Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как согласовать вывеску в 2022 году самостоятельно?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вывеска на фасаде — это мощный рекламный инструмент. А если вывеска сделана и продумана в соответствии со всеми психологическими и мотивационными потребностями клиента, то ее эффективность может подняться в 2-3 раза.
Документы для согласования вывески
Первым делом предпринимателю необходимо получить разрешение на размещение вывески у местных органов власти: администрации города, городского округа, поселка, района. Какие документы необходимо принести в администрацию:
- Свидетельство о регистрации предпринимателя.
- Макет вывески.
- Документы, подтверждающие право собственности на объект, где будет установлена вывеска (копия свидетельства о праве владения).
- Договор об аренде с собственником недвижимости, где будет установлена вывеска.
- Заявление на имя руководителя администрации.
- Копия паспорта.
- Копия основного государственного регистрационного номера (ОГРН).
- ИНН.
- Копия правоустанавливающего документа на товарный знак.
- Оплаченная государственная пошлина.
Это перечень документов, необходимых для сбора. В разных регионах органы власти могут потребовать дополнительные документы. Данную информацию стоит уточнять у администрации или контролирующих органов. Все документы разрешается подавать в виде копий.
По закону одобрение или отказ в согласовании может быть оглашен не позже, чем через два месяца после подачи заявления. Приблизительно данный процесс занимает от 2 до 4 недель.
После сбора документации и прохождения всех этапов согласования никто не дает гарантии, что разрешение будет дано. Если в администрации не согласуют дизайн вывески, то придется создавать новый макет, учитывающий предписания администрации, и подавать заявление повторно.
Чем отличаются наружная реклама и вывеска?
Если ваша вывеска, расположенная при входе в магазин или организацию сферы услуг, содержит только наименование, режим работы и адрес, то рекламой она не является, и согласовывать ее размещение нет необходимости. Не требует согласования и мобильная вывеска, в виде переносного штендера, который каждое утро выносят на улицу, а вечером заносят обратно. Размещение вывесок происходит на основании статьи 9 закона «О защите прав потребителей».
Роль вывески – только донести до неопределенного круга лиц информацию о фактическом местонахождении объекта и/или обозначить место входа в занимаемое им помещение. Исходя из этого, вывеска не может содержать никаких указаний на цены, виды товаров и услуг, предложений, акций и тому подобное.
Что касается любой наружной рекламы, то ее размещение регулирует закон № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» и нормативно-правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (статья 3 закона «О рекламе»).
Наружная реклама, так же, как и вывеска, будет содержать наименование объекта, но кроме этого, будет привлекать к нему посетителей. Сложность заключается в том, что закон не разграничивает четко понятие вывески и наружной рекламы, в результате чего сформировалась противоречивая судебная практика. Одна и та же конструкция может быть признана одним судом вывеской, а другим – рекламой, со всеми вытекающими последствиями (ниже мы рассмотрим ответственность за нарушение законодательства о рекламе).
Ясность в этот вопрос попыталась внести Федеральная антимонопольная служба (в письмах от 16 марта 2006 г. N АК/3512 и от 31 мая 2010 г. N АК/16754). ФАС считает, что если «целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама».
В качестве примера приведено размещение крышной установки на многоэтажном здании, где только одну из комнат арендовало игорное заведение. ФАС пришел к выводу, что этот способ размещения информации о заведении является рекламой, т.к. он не указывает явно на место нахождения объекта (конкретная комната).
В то же время, если организация занимает весь многоэтажный дом, то размещение крышной установки с информацией о ее наименовании не может рассматриваться как реклама, т.к. эта информация направлена на информирование о месте нахождения данного объекта.
Относительно вида вывески есть только один документ, вносящий некоторую ясность — информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37. В нем приводится понятие «уличной вывески (таблички)».
Таким образом, безопасным будет только размещение информации о магазине или организации сферы услуг на табличке при входе в объект, с указанием наименования, адреса и графика работы. Расположение остальных конструкций может оспариваться местными властями или собственником недвижимости, как рекламных.
При размещении в городе Москве информационных конструкций (вывесок) запрещается:
- нарушение геометрических параметров (размеров) вывесок;
- вертикальный порядок расположения букв на информационном поле вывески;
- размещение вывесок выше линии перекрытий между первым и вторым этажами, включая крыши;
- размещение вывесок на козырьках зданий;
- полное перекрытие (закрытие) оконных и дверных проемов, а также витражей и витрин;
- размещение вывесок в границах жилых помещений, в том числе на глухих торцах фасада;
- размещение вывесок на кровлях, кровлях лоджий и балконов и (или) на лоджиях и балконах;
- размещение вывесок на архитектурных деталях фасадов объектов (в том числе на колоннах, пилястрах, орнаментах, лепнине);
- перекрытие (закрытие) указателей наименований улиц и номеров домов;
- размещение настенных вывесок одна над другой;
- размещение консольных вывесок на расстоянии менее 10 м друг от друга, а также одной консольной вывески над другой;
- размещение вывесок с помощью демонстрации постеров на динамических системах смены изображений (роллерные системы, призматроны и др.) или с помощью изображения, демонстрируемого на электронных носителях (экраны (телевизоры), бегущая строка и т.д.)
- окраска и покрытие декоративными пленками поверхности остекления витрин;
- замена остекления витрин световыми коробами;
- устройство в витрине конструкций электронных носителей-экранов (телевизоров) на всю высоту и (или) длину остекления витрины;
- размещение вывесок с использованием картона, ткани, баннерной ткани;
- размещение вывесок с использованием неоновых светильников, мигающих (мерцающих) элементов.
- размещение вывесок на расстоянии ближе чем 1 м от мемориальных досок;
- Размещение вывесок на ограждающих конструкциях (заборах, шлагбаумах, ограждениях, перилах и т.д.)
- Размещение вывесок в виде отдельно стоящих сборно-разборных конструкций — штендеров.
Какие товары начнут маркировать в 2023 году
Итак, рассмотрим, какие товарные группы подлежат маркировке в 2023 году. Они представлены в таблице.
Категория товара | Срок запуска обязательной маркировки в 2023 году | Нормативный документ |
---|---|---|
Велосипеды и велосипедные рамы | 1 марта | Распоряжение Правительства РФ № 792-р от 28.04.2018 |
Кресла-коляски (ручные, с двигателем, механическими устройствами для передвижения) | Эксперимент завершен, но точная дата обязательной маркировки пока неизвестна | Постановление Правительства РФ №1028 от 7.08.2019 (о проведении эксперимента) |
Маркировка легкой промышленности
Перечень обязательной маркировки легкой промышленности будет расширен. С 1 июня 2023 года начнется маркировка спортивных костюмов, пиджаков, брюк, блуз, рубашек, курток, пальто, плащей, ветровок и продукции из искусственного меха.
Данные изменения были подготовлены Минпромторгом. Основная причина ввода маркировки — огромный оборот нелегальной продукции лёгкой промышленности. Частая история, что в страну ввозят натуральный мех под видом искусственного.
Нововведения поддержали: Российский союз производителей одежды, Ассоциация компаний розничной торговли, Lamoda, «Спортмастер» и «Снежная королева».
Сейчас на законодательном уровне обязательной маркировке подлежат шубы и обувь.
Оборудование и программное обеспечение для работы с маркированными товарами. Оставьте заявку и получите выгодное предложение
Обязательная маркировка радиоэлектроники
Обязательная маркировка ряда радиоэлектроники в РФ будет введена не раньше сентября 2023 года, сюда входят: трансформаторы, различные виды ламп, фонари и пульты. Министерства начали эксперимент по маркировке отдельных видов радиоэлектронной продукции с 1 июля 2022 года. Соответствующий проект постановления правительства был размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Это поспособствует стандартизации подходов к контролю оборота ряда видов радиоэлектронной продукции, включая трансформаторы, различные виды ламп, фонари, пульты и др. Но напоминаем, что решения о введении обязательной маркировки будут приняты не ранее 31 августа 2023 года.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
ИСО 3864 Цвета и знаки безопасности
ISO/TR 7239 Разработка и принципы применения информационных условных знаков для населения
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
Какие указатели не являются рекламой и не требуют разрешения на установку?
Если конструкция размещена непосредственно в месте нахождения предприятия и предназначена для его идентификации потенциальными клиентами, такая конструкция не является рекламной, даже если она содержит коммерческие обозначения, не совпадающие с наименованием предприятия. Получать разрешение на установку таких конструкций не нужно.
Реклама – это информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и продвижение на рынке. Конструкции (вывески, щиты, флаги, растяжки и т.д.), содержащие рекламу, являются рекламными конструкциями.
Установка и эксплуатация рекламных конструкций возможна только при наличии соответствующего разрешения органа местного самоуправления. Если рекламная конструкция установлена без разрешения или срок ранее выданного разрешения на её установку истек, орган местного самоуправления вправе выдать предписание о демонтаже такой конструкции. Владелец рекламной конструкции обязан демонтировать ее в течение месяца со дня выдачи такого предписания.
Конструкция с указанием бренда далеко не всегда является рекламной и подлежит демонтажу, если она установлена без разрешения. К такому выводу пришел Арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 01.09.2020 № Ф10-2936/2020. Автодилер получил предписание демонтировать размещенные вдоль здания флаги и стелы, на которые были нанесены названия автомобильных брендов, имеющихся в продаже у дилера. Суд отменил это предписание, указав следующее. Спорные конструкции не являются рекламными, поскольку они расположены в месте размещения юридического лица, что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ. Указание в месте нахождения предприятия коммерческого обозначения, в том числе не совпадающего с наименованием организации, предназначено для идентификации организации для потребителей и не является рекламой.
Кроме того, суд отметил, что указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (аптека, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки) может быть признано обычаем делового оборота, а действие законодательства о рекламе на такие вывески не распространяется.
Место размещения конструкций.
В соответствии с п. 12 Правил на внешних поверхностях одного здания, строения, сооружения организация вправе установить не более одной информационной конструкции каждого из следующих типов:
-
настенная конструкция (конструкция вывесок располагается параллельно к поверхности фасадов объектов и (или) их конструктивных элементов непосредственно на плоскости фасада объекта);
-
консольная конструкция (конструкция вывесок располагается перпендикулярно к поверхности фасадов объектов и (или) их конструктивных элементов), в том числе табло обмена валют с технологией смены изображения с помощью электронных носителей;
-
витринная конструкция (конструкция вывесок располагается в витрине на внешней и (или) с внутренней стороны остекления витрины объектов).
Порядок взыскания штрафа
Отклонение от требований к установке информационной вывески может, кроме демонтажа, караться штрафом согласно муниципальному законодательству.
Еще несанкционированная реклама чревата наказанием в виде штрафа, регулируемого федеральным КоАП:
- Применяется ст. 14.37 кодекса об административных нарушениях. Подпадающие под эту статью случаи предусматривают штрафы.
- Руководителю ООО (ИП) грозит штраф 3 000 — 5 000 рублей.
- Генеральный директор штрафуется на сумму 10 000 — 50 000 рублей.
- Фирму (юридическое лицо), виновную в нарушениях наказывают штрафом. 50 000 — 1 000 000 рублей – сумма санкций.
Точка зрения судов на правомерность размещения конструкций
Информационную вывеску с рекламой очень легко перепутать. Судебная практика изобилует прецедентами, когда судьи принимали решения о том, не «рекламная» ли конструкция.
Суд может принимать очень разные решения по поводу правомерности помещения на конструкциях списка видов продаваемых товаров. Часть арбитров согласны с мнением чиновников ФАС о том, что данная ситуация представляет собой вариант перечисления видов деятельности и поэтому можно не считать рекламой информацию, сформулированную в такой форме.
Другая часть блюстителей закона придерживается мнения, что список продаваемых компанией товаров, помещенный на информационную конструкцию, должен считаться рекламой, поскольку такая конструкция служит для привлечения людей к конкретным услугам.
Четкую систему доказательств, на базе которой судьи в каждом конкретном случае принимают то или иное решение, выявить пока не удалось. Следует учитывать, что эксперты Федеральной антимонопольной службы придерживаются мнения, что перечисление на вывеске списка продаваемых товаров не стоит воспринимать как рекламу.
Юридические аспекты размещения вывески торговой организации
При размещении указанной конструкции необходимо учитывать, что Правилами предъявляются следующие требования к месту ее размещения:
-
расстояние от уровня земли (пола входной группы) до верхнего края информационной конструкции (вывески) не должно превышать 2 м (п. 29 Правил);
-
вывеска размещается на единой горизонтальной оси с иными аналогичными информационными конструкциями в пределах плоскости фасада (п. 29 Правил).
Законодательные требования, предъявляемые к месту размещения и размерам консольных конструкций, размещаемых на объектах, построенных до 1952 г., приводятся в табл. 1.
Таблица 1
№ |
Параметры |
Нормативы, м |
Нормативное обоснование |
1 |
Расстояние от уровня земли до нижнего края консольной конструкции |
Не менее 2,50 |
П. 19.1 Правил |
2 |
Расстояние от консольной конструкции до плоскости фасада |
Не более чем 0,20 |
П. 19.2 Правил |
3 |
Крайняя точка лицевой стороны от плоскости фасада |
Не более чем 1 |
П. 19.2 Правил |
4 |
Высота конструкции |
0,5 |
П. 19.3 Правил |
5 |
Ширина конструкции |
0,5 |
П. 19.3 Правил |
Требования к конструкциям такого типа приводятся в табл. 2.
Добровольная отчетность организаций. Расчет косвенных выбросов ПГ
Стоит отметить, что расчет парниковых газов по методическим указаниям приказа Минприроды РФ от 30.06.2015 № 300 содержит лишь информацию о прямых выбросах ПГ компании. Иными словами, сюда включены лишь выбросы ПГ от собственных источников организации.
Фактический объем выбросов организации оказывается на деле гораздо больше: кроме прямых выбросов у компании есть и косвенные, связанные со стадиями создания продукции и цепочками поставок.
Для обозначения диапазона процессов, которые вошли в оценку и расчет выбросов парниковых газов, используют понятие охват (scope).
- Прямые выбросы ПГ (Scope 1) — выбросы ПГ от собственных источников организации (т.е. от источников, которые принадлежат или контролируются организацией)
- Косвенные энергетические выбросы ПГ (Scope 2) — выбросы ПГ, связанные с потреблением организацией энергии из внешних источников;
- Прочие косвенные выбросы ПГ (Scope 3) — все остальные выбросы ПГ, которые так или иначе связаны с осуществлением организацией хозяйственной и иной деятельности.
Какие новые документы нужно разработать для работы с ПТЭЭП-2023
➤ Подготовьте проекты приказов по ответственном. Уже сейчас вы должны разработать проекты приказов, в которых будут определены лица:
- имеющие право выполнения переключений в электроустановках, ведения оперативных переговоров;
- имеющие право подачи и согласования диспетчерских и оперативных заявок на изменение технологического режима работы или эксплуатационного состояния ЛЭП, оборудования и устройств в составе электроустановок;
- имеющие право единоличного осмотра электроустановок;
- имеющие право отдавать распоряжения, выдавать наряды-допуски, выдавать разрешения на подготовку рабочего места и допуск к производству работ в электроустановках, выполнять обязанности допускающего, ответственного руководителя работ, производителя работ, наблюдающего.
- допущенные к проверке подземных сооружений на загазованность (при наличии у потребителя таких сооружений);
- имеющие право производства специальных работ в электроустановках (при определенной потребителем необходимости выполнения таких работ).
Приказы необходимо издать 9 января, ознакомить с ними работников, а также заранее разработать должностные инструкции и определить, в каких случаях ответственного руководителя работ «прикрывает» его заместитель. Вы можете использовать в приказе такую формулировку: «на время нетрудоспособности, командировки, отгула и т.п.». Образцы пяти самых главных приказов, которые вы должны датировать 9 января, скачайте в конце статьи.
Лайфхак от эксперта. Назначайте несколько ответственных, чтобы был резерв. Был известен случай, когда в результате новогоднего корпоратива в филиале на Крайнем Севере из строя были выведены и производитель работ, и ответственный руководитель работ, и выдающий наряд, и, как назло, под Новый год, произошла крупная авария, при которой требуется выдача наряда-допуска. Пришлось назначать таких лиц из головной организации в Москве. Так себе командировка.
➤ Подготовьте проект приказов в энергоснабжающую организацию. У компаний появилась новая обязанность по передаче сведений в энергоснабжающую организацию, пункт 12 ПТЭЭП. Форма предоставления сведений зависит от такой организации. Возможно, будет достаточно предъявить копию приказа о назначении и выписки из протокола проверки знаний правил работы в электроустановках. Ростехнадзор оказывает такую услугу. Сведения подаются ежегодно до 1 января и не позднее чем за 1 рабочий день до ввода в действие изменений в указанных списках.