Госдума: следователям СК РФ предлагают дать почти депутатскую неприкосновенность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госдума: следователям СК РФ предлагают дать почти депутатскую неприкосновенность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Отвечая на вопрос, что такое Следственный комитет РФ, можно сказать, что это государственный орган, который занимается предварительным расследованием преступлений. Казалось бы, полиция тоже занимается расследованием преступлений, в чем тогда отличие?

Разъяснение границ полномочий органов Следственного комитета России

Право граждан на обращение

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции Российской Федерации).

Обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу, в соответствии с их компетенцией подлежит регистрации и рассмотрению. Гражданин имеет право получить ответ по существу поставленных вопросов. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации (Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Обращения рассматриваются теми органами, которые правомочны их разрешать. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Порядок приема и рассмотрения сообщений о преступлениях

Российским законодательством, ведомственными нормативными актами четко определены полномочия должностных лиц органов Следственного комитета России, пределы осуществления ими вмешательства в жизнь и деятельность граждан России, хозяйствующих субъектов, государственных и муниципальных органов, учреждений и предприятий.

Создание Следственного комитета преследует одну единственную цель- расследование преступлений, отнесенных в соответствии со ст. 151 УПК РФ к подследственности Следственного комитета Российской Федерации (ниже по тексту приводится выдержка из Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации), и соответственно проведение проверок в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ по сообщениям о совершении преступлений указанной категории.

Обращения, подведомственные Следственному Управлению

Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Основными задачами Следственного комитета являются:

1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

6) участие в разработке мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

8) определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле в следственных органах Следственного комитета.

(Положение о Следственном комитете Российской Федерации, утверждено Указом Президента Российской Федерации № 38 от 14.01.2011).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 403-ФЗ от 28.12.2010 «О Следственном комитете Российской Федерации», основными задачами Следственного комитета являются: оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации; обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина.

В связи с этим хотелось бы отметить, что решение вопросов законности и обоснованности действий и решений сотрудников Министерства внутренних дел, прокуратуры и суда Российской Федерации не входят в компетенцию органов Следственного комитета Российской Федерации России.

Обращения граждан, в которых они выражают свое несогласие с произведенными процессуальными действиями или принятыми процессуальными решениями должностных лиц указанных органов, не могут быть разрешены по существу должностными лицами органов Следственного комитета Российской Федерации и подлежат направлению в компетентные органы.

В целях оперативного рассмотрения обращений граждан, последним разъясняется, что в случае их несогласия с действиями и решениями сотрудников Министерства внутренних дел, прокуратуры и суда Российской Федерации они вправе обратиться с жалобой вышестоящему руководителю должностного лица государственного органа, с действиями и решениями которого они не согласны либо в суд.

Анализ работы по рассмотрению обращений граждан следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Забайкальскому краю в сфере рассмотрения обращений пок��зал, что имеется необходимость в разъяснении гражданам некоторых положений нормативных актов, регламентирующих работу следственных органов СК России, а также доведения до граждан пределов компетенции сотрудников Следственного комитета Российской Федерации.

Порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в системе Следственного комитета Российской Федерации регламентирован Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 11.10.2012 № 72.

п. 20. указанной инструкции, с которым связано наибольшее количество вопросов, возникающих при рассмотрении обращений граждан, и в соответствии с которым сообщения, заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге регистрации сообщений о преступлении и не требуют проверки в порядке, предусмотренном статьями 144- 145 УПК РФ.

Включение в Инструкцию данной нормы, регулирующей порядок приема и регистрации сообщений о преступлениях, обусловлено многочисленными заявлениями, в которых граждане просят привлечь то или иное лицо к уголовной ответственности по соответствующей статье УК РФ, при отсутствии в заявлении описания, в чем конкретно выразилось совершение уголовно-наказуемого деяния, в чем заключаются преступные последствия и причинная связь между ними.

Законодательство Российской Федерации предусматривает различные виды ответственности за соответствующие нарушения закона: гражданско-правовую, административную, дисциплинарную. Уголовная ответственность предусмотрена за наиболее тяжкие, представляющие повышенную общественную опасность деяния.

Проведение по заявлениям, заведомо не содержащим сведений о совершении каких-либо преступлений, проверок в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ влечет нарушение нормального функционирования следственных органов, незаконное отвлечение сил и средств на разрешение вопросов, не входящих в компетенцию органов Следственного комитета России.

В следственное управление поступали и продолжают поступать многочисленные заявления с требованием привлечения к уголовной ответственности судей, прокуроров, руководителей следственных органов, следователей в связи с несогласием с действиями и решениями, принятыми в ходе расследования и рассмотрения уголовных и гражданских дел, обращений граждан, в том числе и сообщений о преступлениях.

Пополнение штата СК РФ

Определение 3

Служба в Следственном комитете РФ — федеральная государственная служба.

Другими словами, следователи и иные должностные лица СК страны считаются федеральными муниципальными служащими, исполняющими прямые обязанности по замещаемой должности федеральной госслужбы с учетом индивидуальностей, предусмотренных законодательством о Следственном комитете РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.

Читайте также:  Программа «Молодая семья» в 2023 году и какие условия получения
Вывод 1

Это означает, что на служащих органов СК РФ, куда входит и главное следственное управление, распространено трудовое законодательство (с учетом специфичности службы).

Прием сотрудников в Следственный комитет РФ осуществляется на основании соответствующих законов и положений о государственных служащих. В СК РФ могут быть приняты только резиденты РФ.

Исключительные случаи — пополнение штата следователей местных, городских следственных отделов и следственных филиалов. Здесь на должности СК могут назначаться лица, окончившие 3 курса университета по юридической специальности.

На отдельные должности федеральной госслужбы в СК РФ могут принять и без высшего юридического образования. В этом случае у кандидата должно быть иное в/о, которое будет соответствовать замещаемой должности.

Не имеющим право поступать на госслужбу в СК РФ относятся граждане:

  • недееспособные, ограниченно дееспособные;
  • осужденные за преступления;
  • имевшие судимость, которая снята или же погашена;
  • в отношении которых исполняется уголовное преследование;
  • уголовное преследование прекращено за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, в связи с инициативным раскаянием и т.п.;
  • отказавшиеся предоставить должную информацию,
  • препятствующие предоставлению информации;
  • имеющие заболевание, ограничивающее выполнение служебных обязанностей;
  • находящиеся в родственных связях с сотрудниками СК РФ;
  • лишенные гражданства РФ;
  • иностранцы, кроме случаев с международными контрактами;
  • предоставившие недостоверные сведения о себе, родственниках при поступлении на следственную службу.

Граждане, с высшим юридическим образованием, которое получили по договорам о мотивированном обучении, заключенным ими со Следственным комитетом РФ (за счет средств федерального бюджета), должны пройти службу в следственных органах или же учреждениях комитета по соответствующей специализации не менее 5 лет.

Какие есть должности?

Казалось бы, должностей в Следственном комитете не так много: следователи и их начальники, но самом деле это совершенно не так.

Во главе Следственного комитета стоит председатель. Далее идет его первый заместитель и другие заместители. Вообще в Центральном аппарате работают огромное количество работников, имеющие должность референта, советника, консультанта, главного специалиста и т. д.

Если мы говорим о Следственном управлении, то тут тоже идут должности в виде начальника, заместителя отдела, заместителя управления, главного специалиста и др.

По сути на районном уровне мы видим примерно такую же структуру, в виде начальников, специалистов, замов и др.

Нельзя забывать, что существуют образовательные учреждения Следственного комитета. Здесь уже структура похожа на обычный университет, ректоры, деканы, преподаватели, методисты и т. д. Все это имеет определенный должности.

Какие есть условия для трудоустройства

При поступлении на работу в Следственный комитет, необходимо выяснить какие есть условия для трудоустройства.

При поступлении в государственные органы, такие условия для трудоустройства довольно непростые. Необходимо пройти медицинскую комиссию, где должны быть положительными анализы, сердце, зрение, слух и т. д. Таким образом, следователь должен быть полностью здоровым и способным к выполнению службы.

Прохождение медицинской комиссию зачастую затягивается, так как прежде, чем ее пройти необходимо собрать все справки. Обычно список нужных справок дают при поступлении на работу.

Помимо таких справок о здоровье необходимо наличие справок о том, состоит ли на учете будущий работник в наркологическом и психологическом диспансере. Естественно, работник Следственного комитета не должен состоять на данных учетах, так как он имеет весьма ответственную работу, на которой может решаться судьба других людей.

При сборе всех необходимых документов, как раз начинается та самая медицинская комиссия. Большинство людей ее сдают без проблем, но иногда все же случается определенные затруднения, в одном случае это исправляется дополнительной справкой, в другом это является препятствием для поступления в ряды следователей.

Помимо этого, обязательно прохождение профотбора. В большинстве своем здесь вопросы не очень сложные, поэтому обычный человек пройдет его без каких-либо проблем. К тому же, если человек хочет вступить в ряды следователей и понимает, чем они занимаются в полной мере, то он будет честным на профотборе.

Следственный комитет – это одна из тех структур, где при прохождении вступительных испытаний необходимо пройти полиграф. В принципе если человек не имел проблем с законом, с проблемами не связаны близкие и т. д., то полиграф пройти не проблема. Тем не менее, на данной стадии очень часто отсеиваются будущие кадры, которые в принципе то и ни в чем не виноваты, тем не менее, имеющие какую-нибудь небольшую проблему в прошлом.

Уникальную систему приема граждан по личным вопросам ввел в практику председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. Кроме него ни один глава ведомства в стране и тем более ни один руководитель силовой структуры не приглашает участвовать в личном приеме граждан, еще и тех, на кого люди решили пожаловаться. Как говорится, чтобы в глаза друг другу посмотрели.

Вечером как раз закончился именно такой прием, в котором глава СКР попросил поучаствовать своих подчиненных — руководителей и сотрудников следственных управлений по Воронежской, Саратовской и Ярославской областям. Это на их уголовные дела пожаловались граждане.

Две женщины из Воронежской области — мать и бабушка погибшего два года назад от удара электротоком мальчика — пожаловались Александру Бастрыкину на ход следствия. По их словам, расследование неоднократно приостанавливалось и прекращалось. В самом деле остались противоречия, и не установлена настоящая причина трагедии.

Судя по материалам уголовного дела, ребенок получил смертельное поражение током из-за обрыва провода линии электропередач. Следователи территориального подразделения пришли к выводу, что «событие преступления отсутствует».

Следователи написали, что причиной произошедшего стали неосторожные действия находившегося с мальчиком старшего брата, который бросил на провода «металлический фрагмент».

Вот только мать и бабушка погибшего ребенка с этим не согласны. Они считают, что трагедия связана с плохим обслуживанием линии электропередачи работниками ООО «Энергия». Но эта версия не заинтересовала следователей.

Александр Бастрыкин, выразив соболезнования матери и бабушке ребенка, раскритиковал работу территориального следственного управления и его руководителя Кирилла Левита. Глава Следственного комитета назначил проверку по фактам, о которых говорили женщины. А само расследование дела, по решению главы ведомства, будет продолжено, но уже в центральном аппарате СКР.

Пришла на этот личный прием и жительница Саратовской области. Она рассказала про свое горе — исчезновение приемной дочери. В феврале 2020 года 22-летняя девушка ночью вышла от знакомой и пропала без вести. Через несколько месяцев недалеко от села Хлебновка были обнаружены костные останки. Экспертиза подтвердила, что они принадлежат пропавшей девушке. Но вот установить причину ее смерти следователям не удалось. Поэтому уголовное дело было прекращено.

Приемная мать не согласилась с такими результатами расследования. Она попросила Александра Бастрыкина назначить повторные экспертизы. А если они подтвердят, что найдены останки ее приемной дочери, то установить, что же случилось.

Председатель СК выслушал женщину, а потом своих подчиненных. Если выразиться очень дипломатично, то Александр Бастрыкин «крайне негативно» оценил работу регионального следствия. Он «указал на отсутствие заинтересованности следователей в установлении истины по делу и их отстраненность от чужой беды». Глава ведомства поставил на контроль ход расследования и порядок выполнения данных им указаний в центральном аппарате.

Выслушал Александр Бастрыкин и жительницу Ярославской области, муж которой пропал без вести в 2009 году. Через 10 лет, в марте 2019 года, в заброшенном гараже был обнаружен его автомобиль с пулевым отверстием. По словам женщины, убийство ее супруга было совершено из-за конфликта на почве долгов — погибшему просто не хотели возвращать деньги.

Расследование осложнено тем, что предполагаемых заказчика и исполнителя преступления уже нет в живых. Женщина пожаловалась на длительность расследования и попросила найти останки погибшего супруга. Бастрыкин поручил передать уголовное дело для дальнейшего расследования в центральный аппарат ведомства, дав своим подчиненным поручения по поиску.

Читайте также:  Оформление сотрудников по договорам ГПХ: преимущества и подводные камни

По всем фактам халтурного расследования дел, о которых говорили на приеме люди, Александр Бастрыкин поручил провести служебные проверки своих подчиненных, которые эти расследования вели. Потом он поручил, как выражаются в этом ведомстве, «оказать криминалистическое сопровождение» продолжениям расследований. Это сделает Главное управления криминалистики — его Криминалистический центр.

Закончил прием Александр Бастрыкин многообещающей фразой — он сказал, что готов повторно встретиться с теми, кто был у него на этом приеме, «в случае недостаточности принятых мер».

Основные задачи, поставленные перед Следственным комитетом

Орган создавался для того, чтобы выполнять основные задачи:

  • Оперативно и качественно расследовать преступления в соответствии с установленными уголовными и процессуальными законами РФ.
  • Обеспечивать соблюдение законов при приеме всей поступившей в орган информации о преступлениях, а также защищать права и свободу человека.
  • Осуществлять контроль над работой следственных органов и должностных лиц СК.
  • Одной из задач комитета является выявление обстоятельств, которые помогают доводить расследование преступных деяний до конца и принимать все возможные меры по их устранению.
  • Осуществлять в рамках своих полномочий сотрудничество с органами других государств в сфере судопроизводства.
  • Разрабатывать все меры по реализации политики в государстве в сфере исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве.
  • Совершенствовать нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности.
  • Определять порядок и представлять отчеты по проведению следственных мероприятий.
  • Организовывать проведение мероприятий, которые направлены на защиту прав гражданина.
  • Принуждать граждан не только знать, но соблюдать и выполнять все законы нашего государства.
  • Осуществлять постоянный контроль над работой нижестоящих сотрудников.

Чем занимается следственный комитет и на каких принципах основана деятельность данной организации?

Полномочия следователя Следственного комитета Российской Федерации и подследственные им уголовные дела

В настоящее время Следственный комитет — это независимая структура в системе государственных органов, подчиненная исключительно главе государства — Президенту Российской Федерации и действующая только в рамках закона.

Главным достижением Следственного комитета является то, что в это непростое для государства время, находясь с первых же дней своей деятельности в центре событий, все усилия были направлены на противодействие организованной преступности, терроризму, рейдерским захватам крупных предприятий, взяточничеству, другим тяжким и особо тяжким преступлениям.

С момента создания Следственного комитета следователями рассмотрено около трех миллионов сообщений о преступлениях, возбуждено сотни тысяч уголовных дел, в ходе расследования которых раскрыто около двух тысяч убийств, более тысячи фактов причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом и около тысячи изнасилований. Именно поэтому граждане, пострадавшие от беззакония, все чаще обращаются за помощью именно в Следственный комитет. Рост доверия населения — это главный критерий оценки работы Следственного комитета.

Предварительное следствие следователями СК РФ производится, согласно подследственности установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ.

Следователь – это должностное лицо Следственного комитета РФ, уполномоченное осуществлять предварительное следствие, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (ст. 38 УПК).

Следователь выполняет не только функцию уголовного преследования. Он обязан полно, объективно и всесторонне исследовать как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства; обоснованно применить меры принуждения, обеспечить права участников процесса (в том числе право на защиту); и в некоторых случаях разрешить все уголовное дело путем его прекращения.

Следователи Следственного комитета РФ вправе проводить дознание по делу в установленных УПК случаях (ст. 151).

Процессуальная самостоятельность следователя является одной из главных характеристик его статуса. Она включает в себя:

[1]

— самостоятельность принятия всех решений о направлении следствия и производстве следственных действий, за исключением случаев, когда законом предусмотрено их санкционирование судом или руководителем следственного органа. Следователь вправе давать органам дознания поручения по находящимся в его производстве делам.

— полную персональную ответственность следователя за законность, обоснованность и своевременность принятых решений и проведенных действий.

Требования, предъявляемые к сотрудникам комитета

Если человек принял решение заниматься следственной деятельностью и работать в следственном комитете, то он должен понимать, что к каждому сотруднику предъявляются особые требования. Среди профессиональных и личных качества можно отметить следующие:

  • Отличное знание законодательной базы.
  • Широкий кругозор.
  • Свободное владение юридическим языком.
  • Ответственное отношение к своему делу.
  • Стрессоустойчивость.
  • Умение работать с информацией и выделять из нее главное.
  • Дисциплинированность.
  • Умение налаживать контакт с людьми.
  • Вежливость.
  • Трудолюбие.
  • Самоотверженная преданность своему делу.

Но имеется также то, на что работник СК не имеет права:

  • Сотруднику нельзя входить в политическое объединение, выдвигать свою кандидатуру на выборную должность и заниматься общественной деятельностью.
  • Совмещать работу в СК с другими видами деятельности.
  • Входить в состав органов управления на территории государства.

Но чем занимается следователь следственного комитета, какие полномочия на него возложены?

Чем отличается прокуратура от следственного комитета?

Россияне старшего поколения твердо уверены, что полиция расследует преступления небольшой тяжести. А тяжкими преступлениями, такими как убийство, занимается прокуратура.

То, что было заложено в память с детства, позабыть сложно. Для таких людей у нас шокирующая новость: прокуратура вообще не расследует преступления. Причем уже давно. 15 января 2011 года имевшийся в прокуратуре следственный отдел был выделен в отдельную структуру, названную следственным комитетом (СК).

Давайте выясним, чем отличается следственный комитет от прокуратуры и какая из этих структур главная. Если к вам предъявляют претензии прокуратура или следственный комитет, отличие для вас не велико — ваши дела довольно плохи. Обязательно наймите себе адвоката.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 33 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Разделение руководящих полномочий по целям

По поставленным следственным руководителем целям все его полномочия и полномочия заместителя руководителя следственного органа включают два вида обязанностей и прав в реализации досудебного следствия:

  • обязанности и права, которые являются средством выявления потенциальных или совершенных упущений, ошибок или нарушений законодательства со стороны следователей, которые расследуют конкретные уголовные дела;
  • обязанности и права, которые являются средством исправления и устранения установленных руководителем упущений, ошибок или нарушений, допущенных следователями в процессе проведения предварительного этапа следствия.

Каждый из указанных видов обязанностей не только выявляет и устраняет нарушения со стороны подчиненных, но и способствует в результате проведению полного, всестороннего и объективного производства предварительного этапа следствия.

Иная классификация полномочий руководителя следственного органа по УПК

Как участник процесса уголовного досудебного и судебного разбирательства руководитель следствия выполняет различные виды полномочий, распределенных по следующим группам:

  • контроль над проводимыми следователями органов расследованиями дел уголовной направленности;
  • руководство деятельностью подчиненных руководителю лиц и дача различных указаний и поручений сотрудникам;
  • процессуально-организационное руководство деятельностью подразделения следствия, включающее распределение поступивших дел уголовного характера между конкретными следователями;
  • персональное проведение мероприятий в рамках проводимого предварительного этапа следствия.

Общие руководящие полномочия

В полномочия руководителя следственного органа входят следующие обязанности и права:

  1. Право на поручение производства предварительного этапа следствия конкретному следователю или следственной группе, включая право на изъятие дела из производства одного сотрудника с передачей для проведения необходимых следственных действий другому следователю. При передаче дела руководитель обязан письменно указать объективные основания передачи дела. Кроме того, сюда входит полномочие по созданию группы следователей или изменению ее состава, а также принятие дела в собственное уголовное производство.
  2. Анализ и исследование материалов проверки по сообщениям граждан о преступлениях, исследование документов по расследуемым уголовным делам, отмена незаконных или необоснованных постановлений следователей.
  3. Отмена незаконных или необоснованных постановлений руководителей, следователей или дознавателей других органов предварительного расследования по делам, которые находятся в работе у подчиненного данному руководителю органа следствия. На основании этого права полномочия руководителя следственного органа включают дозволение изучать материалы и документы, вынесенные иными, не относящимися к данному органу, следователями, если эти документы являются частью рассматриваемого подчиненными этого руководителя дела.
  4. Предоставление ведущему дело следователю указаний относительно направления расследования; производства отдельных действий следственного типа; привлечения подозреваемого лица в качестве обвиняемого; избрания по отношению к подозреваемому или обвиняемому пресекательной меры; квалификации совершенного преступления и объема входящего в него обвинения; личного рассмотрения сообщений о планируемых, совершаемых или совершенных преступлениях; участия руководителя в проверке по факту сообщений о преступлениях.
  5. Организационные функции руководителя следственного органа, включая дачу согласия на прошение следователя установить, продлить, отменить или изменить подозреваемому или обвиняемому пресекательную меру, провести иные процессуальные действия и прочее. Согласие в этом случае оформляется в письменном виде, и санкционированный руководителем документ направляется в суд для вынесения решения. Если прошение (ходатайство) такого типа поступило от подчиненного следователя, полномочия руководителя следственного органа включают право на личный допрос подозреваемого или обвиняемого без переоформления дела в свое производство. Полномочие на допрос лица, в отношении которого избирается пресекательная мера, до передачи материалов дела в суд, является правом руководителя (не обязанностью).
  6. Дача разрешения на отводы, которые были заявлены подозреваемым или обвиняемым (а также прочими участниками рассмотрения дела), по отношению к ведущему следователю, а также дача разрешения на самоотвод ведущего уголовное дело сотрудника.
  7. Отстранение следователя от проведения дальнейших следственных или процессуальных действий в рамках расследования уголовного дела, если этим лицом были допущены нарушения требований уголовно-процессуального законодательства.
  8. Отмена незаконных или необоснованных постановлений нижестоящих руководителей органов следствия в порядке, определенном Уголовно-процессуальным кодексом.
  9. Продление сроков предварительного этапа расследования по ходатайству ведущего дело следователя.
  10. Утверждение постановлений следователей о прекращении рассмотрения уголовного дела и об осуществлении поддержки обвиняемого со стороны государственного защитника.
  11. Дача письменного согласия следователю, который проводил расследование предварительного типа в отношении дела об уголовном правонарушении, на обжалование в течение 72-х часов после постановления прокурора. Полномочия руководителя следственного органа также включают право на самостоятельное направление возражений на прокурорские постановления. Возвращение дела об уголовном правонарушении ведущему следователю для проведения дополнительных процессуальных или следственных мероприятий. Возвращение материалов сопровождается письменными указаниями относительно действий, которые необходимо провести.

Какими делами и вопросами занимается Следственный комитет России

Основной задачей следственных органов СК России является проведение проверок сообщений о преступлении и расследование преступлений, отнесенных в соответствии со ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) к подследственности следователей СК России.

Это тяжкие и особо тяжкие преступления – убийство, причинение тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, похищение человека, террористические акты, захват заложников, коррупционные преступления – получение и дача взятки, должностные преступления – злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий, налоговые преступления.

Кроме того, к подследственности следователей СК России отнесены отдельные преступления небольшой и средней тяжести – нарушение неприкосновенности жилища, нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Также следователями СК России расследуются тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними или в отношении них, и преступления, совершенные специальными субъектами – депутатами и кандидатами в депутаты различных уровней власти, судьями, прокурорами, следователями всех правоохранительных органов, адвокатами и др.

Соответственно, по существу в следственных органах СК России будут рассмотрены поступающие сообщения о преступлениях, отнесенных к подследственности следственных органов СК России, ходатайства и жалобы по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в производстве, жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц следственных органов СК России, предложения о совершенствовании их деятельности.

Обращаем внимание, что следственные органы СК России не являются контролирующими органами и не наделены правом рассмотрения гражданско-правовых и административных споров, а также функциями по надзору за деятельностью иных правоохранительных органов. Следственные органы СК России не вправе давать оценку законности действий (бездействия) и решений государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, руководителей организаций и граждан, не связанных с подготовкой или совершением преступлений.

Наши новости в сообществе в Viber!

Дополнительно сообщаем, что следственные органы СК России не в праве давать оценку законности и обоснованности вынесенным судебным решениям. Обжалование указанных решений производится в вышестоящий судебный орган.

Просим также учитывать, что следователи, дознаватели, оперативные службы органов полиции и иных правоохранительных органов не находятся в подчинении СК России, поэтому решения, принятые работниками иных органов правопорядка, следует обжаловать непосредственно в орган, принявший решение (вышестоящему должностному лицу), прокурору или в суд. Поступающие обращения граждан по вопросам несогласия с действиями (бездействием), процессуальными решениями органов полиции, прокуратуры, суда не могут быть рассмотрены по существу органами СК России и подлежат направлению в компетентные органы в течение 7 дней со дня их поступления.

К компетенции следственных органов СК России не относятся также обращения граждан по вопросам разрешения трудовых споров, некачественного обеспечения коммунальными услугами, предоставления жилья, компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, жалобы на неэффективное рассмотрение обращений граждан иными государственными органами.

Разъясняем, что обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов и следователями, и в связи с этим ставят вопрос о привлечении их к ответственности, высказывая предположение о возможном совершении указанными лицами должностного преступления, при отсутствии в них конкретных данных о признаках преступления, не требуют проверки в порядке, предусмотренном ст.ст. 144, 145 УПК РФ.

Проверка законности и обоснованности решений, принятых указанными должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.

В целях оперативного разрешения по существу обращений по вопросам, не относящимся к предмету ведения следственных органов СК России, гражданам рекомендуется обращаться непосредственно в государственные органы, уполномоченные решать соответствующие вопросы.

Всё об уголовных делах

Перейти к списку вопросов

Ситуация

:

Дело явно затягивается намерено:

— после безуспешных попыток связаться со следователем, обратилась к начальнику следственного отдела ОВД. Он обещал взять дело под свой контроль, но всякий раз в ответ на мои звонки просил перезвонить. Была на приеме у начальника ОВД, обещал, что следователь со мной свяжется. Этого не произошло.

— волокита тянется уже почти 4 месяца.

— обратилась в межрайонную прокуратуру с просьбой передать дело в Следственный комитет, получила устный отказ, якобы, СК делами о мошенничестве не занимается.

Вопрос

:

— куда дальше обращаться с этой просьбой? Хотела бы, чтобы дело забрали у сотрудников ОВД, т.к. на их справедливое расследование не рассчитываю.

— надо ли ждать от прокурора официального письменного отказа с обоснованием или можно на основании устного отказа сразу обращаться к вышестоящему прокурору ? Уж больно долго они отвечают.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *