Перераспределение земельных участков между собственниками

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перераспределение земельных участков между собственниками». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.

Когда возникает необходимость перераспределения земельных участков

Собственник земельного участка, может путем перераспределения земельных участков осуществить прирезку земельного участка за счет смежных земель и увеличить свою площадь.

Особенности перераспределения земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности

Следует обратиться к ст. 39.27 Земельного кодекса РФ.

Говоря о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности между собой, следует отметить новшества, установленные Федеральным законом от 2.08.2019 № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», после вступления в силу которого стало возможным перераспределение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданам, юридическим лицам или органам государственной власти и органам местного самоуправления, и земель и земельного участка, которые не предоставлены таким лицам, – в случае приведения в соответствие с утверждённым проектом межевания территории границ такого земельного участка.

К примеру, до вступления в силу закона № 283-ФЗ перераспределение земельного участка, предоставленного в аренду, с земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленным этому же лицу в аренду, было невозможным. Указанный барьер делал невозможным приведение границ арендованного земельного участка в соответствие с утверждённым проектом межевания территории для исключения недостатков его землепользования, в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.

Заключение

Мы рассмотрели основные моменты перераспределения земельных участков. Основным новшеством стало то, что после вступления в силу закона № 283-ФЗ такое перераспределение стало возможным, но при условии, что площадь арендованного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в результате этого перераспределения увеличится не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, также не может увеличиваться в результате перераспределения более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

С помощью СПС КонсультантПлюс вы сможете уверенно взаимодействовать с надзорными органами, органами государственной и муниципальной власти.

Вопрос

Что делать, если мне отказали в перераспределении земельного участка?

Ответ

Отказ заключить соглашение о перераспределении земельных участков можно обжаловать в суде (п. 1 ст. 64 ЗК РФ).

Госпошлина при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными определяется в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

Если такой отказ затрагивает права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то обжаловать его нужно в порядке гл. 24 АПК РФ. В противном случае обжалование проводится в порядке гл. 22 КАС РФ (ч. 6 ст. 218 КАС РФ).

Читайте также:  Старые доллары: как менять и влияет ли дата выпуска на курс

Документы для перераспределения земельных участков

Для того чтобы начать процедуру перераспределения земель, представьте в Росреестр такие документы:

  • гражданские паспорта заявителей, то есть участников соглашения о перераспределении;
  • письменное соглашение собственников смежных участков о перераспределении земельных участков;
  • заявление соответствующего образца в подразделение ЕГРН о перераспределении;
  • технические и кадастровые паспорта, другая техническая документация на земельные участки, которых касается процесс перераспределения;
  • правоустанавливающие документы на земельные участки, указанные в соглашении о перераспределении.

Могут потребоваться и другие документы по усмотрению работников Росреестра.

Отказ в перераспределении земельных участков

Соглашение о перераспределении земельных участков может быть не одобрено, а его участники получат отказ в следующих случаях:

  • в случае неполучения согласия на перераспределение земель одного из собственников земельного участка;
  • земельный участок, земли которого желает перераспределить заявитель, имеют государственную или муниципальную бронь;
  • на земельном участке, в отношении которого ставиться вопрос о перераспределении, имеются строения, которые принадлежат государству или органу местной власти;
  • земельный участок, земли которого желает перераспределить заявитель, относится к категории земель с ограниченным оборотом;
  • земельный участок, в котором заинтересован заявитель, подлежит передаче другим лицам в соответствии с приоритетным правом;
  • если в результате перераспределения будет превышен максимально допустимый размер вновь образуемого земельного участка.

После получения отказа, заявитель вправе вновь обратиться с подобным заявлением, если он устранит причины отказа в перераспределении земель.

Возможна ли прирезка одного и того же участка в несколько этапов

Допустим, есть смежный с находящимся в вашей собственности участком, государственный участок, который не стоит на кадастровом учете. Можно ли осуществить прирезку к государственному участку в пределах 10%, а далее повторить процедуру до полного «исчерпания» государственного земельного участка?

Лично я не вижу ничего в этом ничего противозаконного. Однако, решать этот вопрос лучше предметно на месте и с кадастровым инженером. Собственник ЗУ может любым не запрещенным законом способом определять судьбу данного земельного участка, а именно: увеличивать, уменьшать, делить, выделять, дарить, продавать и т.д. Единственное следует учитывать, чтобы формируемый участок не превышал допустимых пределов по площади (см. ПЗЗ Вашего муниципального образования), а также соответствовал виду его разрешенного использования.

Порядок перераспределения земельных участков

Порядок проведения работ по распределению земли регламентируется земельными и гражданскими нормами права. В правоотношениях всегда выступают две стороны — собственники земли. Среди них могут быть граждане, юр. лица, а также органы муниципалитета или соответствующего субъекта нашей страны.

Существует несколько общих оснований для осуществления такой процедуры.

  • Необходимость поменять границы территории. Такое мероприятие проводится по инициативе правообладателей двух соседних участков. Причиной служит необходимость изменения границ для комфортной эксплуатации участков, в том числе строительства с учетом всех технических требований.
  • Исправление «кривых» границ, когда кадастровый инженер при межевании некачественно провел геодезические работы. В результате границы между смежными участками имеют неровности, что затрудняет нормальное использование, например, установку забора. По закону такие участки не должны ставиться на кадастровый учет, так как специалисты Росреестра должны выносить отказ в учете. Но фактически таких участков существует множество.
  • Участие земли в федеральных или региональных программах по развитию или строительству. К таким программам можно отнести строительство железных дорог, магистралей, прокладку газовых или тепловых коммуникаций. По причине строгих требований к порядку проведения указанных работ, а также установленных нормативов к отступам от участков граждан, государству приходится договариваться с собственниками участков о смене границ.
  • Постановление суда, которое обязывает фактических землепользователей провести перераспределение по ряду оснований.
  • При разграничении территории между несколькими сособственниками участка. В таких случаях необходимо обеспечить каждому вновь образуемому участку свободный доступ, что невозможно без проведения процедуры перераспределения.
  • При необходимости использовать участок соседа для монтажа коммуникаций необязательно заключать соглашение о сервитуте. Можно навсегда переиграть границы двух участков.

Перераспределение земельных участков: сложности и особенности законодательства

Процедура перераспределения земли не требует больших затрат или специальных знаний со стороны владельцев участка. Вместе с тем рекомендуем ознакомиться с особенностями данной процедуры, которые существенно упростят проведение работ.

  • В ряде случаев простым решением становится установление сервитута. Поэтому грамотно оцените необходимость проведения перераспределения.
  • При нахождении земли в долевом владении на проведение указанных кадастровых мероприятий требуется согласие всех совладельцем.
  • Обязательно нужно получить явное согласие владельцев участка.
  • Позаботьтесь о том, чтобы не нарушались права других соседей. При установлении такого факта в дальнейшем все изменения могут быть отменены судом.
  • Старайтесь быстро собрать весь пакет документов, так как многие справки могут иметь определенный срок действия.
  • Договоритесь с соседом о том, кто будет оплачивать услуги специалистов кадастровой организации.
Читайте также:  Доплата к пенсии за инвалидность 3 группы

Порядок действий при перераспределении

Для начала собираем комплект документов. Чтобы выяснить, какие именно документы понадобятся для перераспределения земельных участков именно в вашем случае, следует обратиться в органы местной власти. Статья 39.29 Земельного кодекса гласит, что для перераспределения земельных участков нужно заключить соглашение между собственниками, в целях заключения которого подается заявление.

Заявление о перераспределении земельных участков

Заявление типовое, заполняется легко. Примерную форму можно найти на просторах интернета, однако лучше поинтересоваться в местных органах власти, какой бланк заявления принят в вашем муниципалитете, так как форма заявления не является общепринятой. Также заявление можно подать через госуслуги или по почте.

В заявлении обязательно должно быть указано:

  • ФИО, адрес, паспортные данные (для физ.лиц)
  • Наименование и реквизиты (для юр.лиц)
  • Кадастровые номера участков

Неотъемлемой частью заявления будет пакет документов, необходимых при перераспределении между земельными участками:

  • выписка из ЕГРН, либо копии документов о собственности или ином правообладании на землю
  • проект межевания территории
  • схема расположения земельного участка (если нет проекта межевания)
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (для юридических лиц).

Это не исчерпывающий список документов. При перераспределении земельных участков, находящихся, в частной собственности или в государственной собственности, могут понадобиться еще какие-нибудь уточняющие документы, все зависит от индивидуального случая.

Порядок перераспределения земельных участков

  1. Соглашение о перераспределении земли. Сначала владельцы участков готовят соглашение о выполнении распределения. Важно договориться между соседями о новых границах из земельных участков.
  2. Сбор необходимых документов. Схема участка, кадастровый паспорт, документы подтверждающие право собственности на участки, документация на постройки — вот лишь немного, что точно пригодится в процессе перераспределения.
  3. Заявление о перераспределении земельных участков, подается в Росреестр. Укажите в нем данные заявителя, его адрес, кадастровые номера земельных наделов.
  4. Межевание. Кадастровый инженер выезжает на место и выполняет все межевые работы, включая геосъемку и оформление межевого дела.
  5. Постановление о проведении перераспределения.
  6. Кадастровый учет. Земли с новыми границами ставятся на учет в Росреестр, участки получают индивидуальные номера, оформляются паспорта, формируется протокол образования новых земельных зон.
  7. Регистрация права собственности. В завершении процедуры, оформляется права собственности на участки для каждого владельца.

Требования к перераспределяемым земельным участкам

Земельный кодекс не содержит прямых требования к перераспределяемым земельным участкам. В статье 11.9 установлены требования к образуемым участкам. Однако, исходя из них уполномоченным на то органом производится оценка участков, границы которых просят перераспределить их собственники.

Перераспределить границы участков можно только тогда, когда они являются смежными. Участки должны быть зарегистрированы установленным образом.

Кроме того, участки должны находиться на территории одного и того же муниципального образования, должны принадлежать к одной и той же категории земель. Границы перераспределяемых участков не должны так же пересекать границ муниципального образования и населенного пункта.

Исходя из того, что существовавшие до перераспределения участки перестают существовать, право собственности их владельцев не должно быть обременено, за исключением сервитута. Под обременениями понимаются арест, иные обременения, которые будут препятствовать использованию новых участков в соответствии с ВРУ.

  • Если на участке имеются строения, перераспределение не должно препятствовать использованию их по назначению.
  • Если строений нет, перераспределение границ не должно препятствовать их возведению и эффективному (рациональному) использованию самих участков.
  • Если участок пересекает границы территориальной зоны, его границы так же не могут быть перераспределены.

Возможные причины отказа в перераспределении участков

Государственные органы могут не принять заявление и вынести письменный отказ в перераспределении на законных основаниях. Вот список самых распространенных причин для отказа:

  • Один из собственников, участвующий в сделке, не согласен c перераспределением.
  • Alt наделе, который планируется перераспределить, возведены здания, принадлежащие органу местной власти или государству.
  • B отношении участков установлены ограничения — арест или обременение.
  • Надел имеет муниципальную, государственную бронь или выставлен на аукцион.
  • Земельный участок, в котором заинтересован заявитель, подлежит передаче третьим лицам по приоритетному праву.
  • B результате процедуры будет превышен максимально допустимый размер участка, установленный местными органами власти (индивидуально для каждого региона).
  • Надел относится к категории земель c ограниченным оборотом.
  • Заявитель не предоставил полный пакет документов либо сведения в них неверны.
  • B результате процедуры будут изменены границы участков третьих лиц, которые не давали согласия на перераспределение.
  • Границы участков не соприкасаются друг c другом, наделы находятся в разных территориальных зонах или принадлежат разным категориям землепользования.
Читайте также:  Работа на высоте: новые правила и рекомендации

Сохранение обременений и прав третьих лиц при перераспределении

По общему правилу, при перераспределении земельных участков объект владения заинтересованного лица меняется, однако суть и объем его прав остаются прежними. Так, если физическому лицу подлежащий перераспределению участок был ранее предоставлен на законном основании в бессрочное пользование, за ним сохраняется это же право, но уже на другой участок, отличающийся от первоначального площадью и/или конфигурацией. Аналогичным образом сохраняется право безвозмездного пользования и право наследуемого владения.

Сервитут с целью доступа к воде, беспрепятственного проезда/прохода или установленный для прогона скота, сохраняется в рамках прежних границ своего действия.

Закон защищает также арендаторов земельных участков. При перераспределении наделов такие лица получают право заключить новый договора аренды на тех же условиях, без необходимости проведения торгов, конкурсов или аукционов

Порядок перераспределения земельных участков

Для проведения данной процедуры предусмотрен определенный порядок действий, зафиксированный в нормативных правовых актах.

Перераспределение проводится в несколько этапов:

  • Собственники земель оформляют письменное соглашение, включающее в себя все сведения, нужные для предстоящего мероприятия. Также проводится сбор документов;
  • Пишется ходатайство, которое в дальнейшем направляется в отделение Росреестра и в организацию, которая будет выполнять землеустроительные работы;
  • Орган гос. власти, имеющий соответствующие полномочия, принимает решение по возникшему по поводу перераспределения земель вопросу;
  • Кадастровый инженер выполняет все необходимые работы по межеванию территории: производит геодезическую съемку и оформляет результаты в виде межевого дела, согласующегося с общим планом кадастра;
  • Полученные в ходе перераспределения участки проходят процедуру регистрации в Росреестре. Это означает, что созданным владениям присваивается собственный номер кадастра, площади заносятся в ГКН, оформляется протокол, где указывается факт образования новых землевладений, их собственникам выдается кадастровый паспорт;
  • В последнюю очередь производится оформления участков земель в собственность каждого из граждан, принимающих участие в данной процедуре.

В различных этапах перераспределения принимают участие собственники владений, работники геодезических организаций и должностные лица, работающие в Росреестре. Данная процедура, как и другие подобные мероприятия по образованию новых владений, занимает некоторое количество времени – примерно 2 месяца.

Заявление о перераспределении земельных участков

Ходатайство является документом, который выступает основой проведения запланированной процедуры. Оно заполняется по соответствующему образцу, который можно получить в органах власти.

Заявление содержит в себе следующую информацию:

  • Название органа власти, уполномоченного принимать решения по данным вопросам, куда подается прошение и прилагаемые к нему бумаги;
  • Информация о гражданине, подавшем запрос, и об основаниях, которые дают ему право принимать решения по поводу проведения запланированного мероприятие – о праве собственности;
  • Сведения о землевладении, участвующем в перераспределении;
  • Основания, по которым возникла необходимость в проведении перераспределения. При необходимости нужно также предоставить расшифровку причин;
  • Перечень бумаг, подаваемых вместе с прошением (документы кадастрового учета, свидетельства, на основании которых владелец обладает правом собственности, бумаги, которые помогут удостовериться в необходимости проведения подобной процедуры);
  • Подпись лица, оставившего ходатайство и дата его написания. Если подача документа производится доверенным лицом владельца, то он обязан предоставить данные документа, подтверждающий его полномочия в решении подобных вопросов, которыми наделил его собственник.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *