Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответ недели: подтверждаем расходы на бензин». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Объект налогообложения «доходы» не подразумевает учета расходов для исчисления авансовых и итогового налогового платежей. В связи с этим при указанном объекте в книгу учета доходов и расходов стоимость ГСМ не попадет.
Учет ГСМ у упрощенца с объектом «доходы»
Однако нельзя забывать про бухгалтерский учет. И если предприниматели могут позволить себе отказаться от его ведения, то компании должны в обязательном порядке его организовать и вести в соответствии с требованиями Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положениями по бухгалтерскому учету.
Для учета ГСМ в бухучете у упрощенцев независимо от выбранного объекта налогообложения предназначен счет 10. План счетов выделяет специальный субсчет 10.3 «Топливо».
По дебету счета осуществляется оприходование горюче-смазочных материалов на основании первичных документов:
- Дт 10.3 Кт 71 – поступление ГСМ через подотчетное лицо на основании авансового отчета с приложенными чеками,
- Дт 10.3 Кт 60 – оприходование ГСМ напрямую от поставщика на основании товарной накладной, УПД и пр.
Операции по кредиту счета означают списание топлива в расходы в целях бухгалтерского учета на основании выписанных путевых листов. Счет дебета выбирается в зависимости от целей списания: Дт 20, 25, 26, 44 … Кт 10.3.
Отказ от использования путевых листов для подтверждения расходов по ГСМ воспринимается неоднозначно контролирующими органами и судьями. Минфин в письме №03-03-06/1/354 допускает такую возможность, оговаривает, что документы должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ. Порядок оформления первички по расходу ГСМ Минфин не устанавливает. Обязательные реквизиты документов содержит ФЗ-402 «О бухучете». Любой документ, соответствующий его требованиям и утвержденный в учетной политике (ПБУ1/2008 п.4), может использоваться для подтверждения расходов. Из этого следует, что акты на списание ГСМ и документы, подтверждающие работу нетранспортных агрегатов на бензине, являются достаточным основанием для списания, если они правильно оформлены и утверждены в организации как рабочие.
Что касается перевозок, то мнения судей различны. Так, ФАС ЗСО в постановлении №Ф04-2219/11 по делу №А27-10300/2010 от 17/05/11 г. делает вывод, что путевые листы для подтверждения расходов необходимы в любом случае, поскольку эти документы свидетельствуют о работе автомобиля фактически в производственных целях.
В то же время ФАС СЗО в постановлении №Ф07-2241/12 по делу №А42-3168/2011 от 12/04/12 г. говорится: путевой лист – не единственный документ, подтверждающий, что расходы на ГСМ экономически обоснованы. Поддерживает эту позицию и постановление 9-го ААС №09АП-12355/12 от 9/06/12 г. Организации, основной вид деятельности которых не относится к перевозкам, могут обойтись в своей работе без путевых листов, как унифицированных, так и самостоятельно разработанных.
Организация, не применяющая путевые листы, может столкнуться с необходимостью доказывать свою правоту контролирующим и судебным органам, особенно по вопросу включения топливных затрат в расчеты по налогу на прибыль.
Как признавать расходы на ГСМ в целях налогообложения?
Учет ГСМ в 1С 8.3 — пошаговая инструкция
В организации учет и списание ГСМ состоит из:
- поступления;
- распределения (если ГСМ закупается централизованно);
- расходования;
- списания.
Рассмотрим таблицу отражения данных операций в 1С в виде пошаговой инструкции.
Наименование операции | Документы (отчеты) в 1С |
Приобретение ГСМ централизованно | |
Принятие на учет по накладной | Поступление (акт, накладная) — Товары (накладная) |
Приобретение ГСМ через подотчетника | |
Принятие на учет по авансовому отчету | Авансовый отчет — вкладка Товары |
Распределение ГСМ по автомобилям | |
Заправка авто ГСМ по талонам, когда право собственности на топливо перешло после аванса | Перемещение товаров — вкладка Товары (ГСМ в резервуарах АЗС — склад Авто) |
Заправка авто ГСМ со склада организации | Перемещение товаров — вкладка Товары (ГСМ в резервуарах — склад Авто) |
Учет расходования ГСМ | |
Расход по путевым листам | Путевой лист (при включенной функциональности Путевые листы) |
Списание | Требование — накладная, Путевой лист |
Как видим, одна из важнейших процедур: учет расходования ГСМ — не находит отражения в 1С 8.3 Бухгалтерия 3.0 при выключенной функциональности Путевые листы. Там отражается лишь результат данной операции — списание топлива по путевым листам в 1С 8.3.
Документальное оформление расходов на ГСМ
На основании ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.
Основным оправдательным документом, подтверждающим фактический расход ГСМ на производственные цели, является путевой лист (Письмо ФНС России от 22.11.2010 N ШС-37-3/15988@).
О правилах заполнения путевого листа можно прочесть в Письме Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-07/51. В нем также отмечается, что нетранспортные компании могут разработать форму путевого листа самостоятельно и оформить его на несколько дней, неделю или любой другой срок, не превышающий одного месяца.
При этом форма путевого листа, разработанная организацией самостоятельно исходя из удобства учета, должна содержать следующие обязательные реквизиты любого первичного документа согласно Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:
— наименование и номер путевого листа;
— сведения о сроке его действия;
— сведения о владельце транспортного средства;
— марка и государственный номер транспортного средства;
— фамилия, имя и отчество водителя.
Кроме того, форма путевого листа должна быть утверждена в учетной политике.
Наряду с этим отмечаем, что путевые листы нужно хранить в организации не менее пяти лет.
Правила учета ГСМ — нормативы
Компании имеют право на утверждение собственного лимита расходования топлива:
- заимствуют сведения о расходовании ГСМ из технической документации на машину;
- собирают комиссию и производят замеры.
Замеры расхода бензина производятся по следующей схеме (отдельно для порожнего и груженого ТС, для летних и зимних поездок, для простоя с включенным двигателем и т.д.):
- В пустой бак заливается бензин, фиксируется его объем.
- Автомобиль ездит до момента полного опорожнения бензобака.
- По спидометру определяется, сколько километров авто проехало до опустошения бака.
- Определяется, сколько топлива требуется для проезда 1 километра (число литров делится на количество километров).
- Составляется акт комиссии с подписями всех ее членов.
Правила учета ГСМ — подтверждение расходов на топливо
Формы путевого листа обязательны к применению только для профессиональных перевозчиков. Непрофильные компании вправе разрабатывать свои бланки и отражать их как приложение с образцом в учетной политике. Следует помнить о таких моментах:
- на каждый автомобиль должен оформляться отдельный путевой лист;
- предельный срок действия листа — 1 месяц;
- в путевом листе отражается точный маршрут поездки и расход топлива.
Если в компании более двух транспортных средств, учитывать расходы на топливо будет проще, если вести внутреннюю отчетность. Формы отчетности, сроки составления, список ответственных лиц — все утверждается руководством в приказе. Среди полезных отчетных форм:
- Отчет о движении горюче-смазочных материалов, оформляемый материально ответственным за выдачу ГСМ работником на основании актов, требований, товарно-транспортных накладных, карточки учета расхода ГСМ, ведомости учета возврата талонов. В документе указываются сведения о получившем топливо сотруднике, разновидности ГСМ, единицы измерения, цель выдачи, остаток на начало/конец отчетного периода, поступление, выбытие.
- Ведомость учета выдачи горюче-смазочных материалов. В документе указывается выданное всем работникам топливо. Водители предъявляют путевой лист или другой документ, итоговое количество ГСМ суммируется в конце ведомости, вместе с наименованием и маркой ГСМ, информацией об автомобиле (регистрационный номер, модель, марка), информацией о водителе (ФИО, день выдачи топлива, табельный номер), сведения о ГСМ, необходимых в период техобслуживания и ремонта ТС (на основании накладных и лимитно-заборных карт).
Отказ от использования путевых листов для подтверждения расходов по ГСМ воспринимается неоднозначно контролирующими органами и судьями. Минфин в письме №03-03-06/1/354 допускает такую возможность, оговаривает, что документы должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ. Порядок оформления первички по расходу ГСМ Минфин не устанавливает. Обязательные реквизиты документов содержит ФЗ-402 «О бухучете». Любой документ, соответствующий его требованиям и утвержденный в учетной политике (ПБУ1/2008 п.4), может использоваться для подтверждения расходов. Из этого следует, что акты на списание ГСМ и документы, подтверждающие работу нетранспортных агрегатов на бензине, являются достаточным основанием для списания, если они правильно оформлены и утверждены в организации как рабочие.
Что касается перевозок, то мнения судей различны. Так, ФАС ЗСО в постановлении №Ф04-2219/11 по делу №А27-10300/2010 от 17/05/11 г. делает вывод, что путевые листы для подтверждения расходов необходимы в любом случае, поскольку эти документы свидетельствуют о работе автомобиля фактически в производственных целях.
В то же время ФАС СЗО в постановлении №Ф07-2241/12 по делу №А42-3168/2011 от 12/04/12 г. говорится: путевой лист – не единственный документ, подтверждающий, что расходы на ГСМ экономически обоснованы. Поддерживает эту позицию и постановление 9-го ААС №09АП-12355/12 от 9/06/12 г. Организации, основной вид деятельности которых не относится к перевозкам, могут обойтись в своей работе без путевых листов, как унифицированных, так и самостоятельно разработанных.
Организация, не применяющая путевые листы, может столкнуться с необходимостью доказывать свою правоту контролирующим и судебным органам, особенно по вопросу включения топливных затрат в расчеты по налогу на прибыль.
Бухгалтерский учет расходов по приобретению и списанию ГСМ
Приобретенные ГСМ включаются в состав материально-производственных запасов организации и принимаются к учету по фактической себестоимости (абз. 2 п. 2, п. 5, абз. 3 п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).
Приобретенные подотчетным лицом ГСМ для автомобиля принимаются к учету по дебету счета 10 «Материалы», субсчет 10-3 «Топливо»,
Стоимость израсходованных ГСМ включается в расходы по обычным видам деятельности или в составе прочих расходов (п. 4, абз. 2 п. 5, абз. 2 п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
Списание ГСМ производится на основании данных, отраженных в путевом листе (Письмо Росстата от 03.02.2005 N ИУ-09-22/257).
В бухгалтерском учете списание израсходованных ГСМ отражается по дебету счета 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» или счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы» в корреспонденции с кредитом счета 10, субсчет 10-3.
Расходы на покупку личного автомобиля
Прежде чем учитывать затраты в расходах УСН, подумайте, как доказать налоговой, что используете автомобиль для бизнеса. Чем дальше ваш вид деятельности от перевозок или разъездов, тем сложнее это сделать.
Случай из жизни: ИП занимается установкой металлопластиковых конструкций и учитывает в расходах стоимость легкового автомобиля, который он, по его словам, использует для «получения заказов, проведения замеров и доставки комплектующих». Налоговая признала это неправомерным, «поскольку предприниматель осуществляет вид деятельности, не относящийся к грузовым и пассажирским грузоперевозкам», доначислила налог, пени и штраф.
Предприниматель начал судиться с налоговой, и суды разных инстанций поддержали его. Запомните ключевые фразы из судебного постановления — пригодятся на случай споров:
- «Автомобиль приобретен и использовался предпринимателем непосредственно в процессе предпринимательской деятельности, с целью получения дохода от данного вида деятельности, а доводы налогового органа об использовании транспортного средства в личных целях носят предположительный характер».
- «Налоговое законодательство не содержит ограничений по включению в расходы затрат по приобретению и обслуживанию транспортных средств, приобретенных для осуществления предпринимательской деятельности. В этой связи доводы инспекции о том, что расходы принимаются лишь при осуществлении деятельности, связанной с грузовыми и пассажирскими перевозками, не основаны на законе». (Постановление ФАС Уральского округа от 18 октября 2007 г. по делу № Ф09-8532/07-С3).
Но нельзя надеяться на то, что от налоговой больше не будет претензий. Минфин в письме от 26.03.2008 г. № 03-04-05-01/79 утверждает, что «легковой автомобиль, используемый индивидуальным предпринимателем для поездок в банк, налоговые инспекции, центры технического обслуживания, к покупателям и поставщикам для заключения договоров, не может быть признан основным средством».
Получается, вы рискуете, если учитываете расходы на покупку автомобиля, который необязателен для вашего бизнеса. Доказывать свою позицию, возможно, придётся в суде. Но нет гарантии, что решение суда будет таким же благоприятным.
Ещё раз: сначала решите, сможете ли доказать налоговой пользу личного автомобиля для бизнеса. Для чего вы его используете? Помогает ли он вам получать доходы? Почему вы не можете получать доходы без него? Если вы ответили на эти вопросы и даже отрепетировали ответ вместе с другом-скептиком, можете учитывать расходы на покупку автомобиля в налоге УСН.
Как списывать расходы на ГСМ у ИП на УСН «доходы минус расходы»
При УСН все траты на бензин, техническое обслуживание и ремонт транспортного средства ИП может включить в состав расходов. На режиме «доходы минус расходы» в расходы ИП входят только те материальные издержки, которые были оплачены и приняты к учету. Оплату нужно подтвердить документально. Это могут быть кассовые чеки с заправок, станций техобслуживания или товарные чеки на масла.
Минтрансом утверждены методические рекомендации, в которых прописаны нормы расхода ГСМ. Такие же нормы содержатся в технической документации по транспортному средству. Согласно этим нормам и рассчитывается расход бензина на автомобиль.
Если по транспортному средству, используемому ИП в своей деятельности, нет нормы расхода топлива или норма превышена, ИП вправе сам прописать свою норму расхода ГСМ в приказе. А затем придерживаться ее при расчете расходов. Документом, подтверждающим расход бензина, является путевой лист — порядок его заполнения утвержден Минтрансом. Путевой лист оформляется ежедневно или на срок не больше месяца. Для удобства вы можете оформлять путевой лист раз в месяц, если ваши поездки нерегулярные.
Учет поступающего топлива намного проще в компаниях, которые владеют топливными картами на бензин – они могут получить подробные отчеты в личном кабинете, что существенно упрощает учет. Другие варианты:
- водитель покупает бензин или солярку за наличные средства, полученные на предприятии, после чего предоставляет в бухгалтерию чек с АЗС и путевой лист, где указан пройденный путь;
- организация самостоятельно закупает топливо, после чего распределяет его между автомобилями на собственной АЗС — такая практика распространена преимущественно в компаниях с большим автопарком, в этих случаях топливо списывается на основе предоставленных путевых листов.
Безусловно, использование топливных карт выгоднее во всех отношениях. Во-первых, отсутствует риск нецелевого использования средств водителем, во-вторых, намного упрощается работа бухгалтера.
Для списания топлива целесообразно использовать счет 10, который предназначен для учета средств, затрачиваемых на материалы. Как правильно подсказывают опытные специалисты, для списывания средств на приобретение топлива удобно завести субсчет — это сделает отчетность более прозрачной и понятной.
Учет ГСМ в налоговом и бухгалтерском учете при УСН
Можно ли расходы на ГСМ не нормировать, а списывать в полной сумме
Можно. Обязательных требований к нормированию стоимости ГСМ ни бухгалтерское, ни налоговое законодательство не предъявляет. При этом, если нормы вы не применяете, будьте готовы обосновать объем списываемого топлива в налоговом учете. Целесообразно установить одинаковый подход к учету расходов на ГСМ в бухгалтерском и налоговом учете. То есть либо и там и там применять нормы, либо не применять
Какие способы нормирования существуют
Первый — применять нормы, разработанные Минтрансом. Второй — учитывать ГСМ в пределах норм, установленных изготовителем .
Третий вариант учета расходов — использовать нормы, разработанные самостоятельно. Подтверждать эти нормы будут акты контрольного заезда транспортного средства в заданных условиях
Является ли нарушением пересмотр норм топлива в середине года
Это допускается, если изменение норм ГСМ обоснованно. Например, оказалось, что новый автомобиль расходует больше топлива, чем установили изначально. В расходы УСН списывают только экономически оправданные затраты, которые подтверждены документами. Причину изменений укажите в приказе директора фирмы о новых нормативах расхода топлива
Можно ли разработать разные нормы расхода ГСМ на зимнее и летнее время
Да, можно, законодательство это не запрещает. В приказе директора отразите, какие периоды считаются зимними и летними. Укажите зимние и летние нормы расхода топлива
Можно ли перерасход топлива удержать из заработной платы водителя
Можно, если перерасход — вина водителя. А это может установить комиссия, состоящая из директора и других специалистов (ст. 247 ТК РФ). Обязательно надо попросить работника объяснить перерасход. Издать распоряжение об удержании директор вправе только в течение месяца после расчета ущерба фирмы. И в размере, не превышающем один средний месячный заработок (ст. 248 ТК РФ). Если месячный срок пропустили или сумма ущерба больше, то взыскать средства с работника можно только через суд
Ставка налога по УСН: объект доходы минус расходы
Налоговым кодексом РФ основной считается ставка 15%. Однако в зависимости от региона России, эта ставка может меняться в сторону понижения вплоть до 5%. Более того, предполагается, что уже с 2017 года местные власти смогут снижать ее даже до 3%, что не может не радовать. Регионы имеют право понижать ставку не только исходя из каких-то своих особенностей, но и для привлечения интересных выгодных инвестиций. Индивидуальные региональные налоговые ставки могут пересматриваться один раз в год.
Внимание! По закону, начинающие предприниматели, работающие в производственных, научных или социальных областях, имеют право в течение двухлетнего периода на нулевую ставку налога, но только при условии, что на то есть воля региональных властей. При этом нет необходимости оплачивать даже минимальный налоговый уровень.
Важно! Для того, чтобы выяснить наиболее эффективную и выгодную налоговую ставку на территории той или иной области РФ, нужно обратиться в ближайшую налоговую инспекцию.
Существую утвержденные нормы, рекомендуемые Министерством транспорта, однако они рассчитаны на среднестатистические условия. В реальности на расход топлива может повлиять наличие/отсутствие атмосферных осадков, состояние дороги, загруженность шоссе и многие другие факторы.
Так, если грузовой автотранспорт движется практически по бездорожью, расход топлива может возрасти на 35–40 % с грузом и на 15–20 — без него. Также необходимо учитывать сезон и специфику автомобильных поездок в конкретных населенных пунктах.
Изменения в сети обслуживания карт рублевой программы:
Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Псковская, Мурманская, Тверская область, Республика Карелия.
Изменения в сети обслуживания карт литровой и рублевой программы:
Московская область, Республика Татарстан.
Изменения в сети обслуживания карт рублевой программы:
Ульяновская область, Республика Крым.
Экипаж команды ROSNEFT завоевал титул чемпиона России в шоссейно-кольцевых автогонках
На автодроме Moscow Raceway успешно для команды LADA Sport ROSNEFT завершился 6 этап Российской серии кольцевых гонок (РСКГ).
Воспроизведение материалов сайта
допускается с согласия владельца
Учет стоимость ГСМ при УСН
Путевой лист — ключевой документ, который подтверждает обоснованность и необходимость разъездов на автомобиле. Его нужно оформлять на каждый автомобиль отдельно. Срок действия путевого листа может быть от одного дня до одного месяца
В путевом листе фирме и предпринимателю лучше указывать конкретный маршрут каждой поездки и соответствующий ему расход топлива автомобиля
Накладные, чеки АЗС, выписки со счета
Первичные платежные документы подтвердят, что расходы на ГСМ были фактически оплачены
Авансовый отчет необходим, если топливо приобреталось через подотчетное лицо. К отчету работник прикладывает документы об оплате
Расходы, оплаченные подотчетным лицом, считаются оплаченными работодателем на дату утверждения авансового отчета. При условии, что долга перед сотрудником нет
Приказ директора о порядке учета расходов на ГСМ
Приказ составляйте в произвольной форме. В документе надо предусмотреть нормативы ГСМ или указать, что вы списываете расходы на ГСМ в полной сумме.
Обратите внимание: нормировать расходы можно как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. А можно и не нормировать. В бухгалтерском учете расходы на ГСМ разрешается списывать в размере фактически понесенных затрат, то есть без нормирования (п. 5 ПБУ 5/01). В налоговом учете обязательных требований к нормированию также не установлено. Фактический расход топлива подтверждает путевой лист
Затраты на приобретение автомобиля
Для того, чтобы включить в состав расходов свои затраты на приобретение личного автомобиля, предприниматель должен уметь доказать, что данный автомобиль является основным средством, т.е. является средством труда, непосредственно используемым для осуществления деятельности. Чем дальше предпринимательская деятельность от перевозок, разъездов и т.п., тем труднее это будет доказывать.
Например, имеется судебный прецедент, когда ИП, занимающийся установкой металлопластиковых конструкций, включил в состав расходов стоимость легкового автомобиля, который он использовал, по его словам, для «получения заказов, проведения замеров и доставки комплектующих». Налоговая инспекция посчитала включение в расходы неправомерным, «поскольку предприниматель осуществляет вид деятельности, не относящийся к грузовым и пассажирским грузоперевозкам», доначислила налог, пени и штраф.