Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностная инструкция воспитателя в соответствии с ФГОС ДО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Министерство науки и высшего образования РФ выпустило документ, который содержит информацию о функциональных обязанностях воспитателей в детском саду и их компетенций. В него включены данные о трудовых функциях с подробной характеристикой и требования к обучению детей.
Должностные обязанности воспитателя в детском саду по ФГОС
Воспитатель имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:
— на сокращенную продолжительность рабочего времени;
— на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
— на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
— на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);
— на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;
— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];
— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.2. Выбирать формы и методы учебно-воспитательной деятельности группы продленного дня, утвержденные руководством образовательной организации.
3.3. Принимать участие в разработке учебно-воспитательной программы образовательной организации.
3.4. Принимать участие в принятии решений педагогического совета и любых других коллегиальных органов управления.
3.5. В необходимых случаях вызывать от лица образовательной организации родителей учащихся (лиц, их заменяющих).
3.6. Требовать от руководства образовательной организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.7. Требовать от руководства создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.
3.8. Знакомиться с проектами решений руководства образовательной организации, касающимися его деятельности.
3.9. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.10. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
Пункт об ответственности воспитателя также присутствует в должностной инструкции. Основная ответственность – за жизнь и здоровье своих воспитанников. Также педагог ДОУ ответственен и за другие аспекты жизнедеятельности детского сада:
- Ответственность за нарушение прав детей.
- За создание условий, которые могут угрожать жизни и здоровью ребенка или сотрудников детского сада.
- Бездействие при необходимости оказания первой медицинской помощи.
- Сокрытие несчастных случаев от родителей и администрации.
- Халатность в выполнении своих трудовых обязанностей или уклонение от их исполнения.
- Несоблюдение норм безопасности.
- Разглашение конфиденциальной информации о воспитанниках ДОУ.
Какие функции младшего сотрудника ДОУ?
Что входит в обязанности младшего воспитателя? Младший воспитатель относится к учебно-вспомогательному персоналу. Не стоит путать её с помощником воспитателя, няней.
В обязанности няни входит поддержание чистоты в помещении, дезинфекция посуды и получение питания с пищеблока учреждения. В то время, когда обязанности младшего педагога шире:
- Оказание помощи воспитателю в планировании и проведении мероприятий, кормлении детей и подготовки их ко сну и прогулке.
- Создание комфортных условий для социальной адаптации дошкольников.
- Контроль за детьми во время тихого часа.
- Организация соблюдения детьми правил детского сада.
- Контроль уборки помещения и проветриваний согласно графику.
Изменения в системе оплаты труда
Федеральным законом № 362-ФЗ от 09.11.2020 в ТК РФ внесены изменения, которые касаются формирования зарплат бюджетников.
Ранее федеральный центр устанавливал системы оплаты труда для федеральных бюджетников, в регионах и на муниципальном уровне этим занимались местные власти. В результате возникали «существенные межрегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры окладов по одинаковым должностям в разных организациях в пределах одного субъекта». Имела место даже разница в оплате труда на одних и тех же должностях в разных регионах. Более того, в некоторых субъектах РФ регулирующие системы оплаты труда НПА носили не обязательный, а рекомендательный характер. В результате решения о системах оплаты труда и размерах окладов полностью или частично были отданы на откуп непосредственно самим организациям.
Результат: формально повышение зарплаты учителям и воспитателям (например) происходит, средняя з/п вписывается в необходимые рамки, а на деле ситуация все хуже и хуже.
Профессиональный стандарт необходим работодателю для понимания четких функциональных требований к работнику. Приказом от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утверждены в том числе и обязанности воспитателя при приеме детей в группу:
- регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
- реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.);
- развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;
- использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.
Формирование компетенции
При обучении в среднем или высшем учебном заведении будущий специалист получает только базовые профессиональные сведения. Это – основа, на которой строится будущая работа воспитателя и педагога. Современные требования и реалии таковы, что нельзя научиться всему и сразу, тем более в столь сложной сфере деятельности, как педагогика.
Системы обучения и реалии жизни в наши дни разительно отличаются от тех принципов, которые применялись совсем недавно, еще какие-то 5 – 10 лет назад. Мало того, к методике, стилю и направлению преподавания и воспитания постоянно предъявляются новые условия, разрабатываются свежие, передовые методики, поэтому ни о какой статичности говорить не приходится.
В связи с этим изменяется и уровень компетентности педагога. Для того, чтобы поддерживать ее на высоте, воспитателю приходится постоянно совершенствовать свое мастерство. Повышение компетенции воспитателя достигается следующими способами:
- Самообразование. В наши дни это самое главное и основное направление, способствующее росту педагогических компетенций воспитателя.
- Курсы повышения квалификации.
- Экспериментально-исследовательская деятельность.
- Освоение свежих педагогических разработок.
- Инновационная образовательная и воспитательная деятельность.
- Обобщение собственных педагогических достижений и работ коллег по профессии.
- Умение получать полезную информацию из различных источников.
- Активное участие в методической работе, принятие участия в конкурсах, мастер-классах, иных состязаниях.
В основополагающих источниках особое внимание уделяется самообразованию педагогического состава. Именно это является способом успешного прогрессирования педагога, а также развитием профессиональных компетенций воспитателя ДОУ.
Основой самообразования по-прежнему является печатная информация. В книгах и брошюрах содержится огромный объем полезной информации. Альтернативой может быть интернет, в котором имеется большое количество сайтов, на которых имеются самые свежие данные по интересующим педагога вопросам.
Также способом расширения и увеличения компетенции служат контакты с коллегами, следование их передовому опыту, прохождение мастер-классов, работа с методистом ДОУ. Но наиболее важным нюансом в профессиональном прогрессе любого педагога является его личное желание развиваться в своей сфере деятельности. Без этого не помогут никакие документы и требования к уровню компетенции воспитателя.
Основной педагогический состав
Воспитатель (воспитательница) — педагог, непосредственно отвечающий за жизнь и здоровье вверенных ему детей. Однако воспитательница не просто «приглядывает» за малышами, она планирует и проводит занятия, игры, прогулки и развлечения в соответствии с возрастом детей. Создает условия в группе для успешной реализации воспитательно-образовательной программы и, собственно говоря, сама же ее реализует. Совместно с музыкальным руководителем и воспитателем по физической культуре готовит праздники, развлекательные и спортивные занятия. Руководит работой помощника воспитателя.
Кроме того, воспитатель ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Согласовывает с родителями профилактические прививки детей, планируемые в дошкольном учреждении.
Если детский сад полностью укомплектован педагогическими кадрами, в каждой группе работает по два воспитателя, которые работают в тесном сотрудничестве друг с другом. У воспитателя семичасовой рабочий день, поэтому первая смена начинается рано утром — в 7.00 до 14.00, вторая начинается в 12.00, а заканчивается в 19.00. В период с 12.00 до 14.00 оба воспитателя работают вместе. В это время педагог, работающий с утра и проводивший занятия, рассказывает о событиях первой половины дня, сообщает, с кем необходимо позаниматься дополнительно, кому из детей сделаны прививки, какие вопросы обсудить с родителями и пр.
Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание. Организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники, вечера. Выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе. Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.
Воспитатель по физической культуре проводит физкультурные занятия и во время их проведения полностью отвечает за безопасность воспитанников. Контролирует двигательную активность детей в течение дня. Вместе с медсестрой контролирует гигиенические условия для проведения занятий. Организует разъяснительную работу с родителями по вопросам физического воспитания.
Как и другие педагоги, воспитатель по физкультуре руководствуется утвержденными программами, учитывающими возрастные особенности детей, и во время занятий учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка.
Инструктор по плаванию проводит занятия в бассейне, также в соответствии с программой. Детей раннего и младшего дошкольного возраста учит не бояться большого количества воды (с помощью специальных игр-занятий), а со среднего дошкольного возраста начинает обучение разным стилям плавания (кроль, брасс, «дельфин»). Полностью отвечает за безопасность детей на воде. Совместно с медсестрой контролирует гигиеническое состояние бассейна.
Инструктор помогает детям при раздевании и принятии душа, приучает их к строгому соблюдению требований гигиены.
Младший обслуживающий персонал
К младшему обслуживающему персоналу относятся помощник воспитателя, повар, кладовщик, прачка и др. Все эти сотрудники обеспечивают бесперебойную работу дошкольного учреждения, но только помощник воспитателя работает непосредственно с детьми.
Помощник воспитателя, или младший воспитатель (в повседневном общении — просто няня) помогает воспитателю в организации воспитательно-образовательного процесса, и вместе с воспитателем отвечает за жизнь и здоровье воспитанников. Помощник воспитателя приносит с кухни пищу и помогает в раздаче, затем убирает и моет посуду, готовит воду для умывания детей, для полоскания рта; в старших группах организует сервировку детских столов. Помогает воспитателю выводить детей на прогулку и заводить их в группу, раздевать малышей перед тихим часом и одевать после него. Готовит все необходимое для проведения закаливающих и гигиенических процедур, принимает участие в организации занятий по обучению детей плаванию.
Также няня отвечает за чистоту в помещениях; два раза в день она проводит влажную уборку в группе. В соответствии с требованиями СЭС проводит санитарную обработку посуды, игрушек. Следит за чистотой полотенец, меняет их по мере загрязнения, помогает воспитателю в проведении гигиенических процедур с детьми. Один раз в 10 дней проводит смену постельного белья.
Должностные обязанности воспитателя в детском саду
7.1. Ознакомление сотрудника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления воспитателя с настоящей должностной инструкцией по профстандарту подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у заведующего ДОУ, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
7.4. Контроль исполнения данной должностной инструкции возлагается на старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
- Положения школы
- Документы по коронавирусу
- Билеты и инструктажи по ОТ
- Журналы по охране труда
- Акты и протоколы по ОТ
- Нормативные документы ОТ
Обычно на должность воспитателя назначаются лица, имеющие среднее профессиональное либо высшее образование в области педагогики, дошкольного воспитания, психологии или социологии, желательно с опытом работы, со знанием детской психологии и логопедии, методик развития детей дошкольного возраста. Желательны пройденные курсы повышения квалификации.
Знакомство с должностными обязанностями воспитателя дошкольного учреждения происходит еще до факта подписания трудового договора. Работнику необходимо понимать, что для эффективного выполнения своей работы ему должны быть присущи определенные личностные качества, потому что в профессии воспитателя они очень важны. К наиболее важным качествам относятся:
- любовь к детям и умение найти подход к любому ребенку;
- способности организатора;
- позитивность и жизнерадостность;
- стрессо- и психологическая устойчивость;
- коммуникабельность и организованность;
- грамотность речи и высокий культурный уровень;
- способность принимать быстрые и правильные решения в любых ситуациях.
Какие обязанности у воспитателя в детском саду:
- осуществлять контроль за жизнью и здоровьем детей во все время их пребывания в саду;
- проведение различных видов занятий, развивающих, спортивных, подготовку к праздникам и пр.;
- создавать благоприятную атмосферу, которая способствует бесконфликтному общению между малышами;
- прививать воспитанникам навыки самообслуживания;
- разрешать конфликты, проявлять выдержку и тактичность с детьми и их родителями;
- контролировать состояние здоровья воспитанников;
- немедленное сообщение об опасности и форс-мажорных ситуациях непосредственному начальству или в соответствующую службу;
- проходить медицинский осмотр в соответствии с графиком.
Если воспитатель не выполняет свои обязанности, что делать в такой ситуации родителям? В первую очередь необходимо обратиться к заведующей ДОУ, написать заявление в двух экземплярах, попытаться решить конфликтную ситуацию с требованием ответа в письменном виде.
Права, обязанности и ответственность воспитателей в детском саду.
Поскольку работа такого сотрудника ДОУ заключается в воспитании детей, взращивании полноценных и развитых граждан России, то он несет определенную ответственность за правильное выполнение поставленных задач.
Правда круг ответственности достаточно невелик, и в него включаются:
Жизнь и здоровье подопечных | Педагогический работник должен следить за детьми и оберегать их от травм, болезней либо иных факторов, которые могут повлиять на самочувствие ребенка, пока они находятся под присмотром ДОУ |
Права и свободы детсадовцев | Если другие сотрудники, родители или сторонние люди нарушают конституционные права детей, то воспитатель обязан принять меры по выяснению обстоятельств и доведению информации до органов, защищающих детей |
Создание условий | Которые угрожают жизни коллег и воспитанников — если сотрудник не следит за рабочим местом, нарушает технику безопасности, или как-либо иначе создает угрозу, его могут привлечь к ответственности |
Неоказание первой медицинской помощи и сокрытие ЧП в детсаду | Влечет очень серьезные последствия, вплоть до уголовной ответственности |
Поскольку у воспитателя есть свои должностные обязанности, и по сути, от него требуется только соблюдение правил и контроль за здоровьем и состоянием детей, он обязан выполнять их.
В противном случае, если правила, законы или обязанности были не соблюдены, то ответственный человек вполне может быть уволен, в качестве меры дисциплинарного наказания.
Но чаще применяется штраф в виде материальной санкции, но когда дети получили увечье, стали инвалидами, заболели опасной болезнью, либо вообще погибли по вине специалиста, то последний может получить ответственность вплоть до уголовной.