Госдолг России в реальном времени

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госдолг России в реальном времени». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Госдолг – сумма, которую страна получила от своих граждан, других государств и частных инвесторов. Он состоит из двух частей: внешней и внутренней. Внутренний долг – все то, что государство должно своим гражданам и другим институтам в собственной валюте. Внешний – задолженность перед любыми иностранным кредиторами.

Международная инвестиционная позиция в России по президентам

Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Владимир Путин (2) 07.05.2002 — 529.6000 524.9000 537.5000 524.9000 -0.89%

Госдолг США в реальном времени

С 2014 по 2019 годы РФ жила под гнетом наложенных санкций, приходилось соблюдать жесткую экономию и финансовую дисциплину, в связи с чем государственный долг снизился.

Но в 2019-2021 годы появилась новая тенденция: хотя и нет дефицита бюджета, но правительство опять стало брать кредиты и выпускать ценные бумаги (облигации). Финансовые аналитики считают, что подобной необходимости у Министерства финансов не было. Считается, что подобными мерами Правительство пополняет государственный бюджет за счет разницы между процентными ставками кредитов внутри страны и за рубежом.

По другим источникам, Правительство желает расшевелить экономику внутри страны, выдавая кредиты под низкую процентную ставку.

Задолженность государственных банков в настоящее время сократилась , это связано с жесткими санкциями против банковской системы, которые позволили перекрыть доступ к быстрым деньгам (краткосрочным кредитам). Конечно, это нельзя рассматривать только как положительное явление, ведь на краткосрочных кредитах банки умудрялись пополнять бюджет страны.

Самым значительным в настоящее время является корпоративный внешний долг, его размер составляет 322 560 млн. долларов США. Сюда входят вложения иностранных инвесторов в крупные кампании, а также кредиты, взятые у зарубежных банков. В течение года сумма внешнего долга колеблется.

К концу 2020 года из-за пандемии и ограничительных мер объем внешнего долга всех стран заметно подрос от 83,5% до 96%.

Особенный рост наблюдается в развитых странах, которые имеют возможность привлекать кредитные средства по низким процентным ставкам. За один только 2019-2020 год ставка возросла с 105% до 123%.

В США гос. долг также возрос с 108% до 129%, а на 2022 год ожидается еще повышение до 132%.

Но по прогнозам финансовых аналитиков, в 2022 году ожидается снижение внешнего долга практически во всех странах мира из-за роста доходов, а также после восстановительных мероприятий во всех сферах экономики и общей стабилизации положения мировой экономики.

Тревожно выглядит ситуация с внешним долгом на постсоветском пространстве. Например, внешний долг Украины составляет 81 млрд. долларов США, при этом уже к концу 2021 года страна должна выплатить 14 млрд. долларов. При этом правительство и Президент Украины с полной уверенностью заявляют, что обязательно расплатятся с долгами, ведь ВВП растет на 4,8%. Если же средств из бюджета не хватит, то государство опять возьмет в долг у ВМФ, ЕС, Международного банка, то есть у тех организаций, которым Украина и так должна огромные суммы.

Не утешительно обстоит ситуация с внешним долгом и в соседней с Украиной стране- Белоруссии.

В Правительстве даже обсуждается вопрос о девальвации белорусской валюты. Белоруссия должна 24 млрд. долларов, то есть 38% от ВВП. Главным кредитором Белоруссии является Россия, которая раз за разом помогает ближайшей соседке.

Внешний и внутренний долг России

В российском Минфине уже рассказали о стратегии противодействия санкциям США против российского долга. Как сообщили в ведомстве, решения о необходимости проведения аукционов по размещению ОФЗ в ближайшие недели будут приниматься с учетом рыночной конъюнктуры. При этом значительный размер временно свободных средств на едином казначейском счете (более 4,5 трлн рублей при запланированных в 2022 году чистых заимствованиях — 2,2 трлн рублей) позволяет гибко подходить к графику размещений.

Есть и другой момент: в структуре держателей ОФЗ превалируют отечественные инвесторы (более 80%), а доля инвесторов-нерезидентов совсем невелика. Еще в феврале-марте 2020 года доля нерезидентов во вложениях в ОФЗ была на уровне 34%, а на конец января 2022-го она упала до 18,7%. Поэтому от санкций пострадает не столько российский Минфин и резиденты, сколько иностранные владельцы российских бумаг.

«Для нерезидентов, которые ведут бизнес в России, ОФЗ — не только инструмент получения дохода, но и способ захеджировать риски, связанные с девальвацией рубля. Таким образом, американским инвесторам придется перестраиваться и искать другие варианты покупок ОФЗ либо отказаться от покупок. Например, в 2021 году около 10% всех ОФЗ на сумму примерно 450 млрд рублей находились у американских инвесторов», — поясняет Владимир Салагаев из ГК CMS.

Таким образом, после введения новых санкций основными покупателями облигаций федерального займа, как и ранее, будут российские банки, при этом у отечественных игроков появится возможность купить бумаги с существенными скидками. Эксперты обращают внимание на то, что целесообразно стремиться развивать долговой рынок за счет собственных ресурсов. Потребность в иностранцах возникает из-за недостатка валюты, которой в настоящий момент достаточно.

Перед тем, как взять взаймы, правительство того или иного государства предлагает гражданам и банкам облигации. Суверенный долг – это долг правительства перед держателями облигаций.

Начиная с лета 2021 года, в США начали действовать санкции, предусматривающие запрет на участие в первичных размещениях госдолга РФ, номинированного в российской национальной валюте.

До этого американским инвесторам запрещалось только участвовать в первоначальных размещениях суверенных еврооблигаций.

Суверенный долг — задолженность правительств независимых государств.

Другими словами, суверенный долг это те деньги, которые правительство определённого государства должно владельцам выданных им облигаций. Когда правительству нужно занять у кого-нибудь денег, оно размещает государственные облигации, продавая их населению, банкам и всем, кто готов их купить.

При продаже своих облигаций государство как бы «гарантирует» выплату долга тем фактом, что оно государство, солидная контора. Отсюда и слово «суверенный», то есть «гарантированный суверенитетом страны».

Если срок выплаты по облигациям подошёл, а в казне пусто и выросла капуста, то государство может объявить дефолт, как было в России в 1998 году, то есть сказать кредиторам: «извините, обломитесь, денег нет, но вы держитесь». И кредиторам ничего не остаётся, как обломиться, но в следующий раз, прежде, чем давать такому государству в долг, крепко призадуматься.

Когда мы имеем дело с долгами частных лиц или корпораций, обычно существует возможность использовать юридические процедуры, с помощью которых должников можно заставить заплатить проценты и сумму основного долга, а в случае неуплаты передать принадлежащие им активы кредиторам.

Читайте также:  Как гражданину Азербайджана получить РВП в 2022 году

Изначально электронное табло с величиной обязательств США (в расчете на 1 американскую семью) было вывешено в Манхэттене в конце 1980-х годов предпринимателем С. Дюрстом.

Небезразличный гражданин стремился привлечь внимание соотечественников к непомерно растущему уровню долгов родной страны. Когда каждый житель Америки наглядно видит, сколько он «должен», то Правительству придется отчитываться и давать комментарии.

Долговые обязательства в разумных пределах способны давать толчок экономическому развитию. Если величина госдолга начнет превышать платежеспособность, то кризиса в экономике США — а соответственно всей планеты — не избежать. Это связано с тем, что доллар является международным платежным средством. Более того, этих самых долларов за границей существенно больше, чем внутри страны.

Приведем простой пример. Вы берете кредит в банке под неприличный процент (от 18 до 30% годовых). Редко бывает, что сумма кредита меньше вашей заработной платы за год. Большая часть России, к слову, так живет и не жалуется. Известно, что некоторые граждане чуть ли не 50% своих доходов отдают банкам за кредиты.

С Америкой дело обстоит схожим образом, но на существенно более выгодных условиях. Они ежегодно выплачивают около 1% от суммы задолженности (а не 20%, как мы). Разве это не выгодно? При сравнении с размером ВВП это составляет на сегодня 1,3-1,6 %. Даже если госдолг США увеличится в 10 раз, то 15% выплат – это еще не так страшно.

Многие россияне и по 70% дохода отдают банкам. Причем мы берем средства на нужды, «хотелки», а американское Правительство – на развитие экономики. Они одалживают, чтобы получить прибыль, а не просто потратить на новое авто, квартиру, телевизор.

Получается, что увеличение госдолга Америки для них не критично — вплоть до 1000 % от ВВП страны. Чтобы достичь такой величины, потребуется не менее 100 лет. Однако этого в силу очевидных причин не допустят, т.к. последствия будут непредсказуемыми.

Ничто не предвещает такого исхода. В результате непредвиденных обстоятельств может пасть что угодно, но вот по причине огромного госдолга США точно не обанкротятся в ближайшие лет 100. Да и радоваться падению Америки пока рано, так как даже российская экономика сильно зависит от доллара. Конец придет и нам.

Сначала нужно избавиться от долларовой зависимости, а лишь затем говорить о выгодности кризиса в Соединенных Штатах.

Тем временем, пролетарии всех стран, соединяйтесь!

  1. Bolton, J. The Room Where It Happened: A White House Memoir (2020 г)
  2. Галочкин, В.Т. Государственный долг ведущих стран мира (2019 г)
  3. Гиндес, Е. Г. Мировой опыт управления государственным долгом (2019 г)
  4. Поданева, А. В. Анализ структуры государственного долга США (2017 г)
  5. Томаев, А. О. Государственный долг США. История и современное состояние (2015 г)

Уже сейчас, чтобы закрыть все свои долги, Штатам потребуется более полутора лет работы в прежнем режиме без каких-либо трат на собственное обеспечение. То есть без вкладывания денег в экономику, военных расходов, обеспечения социальных гарантий, выдачи кредитов… Трудно представить, что Правительство США когда-нибудь на это пойдет. Ведь даже умерить свои траты оно не в состоянии на протяжении уже нескольких десятков лет.

Второй вариант решения: каждый американский гражданин выкладывает из своего кармана 85 000 $ — и долг погашен. Представить такое еще сложнее. Так что при существующей экономической и политической системе в обозримом будущем государственный долг США будет только расти. Для страны это не является проблемой, пока она способна гарантировать свои обязательства — покрывать проценты по многочисленным кредитам.

Для нашей страны, как и для США, что дефолт, что дальнейшая эмиссия в ближайшей перспективе представляются неблагоприятными сценариями. Слишком сильно российская экономика интегрирована в мировую и зависима от доллара. И в том, и в другом случае инфляция, рост цен и дефицит товаров неизбежны. Но в среднесрочной перспективе крах «политического партнера» может перекрыть все вышеперечисленные минусы. Резкое падение нередко предшествует стремительному росту, что может стать драйвером для экономики России.

Внутренний и внешний госдолг России представляют собой следующую структуру. Внутренний делится на:

  • Гарантийные обязательства государства по ценным бумагам.
  • Кредиты для банков и других типов кредиторов.
  • Невыплаты компенсаций физ. и юр. лицам.

Все эти обязательства могут быть как рыночными, так и нерыночными. Внешний разделяется на:

  • По реализуемым и печатаемым ценным облигациям.
  • Займы от сторонних (не расположенных в государстве) кредиторов.
  • Гарантийные обязательства под внешние займы.
  • Долги по операционным обязательствам на внешнеторговом уровне.

Учитывая прогнозные данные, стоит отметить, что в ближайшие несколько лет будет увеличиваться внутренний долг и постепенно снижаться внешний. Еще один интересный момент, который необходимо отметить это то, что к лету прошлого (2019 года) активы составили около 1,25% от прогнозного внутреннего валового продукта этого же периода на основе государственной оценки.

На 1 января 2019 года государственный долг с расширенным пониманием превысил государственные активы на 1,5% от ВВП. Тем самым, у России отсутствует на сегодняшний день чистый долг. Тем самым, экономика России является одной из наиболее интересных по мнению некоторых аналитиков. Определенные политические условия вынудили правительство увеличивать запасы и контролировать достаточно жестко долговую дисциплину. Правда, из-за такого жесткого подхода ухудшилась ситуация, связанная с развитием экономической ситуации в стране.

По мнению аналитиков на сегодняшний день Россия может позволить себе увеличить общий долг на 50% не подвергая угрозе свою финансовую стабильность. Это довольно хороший резерв для того, чтобы ускорить медленные темпы роста экономики.

Размер внешнего долга и государственного долга России

Данные Период Дата

12.2 2018 22.01.2020
13.5 2017 22.01.2019
17 2016 11.08.2017
15.9 2015 31.12.2015
15.6 2014 31.12.2014
13.1 2013 31.12.2013
11.8 2012 31.12.2012
10.9 2011 31.12.2011

Внешний долг России на 2021 год

Все же специалисты предлагают рассматривать, хороша или плоха экономическая ситуация в стране с учетом также величины ВВП, величины на душу населения расходов, которые нужны для обслуживания долга, а также отталкиваясь от объема экспорта.

Пока не выработана единая позиция на то, как государственный долг влияет на темпы экономического роста страны. Все же существует одна выделенная закономерность – чем больше он у страны, тем активнее растет ВВП. Это можно обосновать тем, что в разные сферы экономики привлекаются большие по объему средства. На этом фоне можно привести пример США, где госдолг на сегодняшний день более 22 трлн $. Но это не мешает стране активно развиваться.

Рассмотрим актуальные показатели внутреннего и внешнего долга страны за период с 1993 по 2020 год.

Под внутренним долгом понимаются финансовые обязательства, которые берет на себя государство по отношению к организациям или населению страны по причине того, что привлекает средства, которые необходимы, чтобы выполнять различные государственные заказы или программы. Внутренний долг России включает в себя:

  • Долговые обязательства РФ перед физическими лицами.
  • Обязательства перед юридическими лицами. Причем выражается в национальной валюте.

Выражаются обязательства в форме:

  • Государственных займов.
  • Кредитов.
  • Выпуска облигаций.
  • Долговых обязательств под гарантии правительства.

Что касается непосредственно внешнего долга России за период начиная с 1994 года по сегодняшний день, вот какие цифры можно привести в качестве статистических показателей:

  • 1994 год – 118 млрд $.
  • 1998 год – 182 млрд $.
  • 2000 год – 178 млрд $.
  • 2003 календарный период – 151 млрд $.
  • 2006 г. – 257 млрд $. Причемначиная годом ранее, он был как в иностранной валюте, так и в национальной.
  • 2009 г. – 479 млрд $.
  • 2012 г. – 538 млрд $.
  • 2014 г. – 728 млрд $.
  • 2017 г. – 511 млрд $.
  • 2019 г. – 481 млрд $.
Читайте также:  Как судиться и готовиться к процессу: советы от судебных юристов

Как видно, вплоть до 2014 года сумма существенно увеличивалась, но затем стала постепенно снижаться.

Внутренний и внешний госдолг России представляют собой следующую структуру. Внутренний делится на:

  • Гарантийные обязательства государства по ценным бумагам.
  • Кредиты для банков и других типов кредиторов.
  • Невыплаты компенсаций физ. и юр. лицам.

Все эти обязательства могут быть как рыночными, так и нерыночными. Внешний разделяется на:

  • По реализуемым и печатаемым ценным облигациям.
  • Займы от сторонних (не расположенных в государстве) кредиторов.
  • Гарантийные обязательства под внешние займы.
  • Долги по операционным обязательствам на внешнеторговом уровне.

За последние 5 лет динамика продолжает нарастать, причем как в сторону увеличения, так и в сторону снижения, в зависимости от того, где берутся заемные средства. Это может свидетельствовать о том, что на сегодняшний день пытаются снизить влияние финансовых организаций на Россию извне, но при этом постараться сохранить темпы роста экономики.

Внешний долг стран мира на 2021 год: таблица

По состоянию на 1 марта 2019 года внутренний долг РФ оценивается Минфином в 2,11 трлн руб. Это большой успех для России, поскольку с 2011 года задолженность неуклонно росла, а тут наблюдается тенденция к ее уменьшению. В 2017-2018 гг. размер внутреннего долга составлял 2,3 – 2,35 трлн руб. Уменьшение задолженности почти на 20 млрд руб. говорит об успешном сбережении резервов российскими властями.

Размер внешнего долга России также снизился. В 2017 году он составлял более 51 млрд долларов. В 2018 он уменьшился до 50 млрд. В 2019 внешняя задолженность РФ составляет 47,5 млрд. За 2 года сумма внешнего долга уменьшилась на 6,9%.

Из 47,5 млрд руб. 11,5 млрд (24,2%) приходится на государственные гарантии в зарубежной валюте. У субъектов РФ внешний долг отсутствует.

На данный момент госдолг Соединённых Штатов превысил отметку в 22 триллион долларов. Сумма огромная и психологически сложная для восприятия обычными американцами, тем более что она постоянно и стремительно растет. Следит за изменениями госдолга министерство финансов США. Национальный долг США имеет следующую структуру:

  • 27 % – внутриправительственный долг различным государственным компаниям (пенсионному фонду, например);
  • 33 % – публичный долг различным физическим лицам и банкам;
  • 40 % – задолженность зарубежным кредиторам.
Страна Госзайм, млрд $ Госзайм, %
Китай 1110 16,8
Япония 1100 16,7
Великобритания 640 9,7
Бразилия 306 4,6
Ирландия 271 4,1
Швейцария 231 3,5
Люксембург 230 3,5
Каймановы острова 216 3,3
Гонконг 206 3,1
Бельгия 191 2,9
Саудовская Аравия 177 2,7
Тайвань 171 2,6
Индия 155 2,4
Сингапур 140 2,1
Франция 125 1,9
Южная Корея 115 1,8
Другие страны 1206 18,3
Общий долг иностранным государствам 6590 100

Внешний долг по отношению к ВВП

На дату Показатель
сентябрь 2020 30%
сентябрь 2019 28%
сентябрь 2018 28%
сентябрь 2017 35%
сентябрь 2016 41%
сентябрь 2015 36%
сентябрь 2014 31%
сентябрь 2013 31%
сентябрь 2012 28%
сентябрь 2011 27%

Актуальные показатели

Все же специалисты предлагают рассматривать, хороша или плоха экономическая ситуация в стране с учетом также величины ВВП, величины на душу населения расходов, которые нужны для обслуживания долга, а также отталкиваясь от объема экспорта.

Пока не выработана единая позиция на то, как государственный долг влияет на темпы экономического роста страны. Все же существует одна выделенная закономерность – чем больше он у страны, тем активнее растет ВВП. Это можно обосновать тем, что в разные сферы экономики привлекаются большие по объему средства. На этом фоне можно привести пример США, где госдолг на сегодняшний день более 22 трлн $. Но это не мешает стране активно развиваться.

Рассмотрим актуальные показатели внутреннего и внешнего долга страны за период с 1993 по 2021 год.

Статистика внешнего долга России

После распада Советского Союза, Российская Федерация унаследовала долг СССР ($104,0 млрд.) в обмен на отказ бывших союзных республик от зарубежных активов распавшейся страны.

Переход промышленности и сельского хозяйства от плановой системы управления к рыночным инструментам давался молодой стране с трудом. Поэтому Россия в 90-е годы была вынуждена активно брать кредиты у международного банка и МВФ. И если в 1994 году самостоятельных кредитов было всего на 14,0 млрд. долларов США (без учета долга СССР), то уже к 1998 году задолженность превысила размер валового продукта и составила 146,4% ВВП. В абсолютных цифрах – 188,534 млрд. долларов (на конец года).

Это был пик задолженности. Страна стала слезать с кредитной иглы, что позволило уменьшить к началу 2000 года внешний госдолг до 146 млрд. долларов. Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. На международном кредитном рынке со стороны РФ появились новые игроки: Центральный банк, коммерческие банки, субъекты корпоративного сектора экономики. В результате совокупный внешний долг стал стремительно расти при одновременном падении задолженности Правительства.

Статистика внешнего долга России по годам приведена на графике.

Что позволяет Америке иметь такие большие долговые обязательства?

При появлении в Америке дефицита бюджета власти сразу же пытаются перекрыть его за счет займов. Безусловно, дыру можно было заполнить благодаря снижению расходов на медицину. Кроме того, образования, повышению налогов. Но правительство не хочет гневить народ.

Встает вопрос: что позволяет Штатам набирать такие долги? Вашингтон не боится брать займы в долларах. Так как для него это приоритетная валюта, над которой установлен полный контроль.

Если не сумели вовремя выплатить, то включают станок и получают нужную сумму. Но американские власти этого не делают, чтобы исключить крах экономики и дефолт.

Дефолт может произойти и тогда, когда Америка не сможет выплачивать проценты по задолженностям. Но это случится, если никто из стран больше не даст взаймы, что полностью исключается.

Однако, что может угрожать США – это пропорции государственного долга к ВВП. Этот показатель равен 104%, что считается нормой. Государству достаточно немного пополнить рынок новой продукцией, и дефицит восполнится.

Но стоит осознавать, что средства, занимаемые Штатами у других стран, не идут в карманы чиновников. Более того, они умно инвестируются в разнообразные сферы жизни. Государство создает новые рабочие места, образуются инновационные производства.

Пока Вашингтон в состоянии выплачивать долг, серьезных проблем не возникнет. Кроме того, уязвимость заключается в увеличении процента займов по отношению к ВВП.

Бомба замедленного действия или обычное дело?

В мире сложных финансовых перипетий ничего не бывает однозначно. Внешний долг США стал ареной для столкновения двух диаметральных позиций: одни утверждают, что никакой опасности он в себе не несет, другие же видят в нем едва ли причину для тотального коллапса в стране. Попробуем разобраться объективно.

Чем больше денег задолжала страна – тем больше она должна возвращать. Используя это нехитрое правило несложно предугадать, что с ростом выплат по долгам, придется либо урезать социальные выплаты, либо повышать налоги.

Читайте также:  Льготы ветеранам труда в костромской области в 2021 году

На следующие 20 лет приходится выход на пенсию поколения беби-бума, а потому гарантировать стабильные пенсии и пособия всем гражданам в том объеме, в котором Америка осуществляет их сейчас, страна просто не сможет.

В долгосрочной перспективе это чревато различными неблагоприятными мерами для населения: повышением налогов или пенсионного возраста, отменой пенсий для людей, которые имеют высокий доход, а также рядом других действий.

И хотя внешний долг США продолжает неуклонно расти, правительство старается принимать меры для снижения темпов этого роста.

Чтобы полностью сократить эту негативную тенденцию, понадобится урезать государственные расходы США на 35%, что является фантастической цифрой, которая не может быть достигнута.

Для улучшения экономической ситуации используются различные методы: объединение, продление, реструктуризация долгов.

Внешний долг России – 2021

По темпам уменьшения внешнего долга Россия вышла на 1 место среди стран Европы, Африки и Ближнего Востока. Чуть больше, чем за 4 года России удалось снизить долг на 36%. В 2014 году задолженность составляла более 700 млрд долларов, а в 2019 году — 467 млрд долларов. Для сравнения, Венгрии на сокращение долга на 27% понадобилось 8 лет.

Россия активно снижала задолженность с 2014 года, но последний этап уменьшения охватил не только финансовый сектор. В первой половине 2019 года увеличились вливания в облигации федерального займа (ОФЗ). Это компенсировали выплатами государственных организаций, которые погашали обязательства перед другими странами.

Первое место по выплате долгов Россия заняла вынужденно. Это произошло в основном из-за закрытия рынков капитала. Занимать деньги теперь либо очень дорого, либо вообще невозможно. С одной стороны резкое сокращение внешней задолженности России усиливает давление на российский рубль, а с другой стороны влияние внешнего долга на рубль в целом заметно уменьшается.

Прогнозы UBS — в дальнейшем сокращение задолженности может вызвать отток капитала частного сектора. А это в свою очередь отрицательно скажется на курсе российского рубля.

20% ВВП — это не какая-то объективная граница, при пересечении которой нарушается долговая устойчивость, замечает замдиректора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. Категория безопасного уровня госдолга многомерна и очень условна: важны стоимость обслуживания, валютная структура и профиль погашения, какие держатели и другие факторы, добавляет он. «По большинству метрик долговой нагрузки Россия останется относительно далеко от уровней, которые обычно в мире начинают считать тревожными, даже после очень крупных заимствований 2020–2021 годов», — уверен Куликов.

В 2021–2023 годах прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 17,8 трлн руб. в 2020 году до 18,76 трлн руб. в 2021 году (+5,1% к 2020 году), 20,6 трлн руб. в 2022 году и 22,3 трлн руб. в 2023 году, говорится в проекте госбюджета.

Расходы федерального бюджета в 2021 году в номинальном выражении составят 21,5 трлн руб. после 22,56 трлн руб. в 2020 году. В 2022 году расходы вырастут до 21,9 трлн руб., в 2023 году — до 23,67 трлн руб. Однако в отношении к ВВП ожидается снижение бюджетных расходов с 21,1% ВВП в 2020 году до 18,6% ВВП к 2021 году и до 17,8% ВВП к 2023 году.

Несмотря на рост номинальных расходов, видна запланированная консолидация бюджета более чем на 2,5 п.п. ВВП в 2021 году, а ненефтегазовый дефицит планируется снизить почти до уровня 2019 года к 2022 году, отмечает Куликов. Это позволит в итоге вернуться к работе по бюджетному правилу с неизменными параметрами, заключает Куликов.

В 2020 году правительство временно смягчило бюджетное правило, которое в норме ограничивает расходы бюджета суммой базовых нефтегазовых доходов, ненефтегазовых доходов, процентных расходов и 0,5% ВВП. Ненефтегазовые доходы в этом году снизились относительно изначального закона о бюджете, и расходы по правилу должны были бы тоже сократиться. Но Минфин, наоборот, планирует нарастить их до 22,6 трлн руб. (оценка из проекта госбюджета) по сравнению с изначально заложенными 19,7 трлн руб., чтобы простимулировать затронутую пандемией экономику и поддержать доходы населения. Если будут использованы переходящие остатки 2019 года, общие расходы в 2020 году могут достичь 23,7 трлн руб., следует из бюджетной росписи Минфина.

Прежде чем составлять рейтинг стран мира по величине и размеру внешнего долга, следует рассмотреть само это понятие. Оно устанавливается в первую очередь на законодательном уровне. Так, в нашей стране работает Бюджетный кодекс, согласно которому внешний долг любой страны перед другими государствами понимается как финансовая кредитная задолженность в иностранной валюте.

Все же специалисты предлагают рассматривать, хороша или плоха экономическая ситуация в стране с учетом также величины ВВП, величины на душу населения расходов, которые нужны для обслуживания долга, а также отталкиваясь от объема экспорта.

Пока не выработана единая позиция на то, как государственный долг влияет на темпы экономического роста страны. Все же существует одна выделенная закономерность – чем больше он у страны, тем активнее растет ВВП. Это можно обосновать тем, что в разные сферы экономики привлекаются большие по объему средства. На этом фоне можно привести пример США, где госдолг на сегодняшний день более 22 трлн $. Но это не мешает стране активно развиваться.

Рассмотрим актуальные показатели внутреннего и внешнего долга страны за период с 1993 по 2020 год.

Под внутренним долгом понимаются финансовые обязательства, которые берет на себя государство по отношению к организациям или населению страны по причине того, что привлекает средства, которые необходимы, чтобы выполнять различные государственные заказы или программы. Внутренний долг России включает в себя:

  • Долговые обязательства РФ перед физическими лицами.
  • Обязательства перед юридическими лицами. Причем выражается в национальной валюте.

Выражаются обязательства в форме:

  • Государственных займов.
  • Кредитов.
  • Выпуска облигаций.
  • Долговых обязательств под гарантии правительства.

Что касается непосредственно внешнего долга России за период начиная с 1994 года по сегодняшний день, вот какие цифры можно привести в качестве статистических показателей:

  • 1994 год – 118 млрд $.
  • 1998 год – 182 млрд $.
  • 2000 год – 178 млрд $.
  • 2003 календарный период – 151 млрд $.
  • 2006 г. – 257 млрд $. Причемначиная годом ранее, он был как в иностранной валюте, так и в национальной.
  • 2009 г. – 479 млрд $.
  • 2012 г. – 538 млрд $.
  • 2014 г. – 728 млрд $.
  • 2017 г. – 511 млрд $.
  • 2019 г. – 481 млрд $.

Как видно, вплоть до 2014 года сумма существенно увеличивалась, но затем стала постепенно снижаться.

Внутренний и внешний госдолг России представляют собой следующую структуру. Внутренний делится на:

  • Гарантийные обязательства государства по ценным бумагам.
  • Кредиты для банков и других типов кредиторов.
  • Невыплаты компенсаций физ. и юр. лицам.

Все эти обязательства могут быть как рыночными, так и нерыночными. Внешний разделяется на:

  • По реализуемым и печатаемым ценным облигациям.
  • Займы от сторонних (не расположенных в государстве) кредиторов.
  • Гарантийные обязательства под внешние займы.
  • Долги по операционным обязательствам на внешнеторговом уровне.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *