Региональный оператор по обращению с ТКО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Региональный оператор по обращению с ТКО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Зона ответственности регионального оператора в рамках принятых договорных обязательств лежит в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, или ТКО. Такого требование Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 1.

С какими отходами работает региональный оператор?

Твердые коммунальные отходы – это вид отходов, образующихся в бытовой сфере в процессе жизнедеятельности обычных людей. Сюда же входят товары, потребительские свойства которых были утрачены после применения физическими лицами, проживающими в жилых помещениях. К ТКО относятся отходы бизнеса – индивидуальных предпринимателей, юридических лиц –, схожие с отходами, образующимися физическими лицами, по составу и свойствам. С полным списком отходов, которые включены в категорию твердых коммунальных, можно ознакомиться в приказе Росприроднадзора № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», вступил в силу 22.05.2017

Региональным операторам разрешается работать с другими видами отходов, отличных от ТКО (статья 24.7, пункт 1 ФЗ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В квартире долго никто не живет – как сделать перерасчет

За время отсутствия гражданина коммунальные службы делают перерасчет суммы оплаты за коммунальные услуги. Это же требование относится к оплате за услуги регионального оператора.

Вообще, закон допускает снижение суммы оплаты в двух случаях:

  • Собственник или лицо, прописанное в квартире, доме, отсутствовало по месту жительства более 5 дней;
  • Услуга по вывозу мусора оказана не должным образом.

В первом случае региональному оператору необходимо представить доказательства вашего отсутствия. Плату уменьшат при наличии документов:

  • Заявления на перерасчет: подается в письменной форме – либо до отъезда, либо после возвращения, но не позднее, чем через 30 дней со дня приезда;
  • Документа, подтверждающего факт отсутствия (командировочного удостоверения (копия), счета на оплату гостиничного номера, справки из больницы и др.).

Подробнее о порядке уменьшения суммы оплаты узнавайте из Правил № 354, пункта 148.

Некачественное оказание услуг региональным оператором – также повод для перерасчета. Если компания периодически нарушает правила обращения с отходами, можно требовать снижения стоимости согласно вышеуказанным правилам. В качестве доказательства нарушения обязанностей региональным оператором необходимо составить акт, в котором зафиксировать факт исполнения услуг ненадлежащим образом, и предоставить исполнителю коммунальных услуг.

После требуется направить нарушителю претензию с требованием об уменьшении платы за вывоз мусора. Далее остается действовать по традиционной схеме: если региональный оператор в определенный законом срок не даст ответ на претензию, жалобу необходимо направить в надзорную инстанцию. Какую? – Зависит от характера нарушений:

Надзорный орган

Причина жалобы

Росприроднадзор

Имеет место нарушение лицензионных условий. Например, РО нарушает закон в области охраны природы и экологии

Роспотребнадзор

Нарушения санитарно-эпидемиологических норм

Государственный орган, подписавший соглашение с РО

Нарушение требований, изложенных в соглашении

Энергетическая комиссия

Проверка обоснованности установленных тарифов

Компания-оператор устанавливает тарифы на вывоз мусора, а местные органы власти регулируют стоимость услуг. Тарифной компанией субъекта федерации определяются предельные тарифы. Если собственники ТКО считают, что стоимость услуги завышена, они могут подать жалобы в Роспотребнадзор, Антимонопольный комитет и другие контролирующие органы.

Так как услуга по обращению с ТКО коммунальная, она может индексироваться 1 января и 1 июля каждого года.

Справедливость определения нормативов потребители услуг могут проверить, запросив данные о результатах замеров и экономических выводов в местной администрации. При выявлении нарушений, тарифы можно оспорить, обратившись в прокуратуру или ФАС.

При неправильном начислении стоимости услуги, ее можно пересчитать, написав требование в управляющую компанию. Потребитель предоставляет свои данные и данные оператора, объясняет суть претензии. Согласно Постановления Правительства № 416, срок рассмотрения жалобы – 3 дня. При игнорировании обращения, следует уведомить об этом региональную Госжилинспекцию.

Полномочия регионального оператора

С целью эффективного выполнения своих должностных обязанностей, проведения капремонта имущества коллективного пользования, региональный оператор, который контролирует поступления в специальный фонд капремонта домов обязан:

  • в установленный законом срок составлять и предоставлять в адрес собственников квартир предложения, необходимый перечень работ, смету, порядок финансирования капремонта и иные документы, связанные с капремонтом домов;
  • подготавливать задание, проектные документы, являться ответственным за их качество и соответствие нормативной базе;
  • привлекать сторонних субподрядчиков, заключать соглашения;
  • контролировать работу субподрядчиков, соответствие проведенных работ проектным документам многоквартирного дома;
  • принимать работы, подписывать акты и иные документы;
  • учитывать взносы и иные средства, поступающие в фонд капстроительства отдельно по дому и отдельно по владельцам жилых квартир;
  • на основании письменного заявления собственников, предоставлять документы об операциях по спецсчету.

В соглашении предусматриваются дополнительные функциональные обязанности регионального оператора.

Функции и услуги регионального оператора

Основные обязанности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами следующие:

  • Заключить договор с жильцами многоквартирных или частных домов, с управляющими компаниями или ТСЖ.
  • Заключить договоры с компаниями, которые будут собирать и перевозить отходы (эти организации выбирают на аукционе).
  • Заключить договоры с компаниями, которые обрабатывают, обезвреживают и проводят захоронение отходов.
  • Принимать претензии, касающиеся качества предоставляемых услуг, от жильцов.
  • Регулировать и контролировать весь «мусорный процесс» в своём регионе.
  • Обеспечить раздельный сбор мусора
  • Участвовать в создании предприятий и комплексов, которые утилизируют ТКО.
  • Собирать, перевозить и сдавать опасные виды мусора.
  • Предотвращать и ликвидировать техногенные катастрофы, которые могут случиться по вине оператора.
  • Ликвидировать несанкционированные свалки, которые образовались в период работы оператора.

Чем регулируется деятельность регионального оператора?

Региональный оператор осуществляет свою деятельность на основании лицензии выданной Управлением федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по региону, Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами региона, кроме того документы, регламентирующие работу регионального оператора:

  • Федеральный закон от 24 июня 1998 г. «89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
  • Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. N 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641».

Функции и задачи регионального оператора (РО) перечислены в статье 180 ЖК России и касаются исключительно многоквартирных жилых домов, в которых владельцы предпочитают формировать фонд капитального ремонта на счетах оператора. Среди функций выделяют:

  • аккумуляция взносов, которые выплачиваются владельцами жилищ, расположенных в многоквартирных жилых домах на случай капитального ремонта.
  • Выполнение обязанностей технического заказчика строительных работ по капремонту совместной собственности многоквартирных жилых домов, владельцы жилья в которых создают фонды капремонта на счетах РО.
  • Открытие персональных спецсчетов на оператора и проведение операций по ним, если владельцы жилья.
  • Для обеспечения своевременного осуществления капитального ремонта совместной собственности многоквартирного жилого дома, РО вступает во взаимодействие со структурами государственной власти соответствующих субъектов России и структурами местного самоуправления.
  • Осуществление покрытия расходов для осуществления капитального ремонта совместной собственности в рамках финансов, которые накоплены в фонде капитального ремонта с использованием (в случае возникновения такой потребности средств) привлеченных из других источников, среди которых может быть и государственный/местный бюджеты.
  • Жилищным кодексом, законодательными нормами субъекта РФ или учредительной документацией могут предусматриваться прочий функционал регионального оператора.
Читайте также:  Растаможка авто из России в Украине: как оформлять и сколько стоит

Статья 178. Правовое положение регионального оператора

1. Региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.
2. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.
3. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
4. Региональный оператор не вправе создавать филиалы и открывать представительства, а также создавать коммерческие и некоммерческие организации, участвовать в уставных капиталах хозяйственных обществ, имуществе иных коммерческих и некоммерческих организаций.
5. Убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, вытекающих из договоров, заключенных с такими собственниками в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъекта Российской Федерации, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.
6. Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.
7. Методическое обеспечение деятельности региональных операторов (в том числе разработка методических рекомендаций по созданию региональных операторов и обеспечению их деятельности, рекомендуемых форм отчетности и порядка ее представления) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.

Статья 180. Функции регионального оператора

1. Функциями регионального оператора являются:

1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;

2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;

3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;

5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

6) иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

2. Порядок выполнения региональным оператором своих функций, в том числе порядок осуществляемого им финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Статья 186. Контроль за деятельностью регионального оператора

1. Контроль за соответствием деятельности регионального оператора установленным требованиям осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:

1) осуществляет контроль за использованием региональным оператором средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

2) направляет региональному оператору представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.

3. Органы государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации и органы муниципального финансового контроля муниципальных образований, Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за использованием региональным оператором средств соответствующих бюджетов в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статья 178. Правовое положение регионального оператора

1. Региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.

2. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.

2.1. Региональный оператор не может быть признан несостоятельным (банкротом). Субъект Российской Федерации, как учредитель регионального оператора, не вправе принять решение о его ликвидации.

3. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

4. Региональный оператор не вправе создавать филиалы и открывать представительства, а также создавать коммерческие и некоммерческие организации, участвовать в уставных капиталах хозяйственных обществ, имуществе иных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.2 настоящей статьи.

4.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 355-ФЗ.

4.2. Региональные операторы в целях представления и защиты своих общих интересов, координации своей деятельности, объединения усилий для повышения эффективности своей деятельности и иных связанных с деятельностью в качестве региональных операторов целях, не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер, вправе создавать ассоциации и союзы региональных операторов, являться членами таких ассоциаций, союзов. Региональный оператор вправе быть членом саморегулируемой организации, если такое членство обусловлено необходимостью осуществления региональным оператором отдельных видов деятельности в целях выполнения им возложенных на него функций.

5. Убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.

6. Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.

7. Методическое обеспечение деятельности региональных операторов (в том числе разработка методических рекомендаций по созданию регионального оператора и обеспечению его деятельности, контролю за работой регионального оператора в части организации проведения им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также в части финансового контроля деятельности с учетом обеспечения публичности результатов такого контроля, назначению на конкурсной основе руководителя регионального оператора, разработка рекомендуемых форм отчетности и порядка ее представления) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Статья 178. Правовое положение регионального оператора

1. Региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.

2. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.

Читайте также:  Пояснения к методологии ведения раздельного учета

3. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

4. Региональный оператор не вправе создавать филиалы и открывать представительства, а также создавать коммерческие и некоммерческие организации, участвовать в уставных капиталах хозяйственных обществ, имуществе иных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.2 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

4.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 355-ФЗ.

4.2. Региональные операторы в целях представления и защиты своих общих интересов, координации своей деятельности, объединения усилий для повышения эффективности своей деятельности и иных связанных с деятельностью в качестве региональных операторов целях, не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер, вправе создавать ассоциации и союзы региональных операторов, являться членами таких ассоциаций, союзов. Региональный оператор вправе быть членом саморегулируемой организации, если такое членство обусловлено необходимостью осуществления региональным оператором отдельных видов деятельности в целях выполнения им возложенных на него функций.

(часть 4.2 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

5. Убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

6. Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.

7. Методическое обеспечение деятельности региональных операторов (в том числе разработка методических рекомендаций по созданию регионального оператора и обеспечению его деятельности, контролю за работой регионального оператора в части организации проведения им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также в части финансового контроля деятельности с учетом обеспечения публичности результатов такого контроля, назначению на конкурсной основе руководителя регионального оператора, разработка рекомендуемых форм отчетности и порядка ее представления) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Регоператор: кто это такой и для исполнения каких функций он необходим

Региональный оператор по обращению с отходами — это избранная компания, которая будет координировать все этапы обращения с отходами. Начиная с его сбора и утилизации, заканчивая уничтожением несанкционированных мусорных свалок.

Его основная цель — соблюдение требований региональной политики, согласно разработанной схеме и программе. С момента вступления реформы в силу, только оператор имеет право на обращение с ТКО, и только он будет нести ответственность за свою деятельность. Это необходимо для того, чтобы сфера мусорообработки могла экологически и экономически регулироваться на государственном уровне.

Статус регионального оператора присваивается на срок не менее 10 лет, но компания может быть лишена этого статуса досрочно из-за невыполнения своих обязанностей или иных правонарушений.

Оператор по обращению с ТКО не выполняет условия договора, куда обращаться?

Постановление №1156 содержит правила обращения с ТКО. Причем оно включает в себя те положения, которые ранее не были урегулированы Жилищным Кодексом или другими нормативными положениями.
Объясняются термины, такие как:

  • негабаритный мусор;
  • бункер;
  • контейнером;
  • контейнерная площадка;
  • мусоровоз.

Введено понятие Региональный оператор, который занимается вопросами обращения ТКО. Он ведёт деятельность с учётом региональных программ и заключает договоры с конечными потребителями.

ФЗ об обращении с ТКО определяет приоритетным способом обработки автоматизированную сортировку. Также возможна переработка вторсырья для повторного использования.
При этом обязательным является извлечения из общей массы отходов I и II классов опасности. К ним относят в основном производственные отходы, а именно различные кислоты, щелочи, химические вещества.

Региональный оператор самостоятельно заключается договор на утилизацию отходов с соответствующими учреждениями, а также ежемесячно оплачивает услуги за мусор, который фактически ввезен на полигоны переработки или захоронения. При этом и сам потребитель тоже может заключить договор при необходимости с утилизирующими мусор предприятиями.

Региональная программа капитального ремонта – это перечень мероприятий, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации
в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Иными словами региональная программа капитального ремонта формируется, чтобы определить сроки, объемы и виды необходимых работ по капитальному ремонту для всех МКД в конкретном субъекте РФ.

В данной Программе также учитывается предоставление государственной и муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории региона за счет средств областного и муниципального бюджетов регионов.

Обязанность по разработке и утверждению региональной программы капитального ремонта в каждом субъекте Российской Федерации, возникла на основании поправок, внесенных в Жилищный Кодекс Российской Федерации Федеральным Законом № 271-ФЗ от 25 декабря 2012 года.

Региональная программа капитального ремонта формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех МКД, расположенных на территории субъекта РФ.

Она включает в себя:

  • перечень всех МКД, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; В региональную программу капитального ремонта также могут не включаться МКД, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает 70 %. А также МКД, в которых совокупная стоимость услуг и работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
  • перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД;
  • плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в МКД по каждому виду услуг и (или) работ, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт;
  • иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
  • критерии, согласно которым устанавливается в Программе очередность проведения капитального ремонта;
  • перечень работ и услуг по капитальному ремонту исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.

Региональной программой капитального ремонта в приоритетном порядке могут быть предусмотрены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (ч. 3.1 ст.168 ЖК РФ).

Актуализируется региональная программа капитального ремонта не реже одного раза в год (ч.5 ст.168 ЖК РФ).

Познакомиться с региональной программой можно на официальном сайте уполномоченного органа региональной власти – чаще всего, это областное министерство строительства и ЖКХ.

Для того чтобы региональная программа капитального ремонта своевременно и качественно финансировалась и исполнялась, нужна ответственная уполномоченная структура. Такой структурой является региональный оператор, который создается в каждом субъекте РФв целях формирования и ведения специализированного фонда для осуществления капитального ремонта жилых домов. Выражаясь языком закона, региональный оператор – это юридическое лицо, зарегистрированное субъектом РФ в правовой форме фонда (ст. 178 ЖК). По общему правилу, правительством субъекта РФ утверждается пакет нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность фонда, включая устав и положение. Обеспечение деятельности регионального оператора осуществляется также за счет средств субъекта РФ.

Субъект РФ имеет право создавать несколько региональных операторов для осуществления полномочий на отдельных территориях региона. Сам же региональный ��ператор не вправе создавать собственные подразделения (филиалы, представительства и др.), так как его деятельность строго регламентирована нормативно-правовыми актами.

Читайте также:  Как определить требуют ли уточнение границы Вашего земельного участка?

Функции по осуществлению капитального ремонта региональный оператор осуществляет за счёт своего имущества. Это имущество образуется за счёт:

  • взносов учредителя;
  • платежей собственников помещений в МКД, формирующих фонды капитального ремонта на специальном счете или счете регионального оператора (ч.1 ст.179 ЖК).

Таким образом, региональный оператор аккумулирует взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в МКД, либо на своём счёте, либо на специальном счёте МКД, открытом на имя регионального оператора.

Для собственников помещений в МКД это означает, что они уже не являются владельцами денег, перечисленных в фонд. Взамен они получают законное право требовать выполнения капитального ремонта коллективного имущества дома в объёме и сроках, определенных региональной программой капитального ремонта домов.

В случае если стоимость ремонтных работ превысила размеры фонда капитального строительства, региональный оператор капитального ремонта домов покрывает убытки в счет будущих поступлений.

Региональный оператор обязан:

  • в установленный законом срок предоставлять в адрес собственников квартир необходимый перечень работ, смету, порядок финансирования капремонта и иные документы, связанные с капремонтом домов;
  • подготавливать задание, проектные документы, являться ответственным за их качество и соответствие норме закона;
  • привлекать сторонних субподрядчиков, заключать соглашения;
  • контролировать работу субподрядчиков, соответствие проведенных работ проектным документам многоквартирного дома;
  • принимать работы, подписывать акты и другие документы;
  • учитывать взносы и иные средства, поступающие в фонд капстроительства отдельно по дому и отдельно по владельцам жилых квартир;
  • на основании письменного заявления собственников жилья, предоставлять документы об операциях по спецсчету.

Кроме финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в МКД (при необходимости с привлечением средств, полученных из иных источников), к функциям регионального оператора, как правило, относятся:

  • взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
  • оказание консультационной, информационной, организационно-методической помощи по вопросам организации проведения капитального ремонта общего имущества.

Для Граждан:

  • Задавайте вопрос из любого региона России на форуме и получите ответ сразу нескольких юристов.
  • Общайтесь с юристами в чате.
  • Пользуйтесь дополнительными платными юридическими услугами.
  • Получайте полезный контент.

Для Юристов:

  • Общайтесь с авторами вопросов в чате.
  • Дополнительный заработок.
  • Отвечайте на вопросы на форуме.
  • Ведите собственную страницу.
  • Публикуйте статьи, показывая уровень Вашей экспертности, привлекая новых клиентов.

Статья 180. Функции регионального оператора

Тарифы на вывоз мусора устанавливает компания-оператор, но регулируют стоимость региональные власти.

Мнение эксперта

Анна

Юрист по призванию!

Тарифы сильно «скачут» по регионам, так жители Воронежа платят 165 рублей за человека, в Карелии — 93 рубля, в Волгограде — 114 рублей, а в Дагестане — 29 рублей.

Цена складывается из расходов на заключение договоров, транспортировки, сбытовых расходов, обработки, обезвреживания и захоронения. Этап транспортировки самый дорогостоящий.

Региональный оператор по обращению с отходами — это избранная компания, которая будет координировать все этапы обращения с отходами. Начиная с его сбора и утилизации, заканчивая уничтожением несанкционированных мусорных свалок.

Его основная цель — соблюдение требований региональной политики, согласно разработанной схеме и программе. С момента вступления реформы в силу, только оператор имеет право на обращение с ТКО, и только он будет нести ответственность за свою деятельность. Это необходимо для того, чтобы сфера мусорообработки могла экологически и экономически регулироваться на государственном уровне.

Статус регионального оператора присваивается на срок не менее 10 лет, но компания может быть лишена этого статуса досрочно из-за невыполнения своих обязанностей или иных правонарушений.

В случае невыполнения организацией ее обязанностей первым шагом целесообразно высказать претензию в свою управляющую компанию, ТСЖ, ЖСК, а также непосредственно в диспетчерскую службу оператора. Для этого можно просто позвонить. Но лучше зафиксировать обращение по электронному адресу, тогда на следующем этапе будет легче доказать факт многократного нарушения порядка оказания услуги.

При систематическом нарушении правил вывоза мусора следует направить жалобу на некачественные услуги обслуживающей организации одновременно или по выбору:

В подразделение по вопросам ЖКХ;

В Государственную жилищную инспекцию;

В территориальное подразделение Роспотребнадзора;

В прокуратуру.

Сюда можно направить жалобу и на недобросовестность оператора, и на бездействие вышеуказанных органов власти. Кардинально решить вопрос поможет подача заявления в суд.

Оператором ТКО может стать только юридическое лицо, которое отвечает ряду требований:

  1. Компания зарегистрирована в Российской Федерации.
  2. Деятельность фирмы связана с ТКО.
  3. Имеется лицензия на работу с отходами с 1 по 4 классы опасности.
  4. Компания не была признана банкротом.
  5. Нет административных нарушений, из-за которых деятельность организации была приостановлена.
  6. Нет задолженностей больше определенной суммы средств по всем выплатам за прошедший год.
  7. У руководителей организации и начальников отдела бухгалтерии нет судимостей за махинации с деньгами.

От региональной программы по обращению с ТКО зависит количество региональных операторов, которые будут работать на территории субъекта.

1. Региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.
2. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.

3. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

НОВЫЕ ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ТКО

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»[1] (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ) в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) было введено новое понятие «твердые коммунальные отходы».
СЛОВАРЬ

Твердые коммунальные отходы (ТКО) — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ).

С 1 января 2021 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет дополнен целой главой — гл. V.1 «Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами»[2], включающей следующие статьи:

  • ст. 24.6 «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами»;
  • ст. 24.7 «Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами»;
  • ст. 24.8 «Виды деятельности и тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащие регулированию»;
  • ст. 24.9 «Порядок государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами»;
  • ст. 24.10 «Расчет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов»;
  • ст. 24.11 «Право на получение информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами»;
  • ст. 24.12 «Организация государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами»;
  • ст. 24.13 «Инвестиционная программа оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Так, согласно предусмотренным изменениям для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО на территориях субъектов Российской Федерации будут определены региональные операторы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *