Новый порядок взыскания недоимки в 2020 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый порядок взыскания недоимки в 2020 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Налоговый орган должен за восемь дней до проведения принудительного списания потребовать у налогоплательщика сделать это добровольно. Требование оформляется сообразно со статьями гл. 10 НК РФ. Они же устанавливают номинальный период в 8 дней, но в отдельных случаях, если законодательство позволяет, срок может быть увеличен.

Судебная практика с применением ст. 46 НК РФ

Характерным примером в этой области является дело № 302-КГ16-5456, определение по которому было зачитано 07.06.2016 г. СК по экономическим спорам ВС РФ. Из него становится видно, что пропуск срока в шесть месяцев, отведённого для обращения взыскания, не является для налоговых органов большой проблемой. После соответствующего ходатайства к суду он восстанавливается.

В судебном акте упомянута не одна ст. 46 НК, а вместе со ст. 45 НК РФ, которая говорит об исполнении лицами обязанности по уплате налогов и сборов. Опротестовать довольно высокие налоги не смогло даже бюджетное учреждение здравоохранения. Понятно, что шансы на то у обычных акционерных обществ намного ниже.

С юридических и физических лиц.

  • Налогоплатель­щик (плательщик сборов) наделен правами, предусмотренными ст. 21 НК РФ, а также выполняет обязанности, пере­численные в ст. 23 НК РФ.

  • Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обес­печиваться различными способами, которые названы в главе 11 На­логового кодекса РФ (см. схему 56):

    • залогом имущества (ст. 73 НК РФ; ст. 334, 336, 339, 349 ГК РФ; Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 г.);

    • поручительством (ст. 74 НК РФ; ст. 361—367 ГК РФ);

    • пеней (ст. 75 НК РФ; ст. 330 ГК РФ);

    • приостановлением операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в кредитной организации (банке) (ст.76 НК РФ);

    • наложением ареста на имущество налогоплательщика (ст. 77 НК РФ).

    В Налоговом кодексе Российской Федерации к субъектам нало­говых правоотношений отнесены налоговые агенты, которыми при­знаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и пе­речислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) нало­гов. Они имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Кодексом. К числу обязанностей отнесены следую­щие:

      1. правильно и своевременно исчислять, удерживать из денеж­ных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

      2. в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у нало­гоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

      3. вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удер­жанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) нало­гов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

      4. перечислять удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком;

      5. предоставлять в налоговый орган по месту своего учета доку­менты, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (ст. 24 НК РФ).

      Недоимка — сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (ст. 11 НК РФ).

      Право взыскания недоимки по налогам установлено в ст. 31 НК РФ, порядок такого взыскания конкретизируется в статьях Кодекса, посвященных исполнению обязанности по уплате налога (ст. 45-48).

      Взыскание сумм налогов с организаций по общему правилу производится в бесспорном порядке (т. е. без обращения в суд). Такое взыскание возможно лишь в случае неуплаты или неполной уплаты налога организацией в установленный срок. Если взыска­ние производится по результатам налоговой проверки, то под уста­новленным сроком следует понимать срок уплаты налога, указан­ный в требовании, которое направляется налогоплательщику.

      Для списания сумм налогов со счета организации-налогопла­тельщика налоговый орган направляет в банк инкассовое поруче­ние, которое должно быть исполнено банком не позднее следую­щего операционного дня, если речь идет о рублевом счете, и не позднее двух последующих дней, если взыскание обращено на ва­лютный счет налогоплательщика. При недостаточности средств на счете суммы налогов списываются в очередности, установленной ст. 855 ГК РФ (т. е. в третью очередь).

      В целях защиты имущественных прав банка НК РФ устанавли­вает ограничения для списания средств с депозитных счетов: сум­мы налога с таких счетов не списываются до истечения срока де­позитного договора.

      В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно, пу­тем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или на­логового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или иного обязанного лица (ст. 46 НК РФ) последовательно в отношении:

      • наличных денежных средств;

      • имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценно­стей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

      • готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непо­средственного участия в производстве;

      • сырья и материалов, предназначенных для непосредственно­го участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

      • имущества, переданного по договору во владение, пользова­ние или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собст­венности на это имущество, если для обеспечения исполнения обя­занности по уплате налога такие договоры расторгнуты или призна­ны недействительными в установленном порядке;

      • другого имущества (ст. 47 НК РФ).

      Предусмотрен несколько иной порядок взыскания налога, сбора

      или пени за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбо­ров) — физического лица или его налогового агента, которое произ­водится последовательно в отношении:

      • денежных средств на счетах в банке;

      • наличных денежных средств;

      • имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценно­стей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

      • готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непо­средственного участия в производстве, а также станков, оборудова­ния, зданий, сооружений и других основных средств.

      • сырья, материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования и других ос­новных средств;

      имущества, переданного по договору во владение, пользова­ние или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собст­венности на это имущество, если для обеспечения исполнения обя­занности по уплате налога такие договоры расторгнуты или призна­ны недействительными в установленном порядке;

      • другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или члена­ми его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 48 НК РФ).

      Взыскание недоимки по налогу с организаций осуществляется через предъявление иска в суд в следующих случаях:

      • решение о взыскании принято по истечении 60 дней с мо­мента окончания срока исполнения требования об уплате налога;

      • вывод об имеющейся у налогоплательщика недоимке осно­ван на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, ли­бо статуса и характера деятельности налогоплательщика;

      • недоимка взыскивается с организаций, являющихся по отно­шению к налогоплательщику зависимыми (дочерними) организа­циями, либо с организаций, которые по отношению к налогопла­тельщику являются основными (преобладающими, участвующими).

      Суммы налогов и пеней с физических лиц взыскиваются налого­вым органом исключительно путем обращения в суд с соответст­вующим иском. Иски к индивидуальным предпринимателям рас­сматриваются в арбитражном суде, а иски к физическим лицам, не имеющим такого статуса, — в суде общей юрисдикции. В случае удовлетворения исковых требований налогового органа взыскание выполняет судебный пристав-исполнитель в порядке, установлен­ном для исполнительного производства. Очередность обращения взыскания на имущество налогоплательщика — физического лица такая же, как и предусмотренная для взыскания сумм недоимки с организаций.

      В случае необходимости срок уплаты налога или сбора может быть изменен, что означает перенос установленного срока уплаты на более поздний срок. Срок уплаты налога может быть изменен в отно­шении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начис­лением процентов на неуплаченную сумму налога и сбора. Измене­ние срока по решению налогового органа может производиться под залог имущества либо при наличии поручительства (ст. 61 НК РФ). Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в следую­щих формах:

      1. отсрочки;

      2. рассрочки, под которыми понимается изменение срока упла­ты налога на срок от одного до шести месяцев с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности по основаниям, преду­смотренным ст. 64 НК РФ;

      3. налогового кредита, который может быть предоставлен по од­ному или нескольким налогам на срок от трех месяцев до одного года при наличии оснований, предусмотренных Кодексом (ст. 64 и 65 НК РФ);

      4. инвестиционного налогового кредита, т. е. такого изменения срока уплаты налога, при котором организации при наличии основа­ний, указанных в ст. 67 НК РФ, предоставляется возможность в тече­ние от одного года до пяти лет и в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (ст. 67 НК РФ) (см. схему 60).

      Непредъявленные требования оплате не подлежат

      В соответствии с п. 5.1 ст. 64 ГК РФ считаются погашенными при ликвидации юридического лица требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд.

      В Определении ВАС РФ от 12.05.2009 № ВАС-5652/09 суд пришел к выводу, что несоблюдение налоговым органом как кредитором установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации организации влечет установленные налоговым законодательством последствия, в том числе в виде погашения требований кредитора.

      Аналогично в Постановлении ФАС ПО от 29.03.2011 № А55-17287/2010 суд отказал в удовлетворении требований ИФНС, поскольку инспекция не предъявляла требований к ликвидационной комиссии, в связи с чем у последней отсутствовали основания для включения в промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс каких-либо сумм задолженности и для их выплаты налоговому органу.

      Налоговая служба не освобождена от обязательных процедур, которые возлагаются на всех кредиторов ликвидируемой организации. Правда, иногда, пользуясь своими правами государственного регистратора, налоговики препятствуют завершению ликвидации – увязывают ее с погашением всех числящихся за налогоплательщиком долгов. Однако, как неоднократно подчеркивали суды, налоговые органы не могут игнорировать нормы законодательства о ликвидации, это чревато проигранными процессами и потерями для бюджета.



      [1] Более подробно об очередности погашения см. статью «Погашение требований кредиторов», № 18, 2014.

      [2] Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

      [3] Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

      [4] Приказ ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@ «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам».

      [5] Утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

      [6] Обоснования по данному процессу приведены в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 № А33-18667/2010.

      [7] Определением ВАС РФ от 21.05.2009 № ВАС-6063/09 в передаче дела в Президиум ВАС отказано.

      [8] Определением ВАС РФ от 20.02.2013 № ВАС-917/13 в передаче дела в Президиум ВАС отказано.

      [9] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС».

      [10] Данное решение не было обжаловано в порядке кассационного производства.

      Принципы налогообложения

      Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов

      Налогообложение делится на четыре принципа, которые направлены на эффективное взаимоотношение между налогооборотом в стране. Они помогают работать системе налогообложения без сбоев, поддерживать правила и критерии, необходимые для отбора пошлины.

      • Принцип справедливости. Заключается в том, чтобы распределить налоги по всем платежеспособным гражданам равномерно и одинаково, соответственно их доходу.
      • Принцип определенности. Все нюансы оплаты налогов должны быть определенными: точная сумма, время, место, где должна производиться оплата, способ оплаты должны быть известны плательщику заранее.
      • Принцип удобства. Все вышеперечисленные пункты должны быть максимально удобны для плательщика. Это повышает эффективность и скорость оплаты и обработки налогообложений.
      • Принцип экономии. Включает в себя аспект уменьшения затрат, которые были совершены для сборов.

      Судебный порядок взыскания недоимки

      Если налоговым органом не реализовано право на взыскание недоимки за счет денежных средств налогоплательщика во внесудебном порядке, то он имеет право на обращение в суд с иском о взыскании указанной недоимки (ст. 46 НК РФ). При этом налоговым законодательством прямо не урегулирован вопрос, вправе ли налоговый орган обратиться за судебной защитой с заявлением о взыскании сумм налога, если до этого им своевременно было принято решение о взыскании. Официальная позиция по указанному вопросу отсутствует. Анализ арбитражной практики позволяет сделать вывод, что налоговый орган не вправе обращаться в суд, а должен самостоятельно довести процедуру бесспорного взыскания до конца, а именно направить инкассовое поручение в банк, а также при необходимости принять решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2010 N А45-10407/2009, ФАС Северо-Западного округа от 13.01.2009 N А05-6505/2008).

      Налоговый долг: когда и как можно признать его безнадежным — новости

      Законом предусмотрена возможность признать в судебном порядке долги по налогам безнадежными, если инспекция их так и не взыскала за трехлетний срок.

      Однако на практике у судов нередко возникают сомнения в том, кто может обратиться с соответствующей просьбой: только сама налоговая или у гражданина тоже есть такое право.

      Верховный суд разъяснил этот спорный момент и отметил, какое главное обстоятельство нужно установить судам, чтобы признать долг безнадежным.

      В свое время налогоплательщикам было тяжело получить справки об отсутствии долгов по налогам, когда на их лицевых счетах числилась недоимка, сроки взыскания которой уже истекли, говорит Лидия Чарикова, руководитель практики налогового права АБ «Линия права».

      Эта проблема решилась летом 2013 года, когда Пленум ВАС принял Постановление № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части 1 НК РФ», говорит юрист. В п.

      9 указанного документа прописали, что налогоплательщик может сам обратиться в суд и попросить признать его налоговые долги безнадежными.

      Что такое задолженность?

      Под задолженностью понимается:

      • сумма налога, сбора или взноса, которую человек или фирма обязаны уплатить государству, еще не уплатили ее, но, в принципе, успевают это сделать в срок;
      • сумма денежных средств, которую гражданин или организация должны уплатить другому человеку или фирме в соответствии с законом или условиями частного договора (в этом случае задолженность именуется кредиторской);
      • сумма денежных средств, которую гражданин или организация рассчитывают получить от другого человека или фирмы в соответствии с законом или условиями частного договора (это, в свою очередь, дебиторская задолженность).

      Таким образом, задолженность — это сумма налога, сбора или взноса до просрочки и превращения их в недоимку либо любые другие денежные средства, которые должны быть уплачены обязанной стороной в пользу управомоченной.

      Задолженность может быть текущей или просроченной. В первом случае она формируется в силу закона, договора или юридически значимых действий субъектов правоотношений — например, когда одна сторона оказала услуги или поставила товары другой. Просроченная задолженность появляется, когда та сторона, что обязана рассчитаться (к примеру, за оказанные услуги), не делает это вовремя. В этом случае долг может быть увеличен, если это предусмотрено законом или договором, на величину неустойки.

      Недоимка образована или выявлена?

      Недоимка – это сумма налога (или сумма сбора), не уплаченная в установленный срок (п. 2 ст. 11 НК РФ). Также недоимкой признается излишне возмещенная ранее по решению инспекции сумма налога, которую контролеры выявили в ходе выездной или камеральной проверки (п. 8 ст. 101 НК РФ).

      Исходя из п. 1 ст. 70 НК РФ (определяет сроки для направления требования об уплате налога и сбора), который корреспондирует с п. 3 ст. 46 НК РФ (в нем прописан порядок принятия решения о принудительном взыскании недоимки), этой датой является дата выявления недоимки.

      Справедливость сказанного подтверждает приложение 1 к Приказу ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/662@, утвердившему формы документов, используемые при принятии обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему, в котором регламентирована форма специального документа, оформляемого налоговой инспекцией при выявлении недоимки. Он так и называется – «О выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)».

      Выявить недоимку инспекторы могут в рамках контрольных мероприятий – по результатам камеральной проверки (ст. 88 НК РФ) или выездной проверки (ст. 89 НК РФ). Она отражается в соответствующих решениях, принимаемых по результатам проверок (абз. 4 п. 8 ст. 101 НК РФ). Дата таких решений это и есть дата выявления недоимки.

      Иные правила установлены для недоимки в виде излишне возмещенной ранее суммы налога, признаваемой таковой в порядке, установленном п. 8 ст. 101 НК РФ. Датой возникновения указанной недоимки является:

      – день фактического получения налогоплательщиком денежных средств – в случае возврата налога;

      – день принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, – в случае зачета налога.

      Кроме того, инспекторы могут выявить недоимку и вне рамок контрольных мероприятий, например, сравнив суммы налога, указанные в декларациях (расчетах авансовых платежей). При этом под днем выявления такой недоимки нужно понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков – следующий день после ее представления. К такому выводу пришел Пленум ВАС в п. 50 Постановления от 30.07.2013 № 57. Ранее аналогичную позицию высказал Президиум ВАС в Постановлении от 20.09.2011 № 3147/11.

      Если в первом случае (при выявлении недоимки в рамках контрольных мероприятий) о недоимке налогоплательщик может узнать из решения, принимаемого по результатам проверок и направляемого ему в порядке, установленном ст. 100 НК РФ, то во втором случае (вне рамок контрольных мероприятий) – лишь из полученного требования об уплате налога, которое по общему правилу налоговый орган должен направить ему не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

      Дело в том, что специальный документ «О выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)», который налоговые инспекторы обязаны составить в силу абз. 2 п. 1 ст. 70 НК РФ, налогоплательщику в обязательном порядке не направляется. На этот нюанс обращают внимание и финансисты (Письмо от 11.02.2010 № 03-02-07/1-57), и арбитры (Постановление ФАС СЗО от 21.12.2010 № А13-2446/2010).

      И последнее: для установления даты возникновения недоимки налогоплательщик также может руководствоваться сведениями, отраженными на его лицевом счете, который ведет налоговый орган, поскольку они в любом случае отражаются на нем.

      Считаем процессуальные сроки

      Определение даты начала периода жизни недоимки – это лишь первый шаг на пути исчисления срока давности для ее взыскания. Этот срок действительно нужно исчислять, поскольку в Налоговом кодексе он прямо не установлен, там прописаны только конкретные процессуальные сроки для отдельных процедур, например:

      – для принятия решения о взыскании недоимки, в том числе для направления требования об уплате налога (ст. 70);

      – для исполнения такого требования (ст. 69);

      – для принятия решения о бесспорном взыскании налога (ст. 46, 47).

      При выявлении недоимки в ходе налоговой проверки требование об уплате направляется в течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по проведенной проверке (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 70 НК РФ).

      Напомним, с 24 августа 2013 года срок выставления требования увеличен с 10 до 20 дней. Соответствующие поправки в п. 2 ст. 70 НК РФ были внесены Федеральным законом № 248-ФЗ. Названным законом измен и срок для направления требования, установленный п. 1 ст. 70 НК РФ, для случаев, когда недоимка выявляется вне рамок контрольных мероприятий. Теперь он зависит от общей суммы задолженности (включая задолженность по пеням и штрафам):

      – 500 руб. и более – требование направляется в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки;

      – менее указанной суммы – в течение года со дня выявления недоимки.

      Минимальный срок на добровольное погашение задолженности, указанной в требовании, – 8 рабочих дней начиная с даты получения требования (абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). Однако этот срок по усмо­трению налогового органа может быть увеличен. (Заметим, максимальный предел данным пунктом не установлен.)

      По окончании указанного срока (или срока, указанного в самом требования) определяются сроки на бесспорное, а затем и на судебное взыскание недоимки, установленные ст. 46 НК РФ.

      Срок для бесспорного взыскания задолженности ограничен 2 месяцами, по окончании которых налоговый орган в течение 6 месяцев вправе обратиться в суд с заявлением о ее взыскании в судебном порядке (п. 3 ст. 46 НК РФ).

      Существенный момент. В двухмесячном сроке на взыскание недоимки и пеней во внесудебном порядке, установленном п. 3 ст. 46 НК РФ, не учитывается период, в течение которого принимались обеспечительные меры в виде приостановления действия решения о принудительном взыскании.

      К такому выводу пришел Пленум ВАС в Постановлении № 57, указав в п. 76 следующее: принятые судом обеспечительные меры приостанавливают течение установленного ст. 46 НК РФ срока принудительного взыскания недоимки, пеней, штрафа. В этот период существуют юридические препятствия для осуществления инспекцией действий, необходимых для принудительного взыскания.

      Следовательно, принимая во внимание изложенное, максимальный срок, отведенный налоговым законодательством на взыскание выявленной недоимки, исчисляется так: начало отсчета –

      дата выявления недоимки + время до выставления требования об уплате (3 месяца или 20 рабочих дней) + срок на добровольную уплату (8 рабочих дней или более) + время на бесспорное взыскание (2 месяца) + время для обращения в суд (до 6 месяцев после окончания срока исполнения требования).

      Но это еще не все. Пропущенный по уважительной причине срок для обращения в суд может быть восстановлен (п. 3 ст. 46 НК РФ).

      Обратите внимание

      В настоящее время ни НК РФ, ни АПК РФ (регламентирующий деятельность арбитражных судов) не содержат указаний, какие причины могут быть признаны уважительными. Например, внутренние организационные причины, по которым налоговые органы пропустили срок на взыскание недоимки в судебном порядке, не могут рассматриваться в качестве уважительных для его восстановления (п. 60 Постановления Пленума ВАС РФ № 57). Не будет считаться таковой и сверка расчетов с налогоплательщиком (Постановление ФАС ДВО от 12.03.2009 № Ф03-717/2009).

      Вместе с тем срок на взыскание недоимки может быть восстановлен, если между налогоплательщиком и инспекцией был судебный спор о законности решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности (см. Постановление ФАС УОот 15.05.2013 № Ф09-3617/13).

      Кроме того, согласно п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о его счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, установленном ст. 47 НК РФ.

      Принять такое решение налоговый орган вправе в течение года после окончания срока исполнения требования. По истечении года, но не позднее 2 лет после окончания срока исполнения требования налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика суммы налога, причитающейся к уплате. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления и в этом случае может быть восстановлен судом (п. 1 ст. 47 НК РФ).

      Как отмечено в п. 55 Постановления Пленума ВАС РФ № 57, налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика только после принятия надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика. Иными словами, взыскать недоимку за счет имущества налогоплательщику, минуя стадию ее взыскания за счет денежных средств должника в банке, налоговый орган не вправе. Но из этого правила, по мнению Пленума ВАС, есть два исключения, когда налоговый орган вправе сразу принять решение о взыскании недоимки за счет иного имущества налогоплательщика:

      Читайте также:  Что делать, если мешает соседский кондиционер

      – если в отношении этого налогоплательщика ведется исполнительное производство, которое на момент принятия решения о взыскании не окончено (не прекращено);

      – в случае отсутствия у налогового органа информации о счетах налогоплательщика.

      Итак, подсчитав срок, состоящий из совокупности приведенных выше сроков, приходим к выводу: в целом период, отведенный Налоговым кодексом для принудительного взыскания контролерами недоимки (задолженности по пеням, штрафам) с налогоплательщика, составляет в общей сложности около 3 лет. При этом определить конкретную дату, после наступления которой контролеры не вправе взыскивать спорную задолженность с налогоплательщика, не представляется возможным, так как по замыслу законодателей она не является фиксированной.

      ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@, определяющего перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.

      • Изменения в данный пункт внесены Федеральным законом № 248-ФЗ и действуют с 24.08.2013.
      • Выявить недоимку может и сам налогоплательщик, например, если обнаружит неверное указание в платежном поручении номера счета казначейства и наименования банка получателя, в результате чего налог не поступил в бюджет (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ); ошибки в исчислении облагаемой базы и суммы налога (п. 1 ст. 54 НК РФ).
      • По мнению ФАС ЦО, зачет является формой взыскания налога в принудительном порядке. Следовательно, если на момент проведения налоговым органом зачета совокупные пресекательные сроки на бесспорное взыскание недоимки истекли, то произведенный им зачет не может быть признан законным (Постановление от 01.03.2010 № А64-6478/08-27).

      Какие лица считаются взаимозависимыми

      Инспекция может взыскать недоимку не только с дочерней, основной, зависимой или преобладающей компании. Налоговики могут преподнести «сюрприз» и другим организациям, если будет установлено, что они «иным образом зависимы с налогоплательщиком» (абз. 8 подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ). Что понимать под «иной зависимостью» в ст. 45 НК РФ не говорится.

      Конечно, можно обратиться к ст. 105.1 «Взаимозависимые лица» НК РФ. В соответствии с ней взаимозависимыми, в частности, признаются:

      • компании, если доля участия одной из них в другой составляет (прямо или косвенно) более 25%;
      • физическое лицо и организация, если доля прямого или косвенного участия «физика» в компании составляет более 25%;
      • компании, если одно и то же лицо прямо или косвенно участвует в них и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%;
      • компании, в которых директором является одно и то же лицо;
      • компании и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%.

      Вот только суд может признать компании зависимыми совершенно по другим основаниям (п. 7 ст. 105.1 НК РФ, п. 1 письма ФНС России от 24.03.2015 № СА-4-7/4709@, определения КС РФ от 04.12.2003 № 441-О, ВАС РФ от 12.11.2009 № ВАС-14329/09 по делу № А11-12735/2008). Такая возможность, с одной стороны, дает простор для толкования понятия «зависимость», но с другой – позволяет пресечь практику создания новых компаний только для того, чтобы старые смогли уклониться от уплаты налогов.

      Если должник – банкрот

      Признание должника банкротом не станет препятствием для взыскания задолженности с его взаимозависимого лица, даже если сумма задолженности полностью включена в реестр требований кредиторов. Так сказано в п. 3 письма ФНС России от 24.03.2015 № СА-4-7/4709@. Правомерность этого подхода подтверждается и арбитражной практикой (см., например, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.06.2016 № Ф03-2054/2016 по делу № А73-11276/2015).

      Если суд удовлетворит заявление налогового органа о взыскании долга с взаимозависимого лица, он исключается из реестра требований кредиторов в деле о банкротстве (определение ВС РФ от 14.09.2015 № 306-КГ15-10508 по делу № А12-14630/2014, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 04.07.2016 № Ф06-10110/2016 по делу № А06-6687/2015).

      Вручение требования как начало процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога

      В ходе проведения налоговых проверок (камеральных (ст. 88 НК РФ) и выездных (ст. 89 НК РФ)), а также по результатам мероприятий налогового контроля проверяющим должностным лицом выявляется надлежащее или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов. По результатам проверки выносится решение, в котором (в случае ненадлежащего исполнения обязанностей) указывается размер выявленной недоимки (п. 8 ст. 101 НК РФ).

      Недоимка — сумма налога, которую организация не уплатила в установленный законодательством срок (п. 2 ст. 11 НК РФ). Право налогового органа взыскивать недоимку с налогоплательщика предусмотрено ст. 31 НК РФ.

      При наличии недоимки и в соответствии с решением налогового органа налогоплательщику выставляется требование об уплате налога.

      Требованием признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ). Документ содержит сведения о сумме задолженности по налогу (размере пеней, начисленных на момент направления требования), сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по его уплате, которые применяются в случае его неисполнения.

      По общему правилу п. 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

      К сведению: решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого оно было вынесено (п. 9 ст. 101 НК РФ).

      В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

      Напомним, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях. При этом рабочим считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

      Если налогоплательщик не исполнит обязанность по уплате налога в установленный срок, то по его окончании осуществляется внесудебное (бесспорное), а затем и судебное взыскание недоимки.

      Взыскание недоимок по налогам и сборам

      В России предусмотрены следующие способы уплаты налогов.

      Самостоятельная уплата налога налогоплательщиком на основе данных своего учета и отчетности. Данный способ обычно применяется юридическими лицами и ИП на основе налоговых деклараций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и др.).

      Уплата налога на основе расчетов и уведомлений, направляемых налогоплательщику налоговым органом. Этот способ характерен для налогов, взимаемых с физических лиц по объектам налогообложения, не связанным с предпринимательской деятельностью (транспортный налог, налог на имущество физических лиц, земельный налог).

      Удержание налога из денежных выплат, причитающихся налогоплательщику. Применяется для налогообложения так называемых валовых доходов, по которым не применяются налоговые вычеты и которые облагаются по твердым ставкам. К таким выплатам относятся дивиденды по акциям, проценты по облигациям, выплаты дохода иностранным юридическим лицам. Кроме того, данный способ применяется для удержания налога из заработной платы работников.

      Уплата налога налогоплательщиком может быть произведена перечислением денежной суммы на счета федерального казначейства и другие аналогичные счета либо зачетом в счет переплаты по другим видам налогов или по этому же налогу. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога.

      При возникновении недоимки налоговым органом, прежде всего, должно быть направлено требование об уплате налога. В соответствии со ст. 69 НК требованием об уплате налога признается направленное письменное извещение налогоплательщику о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

      В соответствии со ст. 70 НК требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. А если недоимка выявлена по результатам проверки, тогда требование об уплате налога и требование об уплате пеней и штрафа в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки должны быть направлены ему в десятидневный срок с даты вступления в силу решения по акту проверки.

      Требование об уплате налога вручается руководителю (уполномоченному представителю) налогоплательщика лично под расписку или передается иным способом, подтверждающим факт и дату получения требования налогоплательщиком. Если требование отправлено по почте заказным письмом, то оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

      Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты его получения, если более продолжительный срок не указан в этом требовании. В тех случаях, когда в указанный срок налог не уплачен, в отношении налогоплательщика-организации или ИП должны быть приняты меры принудительного взыскания этого налога за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках, а также в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика.

      Решение о взыскании налога, а также пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах организации налогоплательщика в банках, должно быть принято не позднее двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Если указанный срок налоговым органом пропущен, он может в шестимесячный срок после истечения срока исполнения требования обратиться в суд о взыскании с налогоплательщика неуплаченной суммы налога. Один экземпляр такого решения в шестидневный срок доводится до сведения налогоплательщика, а второй хранится в налоговом органе.

      Взыскание налога производится путем направления в банк инкассового распоряжения на перечисление налога в соответствующий бюджет, которое должно быть исполнено банком не позднее одного операционного дня с момента его получения. Если денежные средства на счете налогоплательщика отсутствуют или их недостаточно, инкассовое распоряжение исполняется банком по мере поступления денежных средств на счета налогоплательщика.

      В целях обеспечения исполнения решения о взыскании налога применяется приостановление операций по счетам в банке. Для этого руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае неисполнения требования об уплате налога принимается решение о приостановлении операций налогоплательщика- организации по его счетам в банке. Данное решение передается в банк под расписку или направляется в банк в электронном виде. Копия решения передается налогоплательщику-организации.

      На основании этого решения банк обязан приостановить все расходные операции по счету налогоплательщика, за исключением платежей, очередность которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также за исключением налоговых платежей, включая пени и штрафы. При этом банк прекращает расходные операции по счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам. Также банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств такой организации на счетах, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после получения данного решения.

      В тех случаях, когда общая сумма денежных средств, находящихся на счетах организации, операции по которым приостановлены, превышает указанную в решении сумму, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления по тем счетам, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога. Налоговый орган обязан в двухдневный срок рассмотреть данное заявление и принять решение об отмене приостановления операций по счетам в части превышения суммы денежных средств, указанной в предыдущем решении о приостановлении операций.

      В тех случаях, когда денежные средства отсутствуют на счетах налогоплательщика-организации и ИП или их недостаточно для погашения недоимки, под которой понимают недовнесенную сумму налога в установленный для самостоятельной уплаты срок, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика. Аналогичный порядок действует и в случае отсутствия у налогового органа информации об открытых счетах налогоплательщика. Пени за несвоевременную уплату налога и штрафы (в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ) могут быть также взысканы за счет иного имущества.

      До начала процедуры взыскания налога за счет имущества налогоплательщика при наличии у налогового органа достаточных оснований полагать, что указанное лицо может скрыться или скрыть свое имущество, налоговый орган обязан произвести действия по наложению ареста на имущество налогоплательщика в соответствии со ст. 77 НК.

      Под основаниями, свидетельствующими о том, что налогоплательщик может скрыться либо скрыть свое имущество, налоговым органам рекомендуется понимать одно из следующих условий:

      1. наличие на балансе налогоплательщика движимого имущества, в том числе ценных бумаг, денежных средств от реализации которого достаточно для погашения более 25% суммы неуплаченного налога;
      2. наличие на балансе налогоплательщика дебиторской задолженности, возможной к взысканию, по которой он не принимает мер к взысканию в течение более одного квартала;
      3. превышение размера общей задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджет, включая штрафы, более 50% балансовой стоимости имущества налогоплательщика;
      4. получение налоговым органом из прокуратуры, правоохранительных и иных органов сведений, свидетельствующих о выводе (сокрытии) активов или намерении должностных лиц налогоплательщика скрыться;
      5. получение в результате анализа деятельности налогоплательщика данных, позволяющих сделать вывод о возможном уклонении от уплаты налога, уклонении от явки в налоговый орган, о срочной распродаже имущества и переоформлении его на подставных лиц, участии в расчетах посреднических фирм, аккумулировании средств на счетах других юридических лиц.
      Читайте также:  Нормы установки дверей в многоквартирном доме

      В качестве основания для наложения ареста могут быть признаны и иные обстоятельства и сведения, в том числе:

      1. неисполнение налогоплательщиком решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки;
      2. получение налоговым органом сведений о фактах сокрытия за прошлые периоды выручки от реализации товаров (работ, услуг) либо о фактах сокрытия косвенных налогов (необоснованного их возмещения);
      3. несовпадение местонахождения имущества организации- должника с его юридическим адресом;
      4. передача руководителем организации имущества в качестве вклада в уставный капитал других организаций, где он сам выступает учредителем;
      5. непредставление юридическим лицом в налоговый орган необходимых для расчета налогов документов два и более отчетных периода и при этом невозможность найти руководство юридического лица по указанному в учредительных документах адресу.

      При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств, при неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога в установленный срок руководителем налогового органа выносится решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика в форме соответствующего постановления.

      В соответствии со ст. 77 НК для наложения ареста на имущество должна быть получена санкция прокурора, для этого постановление о наложении ареста направляется в трех экземплярах в соответствующий орган прокуратуры. Кроме того, в прокуратуру представляются и все документы, подтверждающие, что налогоплательщик может скрыться или скрыть свое имущество.

      Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика помимо основных реквизитов (дата, фамилия, имя, отчество должностного лица, наименование и адрес налогоплательщика) содержит данные о сумме недоимки по налогам, имуществу, подлежащему аресту, а также основания, позволяющие полагать, что указанное лицо принимает меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество.

      Арест имущества может быть частичным или полным. При частичном аресте налогоплательщик имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, но только с разрешения и под контролем налогового органа, поэтому постановление о наложении частичного ареста должно содержать порядок распоряжения налогоплательщиком арестованным имуществом, согласно которому налогоплательщик обязан обращаться в налоговый орган за разрешением на отчуждение имущества, в том числе по договорам залога и аренды. При полном аресте налогоплательщик не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового органа.

      Не позднее дня, следующего за днем получения санкции прокурора, налоговый орган вручает постановление об аресте имущества налогоплательщику под роспись либо направляет по почте заказным письмом и производит арест имущества не позднее трех рабочих дней со дня получения санкции прокурора.

      Арест имущества производится с участием понятых, в качестве которых могут быть привлечены любые не заинтересованные в исходе дела лица. Аресту подлежит то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога. Оценка имущества производится исходя из его балансовой стоимости. Когда балансовую стоимость имущества определить невозможно, должностное лицо налогового органа самостоятельно определяет его стоимость с учетом мнения специалиста (в случае его участия при аресте) или специализированной организации.

      По результатам ареста составляется протокол, в котором перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием его наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, их стоимости. Протокол подписывается всеми лицами, участвующими в аресте имущества, и вручается не позднее дня, следующего за днем его составления, налогоплательщику под роспись либо направляется по почте заказным письмом.

      В случае получения от налогоплательщика документов, подтверждающих уплату налога, руководителем налогового органа либо его заместителем принимается решение об отмене ареста имущества. Кроме того, решение об аресте имущества отменяется в случае наложения ареста на имущество судебным приставом- исполнителем для взыскания налога в порядке, предусмотренном ст. 47 НК, а также на основании решения суда или вышестоящего налогового органа.

      Следует различать действия по наложению ареста на имущество и действия по взысканию недоимки за счет имущества налогоплательщика. Как указывалось выше, в случае, когда невозможно взыскать недоимку по налогам со счетов налогоплательщика, должны быть приняты меры по ее взысканию за счет иного имущества налогоплательщика. Для этого руководителем налогового органа или его заместителем принимается решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика. После принятия такого решения в течение трех дней в службу судебных приставов направляется соответствующее постановление налогового органа, вместе с которым направляются:

      1. расшифровка задолженности налогоплательщика с указанием кодов бюджетной классификации и счетов по учету доходов соответствующих бюджетов;
      2. перечень расчетных, текущих и иных счетов налогоплательщика в банках;
      3. информация о принятых налоговыми органами мерах по приостановлению операций по счетам налогоплательщика;
      4. извещение банка о помещении расчетных документов на уплату налоговых платежей в картотеку расчетных документов, не оплаченных в срок.

      Кроме того, в службу судебных приставов направляются имеющиеся у налогового органа сведения об имуществе налогоплательщика, реализация которого дает наибольший эффект (с приложением выписки по статьям актива баланса и форм, отражающих расшифровку дебиторской задолженности), о лицах, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации, о фактических адресах и телефонах головной организации и структурных подразделений, о результатах мер по розыску налогоплательщика и его имущества, о наличии кассовых аппаратов и мест их установки.

      В случае, если был произведен арест имущества в соответствии со ст. 77 НК, процедура которого была представлена выше, в службу судебных приставов направляется копия протокола ареста имущества должника с приложением акта описи. При необходимости налоговый орган вместе с постановлением направляет судебному приставу-исполнителю заявление о наложении ареста на имущество должника одновременно с возбуждением исполнительного производства.

      Если постановление о взыскании налога за счет имущества составлено с нарушением установленных требований, судебный пристав-исполнитель возвращает его в налоговый орган не позднее трех дней с момента его получения с указанием причин, по которым возвращается постановление налогового органа, и сроков для устранения данных нарушений. В случае устранения нарушений в установленный приставом срок постановление налогового органа считается поступившим в день первоначального поступления судебному приставу-исполнителю.

      Судебный пристав-исполнитель принимает к исполнению постановление налогового органа и в трехдневный срок со дня его поступления выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. Копия этого постановления направляется в налоговый орган и должнику не позднее следующего дня после дня его вынесения.

      Получив копию указанного постановления, налоговый орган приостанавливает свое решение о взыскании денежных средств со счетов налогоплательщика в банках (приостанавливает действие инкассовых поручений, выставленных к счету должника) и в тот же день извещает банк (направляет соответствующее решение). Об этом уведомляется и налогоплательщик, который предупреждается также о необходимости перечисления неуплаченных налоговых платежей, указанных в постановлении судебного пристава-исполнителя на депозитный счет судебных приставов.

      Копия решения налогового органа о приостановлении списания денежных средств со счетов должника с отметкой банка о его получении и копия решения о приостановлении расходных операций по тем счетам налогоплательщика, по которым это не было сделано ранее, незамедлительно направляется соответствующему судебному приставу-исполнителю.

      Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает пятидневный срок для достоверного погашения должником задолженности. В случае невыполнения требований в добровольном порядке постановление исполняется в принудительном порядке в двухмесячный срок.

      В случае отсутствия должника и его имущества по месту нахождения, указанному в исполнительном документе налогового органа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о розыске должника (его имущества).

      Арест имущества должника осуществляется не позднее одного месяца с даты возбуждения исполнительного производства. Арест имущества должника состоит из описи имущества, объявления запрета распоряжаться им, а в необходимых случаях — ограничения права пользования имуществом, его изъятия или передачи на хранение.

      Арест имущества и его реализация производятся в соответствии с требованиями ФЗ «Об исполнительном производстве» и ст. 47 НК.

      Взыскание налога за счет имущества производится последовательно в отношении:

      1. наличных денежных средств;
      2. имущества, не участвующего в производстве (ценные бумаги, валютные ценности, непроизводственные помещения, легковой автотранспорт);
      3. готовой продукции;
      4. сырья и материалов;
      5. имущества, переданного иным лицам без перехода к ним права собственности (при условии, что соответствующие договоры расторгнуты и признаны недействительными);
      6. другого имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание.

      Оценка имущества должна производиться судебным приставом- исполнителем по рыночным ценам, действующим на день исполнения исполнительного документа. Пристав-исполнитель выносит постановление об оценке имущества должника, копии постановления рекомендуется направлять должнику и налоговому органу в трехдневный срок со дня вынесения. При проведении оценки имущества рекомендуется руководствоваться данными о его стоимости, указанными в документах бухгалтерского учета, и иными сведениями о стоимости имущества. Если оценка имущества является затруднительной или должник возражает против произведенной судебным приставом-исполнителем оценки, судебный пристав-исполнитель приглашает специалиста.

      Реализация имущества производится путем его продажи в двухмесячный срок со дня наложения ареста. Продажа недвижимого имущества осуществляется путем проведения торгов специализированными организациями, имеющими право совершать операции с недвижимостью. Продажа остального имущества производится специализированными организациями на комиссионных и иных договорных началах.

      Средства, полученные от реализации имущества, направляются на погашение задолженности по налогам, а также на оплату исполнительного сбора (7% взыскиваемой суммы), расходов по совершению исполнительных действий (на перевозку, хранение и реализацию имущества, на оплату услуг переводчиков, специалистов и др.), штрафов, наложенных на должника за неисполнение исполнительного документа (до 200 минимальных размеров оплаты труда, до 400 — при повторном нарушении).

      Денежные средства от реализации имущества поступают на депозитный счет подразделения службы судебных приставов и направляются в необходимой сумме в семидневный срок на счет федерального казначейства на погашение недоимки по соответствующим налогам.

      Денежные средства, перечисленные после получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства (кроме уплаты текущих платежей), учитываются налоговыми органами в счет погашения задолженности по исполнительному документу, т.е. считаются поступившими в результате деятельности службы судебных приставов. О произведенной оплате налоговый орган уведомляет службу судебных приставов с приложением платежных документов.

      В случае невозможности исполнения или при частичном исполнении требований постановления налогового органа судебный пристав-исполнитель оформляет акт о невозможности взыскания по неисполненным требованиям, постановление о возвращении исполнительного документа и постановление об окончании исполнительного производства. Возвращение исполнительного документа в налоговый орган в связи с невозможностью взыскания не является препятствием для повторного направления исполнительного документа в пределах установленного срока (шесть месяцев со дня направления исполнительного документа судебному приставу).

      При признании должника банкротом и открытии конкурсного производства и в случае ликвидации должника исполнительный лист передается соответственно конкурсному управляющему либо в ликвидационную комиссию. При этом составляется постановление о прекращении исполнительного производства.

      Взыскание налога, сбора, пеней и штрафов с налогоплательщиков — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в особом порядке.

      В случае неисполнения в установленный срок требования об уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества физического лица. Такое заявление может быть подано в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

      Взыскание налога за счет имущества физического лица производится на основании решения суда, вступившего в законную силу, в порядке, предусмотренном ФЗ «Об исполнительном производстве». При этом взыскание налога производится последовательно в отношении:

      1. денежных средств на счетах в банке;
      2. наличных денежных средств;
      3. имущества, переданного другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *