50. Правовое регулирование консервации земель

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «50. Правовое регулирование консервации земель». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Под деградацией земель понимается ухудшение качественного состояния земель под воздействием хозяйственной деятельности. Деградация выражается в загрязнении земель отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, заражении карантинными вредителями и болезнями растений, зарастании сорняками, кустарником и мелколесьем, ухудшении плодородия почв, эрозии почв, подтоплении, заболачивании, иссушении, уплотнении, образовании селей.

Мелиорация и рекультивация земель. Консервация деградированных земель

Мелиорация земель. Правовые требования по проведению мелиоративных мероприятий установлены в Федеральном законе от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель».

«Мелиорация» дословно означает «улучшение». Применительно к землям она состоит в проведении мероприятий по улучшению физических и химических характеристик земель, созданию оптимального водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв, а также других условий; необходимых для ведения сельского хозяйства. К мелиоративным мероприятиям относятся действия по орошению засушливых и осушению заболоченных и излишне увлажненных земель, расчистке земель, заросших кустарником и мелколесьем, проведению лесопосадок в целях борьбы с эрозией, известкование, фосфатование и гипсование почв. Соответственно различают гидромелиорацию и агромелиорацию, культуртехни-ческую и химическую мелиорацию земель.

Комментарии к ст. 42 ЗК РФ

В комментируемой статье определяется перечень обязанностей собственников земельных участков, а также иных лиц по использованию земельных участков. Указанный перечень представлен в ЗК РФ открытым.

Одна из главных обязанностей собственников земельных участков и лиц, таковыми не являющихся, — использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по использованию земель в соответствии с их целевым назначением собственник земельного участка (лицо, не являющееся собственником земельного участка) может быть привлечен к юридической ответственности в соответствии с законодательством РФ. Согласно положениям ст. 8.8 КоАП РФ использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Показательным в данном случае является Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22 августа 2003 г. N А38-1579-14/176-2003. Решением арбитражного суда кассационной инстанции было оставлено без изменения решение арбитражного суда первой инстанции, которым было признано законным и обоснованным решение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ о привлечении к административной ответственности крестьянского хозяйства за использование земель по нецелевому назначению, выразившегося в строительстве жилого дома без разрешительных документов на земле сельскохозяйственного назначения.

Комментируемой статьей закрепляется обязанность собственников (владельцев, пользователей) земельных участков использовать эти участки способами, которые не должны наносить вред окружающей среде в целом. Данная норма корреспондирует с положениями ст. ст. 36 и 58 Конституции РФ. Часть 2 ст. 36 Конституции РФ гласит о том, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Положениями ст. 58 устанавливается обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Земля является одним из компонентов природной среды, обеспечивающих в совокупности с другими компонентами (воды, растительный мир, атмосферный воздух и др.) благоприятные условия для существования жизни на Земле. Поскольку состояние земель во многом определяет состояние окружающей среды в целом, то нерациональное использование и загрязнение земель могут привести к негативным изменениям во всей биосфере.

В перечень обязанностей собственников земельных участков, а также иных лиц по использованию земельных участков комментируемая статья включает обязанность сохранять специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством РФ. К числу специальных знаков следует отнести межевые знаки, предназначенные для закрепления границ административно-территориальных образований и границ земельных участков; наземные знаки астрономо-геодезических, геодезических, нивелирных и гравиметрических пунктов; маркшейдерские, водохозяйственные или водоохранные информационные знаки; знаки, определяющие границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов; знаки санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особо охраняемых природных территорий; лесоустроительные или лесохозяйственные знаки; другие знаки, установление которых предусматривается законодательством РФ.

В случае уничтожения специальных знаков собственник земельного участка, а также иное лицо, не являющееся собственником земельного участка, могут быть подвергнуты мерам административного взыскания. Так, уничтожение межевых знаков границ земельных участков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ст. 7.2 КоАП РФ).

К числу основных обязанностей собственников (лиц, не являющихся собственниками) земельных участков комментируемой статьей отнесена обязанность проведения мероприятий по охране земель. В рамках исполнения указанной обязанности собственником (лицом, не являющимся собственником) земельного участка могут проводиться следующие мероприятия по:

Читайте также:  Вместо холодной воды идет горячая: причины

сохранению почв и их плодородия;

защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхо��дения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);

ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

сохранению достигнутого уровня мелиорации;

рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Одним из мероприятий по охране земель является рекультивация нарушенных земель, направленная на восстановление их сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей использования.

Рекультивации подлежат земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых, а также добыче торфа; прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений; складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов; строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.); ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы; проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.

В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. N 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при проведении всех видов строительных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

———————————

САПП РФ. 1994. N 10. Ст. 779.

В случае если требуется восстановление плодородия почв, то рекультивация предусматривает последовательно два этапа: технический и биологический.

Консервация земель: понятие, порядок проведения

Определение 1

Консервация земель — это процедура, которой подвергаются деградированные земли, загрязненные токсичными отходами. Их консервируют в целях предотвращения их последующей деградации, восстановления плодородия почв и загрязненной территории.

Порядок осуществления консервации земли устанавливается с помощью Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота. Консервация земель предусмотрена для:

  • земель, которые подверглись водному и ветровому воздействию, влиянию селей, вторичному уплотнению, засолению и иссушению (включая земли с сильно нарушенным растительным и почвенным покровом, расположенные на территориях Крайнего Севера, которые заняты пастбищами оленей);
  • земли, которые имеют просадки поверхности по причине применения недр или в связи с естественными геологическими процессами;
  • земли, которые загрязнены радиоактивными веществами, нефтью и продуктами из нее, тяжелыми металлами и прочими токсичными химическими и биологическими веществами и микроорганизмами. Их концентрация выше предельно допустимых концентраций, предусмотренных для вредных веществ и микроорганизмов (сюда входят земли, на территории которых в ходе радиоактивного, химического или биогенного загрязнения невозможно обеспечить выпуск продукции, которая соответствует установленным требованиям).

Компенсация понесенных убытков

Убытки, связанные с порчей участка, подлежат компенсации. Данное правило прописано в ст. 78 действующего закона о сохранности природы!

Сумма компенсации исчисляется на основании установленных тарифов или по затратам средств, которые ушли на восстановление участка. Согласно ст. 78, выделена особая форма экологического ущерба. Речь идет о потерях, понесенных при сельскохозяйственном производстве. Здесь установлены следующие правила:

  • Потери, которые проявились при сельскохозяйственных работах, выражаются в ухудшении их качества;
  • Компенсация может соответствовать не только понесенным тратам при восстановлении, но потерям, которые потребовались для освоения нового участка;
  • Убытки могут быть возмещены не только в денежном эквиваленте, но в натуре. Для этого потребуется согласие обеих имеющих отношение сторон;
  • Если ущерб вызван нарушением земельного кодекса, он компенсируется снижением стоимости строений и насаждений;
  • Упущенная хозяйственниками прибыль подлежит компенсации в полном объеме.

Основанием для возвращения понесенных убытков выступают следующие документы:

  1. Соглашение об аренде земли.
  2. Акт, фиксирующий ограничения прав владельца или соглашение о сервитуте.
  3. Официальный акт государственного органа, подтверждающий ухудшение состояния земли, вызванное деятельностью иных лиц.
  4. Вынесенное судом решение.

Мелиорация земель и повышение плодородия почв для проведения учета экологических требований

На законодательном уровне устанавливается определенный порядок, согласно которому осуществляется внедрение и последующее использование новых технологий, так или иначе направленных на восстановление земельных участков, относящихся к одной из категории.

Отдельно стоит отметить, что внедрение технологий, которые направлены на мелиорацию участков, а также на повышение плодородности почв допускается, только если они соответствуют:

  • требованиям, установленным экологическим законодательством;
  • требованиям, предусмотренным санитарно-гигиеническими нормами;
  • прочим требованиям, отраженным в законодательных актах.

Особенности охраны сельскохозяйственных и лесных земель

Учитывая значимость земель сельскохозяйственного и лесного фондов для человека, планированию охранных мероприятий уделяется особое внимание. Нельзя допускать, например, чтобы участки подвергались загрязнению химическими веществами, ведь они утратят пригодность для производства и продажи сельскохозяйственных товаров.

Состояние сельскохозяйственных участков, почва на которых повреждена в результате деятельности человека, следует восстанавливать с помощью рекультивации. Процесс восстановления плодородного слоя земли состоит из двух этапов:

  • технический — снятие непригодного слоя почвы и нанесение нового;
  • биологический — улучшение свойств ресурса: биохимических, агрофизических и других.

Охрана сельскохозяйственных земель и охрана земель лесного фонда

Огромное значение для развития экономики и обеспечения продовольственной безопасности страны имеет охрана сельскохозяйственных земель. Сельскохозяйственные угодья ─ пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями ─ имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Правовая охрана сельскохозяйственных земель опирается на ЗК РФ и ряд других нормативных актов, включая федеральные законы от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и другие.

Читайте также:  12 важных вопросов про налоговый вычет на покупку квартиры

Государство проводит политику, направленную на охрану сельскохозяйственных земель, повышение их плодородия, обеспечение экологического равновесия, в т. ч. стимулируя применение удобрений за счет средств бюджетов всех уровней.

Сельскохозяйственные угодья подвержены многим опасностям. Одна из угроз ─ зарастание кустарником и мелколесьем. К потере плодородия и выводу из хозяйственного оборота приводит водная эрозия, которой подвержено 17,8% площади с/х угодий, а на переувлажненные и заболоченные земли приходится 12,3% их площади. Это лишний раз подтверждает, насколько связаны мелиорация и охрана земель.

Наряду с этим одним из наиболее интенсивных и распространенных процессов является опустынивание земель на страдающих от недостатка воды территориях российского Юга. В результате опустынивания теряется продуктивность земель, приходят в движение оголившееся пески, почвы подвергаются эрозии и засолению.

В той или иной степени в Российской Федерации опустынивание наблюдается в 27 субъектах на площади свыше 100 млн. га. А засоленные и солонцеватые земли занимают 20% сельскохозяйственных угодий.

Почти десятая часть сельскохозяйственных земель подвержена ветровой эрозии. Больше всего опасных в эрозионном отношении территорий расположено в Приволжском, Южном и Центральном федеральных округах. В них мелиорация, рекультивация и охрана земель имеют особое значение.

Не менее важна охрана земель лесного фонда, занимающих почти 2/3 всей территории страны. Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ЗК РФ и Лесным кодексом Российской Федерации (Глава 3 «Охрана и защита лесов»).

Законодательное регулирование охраны земель

Земельный кодекс РФ – документ, регулирующий узаконивание пользования ресурсами. Он регламентирует процессы рационального использования и защиты всего, что связано с землей. Во избежание неправомерного использования природных объектов и недопущения ухудшения состояния окружающей среды, функционирует государственное управление земельными ресурсами. Оно устанавливает четкие нормативные регламенты, инструкции, определяет механизмы их исполнения. Для каждого участвующего в земельных отношениях юридического или физического лица существуют обязанности и права, а между контролирующими инстанциями распределены их полномочия. Так обеспечивается «правовая охрана земельного ресурса».

Задачами государственного управления отношениями являются:

  • разработка комплексных программ, включающих меры по минимизации негативного влияния на окружающую среду;
  • четкий контроль, надзор за использованием ресурсов;
  • проведение мониторинга состояния почвы.

Построение земельных отношений на местном уровне базируется на особенностях каждого региона, учитывает характеристику промышленности, образ жизни людей.

Не исключаются из системы охраны земельных ресурсов индивидуальные собственники земли и те, кто ею пользуется.

Что такое охрана почвы?

Охрана почвенных ресурсов связана с видами повреждений. Они бывают механическими (естественными) и антропогенными.

  1. Механические повреждения – это эрозии под воздействием воды, ветра, сезонного таяния снегов, ливневых дождей и др. Вместе с потоками воды размывается и уносится верхний слой почвы. Возникают, а со временем разрастаются промоины и овраги. Нарушается рельеф местности на протяжении до нескольких десятков километров. То же самое происходит при выдувании породы ветром.
  2. Антропогенные. Причины антропогенных повреждений:
  • Радиоактивное заражение. Наиболее опасное, так как многие радиоактивные элементы имеют длительный период распада. Например, Уран 238 распадается через 4,5 миллиарда лет.
  • Заражение химическими веществами, например, пестицидами. Они скапливаются в почве, концентрируются в растениях, попадают в воду, воздух, пищу, вызывая тяжелые заболевания человека.
  • Перенасыщение продуктами, содержащими тяжелые металлы. В небольших количествах они всегда присутствуют, но при превышении предельно допустимых концентраций потребуется дезактивация вредных веществ. Флора, попавшая в зону загрязнения, обречена на гибель.
  • Неорганические отходы, промышленно-хозяйственные выбросы.

Санитарная охрана почвы призвана ограничивать поступление вредных веществ, содержать землю в состоянии самоочищения и естественного возобновления.

Понятие и цели охраны земель

Правовую основу регулирования государственной охраны земель составляют:

  • Земельный кодекс РФ (глава 2);
  • ФЗ «О землеустройстве»
  • ФЗ «Об охране окружающей среды»
  • ФЗ «О мелиорации земель»
  • ФЗ «О безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами»

Охрана земель — это система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земли из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, на воспроизводство и повышение плодородия почв.

Цели охраны земель

В п. 2 ст. 12 ЗК РФ определены две основные цели охраны земель:

  • Первая цель — профилактическая, направленная на сохранение земли в процессе ее хозяйственного использования способами и приемами, предотвращающими негативные воздействия.
  • Вторая цель — обеспечение восстановления и улучшения земель, уже подвергшихся негативным (вредным) воздействиям в процессе хозяйственной деятельности. Под восстановлением понимаются главным образом меры по рекультивации земель. Улучшение состава земель означает меры мелиоративного характера, в результате которых повышается плодородие земель.

Согласно п.1 ст.12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Эта норма базируется на положении ч.1 ст.9 Конституции РФ, согласно которому «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям как к сложным природным образованиям с учетом их зональных и региональных особенностей.

Цели охраны земель подразделяются на:

  • 1) превентивные, направленные на предотвращение деградации, загрязнения и захламления, нарушения земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности;
  • 2) восстановительные, призванные обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации, нарушению или другим неблагоприятным воздействиям в результате хозяйственной деятельности;
  • 3) побудительные, способствующие стимулированию использования земель способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть естественным основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственным (операционным) базисом хозяйственной и иных видов деятельности.

Статья 14. Использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению

1. Земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

Читайте также:  Молодые мамы Подмосковья смогут выбирать: подарок новорожденного или 20 тыс руб.

2. Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, проведения на этих землях мелиоративных и культуртехнических работ определяется Правительством Российской Федерации с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.

3. Лица, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества, полностью возмещают убытки в соответствии с положениями статьи 57 настоящего Кодекса, а также компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации.

Консервация земель: понятие, порядок проведения

На законодательном уровне предусмотрена разработка различных программ, направленных на охрану земель. Всего выделяется несколько видом программ:

  • программы государственного уровня;
  • программы регионального уровня;
  • местные программы охраны земель.

Каждая такая программа должна включать в себя определенные задачи и мероприятия, учитывающие все нюансы хозяйственной деятельности того или иного региона страны.

Относительно недавно в стране завершилась одна из самых успешных правовых программ, направленная на сохранение плодородного слоя почвы и на его восстановление. В качестве целей данной программы были выделены:

  • сохранение земель;
  • рациональное использование земель, предназначенных для ведения сельскохозяйственной деятельности;
  • создание всех необходимых условий для поддержания и повышения качества производимой сельскохозяйственной продукции;
  • повышение качества и плодородности почв.

На законодательном уровне устанавливается определенный порядок, согласно которому осуществляется внедрение и последующее использование новых технологий, так или иначе направленных на восстановление земельных участков, относящихся к одной из категории.

Отдельно стоит отметить, что внедрение технологий, которые направлены на мелиорацию участков, а также на повышение плодородности почв допускается, только если они соответствуют:

  • требованиям, установленным экологическим законодательством;
  • требованиям, предусмотренным санитарно-гигиеническими нормами;
  • прочим требованиям, отраженным в законодательных актах.

Если при проведении разнообразных строительных работ или работ, основная цель которых заключается в добыче полезных ископаемых, происходит нарушение плодородного слоя почвы на определенном участке земли, плодородный слой должен быть обязательно снят, чтобы использоваться для улучшения малопродуктивных земель.

Использование плодородного слоя почвы допускается только при соблюдении данного правила, установленного на уровне государственного законодательства.

Под данным понятием подразумевается предельная концентрация вредного вещества в окружающей среде и почве, постоянный контакт с которым никак не отразится ни на здоровье самого контактирующего человека, ни на здоровье его потомства.

Данный норматив для окружающей среды устанавливается на уровне государственного законодательства специально уполномоченными на это учреждениями федеральной власти. Сейчас при установке норматива предельно допустимой концентрации вредных веществ в окружающей среде и почве учитываются:

  • люди;
  • растения;
  • животные;
  • грибы;
  • микроорганизмы;
  • различные природные сообщества.

В рамках регулирования предельной концентрации вредных веществ в окружающей среде и почве, в частности, разработаны специальные нормативы добавления минеральных удобрений.

Чтобы проверить соответствие почвы установленным на законодательном уровне требованиям, специально уполномоченными на эти действие организациями осуществляются следующие виды обследования:

  • геоботанические;
  • агрохимические;
  • почвенные.

Согласно соответствующему Постановлению Правительства РФ в определенных случаях появления деградированных участков допускается консервация земель. В частности, проведение подобного мероприятия допускается в следующих ситуациях:

  • Если земли подверглись ветровой или водной эрозии, засолению или излишнему уплотнению. Отдельно здесь выделяются земли с нарушенным покровом, расположенные в населенных пунктах Крайнего Севера и преимущественно использующиеся в качестве оленьих пастбищ.
  • Участки земли, имеющие просадки из-за использования недр или каких-либо естественных процессов в природе.
  • Земли с опасной концентрацией радиоактивных веществ, нефти и разнообразных нефтепродуктов, различных токсических веществ.

Учитывая значимость земель сельскохозяйственного и лесного фондов для человека, планированию охранных мероприятий уделяется особое внимание. Нельзя допускать, например, чтобы участки подвергались загрязнению химическими веществами, ведь они утратят пригодность для производства и продажи сельскохозяйственных товаров.

Состояние сельскохозяйственных участков, почва на которых повреждена в результате деятельности человека, следует восстанавливать с помощью рекультивации. Процесс восстановления плодородного слоя земли состоит из двух этапов:

Среди рассматриваемой категории участков особой охране подлежат сельскохозяйственные угодья: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями.

Охрану лесов регулирует Лесной кодекс РФ . Поскольку защита этих земель неразрывно связана с контролем безопасности самого леса, территорию берегут от загрязнений, деградации, порчи, пожаров. Большое внимание уделяется дальнейшему воспроизведению лесов.

Подробнее о том, что собой представляют и как охраняются земли лесного фонда.

Охрана земель от деградации

Деградация почвы, то есть ухудшение ее плодородных качеств, происходит вследствие нарушения верхнего слоя или загрязнения. Лица, виновные в этом, обязаны провести рекультивацию (восстановление), так чтобы они стали вновь пригодны для использования по прямому предназначению.

Порядок рекультивации земель регламентирован законодательством в области охраны почвы. Он может включать в себя устранение последствий загрязнения, восстановление или замену плодородного слоя, посадку зеленых насаждений.

Малопродуктивные или пострадавшие земли улучшают, привозя грунт, образовавшийся при проведении дорожных, строительных, земельных работ, а также работы с недрами.

Советуем почитать: Типы экологических маркировок в России, Европе и мире

В исключительных случаях, когда имеет место тотальное уничтожение плодородного слоя, происходит экологическая катастрофа, дальнейшее хозяйственное использование невозможно. Традиционные методы борьбы не дадут результата, пораженные территории подлежат консервации.

Такое решение принимается на уровне Правительства государства или нескольких, если затронуты интересы двух и более стран. Так произошло на месте аварии на Чернобыльской АЭС. Там поверхностный источник радиоактивного заражения распространяется в радиусе 30 км от эпицентра катастрофы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *