Как продать государству квартиру?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как продать государству квартиру?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Регулирование вопросов, связанных с приобретением жилья для сирот, имеет ряд своих особенностей, так как покупку осуществляет администрация муниципального образования, в котором сироты проживают или куда приедут после детского дома.

В список расходов продавца при заключении сделки купли-продажи входят:

  • Госпошлина за получение выписки из ЕГРН.
  • Госпошлина за внесение изменений в ЕГРН (при необходимости).
  • Оплата справок из БТИ.
  • Погашение задолженности по коммунальным платежам (при наличии).
  • Оформление паспорта на квартиру в БТИ, поэтажный план (стоимость услуги зависит от площади квартиры).
  • Оплата подтверждения из ФНС об отсутствии задолженности по уплате налога за квартиру.
  • Получение выписки из домовой книги (в некоторых случаях может потребоваться архивная выписка).
  • Расходы на узаконивание перепланировки, если это не было сделано ранее.
  • Оплата услуг нотариуса при оформлении согласия на продажу недвижимости второго супруга.
  • Оплата услуг оценщика и риэлтора (при необходимости).
  • Госрегистрация договора купли-продажи жилого помещения (оплачивают обе стороны сделки поровну).

Выбираем способ закупки

Госзаказчики покупают служебное, социальное жилье для детей-сирот, погорельцев, чтобы расселить аварийный жилой фонд и т.п. Код по ОКПД2 68 — операции с недвижимостью — входит в аукционный перечень, которые утвержден распоряжением правительства № 471-р от 21.03.2016. Его еще называют антиконкурсным так как товары, работы и услуги, которые в него включили можно приобретать всеми конкурентными процедурами, а также у единственного поставщика.

Исключили из аукционного перечня услуги по обмену жилой недвижимости, а также закупки по ОКПД2 68.31.16 — оценка недвижимости за вознаграждение или на договорной основе. В эту группу входят услуги по оценке жилых и нежилых зданий с земельным участком, а также пустующих земель, которые предназначены или не предназначены для жилищного строительства. Главное условие — предоставление вознаграждения или договор.

С 2019 года госзакупка недвижимости для детей сирот и детей, которые остались без попечения родителей, проводится в форме электронного запроса предложений по ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ.

Закупить недвижимость у единственного поставщика независимо от цены контракта можно по п. 31, 38, 39 ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе.

Положено ли жильё сироте старше 23-х лет?

Когда человеку, имеющему статус ребёнка-сироты, исполняется 23 года, он может заявить свое право на получение квартиры при условии, что он состоял в списке граждан, нуждающихся в жилье. Обычно на учёт ставят сирот возрастом 14-23 года представители заведения, где воспитывается ребёнок, или попечители. Однако если администрация интерната или детдома не сделала этого вовремя, воспитанник, достигший совершеннолетия, может встать на очередь самостоятельно.

Если человеку больше 23 лет и у него есть право на получение квартиры, но по каким-то причинам он не состоял в списках нуждающихся, доказать свое право на жилье он может через суд с помощью квалифицированного юриста. Причём очень важно, чтобы у сироты была действительно уважительная причина, по которой он не смог своевременно встать на учёт. В противном случае в праве на жильё лицу могут отказать.

Снять с учета нуждающихся ребёнка-сироту могут только в том случае, если положенное жильё им получено. Если до этого момента человека исключили из реестра, он может с помощью суда доказать противоправные действия и восстановить справедливость.

На каких условиях детям-сиротам предоставляют жильё

В Статье 8 акта о дополнительных гарантиях сиротам определяется процедура обеспечения квартирами детей, лишённых родительской заботы. Согласно ей предоставить жильё сироте могут, когда она станет совершеннолетней или будет признана полностью дееспособной. Причём возможно это только при соблюдении условия нахождения сироты в списке тех, кому нужно жильё.

Читайте также:  Эффективное взыскание долга по решению суда

Порядок формирования данного реестра регулируется специальным Постановлением о формировании списка. Теперь к нему относятся следующие группы лиц:

  • дети-сироты, которые достигли четырнадцатилетнего возраста, по инициативе законных попечителей;
  • люди из числа сирот от 18 до 23 лет;

  • люди из числа сирот достигших возраста 23 лет, которые не заявили своё право на обеспечение их жилой площадью по объективным причинам.

Однако всё не так легко, как кажется, чтобы получить свой заветный угол, не достаточно быть сиротой. Жилые помещения выделяются, только если соблюдены следующие условия:

  1. сирота не является арендатором жилья по социальному найму;

  2. никто из семьи ребёнка-сироты не арендуют жилое помещение на условиях договора социального найма;

  3. у ребёнка нет пригодной для жизни квартиры;

  4. жилье, которым владеет сирота, не соответствует условиям, подходящим для комфортной жизни;

  5. в квартире, которая принадлежит сироте или в которой он раньше проживал, живут лица с зависимостями или тяжелыми хроническими заболеваниями, ухудшающими качество жизни другим жильцам;

  6. жилплощадь, в которой был прописан ребёнок-сирота, принадлежит родителям, лишённым родительских прав.

Недостаток финансирования и 20-летнее ожидание

Государственные аудиторы отмечают, что ежегодно на решение проблемы обеспечения детей-сирот жильем в консолидированных бюджетах регионов выделяется более 32 млрд руб. В 2019 году на эти цели за счет всех источников было направлено 39,2 млрд руб., в том числе из федерального бюджета — 7,4 млрд руб., из региональных — 31,8 млрд руб. Тем не менее этих средств недостаточно. По оценкам Счетной палаты, при таком объеме финансирования срок погашения «квартирной задолженности» перед детьми-сиротами составит не менее шести-семи лет.

Еще одна проблема заключается в том, что регионы к 1 декабря 2019 года освоили только 4,4 млрд руб. субсидии из госбюджета. А в пяти субъектах (Калмыкия, Саха, Северная Осетия — Алания, Астраханская и Курская области) ее исполнение составило 0%. Основные причины такого положения дел — длительность закупки жилья, нарушение застройщиками сроков контрактов, отсутствие на вторичном рынке достаточного числа благоустроенных квартир.

По расчетам аудиторов, в среднем срок ожидания квартир составляет семь лет. Однако в отдельных регионах он превышает 20 лет. Это относится к девяти регионам; к примеру, в Крыму срок составляет чуть более 20 лет, в Мордовии — 34 года, в Ингушетии — 47 лет, в Чеченской Республике — 49 лет.

Из-за долгого ожидания дети-сироты вынуждены получать жилье через суд, а в 12 регионах (Калининградской, Новгородской областях, Еврейской автономной области и др.) квартиры предоставляются только на основании судебных решений. В целом в 2018 году более 12 тыс. человек из 25 тыс., которым удалось получить жилье, сделали это через суд, согласно данным Счетной палаты.

Что делает Министерство просвещения

Заместитель министра просвещения Виктор Басюк, позиция которого приводится в бюллетене Счетной палаты, пояснил, что министерство уже разработало меры, направленные на улучшение ситуации с обеспечением жильем детей-сирот.

«Мы подготовили изменения в правила предоставления и распределения субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам. В них будет установлен дополнительный критерий для отбора регионов на получение субсидий. Таким критерием станет наличие «дорожной карты», которая будет включать мероприятия по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению сирот старше 18 лет, которые включены в списки получения жилья на 1 января 2020 года», — пояснил Басюк.

Кроме того, министерство подготовило законопроект о внесении изменений в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором предлагается исключить проживание детей-сирот в квартирах одновременно с людьми, лишенными родительских прав. Басюк также добавил, что Минпросвещения упростит процедуру закупки квартир у физических лиц.

Почему собственник самостоятельно не продает квартиру государству через аукцион:

Нет необходимых знаний: собственник должен самостоятельно разобраться, как аккредитоваться на гос.площадках, как правильно внести обеспечение, как заполнить и подать заявку и т.д.

Нет свободных средств на обеспечение контракта, собственник не всегда может (и хочет!) внести деньги в качестве обеспечительного задатка по аукциону, а иногда просто боится, потому что не знает всей процедуры и того, что деньги потом возвращаются.

Большой риск ошибки: так как человек не имеет опыта работы с аукционами и будет делать все впервые, то велик риск ошибок на каком-нибудь из этапов сделки, поэтому сделка может сорваться и собственник потеряет время и, возможно, даже деньги.

Читайте также:  ЕДВ ветеранам боевых действий в 2023 году — повышение и последние новости

Такая же причина, того почему многие риелторы не идут в госзакупки: привыкли работать по старинке, не знают схем продажи квартир государству, бояться нового, не хотят вкладывать свои денежные средства.

И получается, государство хочет купить недвижимость, собственники не умеют продавать через электронные аукционы, а риелторы не хотят напрягаться.

Наличие приборов учета.

Требования к участникам

Узнать о предъявляемых к требованиях можно в ст.31 44-ФЗ. Этот перечень является стандартным для всех участников.

П.1 ч.1 ст.31 44-ФЗ говорит о соответствии участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Что касается нашей темы, почти всегда речь идет о предоставлении Выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), которую участник прикладывает в составе заявки.

Но иногда заказчики вместо Выписки из ЕГРН прописывают возможность предоставления:

  • свидетельства о государственной регистрации права собственности;
  • правоустанавливающих документов (в случае, если право зарегистрировано до 1998 г.: договор приватизации/ договор купли-продажи/ договор дарения/ договор мены/ договор ренты/ договор долевого строительства/ свидетельство о праве на наследство по закону/ свидетельство о праве на наследство по завещанию/ или иной документ, предусмотренный ст.14 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Но является ли требование Выписки ЕГРН законным, если участником торгов может быть не только сам собственник, но и его представитель по доверенности? (ч.3 ст.27 44-ФЗ). Однозначного ответа на этот вопрос мы не найдем. Вот несколько точек зрения:

  1. В Письме ФАС России от 07.08.2019 г. № АК/68293/19 говорится, что участвовать может как собственник, так и его представитель (по доверенности), аккредитованный на электронной торговой площадке согласно законодательству, а также подписывать от имени собственника контракт.
  2. В решениях ФАС по делу № 012/06/106-266/2019 от 13.06.2019 г. и делу № 054/06/66-710/2019 от 22.04.2019 г. ФАС говорит о том, что принимать участие торгах имеют право только собственники помещений.
  3. В Постановлении № Ф03-5066/2018 от 10.12.2018 г. Арбитражного суда Дальневосточного округа говорится, что государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество в отдельных случаях не является обязательной. Предметом закупки может быть товар, находящийся в гражданском обороте, в отношении которого действующим законодательством предусмотрено лишь наличие права собственности.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество может быть реализована одновременно с государственной регистрацией перехода таких прав либо одновременно с государственной регистрацией сделки с объектом недвижимости.

Момент сложный, поэтому подойдите серьезно к изучению требований документации и, если необходимо, направляйте запрос на разъяснение положений закупочной документации с помощью функционала электронной площадки.

На каких условиях предоставляется?

Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот» включает в себя некоторые требования по получению льготного жилища для сирот.

Они следующие:

  1. Если у соискателя, его семьи или родственников не имеется льготное жилье, полученное при подписании договора о найме.
  2. В случае подтверждения непозволительной среды в помещении, где сироты постоянно обитают.

Среди указанных выше условий говорилось о невозможности проживания в определенном пункте. Такими называют те места, которые непригодны для проживания детей.

К таким относятся следующие:

  1. Вследствие обитания ребенка-сироты вместе с человеком, у которого тяжелые хронические заболевания.
  2. Если ребенок живет в одной жилплощади вместе с лицами, которых лишили прав по отношению к нему.
  3. Помещения без наличия самых необходимых условий для жизни.
  4. Жилплощадь с неудовлетворительными санитарными нормами.
  5. Если помещение, которое является домом для сироты, имеет площадь меньше, чем положено по законодательству.
Читайте также:  Почетный донор — сколько раз надо сдать кровь, сколько платят в 2022 году

Дети-сироты могут ожидать жилье от государства, если:

  1. Вовремя написали заявление в местных органах по опеке или администрации, подавать обязательно до 23 лет.
  2. Стали на учет и самостоятельно проконтролировали наличие своей фамилии в списке, также, нужно запросить копию документа, который подтвердит участие в очереди.

Что делать с приватизированным жильем, которое никто не хочет покупать?

Рассмотрение данного вопроса актуально, поскольку речь пойдет о передаче имущества государству на безвозмездной основе. Реприватизация выгодна в следующих случаях:

  • владелец не в состоянии платить налог на жилье;
  • квартира непригодна для проживания, находится в аварийном состоянии;
  • жилье находится в таком месте, где его никто не хочет приобретать;
  • квартира передана по завещанию, но наследник не желает принимать наследство (например, ввиду больших долгов наследодателя).

При реприватизации расходы, связанные с ремонтом имущества, в том числе необходимого в связи с пожаром или наводнением, возлагаются на государство.

В различных регионах действуют программы расселения из жилья, подлежащего сносу. Проживая в квартире по договору социального найма, жители могут получить предложение о переезде в квартиру, площадь которой будет не менее 18м2 на человека (в Москве). Если же гражданин является собственником ветхого жилья, ему достанется только равноценная, но не большая квартира.

Даже при желании расприватизировать квартиру, можно столкнуться с рядом проблем, процесс окажется невозможным, если:

  • у собственника есть иное жилье;
  • квартира в залоге;
  • один из собственников — несовершеннолетний (нужно согласие опеки);
  • имеется задолженность по квартплате;
  • иные собственники не согласны с расприватизацией;
  • часть жилья перешла по наследству (наследники не имеют права расприватизировать жилье).

Каким бы ни было решение собственника — передать жилье безвозмездно или за оплату через аукцион, процесс строго контролируется органами Прокуратуры и обман исключен.

Определение детей-сирот

К данной социальной группе относятся граждане до 18 лет оставшиеся без попечения родителей, а также те, которые были взяты под опеку ближайшими родственниками и другими людьми.

Официально получают этот статус те малыши, чьи родители:

  • признаны без вести пропавшими;
  • признаны умершими;
  • лишены родительских прав;
  • находятся на длительном стационарном лечении и с тяжелыми диагнозами;
  • находятся в местах лишения свободы;
  • находятся в ранге подозреваемых (при наличии текущего судебного процесса);
  • не желают выполнять родительские обязательства;
  • инвалиды первой группы;
  • признаны не дееспособными;
  • отказались от чада (забрать из лечебного учреждения и других официальных организаций).

Когда положено жилье детям-сиротам

Порядок получения жилья детьми-сиротами устанавливается Законом № 159-ФЗ. Исходя из ст. 8 этого правого акта, становится ясно, положено ли жилье детям без попечения и сиротам. Так, указанные категории вправе претендовать на жилплощадь, если:

  • достигли возраста совершеннолетия;
  • стали дееспособными до 18 лет.

Для реализации данного права нужно в обязательном порядке подать заявление на включение в специальный список лиц, подлежащих обеспечению отдельным жилым помещением. Общий порядок утверждения и формирования такого перечня регламентируется Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 г. № 397. При этом на региональном уровне также должны приниматься акты, регулирующие эту процедуру.

В список претендентов на жилье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, вносятся:

  • сироты в возрасте от 18 до 23 лет;
  • сироты старше 23 лет, которые имели право на жилплощадь, но не смогли им воспользоваться по определенным обстоятельствам;
  • лица, оставшиеся без попечения родителей и достигшие возраста 14 лет.

При этом не каждый сирота может претендовать на жилье. Существует ряд ограничений и требований. Выдача квартир детям-сиротам не производится, если они:

  • владеют жилым помещением на праве собственности (даже если имущество получено в подарок или унаследовано);
  • снимают квартиру по договору социального найма (или их члены семьи).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *