Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Каких изменений ждать в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы вести легальный бизнес на территории Казахстана, следует открыть ИП в банке — завести расчетный счет. От выбора банка во многом зависит качество получаемых услуг и ряд дополнительных возможностей. Поэтому для предпринимателей крайне важно предварительно изучить условия сотрудничества.
СНР по упрощенной декларации
Предприниматели, соответствующие определенным условиям, имеют возможность использовать СНР. Среднесписочное количество работников не должно превышать 30 человек. Установлены ограничения на доход предприятия за полугодие. Налоговую отчетность бизнесмен предоставляет раз в 6 месяцев.
Удобная 910 форма подходит для расчета обязательств и налогов. Ставка для СНР на упрощенной декларации составляет 3%. Исчисленная сумма может быть уменьшена в 1,5% за каждого работника, если среднемесячная зарплата ИП не превысила установленных лимитов.
В декларации 910.00 необходимо отобразить информацию о социальных отчислениях для работников, исчисленных суммах пенсионных взносов.
Этот СНР предназначается для предпринимателей, занимающихся торговлей, осуществляющих деятельность в сфере услуг, общественного питания.
Сравнительная таблица по СНР для малого бизнеса
В этой таблице есть основные условия применения разных налоговых режимов. Подается общая информация по составлению отчетности, ведению учета при каждом налоговом режиме. Бизнесмены смогут выбрать оптимальный СНР.
СНР / Критерии
|
Патент
|
Упрощенная декларация
|
Фиксированный вычет |
|
Налоговый период
|
год
|
полугодие |
год
|
|
Доход (предел)
|
3 528 МРП
|
24 038 МРП
|
144 184 МРП
|
|
Работники
|
Нет |
до 30 |
до 50
|
|
Обязательное применение ККМ
|
с 01.01.2020 — Да
|
Да |
Да |
|
Бухгалтерский учет |
Освобождены от обязательного ведения
|
ИП — освобождены от обязательного ведения ТОО – обязаны вести бухгалтерский учет
|
||
Первичные документы
|
Обязательно: наличие документов от поставщиков и заполнение «своих» Срок хранения – 5 лет
|
|||
Налоговый учет |
Обязательное ведение налогового учета Заполнение налоговых регистров на основании первичных документов |
|||
ФНО
|
911.00 |
910.00 |
912.00 * работники – 200.00 (кв-л) |
|
Срок представления налоговой отчетности
|
До начала деятельности если факт.доход больше заявленного – дополнительный расчет (доплата налогов)
|
Отчет за полугодие (итоги и расчет налогов дважды в год) до 15 числа второго месяца, следующего за полугодием
|
Отчет за год (итоги и расчет налогов за календарный год) до 31 марта следующего года
|
|
Объект налогообложения
|
Заявленный доход |
Фактический доход |
Налогооблагаемый доход * (доход — вычеты – доп.фикс.вычет) |
|
Уплата налогов |
предоплата (доплата в случае превышения заявленной суммы) |
до 25 числа второго месяца, следующего за полугодием |
до 10 апреля следующего года
|
|
Налоги с дохода ИПН
|
С заявленного дохода: услуги — 1% |
Налог с дохода 3% в т.ч.: ½ — ИПН / КПН; ½ — социальный налог |
Фиксированный налог: ИП — 10% ИПН ТОО – 20% КПН |
|
Налогообложение по работникам |
нет |
Не начисляется социальный налог с доходов работников |
ТОО – Общий порядок ИП – Социальный налог с численности (2 МРП за ИП, 1 МРП за работника) |
|
Уплата социальных платежей и налогов за работников
|
нет |
ежемесячно |
ежемесячно |
|
Возможности и риски для бизнеса при открытии ИП
Если пройти процесс регистрации ИП, бизнесмен получает возможность вести свою деятельность с определенными преимуществами, среди которых можно выделить следующие:
- легализация доходов — после регистрации ИП, человек приобретает законное право на ведение бизнеса и получение от него доходов в Казахстане;
- самостоятельный выбор налогообложения — реализованная упрощенная система налогообложения, часто используемая предпринимателями, позволяет уплачивать налоги в размере 3% от доходов;
- расширение бизнес-возможностей — для любого заказчика ИП всегда привлекательнее самозанятого, поскольку при сотрудничестве с индивидуальным предпринимателем отпадает необходимость в уплате страховых взносов;
- приобретение трудового стажа — с учетом регулярных пенсионных взносов, соцотчислений, которые совершает ИП, стаж рассчитывается на основании периода отчислений.
Штрафы для ИП за нарушения обязательств по уплате налогов прочих платежей
После присвоения статуса ИП у бизнесмена появляются обязательства по соблюдению правил использования налогового режима, подаче налоговой отчетности в срок и своевременной уплате налогов.
За нарушение правил использования налогового режима может быть:
- вынесено предупреждение;
- наложен штраф в 15 МРП.
За несвоевременное предоставление налоговой отчетности:
- предупреждение;
- штрафные санкции в размере 30 МРП.
За несоблюдение сроков отчислений по установленным взносам ОСМС, СО:
- предупреждение;
- начисление штрафа в размере 20% от суммы задержанных отчислений.
Почему необходимо внедрять ОПВР?
Обязательные пенсионные взносы работодателя, безусловно, вводятся в целях повышения благосостояния казахстанцев, будущих пенсионеров. В особенности, это актуально для граждан, которые не имеют солидарного стажа (до 1998 года), либо чей стаж в солидарной системе незначителен.
Сегодня, как всем известно, в пенсионном обеспечении участвуют только сами работники и государство. Исключение составляют работники вредных производств, таковых чуть более 400 тысяч человек, за которых работодатели уплачивают 5-процентные профессиональные пенсионные взносы.
Следует учесть, что солидарная часть пенсии ежегодно уменьшается. Разрыв между размерами пенсий новых и действующих получателей только за последние пять лет увеличился с 13 до 30 процентов, что влияет на уровень замещения дохода пенсионными выплатами. При этом 10 процентов взносов самого работника недостаточно для обеспечения адекватного размера пенсии. Международный опыт это подтверждает. К примеру, в странах ОЭСР средняя ставка взносов составляет порядка 18 процентов, в Сингапуре — 37 процентов (20 процентов из которых уплачиваются работодателем), в Российской Федерации ставка для работодателя составляет 22 процента, в Республике Беларусь 28 процентов и ещё 1 процент уплачивается работником.
Введение ОПВР, наряду с другими мерами по развитию пенсионной системы, позволит обеспечить достойную пенсию, адекватную трудовому стажу получателей.
Введение ОПВР позволит сохранить адекватный уровень пенсионных накоплений казахстанцев при достижении пенсионного возраста (коэффициент замещения дохода после выхода на пенсию), соответствующий международным стандартам.
При этом нагрузка на работодателя останется на приемлемом уровне, в том числе за счет предусмотренных в рамках Налогового кодекса послаблений в части отнесения суммы, уплаченных ОПВР на вычет до налогообложения.
Возможна ли отмена этой нормы?
Дальнейшее откладывание срока введения ОПВР отрицательно скажется на уровне пенсионного обеспечения будущих пенсионеров. В особенности от этого могут пострадать казахстанцы, которые будут выходить на пенсию в 40-х годах текущего столетия. Размер их выплат по актуарным расчетам будет на 30 процентов ниже по сравнению с теми, кто выйдет на пенсию в 50-60-х годах.
Поэтому, на сегодняшний день, вопрос отмены или отсрочки введения данной нормы не рассматривается.
Напомним, что с 1 января 2023 года действующая накопительная система будет дополнена новой условно-накопительной компонентой, формируемой за счет взносов работодателей в размере 5 процентов от доходов работников. В предлагаемой условно-накопительной системе (УНС) будет реализован как накопительный (через накопление на условных счетах), так и распределительный механизмы пенсионного обеспечения.
Участниками новой пенсионной системы будут являться работники, в пользу которых работодатели будут перечислять обязательные 5-процентные пенсионные взносы, исчисленные от доходов работников и перечисленные за счет собственных средств работодателя на персонифицированные условно-накопительные счета в ЕНПФ.
Для каждого участника системы открывается условный пенсионный счет, на котором фиксируется сумма перечисляемых работодателями взносов и формируются условные пенсионные накопления.
Поступающие от работодателей пенсионные взносы не будут капитализироваться и не станут собственностью отдельных лиц, а будут расходоваться на выплату текущих пенсий за счет ОПВР.
При достижении работником пенсионного возраста и наличии не менее пяти лет стажа участия размер пенсии из условно-накопительного компонента определяется исходя из накоплений, сформированных на условном пенсионном счету, и ожидаемой продолжительности жизни.
То есть, пенсия будет эквивалентна сумме пенсионных накоплений, сформированных за весь период трудовой деятельности граждан, распределенных во времени в зависимости от ожидаемой продолжительности жизни.
Право на пенсионные выплаты за счет ОПВР будут иметь лица, достигшие пенсионного возраста, при стаже участия не менее 5 лет (60 месяцев), в размере не более 2-х прожиточных минимумов.
Пенсионные выплаты за счет ОПВР будут выплачиваться пожизненно, при этом ежегодно размеры пенсий будут индексироваться.
Необходимо отметить, что в отличие от накопительной пенсионной системы, пенсии за счет ОПВР в условно-накопительной компоненте не наследуются (поскольку не являются собственностью работника) и на них не распространяется гарантия по сохранности пенсионных накоплений.
Кроме того, предусматривается открытие условного пенсионного счета в ЕНПФ в автоматическом режиме для вкладчиков ОПВР при поступлении первого платежа, т.е. счет будет открываться автоматически при поступлении первого ОПВР.
Выплата по уходу за ребёнком до года для ИП в Казахстане
Согласно законодательным нормам Республики Казахстан, родитель ребёнка, оформивший декретный отпуск по уходу за малышом имеет право на ежемесячную социальную выплату сроком до достижения ребёнком 1 года.
Так как выплаты осуществляются за счёт Фонда социального страхования – для начисления денежных средств и объема выплаты первостепенное значение имеют социальные отчисления, которые производились претендентом на выплату до оформления декретного отпуска.
Декретные выплаты считаются исходя из социальных отчислений в Фонд социального страхования. Это не пенсионные. Декретные выплаты осуществляет Фонд социального страхования. А социальные отчисления производит ежемесячно работодатель за своего работника или ИП само за себя в этот Фонд социального страхования. Сколько вы получите декретных выплат — зависит от размера вашей фактической зарплаты, которая подтверждается социальными отчислениями.
При расчёте суммы декретных выплат для индивидуальных предпринимателей используются следующие показатели:
- доход, указанный в налоговой декларации;
- сумма дохода для расчета социальных отчислений;
- сумма социальных отчислений, произведённых за определенный период.
Выдержки из всех НПА так или иначе связанных с корректировкой дохода 90%:
Правила и сроки исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных
пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов
в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним:
6. Обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ не удерживаются с выплат и доходов:
…
3) указанных в пункте 1 статьи 341 Налогового кодекса, за исключением установленных подпунктами 12), 26), 27), 48) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса, а также подпунктами 42), 43) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса (в части утраченного заработка (дохода).
При этом обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ не удерживаются с доходов, предусмотренных абзацем шестым подпункта 17) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса.
Правила осуществления обязательных профессиональных пенсионных взносов
9. При осуществлении обязательных профессиональных пенсионных взносов не учитываются следующие виды выплат, указанных в:
….
2) пункте 1 статьи 341 Налогового кодекса.
Правила и сроки исчисления и перечисления социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования и взысканий по ним
5. Социальные отчисления в Фонд не уплачиваются с доходов, установленных:
….
2) пунктом 1 статьи 341 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в подпунктах 9), 10), 12), 14), абзаце шестом подпункта 17), подпунктах 19), 20), 21), 27) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса;
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Об обязательном социальном медицинском страховании
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.01.2019 г.
Статья 29. Доходы, принимаемые для исчисления отчислений и (или) взносов
4. Отчисления и (или) взносы в фонд не удерживаются со следующих выплат и доходов:
….
2) доходов, указанных в пункте 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в подпунктах 10), 12) и 13) пункта 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
Налоговый кодекс Республики Казахстан.Статья 484. Объект налогообложения.
3. Из объекта налогообложения исключаются:
…
3) доходы, установленные в пункте 1 статьи 341 настоящего Кодекса, за исключением доходов, установленных в подпункте 10) пункта 1 статьи 341 настоящего Кодекса, а также доходов, установленных в подпункте 53) пункта 1 статьи 341 настоящего Кодекса в части доходов работников, являющихся гражданами Республики Казахстан;
Вместе с тем, следует учесть, что в ряде этих НПА предстоят изменения.
На Блог-платформе Министра национальной экономики опубликован ответ на эту тему: https://dialog.egov.kz/blogs/all-questions/529742#answers.
В ответе говорится что: «По вопросу исчисления социальных отчислений, пенсионных взносов, а также обязательных профессиональных пенсионных взносов В настоящее время Министерством труда и социальной защиты населения разработан проект постановления Правительства Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан», который находится на согласовании с заинтересованными государственными органами. Данным проектом вносятся изменения в постановления Правительства Республики Казахстан от 21 июня 2004 года № 683 «Об утверждении Правил и сроков исчисления и перечисления социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования и взысканий по ним» и 18 октября 2013 года № 1116 «Об утверждении Правил и сроков исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним», которыми предусмотрены поправки касательно того, что социальные отчисления в Фонд уплачиваются, а обязательные пенсионные взносы и обязательные профессиональные пенсионные взносы удерживаются с доходов, установленных подпунктом 49) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса, а с 2020 года подпунктом 52) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса. По вопросу исчисления ОСМС Согласно статье 5 Закона Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «Об обязательном социальном медицинском страховании» право на медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования имеют лица, за которых осуществлялась уплата отчислений и (или) взносов в фонд, а также освобожденные от уплаты взносов в фонд в соответствии с пунктом 7 статьи 28 данного Закона. Лицам, за которых не поступали отчисления и (или) взносы в фонд, либо которые не уплачивали взносы в фонд, предоставляется гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения». Таким образом, размер медицинских выплат не зависит от размера отчислений на медицинское страхование. По вопросу исчисления социального налога Внесение изменений в Налоговый кодекс в статью 484 по расчету социального налога не планируется. Вместе с этим, сообщаю, что Министерством национальной экономики Республики Казахстан планируется рассмотрение вопроса по установлению единой базы для исчисления социальных платежей и социального налога. В настоящее время формируется состав рабочей группы по совершенствованию налогового законодательства, в рамках которой будет рас��мотрен данный вопрос.
! Об этом же написано и в самом проекте ссылка на который ниже. http://www.enbek.gov.kz/ru/node/358112
Из данного ответа следует, что изменения планируется принять только в части ОПВ, ОППВ и СО. Расчет Социального налога, а также ОСМС данные изменения не затронут. Следовательно доходы при определении объекта обложения социальным налогом и ОСМС будут подлежать корректировке согласно пп.49, п.1, ст.341 НК РК.
Сроки уплаты налогов и платежей. См. примечания
Уплата ИПН, ОПВ, СН, СО, ОСМС, ОППВ согласно действующему законодательству производится не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом (месяцем начисления дохода), по месту нахождения налогоплательщика.
Т.е. если Вам надо заплатить налоги и платежи за февраль 2019 года, Вы должны это сделать до 25 марта 2019 года по месту нахождения (регистрации) Вашего ТОО, ИП и т.д.
Сроки сдачи отчетности.
Срок сдачи отчетности по ИПН, ОПВ, СН, СО, ОСМС, ОППВ (форма 200) согласно действующему законодательству производится не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым кварталом по месту нахождения налогоплательщика.
Статус «ИП» или «самозанятые» в Казахстане, что лучше?
В принципе, в предыдущем разделе мы и ответили на этот вопрос. Условия в статусе «Самозанятый» специально сделаны так, чтобы были не выгодны для ведения бизнеса. Чтобы не было желания сменить ИП на статус «самозанятого». Либо не могли конкурировать с малым бизнесом.
-
вы не можете торговать на рынке, в ТЦ, арендовать коммерческое помещение, открывать точку, магазин. Только у себя на дому или на дому у частного лица;
-
вы не можете оказывать услуги, продавать товар юридическим лицам. Только частным лицам;
-
не имеете право нанимать работников, работаете только сами;
-
нельзя продавать абы-какие товары – только продукцию со своего подворья, пасеки, огорода;
-
нельзя производить и продавать товары, какие вздумается – только производить и продавать продукцию со своего подворья, пасеки, огорода;
-
нет возможности выставить счета, заключить договор, представить юридические документы и т.п. – этого в режиме «самозанятых» нет. Данный режим не предусматривает регистрацию и представление налоговой отчетности.
-
вы платите мизерный налог и социальные выплаты. Из-за этого нет возможности получать кредит, иметь хорошие пенсионные накопления, рассчитывать на хорошие социальные выплаты в случае беременности и родов, потери трудоспособности и т.п.
Ну а далее, когда нужно будет масштабировать бизнес, нанимать работников, выходить на другие рынки, товары, услуги – тогда можно будет получить статус ИП или ТОО.
Ставка отчислений на ОСМС вырастет в 2022 году
- Бизнес на пределе – эксперт об отмене моратория на налоговые проверки
- В Казахстане могут ввести свой углеродный налог
- Кто кормит бюджет: 343 крупных налогоплательщика страны
- Казахстан
- налоги
- налоговые изменения
- ИПН
- МЗП
Помимо того, что налог социального характера начисляется непосредственно на предприятие, граждане, совершающие трудовую деятельность, обязаны также выплачивать различные социальные отчисления со своих доходов.
Социальные отчисления дают право гражданам, их выплачивающим на социальные выплаты. Это своего рода страховка от государства, фонд в который собираются средства со всех, а затем распределяются между теми, кто в них нуждается — социально незащищёнными слоями населения (плательщиками социальных отчислений).
Размер социальных выплат — 5% от МЗП. В этом объёме платят участники ОСС и самостоятельно занятых лиц.
- 2009
- 2010
- 2011
- 2012
- 2013
- 2014
- 2015
- 2016
- 2017
- 2018
- 2019
- 2020
- 2021
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
В Декларацию вносятся следующие сведения:
- данные для исчисления индивидуального подоходного налога и социального налога;
- информация об обязательных пенсионных взносах, необходимая для их исчисления, удержания и перечисления;
- о начислении и перечислении сумм социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования и взносов на обязательное социальное медицинское страхование.
Поможем собрать и сформировать отчетность в 1С. Звоните!
Приказом от 20 декабря 2020 года №1214 внесены изменения в действующий Приказ №39 от 20 января 2020 года «Об утверждении форм налоговой отчетности и правил их составления».
Данные по корректировке до 2021 года отражались исключительно в суммовых выражениях, сейчас требуется расшифровка корректировок и налоговых вычетов для физических лиц. Внесенные изменения привели форму в соответствие со следующими нормативно-правовыми актами:
- Налоговый кодекс;
- Закон РК «О пенсионном обеспечении»;
- Закон «Об обязательном социальном медицинском страховании».
Перечисление ИПН, взносов на обязательное социальное медицинское страхование и обязательных взносов зависит от размера уплаченных налогов, а социальный налог имеет прямую зависимость с исчисленными социальными отчислениями.
Исключены все строки и графы, которые предполагают отражение пенсионных взносов работодателя, начисленных согласно с законодательством РК. Это изменение объясняется смещением сроков введения в действия 25-1 статьи Закона «О пенсионном обеспечении» до 1 января 2023 года, согласно которой работодатели обязаны исчислять и перечислять обязательные пенсионные взносы работодателя.
В форме появились новые строки, предназначенные для отражения взносов на обязательное социальное медицинское страхование в свою пользу за каждый месяц отчетного квартала и итоговой суммы за квартал индивидуальными предпринимателями:
- 00.012 I;
- 00.012 II;
- 00.012 III;
- 00.012 IV.
В этот список не вошли специальные налоговые режимы для хозяйств – фермерских и крестьянских, а также на основе патента и упрощенной декларации.
Как вырастут зарплаты, пенсии и пособия в 2022 году
Все жители Казахстана, которые обязаны платить социальный налог, делать это должны до 25-го числа. Здесь правила стандартные, имеется ввиду от числа того месяца, который следует за отчётным. К примеру за август придётся платить в сентябре и так далее. Оплата производится ежемесячно.
Однако организации, которые используют упрощенную систему налогообложения, обязаны платить раз в полгода – до 15 августа за первую половину года, и до 15 февраля – за второе.
Естественно, несвоевременная оплата влечёт за собой штраф.
Рассчитать социальный налог в Казахстане в 2021 году довольно просто – налоговую ставку нужно умножить на налогооблагаемый объект. И полученную сумму необходимо оплатить государственную казну.
Для юридических лиц предусмотрено два довольно удобных способа исчисления:
- по СНР – здесь принимается во внимание упрощенная декларация;
- либо общепринятая схема.
Предприниматели также имеют два способа, которая повторяет предыдущие, но имеют некоторые отличия от стандартной схеме – для ИП предполагается использование коэффициентов минимального расчётного показателя. Лучше всего воспользоваться для получения более точных расчётов онлайн-калькулятором.
По социальному налогу есть минимальный предел — не меньше 9,5% от 1 МЗП. Т.е. даже если доход работника 1 тенге, СН все равно будет 9,5% от 1 МЗП. Это касается юридических лиц (ТОО и т.д.). ИП платят фиксированную ставку за работника, неважно сколько они ему платят.
Пункты 4 статьи 484 НК РК. Объект налогообложения
4. В случае если объект налогообложения, указанный в пункте 2 настоящей статьи, определенный с учетом пункта 3 настоящей статьи, составляет за календарный месяц сумму от одного тенге до минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на первое число этого календарного месяца, то объект налогообложения определяется исходя из такого минимального размера заработной платы.
[свернуть]
Расчет зависит от суммы оклада, взависимости от суммы применяется 90% корректировка
В таком случае производится рассчет корректировки 90%
Предположим, оклад 50000 тенге, то расчеты будут такие:
ОПВ — 10% от 50000 = 5000 тенге |
ИПН — От оклада отнимаем пенсионный взнос, отнимаем минимальную заработную плату (МЗП) и корректировку, и от полученной суммы берем 10%. Получается 0,1*(50000 — 5000 — 42500 — 2250) = 25 тенге |
СО — 3.5% от 50000 за минусом пенсионного взноса, получается 0.015*(50000 — 5000) = 1576 тенге |
СН — 9.5% от МЗП минус СО, получается 0.095(42 000) — 1576 = 2462 тенге |
ООСМС — 2% от оклада за минусом суммы корректировки, получается 0,020*(50000 — 2250) = 955 тенге |
ВОСМС — 1% от оклада за минусом суммы корректировки, получается 0,01*(50000 — 2250) = 478 тенге |
Корректировка — от оклада отнимается 10% оклада, отнимается МЗП и от полученной суммы берется 90%. Получается — (50000 — (50000*0.10)-42500)*0.9 = 2250 тенге |
Ставка социального налога для юридических лиц в Казахстане в 2019 году составляет 9,5%. В 2025 году она будет повышена до 11%. Рассмотрим начисление социального налога за одного сотрудника, получающего, например, зарплату в 100 000 тенге в организации с общеустановленным режимом налогообложения.
- В налогооблагаемую сумму не входит обязательный пенсионный взнос (ОПВ). Поэтому из оклада вычитаем пенсионные взносы: 100 000 – 10% (10 000) = 90 000 тенге.
- Рассчитываем сумму социального налога по ставке 9,5%: 90 000 х 0,095 = 8 550 тенге.
- По законодательству, социальный налог снижается на сумму социальных отчислений. Социальные отчисления составляют 3,5%: 90 000 х 0,035 = 3 150.
- Из суммы рассчитанного социального налога отнимаем социальные отчисления и получаем сумму соцналога к уплате: 8 550 – 3 150 = 5 400 тенге.
По упрощённому режиму соцналог складывается следующим образом: из 1,5% дохода вычитаются соцотчисления работников ТОО, включая его директора. Это делается один раз в полгода.
Для АО и организаций других форм собственности применяются правила, которым подчиняется ТОО.
Расчёт также производится в зависимости от выбранного налогового режима. При этом сумма социального налога (СН) уменьшается на сумму социальных отчислений (СО). Чтобы установить размер соцналога для владельца ИП по общеустановленному режиму, надо от 2 МРП отнять сумму соцотчислений. Чтобы сделать то же самое по каждому работнику ИП, надо эти отчисления отнимать уже от 1 МРП.
По упрощённому режиму соцналог вычисляется так: 1,5% от дохода минус соцотчисления работников и самого владельца ИП за полгода.
Для ИП и ТОО по общеустановленному режиму социальный налог рассчитывается ежемесячно: до 25 числа, следующего за отчётным периодом. Например, соцналог за май 2019 года должен быть уплачен не позднее 25 июня 2019 года.
Для ИП и ТОО по упрощёнке один раз в полгода: за первое полугодие – до 15 августа, за второе полугодие – до 15 февраля следующего года. Уплачивается по форме 910 (образец можно скачать на сайте Комитета госдоходов Минфина РК).
Социальный налог уплачивается по месту регистрации налогоплательщика (вашего работодателя).
-
доходов, указанных в пункте 2 статьи 319 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
-
доходов, указанных в пункте 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в подпунктах 10), 12) и 13) пункта 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
-
доходов, указанных в подпункте 10) статьи 654 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
-
выплат за счет средств грантов (кроме выплат в виде оплаты труда работникам и оплаты работ (услуг) физическим лицам по договорам гражданско-правового характера);
-
компенсационных выплат при расторжении трудового договора в случаях прекращения деятельности работодателя — физического лица либо ликвидации работодателя — юридического лица, сокращения численности или штата работников в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан.
- сегодня
- неделя
- месяц
Бюджет принят: как изменятся пенсии, пособия и зарплаты в 2022 в Казахстане
Помимо того, что налог социального характера начисляется непосредственно на предприятие, граждане, совершающие трудовую деятельность, обязаны также выплачивать различные социальные отчисления со своих доходов.
Социальные отчисления дают право гражданам, их выплачивающим на социальные выплаты. Это своего рода страховка от государства, фонд в который собираются средства со всех, а затем распределяются между теми, кто в них нуждается — социально незащищёнными слоями населения (плательщиками социальных отчислений).
Размер социальных выплат — 5% от МЗП. В этом объёме платят участники ОСС и самостоятельно занятых лиц.
Так, в 2020 году в связи с эпидемиологической ситуацией в стране размеры ПМ и МРП были увеличены дважды, в общей сложности на 10%. В этом году они были проиндексированы на 5%, в результате размеры ПМ и МРП составили 34 302 тг и 2917 тг соответственно.
«С 1 января 2022 года планируется индексация величины прожиточного минимума и месячного расчетного показателя на 5%. В итоге размер ПМ составит 36 018 тг, а МРП — 3063 тг.», — добавили в Минтруда РК.
По данным министерства, на исполнение социальных обязательств государства в республиканском бюджете на 2022 год предусматривается 4 трлн тг, в том числе на индексацию размеров пенсий и всех социальных пособий 190,4 млрд тг.
Это приведет к повышению доходов 4,2 млн человек, из них:
- порядка 2,3 млн пенсионеров, которым будет произведено повышение размеров солидарных пенсий на 7% (с опережением уровня инфляции на 2%) и базовой пенсионной выплаты на 5%, на общую сумму 138,3 млрд тг;
- 1,9 млн получателей социальных пособий, размер которых также будет повышен на 5%, на общую сумму 52,1 млрд тг.
Также повышение прожиточного минимума положительно скажется на уровне доходов более 900 тыс. человек, получающих адресную социальную помощь.
В РК в 2022 году повысят зарплаты, пенсии и пособия
Налоги – основной источник доходов государства и одна из важнейших составляющих его нормального существования. О налоге на транспорт, земельном налоге и о налоге на имущество мы говорили раннее.
Социальный налог – это налог, имеющий отношение к субъектам, занимающимся предпринимательской деятельностью. Это налог, который платится работодателем (предприятием) за своих сотрудников.
На сегодняшний день ставка социального налога для юридических лиц составляет 9,5%. С января 2025 года ставка увеличится и будет составлять 11%.
Индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать данный налог в размере 1 МРП за своих сотрудников и в размере 2 МРП – за себя.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, работающие по общеустановленному налоговому режиму обязаны уплатить социальный налог до 25 числа месяца, следующего за отчетным. То есть, соцналог за август необходимо уплатить до 25 сентября. Уплата налога производится на ежемесячной основе.
Организации, работающие по упрощенке обязаны рассчитываться один раз в полгода: до 15 августа – за первое полугодие и до 15 февраля – за второе полугодие.
За несвоевременную или неполную уплату, а также за уклонение от уплаты налога предусмотрена ответственность и санкции (пени и штрафы).
Некоторые могут подумать, что социальный налог и социальные отчисления – это одно и тоже. Но это не так. Не стоит путать эти два понятия. Чем же они отличаются?
Средства с соц. налога идут напрямую в государственный бюджет.
Средства же из социальных отчислений поступают в Государственный фонд социального страхования (ГФСС) на счет каждого конкретного человека. И если наступит случай, предусмотренный Законами РК, человек может рассчитывать на выплаты из этого фонда.