Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Абилитация и реабилитация: в чем разница?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Абилитация в психологии – это деятельность, способствующая восстановлению физиологических и умственных способностей детей-инвалидов. В педагогике данный термин появился несколько столетий назад, но свое закрепление получил лишь в конце ХХ в. В это же время было дано определение понятия, а также установлено его качественное отличие от понятия «реабилитации».
Что такое абилитация?
Это также целый цикл мероприятий, для того, чтобы человек с инвалидностью мог хорошо адаптироваться в социуме.
Существуют важные составляющие абилитационного процесса:
- Социально средовая, или же просто социальная абилитация — это индивидуальное восстановление больного в социуме;
- Педагогическая составляющая абилитации — это работа с человеком, по возвращению его деятельности;
- Психологическая абилитация — это прием восстановления личности в гражданина с инвалидностью;
- Абилитация медицинская включает в себя методики и приемы восстановления на биологическом и физическом уровне организма. Процесс абилитации помогает восстановить жизнедеятельность все функций человеческого организма.
Принцип составления индивидуальных программ
Этапы составления индивидуальных реабилитационных программ, для каждого инвалида имеют разницу, и зависит составление программы от потребности каждого больного.
Медицинские мероприятия по восстановлению физических функций организма, при которых снижается ограниченность инвалида в передвижении.
В состав индивидуальной программы абилитации, опираясь на потребности того человека, для которого она разрабатывается, могут быть включены следующие этапы:
- Общие процедуры реабилитационного процесса — прием медикаментозных препаратов;
- Реабилитационное восстановление специализированного характера — протезирование конечностей, оперативное вмешательство в организм, лечение в специализированных клиниках и лечебницах;
Медицинские мероприятия по абилитации:
- Мероприятия по реконструктивной оперативной хирургии;
- Протезирование больных;
- Восстановление в санаторных условиях, или же на курортах.
В основе абилитационной педагогики лежит гуманистическая философия, рассматривающая человеческую природу как неотъемлемую составляющую часть единой системы мироздания. Под влиянием работ Абрахама Маслоу, Карла Роджерса, Шарлотты Бюлер и Карла Юнга сформированы основополагающие идея абилитационного подхода к развитию детей с нарушениями в развитии различных жизненно важных функций и систем, основанные:
- на праве движения человека по собственному жизненному пути при одновременном уважении своеобразия и особенностей жизни других людей;
- на осознания индивидом ценности своего тела и его ощущений;
- на праве личности на удовлетворение ее жизненных потребностей и свободное выражение эмоций;
- на праве человека на развитие и самореализацию, подразумевающих под собой создание и выработку собственных индивидуальных, социальных и духовных целей.
Услуга | Цена (руб) |
---|---|
Консультации | |
Консультация психолога очно | 6 000 ₽ |
Консультация психолога онлайн | 5 000 ₽ |
Курс занятий очных (4/месяц) | 22 000 ₽ |
Курс занятий онлайн (4/месяц) | 18 000 ₽ |
Консультация нарколога | 3 000 ₽ |
Консультация психиатра очно | 6 000 ₽ |
Консультация психиатра онлайн | 5 000 ₽ |
Консультация главного врача | 10 000 ₽ |
Психодиагностика / патодиагностика | 7 500 ₽ |
Семейная психотерапия | 7 000 ₽ |
Интервенционная сессия | 12 000 ₽ |
Помощь родственникам | |
Группы поддержки для близких зависимых | бесплатно |
Вебинары для родственников зависимых | бесплатно |
Школа для созависимых 1 мес | 5 000 ₽ |
Мотивация зависимого на лечение | 6 000 ₽ |
Сопровождение пациента в клинику | 6 000 ₽ |
Госпитализация повышенной сложности | 15 000 ₽ |
Виды средств реабилитации детей
Технические средства реабилитации детей – это устройства, которые позволяют компенсировать или полностью устранить ограничение. Средства необходимы для:
- самообслуживания;
- ухода;
- ориентирования в пространстве;
- обучения;
- передвижения.
Важно! Имеющим ограниченное движение необходимо использовать специальные протезы.
Технические средства реабилитации детей инвалидов включают:
- опоры, поручни;
- инвалидные коляски;
- протезы;
- трости;
- специальную ортопедическую обувь;
- матрасы, которые не допускают образования пролежней;
- средства, помогающие одеваться;
- специальную одежду;
- устройства, помогающие читать;
- слуховые аппараты;
- собак поводырей;
- звуковые сигнализаторы.
Согласно программе ИПР, средства должны выдаваться бесплатно. При этом их запрещено продавать, передавать в пользование иным людям.
Существуют специальные сроки использования:
- трости – до 2-х лет;
- поручни – свыше 7 лет;
- обувь – 3 месяца.
Методики реабилитации
Существуют следующие методики реабилитации:
- Лечение водными процедурами: плавание в бассейне, применение гидротерапии.
- ПЭТ терапия или лечение животными: лечение лошадьми, дельфинами, кошками.
- Использование гимнастических тренажеров, мячей, лесенок включая средства реабилитации для детей инвалидов ДЦП.
- Грязевые и парафиновые аппликации, после которых повышается активность мышц.
- Массаж.
- Физиотерапевтические методы лечения с применением ультразвукового излучения, магнитного тока.
- Занятия с психологом и логопедом.
- Терапия Монтессори, которая помогает концентрировать внимание.
- Методика Бобат. Суть ее заключается в придании конечности противоположного положения тому, которое она принимает сама.
- При необходимости – хирургическое вмешательство.
- Санаторно-курортное лечение.
Разница в абилитации и реабилитации ребёнка инвалида
Для ребёнка инвалида существует особенность в проведения реабилитации, или же абилитации. Нет разницы, какая методика будет применяться, главное начать ее применение, как можно раньше.
Своевременно начатые меры по реабилитации, способны полностью восстановить функциональность организма и работу всех органов и его систем.
Для ребенка нет большой разницы, применять реабилитацию, или же абилитацию.
Если в вашей местности нет специалистов по абилитации, тогда восстановительные мероприятия проводят врачи-реабилитологи.
Главное, чтобы была оказана своевременная помощь и не упущено время.
Применяемые мероприятия:
- Медицинская ориентация на восстановление функций — массажи, ЛФК, применение лечения в санаторных условиях;
- Бытовая ориентация — научить ребёнка обслуживать себя на бытовом уровне;
- Психологическая адаптация — работа с психологами и занятия на обучение поведения в социуме и возможность самому ребенку наладить общение в обществе;
- Социокультурная ориентация — это эстетическое развитие детей-инвалидов. Разрабатываются культурные программы с посещением музеев, концертов, а также развлекательных и развивающих детских центров.
Государственная поддержка абилитологии
В современной медицине разработаны новые методики диагностирования организма человека, что позволяет установить точный диагноз уже на первоначальной стадии.
Существует разница в разработках данных методик восстановления.
Чаще всего, абилитология направлена, на восстановление детей с ОВЗ.
Когда на государственном уровне выделено понятие абилитация, подтвержденная вышедшим в 2021 году законом, тогда можно с уверенностью говорить о том, что разработка новых способов и методов формирования в инвалидах личности, которая быстро адаптируется в социуме, не заставит себя долго ждать.
Абилитационный процесс необходимо начинать с первых моментов развития патологии, или же с первых дней жизни проблемных детей.
В процессе должны быть задействованы специалисты абитологи, а также должна быть тесная поддержка родителей (при занятиях с детьми). Не последнее место отводится государственной поддержке, а также поддержке органов соцзащиты.
Новый порядок установления инвалидности
Со вступлением в силу нового закона изменился порядок установления инвалидности.
Раньше преимущественно в процессе проведения экспертизы и установления группы инвалидности применяли всего 2 критерия:
- Каково расстройство функций организма.
- Насколько ограничился вследствие болезни или травмы привычный уровень жизнедеятельности:
- частично или полностью утрачена одна определенная функция;
- возможно ли человеку обойтись самообслуживанием или же ему требуется регулярный медицинский и бытовой уход и т.д.
Теперь же медико-социальная экспертиза будет руководствоваться только одним критерием.
Основанием для установления инвалидности лицу является нарушение здоровья со II и более степенью выраженности стойких нарушений функций организма. После установления человеку инвалидности, будут применяться критерии установления группы инвалидности.
Медико-социальная экспертиза также отвечает принципу комплексности. Она осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основании следующих данных:
- Клинико-функциональных;
- Социальной бытовых;
- Профессионально-трудовых;
- Психологических.
Если лицо официально признается инвалидом, то ему обязательно назначается индивидуальная реабилитационная или абилитационная программа, причем ее будут не только назначать, но и контролировать выполнение.
Раньше за основу бралась способность человека к общению и обучению, а также к контролю своего поведения. Теперь же будет даваться объективная оценка утраты функциональности организма по результатам медицинского обследования.
Дорогие читатели!
Разница в абилитации и реабилитации ребёнка инвалида
Для ребёнка инвалида существует особенность в проведения реабилитации, или же абилитации. Нет разницы, какая методика будет применяться, главное начать ее применение, как можно раньше.
Своевременно начатые меры по реабилитации, способны полностью восстановить функциональность организма и работу всех органов и его систем.
Для ребенка нет большой разницы, применять реабилитацию, или же абилитацию.
Если в вашей местности нет специалистов по абилитации, тогда восстановительные мероприятия проводят врачи-реабилитологи.
Главное, чтобы была оказана своевременная помощь и не упущено время.
Применяемые мероприятия:
- Медицинская ориентация на восстановление функций — массажи, ЛФК, применение лечения в санаторных условиях;
- Бытовая ориентация — научить ребёнка обслуживать себя на бытовом уровне;
- Психологическая адаптация — работа с психологами и занятия на обучение поведения в социуме и возможность самому ребенку наладить общение в обществе;
- Социокультурная ориентация — это эстетическое развитие детей-инвалидов. Разрабатываются культурные программы с посещением музеев, концертов, а также развлекательных и развивающих детских центров.
Понятие реабилитации и абилитации инвалидов
В Федеральном законе от № 181 говорится о реабилитации и абилитации инвалидов.
Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация — система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Прошедший курс реабилитации по своей индивидуальной программе гражданин сможет занять достойное место в обществе и самостоятельно поддерживать привычный уровень жизни.
Цель мероприятий реабилитации и абилитации состоит в том, чтобы устранить или компенсировать ограничения жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Разница в абилитации и реабилитации ребёнка инвалида
Для ребёнка инвалида существует особенность в проведения реабилитации, или же абилитации. Нет разницы, какая методика будет применяться, главное начать ее применение, как можно раньше.
Своевременно начатые меры по реабилитации, способны полностью восстановить функциональность организма и работу всех органов и его систем.
Для ребенка нет большой разницы, применять реабилитацию, или же абилитацию.
Если в вашей местности нет специалистов по абилитации, тогда восстановительные мероприятия проводят врачи-реабилитологи.
Главное, чтобы была оказана своевременная помощь и не упущено время.
Применяемые мероприятия:
- Медицинская ориентация на восстановление функций — массажи, ЛФК, применение лечения в санаторных условиях;
- Бытовая ориентация — научить ребёнка обслуживать себя на бытовом уровне;
- Психологическая адаптация — работа с психологами и занятия на обучение поведения в социуме и возможность самому ребенку наладить общение в обществе;
- Социокультурная ориентация — это эстетическое развитие детей-инвалидов. Разрабатываются культурные программы с посещением музеев, концертов, а также развлекательных и развивающих детских центров.
Абилитация и реабилитация какая разница?
Абилитация, как понятие для восстановления функциональности организма инвалида, имеет существенную разницу с реабилитацией.
При абилитации происходит формирование способностей больного человека, а в процессе реабилитационных мероприятий происходит восстановление функций организма и его систем. Вот чем отличается абилитация от реабилитации и в этом существует главная разница между двумя медицинскими понятиями.
При абилитации для инвалида создаются такие условия, когда он способен научиться и развить свои способности для достижения поставленных целей.
В процессе обучения, гражданин с инвалидностью находит альтернативные методы решения поставленной цели. Даже если главный путь к достижению цели заблокирован по причине болезни, или же травмы.
Довольно часто процесс абилитации происходит в работе с детьми, у которых существуют отклонения в развитии, а также нарушения некоторых функций.
Пример: если у ребёнка существуют отклонения в применении речевого аппарата, тогда абилит необходимо начинать проводить сразу после того, как ребёнок не стал в положенный срок разговаривать.
Особенности реабилитации и абилитации детей-инвалидов
Для детей инвалидов есть свои особенности в проведении реабилитационных мероприятий. Чем раньше начнется восстановительные процедуры, тем быстрее пройдет восстановление утраченных навыков или приобретение новых.
Для этого используются следующие виды реабилитации и абилитации:
1. Медицинская. Включает массаж, лечебную физкультуру и другие виды оздоровительных мер.
2. Бытовая. Помощь в освоении новых навыков и умений в быту.
3. Психологическая. Для детей проводятся различные развивающие занятия.
4. Социокультурная: экскурсии, театры, концерты и другие виды досуга.
Особенность проведения таких мероприятий — их комплексность. Необходимо вернуть здоровье ребенка и максимально развить его физические и психические способности.
Особенности реабилитации и абилитации для детей-инвалидов
Дети, рождённые с нарушениями функций организма, чаще всего не способны в полной мере развить свои способности. Если с раннего детства у ребёнка присутствуют умственные и физические ограничения, очевидно, что в дальнейшем нормальная жизнеспособность затруднительна. Поэтому медспециалисты стараются выявить у детей сохранные анализаторы и предупредить вторичные отклонения развития, скорректировав и компенсировав уже имеющиеся проблемы.
Кроме того, для детей-инвалидов создано специальное образование, нацеленное на индивидуальность и специфику состояния. Меры по абилитации применяют исключительно к развития инвалидам с рождения или ставшим такими в процессе взросления.
В федеральный бюджет на 2020 год заложено 29,3 млрд. рублей для реализации программ реабилитации и абилитации. Средства можно будет направить, например, на покупку технических средств для восстановления, а также на оплату абилитационных мероприятий.