Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальные нормы – что это такое простыми словами и для чего они нужны». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Самые первые правила социального поведения появились еще у первобытных людей, объединяющихся в общины. Тогда у каждого мужчины были свои обязанности, и он должен был с ними справляться. Женщины придерживались других правил поведения, имея свой круг обязанностей. Отойти от дел и вести иной образ жизни, не принятый в том обществе, было недопустимо и грозило изгнанием, значит, верной гибелью. С тех самых времен подобные нормы совершенствовались и развивались вместе с образом жизни людей.
Социальные нормы — это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила поведения, регламентирующие отношения между людьми.
Наличие социальных ценностей и норм — неотъемлемый признак любого общества. В определённый момент развития человечества люди поняли, что для совместного выживания им необходимо договориться о правилах поведения, обязательных для всех участников сообщества.
Если человек хотел быть частью общины или племени, он обязан был соблюдать принятые в нём законы и правила поведения в социуме. В противном случае его изгоняли, фактически обрекая нарушителя на смерть от клыков хищников или рук представителей враждебных племён.
По мере развития цивилизации нормы и правила поведения в обществе менялись и усложнялись, однако их признаки с течением времени не меняются.
>
Как уже отмечалось, одним из необходимых признаков права является его системность. В самом общем виде под системой понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную функциональную целостность, единство. При системном подходе к изучению явления акцент делается не столько на описании самих элементов системы, сколько на анализе их связей, поиске функций каждого элемента во всей системе, ведь именно самостоятельная функция элемента является основанием для его выделения в системе.
Система права отражает взаимосвязь между действующими в государстве правовыми нормами, а также разделение норм права на относительно самостоятельные группы (их специализацию).
Многие отрасли права имеют подотрасли. Обычно это отрасли «старые», где накоплен значительный массив правовых норм. Так, в финансовом праве выделяется подотрасль — банковское право, военно-уголовное право — это подотрасль уголовного права.
3) институт права — совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо вид общественных отношений. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в уголовное право включаются институты преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности, институт преступлений против собственности, институт должностных преступлений и др. В трудовом праве можно увидеть институты коллективного договора, трудового договора, дисциплины труда, материальной ответственности, охраны труда и др.;
4) субинститут права — совокупность правовых норм, регулирующих разновидность общественных отношений. Далеко не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут. Но можно привести пример, когда таковых несколько. Институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства ЛИЧНОСТИ делится на субинституты преступлений против жизни (его составляют различные виды убийств), против здоровья (здесь сосредоточены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений) и преступлений против достоинства личности (клевета, оскорбление);
5) норма права — обязательное правило поведения, охраняемое силой государственного принуждения, является самым дробным элементом системы права, так как только правовая норма, а не отдельные ее составляющие (гипотеза, диспозиция, санкция) может самостоятельно обеспечить выполнение основной функции права — правовое регулирование общественных отношений.
Таков вертикальный срез права. Каждая подсистема выполняет свою самостоятельную по значению функцию. Так, если норма права обеспечивает регулирование отдельного вопроса, отношения, то институт права предполагает комплексное урегулирование определенной целостной группы отношений, а отрасль права — целой сферы, отделенной от других сфер. Комплексность и логическая взаимоувязанность регулирования на каждом новом уровне — вот признак, качественно отличающий функции подсистемы более высокого уровня от более низкой.
Горизонтальное строение права. Оно позволяет нам увидеть все отрасли (и подотрасли), составляющие право. Их классификация позволяет выделить две части права: материальное и процессуальное.
Материальное право — это совокупность отраслей (и подотраслей) права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов.
Формы (источники) права
Рассмотрение формы права предполагает уяснение вопроса о том, какими способами и где формулируются правовые нормы. В самом деле, правовая норма — это всего лишь правило поведения, т. е. абстракция, не существующая сама по себе. Для того чтобы правило поведения, установленное государственным органом, выполняло свои функции, оно должно быть выражено в доступной для восприятия форме. Однако и этого мало. Форма выражения правовых норм должна с достоверностью свидетельствовать о том, что правило поведения установлено государством или подлежит охране со стороны государства. Поэтому функции формы права может выполнять не любая форма выражения правовых норм, а только та, которая обладает свойством официальности.
Очень часто понятия «форма права» и «источник права» отождествляются. Строго говоря, это все же разные понятия.
Источники права — это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие. В этом смысле «источник» — это как бы корень, из которого растет могучее дерево, называемое правом. Источником права являются объективная реальность, т. е. развивающиеся общественные отношения (способ производства, существующие формы собственности, хозяйственные, политические, культурные, социальные связи и т. п.), воля народа (в основе референдумных норм), воля государства (в основе законодательных норм), воля граждан (в основе корпоративных и договорных норм).
Форма права — это то, из чего мы черпаем знания о праве, иначе, это способ закрепления правовых норм.
Выделяют три основные формы права.
1. Правовой обычай. Это самый древний источник права, да и само право как социальное явление зародилось в значительной мере в результате приспособления обычаев, их корректировки в соответствии с интересами имущих классов. Так, первые законы античного и феодального обществ по существу были сводами обычного права отдельных племен (Русская Правда, Салическая Правда, Саксонская Правда и др.). Вообще обычай — правило поведения, которое сложилось в течение жизни нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, в силу привычки.
Однако не всякий обычай является нормой права. Только если государство согласится с обычаем и станет его защищать, он становится правовым обычаем, источником права. Как государство признает обычай источником права? Оно может, например, для этого принять нормативный правовой акт, указывающий на необходимость применения соответствующих обычаев, а может просто осуществлять их защиту в судах. Так, российские суды при разводе супругов обычно оставляют ребенка с матерью, хотя ни в одном нормативном акте такого правила нет. Но так как этот обычай применяется судами, то можно признать его правовым.
Государство признает не всякий обычай, а только тот, который выражает какую-то общественную закономерность, а следовательно, для него полезен. К некоторым обычаям оно относится безразлично (например, к древнерусскому обычаю «помочи»), а с некоторыми борется (например, с обычаем кровной мести, распространенным среди народов Кавказа).
В ходе истории правовые обычаи постепенно вытесняются другими юридическими источниками. Однако и в настоящее время эта форма права, хотя и не часто, все же употребляется.
Правовой обычай как источник права имеет немало достоинств. Вот почему он на протяжении веков использовался людьми, а во многих современных африканских государствах он и сейчас является основным источником права. Среди достоинств обычая можно назвать следующие:
а) возникновение его не «сверху», а «снизу», в силу чего он способен полнее, нежели другие формы права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;
б) выражение им определенных закономерностей, существующих в обществе, и, как следствие, — большая его объективность;
в) устная форма и донесение информации простым, доступным языком;
г) большая степень добровольности в исполнении, поскольку обычай основан на привычке.
Однако обычаям присущи и существенные недостатки:
а) косность, относительная неподвижность, тогда как современный мир меняется очень быстро;
б) неопределенность, что является результатом незафиксированности в письменном виде;
в) небольшая сфера распространения, местный характер.
2. Юридический прецедент (юридическая практика). Это более распространенный источник права, чем правовой обычай. Он встречался еще в Древнем Риме, господствовал в Средние века. В настоящее время играет главную роль в Англии и в странах, в которых получило развитие так называемое англосаксонское (или общее) право.
Юридический прецедент (судебный или административный) — это решение по конкретному делу (судебному или административному), ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем.
Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательстве нет. В этом случае судья (или должностное лицо исполнительного органа власти) либо суд в полном составе (или государственный орган в целом) принимает решение по делу. При этом решение не должно приниматься на пустом месте или в соответствии с настроением судей (или должностных лиц). Они обязаны руководствоваться принципами права, положениями юридической науки, своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями, наконец, житейским опытом. Если решение окажется эталоном для решения подобных дел, то оно становится прецедентом. Однако для этого необходима достаточная информированность об этом решении. Обычно таковая достигается, когда решение выносится судом высшей инстанции и публикуется.
Прецедентное право (его еще называют судейским правом) имеет много достоинств, и сегодня оно используется довольно широко по следующим причинам:
а) прецедент — это результат логики и здравого смысла, использование которых, как правило, приводит к адекватному и точному урегулированию конкретного случая;
б) прецедент обладает большой убедительностью, поскольку аргументы в пользу принятого решения сопровождаются большим количеством доказательств;
в) прецедент характеризуется значительно большим динамизмом, нежели нормативный акт, ведь судья в своем решении способен отразить изменения, происходящие в жизни.
Но прецедентное право страдает и недостатками. Вот они:
а) прецедент не имеет того авторитета, а следовательно, и обязательности, которая присуща нормативному акту;
б) прецедент допускает возможность произвола;
в) объем действия прецедента не определен.
Однако эти недостатки не позволяют отвергнуть прецедент как источник права. Они лишь подчеркивают, что в использовании юридического прецедента нужно соблюдать меру.
Причины правонарушений
Уже не одно столетие выдающиеся умы человечества пытаются понять, почему люди совершают правонарушения. Особенно всех беспокоили и беспокоят наиболее опасные из них — преступления. Но до сих пор однозначного ответа нет.
В период советской власти на эту проблему смотрели просто: пережитки прошлого в сознании — вот причина совершения правонарушений. Но уже сменилось не одно поколение после Октябрьской революции 1917 г., а преступления по-прежнему совершаются, и, более того, их количество все увеличивается.
Упрощенный подход к пониманию причин преступности затем сменился боле? глубоким ее осмыслением. Помимо причин правонарушений стали выделять еще и условия, поводы.
Причинами правонарушений являются деформации в сознании людей (отрицание или непонимание ценности государства может повлечь совершение таких преступлений, как измена родине, шпионаж и др., неуважительное отношение к личности — убийства, телесные повреждения, неуважение к женщине — изнасилование, оскорбление, отсутствие трудолюбия — хищения имущества и т. д.). Различного рода деформации, дефекты в сознании человека возникают из многочисленных неправильно разрешенных конкретных жизненных ситуаций, которые лицо наблюдало или в которых оно участвовало. Например, обнаружив у подъезда вроде бы «ничейные» саночки, сын принес их домой, а мама его похвалила за «трофей». Сын видит также, что сама мама всегда что-то приносит с работы, не затрачивая на это «что-то» свои материальные средства. Папа, будучи всегда груб с мамой, часто ее к тому же избивает. Одноклассники дерутся, называя тех, кто этого не делает, «маменькиными сынками». Примеры можно продолжить.
Выделим, говоря про основные виды социальных норм, примеры норм международного действия. Они тесно переплетены и участвуют в регулировании отношений по нескольку сразу.
Одними из первоочередных норм масштабного характера являются политические. Они выражаются в различных декларациях и хартиях, регулируют взаимоотношения в политической сфере не только одного государства, но и в международном масштабе. Примеры социальных норм политического характера — это реализуемые в государствах формы власти. Например, для Великобритании монархия является социальной нормой.
Экономические принципы представляют собой правила распределения материальных благ в обществе. То есть эти нормы порождают социальные классы. В идеале должен действовать принцип деления поровну. Заработная плата является примером такого типа норм. Экономические правила, как и политические, могут действовать в масштабе нескольких государств и характеризуют финансовый и товарный оборот между ними. Остальные виды действуют в более мелком масштабе, в конкретных общественных формированиях.
Социальные нормы можно классифицировать по разным основаниям:
- Во-первых, по способу их образования: социальные нормы могут образовываться стихийно, т.е. сами собой, а могут — только в результате сознательной деятельности людей.
- Во-вторых, по способу их закрепления: социальные нормы могут быть письменные и устные.
- В-третьих, в зависимости от особенностей их возникновения и реализации (это наиболее важная классификация социальных норм): нормы морали, нормы обычаев, традиций и деловых обыкновений, корпоративные нормы, религиозные нормы, политические нормы и правовые нормы.
Моральные нормы – это взгляды, представления людей о добре и зле, о хорошем и плохом, о чести, совести, долге, справедливости, и т.п. Это оценка чужого и своего поведения с точки зрения порядочности, справедливости, честности и т.п.
Моральные нормы поддерживаются силой общественного мнения или внутренним убеждением человека.
Мораль предполагает ценностную оценку личности не только к другим людям, но и к себе, чувство личного достоинства и самооценку своего поведения.
Высшими моральными принципами для человека являются его:
- совесть;
- порядочность;
- честность;
- осознание собственного долга.
Политические нормы – регулируют отношения классов, сословий, наций, иных социальных партий и других общественных объединений). Эти отношения направлены на то, чтобы завоевать либо упрочить государственную власть.
Политические нормы могут излагаться в форме политических лозунгов (например, принцип демократии, свободы слова и др.), а также в виде конкретных норм – приватизация, пенсионная программа, реформа образования и т.п.)
Политические нормы могут излагать в своих трудах философы, политические деятели, лидеры политических партий, социальных движений, их взгляды можно услышать в публичных выступлениях, прочитать в уставах и программах партий и иных общественных объединений.
Политические нормы могут касаться государственной власти, форм управления, различных программ.
Самые первые правила социального поведения появились еще у первобытных людей, объединяющихся в общины. Тогда у каждого мужчины были свои обязанности, и он должен был с ними справляться. Женщины придерживались других правил поведения, имея свой круг обязанностей. Отойти от дел и вести иной образ жизни, не принятый в том обществе, было недопустимо и грозило изгнанием, значит, верной гибелью. С тех самых времен подобные нормы совершенствовались и развивались вместе с образом жизни людей.
Интересно. Являясь частью природы, человек, как и животные, определял нормы поведения для разнополых союзов. В одних племенах допускалось иметь несколько партнеров, в других – нет. Позже большинство цивилизованных стран пришло к единому мнению, оговаривающему моногамию отношений.
Социальные нормы – это правила поведения человека в обществе, которые установились благодаря общественным отношениям и сознательной человеческой деятельности.
Признаки социальных норм:
- регулируют типичные общественные ситуации (вид общественных отношений);
- являются обязательными для всех, кто «попадает» в такую типичную ситуацию;
- появляются не одновременно, а когда в них возникает потребность;
- рассчитаны не на конкретного человека, а сразу на всех людей;
- за нарушение социальных норм могут последовать санкции со стороны людей, общества, государства).
Социальные нормы можно классифицировать по разным основаниям:
- Во-первых, по способу их образования: социальные нормы могут образовываться стихийно, т.е. сами собой, а могут — только в результате сознательной деятельности людей.
- Во-вторых, по способу их закрепления: социальные нормы могут быть письменные и устные.
- В-третьих, в зависимости от особенностей их возникновения и реализации (это наиболее важная классификация социальных норм): нормы морали, нормы обычаев, традиций и деловых обыкновений, корпоративные нормы, религиозные нормы, политические нормы и правовые нормы.
Моральные нормы – это взгляды, представления людей о добре и зле, о хорошем и плохом, о чести, совести, долге, справедливости, и т.п. Это оценка чужого и своего поведения с точки зрения порядочности, справедливости, честности и т.п.
Моральные нормы поддерживаются силой общественного мнения или внутренним убеждением человека.
Мораль предполагает ценностную оценку личности не только к другим людям, но и к себе, чувство личного достоинства и самооценку своего поведения.
Высшими моральными принципами для человека являются его:
- совесть;
- порядочность;
- честность;
- осознание собственного долга.
Социальные нормы любых групп выражаются в соответствующих правилах и выступают:
- как средство ориентации поведения каждой личности в той или иной ситуации;
- как средство социального контроля за поведением личности со стороны данной общности людей.
Те или иные социальные нормы присущи всяким группам – большим (социальные слои, этнические общности) и малым, формальным и неформальным. Английский психолог М. Аргайл выделяет следующие виды норм в малых группах:
- нормы относительно задачи (например, метод, скорость и стандарт работы в производственной бригаде);
- нормы, регулирующие взаимодействие в группе, которые прогнозируют поведение других, предотвращают конфликты и гарантируют справедливое распределение вознаграждений;
- нормы относительно установок и убеждений (например, взгляды экспертов группы принимаются, мнения других членов сверяются с ними, а не с реальностью, что может быть более трудным делом для группы).
Социальные нормы малых групп могут соответствовать или, наоборот, противоречить нормам общества в целом. Когда человек оказывается в какой‑либо малой группе, то, общаясь с ее членами, он получает информацию о ценностях данной группы, ее обычаях, традициях, ритуалах и прочих правилах поведения. Такие знания необходимы ему для понимания действий других членов группы и коррекции собственного поведения. При этом индивид подвергается воздействию различных групповых санкций в ответ на свое поведение.
1. Политические – образ поведения, регулирующих взаимоотношения этносов, стратификационных слоёв, социальных групп, созданный с целью удержания политической власти.
- Эстетические нормы – регулирующее поведение к чему-то возвышенному или безобразному.
- Нормы культуры – образов поведения, регулирующих культурный аспект жизни (одежда, манеры и т.д.)
- Организационные нормы закрепляют структуру и формы организации, деятельность государственных образований.
2. Нормы морали – свод норм поведения, которые произошли от человеческого представления о добре и зле, разделении на хорошее и плохое, закрепляются в общественном сознании и внутриличностными убеждениями. К людям, несоблюдающим правила поведения применяются санкции: осуждение, изгнание из общества и т.д.
- Нормы обычаев – комплекс правил поведения, вошедших в обиход на многократной основе их повторения. Обычаи, носящие в себе моральные убеждения – нравы. К нормам также относятся традиции, — идеи, ценности, обычаи, которые люди стремятся сохранить. Разновидностью обычаев представлен ритуал, – обряд, упорядочивающий бытовую и религиозную сферу жизни общества.
- Корпоративные нормы – комплекс правил поведения в трудовой деятельности, организационных сообществах, который регламентирует организацию и деятельность сообщества. В документах (закон, устав и т.д.) закрепляются корпоративные нормы, имея письменный облик. Следование нормам зависит от внутренних убеждений членов сообщества.
- Религиозные нормы – комплекс правил, отражающийся в элементах, содержащих священный смысл (иконы, книги и т.д.). Ответственен за соблюдение и охрану религиозных норм – верующие и деятельность церкви.
- Политические нормы – комплекс правил, установленных политическими образованиями. Функционирование норм зависит от убеждений индивида, входящего в эти сообщества, либо страх наложенных санкций.
- Правовые нормы – комплекс правил поведения, закреплённых формально и установлено государственными органами, функционирование норм обусловлено авторитетом и силой государства.
3. Нормы-ожидания – показатель границ социально одобряемого поведения.
Нормы-правила – рамки допускаемого и неприемлемого поведения индивида в обществе.