Виды (формы) некоммерческих организаций

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды (формы) некоммерческих организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Помимо высшего и исполнительного органов управления в некоммерческих организациях могут также создаваться надзирающие и контролирующие органы: попечительский совет и контрольно-ревизионный орган (ревизионная комиссия). По закону обязательно создание попечительского совета в фондах, общественных фондах и контрольно-ревизионного органа во всех видах общественных объединений. В других некоммерческих организациях создание таких органов не обязательно, но, как правило, в большинстве учредительных документов предусматриваются периодические проверки финансовой деятельности организации специальным ревизионным органом, ревизором или аудитором, и зачастую учредители сами заинтересованы в создании попечительского совета.

Комментарий к ст. 123.7 ГК РФ

1. Поскольку общественная организация является корпорацией, ее участники обладают корпоративными правами, предусмотренными п. 1 ст. 65.2 ГК РФ. Порядок осуществления корпоративных прав определяется уставом организации. Помимо перечисленных корпоративных прав, члены общественной организации могут обладать и иными правами, например правом избирать и быть избранными в руководящие органы, правом контролировать деятельность руководящих органов (ст. 6 ФЗ «Об общественных объединениях»). Для отдельных видов общественных организаций законом могут быть предусмотрены и иные права, вытекающие из членства в таких организациях.

Члены общественной организации также вправе на равных началах с другими участниками (членами) организации безвозмездно пользоваться оказываемыми ею услугами. Конкретные виды услуг определяются в уставе общественной организации с учетом ее целей и задач, а также сферы деятельности.

2. Пункт 2 при определении обязанностей членов общественной организации отсылает к общей норме ГК, устанавливающей общий перечень обязанностей для участников корпорации. Однако этот перечень не является исчерпывающим. Участники общественной организации могут нести и другие обязанности, предусмотренные законом или уставом организации.

Участники общественной организации имеют право выйти из нее в любое время. Данное право закреплено императивно, оно не может быть исключено или ограничено уставом организации, поскольку основывается на гарантированном Конституцией РФ (ст. 30) праве на свободу объединения, подразумевающем возможность беспрепятственного выхода из общественного объединения. В противном случае будет нарушаться принцип добровольности объединения.

Поскольку общественная организация предполагает деятельность ее членов на основе общего некоммерческого интереса, закон не допускает отчуждение прав участника общественной организации. Личным характером участия объясняется и невозможность возложения на другое лицо осуществления прав участника.

Надзирающие и контролирующие органы

Порядок формирования и ведения деятельности попечительского совета определяется уставом, который утверждается учредителями. Как правило, для соблюдения принципа независимости попечительского совета от других органов организации учредительными документами предусматривается такая схема: первый состав попечительского совета формируется учредителями, а последующее включение новых членов совета на место выбывших происходит по решению большинства оставшихся членов.

Для работы в попечительском совете привлекаются, как правило, люди, пользующиеся уважением, обладающие необходимым опытом в области деятельности, соответствующей целям организации.

Ассоциации и союзы общественных организаций

Право на объединение ОО в союзы или ассоциации предусмотрено п. 3 ст. 123.4 ГК РФ. Согласно нормам ст. 13 закона № 82-ФЗ общественные объединения любой организационно-правовой формы, в том числе ОО, вправе объединяться в ассоциации или союзы. Новое лицо принимает самостоятельный устав или учредительный договор и получает правоспособность с момента его государственной регистрации. Его члены полностью сохраняют свою правоспособность в качестве юридического лица. Самостоятельной организационно-правовой формой союзы и ассоциации признаются законодателем в ст. 123.8 ГК РФ.

Такие ассоциации являются собственниками имущества, которое приобретается для обеспечения их деятельности (ст. 32 закона № 82-ФЗ). Согласно ст. 5.1 закона № 82-ФЗ ассоциации и союзы также вправе создавать территориальные подразделения. В уставе ассоциации можно определить, будут ли эти отделения одновременно являться и отделениями ее членов.

Ряд несовпадений между нормами ГК РФ и законом № 82-ФЗ предлагается устранить в Концепции по гармонизации законодательства о НКО с ГК РФ, подготовленной совместной рабочей группой Минюста России и Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, одобренной Минюстом.

Статья 123.7 Особенности управления в общественной организации

[Гражданский кодекс РФ] [Глава 4] [Статья 123.7]

1. К исключительной компетенции высшего органа общественной организации наряду с вопросами, указанными в «пункте 2 статьи 65.3» настоящего Кодекса, относится также принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов.

Читайте также:  Правила профессионального психологического отбора

2. В общественной организации образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.) и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.).

По решению общего собрания членов общественной организации полномочия ее органа могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения этим органом своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований.

Детские и молодёжные объединения

Общественные организации России, чья деятельность направлена на развитие и защиту детей и молодого поколения, стоит выделить особо. Их создание и работа регламентируются не только Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ, но и международными документами — Женевской декларацией прав ребёнка 1924 года и Конвенцией ООН о правах ребёнка 1984 года.

Детские общественные организации имеют позитивную социальную и нравственную направленность и рассматриваются как значимый фактор в развитии очередного поколения общества. Право участвовать в работе и статус действительного участника детского общественного объединения получают малолетние граждане, достигшие возраста 8 лет. Однако они не могут быть учредителями и участвовать в управлении, так как не обладают достаточной гражданской правоспособностью.

Виды и значение общественных организаций

Общественные объединения по территориальному признаку подразделяются на местные (городские, районные), региональные, общегосударственные и международные организации. По виду деятельности эти формирования делятся на политические и неполитические. Их классифицируют также по методам действий (насильственные и ненасильственные), социальному и половозрастному признаку.

Общественные организации не заменяют органы государственной власти и не могут диктовать им условия. Например, общество по защите прав потребителей не может призвать к ответственности продавца, обманувшего потребителя, оно вправе лишь проконсультировать пострадавшего и подсказать, куда следует обратиться, чтобы защитить свои интересы. Народный контроль не наделен полномочиями наказывать недобросовестных производителей или реализаторов, его представители могут лишь выявлять такие случаи и сообщать о них в полицию.

Формы некоммерческих организаций

В этой статье мы разберем выбор формы НКО и ответим на следующие вопросы:

  • Какая из форм мне больше подойдет?
  • Какую форму выбрать между АНО, Фондом, Союзом, Общественной организацией?
  • В чем главные отличия форм НКО и в чем заключаются их особенности?
  • Чем занимается каждый из видов НКО, как осуществляет деятельность и на каких принципах?

Итак. Вы решили создать Некоммерческую организацию, знаете чем хотите заняться, но вот вопрос: какая организационно-правовая форма Вам подходит.

Возьмем основные формы НКО, перечислим каждую из них, и рассмотрим для чего предназначена каждая. Вот основные из них:

  • АНО — Автономная некоммерческая организация
  • Фонд
  • Общественная организация
  • Ассоциация/ союз

Остальные формы: адвокатские, политические и религиозные не будем рассматривать. Те, кто их создает, знает зачем они и для чего. В 95% случаях выбор возникает между четырьмя, названными выше. Итак, по порядку, постараюсь максимально просто и доступно описать, что к чему.

С 2014 года главный контролирующий и регистрирующий орган для НКО — Минюст, значительно сократил количество возможных форм НКО и определил цели и задачи каждой из них. Также обязал действовать строго в рамках своих Уставов, запретив указывать там общие и размашистые обобщения. Таким образом, нельзя создать организацию, которая смогла бы реализовывать функции и задачи АНО и Фонда одновременно. И, если вам это необходимо, нужно создавать отдельно Фонд и отдельно АНО.

Вот почему так важно определиться еще до создания, какая именно форма НКО вам нужна! Обойдемся без нудных определений, только суть.

АНО (Автономная некоммерческая организация)- предназначена для оказания платных услуг в некоммерческом поле. Ближе всех остальных к знакомой нам ООО, но действует строго по некоммерческим видам деятельности, не имеет цели получения прибыли и имеет законные основания её не получать. Учредители(создатели) АНО не получают дивидендов или какой-либо иной материальной выгоды.

Фактически, при регистрации АНО Вы:

1. выбираете вид некоммерческой деятельности, например: спортивное направление — Самбо;

2. развиваете это направление, путем оказания платных услуг, открыв секцию по Самбо и получая ежемесячный взнос с участников секции;

3. Полученные денежные средства, вкладываете в своё же АНО, чтобы еще лучше развивать свое направление, вкладываясь в оборудование, специалистов, расширяя спортивные площади и привлекая в секцию большее число участников;

Приведу пример формы АНО :

  • Образовательные организации
  • Автошколы
  • Спортивные секции и кружки
  • Организаторы культурных фестивалей и концертов
  • Развитие в области туризма
  • Музеи и театры
  • Студии и творческие мастерские

Статья 28 ФЗ №7 закрепляет за Уставом автономных некоммерческих организаций право определять нормы системы управления любой автономной некоммерческой организацией.

Устав должен раскрывать структуру этой системы, права и обязанности каждой из её ветвей, компетенцию и механизм взаимодействия отдельных её звеньев.

Читайте также:  Пособие по потере кормильца в 2022 году

Устав регламентирует перечень прав и обязанностей учредителей организации, их поле ответственности, формы отчётности.

Один из разделов Устава содержит формулировку целей и задач, которые ставит перед собой организация. Документом закрепляется порядок управления организацией: основные структурные звенья, направление их деятельности и компетенции.

Каким образом учредители могут реализовывать свои права и обязанности совершать надзор за деятельностью организации?

Законодательство не детализирует решение этого вопроса, передавая всю ответственность учредителям.

Те же, в свою очередь, могут организовать надзор, избрав один из предлагаемых вариантов:

  1. Самостоятельное осуществление ежемесячных или ежеквартальных проверок.
  2. Осуществление надзора через созданный учредителями поднадзорный орган.
  3. Созданная и утверждённая общим собранием Ревизионная комиссия возьмёт на себя выполнение функции контроля.
  4. Приглашение стороннего аудитора для проведения проверок.

Некоммерческая форма организаций, к которым относятся общественные организации, обладает рядом специфических особенностей, дающих ей возможность успешно действовать в условиях современной России.

Благодаря хорошо развитой системе по привлечению финансирования, возможности использования труда добровольцев и гибкой организационно-управленческой структуре, общественные организации способны достигать наибольшей эффективности и высокой степени адресности своих программ, которые, как правило, изначально отражаются в наименовании общественной организации.

Наименование общественно организации одно из самых важных аспектов при ее создании, как говорят «Как корабль назовешь так он и поплывет».

Наименование общественной организации для успешной ее деятельности должно содержать способность общественных организаций мотивировать личность к добровольческой и иной альтруистической деятельности для удовлетворения духовных потребностей граждан.

Также можно смело сказать, что наименование любой организации влияет на степень активности и влияет на многочисленные внешние и внутренние факторы, в частности, степень информированности населения, источники финансирования и социально-экономическое благополучие.

В соответствии с Гражданским кодексом и Федеральным законом об общественных объединениях наименование общественной организации должно содержать указание на организационно-правовую форму, характер ее деятельн6ости и территориальную сферу деятельности.

Согласно закону общественные организации выступают в гражданском обороте под собственным наименованием и имеют исключительное право на его использование.

Наименование общественных организаций не может заключать в себе информацию (понятия), оскорбляющую нравственные, религиозные и национальные чувства граждан.

Для примера мы приведем ряд наименований уже зарегистрированных нами организаций, успешно, осуществляющих свою деятельность:

  • Общественная организация содействия развитию пчеловодства «Общество пчеловодов Ззарайского района»
  • Региональная общественная организация защита прав и законных интересов граждан «Закон»
  • Московская областная общественная организация по защите прав потребителей «Общественный контроль»
  • Межрегиональная спортивная общественная организация «Федерация гольфа»
  • Общероссийская общественная организация «Объедение врачей Российской Федерации»
  • Всероссийская общественная организация нефрологических и трансплантированных больных «Право на Жизнь»

Наименование общественной организации напрямую влияет на достижение поставленных организацией целей, вовлекая и объединяя активных лиц, для успешного взаимодействия с гражданами, организациями и с властями различных уровней.

Основным учредительным документом общественной организации является ее устав. Данный документ регламентирует взаимоотношения организации с другими участниками гражданского оборота, государственными органами, определяет права и обязанности членов общественной организации.

Устав доводит до всеобщего сведения информацию об особенностях формы юридического лица, его правоспособности, наименовании, организационной структуре, месте его нахождения, также устав определяет отношения между членами общественной организации их участия в формировании имущества, в управлении организации ее и т.д.

Устав общественной организации представляет собой сложный нормативный документ, на основании которого происходит формирование и реализация правовых отношений как внутри организации, так и за пределами.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации устав организации должен содержать следующие положения:

  • наименование, цели общественной организации, ее организационно-правовую форму;
  • структуру общественной организации, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественной организации, территорию, в пределах которой данная общественной организации осуществляет свою деятельность;
  • условия и порядок приобретения и утраты членства в общественной организации, права и обязанности членов данного объединения;
  • компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественной организации, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
  • порядок внесения изменений в устав общественной организации;
  • источники формирования денежных средств и иного имущества общественной организации, права общественной организации и его структурных подразделений по управлению имуществом;
  • порядок реорганизации и (или) ликвидации общественной организации.

Устав общественной организации может содержать описание символики данного объединения.

В уставе общественной организации могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественной организации, не противоречащие законам Российской Федерации.

Устав общественной организации подлежит государственной регистрации в соответствии с требованиями законодательства.

Общественные организации — Структура организации

Взаимодействие и сотрудничество предполагает наличие некоего субъективного фактора, который направляет общественную организацию в сторону тех целей, ради которых она создавалась. Чем более многообразие общественной жизни принимает связанный и нацеленный на удовлетворение общественных проблем характер, тем более, эти процессы основываются на субъективной силе людей, их сознательном отношении к происходящему в обществе.

  • представляет интересы организации в различных российских, зарубежных организациях, органах государственной власти и местного самоуправления;
  • действует без доверенности от имени организации, подписывает финансовые документы, заключает хозяйственные и трудовые договоры, выдает доверенности, представляет Организацию в суде, арбитражном и третейском суде;
  • представляет общему собранию членов организации отчет о деятельности организации;
  • принимает на работу и увольняет работников организации, осуществляет общий контроль над их деятельностью;
  • дает указания и издает распоряжения, обязательные для исполнения всеми штатными работниками Организации;
  • открывает и закрывает в банке счета Организации.

Статья 123.15. Казачье общество, внесенное в гос. реестр казачьих обществ в Российской Федерации

1. Казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.

2. Казачье общество по решению его членов может быть преобразовано в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию.

3. Положения настоящего Кодекса о некоммерческих организациях применяются к казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».

Статья 123.16-3. Нотариальные палаты

1. Нотариальными палатами признаются некоммерческие организации, которые представляют собой профессиональные объединения, основанные на обязательном членстве, и созданы в виде нотариальной палаты субъекта Российской Федерации или Федеральной нотариальной палаты для реализации целей, предусмотренных законодательством о нотариате.

2. Нотариальная палата субъекта Российской Федерации является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.

3. Федеральная нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение нотариальных палат субъектов Российской Федерации, основанное на их обязательном членстве.

4. Особенности создания, правового положения и деятельности нотариальных палат субъектов Российской Федерации и Федеральной нотариальной палаты определяются законодательством о нотариате.

Основные подходы к определению и признакам общественной организации

Правовая природа общественных организаций в различных политических режимах различна, но есть характерные признаки, которые остаются неизменными для общественных организаций независимо от политического устройства общества. Исследование этих признаков, а также самого понятия общественных организаций необходимо начать с момента их зарождения.

История общественных организаций в России насчитывает уже более двух веков. В документах дореволюционного периода, правовой литературе того времени использовались термины «общество», «организация», «общественные организации». Понятие «общественное объединение» употреблялось как синоним понятия «союз организаций».

Проведение анализа существовавшей тогда терминологии весьма осложнено тем, что многие документы, касающиеся легальных общественных организаций, рассредоточены по нескольким архивохранилищам, неправильно фондировались, некоторые утеряны.3 Трудности в изучении общественных объединений в дореволюционный период заключаются в том, что многие годы перед архивами не ставилось специальной задачи собирания и тем более поиска документов, касающихся создания и деятельности различных обществ и союзов.4 Тем не менее, сохранился огромный массив документов, который историки и юристы начали активно изучать и систематизировать в 70-е годы. Основываясь на имеющихся материалах, можно утверждать, что в дореволюционный период именно термины «общество» и «организация» несли основную смысловую нагрузку при описании деятельности легальных общественных организаций. Термином «объединение» пользовались тогда, когда речь шла о группах организаций или о союзах различных обществ, хотя он и не имел широкого распространения. После Октябрьской революции 1917 г. нормативные акты, в том числе инструкции, регламентирующие деятельность обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли, редко обращались к термину «объединение». В этих актах он также использовался-как синоним группы обществ, организаций.

Основной отличительной чертой общественных организаций в дореволюционный период было то, что их деятельность не направлялась на извлечение прибыли, и то, что это были принципиально членские организации. Первой и до 1906 г. единственной общей нормой, давшей возможность общественным организациям иметь легальный статус, можно считать статью 64 «Устава благочиния» 1782 г. В ней сказано, что управа благочиния охраняет в своей законной силе законом утвержденное общество, товарищество, братство или иное подобное установление.6

С 1932 г. до 1972 г. был накоплен большой опыт в правовом регулировании деятельности общественных организаций, на основе законодательства и правоприменительной практики было дано их определение, долгое время не пересматривавшееся. Таким образом, данный период, на наш взгляд, можно считать первым крупным этапом развития законодательства и научных исследований общественных организаций в СССР.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *