Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и ИП, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (пп. 3 и 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
Распространенные вопросы и ответы на них
Вопрос №1. Должна ли организация учитывать арендованные автомобили для расчета ЕНВД?
В ситуации, когда организация специализируется на предоставлении услуг по перевозкам с привлечением транспортных средств сторонних компаний в рамках договора аренды, при исчислении ЕНВД ей необходимо включать в расчет также и арендованный транспорт. Если количество автомобилей организации, с учетом арендованных, превышает 20 штук, то организация нарушает законодательство в части применения специального налогового режима.
Вопрос №2. Влияет ли фактическая заполняемость мест на исчисление единого налога?
В соответствии с постановлением Минфина, заполняемость мест в транспорте никак не связана с исчислением ЕНВД. Влияние оказывает только общее количество посадочных мест.
Вопрос №3. Должна ли организации включать в расчет автомобиль, предоставленный в аренду?
Когда автомобиль в правовом порядке предоставляется в пользование другой компании, то он не может учитываться, как транспортное средство, задействованное на перевозках. Компания получает доход за предоставление данного автомобиля в аренду, а значит, он не может использоваться для расчета.
Вопрос №4. В ситуации, когда компания приобрела несколько новых автомобилей, с какого момента их надо включать в расчет?
Приобретение новых автомобилей влияет на физический показатель, участвующий в расчете ЕНВД. Изменения надо фиксировать с начала месяца в течение которого произошла покупка транспорта для перевозок.
Режим ЕНВД при ремонте автотранспортных средств, техобслуживании и мойке
Подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ относит деятельность по оказанию услуг по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств к числу подпадающих под ЕНВД. Данные услуги для целей применения ЕНВД согласно абз. 9 ст. 346.27 НК РФ включают:
- Услуги, оказываемые за плату физическим и юридическим лицам — код 45.2 по ОКВЭД 2 ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2), утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).
- Услуги, также оказываемые за плату, по проведению техосмотра транспортных средств в целях их допуска к участию в дорожном движении (обязательный государственный техосмотр) — код 71.20.5 по ОКВЭД 2.
Невозможно применять ЕНВД в соответствии с абз. 9 ст. 346.27 НК РФ при оказании услуг:
- по заправке транспортных средств;
- гарантийному ремонту и обслуживанию;
- хранению транспортных средств на платных и штрафных стоянках.
Ответственность за нарушение налогового законодательства
В случае нарушения налогового законодательства предусмотрены штрафные санкции:
Нарушение | Взыскание |
Отсутствие уплаты или неполная уплата налога (если деяние не носит умышленного характера) | Штраф: 20% от неуплаченной суммы |
Отсутствие уплаты или неполная уплата налога (деяние носит умышленный характер) | Штраф: 40% от неуплаченной суммы |
Деятельность без постановки на учёт в качестве налогоплательщика | 10% от дохода (не менее 40 тыс. рублей) |
Подача заявления о постановке на учёт подано не вовремя | 10 тыс.рублей |
Переход на ЕНВД и связанные с этим ограничения
Чтобы перейти на «вмененку» в сфере транспортных услуг, предприятие обязано встать на учет и числиться в списке плательщиков ЕНВД. Бизнесмену необходимо отправить в налоговую службу по месту прописки или по месту регистрации самого ИП соответствующее уведомление. Для организации выражение подобной воли должно быть отражено в протоколе общего собрания учредителей ООО.
Совет: чтобы узнать, какой налоговый режим применяется к предприятию или к его контрагенту, следует ознакомиться с образцом заявления на получение выписки из ЕГРЮЛ (для ООО) или из ЕГРИП (для индивидуальных предпринимателей).
Ограничения для предприятия, оказывающего транспортные услуги, связанные с переходом на ЕНВД:
- максимальное количество единиц транспорта, состоящих на счету ИП или организации, не может превышать 20;
- в регионе, где зарегистрировано предприятие, транспортные услуги должны числиться в перечне видов деятельности, к которым применимо ЕНВД;
- стандартное для любого ИП на «вмененке» ограничение по количеству персонала остается неизменным — допустимое число сотрудников установлено на уровне 100 человек;
- доля участия сторонних организаций в ИП не может превышать 25%;
- предприятие не должно быть крупнейшим в своей сфере.
Применение корректирующего коэффициента
В соответствии с абз. 3 п. 6 ст. 346.29 НК РФ при определении базовой доходности местные власти могут корректировать (умножать) ее величину на коэффициент К2, который учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе режим работы, фактический период осуществления деятельности и др. (ст. 346.27 НК РФ). При этом значение корректирующего коэффициента К2 определяется как отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данном календарном месяце налогового периода. С 1 января 2009 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 155-ФЗ данный абзац исключен из НК РФ, поэтому отменяется возможность корректировки показателей коэффициента К2, а следовательно, и ЕНВД.
При этом даже сейчас корректировка К2 по отношению к пассажирским перевозкам не обоснована. Данная позиция выражена в Письме Минфина России от 16.06.2008 N 03-11-04/3/280. В нем указано, что корректировка значений коэффициента К2 при осуществлении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и грузов в зависимости от фактического использования физических показателей, применяемых при исчислении ЕНВД, в том числе исходя из фактического использования транспортных средств для перевозки пассажиров в течение месяца, гл. 26.3 НК РФ не предусмотрена. Корректировка возможна только в случае приостановления ведения данного вида предпринимательской деятельности, что должно быть подтверждено соответствующими документами, представленными в налоговый орган. Следовательно, если будет принято решение проводить корректировку базовой доходности на коэффициент К2, необходимо, чтобы документы были оформлены надлежащим образом.
При применении ЕНВД не имеет значения, на каком праве пользования, владения или распоряжения принадлежат организации транспортные средства. Поэтому организация при исчислении налоговой базы по ЕНВД будет учитывать доходы и расходы по всем машинам независимо от того, собственные они или арендованные. Нет ограничений и по формам платежа за оказанные услуги: денежные средства могут поступать в организацию как по наличному, так и безналичному расчету.
Что делать водителю, если автоинспектор назначает штраф за лишнего пассажира?
При общении с сотрудником полиции водителю следует быть корректным и стремиться разобраться в ситуации. Если он осознает, что допустил нарушение, следует спокойно оформить бумаги, а затем уплатить штраф за перевозку лишнего пассажира. При уверенности, что незаконны как раз действия инспектора ДПС, гражданин может воспользоваться правом на осуществление аудио- и видеосъемки. Затем следует записать свои замечания в протоколе по делу об Административном правонарушении, который будет составлен в случае спора.
Водитель вправе вовсе отказаться ставить свою подпись в протоколе, но тогда в присутствии понятых об этом ставится отметка, и на дальнейшую процедуру отказ никак не влияет. Если было вынесено постановление, гражданин также может его обжаловать.
Как избежать штрафа, и в чем опасность неправильной перевозки?
Лучший и одновременно единственный законный способ избежать ответственности за перевозку лишнего пассажира – не допускать это правонарушение. Водитель должен перевозить лишь то количество пассажиров, которое предусмотрел изготовитель. Это в первую очередь вопрос не удобства, а безопасности, так как такое нарушение влечет увеличение тяжести последствий в случае ДТП.
Дополнительный человек в легковом автомобиле лишен возможности использовать ремень безопасности. Для ребенка, которого посадили на колени к взрослому, риск тяжелых травм или гибели существенно увеличивается. Множество примеров ДТП способны проиллюстрировать, что взрослый не способен удержать малыша, зато часто наносит повреждения массой собственного тела. Даже учитывая, что многие пассажиры задних сидений в принципе не склонны использовать ремни безопасности, наличие в салоне еще одного незакрепленного тела при сильном ударе и (или) опрокидывании, увеличит ущерб здоровью пострадавших.
Некоторые недобросовестные владельцы автобусов и микроавтобусов, на которых осуществляют коммерческие перевозки, стараются незаконно увеличить пассажировместимость своих транспортных средств для извлечения выгоды, просто добавив одно или несколько кресел. Изменять конструкцию транспортного средства, как это положено, достаточно дорогой и длительный процесс. Но в соответствии характеристик нового кресла требованиям безопасности при этом будет больше уверенности. Пассажир автобуса или микроавтобуса, которому достанется некачественно установленное сидение, самовольно добавленное автовладельцем, может пострадать в ДТП существеннее, чем прочие.
Советы как избежать перегруза авто
Чтобы предотвратить перегруз, количество людей в салоне должно соответствовать характеристикам автомобиля, прописанным в техпаспорте.
Если по документам авто пятиместное, то число пассажиров не должно превышать 4 человек, пятый – водитель.
Сложности с этим могут возникнуть в семьях, которые имеют 4 и более детей. В этом случае единственный правильный выход для совместных поездок – использование подходящего автомобиля, в котором число посадочных мест больше пяти.
Среди зарубежных машин много семиместных моделей кроссоверов и минивэнов. Из числа представителей отечественного автопрома большой семье может пригодиться «Лада Ларгус». Для управления им достаточно иметь водительскую категорию В.
Если поездка большой компанией носит единоразовый характер, то лучше воспользоваться услугами такси, куда пересядет часть пассажиров. Это не только позволит избежать штрафа. Главное – это обеспечение безопасности, иначе веселое путешествие на отдых может закончиться трагедией.
Итак, для каждой модели машины предусмотрены максимальные нагрузки, превышение которых наносит ущерб технике и грозит быстрым изнашиванием деталей. Но это не самое главное. В дорожной практике перегруженные машины часто попадают в аварии, которых при соблюдении нормы числа пассажиров можно было бы избежать. Правила создаются для обеспечения безопасности всех участников движения. Многие водители относятся недостаточно серьезно к этим регламентам. Из-за этого предусмотрены штрафы, чтобы оградить водителей от нарушений угрозой материального наказания.
Перевозка грузов + организация грузоперевозок
В деле N А03-395/2013 судьи выяснили, что предприниматель в проверяемый период наряду с оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов также занимался организацией грузоперевозок. Если быть точнее, ИП по заявкам различных организаций часть грузоперевозок осуществлял самостоятельно, а для выполнения части заявок на перевозку грузов привлекал сторонних индивидуальных предпринимателей и физических лиц, то есть являлся посредником между заказчиком и исполнителем услуг по перевозке грузов. При этом если в отношении первого вида деятельности ИП был вправе применять специальный режим налогообложения в виде уплаты ЕНВД, то по второму — подлежал переводу на общую систему налогообложения.
Однако налоги в соответствии с общим режимом налогообложения ИП начислены не были, так как при проведении в отношении предпринимателя мероприятий налогового контроля налоговый орган не принял предусмотренных законом мер по определению достоверных налоговых обязательств налогоплательщика. Налоговый орган должен был правильно рассчитать объем налоговых обязательств налогоплательщика, применив положения пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, чего он не сделал (Постановление ФАС ЗСО от 04.06.2014 N Ф04-4150/2014), как это случилось в деле N А51-21291/2012 (см. Постановление ФАС ДВО от 28.06.2013 N Ф03-2306/2013).
Енвд: перевозка пассажиров
Внимание
Правда, при этом региональные и местные власти также должны включить код вида такой деятельности (ОКВЭД2) в список разрешенных на данной территории для применения вмененного налогообложения. Обычно ИП имеют право применять ЕНВД транспортные услуги 2018. Правда, только в том случае, если имеют в своем распоряжении не более 20 автомобилей.
Важно
Выбирая такую систему, налогоплательщик при определении базы налогообложения исходит не из размера реального дохода, а из так называемого вмененного дохода, который установлен Налоговым кодексом для разных сфер бизнеса. Поскольку сумма реально полученного предпринимателем дохода не играет роли, можно представить, какой платеж предусмотрен в месяц на ЕНВД грузоперевозки-2017. Расчет этой суммы мы рассмотрим на примере. Материалы по теме Код вида деятельности и единый налог Очень важно не перепутать коды видов предпринимательской деятельности с кодами ОКВЭД.
Изменения в грузоперевозках в 2021 году: какую систему налогообложения выбрать для ИП в грузоперевозках
Если ИП занимается грузоперевозками, то применять общую систему налогообложения он не решится — это неводного по налогам (платеж НДФЛ и НДС) и по нагрузке на бухгалтера (придется держать несколько человек для учета всех документов). Поэтому ИП выбирают спецрежимы взимания налогов.
До 2021 года ИП в сфере грузоперевозок мог выбрать такие специальные режимы налогообложения: УСН, патент, ЕНВД.
С 2021 года ЕНВД отменен, поэтому для ИП с грузоперевозками остается только два режима:
- патент;
- УСН.
Ниже рассмотрим все плюсы и минусы, подводные камни обоих режимов.