Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Специальная оценка условий труда (СОУТ)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Работодатель инициирует создание специальной комиссии для проведения СОУТ (закон оговаривает, что в нее должно входить обязательно нечетное количество людей). В состав комиссии по проведению СОУТ должен входить в качестве представителя от работодателя специалист по ОТ или другой сотрудник, прошедший обучение по ОТ и технике безопасности, представитель профсоюза. Если работодатель относится к малому бизнесу, то он лично входит в состав комиссии. С 1 января 2020 года вступило в силу дополнение к 9 статье ФЗ: если работодатель не может сформировать комиссию, то ее функции выполняет он сам или иной уполномоченный им сотрудник. Комиссия по проведению СОУТ утверждает график осуществления спецоценки, формирует перечень рабочих мест, для которых требуется оценка условий труда.
Порядок выполнения идентификации определяет Методика проведения СОУТ (Приказ Министерства труда и социальной защиты № 33 от 24 января 2014 года). Методика СОУТ (гл. 2) регулирует перечень рабочих мест, в отношении которых не требуется проводить идентификацию. Согласно изменениям, внесенным в ФЗ в декабре 2019 года, при идентификации должны теперь учитываться результаты производственного контроля за условиями труда и результаты осуществления санитарно-эпидемиологического контроля.
Процесс идентификации вредных и (или) опасных факторов включает:
- выявление и описание факторов производственной среды, потенциальных источников вредных и опасных для здоровья сотрудников факторов;
- сравнение их с классификатором вредных и (или опасных) факторов, определенным законом 426-ФЗ.
Если эксперт находит совпадения между выявленными факторами и классификатором, он принимает решение о проведении исследований и измерений этих факторов. Этим занимается лаборатория организации. При проведении испытаний экспертная организация обязана использовать методики (методы) измерений, прошедшие проверку и аттестованные — для соблюдения единства измерений.
Все исследования выполняются во время обычной деятельности сотрудника, при штатном использовании оборудования и материалов. Если выполнение измерений может поставить под угрозу жизнь и здоровье работника, то в этом случае испытания проводиться не будут, а рабочему месту автоматически присваивается опасный класс условий труда. Измерения нужно проводить для всех рабочих мест, на которых были выявлены вредные и/или опасные факторы. Но если они аналогичны, то проведения замеров нужны только для 20% таких рабочих мест (минимум 2), а результаты будут действительны для всей группы.
Статья 13 ФЗ определяет, для каких факторов требуются проведения измерений: физические, химические, биологические факторы. Также при проведении исследования учитываются тяжесть и напряженность трудового процесса. Подробные инструкции по расчету для различных факторов можно найти в Методике проведения СОУТ (4 глава).
Подготовка к проведению специальной оценки условий труда
Закон 426-ФЗ определяет порядок проведения специальной оценки условий труда. Ее подготовительный этап включает следующие процедуры:
- Cоздание на предприятии специальной комиссии для проведения СОУТ. В зависимости от ситуации в ее состав могут войти работодатель (лично), представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, члены профсоюза или другого представительного органа (если он существует). Возглавляет комиссию работодатель (или его представитель). Своим приказом работодатель утверждает состав и порядок деятельности комиссии.
- Утверждение списка рабочих мест, на которых на которых будет проведена СОУТ.
- Выбор исполнителя: сторонней экспертной организации, которая вправе проводить специальную оценку условий труда. Выбранная организация-исполнитель привлекается на основании договора. Представители организации не включаются в состав комиссии, оставаясь в ходе процедуры незаинтересованной стороной.
Куда отнести средства, потраченные на проведение СОУТ?
Средства, потраченные на специальную оценку условий труда, можно зачислить в счет страховых взносов. Таким образом можно возместить до 20% от использованной суммы. Для этого потребуется:
- Рассчитать максимальную сумму на страхование от несчастных случаев
- Подготовить пакет документов в ФСС. Он должен включать данные по проведенному расчету, а также копии приказа о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда, списка мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников, договора с организацией-исполнителем с указанием количества рабочих мест, которые прошли оценку, и стоимости проведения оценки на каждом из них.
Классификация условий труда по степени вредности и/или опасности
Условия труда подразделяются на четыре класса:
- 1-й класс — оптимальные. На сотрудника либо не воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, либо уровень их воздействия соответствует гигиеническим нормативам. Такие условия позволяют сотруднику сохранять высокую работоспособность
- 2-й класс — допустимые. Уровень вредных и (или) опасных производственных факторов, которые воздействуют на сотрудника, не превышает установленные гигиенические нормативы. Организм сотрудника успевает восстановиться до следующего рабочего дня
- 3-й класс — вредные. Уровень воздействия на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов превышает установленные гигиенические нормативы. В рамках этого класса выделяют 4 подкласса (степени):
- 1-я степень: организм сотрудника не успевает восстановиться до начала следующего рабочего дня. Увеличивается риск для здоровья
- 2-я степень: в организме сотрудника происходят стойкие изменения, которые в долгосрочной перспективе (через 15 лет и более) могут привести к развитию профессиональных заболеваний начальной и легкой степени тяжести
- 3-я степень: в организме сотрудника могут начаться изменения, приводящие к профессиональным заболеваниям легкой и средней степени тяжести. Сотрудник может потерять профессиональную трудоспособность в период трудовой деятельности
- 4-я степень: у сотрудника могут развиться профессиональные заболевания в тяжелой форме, что приведет к потере общей трудоспособности в период трудовой деятельности
Методика проведения специальной оценки условий труда
Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н (далее — Методика). Она устанавливает требования к процедурам, которые должна выполнить специализированная организация, оказывающая услуги по проведению специальной оценки условий труда. Согласно ч. I Методики к таким процедурам относятся:
- идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. II Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н). Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов приводится в Приложении 2 к Приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н;
- исследования (испытания, измерения) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. III Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н);
- отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведенных исследований (испытаний, измерений) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. IV Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н);
- оформление результатов проведения спецоценки (ч. V Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н).
По итогам проверки в определенных случаях работодатели должны задекларировать, что их рабочие места соответствуют установленным правилам и нормам и не являются вредными и опасными для сотрудников. То есть если на этапе идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (смотрите выше этапы проведения спецоценки условий труда) не выявлено их наличие, то потребуется оформить декларацию соответствия условий труда (ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Форма декларации оценки труда и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. N 80н, который начал действовать с 8 июня 2014 г.
Что проверяет комитет по спецоценке
Основными обязанностями комиссии по проведению специальной оценки условий труда являются:
- утверждение перечня рабочих мест, которые подлежат процедуре, с выделением аналогичных рабочих мест;
- принятие решения о применении результатов производственного контроля при осуществлении мероприятия (по представлению эксперта);
- утверждение списка факторов, опасных и вредных для здоровья сотрудников;
- подписание и утверждение отчета о процедуре;
- принятие решения о неосуществлении процедуры в случае угрозы для жизни сотрудников и экспертов и отнесения условий труда к опасному классу;
- формирование перечня факторов, несущих вред и опасность, которые подлежат испытаниям и измерениям организацией, проводящей процедуру;
- принятие решения о снижении класса условий труда в соответствии с оценкой эффективности СИЗ, в соответствии с заключением компании, проводящей мероприятие;
- принятие решения о декларировании или осуществлении исследований и оценки факторов, несущих вред и здоровье сотрудникам.
Создание комиссии для специальной оценки условий труда
Первый шаг для проведения специальной оценки — создать комиссию. Это делает руководить или его представитель путем подписания соответствующего приказа. Например, если речь идет о региональном филиале крупной организации, то спецоценкой обычно занимается директор филиала. Он же возглавляет комиссию.
Помимо руководителя предприятия или лица, исполняющего его обязанности в территориальном подразделении, в комиссию включают сотрудника, ответственного за охрану труда на предприятии, представителя профсоюза (трудового коллектива), а также других специалистов. Сколько бы ни было членов комиссии, их число должно быть нечетным.
К приказу о создании комиссии прикладывают график проведения специальной оценки условий труда, в котором последовательно расписаны все этапы экспертной оценки и даты их проведения.
Составление перечня рабочих мест
После согласования графика проведения специальной оценки условий труда считают точное количество рабочих мест на предприятии. Для экономии времени вводится понятие аналогичных рабочих мест. Чтобы несколько мест считались таковыми, они должны иметь схожие параметры:
- работники на одних должностях;
- аналогичное оборудование;
- одинаковые должностные инструкции и обязанности;
- одно помещение и другие важные условия труда.
Два одинаковых станка в одном цеху, на которых работают мастера одной квалификации, считаются аналогичными рабочими местами. Но если в одном офисе на одинаковых компьютерах работают сотрудники с разными должностями, их рабочие места аналогичными не считаются. Также аналогичными местами работы не будут считаться транспортные средства, числящиеся за организацией, если они выполняют разные функции. Например, когда одна машина развозит сотрудников по домам, а другая — доставляет заказы.
Чтобы оценить условия труда на аналогичных местах, достаточно рассмотреть 20 % из них, но не меньше двух. Используют следующую формулу: количество мест в перечне = количество аналогичных рабочих мест * 20 %. Если результат меньше двух, округляем до 2. То есть 5 аналогичных мест — это 5*20 % = 1, то есть 2.
Вакантные места при проведении специальной оценки условий труда не учитываются, так как на них нет сотрудников и, соответственно, нет возможности объективно оценить все возможные негативные факторы. Но когда места будут заняты, оценку придется проводить заново для этих рабочих мест.
Основные обязанности комиссии:
- утверждает перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ, с выделением аналогичных рабочих мест*;
- утверждает результаты идентификации вредных и (или) опасных факторов;
- принимает решение о декларировании или проведении исследований и оценки вредных и (или) опасных факторов;
- формирует перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям
- принимает решение об использовании результатов производственного контроля при проведении СОУТ (по представлению эксперта);
- принимает решение о невозможности проведения исследований в случае, угрозы для жизни работников и экспертов и отнесения условий труда к опасному классу;
- принимает решение о снижении класса условий труда по результатам оценки эффективности СИЗ на основании заключения эксперта
- подписывает и утверждает отчет о проведении специальной оценки условий труда..
Карта СОУТ, сроки проведения и иные особенности
В процессе организации и проведения спецоценки необходимо учесть следующее:
- завершение оценки сопряжено с оформлением комплекта документов, в который входит карта СОУТ (раздел 3 приложения № 3 к приказу № 33н).
Полный перечень документов, входящих в отчет по результатам СОУТ, обозначен в ч. 1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ.
- при определении сроков проведения СОУТ следует учитывать, что датой завершения спецоценки является дата утверждения отчета (письмо Минтруда РФ от 13.03.2014 № 17-3/В-113), в связи с чем неутверждение отчета до конца 2018 – основание для получения штрафа в 2019 (о необходимости безусловного завершения СОУТ до конца 2018 изложено, в частности, в письме Минтруда РФ «Об обязанности работодателя по обеспечению…» от 01.06.2018 № 15-4/10/В-4010);
- ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ устанавливает перечень оснований, когда СОУТ проводится во внеочередном порядке, к ним относятся, в частности, случаи появления новых рабочих мест, выдача предписания о проведении внеплановой СОУТ и пр.
Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда?
Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, зависит от того:
√ в какой раз она организуется;
√ что на этих РМ происходило раньше;
√ какие УТ на них сейчас.
1. Компаниям с аттестованными РМ, результаты для которых еще действительны, разрешено впервые организовать СОУТ после окончания прописанного в документах срока. Однако при желании этой даты дожидаться необязательно: организовать спецоценку можно раньше.
2. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» предписывает повторять процедуру СОУТ каждые 5 лет.
3. В случае, когда УТ на РМ оказались допустимыми, в ГИТ подается декларация, в которой написано, что УТ соответствуют трудоохранным гостребованиям. В классическом случае она действует 5 лет. Если за этот срок в плане УТ на РМ все осталось по-прежнему, не произошло НС и ПЗ, то декларация продлевается на аналогичный срок.
4. Закон 426 ФЗ предписывает специальную оценку условий труда организовывать внепланово, если:
• зафиксированы НС, ПЗ (СОУТ проводится для «стратившего» РМ);
• начали эксплуатироваться вновь созданные РМ;
• изменился техпроцесс, произведена переоснастка, были другие изменения, меняющие позиционирование и характеристики неблагоприятных факторов.
При наступлении вышеперечисленных событий за 180 суток с момента, когда они были зафиксированы, нужно успеть организовать специальную оценку условий труда (СОУТ). Когда изменившиеся обстоятельства требуют внеплановой СОУТ, результаты предыдущей аннулируются досрочно.
Когда проводить специальную оценку?
Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2021 года. Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):
- ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
- получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
- изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Можно провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по собственной инициативе (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).
Учитывая, что результаты спецоценки условий труда влияют на применяемый тариф дополнительных страховых взносов, с 1 квартала 2014 года уточнена отчетность в ПФР в этой части. Так, в квартальном расчете по форме РСВ-1 ПФР, утв. Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п, можно выделить следующее:
- раздел 2 дополнен новым подразделом 2.4, в котором отражаются сведения о страховых взносах по доптарифу в зависимости от класса (подкласса) условий труда, который установлен по результатам проведенной спецоценки;
- в раздел 4 добавлены графы 3 и 13, в которых отражаются доначисленные допвзносы, уплачиваемые на основании результатов спецоценки (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ);
- в раздел 6 подраздела 6.7 добавлена графа «Код специальной оценки труда». Значение этих кодов можно найти в приложении № 2 к Порядку заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР.
1. Настоящие Правила устанавливают порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее — реестр).
2. Организация считается допущенной к деятельности по проведению специальной оценки условий труда с даты принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения о ее регистрации в реестре или о возобновлении деятельности организации, в случае если эта деятельность ранее приостанавливалась.
Деятельность организации по проведению специальной оценки условий труда приостанавливается с даты принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения о внесении в реестр записи о приостановлении деятельности организации.
Деятельность организации по проведению специальной оценки условий труда прекращается с даты принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения об исключении ее из реестра.
3. Формирование и ведение реестра осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации с применением стандартизированных технических и программных средств, позволяющих осуществлять в том числе обработку информации на основе использования единых форматов и стандартных протоколов, и с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации.
Приказ о создании комиссии
(В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии); количество членов комиссии, включая председателя, должно быть нечетным)
- Создать комиссию для организации и проведения специальной оценки условий труда в следующем составе:
- Председатель: (например, директор)должность Ф.И.О.
- Член комиссии: должность Ф.И.О.
- Член комиссии: должность Ф.И.О.
- …
- …