Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кодекс об административных правонарушениях, Статья 12.1». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 21 февраля 2002 г. N 126) государственной регистрации на территории Российской Федерации подлежат автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см и прицепы к ним, принадлежащие юридическим и физическим лицам. Обязательная регистрация транспортных средств предусмотрена Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изм. от 02.03.1999 N 41-ФЗ, от 25.04.2002 N 41-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ) .
Комментарии к ст. 12.1 КОАП РФ
1. Объектами административных правонарушений, предусмотренных в данной статье, являются общественные отношения в сфере эксплуатации транспортных средств.
2. Объективная сторона рассматриваемых административных правонарушений заключается в управлении водителем транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственный технический осмотр, т.е. в невыполнении требований п. 1 и абз. 4 п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения» (с изм. и доп.).
3. Согласно Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (с изм. и доп.), собственники транспортных средств обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. Регистрационные данные указываются в регистрационных документах, к которым относятся свидетельства о регистрации транспортных средств или технические паспорта транспортных средств.
4. Все зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним в целях, в частности, поддержания необходимого технического состояния, обеспечивающего безопасность дорожного движения, подлежат обязательному государственному техническому осмотру (ст. 17 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изм. и доп.)). Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с. изм. и доп.) утверждено Положение о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД России, в соответствии с которым систематически проводится государственный технический осмотр транспортных средств. Конкретные год и месяц проведения государственного технического осмотра каждого транспортного средства устанавливает ГИБДД. По результатам технического осмотра выдается талон о прохождении государственного технического осмотра, который должен размещаться в правом нижнем углу ветрового стекла автомобиля или автобуса.
5. Субъектами правонарушений являются водители транспортных средств.
6. С субъективной стороны управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
7. При совершении правонарушения, выразившегося в управлении транспортным средством, не прошедшим государственный технический осмотр, запрещается эксплуатация транспортного средства, при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации (ст. 27.13).
8. Дела о комментируемых административных правонарушениях рассматриваются начальником Государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющими специальное звание, старшими участковыми уполномоченными полиции и участковыми уполномоченными полиции (ст. 23.3).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).
Установка спецсигналов и рекламных конструкций
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
---|---|---|
12.4 ч.1 | Установка на передней части ТС световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, а равно световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску ТС к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения | 3000 руб., конфискация ТС |
12.4 ч.2 | Установка на ТС без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) или незаконная установка на ТС опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака «Инвалид» | 5000 руб., конфискация ТС |
12.4 ч.3 | Незаконное нанесение на наружные поверхности ТС специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб или цветографической схемы легкового такси | 5000 руб. |
12.31 ч.4 | Выпуск на линию ТС с установленными на нем без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), а равно с незаконно нанесенными на его наружные поверхности специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб | На граждан штраф не распространяется |
14.37 | Установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 КоАП РФ | 1000 — 1500 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
14.38 ч.1 | Размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками, или размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения | 2000 — 2500 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
14.38 ч.2 | Использование ТС исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции, в том числе переоборудование ТС для распространения рекламы, в результате которого ТС полностью или частично утратило функции, для выполнения которых оно было предназначено, переоборудование кузова ТС с приданием ему вида определенного товара | 3000 — 5000 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
14.38 ч.3 | Размещение рекламы на ТС, на наружные поверхности которого нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб, ТС, оборудованном устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, ТС федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которого расположены по диагонали белые полосы на синем фоне, а также на ТС, предназначенном для перевозки опасных грузов | 2000 — 2500 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
14.38 ч.4 | Размещение на ТС рекламы, создающей угрозу безопасности дорожного движения, в том числе рекламы, ограничивающей обзор лицу, управляющему ТС, и другим участникам дорожного движения | 2000 — 2500 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
14.38 ч.5 | Распространение звуковой рекламы с использованием ТС, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием ТС | 2000 — 2500 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
Состояние опьянения и отсутствие права управления
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
---|---|---|
12.7 ч.1 | Управление ТС водителем, не имеющим права управления ТС (за исключением учебной езды) | 5000 — 15000 руб. |
12.7 ч.2 | Управление ТС водителем, лишенным права управления ТС | 30000 руб. или административный арест до 15 суток либо обязательные работы 100 — 200 часов |
12.7 ч.3 | Передача управления ТС лицу, заведомо не имеющему права управления ТС (за исключением учебной езды) или лишенному такого права | 30000 руб. |
12.8 ч.1 | Управление ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Примечание. Употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Административная ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 12.8 и частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека | 30000 руб., лишение прав на 18 — 24 месяца (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
12.8 ч.2 | Передача управления ТС лицу, находящемуся в состоянии опьянения. Примечание. Употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Административная ответственность, предусмотренная частью 2 статьи 12.8 и частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме челове ка | 30000 руб., лишение прав на 18 — 24 месяца (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
12.8 ч.3 | Управление ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления ТС либо лишенным права управления ТС, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Примечание. Употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Административная ответственность, предусмотренная частью 3 статьи 12.8 и частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека | Административный арест на 10 — 15 суток или 30000 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
12.32 | Допуск к управлению ТС водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления ТС | На граждан штраф не распространяется |
12.32.1 | Допуск к управлению ТС водителя, не имеющего в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения, российского национального водительского удостоверения | На граждан штраф не распространяется |
Другой комментарий к статье 12.1 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения выступают правила эксплуатации транспортных средств, осуществления дорожного движения. Объективная сторона деяния наряду с предписаниями комментируемой статьи конкретизируется Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и иными нормативными актами.
Объективная сторона правонарушения выражается в бездействии, заключающемся в непрохождении транспортным средством государственной регистрации в месте его эксплуатации, а также в непрохождении или несвоевременном прохождении технического осмотра. В соответствии с Приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» государственной регистрации подлежат автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепы к ним, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащие юридическим лицам, гражданам РФ, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства. Таким образом, отсутствие государственной регистрации транспортного средства свидетельствует о допущении правонарушения и возможности и необходимости привлечения собственника такого транспортного средства к административной ответственности.
Прохождение транспортными средствами технического осмотра осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.11.2013 N 1013 «О техническом осмотре самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием». Транспортные средства, осуществляющие перевозку пассажиров с числом мест для сидения более чем восемь, подлежат обязательному государственному техническому осмотру, в связи с чем непрохождение осмотра отражает объективную сторону правонарушения, определенного настоящей статьей.
2. Сущность объективной стороны рассматриваемого деяния сводится к управлению транспортным средством, не соответствующим установленным законодательством требованиям. В этой связи в качестве субъекта данного правонарушения может выступать лишь лицо, осуществляющее управление транспортным средством, т.е. водитель. Таким образом, субъектом ответственности может быть исключительно физическое лицо, обладающее специальным правом — правом управления транспортным средством соответствующей категории, и осуществляющее управление транспортным средством, не зарегистрированным на территории РФ или не прошедшим технический осмотр. В большинстве случаев данное правонарушение совершается умышленно, однако это не исключает и возможность его совершения по неосторожности.
Кому выпишут штраф за управление ТС без регистрации
Если прежний владелец автомобиля не снял его с регистрации, могут быть проблемы. Любые правонарушения, совершенные новым владельцем, в том числе те, что фиксируются с помощью видеокамер, будут приходить на имя бывшего хозяина.
Если на дороге остановлен новый владелец, другие документы в порядке, есть договор купли-продажи, но транспортное средство не перерегистрировано в установленном порядке, административное взыскание будет применено к новому хозяину.
Если прежний владелец получает незаслуженные штрафы, он может принудительно прекратить регистрацию транспортного средства. Для этого ему нужно обратиться в Госавтоинспекцию с договором купли-продажи и составить заявление.
Важно! Принудительное прекращение регистрации прежним владельцем возможно только по истечении 10 дней с момента продажи автомобиля. Этот срок отводится новому хозяину для самостоятельного урегулирования вопроса.
Незарегистрированное транспортное средство что грозит
С 01.03.2022 в наименование ст. 12.31 вносятся изменения (ФЗ от 26.07.2019 N 219-ФЗ). См. будущую редакцию.
КоАП РФ Статья 12.31. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра или технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, с установленными без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо с незаконно нанесенными специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб
(в ред. Федеральных законов от 22.07.2005 N 120-ФЗ, от 01.07.2011 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 12.31 КоАП РФ
С 01.03.2022 в абз. 1 ч. 1 ст. 12.31 вносятся изменения (ФЗ от 26.07.2019 N 219-ФЗ). См. будущую редакцию.
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 28.07.2012 N 131-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 22.07.2005 N 120-ФЗ, от 26.07.2019 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от пяти тысяч до восьми тысяч рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 12.03.2014 N 32-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 28.07.2012 N 131-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть третья введена Федеральным законом от 22.07.2005 N 120-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 28.07.2012 N 131-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть четвертая введена Федеральным законом от 22.07.2005 N 120-ФЗ)
Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Статья 12.2 КоАП РФ. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
- Управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
- Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
- Установка на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
- Управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года.
Примечание. Государственный регистрационный знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством о техническом регулировании, и нечитаемым, если с расстояния 20 метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака.
Статья 12.3 КоАП РФ. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения
- Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.
- Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, лицензионной карточки, путевого листа или товарно-транспортных документов, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.
2.1. Перевозка пассажиров и багажа легковым транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей. - Передача управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе документов на право управления им, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.
Статья 12.7 КоАП РФ. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством
- Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), — влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч пятисот рублей.
- Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством, — влечет административный арест на срок до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере пяти тысяч рублей.
- Передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права, — влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч пятисот рублей.
Объект административного правонарушения по статье 12.2. КоАП РФ.
Объектом правонарушения комментируемой статьи является охраняемые и регулируемые Законом отношения в сфере безопасности дорожного движения.
Так, Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» определяет: «безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий».
Также, справедливо будет утверждать, что правонарушения, указанные в ст. 12.2. КоАП РФ, посягают на отношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов в части государственных регистрационных знаков, которые должны быть на транспортных средствах.
То есть, Законодатель, исходя из приоритета интересов жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, регулирует через соответствующие нормы права отношения в сфере дорожного движения, а правонарушитель, не соблюдая указанные нормы, посягает и нарушает баланс, при котором достигается безопасность дорожного движения.
Как избежать наказания за управление ТС без номеров
Зачастую водители эксплуатируют транспортное средство без регистрационных номеров исключительно до того момента, пока их не остановили сотрудники ГИБДД.
Если подобная ситуация произошла, избежать ответственности будет практически невозможно. Даже несмотря на то, что в этом нарушении отсутствует злой умысел, водитель будет наказан, так как это не рассматривается, как причина для освобождения от ответственности.
Например, если водитель потерял на повороте номера и даже не обнаружил этого, а инспекторы остановили за данное нарушение, наказания не избежать.
В подобной ситуации, в случае потери номерного знака, водитель обязан в срочном порядке обратиться в отделение ГИБДД и заявить об этом.
Однако подача заявления о потере номеров не является допуском к продолжению езды с одним из регистрационных знаков. Исключением является лишь случай, при котором разрешается водителю добраться домой на своем же транспортном средстве.
Дальнейшая эксплуатация авто может быть расценена, как игнорирование правил дорожного движения, за что в обязательном порядке водитель будет оштрафован.
В данных ситуациях, рекомендуется обращать внимание, допустил ли инспектор ошибки при оформлении протокола или внесении в него данных о нарушении.
Если это имело место быть, водитель может попытаться акцентировать на этом внимание при судебном разбирательстве. Иногда, это является причиной избегания от выплаты штрафа. К примеру, сотрудник ГИБДД неправильно указал место, где произошло нарушение, и время, в которое это было зафиксировано.
Также сюда относят и различные ошибки или же исправления в протоколе, которые были сделаны в отсутствие водителя.
Для обжалования протокола имеется только 10 дней с момента получения его копии на руки.
Статья 12.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра
1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.
1.1. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
2. Управление легковым такси, автобусом или грузовым автомобилем, предназначенным и оборудованным для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированным транспортным средством, предназначенным и оборудованным для перевозок опасных грузов, которые не прошли государственный технический осмотр или технический осмотр, —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.
Примечания утратили силу. — Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ.
Примечание. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
Судебная практика по статье 12.1 КоАП
Согласно примечанию к статье 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под транспортным средством в данной статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях главы 12 названного Кодекса также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
В настоящей жалобе Шабаев С.Н. приводит доводы, что 13 августа 2016 года он управлял скутером с объемом двигателя 49,5 куб. м и максимальной скоростью менее 50 км/ч, на управление которым не требуется водительское удостоверение, который не подлежит регистрации в органах ГИБДД и в силу примечания к статье 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не относится к транспортным средствам, при управлении которыми установлена административная ответственность.
Согласно примечанию к статье 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под транспортным средством в названной статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях главы 12 указанного Кодекса также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
Доводы жалобы о том, что транспортное средство «SEAT Ibiza» не поставлено на регистрационный учет в органах ГИБДД, в связи с чем действия Азарова А.А. подлежали квалификации по части 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являлись предметом проверки судей нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Парчайкина Ильи Николаевича, действующего в интересах Назарова Илдырыма Бабахай оглы, на определение судьи Новосибирского областного суда от 1 марта 2018 г. о возврате жалобы без рассмотрения, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Назарова Илдырыма Бабахай оглы,
Согласно примечанию к статье 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 528-ФЗ) под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
При этом понятие транспортного средства, закрепленное в примечании к статье 12.1 КоАП РФ, расширительному толкованию не подлежит. Вместе с тем в предусмотренных отдельными статьями главы 12 КоАП РФ случаях устанавливается административная ответственность и лиц, управляющих иными средствами передвижения (в частности, велосипедами, гужевыми повозками), при нарушении такими лицами ПДД РФ (например, части 2 и 3 статьи 12.29 КоАП РФ).
Следующий комментарий к статье 12.1 КоАП РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 12.1 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 21 февраля 2002 г. N 126) государственной регистрации на территории Российской Федерации подлежат автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см и прицепы к ним, принадлежащие юридическим и физическим лицам. Обязательная регистрация транспортных средств предусмотрена Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изм. от 02.03.1999 N 41-ФЗ, от 25.04.2002 N 41-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ) .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873; 1999. N 10. Ст. 1158; 2002. N 18. Ст. 1721; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607.
Объектом административного правонарушения являются правила эксплуатации транспортных средств. Сюда относятся техническое состояние и оборудование транспортных средств, обязательный государственный технический осмотр, регистрация транспортных средств, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
2. Объективная сторона данного правонарушения выражается в управлении транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра. Незарегистрированным считается транспортное средство, не прошедшее регистрацию в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ или иных органах, определяемых Правительством РФ. Не прошедшим государственного технического осмотра считается транспортное средство, эксплуатация которого осуществляется без осмотра и проверки технического состояния в предусмотренные сроки. Государственный технический осмотр проводится по месту регистрации транспортных средств.
3. Субъектами административного правонарушения являются водители транспортных средств, руководители и должностные лица, ответственные за эксплуатацию транспортных средств.
В соответствии с изменениями, внесенными в статью 12.1, данная статья подразделилась на 2 самостоятельных правонарушения:
— управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (штраф в размере 100 рублей);
— управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра (штраф в размере 200 рублей).
Изменилось и примечание к данной статье. Теперь примечание состоит из двух частей, причем первая из них в точности повторяет первую часть бывшего примечания, а вторая часть совершенно новая и говорит о том, что «порядок и сроки прохождения государственного технического осмотра устанавливаются федеральным законом», а не Правительством РФ, как это было ранее. Но до принятия соответствующего федерального закона порядок и сроки прохождения государственного технического осмотра пока будут устанавливаться Правительством РФ.
Комментарии к ст. 12.1 КОАП РФ
1. Объектами административных правонарушений, предусмотренных в данной статье, являются общественные отношения в сфере эксплуатации транспортных средств.
2. Объективная сторона рассматриваемых административных правонарушений заключается в управлении водителем транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственный технический осмотр, т.е. в невыполнении требований п. 1 и абз. 4 п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения» (с изм. и доп.).
3. Согласно Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (с изм. и доп.), собственники транспортных средств обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. Регистрационные данные указываются в регистрационных документах, к которым относятся свидетельства о регистрации транспортных средств или технические паспорта транспортных средств.
4. Все зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним в целях, в частности, поддержания необходимого технического состояния, обеспечивающего безопасность дорожного движения, подлежат обязательному государственному техническому осмотру (ст. 17 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изм. и доп.)). Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с. изм. и доп.) утверждено Положение о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД России, в соответствии с которым систематически проводится государственный технический осмотр транспортных средств. Конкретные год и месяц проведения государственного технического осмотра каждого транспортного средства устанавливает ГИБДД. По результатам технического осмотра выдается талон о прохождении государственного технического осмотра, который должен размещаться в правом нижнем углу ветрового стекла автомобиля или автобуса.
5. Субъектами правонарушений являются водители транспортных средств.
6. С субъективной стороны управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
7. При совершении правонарушения, выразившегося в управлении транспортным средством, не прошедшим государственный технический осмотр, запрещается эксплуатация транспортного средства, при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации (ст. 27.13).
8. Дела о комментируемых административных правонарушениях рассматриваются начальником Государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющими специальное звание, старшими участковыми уполномоченными полиции и участковыми уполномоченными полиции (ст. 23.3).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).
Наказание за управление незарегистрированным транспортным средством и могут ли за это поставить на штрафстоянку
Как известно автолюбителям, собственник транспортного средства обязан зарегистрировать его в ГИБДД в течение 10 суток со дня приобретения. Закон допускает управление автомобилем без регистрации в течение этого срока, но в некоторых случаях и в течение этих 10 дней могут наступить определённые негативные последствия.
Также пользователи из разных регионов сообщают о случаях задержания и перемещения на специализированные штрафные стоянки не зарегистрированных транспортных средств. Анализ публикаций некоторых автомобильных сайтов показал, что автоюристы зачастую считают это законным.
Также мы обнаружили утверждения того, что за несовременную регистрацию транспортного средства собственника обязательно накажут при его явке в регистрационное подразделение. При этом ответственность наступит по части 1 статьи 12.1 КоАП РФ.
Мы позволим себе с этим не согласиться, но об этом чуть далее.
Естественно бывают ситуации, когда автовладельцы попросту не успевают посетить регистрационное подразделение ГИБДД по различным причинам (болезнь, занятость на работе, неисправность транспортного средства и т.п.).
И далеко не во всех случаях привлечение собственника за нарушение сроков регистрации транспортного средства будет законным и правомерным.
Мы также поставим под сомнение законность задержания не зарегистрированного транспортного средства и даже расскажем почему такие действия в большинстве случаев будут являться незаконными.
Разберёмся по порядку.
Действительно, за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей (часть 1 статьи 12.1 КоАП РФ), а за повторное совершение такого правонарушения (часть 1.1 статьи 12. и вовсе в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев. При этом первично наложенный штраф может быть оплачен со скидкой, а вот льгота на уплату штрафа за аналогичное повторное правонарушение законом не предоставляется.
Для собственника (владельца) транспортного средства за нарушение сроков регистрации транспортного средства штраф предусмотрен статьей 19.22 КоАП и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей, на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей, а на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Льготы на уплату штрафа по данной статье не предоставляются.
Можно ли избежать штрафа за управление незарегистрированным транспортным средством?
В определённых ситуациях можно.
Как известно, регистрация транспортного средства в органах ГИБДД носит заявительный характер. Собственник транспортного средства обязан в установленный законом срок обратиться в регистрационное подразделение ГИБДД с заявлением о постановке приобретенного транспорта на соответствующий учет уплатив государственную пошлину за совершение данного действия.
Однако в постановке на учет может быть отказано. И этом несколько причин. Приведем основные. В отношении транспортного средства наложен запрет на совершение с ним регистрационных действий. Это безусловное основание для отказа в постановке на учет.
Запрет может быть обусловлен разными факторами, одним из которых является даже банальная задолженность по штрафам прежнего владельца транспортного средства. Естественно, что новый владелец автомобиля не отвечает по долгам прежнего собственника, однако поставить автомобиль на учет до погашения задолженности он не сможет.
Также отказ в регистрации последует в случае наличия сомнений в подлинности (признаков подделки) идентификационных номеров транспортного средства. В таком случае отказано будет как минимум до получения результатов автотехнической экспертизы на которую автовладельца направят сотрудники ГИБДД. Далее все будет зависеть от результатов экспертизы.
Однако и в первом и во втором случае, установленный законом срок для регистрации транспортного средства автовладелец пропустит, а значит ему будет грозить соответствующее административное наказание. И вот здесь начинается самое интересное.
Правила дорожного движения, равно как и иные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения возлагают на собственников обязанность регистрации принадлежащих им транспортных средств, но не запрещают им их эксплуатацию.
Ответственность за управление транспортным средством не зарегистрированным в установленном порядке, а равно за нарушение регистрационных правил характеризуется умышленной формой вины, то есть наступает только в тех случаях, когда установленные нормы и правила были нарушены исключительно по вине автолюбителя.
Отказ в регистрации транспортного средства не зависит от желания собственника автомобиля и не позволяет ему вовремя поставить технику на регистрационный учет.
Такое обстоятельство подлежит обязательному принятию во внимание при решении вопроса о виновности водителя транспортного средства и его привлечении к установленной законом административной ответственности.
Поэтому если Вас обвиняют в управлении транспортным средством не зарегистрированным в установленном порядке, а собственник попросту лишен возможности поставить транспортное средство на учет сообщите об это�� сотруднику полиции до привлечения к ответственности, а в случае если постановление о назначении наказания все же вынесено, потребуйте составления протокола об административном правонарушении в котором отразите свое объяснение на этот счет. Затем подайте жалобу на постановление о назначении штрафа в течение 10 дней со дня вручения копии постановления.
Запомните, скорее всего вышестоящее должностное лицо или суд при рассмотрении жалобы примут доводы об отказе в регистрации транспортного средства только в том случае если Вы предоставите им соответствующее заявление, с которым вы обращались в ГИБДД и которое содержит письменный отказ инспектора в совершении регистрационного действия. Не стоит апеллировать таким доводом если информация о запрете на совершение регистрационного действия была обнаружена на каком-либо сайте, но в ГИБДД при этом собственник транспортного средства (либо его представитель) не обращался. Поэтому в любом случае сначала обратитесь в ГИБДД, а затем эксплуатируйте транспортное средства. Лучше всего иметь заявление с отказом при себе и возить его в машине чтобы предъявлять сотрудникам ГИБДД в случае необходимости.
Можно ли собственнику избежать штрафа за нарушение регистрационных правил?
Как мы указывали выше, собственник транспортного средства также несет ответственность за несвоевременное обращение в органы ГИБДД с заявлением о постановке автомобиля на учет.
Он привлекается к ответственности по части 1 статьи 19.22 КоАП РФ. Однако и он вполне может попытаться избежать наказания, даже если препятствий для постановки на учет никаких не имелось.
Для этого существует два способа.
Первый, это заявить о том, что транспортное средство находилось в неисправном состоянии и не могло быть поставлено на учет. Органы ГИБДД регистрируют только те транспортные средства, которые соответствуют установленным правилам и требованиям, предъявляемым к их техническому состоянию.
Если при регистрации автомобиля решается вопрос о привлечении к ответственности сообщите о том, что транспортное средство было приобретено без фар или стекол, то есть являлось неисправным, что препятствовало его постановке на учет.
Поскольку такое правонарушение также характеризуется умышленной формой вины, данное обстоятельство является основанием для освобождения собственника от административной ответственности предусмотренной статьей 19.22 КоАП РФ.
Второй способ. Выдайте кому-либо простую письменную доверенность на право постановки транспортного средства на учет и пришлите это лицо в ГИБДД вместо себя.
Представитель не несет административной ответственности за виновные действия представляемого и не подлежит привлечению к ответственности вместо собственника транспортного средства.