Что изменилось в специальной оценке условий труда водителей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что изменилось в специальной оценке условий труда водителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно нормативно-правовой базе РФ, трудовая деятельность человека, которая отрицательно сказывается на его здоровье, признается потенциально опасной. Признаки «вредности»: работник регулярно болеет, у него ослаблен иммунитет, наблюдаются сбои в репродуктивной, сердечно-сосудистой, нервной и других жизненно важных системах организма. Большинство заболеваний непосредственно связаны с особенностями выполнения конкретных задач в рамках рабочего процесса — высокое пылевыделение, холод или жара, повышенная влажность, воздействие химических реагентов, облучение и пр.

Чтобы окружающие условия деятельности были признаны, как тяжелые, специальная комиссия из членов уполномоченных государственных структур должна выдать соответствующее постановление. Проверка выявляет все факторы негативного влияния производственных процессов на жизнедеятельность человека, оценивает риски, на основе которых и делает выводы об уровне потенциальных угроз на предприятии. Затем создается список вредных и опасных профессий для конкретной организации. На базе последнего, работникам, попадающим в перечень, предоставляются государственные льготы.

Если процедура в полной мере не соблюдена, господдержка для такой компании не предусмотрена. Однако право работодателя на индивидуальные выплаты или другие виды компенсации (оздоровление в санаториях и пр.) в рамках действующего законодательства никто не ограничивает.

Перечень льгот для профессий, попадающих под вредные условия труда

Для лиц, занятых на «сверхтяжелых» работах, федеральным законодательством предусмотрены следующие поощрения:

  • Повышенная оплата — должностной оклад обязан быть увеличенным минимум на 4%.
  • Регулярное и бесплатное обеспечение специальной экипировкой, индивидуальными средствами защиты, инструментом и обувью.
  • Ежегодный вспомогательный оплачиваемый отпуск.
  • Выдача полезного питания для профилактических мер (кисломолочная продукция, молоко), либо их компенсация в полном размере.
  • Сокращенная смена — согласно закону, человек не должен работать более 36 часов в неделю.
  • Профосмотр, лекарственные препараты на бесплатной основе или по сниженным ценам.

Данные меры в обязательном порядке должны предоставляться всем работникам, задействованным на неблагонадежных производствах. Работодатель не имеет права отказывать своим сотрудникам во льготах или требовать от персонала приобретать материалы для безопасного выполнения трудовых задач, за свои средства. В критических ситуациях лица могут пожаловаться в соответствующие госорганы.

Далее рассмотрим каждый пункт более подробно.

Общие принципы оценки условий труда водителя

В общем понимании, на водителя любого автотранспортного средства действуют следующие производственные факторы и факторы трудового процесса:

    шум;

    инфразвук;

    вибрация общая и локальная;

    недостаточная освещенность в кабине;

    вредные вещества в воздухе;

    параметры микроклимата в кабинет;

    тяжесть и напряженность труда.

Раньше, при аттестации рабочих мест (далее – АРМ), все эти факторы оценивались. Более того, риск за свою жизнь и других лиц в сочетании с характеристиками выполняемой работы приводили результаты оценки по напряженности труда к классу 3.2. Виброакустические факторы, в свою очередь, оценивались по жестким нормам (СН 2.2.4/2.1.8.562-96 и проч.) и также довольно часто в результате считались вредными.

Опасные и вредные факторы, присутствующие на рабочем месте водителя автомобиля

Действие выявленных факторов на организм человека. Все вышеперечисленные факторы могут негативно влиять на организм человека. Так, шум, являясь общебиологическим раздражителем, не только действует на органы слуха человека, но и может вызывать расстройство сердечнососудистой и нервной систем, пищеварительного тракта, а также способствовать возникновению гипертонической болезни.

Кроме того, шум является одной из причин быстрого утомления работающих, что может привести к несчастному случаю. Вибрация — это сложный колебательный процесс, возникающий при периодическом смещении центра тяжести тела, или системы тел от положения равновесия, а также при периодическом изменении формы тела, которую оно имело в статическом положении. Вибрация возникает при работе машин и механизмов, имеющих неуравновешенные вращающиеся или совершающие возвратно-поступательное движение узлы и детали.

Общие правила выполнения спецоценки

Общие правила выполнения СОУТ, установленные федеральным законом № 426-ФЗ, одинаковы для всех категорий работодателей. Стандартный порядок организации работ предполагает последовательную реализацию следующих шагов:

  • работодатель создает в организации комиссию по СОУТ для определения списка рабочих мест, подлежащих оценке, и выбирает исполнителя работ;
  • после подписания договора исполнитель согласовывает с работодателем график выполнения работ и приступает к их реализации;
  • специалистами уполномоченной организации проводится идентификация наличия вредных и опасных факторов на позициях работников;
  • в случае, если такие факторы обнаружены, проводится измерение степени интенсивности их воздействия на работников;
  • по результатам выполненных замеров исполнителем составляется отчет, который передается на утверждение работодателю;
  • после согласования отчета стороны выполняют необходимые процедуры, предусмотренные законодательством, включая информирование сотрудников об условиях работы, публикацию результатов проверки на сайте организации и проч.

При этом работодатели, в штате которых есть водители машин разных типов, помимо стандартных правил, обязаны выполнять особые условия, предусмотренные для выполнения спецоценки для этой категории рабочих мест.

Водитель автомобиля вредные условия труда

  • В первую очередь снизится вредность по критерию шум, поскольку теперь ПДУ этого фактора установлен для всех одинаковый – 80 дБ.
  • Установленные показатели вибрации также могут отразиться на классе условий труда, и в большинстве случаев, кроме спецтехники, перейдут в класс допустимых условий.
  • То же касается тяжести труда. Введенная категория – рабочая поза сидя, исключает возможность трактовать позу водителя как неудобную, фиксированную или вынужденную. Теперь это обычная поза.
  • Оценка напряженности труда по Методике спецоценки во многих случаях приведет к снижению класса вредности. Это вызвано тем, что из ранее применявшихся 23 показателей теперь используются только 6 и все они имеют количественные измерения. Снижение класса вредности, прежде всего, коснется водителей, работающих в местностях, где нет интенсивного движения и мало светофоров.

Приветствую, уважаемые друзья! Всем руководителям и специалистам пассажирских автотранспортных предприятий принят к сведению новость об особенностях проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования, которые наконец-то прошли регистрацию в Минюсте России и в считанные дни вступят в законную силу. Небольшой обзор и сам документ в формате Word ждут вас ниже. Особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования утверждены приказом Минтруда России от 30.06.2017 г. № 543н и, как я уже сказал выше, 13 декабря прошли регистрацию в Минюсте России. Особенности проведения СОУТ водителя начнут действовать с 25 декабря 2020 года.

Специальная оценка условий труда водителей автомобилей

Снип 12-03-2001. безопасность труда в строительстве. часть 1. общие требования Так, в соответствии со ст. Водителя лишили прав: действия работодателя Для водителей управляющих легковыми автомобилями может быть установлена ненормированная продолжительность рабочего дня. При этом график выхода в смены составляется с учетом нормальной продолжительности рабочей недели. Внимание ТК предусматривает, что время управления автомобилем не может составлять более 9 часов, а при суммированном учете рабочего времени не более 10 часов, при выходе в смену 2 раза в неделю, но не более 90 часов в неделю. Кроме того, согласно . 1 ст. Б.И рабочее место попадало в категорию вредных. Такие различия в оценке вызывали споры.Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет:

  • наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 до 5 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Также согласно ст.

Как сохранить здоровье за рулем?

Если не отмахиваться монтировкой от полезных советов и профилактических медосмотров, а планомерно заботиться о своем единственном и неповторимом организме, то сохранить здоровье вполне возможно.

  • Вспомните о ногах. Это парные, довольно длинные органы с коленками и пятками, растущие из того места, на котором вы сидите в водительском кресле. Они предназначены не только для нажимания на педали авто, но еще и для ходьбы, бега, плавания. Да, возможно, они не так удобны, как колеса вашей любимой машины. Но природа дала вам их, а не колеса. И если вы ими не будете пользоваться, то, возможно, и пользование колесами со временем окажется существенно затруднено. Поэтому ходите, бегайте, плавайте. Как можно чаще, желательно каждый день, но не реже 2-3 раз в неделю. Если вы будете проходить пешком по 3-5 км в день, или плавать хотя бы пару раз в неделю, здоровье ваше станет крепче.
  • Питайтесь правильно. Не держите в машине гадости вроде чипсов и сладкой газировки. Гораздо полезнее брать в дорогу яблоко или огурец, пару ломтиков из цельнозернового хлеба, бутылку хорошей минералки. Делайте перерыв на полноценный обед вместо перекуса фастфудом. Включайте в свой рацион больше круп и овощей, меньше картошки и жирного жареного мяса. Следите за тем, чтобы ваш кишечник выполнял свою работу своевременно.
  • Посещайте врача, если вдруг появятся неприятные симптомы неполадок в организме. Вы же не отправитесь в дорогу, если в вашей машине протекает или засорился бензопровод? Любите свое тело не меньше своего авто. Автомобиль можно поменять, а вот с телом вам жить до самой смерти, запчастей к нему не предусмотрено. Прошел техосмотр — пройди и диспансеризацию. В конце концов, главная деталь любого автомобиля всегда сидит на водительском месте, и безопасность зависит от ее состояния. Не избегайте профилактических обследований, курсов массажа, отдыха в санатории.
Читайте также:  Больничный лист по уходу за ребенком до 7 лет

Какие вредные условия труда у водителей

Для правильной организации умственной деятельности необходимо: постепенно «вхо­дить» в работу, соблюдать ритм, систематичность. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что приводит к сердечно-сосудистой патологии, длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти.

Основным показателем умственного труда является напряженность, отражающая нагрузку на центральную нервную систему.

Все показатели имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок:

  1. эмоциональные,
  2. сенсорные,
  3. монотонные,
  4. интеллектуальные,
  5. режимные нагрузки.

должна оцениваться на каждом рабочем месте. Оценка напряженности труда основана на анализе трудовой деятельности работников, должностных инструкций, хронометражных наблюдений (фотографии рабочего дня) и экспертной оценки.

Таким образом, один и тот же фактор оценивался по-разному.

Получалось, что в кабине нового КАМАЗа уровень шума мог составлять 68–69 дБ, и водитель находился в допустимых условиях труда.

Категория Б: какие машины можно водить

Водители относятся к категории лиц, выполняющих работу особого характера. Поэтому правильно созданные условия труда водителя имеют огромное значения не только для эффективности работы, но и для обеспечения безопасности дорожного движения. В данной статье мы подробно рассмотрим, как должна быть организована работа водителя, а именно:

  • требования при приеме на работу;
  • особенности условий труда водителей;
  • оценка условий труда водителей.

Какими должны быть условия труда водителя Поскольку работа водителя непосредственно связана с высокой напряженностью, повышенной опасностью, частыми разъездами и психологическими перегрузками, для таких категорий лиц должен устанавливаться особый режим труда.

ТК РФ вместе с нормами, распространяющими свое действие на всех, содержит ряд определенных требований и правил, затрагивающих отдельных категорий работников.

СОУТ водителей автомобиля начинается с определения комиссии, графика, экспертной организации и количества рабочих мест, подлежащих процедуре. Если в штатном расписании более ста человек состоит на должности водителя, то провести замеры можно на двадцати рабочих местах, применив правило аналогичности.

Проведение замеров проходит, когда транспорт или специальная техника работает в штатном режиме. Если речь о спецтехнике, дополнительно оснащенной навесным и прочим оборудованием, то замеряется уровень пыли, вибрации, шума в процессе его использования.

Учитывается также и хронология рабочего дня, проводятся специальные замеры, после чего эксперты составляют отчет и предлагают его на рассмотрение комиссии. Подготовленная на его основе декларация направляется в надзорные органы. Если за пять лет автопарк организации не изменится, документ может пролонгироваться, в противном случае нужна СОУТ новой техники.

В отличие от АРМ, СОУТ водителей теперь предусматривает идентификацию. Процедура проводится представителем аккредитованной экспертной организации, который обязан выявить факторы, влияющие на водителей, и сравнить их с предложенным Минтрудом классификатором. Проводившаяся ранее аттестация рабочих мест предусматривала оценку ряда факторов:

  • особенности освещенности;
  • присутствие в воздухе негативно влияющих на здоровье соединений и параметры микроклимата;
  • уровень вибрации, как общий, так и локальный;
  • напряженность рабочей обстановки;
  • шумность и наличие инфразвука;
  • тяжесть труда.
  • параметры освещенности могут влиять только на особо точные работы;
  • оценка микроклимата применяется, если оборудование на рабочем месте является его источником;
  • виброакустический фактор берется в расчет, если имеется оборудование, которое служит его источником.

Эти особенности проведения СОУТ водителей повлияли на количество льгот, которые раньше получали сотрудники на данной должности.

Процесс СОУТ с учетом изменений может привести к негативу со стороны персонала. Рекомендуется, во-первых, всегда оповещать работников о том, что проводится процедура спецоценки, во-вторых, не пренебрегать сбором пакета документов и требовать от экспертной организации изменений, которые помогут сохранить класс вредности. Прежде чем отдать водителям карту СОУТ для ознакомления, стоит проверить ее самостоятельно.

Минтруд отметил особенности СОУТ водителей городского пассажирского транспорта, поэтому сейчас находится в разработке документ, который позволит оценивать их труд иначе. Это позволит работникам не лишится привычной компенсации.

СОУТ водителя легкового автомобиля отличается от АРМ тем, что не каждый фактор из списка, который раньше рассматривался при определении объема льгот и компенсаций, сегодня учитывается экспертом. Проводится процедура идентификации. Если работодатель не подойдет к вопросу разумно, сотрудник может потерять компенсации, так как рабочие условия будут признаны допустимыми.

Проведение СОУТ водителей является обязательным, как и специальная оценка рабочих мест в любых других отраслях. Работодатели обязаны проводить процедуру, иначе к ним могут предъявляться штрафные санкции.

Стандартный порядок организации СОУТ предполагает последовательную реализацию следующих этапов:

  • работодатель создает в организации комиссию по СОУТ для определения списка рабочих мест, подлежащих оценке, и выбирает исполнителя работ;
  • после подписания договора исполнитель согласовывает с работодателем график выполнения работ и приступает к их реализации;
  • специалистами уполномоченной организации проводится идентификация наличия вредных и опасных факторов на местах работников;
  • в случае, если такие факторы обнаружены, проводится измерение степени интенсивности их воздействия на работников;
  • по результатам выполненных замеров исполнителем составляется отчет, который передается на утверждение работодателю;
  • после согласования отчета стороны выполняют необходимые процедуры, предусмотренные законодательством, включая информирование сотрудников об условиях работы, публикацию результатов СОУТ на сайте организации и проч.

Список категорий работников, в отношении мест которых применяются особые правила выполнения спецоценки, определен постановлением Правительства от 14 апреля 2014 г. N 290. Этот нормативный документ содержит четкое указание на несколько профессий и специальностей, для которых должны быть сформированы специальные правовые акты, устанавливающие порядок организации СОУТ. Что касается водителей разных видов транспорта, то упоминание об этой профессии содержится в пункте 14 приведенного постановления: его действие распространяется на водителей внутригородского пассажирского транспорта наземного типа. Это значит, что процедура спецоценки для остальных представителей этой профессии, включая СОУТ водителя грузового автомобиля, проводится по общим правилам.

Для водителей внутригородского пассажирского транспорта в самом деле разработан отдельный приказ Минтруда от 30 июня 2017 г. № 543н, который содержит особые правила выполнения СОУТ. В сравнении со стандартной процедурой, например, СОУТ водителя погрузчика, процесс спецоценки рабочих мест лиц, управляющих наземным пассажирским транспортом, характеризуется следующими особенностями:

  • работодатели, которые эксплуатируют одинаковые транспортные средства в пределах одного населенного пункта, могут объединяться для выполнения СОУТ. В этом случае они могут признавать рабочие места, подлежащие спецоценке, идентичными с применением критериев, прописанных в части 6 статьи 9 закона № 426-ФЗ, и создавать общую комиссию для этих целей и составления списка позиций, подлежащих оценке;
  • выполнение необходимых замеров и других служебных процедур производится во время специального рейса, в котором участвуют сотрудники уполномоченной организации, производящей спецоценку. Правила выполнения такого рейса устанавливаются работодателем и фиксируются комиссией по СОУТ;
  • при организации измерений и других служебных процедур запрещается применение приборов и аппаратуры, содержащих опасные вещества и элементы, включая ртуть, токсичные и летучие соединения и проч.;
  • в случае, если в транспортном средстве, которым управляет водитель, отсутствуют инструменты для регулирования температуры в салоне, то степень вредности условий труда для этой позиции повышается на одну ступень;
  • для всех категорий водителей наземного транспорта, выполняющего перевозку пассажиров, степень вредности условий труда повышается на одну ступень в сравнении с результатам измерений в связи с повышенным уровнем ответственности и психологической нагрузки при осуществлении работ. В соответствии с положениями приказа № 543н, этот подход обусловливается такими факторами как дефицит времени на принятие решений, высокая значимость потенциальной ошибки при их принятии и проч.

Выполнение измерений вредоносного воздействия на рабочих местах водителей производится с учетом положений статьи 13 закона № 426-ФЗ, который содержит общий список факторов, подлежащих замерам. Оценка степени интенсивности их влияния и последующее определение класса условий труда производится с применением методики, зафиксированной в приказе № 33н. При этом часть 5 приказа № 543н уточняет, что для водителей пассажирского транспорта наземного типа измерению подлежат следующие факторы:

  • уровень шума;
  • характер воздействия виброакустических факторов;
  • характеристики микроклимата;
  • степень тяжести труда;
  • степень напряженности труда.
Читайте также:  Оплата госпошлины за регистрацию автомобиля — размер, как оплатить онлайн?

Для водителей электрического пассажирского транспорта, то есть троллейбусов и трамваев, предусмотрено также проведение измерения параметров электростатического поля. Кроме того, при проведении замеров нужно учитывать, что водителю в ходе выполнения своих должностных обязанностей приходится одновременно следить за показаниями приборов транспортного средства и осуществлять управление им, контролировать процессы, происходящие в салоне транспорта и на дороге, а также активность пешеходов, которые осуществляют посадку и высадку.

Трудовой кодекс обязывает руководителя создавать в организации обстоятельства труда, не воздействующие негативно на здоровье и жизнь специалистов.

Под вредными и тяжелыми условиями труда понимают окружающую обстановку, наносящую ущерб моральному или физическому состоянию человека, а опасными называют факторы, вследствие влияния которых работник может утратить трудоспособность вплоть до инвалидности.

Организуя рабочий процесс для профессий с вредными условиями, руководители и специалисты отдела кадров руководствуются классификацией степеней опасности. Согласно статье 14 закона № 426 от 28 декабря 2013 года, она включает в себя 4 класса:

  • В первую категорию входят специальности с безопасными условиями труда (соответствуют санитарным нормам, не имеют опасных последствий). Человек на рабочем месте ощущает себя комфортно, не использует средства индивидуальной защиты.
  • Ко второму уровню относятся рабочие места, где негативное воздействие на человека минимально. Они соответствуют нормам труда, при этом ведется строгий учет рабочего времени. Сотруднику предоставляются дни отдыха для восстановления психологического и физиологического состояния.
  • Третья группа предполагает работу в неблагоприятных условиях труда. Как следствие, у работника могут развиться болезни, признаваемые в дальнейшем профзаболеваниями.
  • Четвертый класс означает опасные условия труда. Такой характер работы встречается на предприятиях, где нужно работать с излучением, химическими веществами и т.д.

По результатам оценки вредности специалистам разъясняют нормы техники безопасности, знакомят их с правилами, зафиксированными в учредительных документах предприятия. Без освоения теории работник не допускается к своим профессиональным обязанностям, приказ о его назначении на должность не издается.

Вам может быть интересно: Порядок проведения специальной оценки труда

На вредном производстве обязанности по проведению оценки трудовых условий возлагаются на инспектора по технике безопасности или представителей лицензионных ведомств.

Перед обустройством места работы руководитель оценивает риски согласно установленным классам, которыми определяется безопасность работы. Само учреждение не занимается оценкой: для этого руководство приглашает представителей компаний, имеющих соответствующую лицензию.

Комиссия осматривает и анализирует обстоятельства, сравнивая их с нормативными показателями (продолжительность работы, санитарно-гигиеническое состояние, обеспеченность средствами защиты).

Затем оформляется заключение о соответствии обстоятельств, зафиксированных на проверке, нормам законодательства.

ВАЖНО! На основании этого акта руководство обязано исправить выявленные недостатки, прежде чем запустить рабочий процесс.

Законодательство признает вредными и опасными для здоровья сотрудников такие сферы промышленности:

  • агрохимическая;
  • атомная;
  • энергетическая;
  • электроника;
  • горнодобывающая;
  • газовая;
  • химическая;
  • металлообрабатывающая;
  • металлургическая;
  • научно-исследовательская, если она связана с изучением разных видов излучения;
  • нефтяная;
  • полиграфическая;
  • строительная;
  • транспортная;
  • военная – выпуск взрывчатой продукции и боеприпасов;
  • фармацевтическая (производство медикаментов);
  • биологическая (исследование бактерий и вирусов);
  • сварочная;
  • электротехническая.

Когда у работника обнаруживается заболевание, обусловленное неблагоприятными производственными факторами, ему необходимо пройти медицинское освидетельствование и оценить трудоспособность. Если дальнейшая работа с вредными условиями труда ему противопоказана, он имеет право как продолжать выполнение трудовых обязанностей, так и найти другую работу.

Перечень классов вредности.

  • Первый класс. Условия оптимальны. В эту категорию входят рабочие места, где нет факторов, угрожающих жизни и здоровью сотрудников. Это совершенно безопасная работа;
  • второй класс. Возможность нанесения вреда здоровью сотрудников незначительна. Восстановление организма должно происходить к началу следующего рабочего дня;
  • третий класс. Условия труда вредны для здоровья сотрудников. Действие неблагоприятных факторов на здоровье сотрудника существенно. Третий класс вредности производства подразделяется на четыре подгруппы:
  1. Первая подгруппа вредных условий труда третьего класса. Организм сотрудника подвержен вредоносному воздействию факторов рабочей среды. Нормализация всех систем организма не успевает происходить до начала следующей рабочей смены. Риск для здоровья существенный.
  2. Вторая подгруппа. Начинаются стойкие изменения состояния здоровья работника. Они несут вред средней степени тяжести, могут вызывать различные заболевания. Работник полностью или частично теряет свою трудоспособность после пятнадцати и более лет работы в таких условиях.
  3. Третья подгруппа. Во время выполнения рабочих обязанностей могут возникать заболевания легкой и средней степени тяжести. Действие негативных факторов на организм имеет стойкий и разрушительный характер.
  4. Четвертая подгруппа. Предполагает угрозу жизни и здоровью работника, утрату трудоспособности в данной профессиональной сфере;
  • четвертый класс. Опасные условия труда. Рабочая деятельность сотрудника представляет опасность для жизни и здоровья.

В таких условиях могут обостряться болезни хронического характера. Появляются тяжелые профессиональные недуги.

Работникам полагаются льготы.

Те факторы, которые влияют на сотрудников предприятия во время работы, часто оказывают неблагоприятное воздействие на организм, нарушая его правильное функционирование. Иногда неблагоприятные условия на рабочем месте могут угрожать не только здоровью, но и жизни работника.

Поэтому каждому работнику, выполняющему свои трудовые обязанности в условиях вредности, полагаются льготы. Их начислением занимается бухгалтерия. Размер и форма льгот определяются в зависимости от класса и степени вредности условий труда.

Льготы, которые полагаются за работу во вредных условиях: своевременная пенсия на особенных условиях, предоставление работникам молока и других продуктов, изменения рабочих часов, денежные компенсации.

К примеру, обычная рабочая неделя составляет 40 часов. Если имеют место вредные условия труда, рабочую неделю сокращают до 36 часов.

Трудовое законодательство позволяет значительное сокращение часов при наличии воздействия вредных факторов.

Если длина рабочей недели составляет 36 часов, одна смена может длиться не более 8 часов. Если рабочая неделя составляет 30 часов, то смена может длиться не более 6 часов.

Предоставляется дополнительный отпуск.

Сотрудник любого предприятия обязательно получает заслуженный оплачиваемый отпуск. Те работники, чья деятельность связана с вредностью на производстве, имеют право на получение дополнительного отпуска. Такой отпуск дают работнику помимо основного.

Дополнительный отпуск имеют право получить те, кто:

  • работает в неблагоприятных условиях, например, в условиях пониженной температуры воздуха;
  • занят на предприятии, где имеет место вредное воздействие во время выполнения трудовой деятельности;
  • выполняет работы особого характера;
  • имеет ненормированный график работы.

Вредные и опасные факторы для водителей в

СОУТ водителей автомобиля начинается с определения комиссии, графика, экспертной организации и количества рабочих мест, подлежащих процедуре. Если в штатном расписании более ста человек состоит на должности водителя, то провести замеры можно на двадцати рабочих местах, применив правило аналогичности.

Проведение замеров проходит, когда транспорт или специальная техника работает в штатном режиме. Если речь о спецтехнике, дополнительно оснащенной навесным и прочим оборудованием, то замеряется уровень пыли, вибрации, шума в процессе его использования.

Учитывается также и хронология рабочего дня, проводятся специальные замеры, после чего эксперты составляют отчет и предлагают его на рассмотрение комиссии. Подготовленная на его основе декларация направляется в надзорные органы. Если за пять лет автопарк организации не изменится, документ может пролонгироваться, в противном случае нужна СОУТ новой техники.

Перечень общих медицинских противопоказаний для выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), определен п. 48 Приложения № 3 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (далее – Порядок проведения медицинских осмотров). Перечень дополнительных медицинских противопоказаний для выполнения работ по управлению наземными транспортными средствами, а также состав врачей-специалистов и объем лабораторных и функциональных исследований, необходимых при проведении исследований, определен Приложением № 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (далее – Приложение № 2 к Приказу № 302н).

Для прохождения предварительного медицинского осмотра работодатель выдает соискателю под роспись направление (п.

Профзаболевания водителей

Эти три фактора влекут за собой целый букет водительских профзаболеваний:

Геморрой. Не самая тяжёлая и опасная «водительская» патология, но зато самая известная. Венозный отток крови в принципе проблематичен. Вены имеют очень тонкую мышечную стенку, поэтому их сократительная способность гораздо ниже по сравнению с артериями. Вены не могут толкнуть кровь обратно к сердцу в достаточной степени. Ситуация осложняется еще и вертикальным положением тела человека (геморрой можно рассматривать как одну из многочисленных плат за прямохождение). Оттоку венозной крови к сердцу мешает гравитация. В венозной стенке много эластина. В результате с возрастом вены неизбежно начинают медленно, но верно растягиваться. Растянутая вена вмещает больший объём крови, который, соответственно, ещё сложнее отправить обратно к сердцу для обогащения кислородом. Развитие мышц нижних конечностей и двигательная активность способствуют улучшению венозного оттока, тогда как гиподинамия ускоряет вышеописанный процесс. Геморрой — это не что иное, как растянутые вены прямой кишки. Длительное сидение приводит к застою крови в тазовой области. Если это многократно повторяется в течение солидного временного интервала, вены прямой кишки растягиваются и в исходное состояние уже вернуться не могут. Последствия: выпадение геморроидальных узлов, тромбоз геморроидального узла, нарушения стула, постоянный дискомфорт, боль, зуд и жжение.

Остеохондроз. Дегенеративное заболевание позвоночника, точнее межпозвоночных хрящевых дисков. Этиология данного заболевания сложная, мультифакторная. Разумеется, немалую роль играет генетический фактор, однако суть всех основных теорий сводится примерно к следующему: хондроциты начинают в меньшей степени синтезировать протеины межклеточного матрикса, а их собственная пролиферация замедляется, при этом усиливаются процессы апоптоза (естественная гибель хондроцитов). Это многолетний процесс, но постепенно хрящевая ткань истончается, теряет свои амортизирующие свойства. Позвонки начинают пережимать истончающиеся межпозвоночные диски. Это приводит к ущемлению нервов, межпозвоночным грыжам, а также к тому, что позвонки начинает сильнее давить друг на друга. А это приводит к постепенному разрушению уже костной ткани. Конечно, данный процесс длится многие годы и десятилетия, а скорость и интенсивность его протекания строго индивидуальны. Но помимо генетического фактора значительную роль играют и экзогенные факторы, условия и образ жизни. Межпозвоночные диски сами по себе имеют очень бедную васкуляризацию, приток крови к ним слабый. Соответственно, и трофика слабая. Большое влияние у фактора двигательной активности. В движениях позвонки периодически расходятся, ослабляя давление на диски. Движение способствует усилению притока крови, образованию новых капилляров. Это тормозит дегенеративные процессы. Такой же мощный, только негативный обратный эффект оказывает хроническая гиподинамия. Водитель длительное время находится в сидячем положении. В таком положении позвонки всё сильнее и сильнее сдавливают хрящевые диски. Это заметно ускоряет их разрушение. К тому же здесь присутствует комплекс негативных факторов, действующих опосредованно — остеохондрозу способствует плохая экология и постоянный стресс.

Читайте также:  Социальная поддержка граждан, имеющих детей

Шейный миозит. Может возникать как следствие остеохондроза, а может быть самостоятельным заболеванием. Шейный миозит связан с воспалением нервных окончаний, иннервирующих мышцы шеи и грудного отдела спины. Воспаляться нервные окончания могут по причине ущемления, что свойственно остеохондрозу. А также по причине простуживания. Причём, как ни странно, подобное происходит в летний период. В летнюю жару водители ездят с открытым окном. Многочасовое воздействие ветра из окна может привести к воспалению нерва. Причём подобное «остывание» происходит совершенно незаметно для человека. Схожим способом можно застудить горло в летнюю жару, выпив ледяной воды или съев мороженое. Наконец, шейный миозит обусловлен тем, что водитель долгое время находится в одной позе, имеет место длительный тензор шейных мышц. Ответной физиологической реакцией на подобное является последующая миалгия.

Респираторные и кожные заболевания. Выхлопные газы содержат множество канцерогенов, но в первую очередь они вызывают раздражение кожных покровов и воспаление слизистой оболочки дыхательных путей. У водителей часто развивается аллергический дерматит профессионального характера. В некоторых случаях формируется атопическая триада: ринит, бронхиальная астма, дерматит. Фрагменты сажи и другие жесткие частицы выхлопных газов оседают в бронхах и альвеолах. Постепенно они обрастают фиброзными капсулами. И если таких капсул становится слишком много, функциональная легочная активность снижается. У водителей со стажем флюорограмма часто показывает наличие подобных включений в легких.

Артериальная гипертензия. Как и остеохондроз является сложным мультифакторным заболеванием. Повышенное давление напрямую связано с малой двигательной активностью. Ключевую роль здесь отводят тому, что малоподвижный образ жизни приводит к уменьшению силы сердечных сокращени�� и их учащению (тахикардия).

Ожирение. Вероятно, здесь даже не нужны какие-то комментарии. По статистике в России каждый второй человек со стажем регулярного вождения больше 5 лет страдает той или иной степенью ожирения.

Важно упомянуть, что практически все профессиональные заболевания хотя бы частично, но связаны между собой. Яркий пример: остеохондроз, артериальная гипертензия и ожирение.

Поэтому водителям рекомендуется не пренебрегать периодическим медицинским осмотрам и следить за своим здоровьем!

Инфо
При этом во всех случаях размер месячной оплаты труда (без учета премий, доплат и надбавок) за полностью отработанную норму рабочего времени за месяц в соответствии с ТК РФ должен быть не меньше размера минимальной месячной оплаты труда. Оплата труда водителей грузовых и обычных автомобилей Утверждаю [должность, подпись, Ф.

Важно
И. О. руководителя или иного должностного лица, уполномоченного утверждать [организационно-правовая форма, должностную инструкцию] наименование организации, [число, месяц, год] предприятия] М. П. Должностная инструкция водителя ассенизационной машины [наименование организации] Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения 1.1.

1.1. К управлению автомобилем допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующее водительское удостоверение, прошедшие медицинское освидетельствование, инструктаж по охране труда и проверку знаний в объеме группы I по электробезопасности.
1.2. При найме на работу впервые в качестве водителя лица, имеющие удостоверение на право управления любыми категориями транспортных средств, а также не работавшие водителями более одного года, к управлению ими допускаются после прохождения стажировки по практическому вождению.
1.3. Водитель, не прошедший периодического, а также предрейсового медицинского осмотра, к работе не допускается.
1.4. Водителю запрещается управлять автомобилем (или передавать управление другим лицам) в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, в болезненном состоянии, а также под воздействием лекарственных препаратов, снижающих скорость реакции и внимание.
1.5. Водитель должен знать и неукоснительно соблюдать требования Правил дорожного движения.
1.6. Водитель должен быть ознакомлен с правилами внутреннего трудового распорядка под роспись и соблюдать режим труда и отдыха.
1.7. Водитель должен немедленно сообщить администрации предприятия о происшедшем с ним или по его вине несчастном случае, а также о любом несчастном случае с участием других работников предприятия, свидетелем которого он был. Водитель должен оказать пострадавшему первую доврачебную помощь, помочь доставить его в медицинское учреждение. При необходимости вызвать медицинских работников на место происшествия.
1.8. Водитель должен знать характеристики опасных и вредных производственных факторов и их воздействие.
К опасным и вредным производственным факторам, влияющим на водителя относятся:
— движущиеся машины и механизмы, не защищенные элементы производственного оборудования;
— повышенная и пониженная температура поверхностей оборудования;
— химические вещества, проникшие через дыхательные пути, желудок;
— взрыво- и пожароопасность.
1.9. Источники возникновения фактора:
— автомобиль, оборудование;
— детали автомобиля, горячая вода (пар);
— окись углерода, антифриз;
— легковоспламеняющиеся вещества при нарушении правил пожарной безопасности.
1.10. Действие фактора:
— Возможен наезд на людей и столкновение с транспортом.
— Возможен ожог кожного покрова нагретыми деталями автомобиля, закипевшей водой (паром) в радиаторе.
— Возможно отравление при попадании антифриза в желудок, а окиси углерода — в дыхательные пути.
— Нарушение правил пожарной безопасности при работе с ЛВЖ может привести к взрывам и пожарам, травмированию водителя.
На рабочем месте водителя может быть вероятность возникновения травмы или ухудшения здоровья, которые могут быть вызваны следующими источниками опасности:
Риск – поражение электротоком
— Удар током, вызванный неисправным электрооборудованием, контактом с проводами под током.
Риск – отравление, воздействие токсичных веществ
— Отравление газами (бутана, оксидов азота, оксида углерода, этилмеркаптама), этилированным бензином и его парами.
Риск – падение на территории объекта
— Падение при выполнении работ по ремонту и окраске крыш, очистке крыш здании от снега или пыли при отсутствии ограждений по их периметру
— Падение при перемещении по территории.
Риск – травмирование при эксплуатации, выполнении ремонтных и других работ
— Травмирование при проведении ремонтных работ при эксплуатации теплоиспользующих установок, тепловых сетей, иного оборудования
— Травмирование при проведении ремонта и технологического обслуживания автомобилей.
— Травмирование частями оборудования и сооружений в результате взрывов и авариях на объектах.
Риск – травмирование водителей и персонала
— Гибель в ДТП в результате несоблюдения ПДД
— Действие опасных факторов (вывешенный автомобиль и его агрегаты, горячая вода и пар, легковоспламеняющиеся вещества, газы и другие токсичные вещества, этилированный бензин, оборудование, инструмент, приспособления) при выполнении работ
— Падение водителя в результате его неосторожных действий при выходе из кабины и передвижении по территории
— Технические неисправности транспортного средства
— Метеорологические условия: пониженная температура атмосферного воздуха, гололед, атмосферные осадки
— Передвижение с необоснованной скоростью
— Использование транспортного средства не по назначению
— Употребление наркотических средств и алкоголя.
Риск – причинение вреда здоровью
— Контакты с насекомыми и животными
— Нарушение инструкций и правил ОТ и ПБ, требований технологических регламентов при выполнении работ
Риск – гибель вследствие разрушения зданий, сооружений и разрушения или падения оборудования
— Разрушения сооружений, технических устройств или их элементов.
— Разрушение или излом металлоконструкций грузоподъемной машины (моста, портала, рамы, платформы, башни, стрелы, опоры, гуська) или ее падение.
Риск – прямое огневое и термическое воздействие
— Травмирование или гибель в результате возникновения пожара в здании, а также в результате пожара, возникшего вследствие природных или техногенных причин.
1.11. За нарушение требований настоящей инструкции виновные несут дисциплинарную или иную ответственность, предусмотренную действующим законодательством в зависимости от характера нарушения и тяжести его последствий.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *