождения стажировки и сдачи теоретического экзамена;
- — требование о наличии необходимого образования не применяется до 1 января 2020 г.
По новым требованиям, для подтверждения профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности, национальным объединением СРО КИ организуется проведение теоретического экзамена: создается экзаменационная комиссия, проектируется и внедряется автома?газированная информационная система, разрабатываются и утверждаются тестовые задания в соответствии с программой экзамена, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 28.07.2016 № 406 «Об утверждении программы теоретического экзамена, подтверждающего наличие профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности». Согласно этому документу, программа включает четыре раздела, каждый из которых вносит свою долю в общую структуру вопросов:
- 1. Объекты недвижимости (20% от общего количества вопросов);
- 2. Кадастровая деятельность (50% от общего количества вопросов);
- 3. Ведение государственного кадастра недвижимости и осуществление государственного кадастрового учета (20% от общего количества вопросов);
- 4. Осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (10% от общего количества вопросов).
Например, раздел 2 «Кадастровая деятельность» включает следующие темы:
- 1. Кадастровый инженер. Формы организации кадастровой деятельности.
- 2. Основания для выполнения кадастровых работ. Договор подряда на выполнение кадастровых работ.
- 3. Представительство. Доверенность.
- 4. Национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.
- 5. Саморегулируемые организации в сфере кадастровой деятельности.
- 6. Государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.
- 7. Страхование гражданской ответственности кадастрового инженера.
- 8. Условия членства и исключения кадастрового инженера из саморе- гулируемой организации.
- 9. Стажировка претендентов на получение квалификации «кадастровый инженер».
- 10. Результат кадастровой деятельности (межевой план, технический план, акт обследования).
- 11. Землеустроительная, градостроительная, лесоустроительная и другая документация, используемая при выполнении кадастровых работ.
- 12. Объекты землеустройства и иные объекты, сведения о границах которых подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.
- 13. Государственная геодезическая сеть, опорные межевые сети. Государственная система координат, местные системы координат.
- 14. Определение координат характерных точек границ земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках.
- 15. Определение площадей объектов недвижимости.
- 16. Восстановление на местности границ земельных участков и контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках но координатам характерных точек таких границ и контуров.
- 17. Точность определения координат характерных точек границ земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках.
- 18. Устранение несоответствий в местоположении границ земельных участков.
- 19. Комплексные кадастровые работы.
- 20. Средства измерений. Методы обработки результатов измерений.
- 21. Согласование местоположения границ земельных участков.
- 22. Определение местоположения помещения в пределах этажа здания или сооружения либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения.
- 23. Обжалование решений о приостановлении осуществления кадастрового учета.
- 24. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации, регулирующего осуществление кадастровой деятельности.
- 25. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
- 26. Ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну.
Для чего нужна данная процедура и что она означает?
Любой объект недвижимости подлежит внесению в ЕГРНП. Недвижимость, исключая помещения в многоквартирных домах, должна при этом иметь «привязку к местности». Такой «привязкой» и является межевание земельного участка в 2022 году.
Специалист, обладающий необходимой квалификацией, закрепляет фактические границы земельного участка. То есть, по GPS определяет координаты поворотных точек (углов) и при помощи специальной программы формирует на топографической карте участок площади, конфигурации, местоположения. Затем межевой план вносится в кадастр Росреестра.
ВНИМАНИЕ! В быту часто путают межевание границ земельного участка и вынос его границ в натуру. Между тем, это разные, прямо противоположные по назначению действия. Межевание – это фиксация фактически существующего участка, составление топографического плана. При помощи выноса точек можно проверить, соответствует ли фактический надел кадастровому плану. План при этом не составляется, он не нужен. Но данный процесс позволяет разрешить споры соседей, например, проверить, по закону ли забор между наделами находится там, где находится, либо кто-то из них присвоил кусок чужой земли.
Размежевать можно только землю, находящуюся в собственности (арендованную – нельзя). Процедуру следует проводить, если с наделом проводят сделки, а также делят, либо объединяют их.
Подача заявлений на государственный кадастровый учет и регистрацию прав
Напомню, что сейчас подать заявление на кадастровый учет и регистрацию прав можно на бумажном носителе при личном посещении МФЦ, либо ФГБУ «ФКП Росреестра», либо отправить по почте, либо заказать выездной прием за отдельную плату. Или в электронном виде через сайт госуслуг или Росреестра.
С 28.10.2021 года будет доступна подача заявления через нотариуса при нотариальной сделке. Либо выездной прием МФЦ или ФГБУ «ФКП Росреестра» за плату.
С 01.01.2023 будет доступна функция подачи заявления через личный кабинет на сайте Росреестра или через региональные порталы государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, с января 2023 года органы государственной власти и органы местного самоуправления, страховые и кредитные организации будут запрашивать сведения, содержащиеся в Росреестре, только в электронной форме.
Новое в госрегистрации сделок с долями в праве общей собственности
СИТУАЦИЯ |
РЕШЕНИЕ С 2021 ГОДА |
Когда не нужен нотариус | При отчуждении доли в праве общей собственности на с/х земли обращаться к нотариусу не нужно: такие сделки не требуют обязательного нотариального удостоверения (до 30.04.2021 этот вопрос был спорным).
Также теперь не нужно заверять у нотариуса изъятие доли в праве общей собственности для публичных нужд. |
Регистрация изменения долей | Чтобы зарегистрировать изменение долей, заявление подают:
|
Регистрация продажи доли третьему лицу | Если продавец собрал отказы остальных дольщиков от реализации преимущественного права покупки доли, можно сразу регистрировать сделку. Не нужно подтверждать, что другие дольщики извещены о планируемой продаже доли.
Если сделку удостоверил нотариус, в Росреестр не нужно представлять доказательства отказа других дольщиков от покупки. |
Общий порядок оформления объектов недвижимого имущества
Законодательство устанавливает многочисленные ограничения для проведения кадастрового учета и регистрации прав. Требуется, чтобы в результате кадастровых работ в ЕГРН попадали сведения с фактическими характеристиками объектов недвижимости, при этом требуется, чтобы фактические характеристики соответствовали установленным требованиям и сведениям в исходных документах. На практике часто бывает, что фактические характеристики не соответствуют требованиям или соответствуют, но не подтверждаются исходными документами или нужные документы отсутствуют. Таким образом, не более половины объектов недвижимости в Российской Федерации могут быть учтены в ЕГРН по результатам кадастровых работ. Если при изучении имеющихся исходных документов и результатов кадастровых работ выявлены препятствия для проведения кадастрового учета, то объекты следует сначала подготовить в ходе предусмотренных законом процедур, а уже затем подавать заявление на кадастровый учет и регистрацию прав.
Подготовка объектов для кадастрового учета
Для того, чтобы узнать, необходимо ли готовить объект для кадастрового учета, следует уяснить состав имеющихся документов, провести кадастровые работы для получения фактических характеристик и сравнить полученные фактические характеристики со сведениями в исходных документах и сведениями ЕГРН. Если имеет место, хотя бы одно из нижеперечисленных условий,
- Нет документов, обязательное использование которых для составления межевого или технического плана установлено законом и приказами Минэкономразвития по составлению межевых и технических планов.
- Фактические характеристики объекта, полученные по результатам кадастровых работ, не соответствуют сведениям в имеющихся исходных документах.
- Фактические характеристики объекта, полученные по результатам кадастровых работ, не соответствуют законодательным требованиям к объектам недвижимости.
- Фактические характеристики объекта, полученные по результатам кадастровых работ, противоречат имеющимся сведениям ЕГРН.
то объект нужно будет готовить для проведения технического учета.
Для подготовки объектов к кадастровому учету следует, прежде всего, провести кадастровые работы, по результатам которых получить фактические характеристики. Полученные фактические характеристики необходимо сравнить с законодательными ограничениями, установленными для объектов недвижимости. Для зданий это разрешенное количество этажей, разрешенное назначение, соответствие градостроительному лану земельного участка. Для земельных участков – минимальная и максимальная площадь, установленная правилами землепользования и застройки. Фактические характеристики необходимо сравнить со сведениями в исходных документах, обязательное использование которых предусмотрено законодательством и определить допустимость выявленных расхождений. Наконец необходимо сопоставить фактические характеристики со сведениями ЕГРН. Если выявлено отсутствие документов и недопустимые расхождения, препятствующие проведению кадастрового учета, то результаты кадастровых работ следует оформить в виде межевого или технического плана на бумажном носителе и использовать при проведении работ по подготовки объекта.
Пути подготовки объектов для кадастрового учета:
- Если характеристики объекта не соответствуют установленным требованиям, то не исключается приведение характеристик объект недвижимости в состояние, которое соответствует требованиям законодательства.
- Если отсутствуют нужные исходные документы, их можно попытаться найти в государственных и муниципальных архивах или получить в порядке установленных законом процедур.
- Если характеристики объекта не соответствуют сведениям в исходных документах, можно а) внести изменения в исходные документы, если законом установлены соответствующие процедуры, б) привести объект в соответствие со сведениями, указанными в исходных документах, в) отдельно оформить часть объекта, превышающую площадь по исходным документам и г) отказаться от использования части объекта, предоставленной исходными документами, если такое использование невозможно или нецелесообразно.
- Если ни один из вышеперечисленных путей не подходит, то остается подача искового заявления в суд для признания права на объект недвижимости с его фактическими характеристиками.
- Если фактические характеристики объекта недвижимости, полученные в результате кадастровых работ, противоречат сведениям ЕГРН о самом объекте или смежных объектах, необходимо внести изменения в сведения ЕГРН в порядке исправления реестровой или технической ошибки или в судебном порядке.
Востановлние исходных документов
При отсутствии чертежа границ первое, что нужно сделать — запросить сведения в организациях, где нужные сведения могут храниться:
- копии землеустроительных и кадастровых дел, хранящиеся в государственном фонде землеустроительной документации;
- утвержденный проект организации и застройки территорий садоводческого, огороднического или дачных некоммерческого объединений граждан;
- архивные фотопланы и картографические документы, подтверждающие местоположение на местности границ более 15 лет;
- картографические материалы, хранящиеся в архивах местных администраций, проектных и изыскательских организаций;
- план границ из технического паспорта БТИ, изготовленного до 1 января 2013 года.
Полученные документы служат законным основанием для обоснования прохождения уточняемых границ.
При отсутствии правоустанавливающих и правоподтверждающих документов необходимо запросить:
- выписку из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок;
- справку садоводческого товарищества о членстве.
Порядок проведения кадастровых работ (этапы)
Выполнение комплекса кадастровых работ в отношении земельного участка регламентируется правилами, установленными российским законодательством. В дополнение к законам, указанным в начале статьи, следует выделить:
- 1) Распоряжение Правительства РФ от 03.03.2012 N 297-р «Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда РФ на 2012-2020 годы»
- 2) Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»
Процесс выполнения кадастровых работ состоит из нескольких этапов:
- 1) Заключение договора с заказчиком работ.
Две стороны, принимающие участие в проведении необходимых для учёта недвижимости работ, заключают договор. В договоре определяется порядок выполнения работ, стоимость и сроки.
- 2) Подготовительный этап.
На этой стадии специалисты кадастровой службы занимаются сбором, систематизацией и анализом имеющихся данных о участке (архивные картографические материалы). Специалисты должны располагать актуальной информацией для качественного выполнения своих функций. Для этого запрашивают следующие документы:
- Выписку и кадастра недвижимости;
- Земельно-кадастровый план на определённый земельный участок;
- Каталог координат участка и местной опорной сети;
- Документы, содержащие информацию об объектах и субъектах права на недвижимое имущество.
- 3) Комплекс полевых работ.
Специалисты производят согласование расположения участка, сообщают о проводимых работах заинтересованным лицам. Далее специалисты выполняют инструментальное определение точного положения поворотных точек границы участка. Погрешность этого этапа работ составляет до 0,5 мм.
- 4) Камеральный этап.
В ходе этого этапа составляют пакет документов, которые передаются заказчику и в соответствующий государственный орган, занимающийся ведение кадастра недвижимого имущества.
Установление границ земельного участка.
Прежде чем перейти к описанию механизма разрешения судебного спора, необходимо остановиться на правилах проведения кадастровых работ по уточнению границ земельных участков.
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, наиважнейшими элементами земельного участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются границы. Границы земельного участка определяются в соответствии с Законом № 221-ФЗ, а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является прежде всего систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.
В государственный кадастр недвижимости среди прочих включаются такие уникальные характеристики участка, как описание местоположения его границ и его площадь (п. 3, 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 221-ФЗ). Согласно п. 7, 9 ст. 38 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат их характерных точек.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из данных, имеющихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа – из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (технический паспорт, договоры, свидетельства).
Обратите внимание: при отсутствии документов границами земельного участка признаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Споры чаще всего возникают и имеют наибольшую трудность при уточнении границ земельных участков, так как определить координаты характерных точек с помощью правоустанавливающих документов зачастую невозможно. Законодатель учел возможные злоупотребления в данной сфере и ввел процедуру обязательного согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков.
Разрешение споров при согласовании местоположения границ участка.
В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.
В соответствии с п. 5 ст. 40 Закона № 221-ФЗ не урегулированные споры должны разрешаться в судебном порядке. Следует отметить, что осуществление кадастрового учета не является соревнованием, которое проводится по принципу «кто успел, тот и съел», поэтому постановка на кадастровый учет земельного участка смежного собственника и регистрация права собственности на него еще не свидетельствуют об определении смежной границы в окончательной форме.
Прежде всего нужно провести тщательную подготовку к предстоящему судебному разбирательству, в рамках которой необходимо осуществить следующие действия:
- Затребовать сведения о земельном участке заинтересованного лица (смежного собственника) из государственного кадастра недвижимости (благо, они носят открытый характер).
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:
- копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости (межевой план);
- кадастровой выписки об объекте недвижимости;
- кадастрового паспорта объекта недвижимости;
- кадастрового плана территории;
- в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Наиболее содержательными из перечисленных документов являются межевой план и кадастровая выписка о земельном участке. На наш субъективный взгляд, лучше всего затребовать кадастровую выписку, так как она отражает необходимые сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Сведения могут запрашиваться любым заинтересованным лицом, но следует помнить, что за их предоставление взимается плата.
- Потребовать от кадастрового инженера вынесения заключения о возможных причинах принятия решения о приостановлении кадастрового учета. В соответствии с п. 12 Приказа Минэкономразвития России № 412 раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана в следующих случаях:
- в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений существующих земельных участков;
- имеются неснятые возражения по поводу местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения;
- в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, раз-меры образуемых земельных участков).
При вынесении заключения кадастровый инженер должен сравнить координаты поворотных точек границы земельного участка смежного собственника, указанных в кадастровой выписке или межевом плане, с координатами поворотных точек, полученных им при осуществлении кадастровых работ по уточнению границ вашего земельного участка. Кроме того, он должен определить площадь наложения земельных участков.
Самыми существенными обстоятельствами, подтверждающими правоту кадастрового инженера, являются нарушения, допущенные при установлении местоположения границ смежного земельного участка. Поэтому нужно провести контрольный замер поворотных точек вашего и смежного земельного участков. Необходимо обратить внимание на природные или искусственного происхождения объекты, существующие на местности 15 лет и более и позволяющие определить местоположение границ земельного участка. Такими объектами могут быть забор (его остатки), столбы, пни, различные насаждения, деревья. Закон предписывает, что при отсутствии сведений о координатах границ в правоустанавливающих документах нужно определять местоположение границ только по этим объектам, а не произвольно.
Следует изучить правоустанавливающие документы на земельные участки. Ими могут быть выписки из похозяйственной книги, технические паспорта и другие документы, где были определены размеры земельных участков, которые можно сравнить с размерами, полученными при контрольном замере.
В заключении кадастрового инженера должен быть сформулирован вывод на предмет соответствия проведения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка требованиям законодательства РФ и возможных вариантов решения земельного спора.
- Подготовить исковое заявление об установлении местоположения границ земельного участка, в основу которого нужно положить заключение кадастрового инженера. Существует определенная сложность в формулировании исковых требований. В связи с тем что сведения о земельном участке включаются в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана (ч. 2 ст. 16 Закона № 221-ФЗ), исковые требования необходимо изложить следующим образом:
- признать местоположение смежной границы по координатам поворотных точек, указанных в межевом плане и кадастровой выписке о земельном участке заинтересованного лица, кадастровой ошибкой в сведениях;
- установить смежную границу между земельными участками в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в заключении кадастрового инженера (как правило, они совпадают с поворотными точками, указанными в межевом плане вашего земельного участка);
- обязать орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости (п. 4 ст. 28 Закона № 221-ФЗ).
- Подать исковое заявление в суд. В качестве ответчика следует привлечь смежного землепользователя. Также представляется необходимым привлечение в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, органа, осуществляющего кадастровый учет, а также кадастровых инженеров.
Какую ответственность несет кадастровый инженер
При выполнении должностных обязанностей кадастровый инженер может допускать ошибки. Они могут нести негативные последствия, а в будущем приводить к разбирательствам в судебных органах. Для снижения вероятности таких случаев по закону предусмотрена имущественная и административная ответственность.
Смотрите также: Ответственность застройщика после сдачи дома в эксплуатацию
Лишение аттестата возможно в таких ситуациях:
- Наличие более 25% решений об отказе в принятии имущества на кадастровый учет из-за ошибок в составлении плана (межевого, технического) или акта обследования.
- Принятие 10 и более решений органом учета об исправлении ошибок в данных, предоставленных кадастровым инженером при указании границ ЗУ и расположения зданий, сооружений, помещений.
Решение об аннулировании аттестата принимает квалификационная комиссия, а структура, выдавшая аттестат, отправляет копию решения в течении 24 часов в кадастровый орган и СРО.
Когда проводятся кадастровые работы в 2021 году
Кадастровые работы нужно проводиться в каждом случае, когда требуется внести сведения в ЕГРН. Оказание кадастровых услуг может включать:
- определение точек границ вновь сформированного участка – при выделении органов власти, при разделе, выделе или объединении;
- при уточнении границ, устранении реестровых ошибок (например, при наложении границ соседних наделов);
- постановка на учет вновь построенного объекта;
- внесение в ЕГРН изменений после реконструкции, перепланировки, переустройства зданий, помещений;
- для снятия с учета объекта, который утратил существование (например, в результате сноса, разрушения).
Разберем, что такое комплексные кадастровые работы и где они применяются. Специальные правила применяются, если проводятся комплексные кадастровые работы. Они проводятся в отношении группы объектов и территории. Например. комплексные кадастровые работы нужны для градостроительной деятельности и зонирования территорий. Чаще всего комплексные кадастровые работы заказывают через тендеры и госзакупки.
Оказание кадастровых услуг осуществляется на основании договора подряда. В нем описываются этапы кадастровых работ, их сроки и стоимость. Собственник должен обеспечить доступ к участку или строению для проведения обследований. По общим правилам документы выдаются в электронном формате, либо сразу направляются в Росреестр. Если заказчику нужен письменный межевой или технический план, либо иной документ, это необходимо сразу указать в договоре.
Цель проведения в отношении земельных участков
Целью межевания является обеспечение возможности владения земельным наделом (получение права собственности) и впоследствии проведение каких-либо действий с участком.
Частными случаями необходимости проведения кадастровых работ являются:
- Создание новых участков для выделения их из массы земель;
- Установление новых границ после ликвидации старых объектов;
- Внесение в реестр измененных координат по участку и данных, касающихся его площади и конфигурации;
- Объединение двух или более участков в один объект;
- Регистрация права собственности на надел при наличии необходимости проведения коммуникаций;
- Выделение земли из общего надела;
- Приватизация участка, который находится в государственной собственности;
- Наложение ограничения на земли, связанного с проведением работ на смежных участках.
Кадастровая деятельность. Кадастровый инженер и требования к выполнению кадастровых работ
Заключение
Кадастровая деятельность.
Для начала, скажем, что осуществление кадастровой деятельности регламентируется Федеральным законом от 24 июля 2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (Далее — 221-ФЗ), а также Федеральным Законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ (Далее – 218-ФЗ).
Согласно № 221-ФЗ, кадастровая деятельность — это выполнение управомоченным лицом (далее — кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее — кадастровые работы).