Учёт доходов от возмещения коммунальных услуг в бюджетном учреждении

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учёт доходов от возмещения коммунальных услуг в бюджетном учреждении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Формальное освобождение управляющих компаний и других подобных исполнителей от уплаты налога при выполнении коммунальных услуг и общедомовых работ в многоквартирном доме, не предоставляет им права исключать суммы этого налога из платежных квитанций на оплату для населения. Поэтому получается нестыковка: в законе указывается, что оказание услуг освобождено от НДС, а на практике их облагают налогом. В конечном счете потребитель оплачивает их вместе с данным федеральным налогом, что подтверждается платежными документами с соответствующей графой.

Важно! Норма закона по освобождению деятельности по оказанию коммунальных услуг от обложения налогом, позиционируется законодателями как льгота для компаний, их оказывающих. Однако на практике никаких экономических выгод предпринимателям она не несет, а их услуги жителям в общеустановленном порядке облагаются НДС, что повышает их стоимость и невыгодно как для предпринимателей, так и для потребителей.

Проблема состоит в том, что согласно законодательным нормам, регулирующим условия и порядок осуществления коммунальных услуг и их оплаты, исполнителями этой работы называются УО, товарищества собственников недвижимости, жилищные кооперативы. На практике же они сами непосредственно их не оказывают, однако в нормативных актах названы исполнителями.

Рост коммунальных тарифов в некоторых субъектах СЗФО и без грядущих законодательных изменений можно назвать очень сущест-венным. К примеру, в Великом Новгороде с 1 июля тепловая энергия подорожала на 12,3 процента, горячая вода — на 11,2 процента, услуги водоснабжения и водоотведения — на 7-8 процентов. В распоряжении правительства РФ речь шла о максимально возможном повышении коммунальных тарифов в области в среднем на 5,5 процента. Но новгородские чиновники, соблюдя необходимые процедуры, перешагнули предельную планку.

— Власти региона утверждают, что повышение тарифов связано с реализацией инвестиционных программ в сфере водо- и теплоснабжения, — делится информацией председатель новгородской региональной общественной организации «Собрание коренных новгородцев», кандидат экономических наук Анна Черепанова. — Однако понять, насколько такое решение экономически обосновано, невозможно. Не проводился независимый аудит ни инвестиционных программ, которые сейчас приходится оплачивать населению, ни непосредственно новых тарифов. Хотя депутаты гордумы, которые отказывались голосовать за инициативу о повышении стоимости коммунальных ресурсов, настаивали на проведении независимого аудита. Если НДС в сфере ЖКХ все-таки повысят, новгородцы в любом случае будут платить за коммунальные ресурсы еще больше, чем сейчас. На каждые сто рублей, предусмотренных тарифом, гражданам будут начислять не 18, а 20 рублей. Кроме того, у властей появится дополнительное основание еще раз пересмотреть стоимость коммунальных услуг.

Строго говоря, действующие тарифы не устраивают практически всех поставщиков ресурсов. И чаще всего речь идет не о завышенных показателях, а о занижении планки. Но если, к примеру, водоканал Санкт-Петербурга дополнительная налоговая нагрузка заставит сократить расходы на развитие, другие коммунальные предприятия повышение НДС может отправить за грань рентабельности, отмечают эксперты.

— Поэтому я согласен с необходимостью применения дифференцированного подхода, — подчеркивает Вадим Чекалин. — Поставщиков коммунальных услуг, тарифы которых регулируются государ-ством, вообще не должно, на мой взгляд, затронуть повышение НДС. Что касается нерегулируемых услуг, таких как Интернет, связь, телевидение и так далее, здесь требуется более обстоятельная дискуссия.

Формальное освобождение управляющих компаний и других подобных исполнителей от уплаты налога при выполнении коммунальных услуг и общедомовых работ в многоквартирном доме, не предоставляет им права исключать суммы этого налога из платежных квитанций на оплату для населения. Поэтому получается нестыковка: в законе указывается, что оказание услуг освобождено от НДС, а на практике их облагают налогом. В конечном счете потребитель оплачивает их вместе с данным федеральным налогом, что подтверждается платежными документами с соответствующей графой.

Важно! Норма закона по освобождению деятельности по оказанию коммунальных услуг от обложения налогом, позиционируется законодателями как льгота для компаний, их оказывающих. Однако на практике никаких экономических выгод предпринимателям она не несет, а их услуги жителям в общеустановленном порядке облагаются НДС, что повышает их стоимость и невыгодно как для предпринимателей, так и для потребителей.

Проблема состоит в том, что согласно законодательным нормам, регулирующим условия и порядок осуществления коммунальных услуг и их оплаты, исполнителями этой работы называются УО, товарищества собственников недвижимости, жилищные кооперативы. На практике же они сами непосредственно их не оказывают, однако в нормативных актах названы исполнителями.

Арбитражная практика до 03.05.2011

Между тем при разрешении конкретных споров некоторые арбитры вспоминали, что исполнители коммунальных услуг (и УК, и ТСЖ) не только оплачивают такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, но и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением помещений коммунальными услугами (последнее относится к ТСЖ согласно п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57). Следовательно, если регулирующий орган установил тариф без учета НДС, то он и должен применяться в расчетах между исполнителем и РСО (Определение ВАС РФ от 29.04.2009 N 1879/09). Еще один пример — Постановление ФАС ВСО от 01.06.2010 N А33-5602/2009: установив, что в рассматриваемой ситуации ТСЖ не осуществляет реализацию ресурса и коммунальных услуг, а лишь выступает посредником при осуществлении расчетов, занимаясь сбором соответствующих денежных сумм с собственников жилья и их перечислением в полном размере на счета ресурсоснабжающих организаций, учитывая статус товарищества, определенный ч. 1 ст. 135 ЖК РФ, а также то, что применение тарифов с НДС противоречит абз. 2 п. 15 прежних Правил предоставления коммунальных услуг, апелляционный суд обоснованно пришел к выводу о неправомерности включения НДС в стоимость ресурса.

Впрочем, большинство споров о взыскании в пользу РСО сумм НДС в составе задолженности за поставленные в МКД коммунальные ресурсы разрешалось в пользу РСО. Если утвержденный для РСО тариф не включал НДС, то РСО была вправе предъявить его дополнительно к уплате ТСЖ и УК (Постановления ФАС ВСО от 25.01.2011 N А74-1408/2010, ФАС ЗСО от 30.04.2010 N А27-18642/2009, ФАС МО от 08.12.2010 N КГ-А41/14405-10, ФАС ПО от 01.11.2010 N А72-2439/2009, ФАС УО от 14.12.2010 N Ф09-9959/10-С5). Ссылки ТСЖ на Постановление Пленума ВАС РФ N 57 суды не принимали, поскольку последнее распространяется на порядок исполнения налоговых обязательств ТСЖ, а не на отношения ТСЖ и РСО. Известны случаи, когда ТСЖ возражало против перечисления НДС в составе цены даже в том случае, если тариф был установлен с учетом налога, но вполне ожидаемо терпело поражение в суде (Постановление ФАС СЗО от 21.02.2011 N А05-8402/2010).

Постановление Президиума ВАС РФ N 12552/10

Такая практика складывалась вплоть до опубликования 03.05.2011 Постановления Президиума ВАС РФ от 22.02.2011 N 12552/10 (далее — Постановление N 12552/10). Водоканал пытался взыскать с ТСЖ задолженность по договору, рассчитанную исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС. При этом ключевой момент состоял в том, что тариф для РСО был единым без учета НДС, для населения тариф отдельно не устанавливался. Суды апелляционной и кассационной инстанций посчитали, что при определении стоимости потребленной воды и сброшенных сточных вод следует руководствоваться тарифом, установленным для РСО органом местного самоуправления, без учета НДС, поскольку ТСЖ не осуществляет реализацию ресурса и коммунальных услуг, а лишь выступает в роли посредника при проведении расчетов, занимаясь сбором денежных средств с собственников жилья и их перечислением в полном размере на счета РСО.

Арбитражная практика после 24.11.2011

Новая правовая позиция ВАС РФ идет вразрез с прежней, но вовсе не делает ее недействительной и незаконной. Поэтому следует обратить особое внимание на порядок практического применения выводов из Постановления N 72.

Оно было опубликовано на сайте ВАС РФ 24.11.2011. Значит, правовая позиция ВАС РФ по рассматриваемому вопросу считается определенной с этой даты. Поскольку в Постановлении N 72 отсутствует оговорка о возможности пересмотра вступивших в законную силу судебных актов, принятых на основе иного толкования норм закона, и оно принято после 28.07.2011, Постановление N 72 не может быть причиной для пересмотра дел по новым обстоятельствам. Некоторые РСО, воодушевленные изменением мнения ВАС РФ, к своему сожалению, получали подтверждение этого факта уже в суде (см., например, Постановления ФАС СЗО от 09.04.2012 N А05-615/2011, ФАС УО от 17.04.2012 N Ф09-1977/11).

Таким образом, если рассмотрение дела завершилось до 24.11.2011 и результат был предопределен подходом, изложенным в Постановлении N 12552/10, оснований для пересмотра дела нет (Определения ВАС РФ от 31.07.2012 N ВАС-9641/12, от 10.04.2012 N ВАС-855/12, от 15.03.2012 N ВАС-829/12).

Поставка коммунальных услуг производится исполнителем, в качестве которого законодательством названы управляющая компания, либо ТСЖ, либо жилищный кооператив.

В соответствии с законом, исполнитель обязан заключить договоры по доставке с потребителями, собственниками квартир, в обязательства которых входит своевременная оплата предоставляемых услуг. Для того, чтобы выполнить обязанности перед потребителями, исполнитель должен подписать соглашения о закупке необходимых ресурсов (электроэнергии, газа, воды и т.д.) с организациями коммунального комплекса, ресурсоснабжающими предприятиями.

Важно! У данных поставщиков исполнитель приобретает необходимые ресурсы и обеспечивает их поставку потребителям, выполняя таким образом свои договорные функции по исполнению услуг.

Стоимость коммунальных услуг включена в арендную плату.

При таком способе арендная плата в договоре аренды указана уже с учетом коммунальных платежей. Причем возможны два варианта расчета стоимости аренды.

Читайте также:  Приставы рассказали, как должникам защитить прожиточный минимум

Первый вариант:

Ежемесячная сумма арендных платежей является фиксированной (не меняется в течение срока действия договора аренды). Данный вариант наиболее простой, но у него есть определенные недостатки. Ведь в этом случае не учитывается изменение количества израсходованной энергии. Вместе с тем потребление энергоресурсов зависит от сезонности и загрузки оборудования. Например, в холодный период возрастает использование теплоносителей. При укороченном световом дне увеличивается стоимость потребленной электроэнергии. Кроме того, при фиксированных суммах не учитывается загрузка оборудования. Поэтому при данном варианте трудно заранее установить величину «коммуналки» на таком уровне, чтобы она устроила обе стороны договора аренды: для арендатора не была запредельно велика, а арендодателя не вводила в убытки. По этой же причине у налоговых органов могут возникнуть претензии в экономической оправданности подобного расчета стоимости арендной платы.

Значит, предпочтительнее — Второй вариант:

Когда арендная плата за помещения состоит из двух частей:

  • постоянной
  • переменной

Постоянная часть является фиксированной и представляет собой плату за пользование арендуемыми площадями.

Переменная часть складывается из стоимости электроэнергии, водоснабжения, иных коммунальных и аналогичных услуг, фактически потребленных арендатором, и рассчитывается исходя из тарифов снабжающих организаций.

Тогда в договоре аренды необходимо прописать порядок расчета переменной составляющей арендной платы:

  • либо по данным показателей приборов учета (если это возможно)
  • либо расчетным путем (например, пропорционально арендуемой площади)

ООО «Сфинкс» арендует часть здания у ООО «Фараон». Сумма арендной платы составляет 23 600 руб. ежемесячно (в том числе НДС 3600 руб.). В договоре аренды прописано, что ООО «Сфинкс» обязано ежемесячно компенсировать арендодателю расходы на коммунальные платежи, сумма возмещения взимается без выделения налога на добавленную стоимость. Кроме того, закреплена обязанность арендодателя перевыставлять арендатору счета, полученные от снабжающих организаций, пропорционально потребленным им коммунальным услугам. Сумму подлежащих компенсации расходов арендодатель указывает в акте без НДС, счета-фактуры также не выставляет.

В мае 2011 года общая стоимость коммунальных услуг по зданию составила 8260 руб. (включая НДС 1260 руб.), из них услуги на сумму 3540 руб. потреблены арендодателем, а на сумму 4720 руб. — арендатором.

По итогам мая 2011 года ООО «Фараон» передало арендатору следующие документы:

  • акт сдачи-приемки услуг, в котором отражены две позиции: «Услуги по предоставлению имущества в аренду в мае 2011 года — 23 600 руб., в том числе НДС 3600 руб.» и «Компенсация потребленных коммунальных услуг за май 2011 года — 4720 руб., НДС не облагается», к акту прилагаются расчет распределения коммунальных платежей и копии документов снабжающих организаций
  • счет-фактуру на услуги по предоставлению имущества в аренду в мае 2011 года на общую сумму 23 600 руб. (с выделением НДС 3600 руб.)

Формальное освобождение управляющих компаний и других подобных исполнителей от уплаты налога при выполнении коммунальных услуг и общедомовых работ в многоквартирном доме, не предоставляет им права исключать суммы этого налога из платежных квитанций на оплату для населения. Поэтому получается нестыковка: в законе указывается, что оказание услуг освобождено от НДС, а на практике их облагают налогом. В конечном счете потребитель оплачивает их вместе с данным федеральным налогом, что подтверждается платежными документами с соответствующей графой.

Важно! Норма закона по освобождению деятельности по оказанию коммунальных услуг от обложения налогом, позиционируется законодателями как льгота для компаний, их оказывающих. Однако на практике никаких экономических выгод предпринимателям она не несет, а их услуги жителям в общеустановленном порядке облагаются НДС, что повышает их стоимость и невыгодно как для предпринимателей, так и для потребителей.

Проблема состоит в том, что согласно законодательным нормам, регулирующим условия и порядок осуществления коммунальных услуг и их оплаты, исполнителями этой работы называются УО, товарищества собственников недвижимости, жилищные кооперативы. На практике же они сами непосредственно их не оказывают, однако в нормативных актах названы исполнителями.

Оплата коммунальных через интернет банк

Заполняю квитанцию на оплату коммунальных услуг через интернет-клиент банк. Не пойму — надо указывать платеж с НДС (18%) или за коммунальные услуги НДС не платится.

НДС на коммунальные услуги не платится

НДС не платится. В соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

Олег Борисович, этот показатель зависит от того на какой системе налогообложения находится Ваш поставщик коммунальных услуг: на общей системе налогообложения или на упрощенной. Обычно, НДС если предусмотрен в соответствии с законом, уже включен в тариф. Поэтому на Вашем месте я бы не делал никаких выделений. Удачи Вам! В случае возникновения вопросов, обращайтесь.

Читайте также:  Универсальное пособие с 1 января 2023 года

Уважаемый Олег Борисович !

Коммунальные услуги оплачиваются на основании квитанций, которые предоставляют ежемесячно собственникам помещений в Многоквартирных жилых домах Управляющие компании, ТСЖ, ЖСК или поставщики конкретных видов коммунальных услуг. В квитанциях таких уже указана сумма оплаты за поставку данной коммунальной услуги.

Вот эту сумму и следует указывать в квитанцию на оплату коммунальных услуг через интернет-клиент банк.

НДС чаще всего закладывается в тарифы за коммунальные услуги. Зная тариф, зная объем поставленной коммунальной услуги, легко определить сумму оплаты за конкретный месяц.

Управление многоквартирными домами: налогообложение в ЖКХ

В частности, достаточно часто люди стараются понять, облагаются ли коммунальные платежи НДС или нет.

НДС представляет собой один из налогов, которые имеют достаточно больше влияние на формирование бюджета нашего государства. При этом суть налога на добавленную стоимость всецело отражена в его названии, то есть человек оплачивает определенный процент с той цены, которая была добавлена продавцом поверх себестоимости продукции.

На практике сумма данной выплаты составляет произведение установленной действующим законодательством ставки на разность, полученную между выручкой, которую продавец приобрел после реализации своей продукции, а также той суммой затрат, которая потребовалась для производства этого товара.

Перевыставление возмещаемых затрат: как не потерять вычеты по НДС у конечных покупателей

При этом в книгах покупок и продаж материнская компания не отражает указанные счета-фактуры и не принимает к вычету и не начисляет в бюджет НДС, а дочерние компании такие счета-фактуры отражают в книге покупок и принимают НДС к вычету. Начиная с 1 квартала 2015 г. налоговые органы проводят глобальную электронную сверку всех счетов-фактур и всех контр­агентов.

В случае обнаружения расхождений сторонам будет направлено требование об уточнении, а покупатели могут лишиться вычета по НДС. Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС (далее — Правила заполнения счета-фактуры), утвержденными (далее — постановление № 1137), предусмотрен порядок выставления счетов-фактур в рамках посреднических договоров (комиссии, агентирования).

Согласно данному порядку в случае приобретения товаров (работ, услуг) от своего имени комиссионер (агент) при выставлении счетов-фактур комитенту (принципалу) отражает в них показатели счетов-фактур, которые ему выставили продавцы этих товаров (работ, услуг) (подп.

НДС при перевыставлении коммунальных платежей арендатору

Поскольку организация не осуществляет реализацию коммунальных услуг арендатору, то, по нашему мнению, выставлять счета-фактуры по указанным услугам не следует.

На это неоднократно указывали контролирующие органы, а также отдельные судебные инстанции (см., например, письма Минфина России от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51, от 24.03.2007 N 03-07-15/39, УФНС России по г.

Москве от 16.07.2007 N 19-11/067415, постановление ФАС Поволжского округа от 04.03.2008 N А65-8421/2007-СА1-37). В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.10.2008 N А19-5353/08-50-Ф02-5196/08 судьи пришли к выводу, что возмещение расходов арендодателя по уплате коммунальных платежей реализацией не признается.

При этом суммы возмещения по оплате коммунальных платежей, полученные от арендаторов, не являются доходом арендодателя, поскольку в данном случае не осуществляется перепродажа этих услуг арендаторам, а компенсируются затраты арендодателя по оплате коммунальных услуг.

Перевыставление коммунальных платежей арендатору: бухучет и налоги

Однако закон не регламентирует способы обеспечения арендатора коммунальными услугами и услугами связи.

В связи с чем в силу принципа свободы договора (ст.

421 ГК РФ) стороны вправе самостоятельно определить способ реализации обязанности арендатора по оплате коммунальных услуг и услуг связи. Предоставляемое в аренду офисное помещение на практике, как правило, оснащено средствами связи (телефон, Интернет), которыми имеет возможность пользоваться арендатор.

При этом часто в договор аренды (как и в рассматриваемой ситуации) включается обязанность арендатора возмещать арендодателю понесенные последним расходы на коммунальные услуги и услуги связи по отдельному счету (то есть сверх арендной платы). Прибыль организации, являющаяся объектом налогообложения, определяется налогоплательщиком исходя из полученных доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов (ст. 247 НК РФ)

Самые популярные тарифы

Тарифы на электроэнергию для промышленных предприятий, тарифы на тепло для промышленных предприятий, тарифы на газ для промышленных предприятий, тарифы на водоснабжение промышленных предприятий, тарифы на утилизацию отходов промышленных предприятий — быстрые ссылки на единые сводные таблицы по тарифам для промышленных предприятий 2022 года.

Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Киев, Астана, Минск — быстрые ссылки на единые сводные таблицы по тарифам для промышленных предприятий 2022 года.

Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Киев, Астана, Минск — быстрые ссылки на единые сводные таблицы по тарифам для граждан (физических лиц) 2022 года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *