Имя при крещении, церковные православные имена

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Имя при крещении, церковные православные имена». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ни один православный христианин не остается без Божьей помощи, если он искренне верит в Господа. С рождения каждому человеку дают Ангела-Хранителя, который оберегает от бед, уныния и грешных поступков. Именно он направляет человека на истинный путь. Считается, что количество небесных спутников зависит от предназначения человека. Например, люди, которые отреклись от Господа и живут неправильно, лишаются Ангела-Хранителя и остаются одни.

Отличие небесного покровителя и ангела-хранителя

Однако помимо Ангелов-Хранителей, людям дают небесного покровителя. Этот святой имеет такое же имя, как и человек. Главным предназначением покровителя является то, что он должен ходатайствовать перед Господом за мирянина. Небесный покровитель дается человеку после крещения в зависимости от его православного имени, которое дается в зависимости от наименования святого или его даты почитания.

Покровитель дается человеку на всю жизнь и поэтому к выбору наименования при крещении необходимо отнестись ответственно.

Главной отличительной особенностью небесного покровителя является то, что это конкретная личность. Она имеет судьбу, характер и даже когда-то существовала в земной жизни. Ранее покровитель был обычным человеком, который впоследствии был канонизирован. Ангел-хранитель, в отличие от покровителя, никогда не существовал в земной жизни. Это безымянная и бесплотная сущность, наполненная силой и энергией. Она сопровождает человеческую душу как во время жизни, так и после смерти. Также Ангел-Хранитель будет предстательствовать перед Господом на Страшном Суде за человека, которого он охранял.

Прежде Крещение совершалось не так спешно, как теперь. Крестили, если не было никаких экстренных случаев, на сороковой день после рождения, в который, по ветхозаветному поверью, женщина-мать очищалась от последствий беременности и сама могла присутствовать на крещении младенца. Но имя давали, и причисляли к разряду так называемых оглашенных, на восьмой день. Здесь тоже не все так произвольно и случайно. С одной стороны, на восьмой день у иудеев происходил обряд обрезания младенца, то есть посвящение его Богу и вхождение в число избранного народа. Так повелось со времен Авраама.

Поскольку христианское крещение заменило обрезание, то логично было, что вхождение младенца в число «святого народа», то есть христиан, также происходило на восьмой день. Однако было и собственно Евангельское толкование этой традиции. Символически восьмой день ассоциировался с наступлением Царства Небесного. Об этом пишет апостол Павел в Послании к Евреям, за семь дней Бог создал этот мир, и о нем позаботился, и, теперь, верующие ожидают «день оный», восьмой, когда придет Иисус Христос. Кстати, восьмой день недели в православной седмице совпадает с первым, и это день воскресный, когда вспоминается Пасха. Следовательно, символическое значение обряда имянаречения на восьмой день после Дня Рождения – это еще «вписывание имени новорожденного в книгу жизни Царства Небесного».

Но, это, конечно в идеале, на практике сейчас молитва имянаречения совершается в тот же день, когда ребенка крестят, и не выделяется в отдельное богослужебное действие. В этой молитве священник призывает благодать Святого Духа на новокрещаемого и осеняет его крестным знамением, освящая все его мысли, чувства и действия, впервые называя его по избранному христианскому имени. И с этих пор и далее, это имя будет употребляться во всей жизни человека, как его церковное имя по которому, в конечном итоге, его и призовут на Суд будущего Царства.

Влияет ли имя на судьбу человека?

Есть ли схожесть между человеком и святым, имя которого он носит? На этот вопрос можно было бы ответить утвердительно, если бы мы имели в виду человека взрослого, который жил бы так, что подражал жизни своего «небесного покровителя». Как видим, эта схожесть, если она и присутствует, носит лишь внешний характер, и зависит от самого носителя имени. Тем более, в этой связи, нет необходимости говорить о некоей фатальности значения имени, или его типологической принадлежности к тому или иному чину святости – преподобных, мучеников, святителей и так далее. Младенец названный Серафимом в честь преподобного Серафима Саровского, вовсе не обречен на монашескую жизнь. Равно как и малышка, названная Татьяной, или Варварой, совсем не обязательно будет убита или потерпит в жизни мучения, как мученицы давшие церковным святцам эти имена. Личность любого нового человека абсолютно уникальна и его судьба зависит только от него, святые же и Сам Бог только помогают и оберегают от ненужных неприятностей.

Не бывает имён «счастливых» и «несчастливых», также неверно думать, что наречение девочки «мужским» именем Александра или Валерия разовьёт у нее мужские черты характера. В святцах многие имена, традиционно воспринимаемых нами как сугубо мужские, имеют и женскую форму – Анатолия, Арсения, Зиновия, Кирилла, Иоанна, Павла которая однако не получила широкого распространения в России. В то же время считающиеся у нас исключительно женскими имена Инна и Римма на самом деле мужские (как, например Никита или Савва), поэтому у девочек с такими именами небесными покровителями являются святые мученики Инна и Римма Новодунские, ученики Андрея Первозванного.

«Мы носим имена святых, которые прожили жизнь и осуществили на земле своё призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Потому что он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни одного или другого человека, святого или даже грешника, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.»

Антоний, митрополит Сурожский (1914-2003).

На вопрос церковь отвечает неоднозначно. Если человек не воцерковлен, это разрешается, как и в случае с младенцем. Если речь о крещеном, который не знает, под каким его крестили, никакого запрета здесь нет. Выше уже сказано, что родители часто забывают крестильные «псевдонимы» детей, если они отличаются от тех, что указаны в документах.

Но чаще всего речь идет о снятии серьезной порчи или проклятия. Если нет другой возможности справиться с сильным черным колдовством, можно окреститься заново, принять новое имя и скрыться от негативной программы и темного мага. Повторное крещение поможет снять даже порчу на смерть, за что берется не каждый целитель.

Правда, к такому решению магической проблемы церковь относится негативно. Как минимум, потому, что это относится к колдовству. Если у человека нет причин для повторного воцерковления, которые указаны выше, ему, скорее всего, откажут.

В целом, крестить ребенка или некрещенного взрослого под иным именем можно. Разрешается повторное крещение для человека, который не знает, под каким его окрестили в детстве. Но если речь идет о снятии негатива магического характера, такое церковь не одобрит.

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель Феофан, Затворник Вышенский

«Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому.»
святитель Филарет, митрополит Московский

«Ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка. В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины. В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение».

Читайте также:  Выплачиваем компенсацию за задержку выдачи зарплаты

Ап. – апостол.

Апп. – апостолы.

Архиеп. – архиепископ.

Архим. – архимандрит.

Бесср. – бессребреник.

Блгв. – благоверный.

Блгв. кн. – благоверный князь,

благоверная княгиня.

Блж. – блаженный.

Вмч. – великомученик.

Вмц. – великомученица.

Диак. – диакон.

Ев. – евангелист.

Еп. – епископ.

Игум. – игумен.

Исп. – исповедник.

Кн. – князь.

Митр. – митрополит.

Мц. – мученица.

Мцц. – мученицы.

Мч. – мученик.

Мчч. – мученики.

Патр. – патриарх.

Прав. – праведный.

Прп. – преподобный.

Прпп. – преподобные.

Прмц. – преподобномученица.

Прмч. – преподобномученик.

Пресвит. – пресвитер.

Прор. – пророк.

Св. – святой.

Свв. – святые.

Свт. – святитель.

Свтт. – святители.

Сщмч. – священномученик.

Сщмчч. – священномученики.

Православные традиции при выборе имени

В отечественной церковной традиции издревле имена крещаемым нарекались в честь святых, канонизированных (прославленных, признанных) Церковью. Их имена должны быть в святцах (церковных календарях). Поэтому день памяти данного святого, в честь которого назван человек, является именинами или днем тезоименитства для этого человека. В переводе с церковнославянского языка слово «тезоименитый» обозначает «соименный», т.е. два человека названы одним именем. Отсюда распространенное разговорное слово «тезка». День именин (тезоименитства) празднуется также, как и день рождения православным человеком. Его желательно провести в храме Божием, поисповедоваться, причаститься Тела и Крови Христовых, заказать благодарственный молебен, помолиться тому святому, в честь которого ты назван, почтить его память. Ведь он является наряду со святым ангелом хранителем – небесным покровителем человека, его невидимым наставником, учителем и водителем в земной и загробной жизни. Этот святой молится у Престола Божия за свое соименное духовное чадо о спасении души его и о телесном, духовном здравии. Небесного покровителя следует отличать от ангела хранителя. Ангел хранитель – это бесплотный дух, который дается человеку (по одним источникам при рождении, по другим – при Таинстве Крещения). Он оберегает человека от бесов и также является его духовным наставником. А небесный покровитель – это святой, реально живший в прошлом человек, такой же, как и все мы, после смерти достигший святости и прославленный Богом и Его Церковью.

На мой взгляд, желательно, конечно, чтобы именины совпадали с днем рождения. Это идеальный вариант. Но не всегда так получается. В православной традиции нашего народа, следующей за традицией Священного Писания, часто нарекают имя ребенку в честь святого, память которого празднуется плюс-минус восемь дней по святцам (календарю) от дня рождения. Но возможно также называть ребенка и любым православным именем, которое есть в святцах.

Совсем недавно по этому поводу вышел документ Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2019 года «О возможности принятия Крещения с сохранением национального имени». В нем говорится:

1. Имея в виду, что Священное Писание относит наречение имени новорожденного младенца к правам родителей, и учитывая, при этом, традиции Православной Церкви, обратить внимание духовенства на возможность беспрепятственного – по усмотрению родителей – наречения младенцев (и последующего их крещения) именами святых, почитаемых в любой из Поместных Православных Церквей.

2. Подчеркнуть недопустимость каких-либо ограничений в богослужебном поминовении и допущении к церковным таинствам верующих, носящих национальные имена, традиционные для других Поместных Православных Церквей (или имена в иных национальных звучаниях).

3. При крещении или присоединении к Православной Церкви взрослого человека, носящего имя, не имеющее аналога в месяцесловах Поместных Православных Церквей и не являющееся иным национальным звучанием имени из православного месяцеслова, предоставлять таковому человеку самостоятельного избирать крестильное имя из православного месяцеслова, причем желательно, чтобы оно было близко по звучанию с гражданским именем».

В данной статье также хочется упомянуть и о суеверии, с которым довольно часто сталкивается священник при разговоре с крестными и восприемниками. Иногда люди хотят дать ребенку другое, тайное имя, не такое, как в паспорте. Чтобы на ребенка нельзя было навести порчу, сглаз и прочее. Это все, конечно, язычество и грех. Это святотатственное отношение к Таинству Крещения. В нем Бог соделывает человека Себе храмом и входит в него. В нем к человеку приставляются Господом святые ангел хранитель и небесный покровитель, которые теперь будут охранять его каждую секунду жизни. Так чего ему еще бояться?!

Уважаемые родители и восприемники! Не гневите Бога, не малодушничайте. Верьте: Христос сильнее сатаны. И Он защитит вашего ребенка в миллионы раз даже лучше вас самых. Живите уставом Церкви и Ее святыми правилами. По ним, как по благодатным каналам изливается на вас и ребенка вашего благодать Святого Духа. Именно она дарует и здоровье, и жизнь, и спасение. Не отторгайте себя и дитя ваше от Божественной благодати грехом язычества и суеверия. В этом надо исповедоваться перед батюшкой. И вверить себя Богу.

Другим именем крещаемый нарекается только в том случае, если его гражданское имя не имеет аналогов в святцах. Если его нет в православном календаре. К примеру имя «Руслан». Это арабское имя обозначающее «лев». Такого православного святого нет. Поэтому человеку дается другое имя в честь полюбившегося православного святого.

Будем же, дорогие братья и сестры, прославлять своих небесных покровителей и ангелов хранителей, которые каждую секунду пекутся и нашем спасении и борются за нас.

Вси святии, молите Бога о нас!

Список имен при крещении в православии по месяцам, как выбирают и дают

Ни один православный христианин не остается без Божьей помощи, если он искренне верит в Господа. С рождения каждому человеку дают Ангела-Хранителя, который оберегает от бед, уныния и грешных поступков. Именно он направляет человека на истинный путь. Считается, что количество небесных спутников зависит от предназначения человека. Например, люди, которые отреклись от Господа и живут неправильно, лишаются Ангела-Хранителя и остаются одни.

Однако помимо Ангелов-Хранителей, людям дают небесного покровителя. Этот святой имеет такое же имя, как и человек. Главным предназначением покровителя является то, что он должен ходатайствовать перед Господом за мирянина. Небесный покровитель дается человеку после крещения в зависимости от его православного имени, которое дается в зависимости от наименования святого или его даты почитания.

Покровитель дается человеку на всю жизнь и поэтому к выбору наименования при крещении необходимо отнестись ответственно.

Главной отличительной особенностью небесного покровителя является то, что это конкретная личность. Она имеет судьбу, характер и даже когда-то существовала в земной жизни. Ранее покровитель был обычным человеком, который впоследствии был канонизирован. Ангел-хранитель, в отличие от покровителя, никогда не существовал в земной жизни. Это безымянная и бесплотная сущность, наполненная силой и энергией. Она сопровождает человеческую душу как во время жизни, так и после смерти. Также Ангел-Хранитель будет предстательствовать перед Господом на Страшном Суде за человека, которого он охранял.

Читайте также:  Как при разводе юридически грамотно делить детей?

В современном мире мода на имена меняется так же, как и на все другие тенденции. Некоторые молодые родители пытаются как-то выделить своего ребенка на фоне остальных и дают ему необычное имя.

При этом они не задумываются о том, какое влияние оно окажет на дальнейшую жизнь или как оно будет сочетаться с отчеством и фамилией.

Чаще всего такие необычные имена людям приходится поменять в сознательном возрасте. Поэтому необходимо выбирать менее необычные или созвучные с фамилией и отчеством наименования. Например, такие имена, как Акакий или Анемподист выбирать не стоит, несмотря на то, что они принадлежат известным святым. Они уже вышли из повсеместного употребления и поэтому использовать их не стоит. Предпочтительнее выбирать наименования, которые актуальны в настоящее время. Например, такими именами, как Михаил и Иосиф пользуются до сих пор.

Также чтобы выбрать другое имя, следует обратить внимание на апостолов. Люди часто называют своих детей Иоанном, Павлом или Петром. Это долговечные имена, которые остаются популярными по сей день. Среди женских святых, в честь которых называют девочек, можно выделить Марту, Оксану и Марфу.

Если при смене возникают проблемы, можно узнать совета у священника. Он поможет выбрать наиболее подходящее для человека православное имя.

Прежде чем заняться крещением, необходимо детальнее изучить популярные крестильные имена, которые могут давать при крещении.

Илья, Вонифатий, Пров, Арис, Полиевкт, Тимофей, Григорий, Стефан, Феодор, Феофан, Тихон, Антонина, Домна, Феофила, Аркадий, Никодим, Александр, Феоктист, Леонид, Иаков, Марк, Лука, Клеопа, Симеон, Варнава, Иосий, Фаддей, Анания, Гаий, Филолог, Лукий, Иасон, Сосипатр, Олимп, Тертий, Ераст, Куарт, Евод, Онисифор, Климент.

Феодор, Ермоген, Михаил, Павел, Мариамна, Мина, Лев, Владимир, Анна, Агапит, Флавиан, Косма, Иосиф, Владимир, Иоанн, Михаил, Виктор, Сергий, Андрей, Антипа, Параскева, Стефан, Николай, Елисавета, Ирина, Варвара, Филарет, Маврикий, Фотин, Феодор, Филипп, Фалассий, Лимний, Варадат, Афанасий, Евтропий, Клеоник, Василиск, Марфа, Михаил, Пиама, Зинон, Зоил.

Имя при Крещении: как выбрать имя?

Апрельские дети вырастают упрямыми диктаторами. Они отличаются целеустремленным, несгибаемым нравом, умеют достигать поставленных целей. На их жизненном пути им сопутствует удача, благодаря жизнерадостности рядом всегда есть друзья.

Женские:

  • Клавдия – упорная;
  • Полина – освобожденная;
  • Лидия – музыкальная;
  • Мирослава – прославленная;
  • Галина – спокойная.

Мужские:

  • Сергей – высокочтимый;
  • Вадим – спорщик;
  • Леонид – подобный льву;
  • Захар – памятный Богу;
  • Кирилл – повелитель.

Майские люди очень оптимистичны, обладают веселым нравом, однако нетерпимы и не умеют находить компромиссы. Человек, родившийся в конце весны, отличается острым умом, принципиален, упрям.

Излишнее самолюбие может нейтрализовать только мягкое, приятное слуху имя.

Женские:

  • Виолетта – фиалка;
  • Юлия – пушистая;
  • Таисия – мудрая;
  • Олеся – защитница;
  • Алина – благородная.

Мужские:

  • Кузьма – порядок;
  • Леонтий – львиный;
  • Савва – мудрец;
  • Виталий – жизненный;
  • Федор – дарованный Господом.

Вообще на Руси рождённого ребёнка стремились окрестить как можно раньше (из-за печального тогда состояния медицины) – на 3-й, 8-й, реже на 40-й день. Это в корне отличалось от позиции католиков, которые допускали крещение только в сознательном возрасте (человек сам должен сделать выбор, прийти к вере, а не родители должны решать за него).

Сегодня же православная вера не принуждает крестить всех только в младенческом возрасте. Родители могут дать ребёнку вырасти и самому принять важное решение. Кроме того, такое иногда бывает у некрещённых родителей: малыш вырастает и сам приходит к вере уже взрослым вопреки родительскому воспитанию.

Если мы не находим имя ребёнка с святцах, это не всегда значит, что его там нет. Часто бывают просто архаичные формы, непривычные нам сегодня. Примеров можно привести много:

  1. Юлия — Иулия.
  2. Ульяна — Иулиана.
  3. Иван, Ян — Иоанн.
  4. Яна, Жанна — Иоанна.
  5. Анжела — Ангелина.
  6. Степан — Стефан.
  7. Денис — Дионисий.
  8. Артём — Артемий.
  9. Юрий — Георгий.
  10. Анжела — Ангелина.
  11. Сергей — Сергий.
  12. Лилия — Лия.
  13. Аксинья — Ксения.
  14. Илона, Нелли — Елена.
  15. Егор, Юрий — Георгий.

Список имен Святых с датами их памяти называется Месяцесловом или Святцами.

Давать имя родившемуся ребенку, по этой церковной книге, было принято с древних времен.

Одновременно, считалось, что нарекать именем великомученика, значит обрекать человека на трудности и страдания.

Если же вы по каким-либо причинам не можете вспомнить или и вовсе не знаете имени, которое вы получили при крещении, священнослужители помогут вам исправить это недоразумение. Так, священник Константин Пархоменко рекомендует ознакомиться с житиями святых и выбрать того из них, кто «откликнется в сердце». Затем, как советует Константин Пархоменко, необходимо прийти в храм и попросить батюшку совершить чин наречения имени.

Аналогичные рекомендации дает и отец Максим Каскун. По словам священника, чином наречения имени нередко пользуются не только сразу после таинства крещения, но и спустя много лет именно для подобных целей. Под обретенным христианским именем верующий впоследствии и причащается. Понятно, что ни в коем случае крестить во второй раз не следует, так как данное таинство совершается только один раз в жизни и обратной силы не имеет.

В том случае, если ваше паспортное имя имеется в святцах, то некоторые священнослужители допускают возможность того, что можно оставить все как есть. Например, иерей Сергей Осипов советует тем верующим, чьи имена входят в список православных святых, призывать для помощи соответствующего небесного покровителя. Но даже в данной ситуации лишним не будет и лично посоветоваться с батюшкой.

Как установить день именин

С целью установления даты именин в церкви существует такая методика: при наличии в церковном календаре нескольких дат поминовения святых, соимённых с вами, вашим днём Ангела будет ближайшее число, которое идёт за вашим днём появления на свет.

А та святая личность, которую чтят в эту дату, и станет автоматически вашим высшим защитником.

В случае, когда для вашего святого на протяжение года отводится не один, а сразу несколько дат памяти, датой ваших именин станет ближайший день к дню вашего появления на свет. А все прочие дни будут носить название малых именин.

Нужно заметить, что описанные указания являются рекомендованными, но не непременными. При желании разрешено выбирать в качестве своего небесного защитника любого из святых с аналогичным именем, что и у вас, и праздновать свои именины в день памяти последнего.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем молитвенном правиле есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
Также необходимо знать тропарь и кондак своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь икону своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые молитвы ко святым.

Как проходит обряд крещения

Будущие крестные должны заранее посетить собеседование с батюшкой, который будет проводить таинство. Допустимо, чтобы у ребенка был только один крестный: для мальчика – отец, для девочки – мама. Но обычно младенцу выбирают два крестных родителя. Православные с давних времен подходили к выбору крестных очень ответственно, ведь, в случае потери родных родителей, крестные принимали ответственность за жизнь и воспитание крестника на себя.

Это интересно! Если малыш только учится ходить и часто падает, родители просят крестную подарить ему тапочки или босоножки. Многие утверждают, что эта примета работает: ребенок сразу начинает хорошо топать.

Ребенка можно крестить на сороковой день после его рождения. Это объясняется тем, что в течение сорока дней после родов женщина остается «нечистой», и ей запрещено входить в храм. Малыш в течение 40 дней приспосабливается к новому миру, его организм крепнет, а еще в этом возрасте детки много спят, поэтому чужие люди и непонятные действия их вряд ли испугают. Но, естественно, крестить именно на сороковой день вовсе не обязательно.

Читайте также:  Щедро и по закону: дарение недвижимости в вопросах и ответах

Принять крещение можно в любом возрасте, главное, чтобы крестил священнослужитель. Исключением являются те моменты, когда ребенок сильно болеет, и нет возможности пригласить батюшку для совершения таинства. В этом случае мама сама может крестить болеющего малыша.

После того, как будут выбраны крестные и церковь, заранее нужно подъехать к батюшке для того, чтобы узнать все подробности относительно будущего обряда. В день крещения взрослые, как правило, приезжают в церковь заранее, чтобы приобрести именные иконы и прочитать молитвы. Желательно выбирать скромную одежду, а женщинам надеть на голову платок и отказаться от косметики.

Церковный обряд длится не больше часа.

После завершения таинства родители ребенка обычно приглашают крестных и гостей отметить важное событие. Истинные верующие не употребляют алкоголь и не предлагают его гостям, но на столе присутствуют такие блюда: сладкая каша или крупяная запеканка с молоком, маслом, сахаром, пироги со сладкой начинкой, фрукты, ягоды.

Что касается подарков, крестные обычно дарят памятные вещи: серебряную ложечку, украшения, иконы. Остальные гости могут выбрать в качестве сюрприза для малыша одежду, игрушки или вручить родителям конверт с деньгами.

В Православной Церкви почитаются святые – люди, чей жизненный путь и чья верность и служение Церкви должны быть для нас примером. В Церкви много святых и послужили они Богу в разном качестве. Кто-то был великим миссионером и крестил целые народы.

Их Церковь назвала равноапостольными. Другой был монахом и всю жизнь провел в аскетических подвигах. Таких святых Церковь называет преподобными. Третий послужил Богу в епископском сане и был назван Церковью святителем и так далее.

Пример каждого из святых важен для нас, и мы можем и должны ему следовать.

Святой, в честь которого назван ребенок — это в первую очередь пример. Поэтому и необходимо знать житие своего святого! К сожалению, сейчас очень многие родители называют детей просто по принципу «мне нравится», не имея ввиду какого-то конкретного святого. Наверное, это потому, что сами не живут церковной жизнью, и не знают жизнеописаний святых.

Довольно часто крещу взрослых и говорю им, что у них есть потрясающая возможность – самим выбрать себя святого покровителя. Если приходит взрослый с желанием креститься, то прошу его прочитать жития святых и выбрать того, чья жизнь и чей подвиг будет ему ближе. Ведь святой — это пример!

По святцам

На Руси существовала благочестивая традиция — называть детей по святцам, то есть в честь святых, память которых выпадает на ближайшие даты ко дню рождения ребенка. Вполне можно назвать ребенка и таким способом. Но нужно помнить одно: имя – это вещь практическая.

Мы крестим для того, чтобы в дальнейшем реализовывать свою веру на практике: ходить в храм, Причащаться, исповедоваться. Представьте себе ситуацию. Большой праздник, много причастников в храме. К Чаше подходит человек и говорит, что он «раб Божий Полиевкт» или Филогоний или еще какое-то сложное имя.

Все они есть в святцах. Но далеко не каждый священник наизусть знает святцы. Да и к Чаше большая очередь! Скорей всего, он спросит, в каком храме его крестили с таким именем или вообще крещенный ли он. Все-таки сложно каждый раз объяснять, что его крестили с именем в честь святого, память которого есть в святцах такого-то числа.

Практика называть детей по святцам, несомненно, хорошая. Но и тут стоит относиться ко всему сдержанно: выбирать имена попроще. Ведь детям с этими именами надо будет потом ходить в храм, участвовать в Таинствах Церкви.

Крестить как есть

Самый простой и, вместе с тем, самый идеальный случай — это крещение с тем именем, которое написано в свидетельстве о рождении. Николай остается Николаем, Александр Александром. Артем склоняется в церковно-славянского Артемия, а Светлана — в Фотинью. Тут как раз все просто и понятно.

Экзотическое имя

Зачастую родители проявляют ревность не по разуму и называют своего ребенка каким-то экзотическим именем. В данном случае есть два варианта. Первый – это выбрать что-то созвучное.

Например, Снежана вполне может стать Анной, Лиана — Лией и так далее. Второй вариант — это выбрать абсолютно несозвучное имя, просто то, которое нравится человеку.

Вполне может оказаться, что родители долго выбирали между Жанной, как в итоге и назвали ребенка, и обычной русской Марией.

От порчи

К сожалению, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители хотят крестить своего ребенка с другим именем «чтобы не сглазили». По их версии, имя, полученное в крещении, нельзя никому говорить, оно должно быть тайным и тогда никто не сможет навести порчу.

Как правило, таких родителей почти всегда можно определить на беседе перед крещением. Они спрашивают про второе имя и на вопрос «зачем оно Вам надо», начинают заминаться, смущаться или же прямо говорить, что надо бороться с порчей.

Таким людям однозначно отказываю и крещу только с тем именем, которое написано в свидетельстве о рождении.

Подведем итоги

Святые – это примеры. Называя ребенка в честь того или иного святого, мы как-бы призываем его следовать по пути своего святого, подражать ему. Имя можно выбрать по святцам, можно выбрать любое другое, но лучше всего ориентироваться на жизнеописания святых и не забывать, что они являются для нас примерами.

Если Вы назвали ребенка «экзотическим именем», то можно выбрать или созвучное имя, или имя в честь какого-то святого.

И, самое главное. Имя нужно для того, чтобы участвовать в церковной жизни, а не для того, чтобы «бороться с порчей».

Готовим принадлежности для крещения

В первую очередь необходим крестик, который говорит о том, что ребёнок прошёл необходимый обряд. По традиции его дарит крёстный отец. На сегодняшний день есть большой выбор нательных крестиков. Их можно приобрести в храме. Крестики могут быть как самые простые, так и серебряные или золотые. Если они покупаются в простом магазине, тогда перед обрядом сначала необходимо их освятить.

Крёстная мать заранее приобретает крыжму (специальное полотенце для крещения). Её в храме не продают. Как правило, одежду для крещения выбирают родители. Она должна быть из мягкой приятной ткани. Помните, что крёстные родители будут раздевать, одевать малыша до и после обряда. Поэтому одежда должна быть такая, чтобы её легко можно было снять и одеть.

Крыжма – реликвия ребёнка, которая сохранится на всю жизнь. Поэтому она должна быть сделана из качественно материала. Бытует мнение, что в крыжме находится невидимая сила, которая при болезнях помогает излечиться. Если ваш малыш плохо себя чувствует, тогда достаньте крестильное полотенце, и после купания по вечерам обтирайте кроху.

Если вас интересует, можно ли крестить ребёнка без крёстных, ответ положительный. То есть это не говорит о том, что у малыша никого не будет. Крёстных может выбрать батюшка.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *