Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные требования к рабочему месту с 2021 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Реализация конституционного права на труд в условиях, отвечающих правилам безопасности и гигиены, заключается в том, что, конкретизируя данное право в ст. 219 ТК, государство одновременно определяет его гарантии и возлагает на работодателя в соответствии со ст. 212 ТК обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников, а также предусматривает согласно ст. 419 ТК необходимость государственного контроля (надзора) за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность лиц, виновных в нарушении требований охраны труда.
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
- организации труда и управлению трудом;
- трудоустройству у данного работодателя;
- подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;
- социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
- участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
- материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
- государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- разрешению трудовых споров;
- обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.
VI. Требования охраны труда при разборке (разрушении) зданий и сооружений при их реконструкции или сносе
104. Работодатель обязан в рамках СУОТ с учетом пункта 5 Правил разработать мероприятия обеспечивающие безопасность работников, связанных с опасностями и их источниками, представляющих угрозу жизни и здоровью работников при разборке (разрушении) зданий и сооружений (далее — строения) в процессе их реконструкции или сноса.
105. Разборку (разрушение) строений необходимо осуществлять на основе решений, предусмотренных в организационно-технологической документации на производство работ. Указанные решения должны быть приняты после проведения обследования общего состояния строения, а также фундаментов, стен, колонн, сводов и прочих конструкций. По результатам обследования составляется акт, на основании которого принимается решение о:
- Выборе метода проведения разборки (разрушения)
- Установлении последовательности выполнения работ, исключающих самопроизвольное обрушение конструкций
- Установлении опасных зон при принятом методе разборки (разрушении)и применении при необходимости защитных ограждений
- Временном или постоянном закреплении или усилении конструкций разбираемого строения с целью предотвращения случайного обрушения конструкций
- Мероприятиях по пылеподавлению в процессе разрушения конструкций и их погрузке
- Мерах безопасности при работе на высоте
- Схемах строповки при демонтаже конструкций и оборудования
106. Перед началом работ необходимо ознакомить работников с решениями, предусмотренными в организационно-технологической документации на строительное производство, и провести инструктаж о безопасных методах работ.
Удаление неустойчивых конструкций при разборке строения следует производить в присутствии руководителя (производителя) работ.
107. Работы по разборке (разрушению) строений выполняются после мероприятий, связанных с отселением проживающих в них граждан (выездом расположенных организаций), отключением от сетей водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и электроснабжения, канализации, технологических продуктопроводов и принятием мер против их повреждения.
Как работодателю организовать охрану труда в организации с 1 марта 2022 г.
Работодатель должен, по нашему мнению, утвердить положение о системе управления охраной труда и локальный нормативный акт, в котором он устанавливает порядок реализации мероприятий, связанных с выявлением опасностей, оценкой уровней профессиональных рисков, их снижением. Помимо этого, нужно ежегодно реализовывать мероприятия по улучшению условий и охраны труда. Если работодатель ведет производственную деятельность и у него больше 50 человек, он обязан создать службу охраны труда или ввести у себя должность специалиста по охране труда. Если у работодателя не больше 50 человек, эту службу можно не создавать и такую должность не вводить. В таком случае их функции осуществляет руководитель работодателя (лично ИП). Эти функции могут также выполнять другая организация или ИП, которые оказывают услуги в области охраны труда, с которыми у работодателя должен быть заключен договор ГПХ.
Трудовые обязанности работника
Работники должны:
- соблюдать дисциплину труда;
- своевременно и точно выполнять всю порученную работу, не допускать нарушений срока выполнения заданий;
- использовать рабочее время по назначению, воздерживаться от действий, отвлекающих от выполнения прямых трудовых обязанностей;
соблюдать требования охраны труда, безопасности производственной деятельности и т. п.; - содержать в чистоте и порядке свое рабочее место;
- беречь материальные ценности, оборудование, инструмент.
Должностными обязанностями специалистов наряду с выполнением конкретных функций, предусмотренных соответствующей квалификационной характеристикой должности, может быть предусмотрено обязательное соблюдение на каждом рабочем месте требований по охране труда. А должностными обязанностями руководителей – обеспечение здоровых и безопасных условий труда для подчиненных исполнителей и контроль над соблюдением ими требований нормативных правовых актов по охране труда.
Чаще всего причина невыполнения работником своих должностных обязанностей закладывается уже при разработке должностной инструкции. Неконкретность, непонятность и двусмысленность формулировок приводит к тому, что работник:
а) просто не понимает, какие функции он должен выполнять;
б) использует формулировки как оправдание и базу для того, чтобы ничего не делать или оправдать свои неправильные действия.
Дублирование одних и тех же обязанностей в должностных инструкциях работников, занимающих разные должности, также может стать причиной неисполнения проблемной функции работодателя – той, которая «одна на двоих».
Однако причина нарушения работником своего обязательства выполнять порученную ему работу может заключаться не только в некорректности формулировок обязанностей. Возлагая на работника обязанности, работодатель должен обеспечить его реальными механизмами их исполнения, например, наделить определенными правами или полномочиями по требованию совершения действий от других работников.
Отсутствие функциональных прав в должностной инструкции может свидетельствовать либо о формальном подходе работодателя к определению трудовой функции работника, либо о том, что он не заинтересован в обеспечении реальной возможности выполнения этой функции.
Со своими обязанностями и функциональными правами работник знакомится при заключении трудового договора. Ставя свою подпись под трудовым договором, он тем самым принимает на себя перечисленные в договоре обязанности. Если должностная инструкция оформлена в качестве приложения к трудовому договору, являющегося неотъемлемой его частью, необходимо, чтобы работник подписал и инструкцию.
Только с этого момента у работодателя есть юридические, официально документально оформлены основания требовать от работника исполнения возложенных на него трудовых обязанностей. Такое право ему предоставлено ч.1 ст. 22 ТК РФ. Работнику же ч.2 ст. 21 ТК РФ предписывает добросовестное исполнение своих трудовых обязанностей.
В случае если трудовой договор не заключен в письменной форме, перечень и объем трудовых обязанностей не согласованы (при этом не имеет значения, где они прописаны, в договоре или приложении к нему – должностной инструкции), то одним фактическим допущением работника к работе работодатель не сможет обосновать свою правоту (в суде) по требованию от работника исполнения возложенных на него устно обязанностей.
Согласно Трудовому Кодексу РФ работник имеет право на:
- заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
- предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
- рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
- своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
- отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
- полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
- профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
- объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
- участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
- ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;
- защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
- разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
- возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением т��удовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
- обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
С позиции охраны труда каждый работник имеет право на:
- рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом;
- получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
- отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
- обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
- обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
- профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
- запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
- обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;
- личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования); - компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Поскольку не существуют права без обязанностей, то любой работник обязан:
- добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
соблюдать трудовую дисциплину; - выполнять установленные нормы труда;
- соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
- бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
- незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
В сфере охраны труда работник как исполнитель обязан:
- соблюдать требования охраны труда;
- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
- проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
Другой комментарий к статье 219 Трудового Кодекса РФ
Реализация конституционного права на труд в условиях, отвечающих правилам безопасности и гигиены, заключается в том, что, конкретизируя данное право в ст. 219 ТК, государство одновременно определяет его гарантии и возлагает на работодателя в соответствии со ст. 212 ТК обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников, а также предусматривает согласно ст. 419 ТК необходимость государственного контроля (надзора) за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность лиц, виновных в нарушении требований охраны труда.
Многие права работника в сфере охраны труда, закрепленные в комментируемой статье, конкретизированы в других статьях разд. X «Охрана труда» ТК. Так, многим правам работника (на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, на информацию об условиях труда на рабочем месте и др.) соответствуют обязанности работодателя, закрепленные в ст. 212 ТК. Отдельные права работника рассматриваются одновременно с гарантиями, закрепленными в ст. 220 ТК. Очень важным является право работника на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Это право работников обеспечивается гарантиями государства на защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (ч. 1 ст. 220 ТК).
В связи с этим важно, что комментируемая статья предусматривает возможность отказа работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда. При этом следует отметить, что в соответствии с ч. 7 ст. 220 ТК такой отказ, а также отказ от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренными трудовым договором, не влечет за собой привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Если в подобных ситуациях предоставление работнику другой работы невозможно, то представляется, что время простоя работника должно оплачиваться в соответствии со ст. 157 ТК как простой не по его вине.
Работник имеет право на обеспечение бесплатно за счет работодателя средствами индивидуальной и коллективной защиты по нормам и срокам использования, предусмотренным трудовым законодательством, причем эти средства должны быть надлежащего качества (см. коммент. к ст. 221 и коммент. к ст. 212).
Работник имеет право на обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя начиная с момента приема его на работу. Такое обучение проводится посредством проведения предварительного, текущего и других видов инструктажа, а также организации группового или индивидуального технического обучения в различных формах (см. коммент. к ст. 225).
В соответствии с абз. 14 ст. 356 ТК праву работника на запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного контроля (надзора) корреспондируют соответствующие полномочия этих органов.
Работник вправе лично или через своих представителей участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасности условий труда на рабочем месте, а также в расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания.
В соответствии с медицинскими рекомендациями работник имеет право на внеочередной медицинский осмотр (обследование) с сохранением на это время места работы и среднего заработка. Подобное медицинское обследование на таких же условиях может проводиться и в стационаре (см. коммент. к ст. 185).
Работники, занятые на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеют право на компенсации, установленные законом, коллективным или трудовым договором (соглашением).
Организация охраны труда
Организация охраны труда, прежде всего, включает государственное управление охраной труда, которое согласно ст. 216 ТК РФ осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими органами в пределах их полномочий. На территории субъектов РФ деятельность федеральных органов сочетается с управлением, осуществляемым соответствующими органами субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.
В целях государственного управления охраной труда уточняется разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в дополнение к ст. 6 ТК РФ, устанавливающей указанное разграничение.
В соответствии с ч. 5 ст. 216 ТК РФ Правительство РФ, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда; разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением; устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников и др.
Согласно ч. 6 ст. 216 ТК РФ органы субъектов РФ в области охраны труда обеспечивают реализацию на территории субъектов РФ государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда; разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда; организуют проведение на территории субъекта РФ в установленном порядке обучение по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей и т.д.
Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ (ч. 4 ст. 216 ТК РФ). Федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда и управляющим охраной труда, по поручению Правительства РФ является Министерство труда и социальной защиты РФ. Положение о Министерстве утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации».
Согласно этому Положению Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, включая вопросы: оплаты труда, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы и т.д. Минтруд России осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости (Роструд).
Положение о Федеральной службе по труду и занятости утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324. Роструд является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством РФ для социально незащищенных категорий граждан.
В организации охраны труда значение имеет государственная экспертиза условий труда (ст. 216.1 ТК РФ), осуществляемая Рострудом и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Требования охраны труда к организации рабочих мест
- Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится путем инструментальных измерений Аттестующей организацией. Измерения и оценки оформляются протоколом. Протоколы измерений и оценок оформляются по каждому фактору, подлежащему оценке.
- Объектами оценки травмоопасности рабочих мест являются: производственное оборудование; приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов; соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда
- Результаты оценки травмоопасности рабочего места оформляются протоколом оценки травмоопасности рабочего места.
Рабочее место: каким оно должно быть?
Статья 8. Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
обязательное социальное от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации;
получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;
отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда;
обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;
личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;
внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра;
компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.
Рабочее место не соответствует требованиям охраны труда
В соответствии с подпунктом 3 части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.
Как установлено пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Далее в пункте 2 вышеназванной статьи Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест.
В настоящее время действует СанПиН 2.2.4.548-96. 2.2.4. «Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы», утвержденный Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 01.10.1996 №21, в котором установлены допустимые условия микроклимата на рабочем месте.
В силу абзаца 15 пункта 1 статьи 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда ведет прием и
рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.
Аналогичное правило содержится в пункте 9.10 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.07.2009 №378н «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости»
Таким образом, работнику, права которого нарушены, необходимо обратиться с заявлением (жалобой) в Государственную инспекцию труда, находящейся в субъекте Российской Федерации, на территории которого он работает, с требованием провести проверку о соблюдении работодателем норм об охране труда. К заявлению могут быть приложены материалы фото-, или видеосъемки рабочего места.
Как установлено абзацем 2 пункта 1 статьи 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соответственно, государственная инспекция труда будет обязана провести проверку по заявлению о соблюдении работодателем требований об охране труда».
Контроль состояния охраны труда на рабочих местах в ОАО «РЖД».
Основными видами контроля и надзора за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте являются:
- Государственный контроль и надзор;
- Ведомственный контроль:
- Комплексные проверки;
- Целевые проверки;
- Оперативный контроль
- Общественный контроль;
- Производственный контроль.
Государственный контроль и надзор осуществляется федеральной инспекцией труда и иными федеральными органами контроля.
Ведомственный контроль осуществляется:
- Департаментом охраны труда ОАО «РЖД»;
- Службами охраны труда железных дорог;
- Руководителями предприятий и учреждений;
- Ведомственными органами контроля и надзора ( Ростехнадзор);
- Общественный контроль осуществляется Российским профсоюзом железнодорожников.
Комплексные и целевые проверки для осуществления контроля состояния охраны труда проводятся на основании ежегодных статистических отчетов, анализа производственного травматизма на железных дорогах.
Комплексные проверки проводятся не реже одного раза в 5 лет.
Целевые проверки проводятся для контроля за состоянием отдельных вопросов охраны труда.
Службы охраны труда железных дорог проводят целевые проверки в отраслевых службах управлений дорог.
Оперативный контроль за состоянием охраны труда проводится руководителями и специалистами управлений и отделений дороги при посещении ими предприятий.
Ранее на территории Российской Федерации действовало Постановление Минтруда РФ от 12 октября 1994 г. № 65 «Об утверждении Типового положения о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций».
Постановлением Минтруда РФ от 15 октября 2001 г. № 74 вышеуказанное постановление признано утратившим силу. В данный момент сохраняет действие приказ Минобразования РФ от 22 апреля 1997 г. № 779 «Об обучении и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов системы Минобразования России» и Приказ Минздрава РФ от 7 мая 1998 г. № 155 «Об организации обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов системы Минздрава России».
Сегодня федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, предприятиям необходимо разработать с учетом своей специфики соответствующие положения.
Поступившие на предприятие руководители и специалисты проходят вводный инструктаж, который проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом руководителя возложены эти обязанности.
Для проведения проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов на предприятии приказом (распоряжением) их руководителей создаются аттестационные комиссии по проверке знаний (одна или несколько). В состав комиссии включаются руководители и специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и др.), государственные инспектора по охране труда (по согласованию с ними), представители соответствующего выборного профсоюзного органа.
Конкретный состав, порядок и форму работы комиссии определяют руководители предприятий.
Члены комиссии по проверке знаний должны иметь документ, удостоверяющий их полномочия, и пройти проверку знаний по охране труда. Если численность предприятия не позволяет создать комиссию по проверке знаний, то проверка знаний руководителей и специалистов таких предприятий, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, связанной с работами, к которым предъявляются дополнительные требования по охране труда, должна проводится в комиссиях по проверке знаний учебных центров, комбинатов, институтов, имеющих специальное разрешение.
Результаты проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий оформляются протоколами определенной формы. Лицам, прошедшим проверку знаний по охране труда, выдаются удостоверения.
Контроль за своевременным проведением проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий осуществляется государственной инспекцией по труду.
Обязанности работника в области охраны труда
Охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ). Статья 214 ТК РФ предусматривает всего пять обязанностей работника в данной области.
1. Соблюдать требования охраны труда — государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
Разъясним. Стандарты безопасности труда введены ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования» и ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию». Но эти документы скорее предназначены для работодателя, который на их основе разрабатывает и принимает локальные нормативные акты в этой области для своего учреждения.
Требования охраны труда, которые должны выполнять работники, как правило, содержатся в правилах внутреннего трудового распорядка и инструкциях по охране труда. Отметим, что последний документ Роструд всегда запрашивает при проведении контрольных мероприятий в области охраны труда.
Система охраны труда – это система сохранения жизни и здоровья работников. Правила и порядок охраны труда работников регулирует Трудовой кодекс РФ. Ранее организация системы охраны труда на предприятии велась на основании положений Федерального закона от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ». Закон об охране труда утратил силу с 5 октября 2006 года.
Охрана труда работников включает в себя создание работоспособной системы управления охраной труда в компании (ст. 217 ТК РФ).
Создать службу охраны труда или принять специалиста в этой области необходимо всем организациям и предпринимателям с численностью сотрудников более 50 человек. Причем данное условие справедливо не только для работодателей-производителей, но и для тех, кто ведет деятельность в сфере услуг (письмо Минтруда от 10.06.2016 № 5-2/ООГ-2136).
Служба будет следить за условиями работы в компании или у ИП, контролировать безопасность работы на оборудовании, расследовать несчастные случаи на производстве, а также обучать сотрудников.
В организации, где работают не более 50 человек, функции по аудиту охраны труда по ТК РФ могут быть возложены на любого сотрудника — в порядке совмещения или по совместительству. Например, бухгалтера, кадровика, руководителя производственного цеха или начальника отдела продаж. Но только если этот человек согласен на такие изменения. Если расширить перечень обязанностей в одностороннем порядке, то потом сотрудник сможет оспорить их в суде (решение Центрального районного суда г. Сочи от 03.07.2014 № 2-2795/2014).
Характеристики ст. 219 ТК
Данная статья имеет списочный характер. В ней указано, что любой сотрудник имеет право на:
- рабочее место, подходящее под актуальные стандарты по охране труда;
- соцстрахование от профзаболеваний и несчастных случаев;
- получение корректных данных от нанимателя, профильных госструктур и организаций о параметрах охраны труда, рисках работы, профилактических мерах по минимизации влияния негативных факторов;
- отказ от работы в ситуации, когда ему угрожает опасность из-за нарушения принципов охраны труда – до устранения причин данной ситуации (если другое не предусмотрено актуальным законодательством);
- получение от нанимателя и за его счёт соответствующих средств защиты;
- обучение за счёт нанимателя безопасным приёмам трудовой деятельности;
- профобразование за счёт нанимателя в ситуации ликвидации рабочего места из-за пренебрежения требованиями по охране труда;
- запрос о проверке параметров его работы, с точки зрения охраны труда, госструктурой, занимающейся контролем со стороны государства, а также другими профильными госструктурами и представителями профсоюзов;
- направление обращения в госструктуры, местные органы, к нанимателю, в профсоюзы и аналогичные организации по аспектам охраны труда;
- участие, как личное, так и опосредованное, в разборе вопросов по созданию безопасных условий трудовой деятельности, а также в расследовании происшедшего с ним на работе несчастного случая или профзаболевания;
- внеочередной медосмотр по соответствующим показателям с сохранением на это время позиции и средней зарплаты;
- получение соответствующих льгот, предусмотренных ТК, колдоговором и другими источниками, при работе в опасных условиях.
Указано, что льготы, положенные лицам, работающим в опасных условиях, вводятся в порядке, описанном в ст. 92, 117 и 147 ТК. Подчёркнуто, что для этих лиц возможны и иные льготы. Они описываются в колдоговорах или локальных актах с учётом экономического состояния нанимателя.