Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какую отчетность сдавать в военкомат в 2022–2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Актуальная пошаговая инструкция по воинскому учету в организации в 2021 году включает в себя и такое отдельное направление, как бронирование граждан, пребывающих в запасе. Его цель — обеспечить кадрами, трудовыми ресурсами в период мобилизации и в военное время. Бронирование заключается в предоставлении лицам, пребывающим в запасе (руководителям, специалистам, высококвалифицированным кадрам), отсрочки от призыва на военную службу в военное время.
Как вести карточки по воинскому учёту
С 8 января 2022 года организации должны вести специальные отдельные карточки по воинскому учёту. Их нужно заводить на военнообязанных работников и работников-призывников.
Карточка ведётся по форме 10 (Приложении № 22 к Инструкции № 700) на основании удостоверений призывников и военных билетов (или документов, которые заменяют военный билет).
В карточках необходимо указывать:
- личные данные сотрудников;
- сведения о воинском учёте;
- сведения о приёмах и об увольнениях.
Отдельные сведения можно уточнить у самих работников — информацию о семейном положении, образовании, занимаемой должности, месте жительства (или пребывания).
Карточка заполняется разборчиво, без помарок и неустановленных сокращений чернилами (шариковой ручкой) синего, фиолетового или чёрного цвета, либо в электронном виде с обязательной распечаткой.
Записи о семейном положении, адресе, номере телефона вносят карандашом.
В картотеке карточки нужно хранить в алфавитном порядке по следующим разделам:
- Офицеры запаса.
- Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы запаса.
- Военнообязанные запаса женского пола.
- Призывники.
Если на воинском учёте в организации состоит более 500 сотрудников, в пятый раздел картотеки нужно поместить карточки сотрудников с мобилизационными предписаниями и отметками об их вручении.
Отдельно (в любом порядке) нужно карточки работников:
- которые встали на учёт по месту пребывания на срок более трёх месяцев или по месту жительства (пребывания), не подтверждённому регистрацией — можно выделить в отдельные группы и разложить в порядке, удобном для работы с ними;
- снятых с воинского учёта — можно хранить отдельно от картотеки до очередной сверки с военкоматом или органом местного самоуправления, а потом уничтожить, составив об этом соответствующий акт.
Чем грозят организации и её руководителю нарушения в ведении воинского учета
Правонарушениям в сфере воинского учета работников организации посвящена целая глава 21 КоАП РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (ред. от 14.10.2021) “Об утверждении Положения о воинском учете”, воинский учет граждан по месту их работы (учебы) осуществляется организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, за состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций. Расходы, связанные с ведением воинского учета в организации, производятся за счет ее средств.
За нарушения ведения воинского учета в организации в 2022 предусмотрена административная ответственность:
- непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (ст. 21.1 КоАП РФ);
- не оповещение руководителем или другим должностным лицом организации, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата (иного органа, осуществляющего воинский учет) (ст. 21.2 КоАП РФ);
- несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат (иной орган, осуществляющий воинский учет) сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).
Если в ходе проверки будет выявлено неисполнение работодателем требований Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О воинской обязанности и военной службе», то помимо наложения штрафов, материалы об этом могут быть переданы в прокуратуру по месту нахождения организации. В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 21.07.2014) «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вынесет представление об устранении нарушения закона, на которое Ваша организация обязана ответить в месячный срок.
Невыполнение представления прокурора может повлечь привлечение как должностных лиц, так и юридического лица к административной ответственности уже по ст. 17.7 КоАП РФ: на должностных лиц может быть наложен штраф – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Если юридическое лицо осуществляет свою деятельность с грубым или систематическим нарушением закона, то согласно п. 3 ст. 61 ГК РФ оно может быть ликвидировано в судебном порядке, в том числе по иску прокурора.
Что необходимо сделать организациям
Если в компании до сегодняшнего дня не налажено ведение воинского учета работников, следует это сделать. Положительным моментом является то, что если организация никогда не вела воинский учет, но с определенной даты начала: оформила необходимые документы и стала подавать соответствующие сведения – само по себе не ведение воинского учета до этой даты не является основанием для привлечения организации к административной ответственности.
С проверкой ведения воинского учета прийти в любую организацию, даже если она никогда не заявляла о себе в военкомате. И если организация заявила о себе – это вовсе не значит, что к ней непременно придет такая проверка. На работников, подлежащих воинскому учету необходимо оформить карточки гражданина, подлежащего воинскому призыву, по форме № 10, провести сверку документов воинского учета.
Кто относится к пребывающим в запасе
Состав запаса Вооруженных Сил России формируется из числа дееспособных, вменяемых лиц, достигших совершеннолетия. Для всех военнообязанных обязательно проставляется группа учета РА в военном билете в установленном порядке. Этот документ имеет две разновидности:
- для офицеров, уволенных в запас;
- для солдат, мичманов, прапорщиков, сержантов и старшин.
Мобилизационный запас необходим для увеличения численности армии в военное время, и он состоит из резерва и ресурса. Резервисты заключают контракт, требования к этой категории жестче, чем к гражданам из людского ресурса. Стоит уточнить: военнообязанный или невоеннообязанный — как можно определить? Человек считается военнообязанным, если он пригоден или ограниченно годен к армейской службе и если его возраст не превысил установленный законом ценз.
Помимо военнослужащих, закончивших срочную службу и уволившихся по окончании контракта, запас формируется из следующих категорий граждан:
- выпускников вузов, прошедших программу военной подготовки;
- выпускников вузов, обучавшихся на военной кафедре;
- граждан, получивших отсрочку от срочной службы;
- уклонистов, достигших возраста 27 лет;
- служивших на альтернативной службе;
- женщин со специальностями, подлежащими военному учету.
Запасник должен пройти военно-врачебную комиссию для определения степени его годности к службе. Гражданин в запасе – это не постоянный статус.
Ответственность за нарушение правил – штрафы в 2023 году
Ведение воинского учета – обязанность каждой организации, за несоблюдение этого требования наступает административная ответственность в виде штрафов.
Нарушениями считаются:
- Непредставление сведений о потенциальных призывниках в установленные сроки;
- Неоказание содействия в явке сотрудника по повестке в военкомат;
- Намеренное либо непреднамеренное скрытие информации об актуальных данных, в особенности, переезде работника, снятии с места регистрации.
Нарушения работодателей зачастую связаны с незначительными штрафными санкциями. Единственной нормой является ст. 21.4 коап РФ. За непредставление сведений о принятии на работу, увольнение призывника, военнообязанных лиц в запасе на руководство организации налагается штраф 300-1000 руб. По этой причине организации не ведут военный учет либо делают это частично.
Однако, если военкомат направит запрос в организацию о предоставлении актуальных сведений, требование относительно ведения военного учета, все это будет проигнорировано, руководство облагается штрафами уже значительными.
- 2000 – 4000 руб. На специалиста, за неправильное, неполноценное ведение учета;
- 3000 – 5000 руб. На компанию и по 300-500 руб. На должностных лиц – руководство;
- 10 000 – 20 000 руб. На организацию, по 1000-2000 руб. На должностных лиц за невыполнение предписаний военного комиссариата, отсутствие воинского учета на предприятии.
За непредставление актуальной информации, не направление учащихся 10-11 классов, достигших 17 лет в военкомат, облагаются штрафом учебные заведения. Размер взыскания 300 – 1000 руб.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе
Процедура позволяет обеспечивать кадрами (руководителями, специалистами, высококвалифицированными кадрами) предприятия в военное время и в период, когда объявляется мобилизация. Граждане имеют отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации, в военное время, от призывов на военные сборы.
Для бронирования граждан собирается специальная комиссия по мобилизации, которую создает местный орган муниципального образования. Они принимают решение о перечне профессий, возраста, званий. Затем перечни должностей направляются работодателю. Доводятся до ответственного лица под подпись. Работодатель, в свою очередь, подбирает в штате компании соответствующие кадры и заполняет специальную форму.
Если в организации осуществляется бронирование граждан, то организации необходимо вести дополнительную документацию. Например, связанную с выдачей и учетом удостоверений об отсрочке (этот бланк строгой отчетности компания получает в военкомате) и планом мероприятий по вручению данных удостоверений. Утвержденной формы плана нет. Компания разрабатывает его самостоятельно.
Кто из сотрудников подлежит воинскому учёту
Правильность проведения ВУ состоит в первоначальном принятии на учёт всех военнообязанных работников компании. К ним относятся:
- Лица призывного возраста, но не служившие в ВС.
- Особы с полученным военным билетом.
Не подлежат учёту и не относятся к военнообязанным следующие сотрудники:
- женщины (кроме лиц с военно-учетной специальностью);
- освобожденные по ФЗ №53 от исполнения воинской обязанности лица;
- проходящие военную (альтернативную) гражданскую службу;
- постоянно живущие за пределами РФ;
- имеющие воинские звания офицеров сотрудники службы внешней разведки России и ФСБ России в запасе.
Определить, кто из работников подлежит для регистрации как военнообязанный, можно по спецотметке на 13-й странице гражданского документа. Сделать это необходимо при первичном приеме документов при трудоустройстве.
Как вести воинский учёт в организации: пошаговая инструкция 2022
13.10.2022
Вести воинский учёт должны организации, вне зависимости от формы собственности, вида предпринимательской деятельности и числа сотрудников (п. 7 ст. 8 № 53-ФЗ от 28.03.1998).
Справка! Воинский учёт представляет собой систему приёмов и методов, обеспечивающих регистрацию всех лиц призывного возраста в единой базе данных. В ней так же отражаются основные сведения о каждом таком лице. Информация периодически актуализируется. С помощью системы воинского учёта компетентные органы могут отслеживать, насколько своевременно каждый военнообязанный исполняет воинский долг, а также случаи незаконного отклонения от него. Воинский учёт в организациях регламентирует ряд документов:
- Положение о воинском учёте (ПП РФ № 719 от 27.11.2006);
- Инструкция по воинскому учёту (Приказ Минобороны РФ № 700 от 22.11.2021);
- Методические рекомендации по ведению воинского учёта в организациях (утверждены Генштабом ВС РФ 11.07.2017).
Законодательство накладывает обязанность по ведению воинского учёта только на юридических лиц. Это прямо указано в нормативных актах (подп. 6 п. 1 ст. 8 Закона № 61-ФЗ, п. 7 ст. 8 Закона № 53-ФЗ).
Про обязанности ИП в отношении ведения воинского учёта ничего не говорится. В пользу отсутствия такой обязанности у индивидуальных предпринимателей также говорит постановление Президиума ВАС № 13798/08 от 14.
04.2009.
Основные требования по организации ВУ и бронирования граждан, пребывающих в запасе
Организации, ведущие ВУ и осуществляющие бронирование, должны состоять на учете в органах местного самоуправления.
Для ведения документов на предприятиях должны иметься специалисты. Исходить при этом нужно из следующих норм:
- 1 рабочий — совместитель, — при наличии на ВУ менее 500 человек;
- 1 работник — при наличии на ВУ от 500 до 2000 граждан;
- 2 сотрудника — при наличии на ВУ от 2000 до 4000 лиц;
- 1 работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на ВУ;
- если в организации трудятся от 2000 до 4000 людей, подлежащих ВУ, то создается военно-учетный стол.
Должностные обязанности специалиста по ведению ВУ и бронированию граждан определяются приказом директора, оформленного по форме, указанной в Приложении № 4 к «Методическим рекомендациям по ведению ВУ в организациях». Проект приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования. Также согласованию подлежат и дальнейшие кадровые изменения, касающиеся данного сотрудника.
Какие обязанности возложены на таких специалистов? Они:
- ведут бронирование лиц, пребывающих в запасе;
- направляют ходатайства о предоставлении отсрочек;
- выдают удостоверения;
- проводят анализ обеспеченности компании трудовыми ресурсами;
- своевременно предоставляют необходимые отчеты в городскую комиссию по бронированию ГПЗ и т. д.
Как определить перечень должностей, которые бронируются на предприятии?
Работа по БГПЗ проводится в соответствии:
- указами и распоряжениями Президента Российской Федерации;
- постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации;
- с Конституцией Российской Федерации;
- федеральными законами;
- постановлениями и распоряжениями Межведомственной комиссии по вопросам БГПЗ;
- «Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в ОГВ, ОМСУ и организациях» (утвержденной Постановлением МВК по вопросам БГПЗ от 22.12.1999 N 144).
Бронирование ГПЗ осуществляется: — по перечням должностей и профессий (утвержденный Постановлением МВК N 140 от 22 декабря 1999 г.); — персональное; — по постановлениям МВК.
В Федеральном законе №31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» бронирование за организацией предусматривается как основание для отсрочки. Однако перечня таких предприятий на бронь от мобилизации закон, конечно, не содержит. Объясняется это тем, что в каждой конкретной ситуации Правительством могут определяться разные производственные объекты для обеспечения целей мобилизации. Определять заранее такие положения в законе нелогично, намного эффективнее отталкиваться от ситуации на месте в зависимости от развития текущих событий.
Это также может означать, что те сферы работ, которые раньше подлежали бронированию, могут потерять такое право в связи уменьшением людского резерва в течение времени и увеличением территорий, которые должны быть защищены. На данный момент такого еще не произошло.
Для начала разберемся с терминами и расскажем, что означает словосочетание «бронирование граждан, пребывающих в запасе». Здесь подразумевается комплекс процедур, проводимых в спокойное время с целью обеспечения компаний в период мобилизации и во время войны работниками из числа людей, пребывающих в запасе. Достигается это путем выдачи им отсрочек (отсрочка может предоставляться на срок до 6 месяцев) от призыва на военную службу (ВС), а также от направления их для работы на должностях гражданского персонала ВС РФ, других войск, воинских формирований, органов и спецформирований.
Руководство данной работой осуществляет Межведомственная комиссия по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, за организацию ответственен военный комиссариат. Сама процедура осуществляется на местах.
В первую очередь бронирование ведется на предприятиях, имеющих мобилизационное задание и обеспечивающих жизнедеятельность населения района и функционирующих в неспокойное время. Списки таких фирм утверждаются территориальными комиссиями и через районные (городские) комиссии доводятся до военных комиссариатов. Эти списки в военных комиссариатах являются основанием для бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организациях.